Меню

Влияние звука здоровье человека

Влияние звука на человека: описание, уровень, польза и вред

Вместе с развитием промышленности и с ростом городов на человека стало влиять огромное количество невидимых факторов. О вреде многих из них мы даже не подозреваем и воспринимаем их как не очень приятную, но неотъемлемую часть жизни. К невидимым, но очень вредным факторам относится и звук. Или какофоническое скопление звуков – шум. Человек никогда не бывает в полной тишине. Если вы сейчас один дома – прислушайтесь. Так ли в квартире тихо на самом деле? Влияние звука на человека происходит всегда и везде. И если вы не замечаете монотонный шум, который преследует вас в, казалось бы, полной тишине, не значит, что он в данный момент не действует на ваши психическое и физическое состояния.

Что представляет собой звук и шум?

Звук – это физическое явление. Звук представляет собой невидимые упругие волны, распространяющиеся в твердой, жидкой и газообразной среде. Он не распространяется только в вакууме. Как правило, источниками звука выступают тела, совершающие колебания с разной частотой: струны музыкальных инструментов, голосовой аппарат у человека и животных, мембраны в различных типах устройств и т. д.

Шум – это беспорядочные колебания физических объектов в природе. Это неблагозвучная совокупность звуков. В современной науке различают звуковые, радио и электрические шумы. Основными источниками являются разнообразные механизмы.

Частота звука

Важнейшее и сильное влияние звука на организм человека оказывается посредством частоты звуковых колебаний. Ухо человека воспринимает частоту от 16 Гц до 20000 Гц (или 20 кГц, где «к»– кило). Герц – единица измерения частоты. Звук с частотой колебаний ниже 16 Гц не слышен человеческому уху и называется инфразвуком от лат. Infra — ниже. Такой частотой обладают почти все человеческие органы. Частота выше 20 000 Гц также не воспринимается слуховым аппаратом человека и называется ультразвуком (от лат. ultra – сверх, за пределами).

Громкость звука

Громкость звука – это субъективная величина, так как ее значение полностью зависит от того, как ее воспринимает наш слух. Громкость звука измеряется в сонах. Это международная общепризнанная единица измерения. Но если мы говорим именно о влиянии звука на человека, его интенсивность и давление на наш слуховой аппарат измеряется в децибелах. Единица громкости (и в том числе шума) в этом случае равна 1 бел, но так как она довольно велика для удобного измерения, используют децибел, который составляет 1/10 часть бела.

Звуки и шумы в повседневной жизни

В обычной жизни мы редко когда слышим чистый звук. Чаще всего нас окружает их совокупность, то есть шум. Часто мы не подозреваем, что он превышает допустимую безопасную норму для нашего слуха. Средний и самый безопасный для нашего здоровья уровень шума – 55–70 дБ. Влияние звука и шума на человека с большей интенсивностью может оказаться пагубным. Чтобы лучше ориентироваться в числовых значениях, напишем силу основных источников.

Безопасный уровень шума:

  • 10 дБ – шепот;
  • 20–30 дБ – естественный шумовой фон в помещении;
  • 50 дБ – разговор спокойным тоном;
  • 70 дБ – уровень шума на оживленной улице.

Небезопасный уровень шума:

  • 80 дБ – работа двигателя грузовика;
  • 90 дБ – шум поезда в метро;
  • 110 дБ в среднем – звучание аппаратуры на концертах и дискотеках.

Некоторые рок-музыканты на своих концертах выдавали громкость звука за 130 дБ, не учитывая то, что начиная с этой цифры человек начинает испытывать физическую боль от шумового воздействия. Уровень опасно громкого шума начинается с 70 дБ. Звук с интенсивностью более 130 дБ вызывает физическую боль, а 150 дБ и выше могут стать для человека смертельными. Но не только громкость звука влияет на человека. Невидимым оружием могут стать низкочастотные и высокочастотные звуки. Те, что не воспринимаются нашим слуховым аппаратом.

