Влияние автотранспорта на здоровье жителей микрорайона
Одним из основных источников загрязнения окружающей среды в большей степени становится транспортный комплекс. С одной стороны, автомобиль облегчил человеку жизнь, а с другой стороны – отравляет её в самом прямом смысле слова. «Один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов». 1. Если умножить эти цифры на 600 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.
Проблема усугубляется тем, что выхлопные газы выбрасываются в атмосферу в приземном слое, что затрудняет их рассеивание. Отработавшие газы автомобильных двигателей оказывают вредное воздействие на весь организм человека, воздействует на органы обоняния, вызывает раздражение глаз, верхних дыхательных путей и могут привести к серьёзным отравлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad._vliyanie_avtotransporta_na_zdorove_zhiteley_mikrorayona.docx | 675.2 КБ |
vliyanie_avtotransporta_na_zdorove_zhiteley_mikrorayona_shkola_5.rar | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Одним из основных источников загрязнения окружающей среды в большей степени становится транспортный комплекс. С одной стороны, автомобиль облегчил человеку жизнь, а с другой стороны – отравляет её в самом прямом смысле слова. «Один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов». 1. Если умножить эти цифры на 600 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.
Проблема усугубляется тем, что выхлопные газы выбрасываются в атмосферу в приземном слое, что затрудняет их рассеивание. Отработавшие газы автомобильных двигателей оказывают вредное воздействие на весь организм человека, воздействует на органы обоняния, вызывает раздражение глаз, верхних дыхательных путей и могут привести к серьёзным отравлениям.
С целью ознакомления с одним из видов загрязнения окружающей среды (выхлопы автотранспорта) и влияние его на здоровье человека в данной работе проводилось решение следующих задач:
- Изучение литературы о влиянии загрязнения на здоровье человека.
- Выявить наиболее загрязненный участок и микрорайон.
- Определить состояние воздуха во дворах.
- Познакомиться с данными врачей – педиатров.
- Провести исследования автостоянок и парковок автомобилей около домов.
1 Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник из федерального комплекта для 9-11 классов общеобразовательной школы. Изд. 2, перераб. и доп. – М.: АО МДС, 2004. – С. 202.
- Глава. Теоретическое изучение литературы о влиянии загрязнения воздуха на здоровье человека.
- Причины заболеваний взрослых и детей.
К настоящему времени накопилось много данных, что загрязнение атмосферы в городах отрицательно влияет на здоровье людей. «Взвещанные вещества дыма и сажи сильно поглощают солнечный свет, уменьшая освещенность городов и жилищ: повышается облачность; уменьшается количество солнечных дней; увеличивается количество пасмурных дней с туманами. Частицы сильно задерживают ультрафиолетовую часть солнечных лучей на 50%, что становится причиной заболеваний рахитом и авитаминозом». 2
Наиболее чувствительны к загрязнению воздуха дети. В районах с неблагоприятной воздушной средой у школьников возрастает число хронических заболеваний дыхательной системы, острых респираторных болезней, хронических пневмоний, бронхитов, астм. Загрязнение воздуха окисью углерода, не вызывает массовых отравлений, но люди страдают анемией и сердечнососудистыми заболеваниями, появляются головные боли, тошнота, чувство слабости, снижается и теряется работоспособность. Воздействие высокой концентрации загрязняющих веществ в воздухе (дым и копоть), может вызвать тяжёлое отравлении. А неприятные запахи, снижение освещённости влияет на отрицательное психологическое воздействие. По сравнению с другими источниками химического загрязнения (пища, вода) атмосферный воздух представляет особую опасность, поскольку на его пути нет химического заслона (печени), при проникновении через желудочно-кишечный тракт.
- Характеристика вредных для человека компонентов.
« Оксид углерода (СО) – сильнодействующее на организм вещество, содержащееся в отработавших газах в сравнительно больших количествах. Постоянное воздействие даже небольших концентраций СО вызывает сердечнососудистые заболевания, стенокардию и действует на нервную систему.
Оксиды азота. Весьма опасны для людей, животных и растений даже при малых дозировках. Наблюдаются воспаление слизистой желудочно-кишечного тракта, расстройства обмена веществ, мышечная и сердечная слабость.
Углеводороды бензинового ряда нарушают центральную нервную систему. Приводят к неврастении, раздражительности и вспыльчивости.
