Меню

Влияние психологических факторов здоровье человека

Влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний

Влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний

Многие согласятся с тем, что все болезни и проблемы со здоровьем возникают вследствие совокупности факторов —окружающей среды, пищи, образа жизни… Но не стоит забывать, что внутреннее состояние человека также играет немаловажную, а может и более весомую роль. Наверное, каждый иногда замечал, что под воздействием стресса или напряженной ситуации, организм выдает определённые физические реакции. Может подняться температура, возникнуть головная боль, обостриться аллергия. Все это сигнализирует о психосоматическом характере заболевания.

Еще в древние времена люди связывали тело и дух и отмечали влияние одного на другое. В самом начале развития медицины основополагающей позицией при лечении любого заболевание было единство души («психо») и тела («сома»). Так, например, в (VI-IV в. до н.э.) Гиппократ думал, что определенные заболевания присущи людям с определённым темпераментом. По его мнению, «сангвиники склонны к болезням кровообращения, а холерики к болезням желчных путей». Помимо этого, он сформулировал положение о том, что жизнь в определённой среде влияет на человека и может вызвать определённую реакцию. А Сократ говорил, что нельзя лечить тело без души, тем самым подчеркивая, что два этих компонента тесно связаны между собой, и затронув одно, другое обойти невозможно. Актуальность этой темы сохраняется по сей день.

Не так давно, медицина классифицировала все заболевания как физические и психические, пока в середине 19 века американский специалист Франц Александер не выделил еще один тип – психосоматический. После этого, психосоматика стала подробно изучать заболевания, спровоцированные психическими факторами.

Изначально таких болезней было всего семь:

5. бронхиальная астма;

7. инфаркт миокарда.

В наше время ситуация несколько изменилась, и теперь любое заболевание может рассматриваться с точки зрения психосоматики — всегда есть вероятность того, что психологические причины стали спусковым крючком.

Механизм возникновения (соматизация)

Эмоции человека включают в себя не только психологический, но и биологический компонент, поэтому, когда мы сдерживаем те или иные эмоции, никак их не проявляем, активизируется биологический компонент. Это и приводит к различным сбоям в организме и работе нервной системы. Проще говоря, болезнь возникает вследствие того, что эмоции не получили выхода и психика никак их не обработала. Возникает психологическое напряжение, которое воздействует на органы и системы и приводит к различным нарушениям. При постоянных повторениях могут возникнуть необратимые изменения в органах и тканях, а заболевания могут приобрести хроническую форму. Реакции у людей проявляются по-разному, но, естественно, речь идёт об отрицательных переживаниях, которые, к сожалению, не все способны правильно проявлять. Важно поддерживать уравновешенное психоэмоциональное состояние, уметь контролировать негативные эмоции и правильно их проживать.

Исходя из природы возникновения психосоматических расстройств, их лечение требует комплексного подхода. Терапия включает в себя как психо-, так и фармакотерапию. Лечение, в первую очередь, должно быть нацелено на саму личность пациента и на стабилизацию его эмоционального ощущения. Поэтому, каждый отдельный случай требует отдельного внимания и должен иметь индивидуальный подход.

Сложность лечения заключается в том, что психосоматика представляет собой порочный круг: стресс провоцирует болезнь, а сам факт болезни усиливает тревожное состояние. Без медикаментозного лечения обойтись трудно. Если человека мучают боли в сердце, например, то для начала стоит обратиться к профильному специалисту для лечения в этом направлении. Параллельно врач может порекомендовать консультацию психотерапевта или психолога. Важно понять, о чем сигнализирует психика, провоцируя симптомы. Возможно, организм таким образом говорит о том, что он переутомился и ВАМ пора отдохнуть.

Современного человека стресс преследует везде: на работе, в личной жизни. Мы постоянно торопимся, переживаем, и негативные эмоции захлёстывают одна за другой. Наша главная задача- заботиться о своём психическом здоровье и не позволять отрицательным переживаниям воздействовать на нашу личность. Тогда жизнь станет приятней и легче, а здоровье крепче.

