Консультация «Витамины в овощах и фруктах”.
материал (средняя группа)
Главный секрет долгой жизни, стойкого иммунитета и крепкого организма — это ежедневное потребление овощей. Конечно, ведь они — основные поставщики витаминов, клетчатки и микроэлементов, которые жизненно необходимы человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiyavitaminy_v_ovoshchah_i_fruktah.docx | 215.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация «Витамины в овощах и фруктах”.
Главный секрет долгой жизни, стойкого иммунитета и крепкого организма — это ежедневное потребление овощей. Конечно, ведь они — основные поставщики витаминов, клетчатки и микроэлементов, которые жизненно необходимы человеку. Мы привыкли воспринимать еду как средство утоления голода. Но не надо забывать и о том, что многие продукты могут лечить болезни. В первую очередь это касается детей. Обеспечьте ребенка здоровым питанием. Ведь детский организм восприимчивее взрослого. А значит, полезная еда не только придаст ребенку силы, но и организм витаминами и микроэлементами. Это один из эффективных способов вернуть малышу хорошее самочувствие!
Некоторые продукты можно назвать естественными антибиотиками. Лук, чеснок, сельдерей, морковь, яблоко, оливковое масло обладают мощным противовоспалительным действием. Мед хорош вместе с молоком или редькой.
Отдельная группа лакомств помогает нормализовать процесс пищеварения.
Черника, банан, корица остановят у ребенка диарею. А кислые яблоки, сырая и вареная свекла, морковный и сливовый соки, наоборот, избавят от запора. С коликами у ребенка справятся укроп и фенхель. Кормящей маме достаточно понемногу пить отвар этих трав, чтобы застраховать грудничка от болезненных ощущений.
Такие неприятности, как чрезмерное напряжение нервной системы и бессонница у ребенка, устранят антистрессовые продукты. Это макароны из твердых сортов пшеницы, каши, печенный в кожуре картофель. В список можно включить и твердые сыры (ребенку стоит попробовать их после года). Там есть ценное вещество триптофан. Оно действует расслабляюще на нервную систему. Есть еще один важный нюанс, которым не стоит пренебрегать. Что бы вы ни готовили, делайте это с радостью и с хорошим настроением. Тогда каждая ложка еды принесет ребенку удовольствие и пользу.
Овощи: морковь, томат и брокколи – витаминная зарядка. Независимо от цвета кожуры и сочности, каждый овощ – это своеобразное природное средство для укрепления здоровья.
Брокколи диетологи рекомендуют маленьким детям при анемии и для ее профилактики. Кружевные соцветия темно-зеленой капусты богаты железом, калием, магнием, фолиевой кислотой.
Морковь рекомендуют детям для улучшения зрения и состояния кожи. Это происходит благодаря наличию каротиноидов, входящих в состав оранжевого корнеплода. Ее можно тушить на гарнир, грызть сырой или измельчать на терке для приготовления салата. Но не забудьте о том, что морковь приносит пользу только в сочетании со сливочным или растительным маслом.
Томаты снимут проблему нехватки витаминов в организме ребенка. Они – рекордсмены по количеству полезных веществ.
Фрукты: бананы, персики, виноград богаты железом и усиливают аппетит
Разноцветные плоды – яркий пример сочетания удовольствия, красоты и пользы.
Яблоки содержат железо, аскорбиновую и фолиевую кислоту, рутин. В них содержится и достаточное количество пектинов. Без этих фруктов не обойтись при коррекции железодефицитных состояний.
Бананы особенно нужны детям с ослабленными защитными функциями организма и при авитаминозе. Их нежная мякоть богата витаминами А и группы В, фосфором, железом и магнием.
Персики стимулируют выработку желудочного сока и повышают аппетит. Особенно полезны эти фрукты детям с плохим аппетитом.
Виноград способствует полноценной работе почек и сердечной мышцы. Кроме того, он укрепляет стенки сосудов и улучшает свертываемость крови.
Источник
10 продуктов для ума, необходимых школьнику
Чтобы ребенок был здоровым и умным, кормите его разумно! Включайте в его меню продукты, которые помогут мозгу работать максимально продуктивно. Особенно необходимо повысить его активность после каникул, праздников и в начале учебного года, когда организм из комфортной среды каникул попадает в жёсткие учебные рамки. Предлагаем вам список продуктов для ума, так необходимых школьникам.
