Меню

Витамины по технологии 5 класс вопросы

разработка урока по технологии «Витамины -путь к здоровью»
методическая разработка по технологии (5 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_tehnologii_5_klass.doc 68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов»

Витамины — путь к здоровью

Курчина Е. М. – учитель технологии

МОУ «СОШ№7» г. Губкин

Сурженко Н. В. – учитель

технологии МОУ «СОШ№40»

Тема программы: Кулинария

Тема урока: Витамины — путь к здоровью.

  1. Формировать навыки культуры здорового питания;
  2. развивать память, умения сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
  3. воспитывать культуру труда и коммуникативные способности обучающихся.

Тип урока : урок изучения нового учебного материала.

Форма проведения урока: ролевая игра «Выпуск газеты «Здоровым быть – здорово!».

Методы ведения урока: с ловесные, наглядно-демонстрационные, практические.

Виды контроля: устные вопросы, проблемные ситуации, самооценка.

Учебное задание: подготовка сообщений, вопросов, выпуск номера газеты «Здоровым быть – здорово», приготовление салатов.

Межпредметные связи: биология, история, ОБЖ, русский язык, литература, информационные технологии.

Материально-техническое обеспечение урока:

  1. компьютер, мультимедийный проектор, принтер;
  2. нарезка различных овощей и фруктов, орехи, заправка для салатов, салатники, ложки, салфетки, скатерти;
  3. таблицы, карточки – задания, лист ватмана, иллюстративный материал, план-задание, презентация.

Подготовка к уроку проводится заранее. Обучающихся разделить на четыре группы: корреспонденты, врачи, экологи, эксперты по питанию. Наиболее сильных детей объединить в группу корреспондентов и дать задания подготовить вопросы по следующим направлениям: витамины их плюсы и минусы, тепловая обработка овощей и нитраты в овощах и фруктах. Группам врачей, экологов и экспертам по питанию подготовить теоретический материал по тем же направлениям.

Пригласить врача или медицинского работника школы, который будет, выполнять функции главного редактора газеты «Здоровым быть – здорово!».

  1. Организационный этап (3 мин.)

Учитель. Мы проснулись,

И к занятиям готовы.

Здравствуй небо ясное,

Здравствуй, солнце красное.

Дорогие друзья! Здоровье одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю, это здоровье». Общеизвестно, что самое дорогое у человека — это его здоровье, которое невозможно купить и которое во многом зависит от правильного питания. Недаром существует пословица: “Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, чем ты болеешь”. Название ВИТАМИНЫ мы слышим довольно часто, и, слава Богу, большинство из нас понимает, что это что-то нужное и полезное, но при этом не зная и не понимая, какой из витаминов какую функцию выполняет, за что отвечает и какие нарушения возникают в организме при дефиците того или иного витамина. Цель нашего занятия — в краткой форме показать, какую важную роль в нашем здоровье играют витамины, А разобраться в этом нам помогут: врачи, эксперты по питанию и экологи.

Итогом нашей работы на уроке будет выпуск тематического номера газеты «Здоровым быть – здорово!», ответственными за это являются корреспонденты и главный редактор газеты.

  1. Теоретический этап (10 мин.)

Учитель. Итак, мы начинаем нашу работу, корреспонденты могут задавать свои вопросы специалистам.

К . Вопрос врачам. Среди учеников 5 класса мы провели анкетирование и выяснили, что они практически ничего не знают о пользе витаминов, а также о том в каких овощах и фруктах они содержатся, поэтому первый вопрос мы подготовили врачам. Известно, что для четкого функционирования организма необходимо правильное питание, а в частности обеспечение нашего организма разнообразными витаминами. Наших читателей интересует вопрос – какую роль играют витамины в питании человека? Спасибо.

Врачи. Витамины способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме. Витамины поступают в организм вместе с пищей и «следят» за тем, чтобы обменные процессы в организме протекали «правильно». Витамины бывают водорастворимыми и жирорастворимыми. Все витамины играют свою роль в организме, и поэтому каждый из них необходим организму в определённом количестве.