Медицинская сестра отделения спортивной медицины и лечебной физкультуры Татьяна Неплюхина

Источник

Взаимосвязь психологического состояния и здоровья человека

Здоровье — это совокупность многих факторов: генетическая предрасположенность, образ жизни, особенности питания, взаимодействие с окружающей средой. Для сохранения здоровья человеку нужно находиться в гармонии с самим собой и окружающим миром. Болезнь возникает в случае нарушения психического и физического баланса. Нарушение здоровья сказывается на психологическом состоянии человека и наоборот.

Психологические факторы, влияющие на здоровье

Очень часто физические заболевания могут быть основаны на психологическом состоянии человека. Достаточно часто существующие болезни вызваны теми или иными психологическими нарушениями.

  1. Собственное представление о здоровье. Ввиду открытости и доступности информации сегодня многие сами ставят себе диагнозы. Изучив разнообразную информацию в сети Интернет, журналах или книгах, получив что-то вроде общей картины, человек настраивается на развитие событий, который он сам для себя предсказал. Психика человека настраивается на ту же волну, так как физическое и психологическое тело неразрывны.
  2. Представление человека о здоровье. Имея опыт подобной болезни и предполагая развитие событий, человек настраивает себя только на один сценарий. Он оценивает болезнь и прогнозирует ее последствия.
  3. Стрессовое состояние. Заболеванию обязательно предшествует стрессовое состояние, которое влияет на дальнейшее развитие событий.
  4. Болезнь родственников. Зная, как болели ранее члены семьи, человек предполагает развитие такого заболевания и у себя, прогнозируя идентичное развитие событий.

Данные факторы еще до развития заболевания могут сказываться на проблемах со здоровьем.

Влияние здоровья на психологическое состояние

Точно также работает механизм влияния состояния здоровья на психику человека. Недостаточное количество сна, нерегулярное и неправильное питание, недостаточная активность, сидячий образ жизни — это факторы, которые накапливаются и в результате оказывают влияние на психологическое состояние человека.

Ежедневный стресс от испытываемых болевых ощущений формирует общую картину, когда человек меняет свое отношение к окружающему миру и себе. Например, испытывая регулярный дискомфорт, связанный с постоянными болевыми ощущениями в области спины вследствие травмы, человек переносит свой негатив на окружающую его среду. Таких причин может быть множество и это одна из них.

Читайте также:  Армия если здоровье слабое

Стрессовое состояние может возникнуть в любой сфере жизни человека, распространившись на другие. В результате человеку сложно концентрироваться, решать ежедневные задачи, вследствие чего начинается нервозное состояние, переживания и суета.

Решение проблемы

Исходя из всего этого, возникает один вопрос: «Как избежать стрессового состояния, вызванного физическими заболеваниями?». Для решения данной проблемы нужен целый комплекс мер:

  1. Активный образ жизни. Умеренные нагрузки даже при существующих болезнях (предварительно посоветоваться с врачом) позволят избавиться от стрессового состояния. Одним из безобидных видов спорта считается велоспорт. Это умеренная нагрузка, которая пойдет только на пользу. Интенсивность и периодичность занятий можно регулировать самостоятельно. В продаже есть разные велосипеды, для любого возраста, роста, предпочтений.
  2. Правильное питание. Далеко не все видят взаимосвязь регулярно употребляемых продуктов и здоровья. Но многочисленные испытания, эксперименты и длительные исследования показывают, что режим и правильное питание напрямую сказываются на психологическом и физическом состоянии человека, а также на продолжительности жизни. Человек, который понимает важность правильного питания и старается следить за своим рационом, не всегда делает это правильно. На первый взгляд кажущиеся «правильные» продукты могут такими не оказаться. Для большей уверенности лучше проконсультироваться со специалистом.
  3. Положительные эмоции. Радость и счастье являются надежным защитником психологического здоровья. Важно регулярно испытывать положительные эмоции. Конечно, в жизни нельзя обойтись без негатива, человек — сущность, которая неразрывно испытывает его. Но при этом нужно стараться находить источники радости и удовольствия.

Всего три простых правила к успешной, безболезненной и счастливой жизни. Психологическое состояние человека зависит от многих моментов в жизни, одним из которых всегда было и будет здоровье.

