Меню

Влияние нефтепродуктов здоровье человека

Отравления нефтью и нефтепродуктами

Нефть, основные сведения

Нефть — горючее ископаемое. В необработанном виде — вязкая маслянистая жидкость темно-коричневого цвета. По химическому составу представляет собой сложную смесь органических соединений. Основную массу нефти составляют углеводороды 3 классов: метановые, нафтеновые и ароматические. Тип нефти определяется преобладанием углеводородов того или иного класса. Кроме углеводородов, в состав нефти входят кислородные, сернистые, азотистые органические соединения и большое количество минеральных веществ (калий, никель, медь, фосфор, ванадий и др.).

Важное значение придается содержанию серы, которая находится главным образом в виде органических соединений, частично в виде сероводорода и в свободном состоянии. В зависимости от содержания серы нефть разделяется на малосернистую (бакинская — с содержанием серы 0,03-0,4 %) и многосернистую (среднеазиатская — с содержанием серы 5,1%).

Нефтяная промышленность включает разведку, бурение, добычу, транспорт, переработку, хранение, раздачу нефти и нефтепродуктов.

Переработка нефти заключается:

1) в ее перегонке с целью разделения па фракции, из которых каждая объединяет углеводороды, близкие по своим физическим свойствам;

2) в термическом или каталитическом расщеплении высших углеводородов с образованием соединений с меньшей относительной молекулярной массой (крекинг).

Путем перегонки получают бензин, лигроин, керосин, дизельное топливо и мазут. При вакуумной перегонке последнего получают маслянистые фракции нефти, а в остатке — гудрон. Путем крекинга из высококипящих фракций нефти получают наиболее ценные низкокипящие фракции, главным образом бензины.

Конечными продуктами переработки нефти и газа являются различные виды топлива для карбюраторных, дизельных и реактивных двигателей, широкий ассортимент смазочных масел и смазок, парафины, битумы, нефтяной кокс и др.

Из нефти вырабатывают медицинские препараты, сырье для парфюмерной промышленности, каучука, пластмасс, жиров, кислот и пр. При переработке нефти в воздух могут поступать пары исходных, промежуточных и конечных продуктов.

Воздействие на организм

Работники нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности контактируют как с сырой нефтью, так и с продуктами ее переработки, а также с применяемыми реагентами: кислотами, щелочами, растворителями, катализаторами.

Воздушная среда промышленных предприятий, перерабатывающих сернистую нефть, содержит разнообразные углеводороды, наиболее опасными из которых являются бензол, сероводород, сераорганические соединения, серный и сернистый ангидриды, окись углерода. Комбинированное воздействие на организм рабочего комплекса различных углеводородов и сероводорода способствует усилению токсического эффекта.

Воздействие нефтепродуктов на организм возможно путем вдыхания их паров, а также через кожу. Нефть и получаемые из нее продукты могут вызывать острые и хронические отравления, а также поражения кожных покровов. Острые отравления могут вызываться как сернистыми соединениями нефти, так и высокими концентрациями углеводородов. Длительное воздействие многосернистой нефти может вызвать хроническое отравление.

Симптомы

Жалобы на головную боль, головокружение, общую слабость, быструю утомляемость, забывчивость и некоторую заторможенность, нарушение сна (тревожный сон), боли в области сердца и эпигастрии.

Ведущими являются изменения нервной системы. В зависимости от выраженности интоксикации они проявляются в виде неврастенического, астеновегетативного или астенического синдрома, а в наиболее тяжелых случаях — энцефалопатии. Эти изменения могут сопровождаться полиневритическими расстройствами с преимущественным поражением чувствительных волокон. Часты вегетососудистые нарушения, неустойчивость артериального давления с наклонностью к гипотонии.

Миокардиодистрофия. На электрокардиограмме — синусовая брадикардия, снижение зубца Р, изменение фазы реполяризации, выражающееся уплощением, двухфазностью зубца Т. Замедление внутрипредсердной проводимости и частичная атриовентрикулярная блокада.

Наблюдаются нарушения функции обонятельного и вестибулярного анализаторов, сужение полей зрения.

Изменения желудочно-кишечного тракта проявляются уменьшением количества желудочного сока и нарушением его кислотности в сторону повышения, а при большей выраженности интоксикации — снижения, нарушением ферментативной активности главных пищеварительных желез, снижением активности трипсина, развитием хронического гастрита.

Часты нарушения пигментной, углеводной, антитоксической и белковой функций печени. Для токсического поражения печени характерны клинические симптомы малой печеночной недостаточности.

