Меню

Витамины любви для ребенка

Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная

Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.

Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарст­венным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).

Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функ­ций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.

Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психо­эмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.

Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).

Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.

Читайте также:  Развитие речи витамины младшая группа

Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.

Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.

Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.

Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.

Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.

Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим дейст­вием.

Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.

Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.

Имеются сведения, что мята переч­ная (в виде эфирного масла) способ­ствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное дейст­вие.

Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.

Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семей­ства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.

Основные действующие вещества мяты лимонной:

  • компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
  • гераниол;
  • линалоол;
  • нераль;
  • кариофиллен;
  • терпеноиды;
  • глюкозиды эвгенола;
  • бензиловый спирт;
  • фенолкарбоновые кислоты и др.

Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.

В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.

Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.

Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).

Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).

Читайте также:  Признаки избытка витамина с у ребенка

Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.

Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.

Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсут­ствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в дет­ском возрасте.

Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.

В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функ­ций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва

Источник

5 витаминов и БАД для школьников

5 витаминов и БАД для школьников

Безусловно, надо пересмотреть и питание ребенка. Ведь движения и игры отошли на второй план, а впереди статическое нахождение за партой до 5 часов в день. Какие же акценты следует расставить, чтобы питание школьника было здоровым.

    Рацион должен быть сбалансирован и учитывать все необходимые макро- и микронутриенты, а также покрывать энергозатраты ребенка в течение дня. Соотношение БЖУ должно составлять 1:1:3 в младшем возрасте, 1:1:4 в старшем (в процентном соотношении от калорийности 10-15%, 30-32%. 55-60% соответственно). При этом белковой пищи животного происхождения должно быть не менее 60%. Сладкая составляющая не более 10% рациона (шоколад, выпечка, конфеты). И, конечно, правильные жиры с высоким содержанием полиненасыщенных жирных кислот и крупы твердых сортов.

Важно, чтобы режим питания ребенка был регулярным. Рекомендованное распределение в течение дня:
Завтрак 20-25%,
Второй завтрак 5%
Обед 30-35%
Полдник 10-15%
Ужин 20-25%

Ежедневно, согласно рекомендациям ВОЗ, следует употреблять молочные продукты (молоко, йогурты, сыры) и не менее 5 порций различных овощей и фруктов.

  • Стараемся максимально ограничивать:
    • Продукты, содержащие пищевые красители
    • Не сезонные овощи и фрукты
    • Сахар, белый хлеб, манную крупу
    • Сладкую газировку
    • ФастФуд
    • Магазинные соусы промышленного производства
    • Блюда, приготовленные во фритюре
    • Пакетированные соки
    • Маргарин, спред
    • Жвачки, леденцы, ириски
    Читайте также:  Витамины лекарства суставов связок
  • Помимо рациона важно так же не забывать уделять внимание витаминно – минеральной поддержке.
    Предлагаю сегодня направить фокус и подобрать необходимый витаминно-минеральный комплекс для детей 7-12 лет.

    Прежде всего необходимо уделить внимание иммунной системе школьника, подвергшейся высоким нагрузкам и восполнить баланс витаминов С, А, Д и Е, отвечающих за защиту от атаки вирусов и бактерий.

    Особенно хочется выделить витамин Д, который в настоящее время рассматривается, как про-гормон, вырабатываемый холестерином под воздействием солнца – «витаминный гормон». Он способствует не только поддержанию иммунитета, но и участвует в развитие костно- мышечной системы растущего организма ребенка, развитие нервной системы, нормализации эмоционального фона и полноценного сна, выработке серотонина для поддержания хорошего настроения.

    Повышенная нагрузка на когнитивные функции требует прием таких важных нутриентов, как Омега-3, йод и витамины группы В.

    Омега-3 является незаменимой аминокислотой, которую наш организм не способен производить самостоятельно, поэтому пополнить запасы возможно или при помощи еды (жирные сорта рыбы, растительные масла) или дополнительным приемом препаратов. Недостаток Омега-3 может отражаться на концентрации внимания, умственной активности, снижение памяти.

    Дефицит йода крайне опасен для растущего организма, так как оказывает серьезное влияние на функционирование нервной системы и умственное развитие.
    В результате недостатка йода может наблюдаться задержка физического развития, склонность к хроническим заболеваниям, снижение физических и интеллектуальных способностей.
    У многих детей, которые проживают в регионах с йоддефицитом, не имеющих признаков эндемического кретинизма, наблюдается снижение интеллектуального развития и моторные отклонения по сравнению со сверстниками, получающими достаточную донацию йода.

    Витамины группы В

    Витамины группы В способствуют развитию мозга, стимулируют умственную деятельность, увеличивают способность к обучению, благоприятно воздействуют на память и внимание, приводят в норму психоэмоциональный баланс. Необходимо так же помнить о важности таких минералов, как магний, железо и цинк, которые препятствуют развитию сильного переутомления, сонливости, защищают от стрессов, поддерживают процессы роста тела, участвуют в тканевом дыхании, повышают эффективность витаминов группы В.

    При выборе витаминно-минерального комплекса для ребенка следует учитывать:

    • Возраст
    • Особенности развития
    • Общую физическую и умственную нагрузку

    Отдельно хочется отметить, что витаминный профицит так же негативно сказывается на детском организме, как и дефицит, поэтому тщательно соблюдайте требуемую дозировку.

    Мы подготовили для вас обзор лучших препаратов, которые вы всегда можете приобрести на нашей онлайн площадке «Фитомаркет»:

    • И начать мы бы хотели с комплексной формулы мультивитаминов и минералов со вкусом тропических фруктов Кангавитес от компании Солгар. Эта инновационная формула обогащена витаминами С, Д, йодом, витаминами группы В, фолиевой кислотой, кальцием, магнием, биотином. Так же в их составе представлены: соевый лецитин, хром, селен, комплекс биофлавоноидов, экстракт брокколи, красной свеклы, абрикосов, яблок, клубники и шиповника.

    Данный комплекс удовлетворяет суточную потребность в минералах и витаминах растущего организма, стимулирует рост и развитие, улучшает память и мозговые функции.

    • Линейка витаминов Бэби формула Мишки Эвалар разработанная специально под потребности детей старше 3х лет. Благодаря многообразию формул позволяет выбрать комплекс витаминов именно для вашего ребенка.

    9 витаминов + йод и холин

    • Обогащает организм витаминами и минералами.
    • Обладает общеукрепляющим действием.
    • Способствует улучшению памяти, внимания и интеллектуальному развитию ребенка.
    • Помогает поддержать организм ребенка в период адаптации в детском саду, школе.

    Формула Иммунитет является первыми детскими витаминами с бузиной в форме мармеладных мишек!

    Бузина + облепиха + витамины и цинк

    • Обладает иммуностимулирующим действием
    • Способствует повышению защитных сил организма, поддержанию активности иммунной системы, снижению риска развития простудных заболеваний.

    Источник

    Adblock
    detector