разработка урока по технологии «Витамины -путь к здоровью»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tehnologii_5_klass.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»
Витамины — путь к здоровью
Курчина Е. М. – учитель технологии
МОУ «СОШ№7» г. Губкин
Сурженко Н. В. – учитель
технологии МОУ «СОШ№40»
Тема программы: Кулинария
Тема урока: Витамины — путь к здоровью.
- Формировать навыки культуры здорового питания;
- развивать память, умения сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
- воспитывать культуру труда и коммуникативные способности обучающихся.
Тип урока : урок изучения нового учебного материала.
Форма проведения урока: ролевая игра «Выпуск газеты «Здоровым быть – здорово!».
Методы ведения урока: с ловесные, наглядно-демонстрационные, практические.
Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка.
Учебное задание: подготовка сообщений, вопросов, выпуск номера газеты «Здоровым быть – здорово», приготовление салатов.
Межпредметные связи: биология, история, ОБЖ, русский язык, литература, информационные технологии.
Материально-техническое обеспечение урока:
- компьютер, мультимедийный проектор, принтер;
- нарезка различных овощей и фруктов, орехи, заправка для салатов, салатники, ложки, салфетки, скатерти;
- таблицы, карточки – задания, лист ватмана, иллюстративный материал, план-задание, презентация.
Подготовка к уроку проводится заранее. Обучающихся разделить на четыре группы: корреспонденты, врачи, экологи, эксперты по питанию. Наиболее сильных детей объединить в группу корреспондентов и дать задания подготовить вопросы по следующим направлениям: витамины их плюсы и минусы, тепловая обработка овощей и нитраты в овощах и фруктах. Группам врачей, экологов и экспертам по питанию подготовить теоретический материал по тем же направлениям.
Пригласить врача или медицинского работника школы, который будет, выполнять функции главного редактора газеты «Здоровым быть – здорово!».
- Организационный этап (3 мин.)
Учитель. Мы проснулись,
И к занятиям готовы.
Здравствуй небо ясное,
Здравствуй, солнце красное.
Дорогие друзья! Здоровье одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». Общеизвестно, что самое дорогое у человека — это его здоровье, которое невозможно купить и которое во многом зависит от правильного питания. Недаром существует пословица: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болеешь”. Название ВИТАМИНЫ мы слышим довольно часто, и, слава Богу, большинство из нас понимает, что это что-то нужное и полезное, но при этом не зная и не понимая, какой из витаминов какую функцию выполняет, за что отвечает и какие нарушения возникают в организме при дефиците того или иного витамина. Цель нашего занятия — в краткой форме показать, какую важную роль в нашем здоровье играют витамины, А разобраться в этом нам помогут: врачи, эксперты по питанию и экологи.
Итогом нашей работы на уроке будет выпуск тематического номера газеты «Здоровым быть – здорово!», ответственными за это являются корреспонденты и главный редактор газеты.
- Теоретический этап (10 мин.)
Учитель. Итак, мы начинаем нашу работу, корреспонденты могут задавать свои вопросы специалистам.
К . Вопрос врачам. Среди учеников 5 класса мы провели анкетирование и выяснили, что они практически ничего не знают о пользе витаминов, а также о том в каких овощах и фруктах они содержатся, поэтому первый вопрос мы подготовили врачам. Известно, что для четкого функционирования организма необходимо правильное питание, а в частности обеспечение нашего организма разнообразными витаминами. Наших читателей интересует вопрос – какую роль играют витамины в питании человека? Спасибо.
Врачи. Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме. Витамины поступают в организм вместе с пищей и «следят» за тем, чтобы обменные процессы в организме протекали «правильно». Витамины бывают водорастворимыми и жирорастворимыми. Все витамины играют свою роль в организме, и поэтому каждый из них необходим организму в определённом количестве.
Врачи. Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Является жирорастворимым витамином. Этот витамин необходим для нормального функционирования слизистых оболочек, а в глазах – для зрительного пурпура. Он является возбудителем роста и отвечает за красоту нашей кожи, способствует выводу холестерина из крови и тем самым помогает нашему сердцу. Содержится в моркови, сладком красном перце, петрушке и во всех овощах и фруктах оранжевого цвета. (Наклеивает на корзину овощи).
Врачи. Витамин «В» (тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота, пиридоксин). Витаминов данной группы около 30 разновидностей. Все они растворяются в воде. Данные витамины необходимы для наших нервов, памяти, помогают поддерживать работу пищеварительных органов, иметь хорошую кожу. Содержится в картофеле, сое, фасоли, семенах подсолнечника, кукурузе, лесных орехах, плодах облепихи, шиповника, чёрной смородине, винограде. (Наклеивает на корзину овощи).
