Роль витаминов в укреплении здоровья
Современная медицина считает, что на 85% состояние нашего здоровья зависит от питания, но не просто от употребления любой пищи, а от витаминизированной пищи.
Витамины – важный пищевой фактор, они необходимы человеку не из-за своей энергетической ценности, а из-за способности регулировать течение химических реакций в организме.
Физиологическая потребность здоровых людей в витаминах меняется в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности, традиций национальной кухни, климатических условий и т.п.
Что представляют из себя витамины, источники их происхождения и свойства
Витамины (лат. vita жизнь+амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для нормальной жизнедеятельности и обладающие высокой биологической активностью.
Источниками витаминов для человека являются различные продукты питания растительного и животного происхождения. Некоторые витамины частично образуются в организме, при участии микробов, обитающих в толстой кишке.
Сегодня известно около 20 витаминов. Основные из них: В1, В2, В6, В12, РР, С, А, D, Е, К, (витамины обозначаются буквами латинского алфавита), фолиевая кислота, пантотеновая кислота, биотин и другие.
Витамины можно разделить на 3 группы.
В первую входят витамины группы В: В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота, пантотеновая кислота, РР, биотин. Эти витамины в качестве коферментов участвуют в углеводном, энергетическом обмене.
Вторую группу формируют витамины-биоантиоксиданты, которые нейтрализуют активную форму кислорода. Это витамин С, который действует в водных фазах организма: в сыворотке, в слезной жидкости, в жидкости, выстилающей легкие. Витамин Е, находящийся в оболочке клеток, которая тоже сильно подвержена повреждающему действию кислорода. В эту же группу входят каратиноиды, в частности бета-каротин.
Третья группа – это прогормоны – витамины, из которых образуются гормоны. В их числе витамин А, D.
Деление витаминов по химической природе
По своей химической природе все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.
Водорастворимые витамины — это витамин С и витамины группы В. Они не накапливаются в организме и выводятся из него через несколько дней, поэтому их нужно применять ежедневно. Богатый источник этих витаминов — фрукты, ягоды, овощи и зелень, пивные дрожжи и проростки злаковых.
Жирорастворимые витамины — А, D, Е и К. Они накапливаются в печени и жировой ткани, поэтому сохраняются в организме в течение более длительного времени. Источник жирорастворимых витаминов — рыбий жир, масло, сливки, икра осетровых, а также некоторые овощи.
Витамины могут быть натуральными (содержащимися в пище) и синтетическими.
Натуральные витамины наиболее предпочтительны, так как продукты питания содержат еще и ферменты, волокна и другие элементы, облегчающие их усвоение.
Содержание витаминов в рационе питания неизбежно снижается в зимние и весенние месяцы. Замораживание продуктов уменьшает концентрацию витаминов в пище. Хранение на свету губительно для витаминов Е и А, контакт с кислородом не приемлем для витамина В6.
Синтетические витамины соответствуют по своему химическому составу натуральным, и могут восполнить дефицит отдельного витамина в организме, но не содержат других необходимых питательных веществ.
В периоды выздоровления, при усиленной физической нагрузке натуральных витаминов бывает недостаточно и необходимо принимать синтетические витаминные добавки. Потребность в витамине А возрастает летом, при загаре на солнце, а потребность в витаминах С, группы В, Б, Е, фолиевой кислоте, резко растет в зимнее и, особенно, в весеннее время, в период повышенной заболеваемости простудными заболеваниями.
Основные виды витаминов и их воздействие на организм
Название витамина (суточная потребность)
Функции в организме
а) жирорастворимые витамины
Нейтрализует некоторые отрицательно влияющие на наш организм окислительные реакции, которые часто приводят к возникновению опухолевых процессов.
Печень, рыбий жир, яйца, сливочное масло, молоко
Участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Его называют «антирахитическим» для детей. Взрослых он предохраняет от переломов и размягчения костей.
Рыбий жир, яйца, печень, сливочное масло
Обеспечивает нормальное поглощение кислорода и препятствует процессам окисления в организме. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.
Растительные нерафинированные масла, орехи, семечки, рыбий жир
приблизительно 70 – 140 мкг
Необходим для синтеза в печени протромбина — одного из факторов свертывания крови.
Морковь, свекла, бобовые овощи, пшеница, овес, белокачанная и цветная капуста, томаты, тыква, свиная печень
б) водорастворимые витамины
Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене и помогает при лечении кожных заболеваний.
Печень, орехи, ржаной хлеб грубого помола, зеленый горошек, дрожжи, молоко, печень
Один из важнейших водорастворимых витаминов, относящихся к ростовым факторам. В большой степени определяет физическое развитие, роста и воссоздания разрушающихся тканей.