Свинец поступает в организм не только в виде паров, но и через овощи, фрукты, молоко, создавая угрозу свинцового отравления. Крайне неприятной составной частью отработавших газов автомашин являются пахучие альдегиды (акролеин и формальдегид) – это яды, вызывающие сердцебиение, повышенное потоотделение, расстройство кожной, болевой и температурной чувствительности». 3
2 Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – С. 253.
3 Энциклопедия для детей. Дополнительный том. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Поведение в экстремальных ситуациях/ Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001. – С. 256.
- Глава. Исследование химического загрязнения атмосферы в микрорайоне школы.
2.1. Наблюдения за интенсивностью транспортных потоков.
Количественный расчёт транспортных загрязнений воздуха носит относительный характер. В первую очередь мы провели учёт интенсивности транспортных потоков. Для этого выбрали участок, удобный для подсчёта и безопасный для наблюдения. Предварительно познакомились с марками автомобильного транспорта. Условно разделили их на четыре группы (приложение № 1). Исследование проводилось на пяти уличных постах (приложение № 2). Для определения химического состава загрязняющих воздух выхлопов мы использовали «таблицы № 1, № 2» 4 (приложение № 3).
«Установлено, что масса выбрасываемого загрязняющего вещества зависит от типа автомобиля, марки двигателя, топлива, технического состояния машины». 5 Расчёт вели для каждого из типов автомобилей и вида загрязнителя по формуле: М= m*R*r, где М – масса определенного загрязняющего вещества, выброшенного одним автомобилем данного типа на протяжении одного километра; m – удельный выброс загрязнителя (г/км); R, r – коэффициент влияния факторов, состояния каждого типа автомобилей на выброс определенного вида загрязнителя.
2.2. Характеристика автостоянок и парковок автомобилей.
Автостоянка «Альбатрос» находится на улице имени Наймушина, 36. Площадь автостоянки – 0,2 га. Основана в 2002 году. Вмещает 64 автомобиля: 57 легковых, как отечественных, так и зарубежных марок, и 3 служебных легковых, 4 грузовые машины.
«+» — удобно для автовладельцев, живущих в близстоящих домах.
«-» — рядом с автостоянкой расположены детский городок, жилые дома. Каждый день на территории автостоянки сжигается мусор и выбрасывается в атмосферу значительное количество сажи. С выхлопными газами выбрасываются: СО – 2004 г/ км; NO – 118,5 г/км; углеводороды – 291 г/ км.
Автостоянка «Ветеран» находится на улице Ленина, 3 А. Площадь автостоянки – 0,92 га. Основана в 1993 году. Вмещает 150 автомобилей: 10 служебных легковых, 2 грузовых, 198 легковых как отечественных, так и зарубежных.
«+» — удобно для автовладельцев, живущих в близстоящих домах. Мусор вывозят за пределы города там и сжигают.
«-» — расположена около спортивного комплекса «Олимпиец», стадиона «Юбилейный», рынка «Коробейники», рядом расположены детский сад, школа и жилые дома.
Около домов города проходит интенсивный транспортный поток, а рядом с домами устраиваются автомобильные парковки:
- по улице Ленина, 7 – 10 автомобилей;
Источник
X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018
ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ АВТОТРАНСПОРТА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА
Наиболее распространенные загрязнители – зола и пыль различного состава, оксиды цветных и черных металлов, различные соединения серы, азота, фтора, хлора, радиоактивные газы, аэрозоли и т.п. Наибольшее загрязнение атмосферного воздуха приходится на долю оксидов углерода – около 200 млн. тонн в год, пыли – около 250 млн. тонн в год, золы – около 120 млн. тонн в год, углеводородов – около 50 млн. тонн в год.
Одним из источников загрязнения атмосферы является автотранспорт, от использования которого происходит огромный выброс самых разнообразных химических веществ. В городах используется огромное количество машин с двигателями дизельного типа. А ведь известно, что выхлопной газ от дизельного двигателя содержит намного больше токсичных и ядовитых веществ, чем от карбюраторного двигателя. Более 200 вредных для организма человека веществ содержит отработанный газ двигателей внутреннего сгорания (ДВС), основой которого являются: окись углерода и азота, диоксиды азота и серы.