Наблюдаются поражения слизистой оболочки носа и носоглотки с преобладанием атрофических форм, хронические конъюнктивиты со сниженном роговичных и конъюнктивальных рефлексов, хронический бронхит и умеренная эмфизема легких.

Эндокринные нарушения — умеренное повышение функции щитовидной железы, уменьшение адаптационных свойств системы гипофиз — кора надпочечников, нарушения менструальной функции, уменьшение способности к зачатию, увеличение количества самопроизвольных абортов. Частый отказ детей от материнского молока.

Периферическая кровь: гипохромная анемия, лейкопения, лимфопения, моно- и тромбоцитопения, иногда лейкоцитоз, лимфоцитоз, увеличение СОЭ.

При хроническом, воздействии малосернистой нефти отмечаются повышенная заболеваемость органов дыхания; функциональные изменения центральной нервной системы, преимущественно в виде астеновегетативного синдрома, лабильность эмоциональной сферы. Брадикардия, гипотония, гипотермия. Хронические гастриты со снижением кислотообразующей функции желудка; нарушения функции печени.

При непосредственном соприкосновении со свежей нефтью возникают разнообразные изменения кожи в виде ее сухости, пигментации, гиперкератозов, пигментированных плоских бородавок, фолликулитов.

У рабочих, занятых на переработке сернистой нефти, возможно развитие контактных и аллергических дерматитов, иногда приобретающих течение, сходное с точением экземы.

Продукты переработки сернистой нефти обладают слабо выраженными сенсибилизирующими свойствами. При профессиональных дерматитах чаще поражаются кисти и нижняя треть предплечий, реже лицо.

Возможно развитие опухолей: папиллом, рака кожи. Имеются указания на вероятную связь опухолей внутренних органов с длительным воздействием нефти и нефтепродуктов.

Лечение

Лечение хронических отравлений — синдромальное, общеукрепляющее.

Прогноз

При легких формах хронической интоксикации продуктами многосернистой нефти трудоспособность восстанавливается. При выраженных формах, несмотря на рациональное трудоустройство (без контакта с токсическими веществами), полного выздоровления но наступает. При неправильном трудоустройстве возможно прогрессирование процесса.

Экспертиза трудоспособности

При начальных признаках хронической интоксикации — предоставление больничного листка и проведение соответствующего лечения. В случае стойкости и выраженности изменений необходим постоянный перевод на работу без контакта с токсическими веществами.

Профилактика

В профилактике профессиональных отравлений нефтью радикальными средствами являются комплексная автоматизация, телеуправление и механизация производственных процессов.

При работе с высокими концентрациями (в цистернах, баках и пр.) применяются шланговые противогазы, самовсасывающие или с принудительной подачей воздуха. Для предупреждения кожных поражений — предохранительные мази. Спецодежда. Женщин, кормящих детей грудью, рекомендуется переводить на другую работу. Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры.

Источник

Вопрос2-1. Влияние паров нефти и нефтепродуктов на организм человека.

При вдыхании, при попадании на кожу, в органы пищеварения поражают органы дыхания, ткани и системы жизнеобеспечения, особенно центральную нервную, кровь, печень, желудочно-кишечный тракт, сердечнососудистую систему, верхние дыхательные пути, легкие, кожные покровы, слизистую оболочку глаз.

Нефть содержит легко испаряющиеся вещества, опасные для здоровья и жизни человека Пары нефти поражают, главным образом, центральную нервную систему вызывая наркотическое опьянение. Признаками отравления парами нефти являются: головокружение, сухость во рту, головная боль, тошнота, повышенное сердцебиение, общая слабость, а в больших дозах может произойти остановка дыхания от удушья. Таким же действием обладают пары бензина, керосина, органических растворителей (уайт-спирит, скипидар, 646, 647, ацетон и др.), а также углеводородные газы (метан, этан, пропан, бутан).

Контакт с нефтью вызывает сухость кожи, приводит к раздражению участков кожи на открытых частях тела.

Наиболее опасными отравляющими свойствами обладают нефти, содержащие значительное количество сернистых соединений, и особенно сероводород, оксиды серы и азота.

Опасность отравления при обращении с высокосернистыми нефтями состоит в комбинированном воздействии углеводородов и сероводорода (ПДК нефти – 300 мг/м³, сероводорода – 10 мг/м³, а сероводорода в смеси с углеводородами – 3 мг/м³).

При работе с такими нефтями должны применяться особые меры предосторожности.

Опасные факторы откачки перекачиваемого продукта в передвижные емкости «падающей струей».

Электризация – это свойство нефти накапливать статическое электричество при движении и трении слоев нефти между собой или о другой диэлектрик (полиэтиленовую трубку, резинотканевый рукав).