Врачи. Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Относится к группе водорастворимых витаминов. Действует как стимулятор обменных процессов, способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, влияет на функцию кроветворения. Аскорбиновой кислотой этот витамин назван потому, что он предупреждает цингу (скорбут – цинга). От этой болезни погибло гораздо больше моряков, чем во всех морских катастрофах и битвах. Содержится в шиповнике, петрушке, луке, чесноке, чёрной смородине, цитрусовых, помидорах, капусте, клубнике, практически во всех овощах и фруктах. (Наклеивает на корзину овощи).
К. Вопрос экспертам по питанию. Корреспондент газеты «Здоровым быть – здорово!» Наших читателей интересует вопрос – о степени разрушения витаминов во время тепловой обработке и их хранении. Спасибо.
Эксперты по питанию. Около 80% пищевых продуктов употребляются после термической обработки, что способствует их размягчению и повышению усвояемости. Кроме того, тепловая обработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, что обеспечивает безопасность продуктов. Наряду с позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие на пищевые продукты. При тепловой обработке частично разрушаются витамины.
Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он разрушается при повышенной температуре. Отсюда вытекает совет: продукты богатые витамином «С», следует, есть сырыми, а если сырыми употреблять невозможно, то варить при закрытой крышке в небольшом количестве воды. Кроме этого витамин «С» не любит соприкосновения с железом и медью.
Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Он не боится высокой температуры, но «не любит света», поэтому продукты богатые витамином «А», следует хранить в тёмном месте. Так как это жирорастворимый витамин, то его нужно употреблять в пищу с маслом, сметаной, сливками, майонезом.
Витамин «В» (тиамин, рибофлавин никотиновая кислота, пиридоксин). Он не боится высокой температуры, но варить содержащие данный витамин продукты нужно в небольшом количестве воды.
К. Читатели нашей газеты хотели бы знать, к чему может привести недостаточное или избыточное употребление различных витаминов? Спасибо.
Врач. Избыток витамина «С» организму не грозит, т.к. лишнее его количество организм выводит. Недостаток: приводит к кровоточивости дёсен, частым простудным заболеваниям, развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов.
Врач. Избыток витамина «А» приводит к нежелательным последствиям: зуд кожи, кровоточивость губ, повышенная нервная возбудимость организму. Недостаток: «куриная слепота», «гусиная кожа», без него снижается иммунитет, и человек часто становится подвержен различным заболеваниям.
Врач. Недостаток витамина «В» приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость.
Ответы врачей сопровождаются заполнением таблицы (приложение 1).
К. Нередко употребление в пищу овощей и фруктов приводит не к оздоровлению организма, а к его отравлению Проблема присутствия нитратов в продуктах питания волнует сейчас практически всех. Как велика опасность отравления нитратами и как этого «избежать»? Спасибо.
Экологи. Не следует увлекаться внесезонными тепличными овощами. На накопление нитратов влияет сорт растения. Обычно в ранних сортах овощей, накапливается больше нитратов, чем в поздних. Зелёные листовые овощи самые активные накопители нитратов. Отравлений можно избежать, если знать, в каких частях растения преимущественно накапливаются нитраты: у капусты – в верхних кроющих листьях и кочерыжке, у кабачков, огурцов – в поверхностных слоях, у зелёных культур – в стеблях. Эти части растений при обработке лучше удалить. Например, у огурцов надо отрезать хвостик и снять кожицу, у столовой свеклы – отрезать верхнюю часть и самую нижнюю часть корнеплода. (слайд)
Экологи . Вот ещё несколько эффективных приёмов борьбы с нитратами, которые доступны каждому. Перед употреблением тепличных зелёных овощей их надо поставить в воду на подоконник на яркий солнечный свет или под электрическую лампу на 1-2 часа. Очищенный картофель нужно залить на сутки 1% раствором поваренной соли или аскорбиновой кислоты. Опасность отравления не стоит преувеличивать, т.к. при обычном хранении нитраты разлагаются и их содержание к весне снижается на 30-50%. При мытье овощей количество нитратов снижается на 10-15%, при варке – на 40-70%. Поэтому, продукты которые не употребляются в пищу сырыми, менее опасны.
Физкультминутка – закрепление первичных знаний (2 мин.)
Дети встают, занимают положение произвольного стояния. Учитель произносит предложения — утверждения, если обучающиеся соглашаются, они поднимают руки вверх, если нет – в стороны.
- Практическая часть (20 мин.)
