Меню

Витамины не хватает новорожденным

Витамин D: вопросы и ответы для мам грудничков

Дефицит витамина Д может вызвать серьезные последствия для организма ребенка. При назначении для профилактики важно учитывать все нюансы. Время появления малыша на свет, цвет кожи, рацион матери, если она кормит грудью, состав молочных смесей – всё это определяет, нужен ли грудничку витамин Д. Лечением же рахита, возникающего на фоне острого гипервитаминоза, должен заниматься только врач.

За что отвечает витамин Д в организме новорожденного? Почему он так нужен?

Основная функция, которую выполняет витамин D для новорожденных, – регуляция фосфорно-кальциевого обмена. Он, в свою очередь, отвечает за правильный рост, формирование костей и зубов, не допускает развития рахита.

Ребёнку он может быть прописан в следующих случаях:

  • снижение риска воспалительных очагов;
  • помощь в формировании зубов;
  • лечение и профилактика рахита;
  • улучшение зрения;
  • нормализация работы нервной системы;
  • для поддержки сердца и сосудов.

Детям чаще назначают витамин Д3 (холекальциферол) – он более мощный, лучше усваивается. Форма Д2 (эргокальциферол) усваивается только на 20–40%, более токсична. Кроме того, в процессе распада она образует излишки, негативно влияющие на работу внутренних органов, а продукты распада холекальциферола обладают антиканцерогенным эффектом и противостоят образованию злокачественных опухолей.

Симптомы недостатка витамина D

При дефиците этого важного витамина возникает рахит. Он может развиваться на фоне неправильного питания женщины во время беременности, у недоношенных детей, при использовании неадаптированных молочных смесей, нарушении обмена веществ, заболеваниях желудка, почек, нехватки ферментов.

Существует и предрасположенность к рахиту – при отсутствии других причин заболевание чаще выявляют у детей, рожденных зимой, со смуглой кожей и 2 группой крови.

Основные внешние признаки:

  • беспокойство, частый плач без причины;
  • вздрагивание от яркого света или громкого звука;
  • красные пятна при надавливании на кожу;
  • облысение в области затылка;
  • обильное потоотделение, особенно, на ладонях и стопах, при соблюдении температурного режима;
  • деформированный череп;
  • искривление ног.

Не каждый каприз или плач стоит относить к признакам рахита. Нужно учитывать симптомы в комплексе – кроме залысины на голове может плохо затягиваться родничок, размягчаться костная ткань на черепных швах и темени.

При прогрессировании болезни снижается тонус мышц. При разведении рук и ног в стороны родителям не нужно прилагать усилия. Это также сказывается на физическом развитии – подросший ребенок позже садится, держит голову.

С какого месяца начать давать? Как и какой принимать ребенку – инструкция

Водорастворимый витамин Д для малышей – оптимальная форма лекарства. Он всасывается за 2-3 часа, нетоксичен, имеет приятный вкус, ребёнку его легче проглотить, чем масляные растворы.

В идеале витамин Д новорожденному или грудничку начинают давать после исследования крови, которое проводится способом тандемной масс-спектрометрии:

  • ниже 30 нг/мл – требуется лечение;
  • от 30 нг/мл и выше – витамин не назначается в лечебных дозах, но может использоваться для профилактики;
  • 55–65 нг/мл и более – оптимальный показатель, который говорит об отсутствии дефицита.

800 МЕ (1 мкг = 40 МЕ)

До 6 месяцев включительно

От 6 месяцев до 1 года

Предельная суточная доза, которая не нанесет вреда организму ребенка, составляет 4000 МЕ. Длительно принимать витамин D в таком режиме нельзя, поскольку это может вызвать гиперкальциемию.

Лечение рахита назначается только после проведения анализа крови и определения уровня 25 (OH) D. Обычно схема подбирается так, что ребёнок сразу получает высокие стартовые дозы (не менее 3000–5000 МЕ), которые постепенно снижаются до нормализации показателей.

