Влияет здоровье физическое развитие
Физические упражнения, подвижные игры, а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков.
Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях. Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода.
Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечно-сосудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза. Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой.
Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений. Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц. Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл.
Одновременно с улучшением показателей физического развития улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. У подростков, систематически выполняющих физические упражнения и занимающихся спортом, как в покое, так особенно при физической нагрузке, увеличивается ударный объем сердца и в меньшей степени частота сердечных сокращений, повышается тонус сосудов. Более экономичной становится работа органов дыхания. Потребность организма в кислороде, возрастающая в процессе мышечной работы, у тренированных обеспечивается в большей степени за счет увеличения глубины дыхания, в то время как у нетренированных – за счет увеличения частоты дыхания.
Существенные изменения происходят в обмене веществ. У тренированных лучше усваиваются тканями питательные вещества, более глубоко протекают окислительные процессы, вследствие чего вредные продукты распада поступают в кровь в меньшем количестве.
Благоприятно отражается движение детей и на высшей нервной деятельности. Под влиянием систематических занятий физкультурой и спортом повышается сила, улучшается подвижность и уравновешенность нервных процессов в коре головного мозга. Нервная система становится более пластичной, т.е. приобретает способность быстрее приспосабливаться к новым видам работы и обстановке.
- Высочин Ю. В., Шапошникова В. И. Физическое развитие и здоровье детей // Физическая культура в школе. 1999. № 1.
- Дергач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. М.: Просвещение, 1985.
- Качашкин В. М. Методика физического воспитания. М.: Просвещение, 1980.
- Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. М.: Просвещение, 1983.
- Колесов Д. В. Физическое воспитание и здоровье школьников. – М.: Знание, 1983.
- Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979.
- Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. – М.: Просвещение, 1968.
- Харитонов В. И. Взаимосвязь параметров физического развития школьников младших классов (6-7 лет) // Теория и практика физической культуры. 1997. № 9.
Источник
Как влияет физическая активность на здоровье и продолжительность жизни современного человека
Рубрика: Физическая культура и спорт
Дата публикации: 10.04.2019 2019-04-10
Статья просмотрена: 8838 раз
Библиографическое описание:
Янченко, С. В. Как влияет физическая активность на здоровье и продолжительность жизни современного человека / С. В. Янченко, В. В. Вольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 15 (253). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/archive/253/57641/ (дата обращения: 08.06.2021).
Сложно утверждать однозначно о вреде или пользе физической нагрузки. Речь не идёт о большом спорте с выдающимися достижениями, вопрос касается здорового образа жизни. Это направление включает посильную физическую нагрузку и правильное питание.
Во время физических упражнений в организме человека происходит ряд положительных процессов. Это влияет на самочувствие и здоровье, которое является залогом счастливой и длинной жизни.
Негативное влияние нездорового образа жизни
Исследователи утверждают, что XXI век отличается от предыдущих столетий малоподвижным образом жизни. Недостаток физической активности плохо сказывается на здоровье людей, что приводит нередко к тяжёлым заболеваниям или летальным исходам.
Учёные провели исследования и посчитали, сколько лет жизни теряет человек из-за вредных привычек и нездорового образа жизни.
№п/п
Причина
Количество лет
Курение более 20 сигарет в день
Злоупотребление алкогольными напитками
Средняя продолжительность жизни при регулярном занятии спортом
Всемирная организация здравоохранения дала точное определение основным понятием:
Долгожитель— это человек преклонного возраста, перешагнувший рубеж 90 лет.
Здоровье — это осознанное состояние физического, духовного, социального благополучия.
Регулярные занятия спортом в молодые годы не дают гарантию нормального существования на всю жизнь. Физическая активность должна быть спутником каждого человека постоянно. Американские исследователи установили: постоянная тренировка влияет на работу сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системы. Если прекратить физическую активность, наблюдаются сбои в работе организма человека. А также определены в процентном соотношении влияние основных факторов на продолжительность жизни.
Двигательная активность помогает сохранить и укрепить здоровье, повышает работоспособность, стимулирует защитные силы организма.