- Вводный инструктаж
Учитель. Итак, мы услышали ответы на самые волнующие вопросы, а теперь настало время корреспондентам приступить к разработке страниц газеты «Здоровым быть – здорово!». Для вас, уважаемые корреспонденты, представлены и дополнительные материалы по данной теме в электронном виде. Предлагаю выполнить работу в соответствии разработанным положением (приложение2):
-разнообразие и достоверность информации,
-качество и стиль оформления.
А наши специалисты для рубрики «Практические рецепты» разработают рецепты лечебных витаминных салатов, которые бы способствовали укреплению здоровья учащихся и учителей. Но чтобы мы могли узнать не только о пользе, но и ощутить вкусовые качества салатов их необходимо приготовить и продегустировать. Для этого вам нужно самостоятельно, выбрать из имеющихся нарезанных овощей необходимый набор для салата,
придумать название и обосновать выбор ингредиентов .
Перед тем как вы приступите к работе, я хочу вам сказать, что в результате столетнего опыта составления салатов выработались правила их приготовления и одно из них это, что для каждого салата необходима своя заправка. Она зависит от продуктов, входящих в данный салат. Иногда несоответствующая заправка может испортить хорошо подобранный салат. Поэтому нельзя сразу заправлять весь салат, следует отложить его часть для пробы. Кроме этого хочу напомнить о важности соблюдения санитарно гигиенических требований.
Группам специалистов (врачи, экологи, эксперты по питанию) предлагается путем жеребьевки выбрать назначение салатов (приложение 3):
- способствующие улучшению зрения;
- способствующие снижению нервной возбудимости организма;
- способствующие сопротивляемости организма простудным заболеваниям и укреплению иммунной системы.
3.2.Самостоятельная работа учащихся
3.2.1. Текущий инструктаж учащихся — в процессе целевых обходов .
Первый обход: проверить организацию рабочих мест и подбор овощного набора согласно назначению салата;
Второй обход: проверить соблюдение обучающимися санитарно- гигиенических требований;
Третий обход: проверить правильность оформления рубрик газеты.
Главный редактор (медработник школы) и группы дегустируют салаты. Главный редактор дает оценку правильному подбору овощей в соответствии с назначением и выставляет оценки за выполненную работу по следующим критериям:
- эстетические – оформление блюд;
- вкусовые – вкус, запах и цвет, соответствуют используемым продуктам.
Учитель. Думаю, наша совместная работа не пройдет бесследно, а материал, который был собран корреспондентами, обобщен, творчески обработан, имеет большую ценность для развития каждого и умения работать сообща. Наша газета будет находиться в школьном коридоре, и все обучающиеся школы смогут её прочесть.
Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, потому что никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам.
4.Заключительный этап (5 мин.)
1. Сообщить отметки за урок.
2. Оценить тематический номер газеты «Здоровым быть – здорово!».
3. Выдать задание на дом. (Подготовить сообщения об истории открытия витаминов).
Источник
Урок технологии в 5 классе по теме «Роль витаминов и минеральных веществ в жтзнедеятельности организма»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему
- обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
- развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
- воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.
Оборудование: таблицы по изучаемой теме.
Тип урока: урок – лекция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mineral.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
по материальной технологии
Тема «Физиология питания.
Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма».
- обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
- развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
- воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.
Оборудование: таблицы по изучаемой теме.
Тип урока: урок – лекция.
I. Организация урока.
1.Посещаемость. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие дневников, тетрадей по предмету), внешний вид.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа в тетради – записать дату, тему урока и домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания .
Устный опрос по самостоятельным письменным работам в тетрадях.
- Что вы знаете о витаминах?
- Для чего они нужны человеку?
- Где они находятся?
- Что такое питаться по сезону?
- Кто открыл витамины?
- Соль это враг или друг?
- Могут ли витамины быть вредными?
- Что такое кремний?
- Всегда ли полезно молоко?
- Зависит ли здоровье человека от того, что он ест?
III. Изучение нового материала.
Краткая история открытия витаминов.
Слово «витамины» происходит от двух латинских слов «vita», что означает «жизнь», и химического названия «amini», т.е. азотистые соединения, содержащие аминную группу (NH 2 ) – азот и присоединенные к нему два атома водорода.
Дальнейшими исследованиями было установлено, что только некоторые витамины имеют в своем составе аминогруппы, название «витамины» все же сохранилось, подчеркивая жизненно важное значение этих веществ.
