Влияние режима дня школьника на его здоровье.
статья по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о влиянии режима на здоровье школьников | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКА.
Здоровье ребенка, его эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие и социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются внешней средой, теми условиями, в которых он живет.
Анализ общего режима дня школьника и внеучебных занятий (спорт, музыка, чтение, компьютер, творчество и т.п.) позволяет понять, рационально ли организован режим, оставляет ли учебная нагрузка время на дополнительные занятия, занятия по интересам, время на отдых, полноценный сон и т.п.
Для анализа общего режима дня и внеучебных занятий использовалась анкета, которую ежедневно, в течение недели, заполняли родители учеников школы №6 2 «В» класса в конце второй, начале третьей четверти учебного года .
Анкета позволяет выявить предпочтения школьников при выборе занятий по интересам, понять, как распределяется время в течение каждого дня. В сочетании с анализом учебной нагрузки это даёт общую картину распределения времени на учебу и отдых, показывает насколько рационально это распределение. Важно понять, не «съедает» ли учебная нагрузка все свободное время учеников, как распределяется свободное время, когда школьники готовят уроки, не жертвуют ли они отдыхом. Не менее важно знать, как используется свободное время школьников.
В последние годы все чаще отмечаются не только учебные, но и вне учебные перегрузки, особенно в начальной школе. Становясь, старше дети просто отказываются от большинства дополнительных нагрузок.
Все полученные данные помогут аргументировать советы и рекомендации родителям на родительских собраниях.
Для того чтобы провести оценку режима дня, мы сопоставили полученные результаты с нормативами, рекомендуемыми в соответствии с СанПиНами.
Таким образом, были сравнены продолжительность сна, прогулок, просмотра телевизора, работа за компьютером у 15 детей.
Изучив и проанализировав режим дня учащихся по анкете, выяснилось, что большинство детей класса недосыпают — 92,3%. А сокращение ночного сна на 1-1,5 часа резко снижает работоспособность.
Продолжительность прогулки на свежем воздухе ниже нормы у 92,3% детей класса.
Из них 23% вообще не гуляет. Из оставшихся 69,3% учеников класса многие гуляют только по выходным.
Проблема короткой продолжительности прогулок на свежем воздухе детей, живущих в условиях северных городов, особенно в зимний период, давно привлекает внимание родителей, педагогов и специалистов. Всем понятно, что эта тема требует ещё большего внимания. И решать этот вопрос нужно совместно. Рекомендации могут дать родители, успешно решающие этот вопрос, учреждения образования, учителя, работающие по проблеме здоровье сбережения.
Анализ предпочтений учащихся класса при выборе занятий по интересам (по анкете), дает понять, что просмотр телепередач предпочитают остальным занятиям 46% детей. Помогают родителям по домашней работе 46% детей. Ежедневно читают дома 38,5% детей. 69,2% учащихся класса занимаются спортом в кружках и секциях.
Анализ учебной нагрузки показывает, что школьная нагрузка учеников второго класса соответствует возрастным нормативам и составляет в среднем 3,5 часа в день (по СанПиНу – 3-4 часа).
Продолжительность выполнения домашних заданий соответствует возрастным нормативам и составляет в среднем 1,17 часа в день, по СанПиНу – до 1,5 часов.
Суммарная недельная учебная нагрузка превышает допустимые нормативы на 4,8 часа (в основном за счет внеучебных занятий), что составляет 29,8 часа в неделю (по СанПиНу – при 5-ти дневной неделе 22 часа).
Учебная нагрузка по дням недели распределена так, что в начале и конце учебной недели нагрузка меньше, чем в середине недели. Самыми насыщенными оказались вторник и четверг. Минимальная нагрузка в пятницу. В выходные дни учебная нагрузка не значительная.
Средняя недельная нагрузка учащихся:
— соответствует норме у 7,7% детей,
— превышает норму не более, чем на 0,5 часа у 15,4%.
— превышение нормы от 1 до 2 часов определилось у 76,9% опрошенных! В основном за счет увеличения внешкольной нагрузки, т.е. дополнительные и факультативные занятия. Конечно, внешкольные нагрузки — выбор родителей и ребёнка, но педагогу важно самому знать и донести до родителей, что это может отрицательно сказаться на эффективности обучения.