Врачи. Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Является жирорастворимым витамином. Этот витамин необходим для нормального функционирования слизистых оболочек, а в глазах – для зрительного пурпура. Он является возбудителем роста и отвечает за красоту нашей кожи, способствует выводу холестерина из крови и тем самым помогает нашему сердцу. Содержится в моркови, сладком красном перце, петрушке и во всех овощах и фруктах оранжевого цвета. (Наклеивает на корзину овощи).

Врачи. Витамин «В» (тиамин, рибофлавин, никотиновая кислота, пиридоксин). Витаминов данной группы около 30 разновидностей. Все они растворяются в воде. Данные витамины необходимы для наших нервов, памяти, помогают поддерживать работу пищеварительных органов, иметь хорошую кожу. Содержится в картофеле, сое, фасоли, семенах подсолнечника, кукурузе, лесных орехах, плодах облепихи, шиповника, чёрной смородине, винограде. (Наклеивает на корзину овощи).

Врачи. Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Относится к группе водорастворимых витаминов. Действует как стимулятор обменных процессов, способствует повышению устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, влияет на функцию кроветворения. Аскорбиновой кислотой этот витамин назван потому, что он предупреждает цингу (скорбут – цинга). От этой болезни погибло гораздо больше моряков, чем во всех морских катастрофах и битвах. Содержится в шиповнике, петрушке, луке, чесноке, чёрной смородине, цитрусовых, помидорах, капусте, клубнике, практически во всех овощах и фруктах. (Наклеивает на корзину овощи).

К. Вопрос экспертам по питанию. Корреспондент газеты «Здоровым быть – здорово!» Наших читателей интересует вопрос – о степени разрушения витаминов во время тепловой обработке и их хранении. Спасибо.

Эксперты по питанию. Около 80% пищевых продуктов употребляются после термической обработки, что способствует их размягчению и повышению усвояемости. Кроме того, тепловая обработка приводит к гибели вредных микроорганизмов и разрушению токсинов, что обеспечивает безопасность продуктов. Наряду с позитивным влиянием тепловая обработка оказывает и негативное воздействие на пищевые продукты. При тепловой обработке частично разрушаются витамины.

Витамин «С» (аскорбиновая кислота). Он разрушается при повышенной температуре. Отсюда вытекает совет: продукты богатые витамином «С», следует, есть сырыми, а если сырыми употреблять невозможно, то варить при закрытой крышке в небольшом количестве воды. Кроме этого витамин «С» не любит соприкосновения с железом и медью.

Витамин «А» (ретинол, аксерофтол). Он не боится высокой температуры, но «не любит света», поэтому продукты богатые витамином «А», следует хранить в тёмном месте. Так как это жирорастворимый витамин, то его нужно употреблять в пищу с маслом, сметаной, сливками, майонезом.

Витамин «В» (тиамин, рибофлавин никотиновая кислота, пиридоксин). Он не боится высокой температуры, но варить содержащие данный витамин продукты нужно в небольшом количестве воды.

К. Читатели нашей газеты хотели бы знать, к чему может привести недостаточное или избыточное употребление различных витаминов? Спасибо.

Врач. Избыток витамина «С» организму не грозит, т.к. лишнее его количество организм выводит. Недостаток: приводит к кровоточивости дёсен, частым простудным заболеваниям, развивается повышенная ломкость мелких кровеносных сосудов.

Врач. Избыток витамина «А» приводит к нежелательным последствиям: зуд кожи, кровоточивость губ, повышенная нервная возбудимость организму. Недостаток: «куриная слепота», «гусиная кожа», без него снижается иммунитет, и человек часто становится подвержен различным заболеваниям.

Врач. Недостаток витамина «В» приводит к расстройствам желудочно-кишечного тракта, снижается аппетит, замедляется процесс роста, могут появляться судороги и вялость.

Ответы врачей сопровождаются заполнением таблицы (приложение 1).

К. Нередко употребление в пищу овощей и фруктов приводит не к оздоровлению организма, а к его отравлению Проблема присутствия нитратов в продуктах питания волнует сейчас практически всех. Как велика опасность отравления нитратами и как этого «избежать»? Спасибо.