Источник

Психические и психологические факторы здоровья

Анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на здоровье. Полноценность сна как важный компонент жизнедеятельности человека. Влияние негативных психических состояний на нарушения динамического равновесия. Восстановление умственной работоспособности.

Рубрика Психология
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 13.06.2016
Размер файла 22,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет»

Институт филологии журналистики и межкультурной коммуникации

Педагогическое общее отделение

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Культура Здоровья»

на тему: «Психические и психологические факторы здоровья»

Вопрос о здоровье человека не раз поднимался представителями различных направлений в психологии при рассмотрении духовных аспектов жизни человека в связи с такими понятиями, как зрелость личности, здоровье личности, рост личности и др.

Психическое здоровье — важная составная часть здоровья человека. В первую очередь это обусловлено тем, что организм человека, в котором все элементы взаимосвязаны друг с другом и воздействуют друг на друга, в значительной степени находится под контролем нервной системы, поэтому психическое состояние сказывается на работе каждой из функциональных систем, а состояние последних, в свою очередь, сказывается на психике.

Под психическим здоровьем понимают не только отсутствие психических расстройств, нарушений и психосоматических заболеваний, а прежде всего гармоничное развитие психики человека в соответствии с его возрастными особенностями. Психическое здоровье характеризуется нормальным возрастным развитием психики, благоприятным (нормальным) функциональным состоянием организма, способностью справляться со стрессом, контролировать свои эмоции и поведение.

Психология здоровья как отрасль психологической науки имеет целью изучение явлений, относящихся к здоровью. К ее прикладным задачам относятся следующие: выявление, наблюдение, регистрация, анализ, прогнозирование и использование психологических факторов, влияющих на здоровье человека в условиях окружающей среды. При этом используются методы и исследовательские методики, принятые в смежных областях психологической науки — психологии труда, психологии личности, социальной психологии.

В психологии традиционным стало представление о взаимосвязи между свойствами личности, функциональными состояниями и процессами, протекающими в организме. В свою очередь, имеет место связь здоровья, функциональных состояний организма и отношений личности.

Существует множество внешних и внутренних факторов, воздействующих на здоровье. На основе изучения трудов различных научных деятелей, рассматривающих этот вопрос, можно выделить три группы факторов, взаимосвязь и влияние которых на здоровье наиболее сильны: первичные (предшествующие), передающие (транслирующие) и мотиваторы (факторы общего реагирования).

Рассмотрим указанные группы факторов подробнее.

I. Первичные (предшествующие) факторы: их взаимосвязь со здоровьем и болезнью считаются наиболее сильными.

1. Факторы, предрасполагающие к здоровью или к болезни.

а) Личностные свойства и типичные паттерны (варианты) поведения. Это, например, факторы поведения типа «A» (амбициозность, агрессивность, раздражительность, нетерпеливость, убыстренный тип деятельности; преобладающие эмоциональные ответы, характеризующиеся раздражением, враждебностью, гневом), и типа «B» (противоположный стиль). Фактор поведения типа «А» — наиболее исследованный паттерн, влияющий, как показали в начале 70-х годов XX века кардиологи М. Фридман и Р. Розенман, на возникновение сердечно-сосудистых заболеваний, в частности, ишемической болезни сердца.

Необходимо отметить, что фактор поведения типа «А» никогда не рассматривался клиническими психологами как единственная прямая причина сердечно-сосудистых заболеваний. Скорее, наличие характеристик, присущих этому фактору, делает человека более уязвимым к воздействиям определенного круга стрессоров, связанных, в частности, с потерей контроля над ситуацией, личностной самооценкой, невозможности достижения амбициозных целей и др.

б) Личностные конструкты, связанные с индивидуальными особенностями реагирования на ситуацию — оптимистичный или пессимистичный взгляд на вещи, уровень осознания собственной предназначенности, сила «Я». Такие личностные конструкты, согласно их роли в предрасположенности к здоровью или к болезни, относят усиливающим (или поддерживающим) переменным.

Личностные конструкты, выражающие отношение человека к элементам среды, представленным в конкретной ситуации, определяют их субъективную значимость для здоровья. На основе формируемого отношения к ситуации субъект выбирает определенную коппинг-стратегию.