Одной из основных целей нашей работы мы считаем просвещение родителей по вопросу ценности здоровья и повышение внутренней мотивации детей и родителей на его сохранение. И после проведенной оценки эффективной организации режима дня школьников на родительском собрании были даны советы и рекомендации родителям по организации учебной нагрузки и режима дня.
1. Ознакомиться с гигиеническими требованиями (СанПиН) к максимальным нагрузкам.
2. Изучить полученные данные о нагрузке своих детей, при подготовке этой статьи.
3. Изменить режим дня ребенка в сторону увеличения продолжительности сна и прогулок на свежем воздухе (по возможности).
4. Оптимизировать общую учебную нагрузку. Возможно за счет отказа от некоторых дополнительных, факультативных занятий.
По данным статистики, в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых выпускников. Малоподвижный образ жизни, несбалансированное питание, отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация – основные причины этого.
Есть повод задуматься и продолжить работу по укреплению здоровья детей.
Нами намечен ряд дальнейших мероприятий:
— тематические классные часы и родительские собрания;
— проведение уроков школьного курса «краеведение» на воздухе круглогодично (возможно и других).
— проведение совместных детско-родительских мероприятий на природе (экскурсии, походы выходного дня, дни здоровья)
— занятия туризмом (кружок)
В дальнейшем мы планируем продолжить свою работу и проанализировать текущую заболеваемость, т.е. среднее число пропусков по болезни за определённый период или число не болевших детей. А также сопоставить полученные данные у детей с разным объемом учебных и вне учебных нагрузок.
МАОУ ДОД МО г. Нягань
«Центр «Патриот» Щедрова Надежда Валериановна
Источник
Здоровье школьника: режим дня и питания для успешной учебы
Как помочь своему ребенку стать более организованным?
Роспотребнадзор напоминает, что в повседневной жизни школьника большую роль играет режим дня. Это дисциплинирует, помогает быть собранным. Особую актуальность это приобретает в нынешней эпидемиологической обстановке, когда дети могут учиться дистанционно. Крайне важно в такой ситуации правильно сочетать отдых и учёбу.
Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня. Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.
Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность. Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность.
Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.
Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия:
· Ложиться спать и вставать в одно и то же время. Не стоит даже на время дистанционного обучения сдвигать привычные часы сна.
· Ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов).
· Сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение.
· Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.
Примерные нормы ночного сна для школьников:
В 1–4 классе — 10–10,5 часа, в 5–7 классе — 10,5 часа, в 6–9 классе — 9–9,5 часа, в 10–11 классе — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.
Организация рабочего места школьника
Правильно организованное рабочее место школьника и условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.
Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.
Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.
Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.
Немаловажную роль играет и организация рабочего места школьника, в том числе с использованием компьютера, поскольку проведение занятий с применением персональных электронно-вычислительных машин является неотъемлемой частью учебного процесса.
Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора непосредственно на экране видеодисплейного терминала, на уроке не должна превышать:
· для обучающихся в 1-4 классах — 15 мин.;
· для обучающихся в 5-7 классах — 20 мин.;
· для обучающихся в 8-9 классах — 25 мин.;
· для обучающихся в 10-11 классах на первом часу учебных занятий — 30 мин., на втором — 20 мин.
Оптимальное количество занятий с использованием компьютеров в течение учебного дня для обучающихся 1-4 классов составляет 1 урок, для обучающихся в 5-8 классах — 2 урока, для обучающихся в 9-11 классах — 3 урока.
При работе на компьютере для профилактики развития утомления необходимо осуществлять комплекс профилактических упражнений.
Во время перемен следует проводить сквозное проветривание с обязательным выходом обучающихся из класса (кабинета).
Внеучебные занятия с использованием компьютеров рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:
· для обучающихся в 2-5 классах — не более 60 мин.;
· для обучающихся в 6 классах и старше — не более 90 мин.
Время проведения компьютерных игр с навязанным ритмом не должно превышать 10 мин. для учащихся 2-5 классов и 15 мин. для учащихся более старших классов. Рекомендуется проводить их в конце занятия.
Игры и прогулки
Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.
Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.
Питание школьника — это тоже часть режима дня. От него зависит гармоничное развитие молодого организма. Во время пандемии лучше минимизировать посещение магазинов и запастись полезными продуктами длительного хранения. Это могут быть фрукты – замороженные или консервированные (последние лучше выбирать в собственном фруктовом соку, а не в сиропе); замороженные овощи, зерновые (например, «необработанные» овес или гречка — они хранятся дольше, чем обработанные). В детском рационе стоит уменьшить количество молочных продуктов, которые содержат большое количество жиров, например, плавленых сыров, несмотря на то что они имеют долгий срок хранения. Эти продукты не обеспечат ребенка кальцием и витамином D, в отличие от натуральных.
© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ , 2021
Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт
Разработка и продвижение сайта – FMF
Почтовый адрес:
Адрес: 350000, г. Краснодар, ул. Рашпилевская, д. 100
Канцелярия +7 (861) 255-11-54
прием посетителей пн., вт., ср., чт. с 10.00 до 16.00
ПТ. и предпраздничные дни с 10.00 до 13.00
перерыв с 13.00 до 13.48
Источник
Влияние за здоровье школьника режима дня
- Главная
- Список секций
- Окружающий мир
- Режим дня и его влияние на организм
Режим дня и его влияние на организм
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Современная жизнь диктует ребёнку активный образ жизни. Всё более усложняющаяся школьная программа, эксперименты взрослых по улучшению образования увеличивают нагрузку на детей. Дополнительные занятия: плавание, танцы, музыка, рисование и другие занимают много времени. Человек из последних сил старается всё успеть, не спит ночами, днями и получает результат – снижается иммунитет, начинаются частые заболевания. В последние годы состояние здоровья учащихся ухудшается. Растёт число хронических заболевания, стрессовых и депрессивных состояний, физических отклонений подростков. Эти негативные процессы могут быть обусловлены нарушениями режима дня. При соблюдении режима дня образуются условные рефлексы. Например: установленное время пребывания ребенка на свежем воздухе создает у него привычку гулять именно в эти часы, привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Актуальность темы обусловлена тем, что состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость ребёнка в школе зависит от того, насколько правильно организован режим дня школьника.
Цель исследования — выяснить значение режима дня младшего школьника для поддержания здоровья и работоспособности.
Задачи: — сформировать представления о режиме дня и его компонентах;
— развивать познавательное отношение и интерес к изучаемой теме;
— воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Объект исследования — режим дня.
Предмет исследования – отношение младших школьников к режиму дня.
1. Обработка литературных источников.
2. Анкетирование учащихся.
3. Статистическая обработка результатов.
Глава 1. Режим дня, как один из элементов здорового образа жизни и его влияние на организм.
Основные элементы здорового образа жизни.
Многим кажется, что здоровье будет постоянно, что оно будет всегда. Большая часть людей пользуется своим здоровьем, а не производит и поддерживает его, негативное влияние вносит также и загрязнение окружающей среды, и высокие уровни стрессовых состояний. Однако общеизвестно, что главной и самой серьёзной причиной являются нерациональный образ жизни, неоптимальное использование достижений в науках о человеке, о его резервах, физических возможностях.
Здоровье человека зависит от:
— состояния медицины – на 10%;
— влияния экологических факторов – на 20-25%;
— генетических факторов – на 20%;
— условий и образа жизни – на 50%.
Здоровый образ жизни усиливает адаптацию возможностей организма, способствует восстановлению, поддержанию и развитию его резервов, а так же выполнению нагрузок.
Одним из факторов, влияющих на среднюю продолжительность жизни человека, считается уровень культуры и благосостояния общества, а физическая культура — часть общей культуры.
Важнейшим правилом сохранения здоровья – является соблюдение правильно организованного режима дня!
Режим дня и биоритмы человека.
Современная жизнь диктует человеку активный образ жизни, несмотря на то, что в его организме заложена собственная программа жизни – биологические ритмы. Распорядок дня для здорового образа жизни связан с этим явлением. Всё живое на земле подвержено влиянию биоритмов.
Биоритмы – это периодическая динамика интенсивности физиологических процессов. У человека с ними могут быть связаны и психоэмоциональные колебания. Ритмы поддерживают функционирование нашего организма. Механизм биоритмов сложен, нужно знать, что биоритмы – «внутренние часы»,
обеспечивающие развитие и гармонию жизни в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.
Между ритмом жизни и здоровьем прямая и тесная связь. Ритм – это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма – потеря здоровья. Можно увидеть колебания биоритмов в течение суток и года.
Суточные ритмы человека
Фаза замедления биоритмов.
Повышение психической активности, сердце работает с полной нагрузкой.
Повышение активности, период мобилизации всех сил.
Энергетический спад, организм нуждается в отдыхе.
Время подъёма активности, максимальная частота сердечных сокращений.
