Сжатое изложение
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
szhatoe_izlozhenie.docx | 18.67 КБ |
szhatoe_izlozhenie.pptx | 79.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Подготовка к ГИА.
- Умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте.
- Умение воспринимать авторский замысел.
- Умение вычленять главное в информации.
- Умение сокращать текст разными способами.
- Умение правильно и точно излагать содержание текста.
- Умение находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
- Умение находить речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки.
1 урок Обучающее изложение (сжатое).
Цель: Научиться писать сжатое изложение.
Научиться основным приемам сжатия текста.
Уметь формулировать/находить тему, главную мысль.
Определять стиль и тип речи.
- Вступительное слово учителя с использованием технических средств.
- Работа индивидуально (с технические средства). Знакомство со способами сжатия текста.
- Работа по группам и индивидуально. Применение приёмов сжатия в тексте.
- Подведение итогов.
Научиться определять микротемы, абзацы.
Уметь сокращать текст разными способами.
- Вступительное слово учителя (технические средства).
- Работа с классом. Прослушивание текста (определение и формулировка темы, главной мысли, проблемы, стиля речи, типа речи).
- Повторение приемов сжатия текста.
- Работа с текстом. Определение микротемы (абзаца).
- Работа в парах или индивидуально. Сжать текст, применить все способы.
- Подведение итогов.
Задачи: Проверка знаний учащихся по написанию сжатого изложения.
- Вступительное слово учителя.
- Чтение изложения. Индивидуальная работа учащихся. Оформление в тетрадях:
Исключение второстепенной информации может быть решено путем исключения слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений.
Есть люди, которым все всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым все ясно, — безнадежные люди. (По В.И. Курбатову)
Одним из самых распространенных примеров исключения при языковом сжатии текста является исключение одного или нескольких синонимов ряду однородных членов.
Попечителем одной из школ под Серпухом был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е.. Кисилевой)
Другой пример исключения – удаление из текста поясняющих конструкций, например, ряда однородных членов при обобщающем слове или ряда простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих, раскрывающих содержание первой части.
Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю.М. Лотман)
Обобщение единичных явлений и фактов может быть достигнуто как путем выявления обобщенного содержания какого-либо фрагмента текста, так и при помощи замены однородных членов их обобщенным наименованием.
Пример обобщения содержания:
- Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актеры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову)
- Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
Пример языкового обобщения:
- Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)
- Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.
Упрощение синтаксических структур касается прежде всего замены сложного предложения простым или такой синтаксической замены, при которой сокращается количество структурных частей сложного предложения. При этом широко используется синтаксическая синонимия.
- Замена придаточного определительного синонимичным определением.
- Автомодели, которые снабжены электродвигателями, принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы, на которой происходят соревнования, включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки. (Из периодической печати)
- Автомодели с электродвигателями принимают участие в настоящих спортивных соревнованиях. Конфигурация трассы соревнований включает в себя скоростные участки, профилированные повороты, трамплины и горки.
- Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом.
- Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьев)
- Анализируя события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Говоря о том, что есть и будет, не забывай о том, что было.
- Сокращение количества структурных частей сложного предложения.
- Принято думать, что нравственные потрясения, которые открывают новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои, однако это далеко не так. (Из периодической печати)
- Не стоит думать, что нравственные потрясения, открывающие новое содержание в жизни, переживают лишь великие люди и знаменитые литературные герои.
Все эти и другие приемы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе.
Пример комплексного применения приемов сжатия (одновременная замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом и замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространенным несогласованным определением; замена придаточных дополнениями; замена слова с отрицанием лексическим синонимом):
- Когда анализируешь события, относящиеся к прошлому, помни о будущем. Когда говоришь о том, что есть и будет, не забывай о том, что было. (С. Соловьев)
- Анализируя события прошлого, помни о будущем. Говоря о настоящем и будущем, помни о прошлом.
Интерпретация текста – это обработка текста, состоящая в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Адекватность интерпретации зависит от точности и правильности восприятия текста, от уровня постижения характера соотношения его элементов. Основой интерпретации текста является его комплексный анализ.
Источник
Витамины
Я давних времен люди страдали от тяжелых болезней, вызываемых неправильным питанием. Эти болезни не похожи друг на друга. Цингой обычно болеют жители Крайнего Севера. Бери-бери — бич южных стран, где население питается почти одним рисом. Пеллагрой заболевали люди, питавшиеся по преимуществу одной кукурузой. Часто встречалось заболевание куриная слепота: человек перестает видеть в сумерках, а иногда совсем слепнет. Дети, родившиеся совершенно нормальными, нередко заболевали рахитом. Их кости становились мягкими, ноги искривлялись, зубы появлялись очень поздно.