Перед тем как давать витамин Д грудничку, необходимо проконсультироваться с врачом. Он оценит общие показатели здоровья ребёнка, особенности рациона, возможно, кроме добавки посоветует ввести специальные смеси, если нет ГВ.

В целом схема применения такая:

1. Частота приема. Детям, проживающим в северных районах, витамин Д можно давать в течение всего года. Если ребёнок летом получает достаточно солнечного света, то на этот период можно снизить дозу или сделать перерыв.
2. Начало приема. Новорождённые могут получать витамин с четвёртой недели жизни, недоношенные дети – с 15 дня.
3. Способ применения. Для малышей используется преимущественно витамин Д3 в форме водного раствора. В чистом виде ребёнок может выплюнуть его – смешивайте с небольшим количеством воды, молочной смеси или грудного молока в чайной ложке и аккуратно предлагайте малышу. Нельзя добавлять его в бутылку со смесью – если ребёнок не допьет весь объем, то дозировка витамина будет нарушена. Приём лучше перенести на утро.

Побочные действия возникают крайне редко, но возможны запоры и метеоризм. Аллергическая реакция чаще появляется на мультикомпонентные добавки, одной из составляющих которых является витамин D. Проявляется шелушением и зудом кожи, красной сыпью на лице и теле.

Возможна ли передозировка витамином Д?

Витамин Д для младенцев, особенно в форме эргокальциферола, способен накапливаться в организме. При его избытке возникают такие симптомы:

  • рвота и частые срыгивания:
  • нарушения стула:
  • частое мочеиспускание;
  • раннее закрытие родничка;
  • сухость и зуд кожи;
  • беспокойный сон, судороги конечностей;
  • раздражительность, капризность или, наоборот, вялость и апатия.

При появлении подобных симптомов нужно прекратить прием и обратиться к врачу. В тяжёлых случаях передозировки показан контроль работы сердца, артериального давления и регулярная сдача мочи на анализ.

Нужно ли скорректировать питание малыша при приеме этого витамина?

Организм любого человека синтезирует витамин D самостоятельно под воздействием солнечных лучей, значительная часть поступает с пищей при условии правильно составленного рациона.
Если смесь, которую получает ребёнок, содержит витамин D3, нужно правильно рассчитать дозировку, чтобы не спровоцировать гипервитаминоз. При условии налаженного грудного вскармливания корректировать ничего не нужно – при полноценном питании матери грудничок будет получать суточную дозу, давать витамин отдельно можно только с профилактической целью в холодное время года.

Для профилактики рахита при введении прикорма нужно обогатить его такими продуктами:

  • овсяная и гречневая крупы;
  • мясо, богатое животными белками;
  • сливочное и растительное масла;
  • яичный желток.

Постепенно, ближе к году, можно вводить печень трески, жирную морскую рыбу, говяжью и куриную печень, сливки и другие жирные молочные продукты.

Самый распространенный и дешевый источник витамина – рыбий жир. Раньше он продавался в форме маслянистого раствора, имел неприятный запах и вкус, из-за чего дети часто отказывались его пить. Сейчас рыбий жир продается в виде капсул в желатиновой оболочке. Их можно давать детям, которые уже могут проглатывать большие таблетки – в среднем, не ранее 3 лет.

Источник

Нехватка витаминов у новорождённых: как и когда давать добавки грудничку

Витамины необходимы для роста и гармоничного развития человека, и ребёнок нуждается в них уже с первого дня жизни. Но большинство витаминов не могут быть синтезированы организмом, и должны поступать извне.

Человек практически не «запасает» витамины впрок: только небольшой запас некоторых жирорастворимых витаминов сохраняется в организме, но и его хватает лишь на небольшой срок — от 4 суток до 6 недель. Именно поэтому так опасна их нехватка у новорожденных. Обеспечить ребёнку сбалансированное питание — первоочередная задача родителей.