Психическая стабильность на нуле, скорость реакции организма минимальная.
Время нормализации психического состояния, продуктивного запоминания текстов, обострения памяти.
Организм готовится к отдыху, работа по восстановлению клеток.
В течение суток: динамика работоспособности формируется физиологией.
Исследования показали, что: 8.00-12.00 — наибольшая работоспособность у человека, с 2.00 до 16.00 – период наименьшей работоспособности. Кроме того, суточные биоритмы сказываются на отдельных сторонах работоспособности. Например, выяснилось, что в первой половине дня (до 13.00) лучше удаются действия, связанные с выносливостью, с запоминанием бессмысленной информации, во второй (до 21.00) — с гибкостью. При этом время 13.00 и 21.00 — это критические точки, когда физическая нагрузка становится вредной для системы кровообращения.
Изменение работоспособности в течение суток представлено на рисунке 1.
Динамика недельной работоспособности определяется психологическими механизмами, то есть «усталостью от работы».
В течение недели: понедельник-вторник – вхождение в рабочий режим «врабатывание»; среда-четверг- устойчивая работоспособность; пятница-суббота – период снижения результатов и работоспособности.
Соблюдение режима дня позволяет рационально планировать свои дела максимально приблизив их к биологическим возможностям организма.
Режим дня – это правильное распределение времени на работу и отдых или можно сказать — это рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток.
Рисунок 1. Динамика работоспособности.
Соблюдение режима дня и последствия его нарушения.
Чтоб здоровье сохранить
Организм свой укрепить
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня!
Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. Необходимо приучаться соблюдать режим дня. Это понятие включает в себя следующие моменты:
1) достаточный и полноценный сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну;
2) рациональное питание в одни и те же часы;
3) определенное время для приготовления уроков, отдыха на свежем воздухе, занятий физическими упражнениями, свободных занятий и помощи семье.
Соблюдение режима дня способствует:
— нормальному росту и развитию детей;
— восстановлению нервной системы;
— бодрое состояние в течение длительного времени;
-помогает выработать полезные привычки и навыки;
— способствует укреплению воли.
Несоблюдение режима дня приводит к:
— отставанию в физическом и умственном развитии;
— заболеваниям сердечно-сосудистой системы;
Отсутствие четкого, строго соблюдаемого режима самым неблагоприятным образом влияет на организм. Работоспособность уменьшается, успеваемость снижается, а с течением времени появляются и признаки расстройства здоровья. Соблюдая режим дня – мы формируем условные рефлексы следования здоровому образу жизни и внутренне готовим организм к выполнению определённых видов работы.
Например, если мы в одно и то же время делаем уроки, организм привыкает и к этому времени вырабатывает способность собраться, сконцентрироваться, происходит не только психологический, но физиологический настрой – усиливается дыхание, кровообращение, активность мозга, это позволяет быстрее и лучше выполнить необходимое задание.
Если питаемся в одно и то же время, происходит интенсивное выделение пищеварительного сока, повышается перистальтика кишечника, что повышает эффективность пищеварения. Усвоение питательных веществ, в данном случае максимальное, что особенно важно для растущего организма. Если человек ежедневно, в одно и то же время ложится спать и просыпается, завтракает и обедает, выполняет утреннюю гимнастику, проводит закаливающие процедуры, что вырабатывает рефлекс на время, этих действия формируют динамический стереотип нервных процессов в коре головного мозга.
Важна последовательная повторяемость действий в определённое время. Таковы биологические и физиологические основы режима дня.
Нужно помнить, что состояние организма зависит от колебательных ритмических явлений внешней среды – смены света и темноты, метеофакторов, смены времени года, солнечной активности на примере магнитного поля земли.
1.4. Определение и структура рационального режима дня.
Необходимо учитывать вышеперечисленные факторы и соблюдать простые, но необходимые требования:
— выполнение различных видов деятельности строго в определенное время;
— рациональное чередование работы и отдыха;
— регулярное и полноценное питание, не менее 3 раз в день и в одни и те же часы;
— занятия целенаправленной двигательной (физической) нагрузкой, не менее 6 часов в неделю;
— пребывание на чистом воздухе, не менее 2-3 часов в день;
— строгое соблюдение гигиены сна, не менее 8 часов в сутки, желательно ночной сон в одно и то же время.
В таблице 1. представлена примерная структура режима дня для школьников разной возрастной категории.
Источник