Инфразвук

Инфразвук – это звук с низкой частотой, неслышимый человеком, но представляющий для него большую опасность. Инфразвуком считается тот, что вызывается частотой колебаний от 0,001 до 16 Гц. Такой вид шума используется полицейскими некоторых стран при разгоне агрессивно настроенной толпы.

Сегодня многие государства ведут разработку инфразвукового оружия. Это должно быть недорогое, но эффективное оружие массового поражения. Инфразвук довольно широко применяется в науке и даже медицине. С помощью него изучают океаны и атмосферу, предсказывают природные катастрофы. И также врачи используют влияние звука на здоровье человека. С помощью инфразвука удаляют раковые опухоли и лечат роговицу глаза.

Источники инфразвука

Инфразвук часто появляется в природе. Извержения вулканов, грозы, смерчи и землетрясения, падения метеоритов выбрасывают мощную звуковую волну. Но сила инфразвука, образованного взрывом ядерной бомбы, намного больше.

Когда на Земле бывают периоды большой геомагнитной активности, инфразвуковые волны тоже облетают земной шар. И также источниками являются крупногабаритные конструкции и механизмы, чье колебание из-за размеров не может превышать 16 раз в минуту. Это техника и здания. Инфразвуковые частоты также выдают самые крупные трубы органов в церквях. Но эти частоты близки к слышимым человеком.

Влияние инфразвука на человека

При воздействии частот, равных 4–8 Гц у человека начинается вибрация внутренних органов, а при 12 Гц возникает приступ морской болезни. Влияние звука на человека может сильно различаться в зависимости от показателей частоты. Если 12 Гц оказывают негативное влияние на здоровье, то 13–14 Гц способствуют расслаблению и сосредоточению всех систем организма. Такая частота помогает настроиться на созидание и творческую работу, мозг, при влиянии на него данной частоты, легче обрабатывает поступающую информацию.

Самые опасные частоты инфразвука для человека – от 6 до 9 Гц. При частоте 7 Гц, которая созвучна альфаритму мозга, нарушается умственная работа. Человеку кажется, что его голова разрывается на части. Чтобы влияние звуков и шумов на организм человека было заметным, нужно, чтобы определенная частота была совмещена с опасной громкостью. Чем сильнее интенсивность звука, тем необратимее повреждения органов.

Инфразвук с малым звуковым давлением может вызывать звон в ушах, тошноту, ухудшение зрения и страх. Звук средней интенсивности влияет на пищеварительную систему и мозг, вызывает слабость, а в некоторых случаях паралич и полную потерю зрения. Влияние звука на человека может стать и смертельным. Если его интенсивность превышает 130 дБ, возможна остановка сердца.

Частота работы органов человека

Почти все органы нашего тела работают на инфразвуковой частоте. Средняя частота всего организма – 6 Гц, головы – 20–30 Гц, брюшной полости и грудной клетки – 5–8 Гц, сердца – 4–6 Гц, желудка – 2–3 Гц. Ритм кишечника – 2–4 Гц, почек – 6–8 Гц, вестибулярного аппарата – от 0,5 до 13 Гц. И так далее.

Когда частота инфразвука входит в резонанс с ритмом какого-либо органа, происходит влияние звука на организм человека. Он начинает вибрировать, что может сопровождаться сильной болью и нести за собой повреждения этого органа. При воздействии инфразвука у человека увеличивается расход энергии в теле. Ученые полагают, что состояние тела под действием таких волн схоже с состоянием при физической работе.

Ультразвук

Ультразвук характеризуется частотой свыше 20000 Гц, что не входит в диапазон воспринимаемых нашим ухом звуков. Его влияние, так же, как подобное влияние звуков и шумов на организм человека, очень заметно. Ультразвук используют практически во всех отраслях науки. Его свойства бесценны и сильно облегчают жизнь в наше время.