Средние значения продолжительности жизни
Страна
Средняя продолжительность жизни, лет
Разновидность физической активности
В зависимости от воздействия на организм и структуры движения все виды физической культуры делятся на упражнения циклического и ациклического характера.
Циклические занятия — это двигательные акты, повторяющиеся длительное время, имеют незаконченный цикл. К ним относятся: ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, плавание, занятие на лыжах.
Ациклические упражнения изменяют структуру движения в процессе выполнения, к тому же не имеют стереотипного цикла. К этому виду физической культуры относятся: прыжки, метание, силовые упражнения, аэробная нагрузка. Занятия оказывают положительное воздействие на работу опорно-двигательного аппарата. Улучшается структура мышц, гибкость, подвижность в суставах.
Как различная гимнастика помогает поддерживать здоровый образ жизни
Гимнастика — это система определённых физических упражнений. Она относится к ациклической группе и делится на несколько видов: гигиеническая, ритмическая и производственная.
Утренняя зарядка или гигиеническая помогает привести организм к быстрому пробуждению. Это помогает поддержать работоспособность на высоком уровне на протяжении всего дня. Комплекс состоит из лёгких упражнений, чтобы не доводить организм до утомления. Они должны решить следующие задачи:
− Устранить вялость, сонливость после пробуждения.
− Увеличить работоспособность основных систем организма человека.
− Усилить тонус нервного системы и душевного равновесия.
Производственная гимнастика помогает снять утомление и увеличить работоспособность. Комплекс может включать различные виды упражнений:
Ритмическая гимнастика или аэробика — это комплекс упражнений, выполняющих под музыку. Во время занятий вырабатывается большое количество энергии. Основными продуктами распада являются вода и углекислый газ, которые удаляются при помощи дыхания и выделяемого пота. Музыка позволяет задавать темп и ритм движения.
Как влияет циклические занятия на долголетие
В любом возрасте двигательной активностью можно повысить уровень выносливости организма, являющийся показателям биологического возраста человека. Регулярное занятие физкультурой помогает затормозить процесс изменения физиологических функций. Популярными циклическими занятиями являются: бег, плавание, ходьба, езда на велосипеде.
Ходьба оказывает положительное влияние на долголетие. Американские исследователи установили зависимость между скоростью движения и сроком человеческой жизни. В эксперименте принимали участие 35 000 человек среднего и преклонного возраста. Любители интенсивной ходьбы дожили до 85 лет, а размеренной ходьбы — до 75 лет.
Ежедневно рекомендуется проходить не менее 10 000 шагов. А также можно заниматься спортивной или скандинавской ходьбой. Последнее время можно встретить на прогулке людей разного возраста со специальными палками, похожими на лыжные. Скандинавская ходьба быстро набрала популярность у любителей здорового образа жизни.
Бег доступен всем, потому что не требуются дополнительных спортивных сооружений. Грамотное занятие является профилактикой многих заболеваний и укрепления организма. Бег развивает выносливость и способность противостоять утомляемости.
Регулярные пробежки совершенствуют работу терморегуляции организма. Повышенное потоотделение помогает выводить токсины: органических кислот, мочевину, аммиак. Этот процесс улучшает работу почек. Занятие на свежем воздухе хорошо помогает в закаливание организма.
Плавание улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Занятие совершенствует терморегуляцию организма. Людям, страдающим простудными заболеваниями, рекомендуется заниматься плаванием для закаливания.
Это хорошая альтернатива для людей, у которых «сидячая» работа, снять нагрузку с опорно-двигательной системы, дать отдых позвоночнику. Исследования показывают: нахождение в воде — 24 градуса С, продолжительностью 5 минут, увеличивает обмен веществ на 55–72 процента.
Езда на велосипеде позволяет легко сбросить лишние килограммы. А также улучшить работу дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системы.
Заключение
Занятия физической культурой повышают аэробные возможности организма, выносливость и работоспособность. Регулярные нагрузки обеспечивают снижение темпа возрастных изменений человека.