Накопленный потенциал может создать искру и, если присутствуют пары нефти, вызвать взрыв или пожар.

Для компенсации этого свойства нефти должны выполняться следующие мероприятия:

— Ограничение скорости движения нефти

— Исключение движения нефти падающей струей

Читайте также:  Психические нарушения здоровья детей

Требования безопасности при резке патрубка вантуза с использованием приспособления устройством для вырезки отверстий

Меры безопасности при эксплуатации устройств.

1. При работе с устройством для вырезки отверстий могут возникнуть следующие опасные факторы: нефть, пары нефти, опасность поражения электрическим током, возможность травмирования при работе с грузоподъемным механизмом, возможность травмирования при работе с неисправным инструментом, опасность обрушения стенок котлована, метеорологические условия.

2. Все работы по вырезке отверстий должны проводиться с соблюдением требований, указанных в Руководстве по Эксплуатации.

3. Вырезка отверстия в нефтепроводе через вантуз проводится с оформлением наряда-допуска на газоопасные работы, в котором подробно указываются меры безопасности при подготовке к проведению работ и меры безопасности при проведении работ.

4. Вырезку отверстия следует проводить при давлении в трубопроводе не выше 2,5 МПа.

5. Шкаф управления установить на расстоянии не менее 30 м от места проведения работ. Подключить шкаф управления к электросети напряжением 380В, частотой 50Гц, подключение должно быть выполнено через устройство защитного отключения. Передвижная дизельная электростанция устанавливается на расстоянии не менее 50 м от места проведения работ.

6. Демонтаж устройства производить только после отключения от источника питания.

Ограничения применения устройств

Применение устройств ограничивается максимальным давлением среды в трубопроводе при врезке, а также высотой вантуза, т.е. расстоянием от образующей трубопровода до верхнего фланца вантузной задвижки.

Приспособления для вырезки отверстий должны быть рассчитанными на рабочее давление не ниже 6,3 МПа, иметь инструкцию по эксплуатации, утвержденную главным инженером ОАО МН, паспорт завода изготовителя, сертификат соответствия и разрешение Ростехнадзора на применение.

Приспособление должно иметь устройство, предотвращающее падение в полость трубопровода вырезанной части.

Диаметр вырезаемого отверстия в основном ремонтируемом трубопроводе должен быть на 10-15 мм меньше внутреннего диаметра патрубка и не менее 85 мм для патрубка с условным диаметром 100мм, 125мм для ДУ 150мм, 170мм для ДУ 200 мм.

Не допускается работа приспособлением для врезки, если установка вантуза имеет отклонение от прямого угла к оси трубопровода более 3º и смещение по осям задвижки и патрубка более 3 мм.

Не допускается вырезка отверстий без заполнения СОЖ полости патрубка и задвижки.

Не допускается использовать приспособления для врезки при неисправном режущем инструменте.

Дата добавления: 2019-08-30 ; просмотров: 2285 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

ВЛИЯНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Министерство образования и науки РФ

Ульяновский государственный университет

Кафедра нефтегазового дела и сервиса

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Экологический мониторинг нефтегазовых объектов»

На тему «Влияние паров легких нефтепродуктов на окружающую среду и здоровье человека»

Выполнил: студент группы СВ-ЗИ 14/1

Багаутдинов Рустам Рифкатович

Кузнецов Владимир Алексеевич

Ульяновск 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………. 3
1. Нефтепродукты……………………………………………………. 4
1.1. Классификация…………………………………………………. 4
1.2. Свойства нефтепродуктов………………………………………. 5
1.3. Производство…………………………………………………….. 14
1.4. Транспортировка………………………………………………… 14
2. Влияние нефтепродуктов на человека и окружающую среду…… 16
Заключение…………………………………………………………………. 22
Список используемых источников…………………………. 24

ВВЕДЕНИЕ

Нефть является одним из основных факторов мирового экономического развития в 20 веке и остается важнейшим энергоресурсом на обозримое будущее. Относительно невысокие цены на нефть и нефтепродукты при больших объемах их потребления, отсутствие адекватной создаваемой угрозе политики по охране окружающей среды приводили к весьма значительным потерям, последствиями которых явились загрязнения почв и грунтов. Нефтяное загрязнение – как по масштабам, так и по токсичности представляет собой общепланетарную опасность. Нефть и нефтепродукты вызывают отравление, гибель организмов и деградацию почв. Естественное самоочищение природных объектов от нефтяного загрязнения – длительный процесс, особенно в условиях Сибири, где долгое время сохраняется пониженный температурный режим. Поэтому исключительную актуальность приобретает проблема рекультивации нефтезагрязненных почв. В настоящее время одной из наиболее перспективной технологии очистки нефтезагрязненных почв считается интродуцирование в почву различных комплексов микроорганизмов, отличающихся повышенной способностью к биодеструкции тех или иных углеводородных компонентов нефти и нефтепродуктов. В природных условиях биотрансформация нефти и нефтепродуктов осуществляется под воздействием комплекса самых различных групп организмов. Особое внимание уделяется исследованиям по совместному влиянию представителей двух смежных трофических уровней: микроорганизмов и дождевых червей на элиминирование нефти в почве.