Читайте также:  Изучение факторов способствующих укреплению здоровья

Ультразвук широко применяется в медицине как для исследования, так и для лечения. В производстве он отлично справляется с изготовлением маленьких отверстий сложной формы в металле. Ультразвук может делать отверстия в самых твердых веществах, даже в алмазе. С его помощью соединяют несмешиваемые другими способами жидкости (например, воду и масло).

В биологии ультразвук применяют для разрушения клеток и изучения их отдельных частей. С помощью подобных волн вызываются мутации, которые применяются в селекции растений. И также ультразвук помогает людям очищать мелкие детали и даже стирать вещи. В эхолокации он находит косяки рыб. И также благодаря подобным волнам можно обнаружить мельчайшие дефекты в деталях и материалах. В производстве используется ультразвуковая сварка, позволяющая производить соединение деталей, нагревать которые нельзя, металлы с прочной оксидной пленкой и неоднородные металлы.

Применение ультразвука в медицине

Ультразвуковое исследование – самый известный и удобный тип исследования. С помощью него можно подробно рассмотреть ткани мягких органов, выявить их повреждения, наличие опухолей, увидеть изменения размеров и форм. Это исследование наиболее безопасный метод, так как влияние частоты звука на человека не ведет к опасным последствиям. Поэтому УЗИ используется в исследованиях сердца, женских половых органов и груди.

В отличие от рентгена, ультразвуковое исследование не несет опасное облучение. И также ультразвук применяют в лечении. В спортивной медицине, травматологии, стоматологии, физиотерапии его используют как противовоспалительное средство, способное улучшать циркуляцию в отдельных тканях, снимать отечность и боль. С помощью ультразвука костные и хрящевые ткани восстанавливаются быстрее.

Источники ультразвука

В природе источниками ультразвука могут служить шум дождя, ветра, гальки на морском берегу. И также им сопровождает грозовые разряды. Многие животные пользуются ультразвуком для того, чтобы ориентироваться в пространстве, избегать препятствий и общаться с сородичами. Это такие животные как дельфины, летучие мыши, киты, грызуны и т. д.

Люди сделали первый ультразвуковой свисток в 1883 году. Он называется свистком Гальтона. Обычно используется для дрессировки собак и кошек. Позже изобрели жидкостный ультразвуковой свисток. Его схема действия заключается в том, что поток жидкости под высоким давлением ударяется в металлическую пластинку, благодаря чему пластинка совершает колебания. Еще для произведения ультразвука используются сирены.

Какое влияние могут оказывать звуки на человека: ультразвук

В организме человека ультразвук преобразуется в тепло, что ведет за собой сжатие и растяжение тканей организма, и ускорение обменных процессов. Длительное и интенсивное воздействие может вызвать разрушение живых клеток. В крови разрушаются эритроциты и лейкоциты, повышается вязкость и свертываемость. Чем больше интенсивность, тем опаснее физика влияния звука на человека.

На людях не испытывали ультразвук сильной мощности. Все эксперименты проводили на животных. При его воздействии наблюдались сильные боли, ожоги, облысение, помутнение хрусталиков и зрачков глаз. Высокие частоты вызывают смерть путем мелких кровоизлияний в органах. И также длительное воздействие ультразвука может привести к изменению слуха и симптомам вегетососудистой дистонии.

Влияние музыкальных звуков на человека

Положительное и отрицательное влияние музыки на человека было известно с древних времен. В наши дни доказано, что музыкотерапия очень хорошо влияет на психическое и физическое здоровье людей. Наибольший эффект она оказывает на детей. Музыка стимулирует отделы мозга, отвечающие за память, двигательные функции и речь, улучшает моторику.

Дети, с раннего возраста начавшие заниматься на инструментах, отличаются высоким уровнем энтузиазма, общительностью и способностями к усвоению знаний. Влияние звуков музыки на человека также проявляется в ускорении мозговой активности, что благоприятно сказывается на наших познавательных способностях.

Кому показана музыкальная терапия?