Основоположником учения о витаминах является русский ученый – врач Николай Иванович Лунин. Им была впервые изготовлена искусственная синтетическая смесь, содержащая все пищевые вещества, входящие в состав молока (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). Мыши, получавшие такое искусственное «молоко», заболевали и погибали. Результаты этого эксперимента противоречили общепринятой тогда в науке точке зрения, что для нормальной жизнедеятельности организма достаточно, чтобы пища содержала белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Тогда Н. И. Лунин продолжил опыты. В тех же самых условиях содержания другая группа мышей получала высушенное на водяной бане натуральное молоко. Эти мыши прибавляли в весе и после 2,5 месяца опыта оказались совершенно здоровыми.
Проведенные исследования позволили Н. И. Лунину сделать вывод о том, что в молоке, кроме белка-казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, совершенно необходимые, для питания, обнаружение и изучение которых представляет большой интерес.
Исследования Н. И. Лунина были подтверждены и получили дальнейшее развитие в работах многих отечественных и зарубежных ученых.
Жизненная практика показала, что пища, содержащая белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду в достаточном количестве, может явиться причиной некоторых тяжелых заболеваний. Это было замечено во время продолжительных морских и сухопутных путешествий и экспедиций. Когда люди были вынуждены питаться в основном консервированной пищей, хотя и в достаточном количестве, но без свежих овощей и фруктов.
Такое питание приводило к заболеванию цингой. Цинга предотвращалась или излечивалась, если к пищевому рациону добавляли настой хвои или лимонный сок.
Ряд исследований установил, что такие заболевания у человека как цинга, бери-бери или «ножные кандалы», рахит, ксерофтальмия (заболевание глаз) оказалось возможным предупредить или вылечить, введя в пищевой рацион определенные продукты питания.
В 1912 году ученый К. Функ, сопоставляя эти наблюдения с опытами Н. И. Лунина, сделал вывод, что во всех случаях возникновения упомянутых заболеваний в пище отсутствуют неизвестные вещества, необходимые для питания. В пищевых продуктах, исцеляющих или предупреждающих эти заболевания, такие неизвестные вещества присутствуют. Для их наименования К. Функ впервые употребил слово «витамины». Он обобщил и систематизировал все исследования, проводившиеся до него в указанном направлении, и в этом его главная заслуга.
В 1913 году, Маккеллум и Дэвис, проведенными на крысах опытах установили, что для их нормального роста необходим особый жирорастворимый фактор А, являющийся также витамином. В дальнейшем оказалось, что применение его излечивает человека от заболевания глаз – куриной слепоты.
В 1928 году венгерский ученый Сцент-Джиорджий выделил из надпочечников, а затем из сока апельсина и капусты витамин С.
В 1935 году датский ученый Дам выделил витамин К, способствующий свертыванию крови.
В 1936 году исследователям в разных странах удалось выделить витамин В 6.
В 1939 году из печени млекопитающих выделили пантотеновую кислоту.
В 1941 году из листьев шпината и в 1945 году из печени и дрожжей была выделена фолиевая кислота.
В 1948 году Смис в Англии и Рикс в США выделили из сырой печени антианемическое вещество в виде игольчатых кристаллов темно-красного цвета и назвали его витамином В 12 . Этот витамин излечивает от малокровия – тяжелого заболевания крови.
В 1950 году японский ученый Томияма, а в 1951 ученый Кребс открыли витамин В 15.
Большой вклад в учение о витаминах внесли советские ученые – профессора Л.А. Черкес (Одесса), М. Н. Шатерников (Москва) и академики А. В. Палладин (Харьков), Б.А. Лавров (Москва). Налаженность методики биологического опыта позволила перейти к изучению витаминной активности различных пищевых продуктов.
Значение витаминов в жизнедеятельности организма.
Витамины разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. Дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах или гаммах. Гамма – одна тысячная доля миллиграмма.
Синтез некоторых витаминов осуществляется микрофлорой кишечника, но он незначителен и не покрывает потребность человека в них.
В некоторых случаях витамины образуются в организме человека в процессе обмена веществ из близких по химическому составу органических веществ, называемых провитаминами . Каротин, содержащийся в растительных продуктах, в организме переходит в витамин А. Эргостерин, содержащийся в коже человека, под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца превращается в витамин Д
Витамины участвуют в обменных процессах, происходящих в организме.
Поступившие в организм питательные вещества подвергаются сложным изменениям, в результате которых они постепенно превращаются в вещества самого организма, его клеток и тканей, т.е. усваиваются им. Это называется ассимиляцией .
Но наряду с созданием клеток и тканей в организме постоянно происходит частичное их разрушение. Процесс распада веществ, входящих в состав клеток и тканей, носит название диссимиляция. Диссимиляция происходит в результате расхода энергии, затрачиваемой на работу органов тела и на поддержание тепла в организме. Следовательно, ассимиляция ведет к накоплению веществ в организме, диссимиляция – к расходованию веществ и энергии. Оба эти процесса находятся в тесной взаимосвязи. Совокупность их и составляет обмен веществ .