в) Проблемы эмоционального реагирования. В основном в литературе рассматриваются два «проблемных» (предрасполагающих к болезни) аспекта выражений эмоций. Первый известный как «алекситимия», связан с затруднением человека в вербализации (выражении в словесной форме) собственных эмоций и эмоций других людей. Подобные трудности связаны с множеством психосоматических расстройств, например, с заболеваниями дыхательной системы, в том числе бронхиальной астмой. Второй аспект связывается с так называемым «репрессивным» стилем поведения (тип «С»), характеризующимся избеганием сложных ситуаций, ведущих к конфликту. Его проблема — в невозможности выражать эмоции, особенно негативные, в открытой форме.

Читайте также:  Польза педикюра для здоровья

2. Когнитивные факторы и особенности человека. Базовыми понятиями в этой группе факторов являются «здоровье», «здоровый образ жизни», «качество жизни», «здоровое поведение». Когнитивных факторов, относимых к числу предшествующих болезни, много, приведем лишь некоторые из них:

— личностная и профессиональная самооценка, их соотношение;

— представление о здоровье и болезни вообще и о себе в этих полярных состояниях;

— субъективная оценка оптимальной, желаемой и реальной продолжительности жизни;

— восприятие собственной уязвимости и риска развития тех или иных вариантов телесного и личностного нездоровья применительно к себе;

— индивидуальное соотношение потребностей и уровня достижений в наиболее значимых сферах — личностный рост, секс, профессиональная деятельность, семья, дружба и др.;

— самоконтроль и контроль за текущей ситуацией в наблюдаемой окружающей действительности.

3. Факторы социальной среды:

а) проблемы профессиональной адаптации, профессионального окружения, профессиональной защищенности;

б) проблемы брака и семьи;

в) влияние социально-экономического и политического (включая факторы социального окружения, особенности профессиональной среды и др.) контекста на человека.

4. Демографические факторы: пол, возраст (с учетом психологического возраста), принадлежность к этнической группе и социальному классу.

Итак, предрасполагающие факторы различным образом влияют на личность и вероятность здоровья или болезни. Например, человек (который, согласно представлениям Б.Г. Ананьева, предстает как биологический индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность) может стать больным, в том числе на соматическом уровне, из-за своего мотивированного нездорового поведения; личностные факторы могут прямо формировать болезнь через особенности физиологических механизмов; биологические факторы болезни могут быть связаны с личностью; множество разнообразных средовых (фоновых) влияний может быть задействовано между болезнью и личностью. здоровье сон психический умственный

II. Передающие (транслирующие) факторы представляют собой специфическое поведение человека, возникающее в ответ на различные стрессоры. В эту группу входят:

1. Стереотипы поведения, способствующие сохранению здоровья:

— физическая культура и спорт;

— соблюдения режимов безопасности на работе;

— личная гигиена, внимание к состоянию собственного здоровья;

— совладание (коппинг) с разноуровневыми проблемами (переживание и регуляция проблем и стрессоров, саморегуляция и т.д.);

— виды поведения, способствующие здоровью (выбор трудовой деятельности, условий проживания, экологической среды, физическая активность);

— соблюдение правил здорового образа жизни.

2. Стереотипы поведения, не способствующие сохранению здоровья:

— саморазрушающее поведение с суицидными тенденциями;

— многочисленные варианты аддитивного поведения — алкоголизм, наркомания и иные патологические зависимости;

— употребление веществ и злоупотребления ими (алкоголь, никотин, пищевые излишества);

— жертвенность как неадаптивный вариант поведения;

— деструктивные формы профессиональной деятельности («трудоголизм» — как патологическая трудозависимость, гиподинамия).

Исследования психологических механизмов изменения поведения очень перспективны и значительно дешевле высокотехнологических изысканий, однако зачастую ими пренебрегают. В то же время, например, известно, что при диабете второго типа изменение стиля жизни эффективнее, чем медикаментозное лечение, а снижение веса и физическая активность могут предотвратить диабет у тех, кто находится в группе риска.