Положение с выхлопными газами автотранспорта еще и усугубляется тем, что во всех городах России практически не ведется контроль выхлопных газов на содержание СО. Посты технического обслуживания не оснащены приборами для проведения газоанализа и регулировки двигателей автомобилей.
По статистике, в среднем один легковой автомобиль выбрасывает в атмосферу за день около одного килограмма разных токсичных и канцерогенных веществ. Причем подобные вещества способны аккумулироваться и находиться в окружающей среде до 5 лет.
Зачастую выхлопными газами называют все выбросы в городскую атмосферу, в том числе котельных, заводов и других промышленных предприятий. На самом деле этим термином правильно называть только транспортные выбросы, которые появляются в результате переработки топлива. Также их называют отходящими газами.
Выхлопные газы – продукт работы двигателей внутреннего сгорания, и, учитывая стремительный рост количества транспорта за последние 50 лет и, в частности, прирост личного автотранспорта в городах, выхлопные газы в воздухе городов обосновались всерьез и надолго, а количество их только растет.
Важно знать, что лишь один автомобиль способен всего лишь за сутки поставить в воздух около килограмма таких вредных соединений. Большее вредное влияние здоровью человека, растительности, животным, а также почве и водным ресурсам оказывают машины, двигатели которых работают на дизеле, нежели на бензине или газе, при этом вырабатывается большее количество сажи.
Согласно статистике, грузовые машины и автобусы вырабатывают больше выхлопных газов, нежели легковые автомобили. Этот факт напрямую связан с режимом работы и объемами двигателей внутреннего сгорания автомобилей.
Так, например, легковая машина дает за сутки порядка 220 мг/м3 угарного газа, автобус 230 мг/м3, а небольшой грузовик целых 500 мг/м3. Легковушка дает 45 мг/м3 оксида азота, автобус 18 мг/м3, а небольшой грузовик – 70 мг/м3. Также автобус, в отличие от легковушки, постоянно выбрасывает в воздух оксиды серы, углерода и соединения свинца.
Выхлопные газы автомобилей – это сочетание двухсот-трехсот химических соединений, которые являются достаточно вредными для организма человека. Они получаются при сгорании различного автомобильного топлива и отходят в открытую атмосферу. Наибольший объем токсинов присутствует в выхлопных газах, когда двигатель работает на холостом ходу и на сниженных скоростях. При таких режимах происходит плохое выгорание топлива и отход несгоревших элементов топлива в количестве более чем в десять раз превышающем выхлопы при стандартном режиме автомобиля.
В составе выхлопных газов разных видов топлива, могут быть такие вредные элементы как:
оксиды азота и углерода;
диоксиды азота и серы;
некоторое количество сажи;
разные соединения свинца;
Содержание основных химических веществ в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания меняется в зависимости от типа двигателя, бензиновый или дизельный, однако основной набор остается прежним (табл. 1). При работе двигателя на этилированном бензине в составе выхлопных газов присутствует свинец, а у двигателей, работающих на дизельном топливе — сажа.
Химический состав выхлопных газов автомобиля
Объемная доля в бензиновом двигателе, %
Объемная доля в дизельном двигателе, %
Водяной пар H2O
Диоксид углерода СО2
Оксид углерода (CO – угарный газ)
Диоксид серы SO2
Как видно из таблицы, в состав выхлопных газов достаточно разнообразен, и большая часть компонентов токсична. По химическому составу и свойствам, а также характеру воздействия на организм человека их подразделяют на группы.
Это нетоксичные вещества (азот, кислород, водород, водяной пар, углекислый газ и другие естественные компоненты атмосферного воздуха).
Это оксид углерода или угарный газ (СО) — продукт неполного сгорания топлива.Оксид углерода обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистые оболочки. Оксид углерода при вдыхании связывается с гемоглобином крови, вытесняя из нее кислород, в результате чего наступает кислородное голодание, которое, прежде всего сказывается на центральную нервную систему. Высокая концентрация оксида углерода даже при кратковременном воздействии может вызвать смерть; небольшие дозы вызывают головокружение, головную боль, чувство усталости и замедленную реакцию. Оксид углерода – один из факторов, вызывающих болезнь сердца – стенокардию, т.е. уменьшение переноса кислорода к тканям, особенно пагубно для миокарда (сердечной мышцы).
В ее составе оксиды азота — NO и NO2. Вызывает сильное раздражение слизистых оболочек глаз, при высоких концентрациях оксидов азота (свыше 0,004%) возникают астматические проявления и отек легких.
