Меню

Витамины от нервов для ребенка 3 лет

Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.

Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарст­венным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).

Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функ­ций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.

Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психо­эмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.

Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).

Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.

Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.

Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим дейст­вием.

Читайте также:  Витамины для беременных vitamin code raw prenatal

Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята переч­ная (в виде эфирного масла) способ­ствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное дейст­вие.

Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.

Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семей­ства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.

Основные действующие вещества мяты лимонной:

  • компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
  • гераниол;
  • линалоол;
  • нераль;
  • кариофиллен;
  • терпеноиды;
  • глюкозиды эвгенола;
  • бензиловый спирт;
  • фенолкарбоновые кислоты и др.

Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.

Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.

Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).

Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).

Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.

Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.

Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсут­ствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в дет­ском возрасте.

Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функ­ций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва

Источник

Витамины для детей

Самое горячее желание всех родителей – это чтобы их ребенок никогда не болел и полноценно развивался. Однако в современном мире все меньше детей рождается с крепким здоровьем. Пока мама кормит ребенка грудью, малыш получает все необходимое из ее молока. Но когда он начинает кушать обычную пищу, его организм испытывает серьезный дефицит в некоторых важнейших веществах даже при условии, что рацион продуман до мелочей, а семья проживает в благоприятном климате, где много солнца. Что уж говорить о детях-«малоежках», которые живут в регионе, где мало солнечных дней?!

Читайте также:  Срок годности витаминов велнесс

Укрепить иммунитет малыша, обеспечить правильное развитие его организма помогают витаминно-минеральные комплексы. Мы составили топ лучших препаратов для детей разных возрастов, ведь потребности в витаминах, минералах и других веществах отличается в определенные периоды роста.

ТОП лучших витаминов для детей разного возраста

Какие витамины нужны ребенку в год? В пять лет? В десять? Составим рейтинг популярных витаминных и витаминно-минеральных комплексов для детей по возрастам.

Груднички обычно не нуждаются в дополнительном источнике витаминов, так как получают все, что полагается, из материнского молока, смесей и первого прикорма. В год малыши начинают кушать обычную пищу, поэтому с этого возраста педиатры назначают витаминные и витаминно-минеральные комплексы.

До двух лет

  1. Сироп «Пиковит» содержит большую часть важнейших витаминов: A, B1, 2, 5, 6,12, C, D3, PP. Сироп имеет приятный вкус, и его удобно давать малышам. Дозировка по 5 мл 2 раза в сутки. Минус: в состав входит искусственный пищевой краситель.
  2. Капли «Мульти-ТабсБеби» удобны тем, что их можно добавлять в любую жидкость. Минус: препарат содержит всего три витамина А, C, D, кроме того, в нем присутствует незначительное количество этилового спирта. Дозировка 1 раз в день по 1 мл.
  3. «Алфавит Наш Малыш» содержит витамины А, В1, 2, 6, 12, D3, C, E, PP, фолиевую и пантотеновую кислоты, минералы. Препарат выпускается в форме порошка для приготовления напитка. Три вида саше имеют свой состав, разработанный с учетом сочетаемости веществ, а каждый пакетик –маркировку с указанием времени приема. Дозировка и способ применения: порошок растворить в 30 мл воды, принимать три раза в день. Минус: необходимость разводить перед употреблением.

3-5 лет

  1. Жевательные таблетки «ВитрумКидс Плюс» содержат полный витаминно-минеральный комплекс: витамины А, В1, 2, 6, 12, К1, D3, C, E, PP и 11 минералов. Имеют приятный вкус. Минус: наличие ароматизаторов и красителей. Дозировка: по 1 таблетке в день.
  2. Пастилки «Витамишки» содержат витамины С, Е, А, D3, В6, В12, минералы, фолиевую и пантотеновую кислоты, имеют приятный вкус и привлекательную форму. Минус: высокая цена. Дозировка: по 1 штуке в день.
  3. Жевательные таблетки «Компливит Актив» содержат полный витаминно-минеральный комплекс: витамины С, Е, А, D3, В6,12, 1, 2, 5, фолиевая кислота, минеральные элементы. Дозировка: по 1 таблетке в день после еды.