Жирная рыба и икра
Детям необходим животный белок, однако лучше его получать не из мяса, а из жирной рыбы, ведь такая рыба (лосось, сельдь, скумбрия, сардины) богата Омега 3. Эта кислота крайне важна для улучшения работы мозга и укрепления иммунитета.
Диетологи считают, что самый полезный завтрак для школьника — это бутерброд из хлеба грубого помола с небольшим количеством сливочного масла и рыбной икрой.
Овсянка
Овес считается одним из самых полезных злаков: он стимулирует кровообращение (в том числе и в мозге). Не забываем про витамины группы В, которых в овсе, как и во всех злаках, предостаточно. Эта группа витаминов нужна как для взрослых, так и для детей, потому что считается источником энергии, в которой нуждаются все клетки организма.
Грецкие орехи
В этих орехах содержатся ненасыщенные жирные кислоты Омега 3 и Омега 6. Они способствуют мозговой активности детей и поставляют полезный растительный белок. Также в грецких орехах есть лецитин, улучшающий память. В идеале, школьнику нужно давать не менее 5 ядер грецкого ореха ежедневно.
Черника
Состав черники, богатый антиоксидантами и витаминами, делает её особенно полезной для улучшения работы мозга. Эта ягода помогает отлично соображать, хорошо усваивать и запоминать полученные знания в любом возрасте. Кстати, она также способствует укреплению сетчатки глаза.
Какао и шоколад
Какао-бобы содержат магний — микроэлемент, необходимый для нормальной работы памяти. Поэтому свежесваренный горячий какао на завтрак обеспечит школьника «долгой» энергией на весь день. Также какао способствует расширению сосудов, улучшению кровообращения, стимулированию мозговой деятельности и улучшению настроения. Если ваш ребенок любит шоколад, то полезным для ума школьника будет именно горький, в котором содержание какао-бобов больше 60%.
Зелёный горошек
Недостаток тиамина (витамина B1) чреват ухудшением внимания, памяти и настроения. Поэтому обязательно добавляйте в рацион ребёнка этот продукт, причём совершенно не важно в каком виде: свежий, мороженый или консервированный — необходимые нам свойства он сохраняет в любом варианте.
Льняное масло
В этом продукте также высокое содержание Омега 3, о котором мы говорили выше. Школьнику до 14 лет достаточно 1 чайной ложки льняного масла в день, а старше 14-ти — 1 столовой. Употреблять льняное масло лучше с утра натощак, но если ребенок не принимает продукт в чистом виде, добавляйте это масло в салаты, каши или другие блюда.
Яблоки
Яблоки – одни из самых богатых витаминами и микроэлементами фруктов, помогающими общему укреплению организма и поднимающими иммунитет. Фосфор, содержащийся в яблоках, способствует укреплению нервной системы и стимулирует мозговую деятельность, а яблочный сок является отличным антиоксидантом.
Яблоки очень удобно давать школьнику с собой, чтобы он мог перекусить на перемене. В день ребенку нужно съедать минимум 1 яблоко.
Морковь
Кроме положительного влияния на зрение, морковь полезна тем, что облегчает заучивание наизусть, так как активно стимулирует обмен веществ во всем организме, в том числе в мозге.
Поэтому, если у вашего ребенка предполагается заучивание (зубрежка) больших объемов информации, предложите ему перед этим съесть тёртую морковь с растительным или, что лучше, льняным маслом.
Всего 1 киви содержит суточную норму витамина С. Это проверенный источник антиоксидантов, защищающих мозг от свободных радикалов. Именно эти злодеи ухудшают память и негативно влияют на способность принимать решения.
Не перекармливайте ребенка перед школой. Излишне сытная еда может привести к желудочно-кишечным проблем и естественному снижению активности мозга, при котором ощущается сонливость и равнодушие к интеллектуальным занятиям.
Белок. Недостаток белка у детей школьного возраста приводит к замедлению мыслительных процессов, из-за чего ребёнок с трудом может усвоить большое количество материала. Поэтому обязательно включайте в рацион школьника куриную грудку, яйца, нежирный творог и бобовые.
Углеводы. Для школьников важны углеводы в рационе, при их нехватке наблюдается снижение общего тонуса детского организма. Только не стоит полагать, что в таком случае в детском питании должно быть много сладостей — «быстрых» углеводов: помимо того, что они в принципе не полезны, так еще и дают энергию не на долгий период, быстро усваиваясь. Добавьте в ежедневное меню ребёнка правильные, «медленные» углеводы, например, хлеб грубого помола, грибы, макароны из цельнозерновой пшеницы.