Все эти болезни были совершенно непонятны врачам. Одни считали, что такие болезни заразные и вызываются микробами; другие полагали, что эти болезни возникают от недостатка в пище белков, углеводов и жиров. Но многочисленные факты опровергали и то и другое мнение. Цингой, например, заболевали люди, регулярно употребляющие в пищу много мяса и жиров. Те, кто питался в основном овощами, не заболевали этими болезнями.
Лишь в 1880.г. русский ученый Н. И. Лунин впервые открыл общую причину всех этих заболеваний. Своими замечательными опытами Лунин доказал, что в естественных пищевых продуктах, кроме белков, жиров, углеводов и минеральных веществ, содержатся еще какие-то вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности животных. Если этих веществ в пищевых продуктах мало и их не хватает организму, возникает тяжелое заболевание. Впоследствии такие вещества назвали витаминами (от латинского слова «вита» — жизнь и научного обозначения соединений азота — «амин»). Потом, правда, было обнаружено, что азот входит не во все витамины, но ученые оставили за ними это название.
Витамины — органические соединения разнообразной химической природы. Они имеют огромное значение для нормальной жизнедеятельности человека и животного. По сравнению с основными питательными веществами витамины нужны организму в ничтожных количествах.
Отсутствие каротина в организме вызывает заболевание роговицы глаза, а также куриную слепоту. Применение каротина как Лунин. лекарства восстанавливает зрение. В наше время известно около 30 витаминов. Большинство из них изучено, выявлена их физиологическая роль в жизни человека, животных и растений. Оказалось, что многие витамины входят в состав биологических катализаторов — ферментов, регулирующих в организме важнейшие процессы обмена веществ, При недостатке в организме витаминов задерживается образование ферментов, а это в свою очередь приводит к нарушению обмена веществ и к расстройству взаимодействия отдельных органов. Зная роль каждого витамина в обмене веществ и нарушения, возникающие при недостатке витамина, врач может рекомендовать соответствующее лекарство или! диету и тем самым ликвидировать заболевание.
Ученые определили нормы потребности в витаминах у человека и животных. Эти нормы зависят от физиологического состояния организма и от условий внешней среды. Интересно, что для работников некоторых профессий — паровозных машинистов, летчиков, шоферов, — труд которых требует особой остроты зрения, необходимы повышенные дозы витамина А, а жители севера нуждаются в больших дозах витамина В,. Если в пище нет витамина В„ человек сначала теряет аппетит, затем у нега появляется воспаление нервных стволов и нарушается деятельность сердца.
Поливитамины никто не отменял, лучше принимать те, в которых в каждой таблетке только совместимые витамины и минералы. Во-вторых, утро обязательно начинать хотя бы с легкой зарядки. Можно положить возле кровати резиновый коврик для массажа стопы. Он предназначен для точечного массажа рефлекторных зон стопы, лечения и профилактики плоскостопия, укрепления мышечно-связочного аппарата стопы и голени, массажа внутренних органов посредством воздействия на активные точки стопы, вообще, его не зря называют коврик «Бодрое утро». В-третьих, очень полезно, а главное приятно с утра зарядиться энергией природных энергетиков.
Это настойки элеутерококка, лимонника. Вот простой рецепт напитка, помогающего восполнить энергию, защитить от простуды, очистить организм от токсинов: измельчить кусочек имбиря, добавить горячую воду, свежевыжатый лимонный сок и мед. Отлично помогает и бодрит, а главное очень вкусно и полезно! В-четвертых, ешьте больше продуктов, содержащих витамины и минералы, жизненно нам необходимых круглый год, а зимой особенно. Зимой нужны, прежде всего, витамины А, С и Е, группы В, микроэлементы цинк и селен.
Морковь, содержащая витамин С, бета-каротин, фолиевую кислоту, железо, магний, калий, цинк. Особенно благоприятно морковь воздействует на печень, которая является самым важным очищающим органом, и это способствует более эффективной работе всего организма. Чеснок содержит витамины В6, С, фолиевую кислоту; кальций, железо, магний, калий, цинк; аминокислоты. Этот маленький овощ прекрасно очищает кишечник и печень, является природным антибиотиком, обладает антибактериальными и противовирусными свойствами.
У животных потребность в витаминах повышена зимой и весной, особенно у беременных и кормящих детенышей самок. Если они в это время получают недостаточно витаминов А и Д, детеныши рождаются слепыми, слабыми, болезненными, а иногда и мертвыми.