В эту группу входят различные углеводороды (соединения типа СxНy). Углеводороды, наряду с токсичными свойствами, обладают также канцерогенным действием. Особой канцерогенной активностью отличается бензапирен (С29Н12), содержащийся в отработавших газах бензиновых двигателей и дизелей.
Эту группу составляют органические соединения — альдегиды. В отработавших газах содержатся в основном формальдегид, акролеин и уксусный альдегид. Эти соединения, раздражают органы зрения, дыхательные пути, поражают центральную нервную систему, почки, печень. При фотохимическом смоге воспаляются глаза, слизистые оболочки носа и горла, отмечаются симптомы удушья, обострение легочных и нервных заболеваний, бронхиальной астмы.
Компоненты этой группы — сажа и другие дисперсные частицы. Адсорбируя на своей поверхности бензапирен, сажа оказывает более сильное негативное воздействие, чем в чистом виде. Сажа как любая мелкая пыль действует на органы дыхания, но главная опасность заключается в том, что на ней адсорбируются канцерогенные вещества, следовательно, возрастает риск заболеваний раком.
К этой группе относят сернистые соединения — серный ангидрид, сероводород, которые имеют место в отработавших газах, когда используется топливо с повышенным содержанием серы. Сернистые соединения оказывают раздражающее действие на слизистые оболочки горла, носа, глаз человека. Сернистый газ вызывает онкологические заболевания. Вдыхание влажного воздуха, содержащего оксид серы, особенно опасен для людей, страдающих сердечнососудистыми заболевания. Длительное вдыхание сернистого газа повышенной концентрации действует на организм особо токсично, вызывая нарушение деятельности нервной системы.
В состав этой группы входят свинец и его соединения. Эти компоненты появляются в отработавших газах при использовании этилированного бензина.Соединения свинца поражают органы и ткани организма, нервную систему, желудочно – кишечный тракт, нарушают обменные процессы, приводят к росту онкологических заболеваний. Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они, как канцерогенные вещества не удаляются из организма, а накапливаются в нем, также как в почве и растениях. В организме человека свинец удерживается белками эритроцитов, затем поступает в плазму крови и достигает почек, печени и др. органов. В костях свинец накапливается постепенно и надолго остается в них.
Поражение десен, расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной нервной системы, угнетение синтеза белка, отрицательное воздействие на генетический аппарат клетки – результат отравления свинцом. Если с водой человек получает больше 0,1 мг ионов свинца в сутки, то это может привести к повышенной утомляемости, депрессии, нарушению функций нервной системы, анемии, почечной недостаточности, судорогам. Ионы свинца можно удалить из воды, осадив их в виде сульфидов.
Свинцовое отравление даже на ранних стадиях влияет на головной мозг, в результате чего у детей снижается интеллект, нарушается координация движений, ухудшается слух и память.
Из 1000 т загрязняющих веществ, ежедневно попадающих в воздух из выхлопов автомобилей, 200 т угарного газа, 800 т углеводородов и других соединений. Приоритетной вредной примесью в отработавших газах автомобилей, работающих на бензине, является оксид углерода (СО), доля которого составляет в среднем 69% общего количества выбросов вредных веществ. Доли остальных примесей распределены следующим образом: 17% приходится на оксиды азота (NOх) и 14% — на суммарные углеводороды (СН) (см.приложение 4).
Вследствие содержания в выхлопных газах автомобилей вредных и даже ядовитых веществ, а также при постоянном действии таких элементов на органы человека, они способны вызывать развитие острых и хронических болезней.
Автомобиль стал бы гораздо безвреднее для окружающей его среды, если бы в его двигателе углеводородное топливо превращалось исключительно в углекислый газ и водяные пары. Но… Температура горения топлива бывает или слишком высокой, или очень низкой, что приводит к его неполному сгоранию. Кроме того, не следует забывать о качестве самого горючего и примесях, содержащихся в нем. Все это, как известно, приводит к возникновению токсичных веществ: оксида углерода, оксидов азота и серы, несгоревших углеводородов и прочих газов, а также твердых частиц сажи и соединений свинца.
Сегодня именно транспортные выбросы являются основной причиной загрязнения воздуха в городе и постоянно оказывают влияние на здоровье человека.