НЕФТЕПРОДУКТЫ

Нефтепроду́кты — смеси углеводородов, а также индивидуальные химические соединения, получаемые из нефти и нефтяных газов. К нефтепродуктам относятся различные виды топлива (бензин, дизельное топливо, керосин и др.), смазочные материалы, электроизоляционные среды, растворители, нефтехимическое сырьё.

Классификация

Сжиженные углеводородные газы (СУГ)

· Остаточные нефтяные топлива

Свойства нефтепродуктов

Свойства нефтепродуктов.Основными свойствами нефтепро­дуктов, влияющими на условия транспортирования, хранения и выполнения операций по наливу и сливу, являются: плотность, вязкость, температура плавления и вспышки, испаряемость, дав­ление насыщенных паров и некоторые другие.

Плотность нефти с зависит от содержания легких фракций, из­меняется от 650 до 1060 кг/м 3 и является качественной и количественной характеристикой. В зависимости от ‘плотности различают легкую (р=650-т-870 кг/м 3 ), среднюю (p==871-f-910 кг/м 3 ) и тя­желую (р == 910-— 1060 кг/м 3 ) нефть. Плотность влияет на скорость истечения нефтепродуктов при выполнении операций по сливу и наливу, определяет возможность разогрева открытым паром и быстроту обезвоживания. Например, мазут с плотностью более 1000 кг/м 3 не рекомендуется подогревать открытым паром, так как он плохо отстаивается от воды. Плотность используют для опре­деления массы нефтепродуктов в цистернах и резервуарах при объемно-весовом способе учета количества груза, который явля­ется наиболее распространенным и универсальным. В настоящее время разработаны и внедряются новые способы определения мас­сы (акустический, оптический, тепловой и др.)» позволяющие более точно и с минимальными трудозатратами определить количество груза в цистернах.

Плотность измеряется специальным прибором — ареометром. Точность измерения плотности нефтепродуктов ареометром состав­ляет 0,05%, а в лабораторных условиях с помощью гидростатиче­ских весов или пикнометра — до 0,005%.

Плотность высоковязких нефтепродуктов (v>200 цы*/с при 50 °С), в которые ареометр невозможно погрузить, определяется расчетами. При этом пробу исследуемого продукта смешивают с таким же количеством маловязкого растворителя, плотность кото­рого известна, и определяют плотность смеси из условий:

1.1

гдерсм, рр, рв— плотность соответственно смеси, растворителя и высоковязкого

нефтепродукта, кг/м 3 .

Вязкость определяет подвижность (текучесть) нефтепродуктов и оказывает существенное влияние на условия транспортирования, перекачки и выполнения операций по сливу и наливу. Различают динамическую з, Н-с/м 2 , кинематическую н, м 2 /с, и условную вяз­кость ВУ. Динамическая вязкость определяется с помощью шари­кового вискозиметра замером времени качения шарика, катящегося внутри наклонной трубки, заполненной исследуемым нефте­продуктом:

1.2

где ф—время качения шарика, с;

рш, рве—плотность соответственно шарика и исследуемого нефтепродук­та, кг/м э ;

с — константа шарика, определенная по эталонной жидкости,

Н-м/кг, Кинематическая вязкость (отношение динамической вязкости к плотности жидкости) широко используется для расчетов дви­гателей, движения нефтепродуктов по трубопроводу, а также для характеристики видов топлива и особенно смазочных мате­риалов [8]. Единица измерения кинематической вязкости 1 м 2 /с. Кинематическая вязкость определяется химическим составом неф­тепродуктов и в значительной степени зависит от температуры (рис. 3.1). Кинематическая и условная вязкость связана между собой аналитическим выражением

где vu BVf — соответственно кинематическая и условная вязкость при темпе­ратуре Высокопарафинистые нефти обладают так называемой анома­лией вязкости, которая заключается в том, что после термообра­ботки или механического воздействия повторно определенная вязкость нефтепродукта при той же температуре оказывается ни­же, чем до обработки. Однако через некоторое время первоначаль­ная вязкость восстанавливается. Это явление связано с тем, что углеводороды парафинного ряда при относительно низких темпе­ратурах образуют сплошную пространственную сетку из крупныхи мелких кристаллов парафина. Такая сетка под действием терми­ческой или механической обработ­ки нарушается, и вязкость снижа­ется. Аномалия вязкости особо часто наблюдается при производ­стве грузовых операций с мазута­ми, особенно высоковязкими.