Витамины и минералы, содержащиеся в овощах, фруктах и ягодах. Вещества, которые входят в состав этих продуктов, повышают интеллектуальные способности школьника. Обязательно включите в рацион ребёнка бананы, помидоры, брокколи, шпинат, чеснок.
Источник
Тема урока «Витамины в овощах и фруктах»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами предмета “Разговор о правильном питании”.
— познакомить с понятием — “витамины”, их разнообразием;
— исследовать блюда на наличие витаминов и выявить из них самые полезные для здоровья человека.
— развивать умения определять в овощах и фруктах различные витамины;
— развивать познавательный интерес к предмету путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
— развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
— воспитывать желание учиться и делать открытия;
— воспитывать умение слушать других;
— воспитывать стремление быть здоровым.
Оборудование и наглядные пособия: ИКТ, раздаточный материал, шапочки с названиями витаминов; игра “Проверь себя”; фрагменты из видео “Улица Сезам”; корзина с фруктами и овощами; костюм доктора Айболита.
— Добрый день! Я вам, ребята, желаю доброго дня и хорошего настроения.
Наш настрой: Мы вместе.
Проверим готовность к работе:
— Руки? Дети: “На месте!”
— Ноги? Дети: “На месте!”
— Локти? Дети: “У края!”
— Спина? Дети: “Прямая!”
Начинаем наш урок.
II. Актуализация знаний.
На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими, у каждого из вас они будут свои. И еще я хочу вам дать совет «Прежде чем ответить, хорошо подумай».
Прежде, чем мы определим тему урока, давайте вспомним некоторый материал, который изучали раньше и который пригодится сегодня на уроке.
— Начнём мы наш разговор с загадки: “Что на свете дороже всего?”.
— Вспомним девиз, который поможет нам, настроиться на работу: “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!”.
— А одним из главных условий здоровья является правильное питание, т.к. неправильное питание приводит к болезням. А наша задача научиться заботиться о себе и быть всегда здоровыми.
— Расскажите, какие полезные продукты вы съели за неделю. (Ответы детей)
III. Создание проблемной ситуации.
— А урок я хочу продолжить с одной истории. Послушайте.
Во время одного из путешествий Христофора Колумба матросы тяжело заболели цингой. Предчувствуя свою печальную участь, они попросили высадить их на один из необитаемых островов, чтобы их тела не достались на съедение рыбам. Колумб удовлетворил просьбу умирающих. Каково же было удивление участников путешествия, когда через несколько месяцев, возвращаясь тем же путем, они заметили с острова сигналы и нашли всех матросов живыми и здоровыми. Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски — это означает “оздоравливающий”.
Что же спасло моряков от гибели?
Дети: Может, какие-то полезные растения.
— А что может быть полезного в растениях?
— А что такое витамины?
“Вита” в переводе с латинского языка “жизнь”. Витамины – это такие вещества, которые помогают детям, расти крепкими и здоровыми. И растения, и животные сами могут вырабатывать витамины, а вот человек этого делать не может. Поэтому человек должен получать витамины с пищей.
Витамины – жизненно необходимые вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в некоторых случаях и различные заболевания.
— И помогут нам узнать об этом, наши друзья с улицы Сезам. Каждую неделю мы встречаемся с ними на страницах тетради “Разговор о правильном питании”.
Звучит музыка из передачи “Улица Сезам”.
— О каком пире говорят нам наши друзья? (Об овощах и фруктах)
— Почему они завели разговор о них?
(Потому что больше всего витаминов содержат овощи и фрукты)
IV. Сообщение темы и цели урока.
— Какова тема урока? (“Витамины в овощах и фруктах”).
— На какой вопрос мы получим ответ в ходе работы на сегодняшнем уроке? (Какие витамины есть в овощах и фруктах)
Как вы думаете, вы все знаете? А хотите продолжить изучение дальше и ещё что-нибудь узнать?
V. Организация деятельности учащихся по усвоению новых знаний.
— А какие бывают витамины, мы сейчас узнаем!
1. Если вы хотите хорошо расти, хорошо видеть и иметь крепкие зубы, вам нужен я! Витамин А!