6-10 лет

  1. Таблетки «Алфавит Школьник» содержат 11 витаминов и 7 минералов. Плюсы: состав подобран с учетом сочетаемости активных веществ. Минус: нужно принимать строго по схеме.
  2. Жевательные таблетки «Мульти-Табс Юниор» содержат витаминыС, Е, А, D3, В6, 1, 2, 12, фолиевую и пантотеновую кислоты, минералы. Дозировка: 1 таблетка в день. Имеют приятный фруктовый и ягодный вкусы.
  3. Таблетки «Пиковит Форте» имеют приемлемую стоимость и содержат необходимые школьнику вещества: витамины группыВ, D3, A, С, E, кальций, фолиевую кислоту. Минус: в составе ароматизаторы.

Зачем нужны витамины детям?

Витамины – это вещества, которые регулируют, нормализуют, стимулируют рост и развитие детского организма. Они обеспечивают:

  • гармоничное умственное, психическое, речевое развитие;
  • правильный обмен веществ;
  • полное усвоение пищи;
  • слаженную работу систем органов и важнейших биологических механизмов;
  • дают энергию и силы, необходимые для игр и познания мира.

Ценность поливитаминов заключается в их способности заменить и восполнить недостающие полезные макро- и микроэлементы, а значит, способствовать нормальному росту и развитию ребенка.Несмотря на то, что суточная потребность в витаминах для ребенка – это всего тысячные доли грамма, полноценный рост, развитие, да и сама жизнь без них, просто невозможны.

О том, что ребенку не хватает витаминов, свидетельствуют следующие признаки:

  • медленно заживают ссадины и ранки;
  • появляются синяки даже от незначительных ушибов;
  • кожа очень бледная, а ногти и волосы ломаются;
  • низкий аппетит;
  • плохой сон ночью, сонливость и вялость днем;
  • быстрая утомляемость, отсутствие интереса к любимым игрушкам и занятиям;
  • раздражительность, плаксивость, плохое настроение;
  • медленный рост, неправильная осанка;
  • кожа сухая и склонна к раздражениям, появлению сыпи и шелушению;
  • губы быстро обветриваются, в уголках рта образуются заеды (небольшие язвочки);
  • при чистке зубов появляется кровь;
  • проблемы со стулом;
  • ребенок часто подхватывает ОРЗ и ОРВИ.

Острый дефицит в витаминах испытывают дети, родившиеся раньше срока, а также малыши, которые много простужаются, перенесли тяжелые заболевания, травмы и операции или сильные эмоциональные потрясения, мало бывают на свежем воздухе и плохо питаются.

Если ребенок в целом развивается нормально, хорошо ест, веселый, активный, мало болеет, то прием поливитаминных препаратов для него не является строго необходимым. Но это не значит, что он не испытывает недостатка в отдельных витаминах. Например, если ваша семья проживает в регионе, где очень мало солнечных дней, то у ребенка наверняка существует дефицит витамина Д, который синтезируется только под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Большинство витаминов, минералов и других важнейших веществ ребенок в идеале должен получать вместе с пищей. Но жизненный опыт показывает, что не все дети питаются полноценно и правильно, и дело здесь не в«плохих» родителях. Многие малыши на самом деле очень избирательны в своих пищевых пристрастиях, например, едят только одни макароны и на дух не переносят супы, овощи, а из всех фруктов предпочитают только яблоки. С проблемой накормить ребенка правильной едой сталкивается каждая вторая мама.

Читайте также:  Витамины для беременных по родовым сертификатам

Проверьте, получает ли ваш малыш все необходимое вместе с пищей. Вот примерный полноценный рацион на неделю:

  • блюда из свежего или, по крайней мере, свежемороженого красного мяса – говядины, свинины, баранины, телятины – не менее двух раз;
  • блюда из мяса птицы – не менее трех раз;
  • блюда из свежей или свежемороженой речной и морской рыбы – не менее двух раз;
  • молочные и кисломолочные продукты – ежедневно;
  • яйца – не менее двух раз;
  • растительные и сливочные масла – ежедневно;
  • свежие фрукты и овощи – не менее пяти видов ежедневно;
  • пища, богатая быстрыми и медленными углеводами – не более 50% от объема всей пищи, съеденной за день. Это крупы, макароны, выпечка, сладости и десерты.