Экологи. Не следует увлекаться внесезонными тепличными овощами. На накопление нитратов влияет сорт растения. Обычно в ранних сортах овощей, накапливается больше нитратов, чем в поздних. Зелёные листовые овощи самые активные накопители нитратов. Отравлений можно избежать, если знать, в каких частях растения преимущественно накапливаются нитраты: у капусты – в верхних кроющих листьях и кочерыжке, у кабачков, огурцов – в поверхностных слоях, у зелёных культур – в стеблях. Эти части растений при обработке лучше удалить. Например, у огурцов надо отрезать хвостик и снять кожицу, у столовой свеклы – отрезать верхнюю часть и самую нижнюю часть корнеплода. (слайд)

Экологи . Вот ещё несколько эффективных приёмов борьбы с нитратами, которые доступны каждому. Перед употреблением тепличных зелёных овощей их надо поставить в воду на подоконник на яркий солнечный свет или под электрическую лампу на 1-2 часа. Очищенный картофель нужно залить на сутки 1% раствором поваренной соли или аскорбиновой кислоты. Опасность отравления не стоит преувеличивать, т.к. при обычном хранении нитраты разлагаются и их содержание к весне снижается на 30-50%. При мытье овощей количество нитратов снижается на 10-15%, при варке – на 40-70%. Поэтому, продукты которые не употребляются в пищу сырыми, менее опасны.

Физкультминутка – закрепление первичных знаний (2 мин.)

Дети встают, занимают положение произвольного стояния. Учитель произносит предложения — утверждения, если обучающиеся соглашаются, они поднимают руки вверх, если нет – в стороны.

  1. Практическая часть (20 мин.)
  1. Вводный инструктаж

Учитель. Итак, мы услышали ответы на самые волнующие вопросы, а теперь настало время корреспондентам приступить к разработке страниц газеты «Здоровым быть – здорово!». Для вас, уважаемые корреспонденты, представлены и дополнительные материалы по данной теме в электронном виде. Предлагаю выполнить работу в соответствии разработанным положением (приложение2):

-разнообразие и достоверность информации,

-качество и стиль оформления.

А наши специалисты для рубрики «Практические рецепты» разработают рецепты лечебных витаминных салатов, которые бы способствовали укреплению здоровья учащихся и учителей. Но чтобы мы могли узнать не только о пользе, но и ощутить вкусовые качества салатов их необходимо приготовить и продегустировать. Для этого вам нужно самостоятельно, выбрать из имеющихся нарезанных овощей необходимый набор для салата,

придумать название и обосновать выбор ингредиентов .

Перед тем как вы приступите к работе, я хочу вам сказать, что в результате столетнего опыта составления салатов выработались правила их приготовления и одно из них это, что для каждого салата необходима своя заправка. Она зависит от продуктов, входящих в данный салат. Иногда несоответствующая заправка может испортить хорошо подобранный салат. Поэтому нельзя сразу заправлять весь салат, следует отложить его часть для пробы. Кроме этого хочу напомнить о важности соблюдения санитарно гигиенических требований.

Группам специалистов (врачи, экологи, эксперты по питанию) предлагается путем жеребьевки выбрать назначение салатов (приложение 3):

  1. способствующие улучшению зрения;
  2. способствующие снижению нервной возбудимости организма;
  3. способствующие сопротивляемости организма простудным заболеваниям и укреплению иммунной системы.

3.2.Самостоятельная работа учащихся

3.2.1. Текущий инструктаж учащихся — в процессе целевых обходов .

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и подбор овощного набора согласно назначению салата;

Второй обход: проверить соблюдение обучающимися санитарно- гигиенических требований;

Третий обход: проверить правильность оформления рубрик газеты.

Главный редактор (медработник школы) и группы дегустируют салаты. Главный редактор дает оценку правильному подбору овощей в соответствии с назначением и выставляет оценки за выполненную работу по следующим критериям:

  1. эстетические – оформление блюд;
  2. вкусовые – вкус, запах и цвет, соответствуют используемым продуктам.

Учитель. Думаю, наша совместная работа не пройдет бесследно, а материал, который был собран корреспондентами, обобщен, творчески обработан, имеет большую ценность для развития каждого и умения работать сообща. Наша газета будет находиться в школьном коридоре, и все обучающиеся школы смогут её прочесть.