Читайте также:  Камни для привлечения здоровья

Рисунок 1 Зависимость кинематической вязкости от температуры:

ДЛ – летнее дизельное топливо

ДЗ – зимнее дизельное топливо

Вязкость мазутов, как и других нефтепродуктов, зависит также от давления. С ростом давления вяз­кость повышается. Установлено, что чем сложнее молекулярное строение компонентов мазута, тем большее влияние давление ока­зывает на вязкость.

Температура самовоспламе­нения. °С

Температура вспышки, °С

Пределы взрываемости. в С

Нефтепродукт
Керосин 819 260 +28 +26 +65
Бензин А-74 730 300 -36 -36 —7
Топливо T-I 813 345 -U28 +25 -L-57
Мазут флотский 935 385 -128 f!24 -а-145
«20»
Масло автотрак- 930 340 1-217 + 187 +225
торное АК-15

Температура плавления (застывания) для нефтепродуктов из­меняется от —80 °С для некоторых бензинов до +150°С для биту­мов. Температура плавления характеризует температурные преде­лы применения топлива без предварительного подогрева. Темпе­ратура застывания топлива должна быть на 5—10°С ниже темпе­ратуры, при которой предполагается его использование.

Температура вспышки зависит от химического состава нефте­продуктов и характеризует его пожарную опасность. По темпера­туре вспышки все нефтепродукты делятся на две группы: легковос­пламеняющиеся (до 45°С) и горючие (более 45°С). Температура вспышки определяет предельно допустимую температуру разогрева нефтепродуктов перед производством операций по сливу, которая должна быть ниже температуры вспышки не менее чем на 10°С Температура вспышки является также показателем чистоты отбора фракций нефтепродукта и отсутствия смешения разных продуктов. Температурные характеристики некоторых нефтепродуктов приве­дены в таблице 1.

Пределы взрываемости определяют минимальное (нижний пре­дел) и максимальное (верхний предел) содержание паров нефте­продукта в воздухе, способных взорваться при воздействии откры­того огня Зона взрываемости лежит в пределах 1—10%:

Пределы взрываемости могут определяться также температу­рой, при которой произойдет взрыв, при этом нижний предел взры­ваемости соответствует температуре вспышки (см. табл. 1).

Испаряемость — способность жидкости переходить в парообраз­ное состояние в результате того, что плотность паров нефтепродук­тов больше плотности воздуха Испаряемость главным образомзависит от фракционного состава, упругости паров и вязкости. Наибольшей испаряемостью характеризуются бензины, у которых данный показатель в 50—100 раз [9] больше, чем у других свет­лых нефтепродуктов. Темные нефтепродукты испаряются слабо, смазочные масла практически не испаряются.

Различают статическое и динамическое испарение. Статическое испарение приводит к потере количества и главное качества нефте­продукта, оставшего в резервуаре. Объясняется это тем, что с поверхности жидкости улетучиваются в первую очередь легкие фракции нефтепродуктов, а жидкая фаза при этом становится бо­лее тяжелой.

Динамическое испарение, при котором нефтепродукт и воздух движутся относительно друг друга, является важнейшим каче­ственным показателем моторных и ряда других видов топлива. От хорошего испарения зависит устойчивая работа двигателя, срок его службы, расход топлива. Вместе с тем динамическое испарение в процессе слива и налива приводит к количественным и качествен­ным потерям и является отрицательным явлением.

Статическое испарение происходит с неподвижной поверхности в неподвижный воздух, например, при хранении в резервуарах. Если над поверхностью нефтепродукта неограниченное простран­ство, испарение идет непрерывно. При этом скорость испарения зависит от температуры и давления воздуха. Испарение нефтепро­дуктов в закрытом резервуаре не прекращается и тогда, когда объем газового пространства оказывается насыщенным парами. При этом конденсируется такое же количество паров, какое за данный отрезок времени испаряется из жидкой фазы.

Степень испарения нефти и нефтепродуктов определяется раз­ностью между числом молекул, вылетающих из жидкости, и числом молекул, ею поглощаемых. Чем больше эта разность, тем сильнее испарение. Скорость свободного испарения пропорциональна дав­лению насыщенных паров и обратно пропорциональна внешнему давлению. По мере уменьшения внешнего давления испарение сильно увеличивается и достигает максимального значения в ва­кууме. Поэтому для сохранения легкоиспаряющихся нефтепродук­тов наиболее благоприятным является хранение под давлением, несколько превышающим упругость их паров.