III. Мотиваторы — факторы общего реагирования:

1. Стресс как общая адаптивная реакция организма и психики. Отметим, в качестве мотиватора стресс выступает тогда, когда его «давление» на организм имеет продуктивный уровень, и говорят о наличии аустресса. Главная особенность аустресса как мотиватора заключается в том, что он приводит в действие другие факторы, прежде всего передающие, активизируя механизмы совладания. При превышении продуктивного уровня (дисстресс) происходит истощение адаптивных возможностей (декомпенсация), и стресс перестает играть роль мотиватора здоровья.

2. Существование в болезни (начало субъективного ощущения болезни, адаптации к острым эпизодам болезни, «борьба» с болезнью).

3. Адаптационные возможности человека как целостна характеристика ресурсов организма. Они включают, в том числе, личностный адаптивный потенциал (ЛАП), по А.Г. Маклакову, или, иначе, адаптивные способности личности. Важное значение в поддержании профессионального здоровья играет индивидуальный ресурс профессионального развития (ИРПР).

Мотиваторы, по мнению К.В. Павлова, представляют собой совокупность фоновых реакций человеческого организма при решении вопроса о состоянии «здоровье — болезнь».

Группа первичных (предшествующих) факторов составляет основу, на которой развивается конкретное состояние человека. Совокупность передающих (транслирующих) факторов опосредствует взаимоотношения в системе «человек — среда» путем реализации в сложившихся и ставших привычными стереотипах поведения. Исследователи отмечают, что группа мотиваторов влияет на здоровье и болезни опосредованно — через специфическое поведение (передающие факторы).

Подчеркнем, что воздействие любых внешних факторов на человека происходит опосредованно — через его психику. Индикаторами отклонения здоровья являются негативные психические состояния.

Известно, что самооценка здоровья используется является фактором для получения данных о физическом (соматическом) здоровье человека. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача. При этом необходимо иметь в виду, что врачебное суждение тоже имеет субъективную природу, однако подразумевает в своей основе специальные знания и опыт. При этом врачи предпочитают не диагностировать здоровье, а фиксировать отсутствие конкретных болезней. Исследователи (И.Н. Гурвич, 2000; и др.) отмечают низкий уровень совпадений самооценки здоровья с врачебными суждениями, причем самооценка сдвинута в сторону большего оптимизма.

В самооценке здоровья находит свое выражение, в большей степени, социальная и профессиональная успешность человека, чем собственно состояние его здоровья. Но для оценки уровня профессиональной адаптации более объектизизированной является экспертная оценка.

Сохранение здоровья и ощущения благополучия возможно лишь при достаточной адаптированности к социальной, профессиональной и природной среде. В свою очередь, негативные психические состояния являются индикаторами нарушения динамического равновесия (адаптации) в системе «человек — профессиональная среда» являются психические состояния человека и сопровождающее их настроение.

Негативные психические состояния человека выступают в качестве связующего звена между психологическими воздействиями (трудовой, профессиональной нагрузкой) и патофизиологическими изменениями в организме. Иначе говоря, нарушение здоровья, возникновение психосоматических и соматических патологий, заболеваний, зачастую является следствием развития негативных психических состояний в труде (психического утомления, напряженности, монотонии, дистресса и др.). В представлениях специалистов в области психологии труда негативные состояния человека в труде связаны с особенностями целевого и материально-информационного обеспечения профессионального труда (в терминах «цель — средство — результат»). Состояния человека зависят от: 1) степени осознания цели деятельности; 2) наличия необходимых средств (внешних — предметных и ресурсных и внутренних — знаний, умений, навыков, алгоритмов деятельности); 3) достижимости результата. Здесь выражена субъективная составляющая, связанная с отношениями личности к условиям деятельности, которые являются значимыми психологическими факторами здоровья человека.

Читайте также:  Не состоится по состоянию здоровья

Стрессы, в свою очередь, разрушают психическое и физическое здоровье человека. Они приводят к постоянному напряжению, раздражительности, усталости и моральному истощению. Разливают физиологические стрессы (резкий перепад температур, действие радиации, перепады артериального давления), эмоциональные (страх, усталость, высокий темп жизни, переизбыток или отсутствие информации), теологические (получение травмы, мнительность, обидчивость, низкая самооценка), временные (предстоящие экзамены, замужество, тени прошлого).