Каждый человек должен заботиться о своём здоровье, потому что никто не позаботиться о тебе лучше, чем ты сам.

4.Заключительный этап (5 мин.)

1. Сообщить отметки за урок.

2. Оценить тематический номер газеты «Здоровым быть – здорово!».

3. Выдать задание на дом. (Подготовить сообщения об истории открытия витаминов).

Источник

Урок технологии в 5 классе по теме «Роль витаминов и минеральных веществ в жтзнедеятельности организма»
план-конспект урока по технологии (5 класс) на тему

  • обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
  • развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
  • воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.

Оборудование: таблицы по изучаемой теме.

Тип урока: урок – лекция.

Скачать:

Вложение Размер
mineral.doc 81.5 КБ

Предварительный просмотр:

по материальной технологии

Тема «Физиология питания.

Роль витаминов и минеральных веществ в жизнедеятельности организма».

  • обучающие цели – ознакомить с понятиями витаминов и минеральных веществ;
  • развивающие цели – овладеть полученными знаниями по изучаемой теме;
  • воспитывающие цели – применять полученные знания для сохранения своего здоровья.

Оборудование: таблицы по изучаемой теме.

Тип урока: урок – лекция.

I. Организация урока.

1.Посещаемость. Проверка готовности учащихся к уроку (наличие дневников, тетрадей по предмету), внешний вид.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Работа в тетради – записать дату, тему урока и домашнее задание.

II. Проверка домашнего задания .

Устный опрос по самостоятельным письменным работам в тетрадях.

  • Что вы знаете о витаминах?
  • Для чего они нужны человеку?
  • Где они находятся?
  • Что такое питаться по сезону?
  • Кто открыл витамины?
  • Соль это враг или друг?
  • Могут ли витамины быть вредными?
  • Что такое кремний?
  • Всегда ли полезно молоко?
  • Зависит ли здоровье человека от того, что он ест?

III. Изучение нового материала.

Краткая история открытия витаминов.

Слово «витамины» происходит от двух латинских слов «vita», что означает «жизнь», и химического названия «amini», т.е. азотистые соединения, содержащие аминную группу (NH 2 ) – азот и присоединенные к нему два атома водорода.

Дальнейшими исследованиями было установлено, что только некоторые витамины имеют в своем составе аминогруппы, название «витамины» все же сохранилось, подчеркивая жизненно важное значение этих веществ.

Основоположником учения о витаминах является русский ученый – врач Николай Иванович Лунин. Им была впервые изготовлена искусственная синтетическая смесь, содержащая все пищевые вещества, входящие в состав молока (белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода). Мыши, получавшие такое искусственное «молоко», заболевали и погибали. Результаты этого эксперимента противоречили общепринятой тогда в науке точке зрения, что для нормальной жизнедеятельности организма достаточно, чтобы пища содержала белки, жиры, углеводы и минеральные соли. Тогда Н. И. Лунин продолжил опыты. В тех же самых условиях содержания другая группа мышей получала высушенное на водяной бане натуральное молоко. Эти мыши прибавляли в весе и после 2,5 месяца опыта оказались совершенно здоровыми.

Проведенные исследования позволили Н. И. Лунину сделать вывод о том, что в молоке, кроме белка-казеина, жира, молочного сахара и солей, содержатся еще другие вещества, совершенно необходимые, для питания, обнаружение и изучение которых представляет большой интерес.

Исследования Н. И. Лунина были подтверждены и получили дальнейшее развитие в работах многих отечественных и зарубежных ученых.

Жизненная практика показала, что пища, содержащая белки, жиры, углеводы, минеральные соли и воду в достаточном количестве, может явиться причиной некоторых тяжелых заболеваний. Это было замечено во время продолжительных морских и сухопутных путешествий и экспедиций. Когда люди были вынуждены питаться в основном консервированной пищей, хотя и в достаточном количестве, но без свежих овощей и фруктов.

Такое питание приводило к заболеванию цингой. Цинга предотвращалась или излечивалась, если к пищевому рациону добавляли настой хвои или лимонный сок.

Ряд исследований установил, что такие заболевания у человека как цинга, бери-бери или «ножные кандалы», рахит, ксерофтальмия (заболевание глаз) оказалось возможным предупредить или вылечить, введя в пищевой рацион определенные продукты питания.