Двигательная активность увеличивает минерализацию костной ткани, препятствующую образованию и развитию остеопороза. А также повышает приток лимфы к межпозвонковым дискам и суставным хрящам.
Физическая активность помогает человеку стать долгожителем.
- Березин И. П., Дергачёв Ю. В. Школа здоровья
- Г. Гилмор Бег ради жизни, М., «Физкультура и спорт», 1969 г.
- Евсеев Ю. И. Физическая культура Ростов на Дону, Феникс, 2004 г.
- Ловицкий И. В., Фейгин С. Л. Производственная гимнастика, М., Профиздат, 1963 г.
- Физическая культура, СПб, Питер, 2004 г.
- Шаталов Г. С. Философия здоровья, М., 1997 г.
Источник
Исследовательская работа на тему: «Влияние здорового образа жизни на физическое развитие человека»
Интересная работа, с фактами и исследованиями с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
“Влияние здорового образа жизни
на физическое развитие человека “.
Руководитель: Анискина М.В.
Охрана собственного здоровья-это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать её на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.
Какой бы совершенной ни была медицина,она не может вылечить каждого от всех болезней. Человек-сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни: закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены-словом,добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Здоровье-это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь-это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)-это образ жизни, основанной на принципах нравственности, рационально организованной, активной, трудовой, закаливающей и в то же время защищающей от неблагоприятных воздействий
окружающей среды,позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) «здоровье-это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Вообще,можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):
Физическое здоровье- это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, то есть жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.
Здоровый и духовно развитый человек счастлив-он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязии взаимодействии психических и физическихсил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».
При здоровом образе жизни особое место занимает утренняя гигиеническая гимнастика. Она проводится сразу же после сна и поиогает избавиться от так называемого «просоночного» состояния, когда процессы в коре головного мозга ещё недостаточно активны, часть нервных клеток ещё испытывает сонное торможение.
Зарядка должна быть короткой,не утомляющей, но энергичной с включением как можно большего количества мышечных групп, с соблюдением ровного и глубокого дыхания через нос. Этим достигается большой поток нервных импульсов от растягивающихся мышечных волокон, а глубокое дыхание и усиливающаяся сердечная деятельность обеспечивают лучшее кровоснабжение мозга. В любую самую короткую зарядку надо включать элементы самомассажа.
Обливание прохладной водой после зарядки вызывает раздражение огромного количества нервных рецепторов кожи и так же способствует активизации корковых процессов, снимая просоночное состояние или сонливость.
Ходьба, прогулки являются ественными видами движений, в которых учавствует большинство мышц нашего организма, что весьма благоприятно влияет на многие физиологические функции, в частности на обмен веществ.
Следующей составляющей здорового образа жизни школьника является рациональное питание. Когда о нём идёт речь, следует помнить о двух сновных законах, нарушение которых опасно для здоровья.
Содержание физической культуры должно удовлетворить интересом общества во всестороннем физическом развитии личности школьников интересам физической культуры, как социального явления в её массовости развития и использовании, как средства организации здорового образа жизни, укрепления здоровья и поддержания творческого долголетия, интересам школьников в индивидуальном развитии культуры собственного тела, возможности с его помощью активного включения в разнообразные трудовые, физкультурно-спортивные мероприятия.
Физическая культура формирует самостоятельность учащихся и их творческого,развивает мышление, межличностное общение, уважение к себе и окружающим давать возможность для самовыражения и содействовать самоопределению. И наконец, она обеспечивает формирование знаний, умений и навыков в организации и проведении самостоятельных форм занятий, использование физических упражнений для целенаправленного развития физических качеств и укрепления здоровья двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения.
Таким образом, сегодняшнее содержание образования в области физической культуры нацеливает не только на то, чтобы ученик школы вышел в жизнь с достаточной физической подготовленностью, но и чтобы он был действительно образованным в физической культуре, владел средствами и методами работы своим телом, знал его и не боялся, укреплял и сохранял здоровье, повышал функциональные возможности основных систем организма, умел организовать и грамотно проводить занятия физическими упражнениями не только для себя, но и со своими детьми.