Витамины для малышей

Решить проблему дефицита тех или иных полезных веществ намного проще со старшими детьми, их питание разнообразнее, да и ребёнку постарше врач может назначить курс витаминной терапии в таблетках. С малышами до 1 года ситуация немного сложнее, поэтому у многих молодых мамочек возникает вопрос: давать ли витамины новорождённым? Сразу отметим, что если ребёнок находится на естественном вскармливании, то все необходимые вещества, в том числе и витамины, он уже получает вместе с молоком матери. Поэтому витаминные комплексы при необходимости назначаются маме. Если же возникнет реальная необходимость в назначении витаминов для грудничков, то определить, какой именно препарат и в каких дозах давать ребёнку может только врач.

Витамины для детей на искусственном вскармливании

Если новорождённый находится на искусственном вскармливании, то здесь нет ничего страшного. Конечно, лучшее питание для малыша — молоко матери, однако некоторые женщины вынуждены отказываться от естественного кормления своего ребёнка по различным причинам. Современные молочные смеси, такие как Valio Baby, содержат все необходимые для роста и развития малыша витамины и минералы. Поэтому ребёнок на искусственном вскармливании так же не нуждается в дополнительной витаминной терапии, если, конечно, она не назначена врачом.

Витамин D для новорождённых

Препараты, содержащие витамин D, назначают всем малышам-искусственника в обязательном порядке. Дефицит этого вещества может привести к развитию рахита — это опасная болезнь, которая нередко возникает уже в полуторамесячном возрасте. Нередко рахит замечают уже на более поздних этапах развития заболевания, когда начинаются изменения костной системы, а ребёнок начинает отставать в развитии. Чтобы не допустить этого грудничкам дают витамин D в виде капель, которые размешивают с водой. Если ребёнок достаточное время проводит на солнце, то в летнее время дозу препарата уменьшают.

Следует отметить, что витаминная терапия — процесс длительный, и зачастую препараты нужно принимать несколько месяцев подряд, а нередко и в течение года. Помните, что назначить витамин и верно определить его дозировку может только педиатр.

Источник

Витаминная недостаточность у детей

Витаминная недостаточность — патологическое состояние, обусловленное снижением обеспечения организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено важностью витаминов для нормальног

Витаминная недостаточность — патологическое состояние, обусловленное снижением обеспечения организма детей тем или иным витамином или нарушением его функционирования в организме. Возникновение этих состояний обусловлено важностью витаминов для нормального функционирования многочисленных физиологических и метаболических процессов.

В зависимости от глубины и тяжести витаминной недостаточности, выделяют три ее формы: авитаминоз, гиповитаминоз и субнормальную обеспеченность витаминами (обозначаемую также маргинальной или биохимической формой витаминной недостаточности).

Под авитаминозами понимают состояние практически полного истощения витаминных ресурсов организма, сопровождающееся возникновением симптомокомплекса, характерного и специфического для дефицита того или иного витамина (например, цинги, пеллагры и др.). Под гиповитаминозами понимают состояние резкого (но не полного) снижения запасов витаминов в организме, вызывающее появление ряда в основном малоспецифических и нерезко выраженных клинических симптомов, нередко общих для различных видов гиповитаминозов (как, например, снижение аппетита и работоспособности, быстрая утомляемость и т. п.), а также некоторых более специфических микросимптомов. Субнормальная обеспеченность витаминами представляет собой доклиническую стадию дефицита витаминов, проявляющуюся в основном нарушениями метаболических и физиологических реакций, в которых участвует данный витамин, а также отдельными клиническими микросимптомами. Перечислим основные причины возникновения витаминной недостаточности у детей и подростков.