Сегодня врачи успешно применяют музыку при лечении душевных болезней и расстройств: депрессии, врожденных психических заболеваний, повышенной возбудимости, отсталости в психическом развитии и т. д. И также музыка оказывает положительное влияние при течении беременности как для матери, так и для плода.

С ней легче усваивать иностранные языки, ее применяют для профилактики болезни Альцгеймера и слабоумия. С помощью музыки можно нормализовать давление, улучшить работу сердца и центральной нервной системы, иногда даже восстановить поврежденные участки мозга.

Что слушать?

Было написано много проектов о влиянии звука на организм человека, благодаря которым исследователи выяснили, какая именно музыка обладает терапевтическим эффектом. В Китае продаются альбомы для лечения определенных органов и расстройств: «Сердце», «Депрессия», «Печень», «Мигрень», «Пищеварение» и т. д. В них звук обладает аналогичной больному органу частотой.

Все музыкальные инструменты по-разному влияют на наше состояние, так как у каждого органа свой резонирующий с ним инструмент. Для спокойствия душевного состояния полезно слушать скрипку и пианино. Чтобы нормализовать работу печени и желчного пузыря, советуют кларнет и гобой. При болезнях сердечно-сосудистой системы хорошо слушать мелодии струнных инструментов.

Музыка Моцарта

По заверениям исследователей, именно музыка Моцарта обладает целебными и терапевтическими свойствами. Ученые проводили эксперимент, при котором давали испытуемым слушать различные мелодии. Только при прослушивании произведений Моцарта активизировалась вся область коры головного мозга, тогда как от других песен всего один или несколько ее отделов.

Существует много работ на тему лечебного эффекта произведений этого классика. В магазинах продаются диски с выборками из его репертуара, которые нужно слушать в тех или иных случаях.

Источник

Влияние звука здоровье человека

    Главная
  • Список секций
  • Физика
  • Влияние звука и шума на организм человека

Влияние звука и шума на организм человека

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Проблема: Сегодня весьма актуальна проблема влияния шума на здоровье человека. Среди наиболее распространенных неблагоприятных физических факторов, отрицательно влияющих на здоровье человека, наиболее вредным является звуковой шум. В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, а гигиеническая проблема борьбы с шумом является на сегодня наиболее актуальной.

Актуальность.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя в начале XX века немецкий микробиолог Роберт Кох сказал: «Когда-нибудь человеку придется ради своего существования столь же упорно бороться с шумом, как он борется сейчас с холерой и чумой».

Звуковой шум воспринимается как неприятные, нежелательные звуки, мешающие нормально работать, получать нужную информацию, отдыхать. Шум ведет к снижению работоспособности, остроты слуха, функциональных возможностей коры головного мозга, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Шум действует на человека возбуждающе, вызывает выделение в кровь большого количества гормонов, вызывающих чувство страха, опасности, агрессии, обостряет хронические заболевания.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), учитывая глобальный характер шумового загрязнения окружающей среды, разработала долгосрочную программу по снижению шума в городах и населенных пунктах мира. В России защита от шумового воздействия регламентируется Законом РФ «Об охране окружающей среды» (ст. 55), а также постановлениями правительства о мерах по снижению шума на промышленных предприятиях, в городах и других населенных пунктах.

Моя работа над данным проектом вызвана желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека, и как можно сохранить слух. В процессе исследования мы провели опрос учащихся о влиянии шума на их состояние здоровья и работоспособность. Данная работа призвана, привлечь внимание ребят к решению проблемы шумового загрязнения городов, охраны окружающей среды и сохранения своего здоровья и окружающих.

Читайте также:  Horizon zero dawn как восстановить здоровье

Цель работы: изучить влияние шума и звука на здоровье человека.

Объект исследования: шум как звуковое явление.

Предмет исследования: воздействие шума и звука на организм человека.

Задачи:

Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования.

Выяснить влияние шума и звука на здоровье человека.

Провести опрос и проанализировать полученные результаты.

Разработать «Здоровьесберегающие рекомендации» для учащихся.