В 1912 году ученый К. Функ, сопоставляя эти наблюдения с опытами Н. И. Лунина, сделал вывод, что во всех случаях возникновения упомянутых заболеваний в пище отсутствуют неизвестные вещества, необходимые для питания. В пищевых продуктах, исцеляющих или предупреждающих эти заболевания, такие неизвестные вещества присутствуют. Для их наименования К. Функ впервые употребил слово «витамины». Он обобщил и систематизировал все исследования, проводившиеся до него в указанном направлении, и в этом его главная заслуга.

В 1913 году, Маккеллум и Дэвис, проведенными на крысах опытах установили, что для их нормального роста необходим особый жирорастворимый фактор А, являющийся также витамином. В дальнейшем оказалось, что применение его излечивает человека от заболевания глаз – куриной слепоты.

В 1928 году венгерский ученый Сцент-Джиорджий выделил из надпочечников, а затем из сока апельсина и капусты витамин С.

В 1935 году датский ученый Дам выделил витамин К, способствующий свертыванию крови.

В 1936 году исследователям в разных странах удалось выделить витамин В 6.

В 1939 году из печени млекопитающих выделили пантотеновую кислоту.

В 1941 году из листьев шпината и в 1945 году из печени и дрожжей была выделена фолиевая кислота.

В 1948 году Смис в Англии и Рикс в США выделили из сырой печени антианемическое вещество в виде игольчатых кристаллов темно-красного цвета и назвали его витамином В 12 . Этот витамин излечивает от малокровия – тяжелого заболевания крови.

В 1950 году японский ученый Томияма, а в 1951 ученый Кребс открыли витамин В 15.

Большой вклад в учение о витаминах внесли советские ученые – профессора Л.А. Черкес (Одесса), М. Н. Шатерников (Москва) и академики А. В. Палладин (Харьков), Б.А. Лавров (Москва). Налаженность методики биологического опыта позволила перейти к изучению витаминной активности различных пищевых продуктов.

Значение витаминов в жизнедеятельности организма.

Витамины разносторонне и существенно влияют на всю деятельность организма. Дозы витаминов, необходимых человеку, ничтожно малы по сравнению с другими органическими частями пищи (белками, жирами, углеводами) и выражаются в миллиграммах, а некоторых витаминов в микрограммах или гаммах. Гамма – одна тысячная доля миллиграмма.

Синтез некоторых витаминов осуществляется микрофлорой кишечника, но он незначителен и не покрывает потребность человека в них.

В некоторых случаях витамины образуются в организме человека в процессе обмена веществ из близких по химическому составу органических веществ, называемых провитаминами . Каротин, содержащийся в растительных продуктах, в организме переходит в витамин А. Эргостерин, содержащийся в коже человека, под воздействием ультрафиолетовых лучей солнца превращается в витамин Д

Витамины участвуют в обменных процессах, происходящих в организме.

Поступившие в организм питательные вещества подвергаются сложным изменениям, в результате которых они постепенно превращаются в вещества самого организма, его клеток и тканей, т.е. усваиваются им. Это называется ассимиляцией .

Но наряду с созданием клеток и тканей в организме постоянно происходит частичное их разрушение. Процесс распада веществ, входящих в состав клеток и тканей, носит название диссимиляция. Диссимиляция происходит в результате расхода энергии, затрачиваемой на работу органов тела и на поддержание тепла в организме. Следовательно, ассимиляция ведет к накоплению веществ в организме, диссимиляция – к расходованию веществ и энергии. Оба эти процесса находятся в тесной взаимосвязи. Совокупность их и составляет обмен веществ .

У здорового взрослого человека процессы ассимиляции и диссимиляции находятся примерно в состоянии равновесия.

Преобладание ассимиляционных процессов наблюдается в период роста и развития молодого организма, при выздоровлении после перенесенной болезни.

Витамины играют важную роль в процессах ассимиляции, обеспечивая своевременное восстановление веществ, разрушившихся в процессе диссимиляции.