— Что лежит в корзине у витамина А?
— Ребята, где содержится Витамин А и для чего он нужен? (Капуста, помидоры, морковь, огурцы)
(Подготовленные дети рассказывают об овощах и фруктах)
1. Привязан кустик к колышку.
На кустике – шары:
Бока подставив солнышку,
Краснеют от жары. (Помидоры)
Помидор, или томат, попал к нам из Южной Америки. Сначала томат служил для украшения клумб и подоконников. Их называли “золотые яблоки”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. Затем его стали выращивать как лекарственное растение, и только потом он поселился на огородах и его стали употреблять в пищу.
2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая. (Морковь)
Первые упоминания о моркови прозвучали более 3000 лет назад. В моркови содержится большое количество витамина А, который укрепляет организм и защищает его от инфекций, а так же положительно действует на зрение. Однако морковь — это не только копилка витамина А. В ней содержится чуть ли, не весь витаминный алфавит.
3. На июньской грядке
Все у нас в порядке!
Строем, словно молодцы,
Зеленеют. (Огурцы)
Я расскажу легенду.
Однажды турецкий султан Магомет Второй, жестокий и жадный, приказал вскрыть живот семи своим придворным, чтобы узнать: кто из них осмелился покуситься на присланный ему в подарок огурец.
2. А о следующем витамине вы узнаете от нашего гостя.
(Входит доктор Айболит)
— Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен Витамин С!
— Что лежит у меня в корзине? (Лук, чеснок, лимон, картофель, апельсин, банан)
— Я хочу немного рассказать об этих продуктах.
Лук и чеснок известны людям более 6000 лет. С давних пор они славились своими лечебными свойствами. Вдыхание паров лука и чеснока хорошо помогает при кашле, ангине. Кашица лука и чеснока помогает при насморке. Оба эти растения служат нам и пищей, и лекарством.
В долине реки Нила сохранилась пирамида Хеопса, величайшее из каменных сооружений мира высотой 146 м. 20 лет строили эту пирамиду рабы. Чтобы они не болели, им каждый день давали лук и чеснок. За 20 лет истрачено на лук и чеснок 40 тонн чистого золота.
О лимоне люди знают уже более 3000 лет. Как утверждают ботаники, его родиной является Индия. Лимон богат аскорбиновой кислотой, то есть витамином С, который повышает сопротивляемость организма к инфекционным болезням, особенно простудам. Вот почему врачи рекомендуют лимон как профилактическое средство от гриппа.
От гибели спасли моряков от цинги росшие на острове растения, плоды, в которых в избытке содержался витамин С, а также дикий чеснок.
— Ребята, где содержится Витамин С и для чего он нужен?
3. Если вы хотите быть сильными, иметь хороший аппетит и не хотите огорчаться и плакать по пустякам, вам нужен я! Витамин В!
— Что лежит в корзине у витамина В вы узнаете, прочитав это стихотворение. (Тексты стихотворения у детей на столах)
Растут у тёти Зины
Живые витамины.
Витамины разные:
Зелёные и красные.
Растёт свёкла на грядке,
Вкуснее шоколадки.
И репа, салат, сельдерей
Что может быть важней?
Яблоки, груши — высший сорт,
Не фазенда, а курорт.
Живые витамины
Растут у тёти Зины,
Мы их на именины
Собрали две корзины!
— Ребята, где содержится Витамин В и для чего он нужен? (Свёкла, репа, листовой салат и яблоки, груши). Витамин В находится также в овсянке, чёрном хлебе.
4. Витамин Р помогает работать самому главному органу человека – сердцу.
Игра “Мозговой штурм”
Я читаю загадки, хором говорим отгадки.
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий . (Виноград)
Только снег сойдет весной,
Ты киваешь головой!
Первой зелени подружка —
Раскудрявая. (Петрушка)
Если красный твой стручок —
Горький, злой ты старичок!
Если ты зеленый малый,
Твоя горечь убежала,
Ты гордишься сочным тельцем,
То зовешься сладким. (Перец)
— Так в каких продуктах встречается витамин Р?
Витамин Д: Он очень нужен для костей. Если в питании малышей не хватает витамина Д, у них развивается рахит, ножки могут на всю жизнь остаться кривыми. И ещё витамин Д сохраняет нам зубы. Без него зубы становятся мягкими и хрупкими.