Состав выхлопных газов достаточно разнообразен, и большая часть компонентов токсична. Выхлопные газы автомобиля могут нанести вред здоровью, и достаточно серьезный. Прежде всего, оксид углерода или угарный газ не имеет вкуса и запаха, но при высокой концентрации вызывает головокружение, головную боль, тошноту, может приводить к обморокам.
Такав далеко не весь перечень воздействия интенсивно выделяемых на первый взгляд невинного голубоватого дымка глушителя автомобиля. Вред от выхлопных газов автомобиля во многом объясняют канцерогены – сажа и бензопирен, которые способствуют развитию опухолей, особенно — злокачественных.
Рассматривая выхлопные газы и вред, который они приносят, нужно добавить и про влияние этого химического коктейля целиком: длительный контакт с выхлопными газами приводит к смерти, в частности — от отравления конкретно угарным газом. Наибольшая опасность этих выбросов состоит в их количестве, распространенности и мелком размере частиц, что позволяет выхлопам проходить через естественные барьеры организма и попадать в легкие. При постоянном воздействии выхлопных газов на организм может развиваться иммунодефицит, страдают сосуды головного мозга; нервная, дыхательная, сердечнососудистая системы. Кроме того, большая часть токсичных веществ, входящих в состав выхлопных газов, может взаимодействовать друг с другом и с другими компонентами атмосферы, что способствует образованию смога.
Выхлопные выбросы действуют сразу непосредственно на внутренние органы дыхания, причем у детей младшего возраста намного значительнее, чем у взрослых. Это объясняется тем, что самая большая концентрация выбросов находится на уровне лица маленьких детей.
Химические соединения, что есть в составе выхлопных газов, в особенности тяжелые металлы, характеризуются свойством накапливаться в организме.Вследствие чего начинается зашлаковывание организма с последующим развитием серьезных заболеваний.
Наибольший вред выхлопные газы оказывают на водителей и пассажиров автотранспорта, которым приходится подолгу стоять в пробках, так как концентрация оксида углерода внутри автомобиля может превышать предельно допустимые нормы. Выхлопные газы от автотранспорта образуют смог (smog, от smoke — дым и fog — туман) — ядовитый туман в нижнем слое атмосферы. Смог состоит из тумана, дыма, частичек сажи, пыли, капелек жидкости (во влажной атмосфере). Вредные газы, поступающие в атмосферу, вступают в реакцию между собой и образуют новые, токсичные соединения. Смог, состоящий из азотных, сернистых соединений и капелек воды, вызывает раздражение слизистых оболочек, головную боль, осложнения заболеваний дыхательных путей, отеки и т. д.
Так как выхлопные газы способствуют снижению количества кислорода в крови и мешают нормальному газообмену, следует выводить организм на полезные прогулки в пригород или в удаленный от дороги парк, чтобы получить порцию свежего воздуха.
При постоянном воздействии выхлопов стоит разнообразить свое меню антиоксидантами, которые содержатся в ягодах, фруктах, зеленых овощах и зеленом чае, а также в семечках, и пить больше воды, так как она способствует детоксикации. Такой “допинг” помогает организму справляться с последствиями вдыхания химического коктейля и поддерживает здоровье.
Каждый человек должен задуматься о том, какие серьёзные последствия несёт атмосфера, пропитанная вредными химическими веществами. Жизнь, данная нам однажды природой не должна нарушаться искусственными факторами, которые негативно сказываются на здоровье человека.
Однако исключить из жизни наличие автотранспорта невозможно или проблематично, но вполне возможно и необходимо сократить количество вредных примесей содержащихся в выхлопных газах. Одним из путей экологизации автомобильного транспорта является перевод его на альтернативные виды топлива.
В последние годы ведется активная разработка биологических видов топлива, электромобилей и возможных модификаций двигателя, что позволит отказаться от углеводородного “корма” автомобилей и сократит количество вредных выхлопных газов. Однако пока это все вопрос скорее будущего, а не настоящего, поэтому сейчас лучше защищаться от выбросов. Для защиты сферы обитания человека, правительство должно принимать законы, призванные оптимизировать движение городского транспорта. Кроме того, в настоящее время следует делать акцент на производстве экологически чистого транспорта, разрабатывать альтернативные энергоисточники для транспортных средств, развивать бизнес по прокату велосипедов и озеленять город.
Источник