У здорового взрослого человека процессы ассимиляции и диссимиляции находятся примерно в состоянии равновесия.
Преобладание ассимиляционных процессов наблюдается в период роста и развития молодого организма, при выздоровлении после перенесенной болезни.
Витамины играют важную роль в процессах ассимиляции, обеспечивая своевременное восстановление веществ, разрушившихся в процессе диссимиляции.
Пример : при отсутствии витамина С процессы ассимиляции протекают медленно, что отражается на общем состоянии организма. Появляется быстрая утомляемость, слабость, вялость, сонливость.
Нормальный состав тканей и органов предполагает обязательное содержание в них витаминов в определенных количественных соотношениях не только между собой, но и с другими веществами – белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и водой. При нарушении поступления в организм витаминов происходит нарушение питания тканей.
Пример : при добавочном включении в рацион питания кормящих женщин витамина С повышается не только его содержание в грудном молоке, но и увеличивается содержание жира. Белки женского молока содержат казеиновую и неказеиновую фракции. Неказеиновая является более ценной для ребенка. При низком уровне витамина С в пище и, следовательно, в материнском молоке качественный состав белка меняется, и казеиновая фракция преобладает над неказеиновой, что приближает женское молоко по своему белковому составу к коровьему. Такое молоко имеет пониженную питательную ценность для ребенка. ( Очень ценно ).
В организме витамины соединяются с другими веществами, например с фосфорной кислотой и некоторыми белковыми веществами. В ряде случаев они входят в состав ферментов.
Ферменты являются ускорителями биохимических реакций в организме. Они содержатся в каждой клетке человеческого организма и участвуют в различных обменных реакциях. В настоящее время известно более 100 ферментов, в составе которых содержатся витамины, и очень большое количество обменных реакций, активизируемых витаминами. Функция каждого витамина может быть многообразной.
Витамины оказывают регулирующее влияние на функциональное состояние различных систем и органов человека.
Витамины существенно влияют на обмен белка в организме. Большее или меньшее содержание белка в рационе питания влияет на усвоение организмом ряда витаминов и на их обмен.
Роль витаминов в жировом и холестериновом обмене многогранна.
Витамины принимают участие в углеводном обмене
Многие микроэлементы активно участвуют в синтезе некоторых витаминов, способствуют использованию организмом витаминов, влияют на его различные функции.
Витамины усиливают различные защитные реакции организма при неблагоприятных воздействиях внешней среды – инфекциях, лучевой интоксикации, высотных полетах, профессиональных вредных условиях труда.
Витамины повышают сопротивляемость человеческого организма к различным вредным воздействиям окружающей среды, а в случае заболевания способствуют более легкому течению болезни и скорейшему выздоровлению.
Витамины необходимо употреблять в установленных дозировках .
Первоначальное количество витаминов исчислялось единицами и для их обозначения хватало первых четырех букв латинского алфавита (А, В, С и D). В дальнейшем по мере открытия новых витаминов пришлось использовать и другие буквы – E, F, M, H, K, P, PP и другие.
В ходе исследований выяснилось, что витамин, обозначенный той или иной буквой, часто существует в виде химических родственных соединений, каждое из которых также обладает свойством данного витамина. Тогда к буквам стали присоединять порядковые номера – К 1, К 2, К 3, D 2, D 3, В 1, В 2, В 6, В 12 и так далее.
Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями. Некоторые витамины получили условные названия без буквенных обозначений, например липоевая кислота.
Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями , например витамин В 1 (тиамин), витамин В 2 (рибофлавин), витамин С (аскорбиновая кислота), витамин РР (никотиновая кислота) и другие.
Сейчас количество витаминов определяется уже десятками, но не всех из них имеют значение для человека, а только для животных.
Наиболее многочисленна группа витаминов В. Они разные по своему химическому составу и действию на организм человека. Многие из витаминов группы В часто сопутствуют друг другу в пищевых продуктах, что и явилось основанием для их объединения, однако это объединение весьма условно.
Приложение. Таблица о видах и свойствах некоторых витаминов.
Натуральные пищевые продукты и готовая пища при хранении и кулинарной обработке в домашних условиях теряют содержащиеся в них витамины. Неправильная кулинарная обработка может привести к их полному разрушению (об этом поговорим отдельно).
Никакой организм не может существовать без кремния……
В 1924 году американские ученые Ф. У. Кларк и Г. С. Вашингтон оценили среднее содержание элементов в процентах от массы земной коры.
Источник