Изменение давления паровоздушной смеси в газовом простран­стве резервуаров, которое происходит в результате суточных коле­баний температуры воздуха, его давления и солнечной радиации приводит к необходимости устройства в резервуарах специальных дыхательных клапанов. Через клапаны происходит вытеснение па­ровоздушной смеси при повышении давления и впуск атмосферного воздуха при его понижении. Это явление носит название «малое дыхание» в отличие от «большого дыхания», которое происходит при сливе и наливе резервуаров. Как «большие», так и «малые дыхания» приводят к значительным потерям нефтепродукта.

Как показали опытные проверки, величина потерь от «малых дыханий» зависит главным образом от объема газового простран­ства и температурного перепада. Так, например, из резервуара вместимостью 5 тыс. м 3 , заполненного автомобильным бензином на 0,9 объема с упругостью паров 53,3 кП&, теряется в сутки 40 кг бензина, а заполненного на 0,1 теряется 300 кг бензина, т. е. почти в 8 раз больше.

Величина потерь нефтепродуктов от «больших дыханий», свя­занных с циклом слива и налива резервуаров, ,в основном зависит от оборачиваемости резервуаров. В среднем за одно наполнение резервуара вместимостью 5 тыс. м 3 бензином вытесняется паро­воздушная смесь, содержащая около 4 ф бензина.

Давление насыщенных паров (упругость паров) для нефтепро­дуктов является сложной функцией фракционного состава, темпе­ратуры и соотношения объемов паровой и жидкой фаз. Паспортное давление насыщенных паров определяется опытным путем при температуре 38°С и отношении объема жидкой фазы к объему паровоздушной фазы, равном 1:4. Для автобензинов, например, давление насыщенных паров в указанных условиях составляет 9,33· 10 4 Па, а для дизельного топлива—(0,08-:-0,13)10 4 Па.

Давление насыщенных паров влияет не только на испаряемость, но имеет практическое значение при сливе и наливе сырой нефти и светлых нефтепродуктов, содержащих большое количество лег­ких фракций. При перекачке жидкости насосами во всасывающих трубопроводах и при самотечном сливе на сифонных участках жидкость находится под вакуумом. При достаточно высокой упру­гости паров происходит выкипание жидкости, образующиеся при этом газовые пробки нарушают непрерывность потока, и в резуль­тате разрыва струи наступают перебои в работе насосов или сифонов.

Статическое электричество накапливается нефтью и продукта­ми ее переработки, так как последние являются диэлектриками. Наиболее благоприятные условия для образования статического электричества возникают при движении нефтепродуктов по трубо­проводам, резиновым шлангам, а также при трении капель или струй продукта о воздух. Заряды статического электричества, образовавшиеся в трубопроводах, выносятся вместе с нефтепродук­том в цистерну и там накапливаются.

На процесс образования статического электричества оказывают влияние химический состав жидкости, диэлектрическая проницае­мость, вязкость, плотность, температура и другие факторы. Наибо­лее сильную склонность к электризации проявляют светлые нефте­продукты — бензин, керосин, дизельное топливо. Нефть, как пра­вило, электризуется слабо.

Статическое электричество оценивается силой тока или напря­женностью поля, создаваемого зарядами. Силой тока оценивают электризацию нефтепродуктов при их течении в трубопроводах,напряженностью поля — электризацию газового пространства в ре­зервуаре. При этом разность потенциалов может достигать 350 тыс. В.

На величину образующихся зарядов при движении по трубо­проводам и наливе в железнодорожные цистерны оказывают суще­ственное влияние скорость потока, материал и диаметр трубопро­вода, шероховатость его стенок и т. д.

Различают три стадии налива нефтепродуктов, когда возможна искрообразование:

· начальная стадия, при этом высота налива меняется от нуля до уровня нижнего отверстия стояка; искрообразование происходит с поверхности струи на корпус цистерны;

· вторая стадия — загрузка; искровой разряд возникает с откры­той поверхности нефтепродукта;

· завершающая стадия — извлечение наливных рукавов; разряд образуется между стояком и паровоздушным пространством, имею­щим в момент окончания налива максимальный потенциал.

После прекращения наполнения резервуара величина потенциа­ла убывает в зависимости от времени по экспоненциальному зако­ну тем медленнее, чем больше электрическое сопротивление нефте­продукта. Проведенные исследования позволили установить макси­мальные скорости налива продукции: начальная скорость 1 м/с, скорость налива 12 м/с, продолжительность выдержки перед изъятием стояка не менее 2 мин.