I. Алиментарная недостаточность витаминов.

  • Нерациональное питание, вызывающее дефицит витаминов в пищевых рационах беременных женщин и кормящих матерей, приводящий, в свою очередь, к снижению запасов витаминов в организме новорожденного ребенка и уменьшению их уровня в грудном молоке.
  • Нерациональное искусственное вскармливание с преимущественным использованием кефира, коровьего молока и других неадаптированных молочных смесей.
  • Несвоевременное и недостаточное введение продуктов прикорма в питание детей первого года жизни.
  • Низкое содержание витаминов в суточных рационах питания детей дошкольного и школьного возраста, обусловленное нерациональным построением пищевых рационов и ограниченным потреблением продуктов-витаминоносителей.
  • Потери и разрушение витаминов в процессе технологической переработки продуктов питания, их длительного и неправильного хранения и нерациональной кулинарной обработки.
  • Действие антивитаминных факторов, обусловленных содержанием продуктов.
  • Присутствие в продуктах витаминов в малоусвояемой форме. Разбалансировка химического состава рационов и нарушение оптимальных соотношений между витаминами и другими нутриентами и отдельными витаминами.
  • Пищевые извращения и религиозные запреты, налагаемые на потребление ряда продуктов у некоторых народностей.
  • Анорексия, в том числе нервная анорексия.

II. Угнетение роста нормальной кишечной микрофлоры, продуцирующей ряд витаминов.

  • Болезни желудочно-кишечного тракта.
  • Нерациональная химиотерапия.

III. Нарушения ассимиляции и метаболизма витаминов.

    Нарушения всасывания витаминов в желудочно-кишечном тракте:

– поражение гепатобилиарной системы;

– конкурентные отношения с абсорбцией других витаминов и нутриентов;

– врожденные дефекты и (или) незрелость транспортных и ферментных механизмов абсорбции витаминов.

  • Утилизация поступающих с пищей витаминов кишечными паразитами и патогенной кишечной микрофлорой.
  • Нарушение нормального метаболизма витаминов и образования их биологически активных форм:

    – приобретенные заболевания, действие инфекционных агентов.

    Нарушения образования транспортных форм витаминов:

    – вследствие незрелости метаболических процессов (недоношенность и др.);

  • Антивитаминные эффекты лекарственных веществ и других ксенобиотиков.
    1. Спиричев В. Б. Современные представления о роли витаминов в питании. Методы оценки и контроля витаминной обеспеченности населения. М.: МОИП, 1984. С. 1–26.
    2. Present knowledge in nutrition — ILSI Press , Wash., DC, 1996, 109-236, 7th-ed by Ziegler E., Filer L. J.
    3. Конь И. Я., Покровский А. А. Значение витаминов в питании здоровых и больных людей: Справочник по диетологии. М., 1992. С. 30–42.
    4. Schwarz K. B. Vitamins in: Nutrition in pediatrics — ed. by Walker, Walkins, Decker, Ins. Pabl., Hamilton L. 1997, 115–136.
    5. Handbook of vitamins, 2-nd ed., ed by Macklin L., Dekker, N-Y, 420 p.
    6. Complete book of vitamins and minerals ed. by McDonald A. et al., Public. Int., 1993, 384 p.
    7. Конь И. Я. Проблемы взаимодействия витамина А и ксенобиотиков // Вестник АМН СССР. 1986. № 12. С. 22–38.
    8. Спиричев В. Б., Конь И. Я. Биологическая роль жирорастворимых витаминов // Итоги науки и техники. Серия «Физиология человека и животных». 1989. Т. 37. 220 с.
    9. Конь И. Я., Тоболева М. А., Димитриева С. А. Дефицит витаминов у детей: основные причины, формы и пути профилактики у детей раннего и дошкольного возраста // Вопросы современной педиатрии. 2002. Т. 1. № 2. С. 62–67.

    И. Я. Конь, доктор медицинских наук, профессор
    Н. М. Шилина, кандидат биологических наук
    НИИ питания РАМН, Москва

    Источник

    Читайте также:  Витамины при беременности отдельно

    Про здоровье и витамины © 2022
    Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

    Adblock
    detector