Пример : при отсутствии витамина С процессы ассимиляции протекают медленно, что отражается на общем состоянии организма. Появляется быстрая утомляемость, слабость, вялость, сонливость.

Нормальный состав тканей и органов предполагает обязательное содержание в них витаминов в определенных количественных соотношениях не только между собой, но и с другими веществами – белками, жирами, углеводами, минеральными веществами и водой. При нарушении поступления в организм витаминов происходит нарушение питания тканей.

Пример : при добавочном включении в рацион питания кормящих женщин витамина С повышается не только его содержание в грудном молоке, но и увеличивается содержание жира. Белки женского молока содержат казеиновую и неказеиновую фракции. Неказеиновая является более ценной для ребенка. При низком уровне витамина С в пище и, следовательно, в материнском молоке качественный состав белка меняется, и казеиновая фракция преобладает над неказеиновой, что приближает женское молоко по своему белковому составу к коровьему. Такое молоко имеет пониженную питательную ценность для ребенка. ( Очень ценно ).

В организме витамины соединяются с другими веществами, например с фосфорной кислотой и некоторыми белковыми веществами. В ряде случаев они входят в состав ферментов.

Ферменты являются ускорителями биохимических реакций в организме. Они содержатся в каждой клетке человеческого организма и участвуют в различных обменных реакциях. В настоящее время известно более 100 ферментов, в составе которых содержатся витамины, и очень большое количество обменных реакций, активизируемых витаминами. Функция каждого витамина может быть многообразной.

Витамины оказывают регулирующее влияние на функциональное состояние различных систем и органов человека.

Витамины существенно влияют на обмен белка в организме. Большее или меньшее содержание белка в рационе питания влияет на усвоение организмом ряда витаминов и на их обмен.

Роль витаминов в жировом и холестериновом обмене многогранна.

Витамины принимают участие в углеводном обмене

Многие микроэлементы активно участвуют в синтезе некоторых витаминов, способствуют использованию организмом витаминов, влияют на его различные функции.

Витамины усиливают различные защитные реакции организма при неблагоприятных воздействиях внешней среды – инфекциях, лучевой интоксикации, высотных полетах, профессиональных вредных условиях труда.

Витамины повышают сопротивляемость человеческого организма к различным вредным воздействиям окружающей среды, а в случае заболевания способствуют более легкому течению болезни и скорейшему выздоровлению.

Витамины необходимо употреблять в установленных дозировках .

Первоначальное количество витаминов исчислялось единицами и для их обозначения хватало первых четырех букв латинского алфавита (А, В, С и D). В дальнейшем по мере открытия новых витаминов пришлось использовать и другие буквы – E, F, M, H, K, P, PP и другие.

В ходе исследований выяснилось, что витамин, обозначенный той или иной буквой, часто существует в виде химических родственных соединений, каждое из которых также обладает свойством данного витамина. Тогда к буквам стали присоединять порядковые номера – К 1, К 2, К 3, D 2, D 3, В 1, В 2, В 6, В 12 и так далее.

Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями. Некоторые витамины получили условные названия без буквенных обозначений, например липоевая кислота.

Часто витамины обозначаются и буквами латинского алфавита и названиями , например витамин В 1 (тиамин), витамин В 2 (рибофлавин), витамин С (аскорбиновая кислота), витамин РР (никотиновая кислота) и другие.

Сейчас количество витаминов определяется уже десятками, но не всех из них имеют значение для человека, а только для животных.

Наиболее многочисленна группа витаминов В. Они разные по своему химическому составу и действию на организм человека. Многие из витаминов группы В часто сопутствуют друг другу в пищевых продуктах, что и явилось основанием для их объединения, однако это объединение весьма условно.

Приложение. Таблица о видах и свойствах некоторых витаминов.

Натуральные пищевые продукты и готовая пища при хранении и кулинарной обработке в домашних условиях теряют содержащиеся в них витамины. Неправильная кулинарная обработка может привести к их полному разрушению (об этом поговорим отдельно).

Никакой организм не может существовать без кремния……

В 1924 году американские ученые Ф. У. Кларк и Г. С. Вашингтон оценили среднее содержание элементов в процентах от массы земной коры.

Источник

Читайте также:  Какие продукты богаты витаминами список
Adblock
detector