Накопление статического электричества и возможность образо­вания искрового разряда обусловливают необходимость заземле­ния цистерн для предупреждения возможных взрывов и пожаров. Статическое электричество, кроме пожароопасное™, отрицательно влияет на организм человека, ухудшает санитарно-гигиенические условия труда.

Читайте также:  Физическое здоровье дошкольников консультации для родителей

Коррозионность— способность оказывать разрушающее влияние на металлы — обусловливается наличием в составе нефти и нефте­продуктов сернистых соединений, водорастворимых минеральных кислот и щелочей, органических кислот и воды. Одним из показа­телей коррозионной агрессивности нефтепродуктов является кис­лотное число, которое показывает, сколько миллиграммов едкого кали (КОН) необходимо затратить для нейтрализации свободных органических кислот, содержащихся в 100 мл нефти.

Наличие указанных агрессивных веществ в нефтепродуктах строго регламентируется стандартами. Особо важное ограничение в топливе и маслах сернистых соединений. Так, например, увели­чение содержания серы в моторных топливах с 0,2 до 0,5% увели­чивает износ двигателя на 25—30%.

На железнодорожном транспорте коррозионные свойства налив­ных грузов проявляются в том, что в процессе перевозки, особенно светлых нефтепродуктов, котлы цистерн покрываются ржавчиной, которая в свою очередь проникает в нефтепродукты, загрязняя их.

Химическая и физическая стабильность означает постоянство химического и физического состава в течение определенного перио­да времени. Нефть и нефтепродукты в процессе хранения вступают в контакт с кислородом, металлом, светом, повышенной темпера­турой и другими факторами, которые обусловливают процессы окисления, полимеризации и конденсации. Наибольшие изменения свойств наблюдаются в результате окисления кислородом воздуха химически наиболее неустойчивых соединений, входящих в состав нефтепродуктов (например, непредельных углеводородов крекинг-бензина). Образующиеся при этом смолы и нерастворимые осадки резко ухудшают качество топлива.

Процесс окисления—самоускоряющийся процесс, так как обра­зовавшиеся кислые соединения становятся в свою очередь катали­заторами и увеличивают скорость реакции. Катализаторами окис­лительного процесса являются также вода, механические примеси и сернистые соединения. Содержащийся в бензине тетраэтилсвинец способствует окислению, а, кроме того, под действием температу­ры, солнечного света и других агрессивных факторов разлагается, образуя белый осадок — двуокись свинца. Скорость окисления за­висит от объема резервуара хранения или тары и с уменьшением объема увеличивается. Наиболее быстро теряют химическую и фи­зическую стабильность бензины. Дизельное топливо более устой­чиво сохраняет свои свойства.

Химическая стабильность характеризуется йодным числом (на­личием в топливе непредельных углеводородов) и индукционным периодом (временем, в течение которого испытуемое топливо, на­ходящееся в условиях, регламентированных стандартами, практи­чески не подвергается окислению). Индукционный период бензи­нов, например, должен составлять не менее 450—900 мин.

Производство

Нефтепродукты получаются в результате химического процесса — перегонки нефти, от которой при разных температурах отделяются вещества (отгоны) в парообразном состоянии. Перегонка нефти может осуществляться, например, при помощи ректификационной колонны.

Транпортировка

Нефтепродукты транспортируют наливом и затаренные.

Наливом транспортируют следующие продукты:

· Сжиженные углеводородные газы, такие как смеси пропан-бутана в специализированных вагонах-цистернах под давлением.

· Автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин перевозят железнодорожным, трубопроводным, автомобильным и водным транспортом, а также смешанными видами транспорта. Трубопроводы, осуществляющие транспортировку нефтепродуктов, называют также продуктопроводами. В РФ оператором основных продуктопроводов является ОАО АК Транснефтепродукт.

· Нафта и остаточные нефтяные топлива в основном транспортируют железнодорожным и водным транспортом.

В таре транспортируют, например Смазочные масла.

ВЛИЯНИЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

К экологической безопасности относят свойства нефтепродуктов оказывать влияние на человека, окружающую среду, например, загрязнение почвы, воздуха испарившимся топливом, отработавшими газами двигателей, пожароопасность и взрывоопасность.