Несомненным критерием психического здоровья является полноценность сна как важного компонента жизнедеятельности человека.

Одним из ведущих показателей функционального состояния психики является умственная работоспособность, которая интегрирует основные характеристики психики — восприятие, внимание, память и др. Высокий ее уровень — один из основных показателей психического здоровья и функционального состояния организма в целом. Снижение же умственной работоспособности является важным признаком ухудшения психического здоровья. Оно сопровождается увеличением числа ошибок (снижение внимания), трудностями сосредоточения на задаче (падение концентрации внимания), вялостью, апатией, потерей интереса к работе, учебе. Если снижение работоспособности сочетается с вегетативными изменениями (учащение или урежение пульса, усиление потоотделения и др.), головными болями, психосоматическими нарушениями (боли и ощущения дискомфорта в различных областях тела, в области желудка, не связанные с едой, в сердце и т.д.), подавленным состоянием, беспричинными страхами и т.д., то это может свидетельствовать об утомлении или переутомлении.

Психика человека — необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений. Однако использование тех или иных средств и методов тренировки и организации психики должно строиться исключительно на основе индивидуального подхода, всестороннего и глубокого изучения всех психологических и социально-психологических особенностей человека. Поэтому особое внимание семьи, образовательного учреждения и самого человека должно быть направлено на познание этих особенностей, их возрастной динамики, половых особенностей, доминирующих врожденных и приобретенных потребностей. Только на этой основе можно организовать соответствующую образовательную среду, сформировать по настоящему здоровый образ жизни. Несомненно, что это поможет и самому человеку лучше познать себя и оптимальным образом организовать свой образ жизни, базирующийся на прочной психологической установке.

Огромную роль в формировании здоровой психики играет семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищено, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.

Для того чтобы восстановить умственную работоспособность и предупредить развитие резкого утомления, следует через каждые 45 — 50 мин занятий делать заранее запланированные перерывы. Желательно в это время выполнить комплекс упражнений, направленных на улучшение мозгового кровообращения, восстановление внимания, устранение связанных с длительной вынужденной позой возможных неблагоприятных изменений в осанке, в кровообращении и дыхании, предупреждение чрезмерного психического напряжения и нарушения зрения. Лучше, если при каждом следующем перерыве в приготовлении домашних заданий набор из 6 — 8 упражнений меняется. Надо только помнить, что в это время нельзя использовать такие мышечные нагрузки, которые могут привести к физическому утомлению.

Выходные дни не должны прекращаться в дополнительное время для учебной работы, а быть временем, когда бы человек полностью восстановил свои физические и психические резервы, которые в той или иной степени были израсходованы в течение рабочей недели. Поэтому выходные дни должны быть обязательно активными: загородные прогулки, встречи с друзьями, экскурсии, занятия любимым делом — всем тем, что должно доставлять удовольствие. Не помешает выполнить и те домашние дела, до которых в текучке будней «руки не доходили». Вот после таких активных выходных дней человек вступает в новую трудовую неделю с чувством радостного ожидания и с высокой работоспособностью.

При благоприятном влиянии психологических факторов доминирующее психическое состояние человека — резистентное, а доминирующее настроение — гармоничное (устойчивое, оптимистичное). При неблагоприятном влиянии факторов доминирующее состояние — дезадаптивное (стресс, утомление, напряжение и др.) или депрессивное (апатия, уныние), а доминирующее настроение — дисгармоничное (тревожное, сниженное, пессимистичное). Настроение, — устойчивый компонент психического состояния, — обеспечивает взаимосвязь структуры личности с физическим и психическим тонусом человека.

Психология здоровья как отрасль психологической науки представляет собой широкое поле для исследования психологических факторов риска развития болезней, влияния социальной и профессиональной среды на здоровье.

1. Ананьев В.А. Психология здоровья: учеб. пособие. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. — СПб.: Речь, 2006.;

2. Маклаков А.Г. Общая психология : учеб пособие. СПб.: Питер, 2000;

3. Психология здоровья : учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Питер, 2006

Источник

Adblock
detector