Ожидаемый результат: опираясь на фактический материал, показать важность охраны окружающей среды.

Гипотеза: обратить пристальное внимание на проблему защиты здоровья человека от шума. Учащиеся нашей школы могут обезопасить себя от вредного влияния шума и повысить работоспособность на уроках, если:

получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;

понизят «шумовое загрязнение» на переменах;

внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.

Методы: теоретический анализ научной литературы, опытно-экспериментальная работа, наблюдение, беседа, анкетирование, количественный и качественный анализ полученных результатов.

Теоретическая часть.Шум с физической точки зрения.

Для всех живых организмов, в том числе и человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Раздел физики, в котором изучают звуковые явления, называют акустикой. Звук как физическое явление представляет собой механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16 до 20000 Гц. Ухо человека — прекрасный приёмник звуковых колебаний. Оно состоит из трёх частей: внешнего, среднего и внутреннего уха. Элементами внешнего уха являются ушная раковина и внешний слуховой проход. Они служат для того, чтобы направить звуковые волны к барабанной перепонке. Барабанная перепонка и соединённые с ней три слуховые косточки — это среднее ухо. Они передают звуковые колебания к элементу внутреннего уха через перепонку овального окна — жидкости заполняющей улитку. Здесь звуковые колебания с помощью слуховых рецепторов превращаются в последовательность нервных импульсов, которые передаются в мозг слуховым нервом.

Следовательно, чтобы вызвать ощущение звука, необходимо выполнить три условия:

среда должна быть упругой;

мощность звуковой волны должна вызвать ощущение звука.

Звуки, которые мы ежедневно слышим, очень разнообразны. Они делятся на музыкальные звуки и шумы. К первым относятся пение, звучание натянутых струн скрипки, гитары или виолончели, духовых или других музыкальных инструментов, свист и т. п. Шумы возникают во время грозы, создаются работающими двигателями, шелестящей листвой. С помощью органов речи люди могут воссоздавать музыкальные звуки и шумы. Шум отличается от музыкального тона тем, что у него нет определённой частоты колебаний, а значит – определённой высоты звука.

Шум — это хаотическая смесь многих звуковых колебаний разных частот и амплитуд. Шум – сложное физическое явление: он образуется вследствие наложения колебаний различных частот, то есть состоит из звуков разной высоты. Он является одной из форм физического (волнового) загрязнения окружающей среды, адаптация организмов к которому практически не возможна. Источниками шумов являются все виды транспорта, промышленные объекты, громкоговорящие устройства, лифты, телевизоры, радиоприёмники, музыкальные инструменты, собрания людей и отдельные лица. Чрезмерный шум влияет на человека подобно яду, который в организме медленно накапливается.

Влияние шума на организм человека

Уровень шума, его сила (интенсивность) измеряется в децибелах (дБ). Интенсивность всех звуков диапазона слухового восприятия выражают в относительных единицах от 0 до 130 дБ (болевого порога). Измеряют шум специальной аппаратурой — шумомерами. Уровень шума в 20-30 децибелов (ДБ) практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека, исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека. Каждый человек воспринимает шум по-разному. Многое зависит от возраста, темперамента, состояния здоровья, окружающих условий.

В зависимости от уровня интенсивности и спектра шума различаются несколько ступеней воздействия шума на человека:

шум, вызывающий механические повреждения органов слуха;

шум, вызывающий необратимые изменения в органах слуха и приводящий к общему болезненному состоянию организма человека;

шум, затрудняющий разборчивое восприятие речи и оказывающий, таким образом, значительное воздействие на нервную систему человека, повышающий утомление;

шум более низких уровней, оказывающий вредное воздействие на нервную систему человека, мешающий его умственному труду и отдыху.

Постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической подавленности, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечно-сосудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда. Наиболее чувствительны к действию шума люди старшего возраста. Так, в возрасте до 27лет на шум реагируют 46,3% людей, а в возрасте 28-37 лет -57%, в возрасте 38-50 лет — 62%, а в возрасте 58 лет и старше — 72%.

Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещений разного назначения такие:

• для сна, отдыха- 30-40 дБ;

• для умственного труда- 40-50 дБ;

• для лабораторных исследований, работы с ЭВМ — 50-60 дБ;

• для производственных цехов, гаражей, магазинов — 50-70 дБ.

Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия (в дБ).Приложение №1

Воздействие шума проявляется:

На слуховой аппарат человека;

На нервную систему человека;

На сердечно — сосудистую систему.

Человек становится:

Раздражительным, нервным, слабым, забывчивым;

Тревожным, испуганным, плохо видит, ухудшается интеллектуальная деятельность;

Приобретает: гипертоническую болезнь, бессонницу, неправильный обмен веществ, снижается порог чувствительности нервных, на репродуктивную функцию человека.

Рекомендованные диапазоны шумов внутри помещений разного назначения такие:

сердечно-сосудистые и нервные расстройства

понижается способность к учебе

понижается производительность труда

120-130 дБ – болевое ощущение, акустическая травма

186 дБ – разрыв барабанных перепонок

196 дБ – повреждение легочной ткани

Медицинские исследования свидетельствуют, что у лиц, имеющих шумные профессии, желудочные заболевания (гастриты, язвы) возникают в 4 раза чаще, чем у других. Среди них также намного больше глухих. От продолжительного сильного шума производительность у людей умственного труда снижается на 60%, физического-на 30%.

Последовательность, с которой происходит утрата слуха, сейчас хорошо изучена. При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает через 1-2 года, при средних — через 5 – 10 лет. Снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Сначала интенсивный шум вызывает временную потерю слуха. В нормальных условиях через день или два слух восстанавливается. Но если воздействие шума продолжается месяцами, восстановление не происходит, временный сдвиг порога слышимости превращается в постоянный. Нервные клетки внутреннего уха оказываются настолько поврежденными, что не восстанавливаются.

Можно выделить следующие последствия влияния шумов на человека:

1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет.

2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.

4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка — профессиональное заболевание.

Читайте также:  Конспект урока по обж 5 класс двигательная активность необходимые условия укрепления здоровья

5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.

6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.

7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).

Мероприятия по защите от шума

Сегодня современные технологии позволяют снизить неблагоприятное влияние громкого звука и шума на организм человека. В квартире можно установить звукоизоляцию и стеклопакеты, используя беруши можно спокойно спать, не раздражаясь от посторонних звуков. Шумопоглощающие наушники помогут сосредоточиться во время работы или чтения книги.

Борьба с шумом состоит в создании шумозащитных экранов, поглощающих фильтров, бесшумных механизмов, в изменении технологии производства и динамики транспортных потоков. Даже озеленение территории снижает уличный шум на 25%. Хорошие звукоизоляционные материалы: вата, ворсистые ковры, стены из пенобетона или пористой сухой штукатурки.

При этом стоит знать, что полная тишина действует на человека не менее угнетающе, поэтому ограждать себя от шума следует в меру. Главное — постоянно наблюдать за своим самочувствием и стараться слушать приятные звуки: любимую музыку, мелодию моря и дождя. Стоит оценить уровень шума вокруг и подумать, как от него оградиться.

«Школьный шум»

Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81% больше времени. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.

По общепринятым стандартам: Интенсивность речевого шума измеряется в дБ: тихий шепот — 10 дБ, умеренный шепот — 20 дБ, громкий шепот — 30 дБ, нормальная громкая речь — 50-60 дБ. Эти уровни не мешают умственному труду, если этот шум кратковременный. Такой шум не превышает допустимых норм для умственного труда, не снижает внимания, умственной работоспособности, не оказывает вредного воздействия на центральную нервную систему, не вызывает отрицательных эмоций. Громкий шум (59 — 65 дБ) превышает санитарные допустимые нормы для умственного труда, снижает внимание, работоспособность, оказывает нагрузку на центральную нервную систему, вызывает неприятные эмоции. Интенсивный шум (65 -75 дБ) заглушает повышенный голос учителя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции. Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах.