Назовите продукты, в которых содержится витамин Д? (Рыба, морепродукты, творог, желток яйца)
А) Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный — надо пить.
Он спасает от болезней.
Без болезней лучше жить.
— Работаем в парах. Перед вами листочки найди и раскрась продукты, в которых содержится витамин Д.
Конечно, в овощах и фруктах содержится не один какой – то витамин, а несколько, а также присутствуют другие полезные вещества — минералы. Например, железо, кальций, магний, фосфор и другие. Но мы выбрали тот, который больше всего содержится в продукте.
Если у человека недостаточно витаминов и других веществ, то особенно осенью и весной, может наступить авитаминоз. Человек выглядит вялым, ему хочется спать, часто болеет. Лучше всего овощи употреблять в свежем виде, так как при варке они теряют часть своих полезных веществ, а приготовленный салат нельзя оставлять на другой день, так как он сохраняет полезные качества только в течение 6 часов. Фрукты можно есть и в виде сока.
V. Работа творческих групп.
— А, сейчас, мы с вами будем работать в группах.
Мы должны выяснить, какой рецепт блюда полезнее, в конце каждая команда должна сделать вывод.
1 команда. Салат “Фруктовый”:
Яблоко | В |
Апельсин | С |
Банан | С |
Груша | В |
Виноград | Р |
Фрукты помыть, нарезать и заправить все йогуртом.
Вывод: есть витамины В, С, Р, но нет витамина А. Все фрукты свежие.
2 команда. Салат “Весенний”:
Помидор | А |
Огурец | А |
Перец | Р |
Лук | С |
Овощи помыть, нарезать и заправить растительным маслом.
Вывод: есть витамины А,Р,С, но нет витамина В, все овощи свежие.
3 команда. Суп “Овощной”
Картошка, | С |
Капуста, | А |
Лук, | С |
Морковка, | А |
Горох, | В |
Петрушка | Р |
Свёкла. | В |
И суп овощной получился неплох.
Овощи помыть, нарезать, отварить.
Вывод: есть все витамины, но вареные овощи теряют много витаминов.
Делаем один вывод: все салаты и супы полезны, так как в них содержатся разные витамины и в разных количествах, но полезнее все-таки те, которые не надо отваривать.
5. Вот какие полезные овощи и фрукты! Про них даже пословицы и поговорки придумали!
Если будешь есть морковку, будешь бегать стометровку.
Если съешь ты огурец, будешь просто молодец!
Положи лимончик в чай — выпей витаминный рай!
Чеснок да лук от семи недуг!
Яблоки ешь по утрам – не будешь ходить к докторам.
Лучше всякой таблетки, ягодки с ветки.
Ни один рот без капусты не живет.
1. Сценка “Витамины”
Айболит: Познакомьтесь — витамины А, В, С, Д, К и Е.
Нынче к доброй медицине они покажут путь тебе.
Витамин А: Чтобы были вы красивы,
Витамин В: Чтобы не были плаксивы,
Витамин С: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело!
Витамин К: Чтобы громче пелись песни,
Витамин Е: Жить чтоб было интересней,
Витамин Д: Нужно сильным стать, здоровым,
Есть творог, сметану, плов,
Соки пить и молоко.
Витамины (хором): Эти истины не новы!
Айболит: Витамины — это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
У тебя болезней нет!
Дам тебе такой совет:
Витамины потребляй
И здоровье прибавляй!
Все: Все, и взрослые, и дети,
Помните вы наш совет:
Круглый год — зимой и летом —
Без витаминов жизни нет!
— Ребята, а вы знаете, что кроме витаминов, которые содержат овощи и фрукты, они “лечат” многие болезни.
Советы доктора Айболита.
При простуде надо пить чай с малиной.
От насморка полезен свекольный сок.
При кашле пьют настой редьки с медом.
От головной боли помогает избавиться капустный лист.
Не заболеть гриппом помогает лук и чеснок.
— Какие задачи мы ставили в начале урока?
Игра «10 секунд» (каждый одним предложением говорит, что нового узнал на уроке).
— Ребята, вот какой пир витаминов приготовили нам наши друзья Зелибоба, Кубик и Бусинка. Витамины повышают наше настроение и укрепляют здоровье, а это главное. Ешьте больше овощей и фруктов и будете здоровы!
И в подарок наши друзья угощают фруктами со своего сада!
Источник