Нефть считается черным золотом и государство, владеющее большими запасами нефти и газа, по праву считается богатым. Однако в результате добычи большого количества нефти, ее переработки и использования нефтепродуктов в технике человечество стало ощущать негативные влияния, которые проявляются в следующих областях:

– изменение химического состава атмосферы и ее потепление;

– загрязнение почвы и воды нефтепродуктами;

– токсическое последствие воздействия топлив на людей при непосредственном контакте;

– загрязнение воздушного бассейна парами испарившегося топлива;

– загрязнение воздуха городов токсичными веществами, содержащимися в отработавших газах двигателей;

– пожарная и взрывная опасность топлив.

Двигатели внутреннего сгорания являются основными потребителями углеводородного топлива, при сгорании которого расходуется кислород и выделяется двуокись углерода СО2. Концентрация этого вещества в атмосфере Земли постоянно возрастает, что может привести к изменению соотношения между поглощённой и отражённой Землёй энергией Солнца и вызвать глобальные изменения климата и катастрофы.

Попадание нефтепродуктов в почву вызывает изменение её структуры, химического и микробиологического состава, что приводит к гибели растений. Восстановление производительной способности загрязнённой почвы происходит очень медленно, например, урожайность и качество сельскохозяйственных земель восстанавливаются через 10 лет.

При попадании нефтепродуктов в воду они растекаются, образуя плёнку. Небольшие количества нефтепродуктов покрывают громадные площади воды, например, 1 т нефти покрывает плёнкой 10 км2 водной поверхности. Эта плёнка нарушает условия теплообмена водного бассейна с атмосферой, что влияет на климат планеты, вызывает загрязнение и гибель водной растительности и живых организмов.

Большинство нефтепродуктов легко проникает в организм даже через неповреждённую кожу, вызывая нарушение обменных процессов.

Для снижения загрязнения атмосферы выбросами углеводородов в районах НПЗ, нефтебаз, АЗС необходимо осуществлять мероприятия по сокращению потерь нефтепродуктов и организации контроля загрязняющих веществ.

Составной частью нефтепроводов, нефтебаз, АЗС являются резервуары для приема, хранения и выдачи нефтепродуктов.

Эксплуатация стальных вертикальных и горизонтальных резервуаров не должна приводить к загрязнению окружающей среды (воздуха, поверхностных вод, почвы) загрязняющими веществами выше допустимых норм.

К числу основных загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу из резервуаров, относятся пары нефтепродуктов, образующиеся вследствие испарения во время приема, хранения и отпуска нефтепродуктов.

При расчетах выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров следует руководствоваться: законом РФ «Об охране окружающей природной среды»; «Методическими указаниями по определению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу из резервуаров».

Результаты расчетов выбросов из резервуаров используются при учете и нормировании предельно допустимых значений загрязняющих веществ от источников предприятия, технологические процессы которых связаны с закачкой, отпуском и хранением нефтепродуктов в резервуарах.

Предельно допустимым выбросом считается суммарный выброс (ПДС) загрязняющего вещества в атмосферу от всех источников данного предприятия.

После установления норм предельно допустимых выбросов (ПДВ), загрязняющих веществ на предприятии должен быть организован контроль, который проводится в соответствии с требованиями нормативных документов
ОНД-90 «Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы».

Контроль осуществляется силами предприятия либо организациями-соисполнителями на договорной основе.

Места отбора проб воздуха, периодичность и частота отбора, необходимое число проб, методы анализа должны выбираться по согласованию с органами санитарно-эпидемиологической и гидрометеорологической служб.

К числу основных веществ, загрязняющих производственные сточные воды, относятся нефтепродукты, тетраэтилсвинец и взвешенные вещества.

Нормы ПДС этих веществ со сточными водами должны устанавливаться в разрешениях на специальное водопользование на основании лицензии и договора пользования водным объектом в соответствии с Водным кодексом РФ.

Для достижения норм ПДС загрязняющих веществ со сточными водами необходимо осуществлять мероприятия по уменьшению количества сбрасываемых сточных вод и повышению глубины их очистки.

Во избежание потерь нефтепродуктов от переливов следует применять предохранительные устройства, автоматически прекращающие подачу нефтепродукта по достижении заданного уровня в резервуарах или при разгерметизации коммуникаций.

Кроме нефтепродуктов и их паров отрицательное воздействие на человека и окружающую среду оказывают отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания.

В процессе сгорания топлива (нефтепродукта) в цилиндрах двигателей образуются токсичные (вредные) вещества:

— окись углерода СО (угарный газ);

— оксиды азота NO, NO2, N2O4, N2O5, NOX;

— несгоревшие углеводороды и продукты их термического разложения СnНm;

— сажа; оксиды серы SO2, SO3; альдегиды.

Окись углерода является продуктом неполного окисления углерода. Она образуется в основном при горении с недостатком воздуха (a

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 2355 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Adblock
detector