Если ваш ребенок питается примерно так, то все необходимое его организм усваивает из пищи. Острая потребность в дополнительном источнике витаминов возникает в следующих случаях:

  • инфекционные заболевания и состояния после них;
  • периоды интенсивного роста;
  • серьезные умственные и физические перегрузки.

В случае, когда реальный рацион ребенка не соответствует приведенному выше списку, родителям необходимо позаботиться о приобретении поливитаминных препаратов, чтобы восполнить дефицит витаминов, минералов и микроэлементов.

Какие витамины когда пить?

Когда мы видим в аптеке множество препаратов, одинаковых, на первый взгляд, то всегда теряемся, какиеименно из них лучшие. В чем нуждается ребенок в первую очередь? По мнению педиатров, ответ на данный вопрос зависит от времени года и возраста малыша.

  • Витамины летом. Если ребенок в предыдущую зиму и весну питался правильно, а летом он ежедневно съедает по 300-400 г свежих овощей и фруктов (желательно, сезонных), то дополнительный прием витаминов ему не нужен. В случае неполноценного питания, необходимо пропить месячный курс.
  • Витамины осенью и весной. В межсезонье дети часто простужаются, поэтому их иммунитету нужна помощь. Педиатры советуют пропить витамины А, С, Е и железосодержащие препараты. Осенью еще много свежих овощей и фруктов, поэтому они обязательно должны быть на детском столе в любом виде.
  • Витамины зимой. В этот период очень мало солнца, свежие фрукты и овощи купить сложнее, поэтому детям нужно обязательно поливитаминно-минеральные комплексы, чтобы восполнить дефицит полезных веществ.

Важно учитывать и то, что в каждом возрасте существует своя потребность в определенных витаминах.Например,

  • с года до трех лет детям нужны витамины А, В, С, D и РР;
  • с трех лет ребенок начинает ходить в детский сад, чаще испытывает стресс и контактирует с другими детьми, поэтому ему необходимы витамины А, группы В, С и РР;
  • на возраст 4-5 лет приходится период активного роста, организм испытывает острую потребность в витаминахА, В, С, D и РР, кальции и фосфоре;
  • в 6-7 лет ребенку требуются витаминыА, группы В, С, Е, фолиевая кислота, йод, железо, магний;
  • в 7-9 лет активно развиваются все системы организма и головной мозг. Ребенок испытывает большие нагрузки в школе, ему нужно принимать витаминыС, Е, А, D3, В6, В12, фолиевую и пантотеновую кислоты, железо, марганец, медь.

Дети в возрасте 10 лет и старше испытывают ту же потребность в витаминах и минералах, что и взрослые, но тяжелее переносят их дефицит.

Формы витаминов для детей: какие наиболее эффективны?

Любой врач скажет: эффективна та форма, в которой ребенок не откажется принимать лекарство. Можно часами рассказывать четырехлетке о пользе витаминов, но вряд ли он захочет глотать безвкусную или даже горькую таблетку, и вы никак его не заставите. А ведь их нужно принимать ежедневно и не по одному разу. Поэтому витаминные комплексы выпускаются в той форме, которая понравится детям и будет удобной для родителей:

  • сироп и гельлегко выдавливаемые на печенье;
  • капли, растворимые в жидкости;
  • жевательные драже и пастилки;
  • порошок в саше для приготовления напитка.

Витаминные препараты для детей имеют приятный вкус и забавную форму, выпускаются в яркой привлекательной упаковке, поэтому дети воспринимают их скорее как лакомство, а не как обязательное лекарство. Каждая из лекарственных форм обеспечивает полное усвоение витаминов детским организмом.

Уважаемые родители! Это только общие рекомендации по выбору детских витаминов. Перед приобретением обязательно проконсультируйтесь с педиатром, возможно, ваш ребенок испытывает дефицит в каком-либо веществе. Это может определить только лечащий врач. Принимать витаминный комплекс можно строго по инструкции. Переизбыток витаминов не менее опасен, чем их дефицит.

Источник

Adblock
detector