Работая над проектом, я провела опрос среди учеников нашей школы.

Анкетирование учащихся:

Мною было проведено анкетирование среди учеников 7-10 классов нашей школы. В опросе участвовали 192 ученика. Приложение №2

Цель: выяснить влияние шума на общее психологическое состояние школьников.

1. Шум на уроках мешает тебе сосредоточиться?

1) да, очень 103-54%;

2) нет, у нас на уроках не шумно 48-25%;

3) не знаю, не обращаю внимания 41-21%.

2. Шум на переменах мешает тебе отдыхать?

1) да, он меня очень раздражает 65-34%;

2) нет, на переменах не так уж и шумно 78-41%;

3) не знаю, не обращаю внимания 49-25%.

3. Сколько учащихся должно быть в классе. Чтобы на уроках не было шумно?

1) 10-15 человек 65-34%;

2) 15-20 человек 78-41%;

3) 20-25 человек 49-25%.

4. Какое направление в музыке вы предпочитаете?

Классическая музыка 24-13%

5. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?

6.Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)?

7.Раздражает ли вас посторонний шум?

8. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?

9. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?

10. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?

11. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?

12. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?

Проанализировав ответы, я сделала следующие выводы:

Шум на уроках и переменах оказывает вредное воздействие, считает половина обучающихся, хотя другой половине он не мешает.

Количество обучающихся в классе главная причина шума на уроке.

Большинство учеников слушают музыку во время выполнения домашнего задания, отдавая предпочтение тяжелой музыке. Качество умственной работы снижается.

Школьники предпочитают слушать музыку через наушники, музыка раздражает барабанные перепонки и оказывает вредное действие на здоровье учеников.

Длительное воздействие шума оказывает влияние на психологическое состояние. Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека.

Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители и не всегда может проснуться под звук будильника.

Учащихся не задумывается о том, то увеличение шума может привести к тяжелым последствиям и является важной проблемой.

Заключение

В ходе работы над проектом мною были изучены свойства и особенности шума. Было рассмотрено физическое понятие шума. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас. Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем современного общества. Поэтому я решила продолжить свое исследование в направлении изучения уровня шума на уроках и переменах, в разных классах и на разных этажах, а также влияние громкой музыки на трудоспособность, активность, концентрацию внимания и результативность работы.

Мною сделаны следующие выводы:

Длительное воздействие шума с уровнем более 80-90 дБ может привести к частичной или полной потере слуха, также могут произойти патологические изменения в сердечно-сосудистой и нервной системе. Безопасны только звуки громкостью до 35 дБ.

Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны.

Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.

Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.

Результаты:

Создали презентацию по теме: «Влияние звука и шума на организм человека», буклет для обучающихся по защите от вредного воздействия звуков и шума на основе рекомендаций.

Практическая значимость: материал можно использовать на уроках физики, биологии, музыки, основах безопасности жизнедеятельности, во внеурочной деятельности. А также в просветительской работе и здоровьесберегающих технологиях (выпуск бюллетеней, выставки рисунков, плакатов).

Планы на будущее

Изучить санитарные нормы шума для жилых помещений и образовательных учреждений.

Измерить уровень шума в школе с помощью шумомера.

Проверить остроту слуха у обучающихся и учителей.

Литература

А.В. Перышкин, Е.М. Гутник Физика 9 класс, Издательство «Дрофа», Москва 2013 г.

А.Б. Кимбар «Физика в живой природе».

Р.А. Гибель «Справочник по физике для студентов и школьников»

А.В. Тарасов «Физика в природе»

Интернет — ресурсы: http://www.businesseco.ru

Санитарно-эпидемиологические правила (СанПиН 2.4.2.1178-02). «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», 2002.

Источник

Adblock
detector