Но не всегда человек может получить нужное количество витаминов из обычной для него пищи. Отсутствие пищевых продуктов, богатых витаминами, приводит к заболеваниям и даже к смерти. Ученые предприняли поиски растений и животных, содержащих большие количества витаминов. Были разработаны также способы получать витамины в чистом и концентрированном видах. В наше время существуют специальные заводы, на которых из растительного и животного сырья извлекают все основные витамины. Из плодов шиповника получают витамин С, из печени кита и некоторых рыб добывают витамин А. Знаменитые китобойные флотилии «Алеут»,«Слава» и «Советская Украина» обеспечивают нашу страну витамином А. В одном центнере китовой печени около 100 .Г этого витамина, а такого количества достаточно на день для 50 000 человек. Из специальных сортов моркови на заводах получают каротин. Для получения витамина Д, излечивающего рахит, используют дрожжи и мицелий грибов. В наше время разработаны способы получать витамины химическим путем. Эти способы эффективны и экономически более выгодны, чем извлечение витаминов из естественных продуктов. Концентраты и кристаллические витамины помогают врачам не только лечить, но и предупреждать авитаминозы — болезни, вызванные недостатком витаминов.
Так же как и животным, витамины необходимы бактериям и грибкам для регулирования обмена веществ. Многие микроорганизмы сами создают в своем теле витамины в достаточном количестве, они не нуждаются в получении витаминов из окружающей их среды. Но есть бактерии, дрожжи и грибки, которые получают витамины из той среды, в которой обитают: почвенные бактерии — из почвы; микробы, живущие в теле животных и растений,— из тканей тела своих «хозяев». Известны случаи, когда микроорганизмы разных видов обеспечивают друг друга витаминами. Например, гриб Ашбия госипи производит в своем теле витамин В, но не способен создать витамин Н. Гриб Полиспорус адусхис, наоборот, создает только витамин Н и не может создать витамин В,. Если посеять эти грибы на питательной среде врозь и не добавлять к ней витаминов, ни тот, ни другой гриб не будет развиваться. Если же на питательной среде посеять оба эти гриба вместе, они будут снабжать друг друга недостающими витаминами и прекрасно развиваться.
На семенах некоторых орхидей поселяется гриб, который получает из семян необходимые ему питательные вещества, а сам дает прорастающим семенам витамины. Многие высшие растения также получают витамины от почвенных бактерий.
Бактерии выделяют эти витамины в почву, а растения поглощают витамины корневой системой. Эти витамины способствуют энергичному росту растений. Но корни растений также выделяют в почву витамины, которые нужны для развития микроорганизмов.
Для нормального развития растения нужно определенное количество витаминов. Если в растении задержано образование витаминов, то обмен веществ в нем нарушается и рост растения тормозится. Например, если обработать семена кукурузы белым стрептоцидом, он разрушит в семенах один из необходимых им витаминов. В результате развитие проростков будет резко подавлено и вскоре они погибнут. Если же одновременно с белым стрептоцидом ввести в семена добавочные дозы этого витамина, проростки будут развиваться нормально. Так же действует белый стрептоцид на микроорганизмы, живущие в теле человека: он связывает необходимый им витамин, и они погибают.
Витамины образуются главным образом в надземных частях растений. Корни иногда не в состоянии образовывать витамины. Недостающие им витамины они получают из надземных частей. Если корни отделить от растения и выращивать их на питательной среде, можно наглядно увидеть, как необходимы для их роста витамины. Когда в питательную среду не добавляются нужные корням витамины, корни не растут; это явление уже используется в растениеводстве. Черенки некоторых трудно укореняемых растений — чая, лимона, казанлыкской розы, кокаинового дерева, карельской березы — обрабатывают витаминами, и это усиливает образование корней, что в свою очередь способствует более энергичному росту растений.
Растения не могут в некоторые периоды жизнедеятельности обеспечить себя витаминами и потому нуждаются в дополнительном витаминном питании. Это усиливает в них обмен веществ и. ускоряет рост. Например, тунговое дерево, получавшее через каждые два дня по 0,5 мГ витамина В, выросло за 70 дней вдвое больше, чем контрольные деревья, не получавшие витамина. Опрыскивание снотворного мака раствором витамина В, ускоряет его рост и увеличивает вес коробочек.
Некоторые витамины непосредственно участвуют в процессах оплодотворения животных и растений. Если в пыльце цветка недостаточно каротина, она плохо прорастает и процесс оплодотворения задерживается. Если же пыльцу обогатить этим провитамином, она прорастает нормально. Хорошие результаты дает смешивание пыльцы, в которой витамина очень мало, с пыльцой, богатой витамином.
Все эти примеры показывают, что микроорганизмы и зеленые растения не только дают витамины человеку и животным, но и сами нуждаются в витаминах.
Источник