Для улучшения показателей физического развития детей учитель подбирает рекомендации для каждого учащегося,что вызывает личностную заинтересованность.
Поддерживая постоянный интерес к систематическим занятиям физической культуры, побуждая школьников к физическому и личностному самосовершенствованию, учитель физической культуры формирует у учащихся главную ценность современности-здоровый образ жизни.
В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии школьников.
Раскрытие особенности формирования культуры здорового образа жизни детей опирается на понятийный ряд-здоровье, образ жизни, здоровый образ жизни, укрепление здоровья.
Следует отметить, что культура здорового образа жизни становится нормой поведения школьников тогда, когда в её формировании преодолевается несколько этапов-от знаний, навыков, убеждений, желаний и готовности к изменениям в поведении до их практического внедрения в повседневную жизнь.
Здоровье- одна из главных ценностей в жизни и в спорте. Каждый хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.
Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей: регулярные прогулки на свежем воздухе; экскурсии; походы; солнечные и воздушные ванны; водные процедуры; фитотерапия; аромотерапия; витаминотерапия, закаливание, бассейн и др. Необходимо помнить, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:личная гигиена; проветривание; влажная уборка; режим питания; сон; правильное мытьё рук; обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д., ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.
Физическая культура человека-это не только систематические занятия упражнениями и воздержание от вредных привычек, спиртных напитков и курения. Это понятие включает закаливание и активный отдых, правильное дыхание и психофизическую тренировку, разумное питание и массаж. И самое главное: физическая культура- это целенаправленная система оздоровительных воздействий, подобранных каждым с учётом индивидуальных потребностей своего организма.
Одна из самых общих рекомендаций, которая пригодна для людей самого разного возраста, кажется пародоксальной: Хотите быть сильными и выносливыми-утомляйтесь! Нет ничего полезнее для здоровья и активного долголетия, чем способность восстанавливать энергию, развивающуюся в результате систематического утомления. Чем сильнее, интенсивнее развивается утомление (важно лишь, чтобы оно не превышало возможности организма), тем больше возбуждаются восстановительные процессы и, следовательно, выше поднимается уровень работоспособности.
Важное значение для каждого человека имеет ежедневная утренняя гигиеническая гимнастика. Резко повысившийся ритм жизни, обилие событий, наполняющих каждый день, вынуждают современного человека к точным и быстрым реакциям, требуют минимального времени для “раскачки” организма. Ведь если понаблюдать за пробуждением кошки или собаки, то можно заметить, что первым их движением является потягивание. Это упражнение может быть примером для многих людей.
В комплексе утренней зарядки для людей самого разного возраста можно включать движения, прорабатывающие все крупные группы мышц туловища, рук и ног. Гимнастика суставов- дело чрезвычайно важное для каждого, кто хочет сохранить на всю жизнь красоту движений, лёгкость и эластичность походки, кому не безразлична его внешность.
Необходимым условием здорового образа жизни человека является двигательная активность. Двигательная активность- это сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни и в организованных и самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом. Учёными на многочисленных опытах доказано что физическое воспитание может избавить человека от пагубных воздействий малоподвижного образа жизни. Одним из фундаментальных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности. Исследования активности школьников показали, что в последние годы наблюдается снижение интереса к занятиям физической культурой и спортом. Учителя и родители школьников обращают внимание детей на успеваемость и нравственное поведение.
По данным НИИ гигиены детей и подростков у 43% учащихся обнаружены хронические заболевания, у 63% выявлены нарушения осанки, у 18% старшеклассников повышено артериальное давление, у 45% учащихся к окончанию школы ухудшается зрение.
Вывод: физическая культура формирует самостоятельность учащихся и их творчество, развивает мышление, межличностное общение, уважение к себе и окружающим даёт возможность для самовыражения и содействует самоопределению. И наконец, она обеспечивает формирование знаний, умений и навыков в организации и поведении самостоятельных форм занятий, использование физических упражнений для целенаправленного развития физических качеств и укрепления здоровья двигательной подготовки и культуры движений,формирования осанки и телосложения.
Источник