Молочные продукты, яйца, зерновые продукты, рыба
РР (никотиновая кислота, ниацин)
Повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы, нормализует работу печени.
Непросеянные злаки, мясо, рыба, бобовые
Играет немаловажную роль в жировом обмене. Необходим для образования жирных кислот и холестерина.
В больших количествах в злаковых бобовых, а также в продуктах животного происхождения
Необходим для гликогенолиза (процесса анаэробного (при отсутствии кислорода) ферментативного распада гликогена в тканях).
Мясо, яйца, рыба, непросеянные злаки, молоко, творог, сыр, гречневая и овсяная крупы
200 мгг, для беременных 400 – 600 мкг
Необходим для нормального образования клеток красного роста крови (эритроцитов).
Отруби, зеленые овощи, бобовые, некоторые фрукты
Участвует в метаболизме, (совокупность всех химических и физических изменений в организме человека) жиров.
Входит в состав некоторых биологически активных соединений
Необходим для нормального образования клеток красного роста крови (эритроцитов).
Печень, сыр, яйца, молоко, мясо, рыба
Нужен для оптимального течения многих жизненно важных процессов обмена веществ в организме, обеспечивает нормальное состояние соединительной ткани, обусловливающей эластичность и прочность кровеносных сосудов, повышает устойчивость к заболеваниям, холоду и многим другим неблагоприятным факторам окружающей среды.
Ягоды, фрукты, овощи
К чему приводит недостаток витаминов
Высокая психоэмоциональная нагрузка, ухудшение экологической обстановки, повышенный радиационный фон, нарушение культуры питания, бесконтрольное применение лекарств, преобладание искусственного вскармливания детей — факторы, способствующие развитию витаминной недостаточности.
При недостаточном поступлении витаминов в организм развивается гиповитаминоз, в тяжелых случаях — авитаминоз с характерными для каждого витамина симптомами. Гиповитаминоз — это проблема современного питания
При отсутствии или недостатке необходимых витаминов возможности нашего тела выделять из пищи и использовать питательные вещества ослабевают.
Бесконтрольное применение витаминов в больших дозах может привести к интоксикации организма с развитием гипервитаминоза, вызвать аллергическую реакцию.
Последствия недостаточного потребления витаминов для здоровья
Недостаточное потребление витаминов наносит существенный ущерб здоровью , повышает детскую смертность, отрицательно сказывается на росте и развитии детей, снижает физическую и умственную работоспособность, сопративляемость различным заболеваниям, усиливает отрицательное воздействие на организм неблагоприятных экологических условий, вредных факторов производства, нервно-эмоционального напряжения и стресса, повышает профессиональный травматизм, чувствительность организма к воздействию радиации, сокращает продолжительность активной трудоспособной жизни.
Дефицит витаминов антиоксидантов: аскорбиновой кислоты (витамина С), токоферолов (витамина Е) и каратиноидов — является одним из факторов, повышающих риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Поэтому каждому человеку необходимо внимательно относиться к своему здоровью, своевременно реагировать на малейшие недуги, «подпитывать» организм необходимыми витаминами и не допускать авитаминоза.
Источник
Роль витаминов в укреплении здоровья
Современная медицина считает, что на 85% состояние нашего здоровья зависит от питания, но не просто от употребления любой пищи, а от витаминизированной пищи.
Витамины – важный пищевой фактор, они необходимы человеку не из-за своей энергетической ценности, а из-за способности регулировать течение химических реакций в организме.
Физиологическая потребность здоровых людей в витаминах меняется в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности, традиций национальной кухни, климатических условий и т.п.
Что представляют из себя витамины, источники их происхождения и свойства
Витамины (лат. vita жизнь+амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для нормальной жизнедеятельности и обладающие высокой биологической активностью.
Источниками витаминов для человека являются различные продукты питания растительного и животного происхождения. Некоторые витамины частично образуются в организме, при участии микробов, обитающих в толстой кишке.
Сегодня известно около 20 витаминов. Основные из них: В1, В2, В6, В12, РР, С, А, D, Е, К, (витамины обозначаются буквами латинского алфавита), фолиевая кислота, пантотеновая кислота, биотин и другие.
Витамины можно разделить на 3 группы.
В первую входят витамины группы В: В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота, пантотеновая кислота, РР, биотин. Эти витамины в качестве коферментов участвуют в углеводном, энергетическом обмене.
Вторую группу формируют витамины-биоантиоксиданты, которые нейтрализуют активную форму кислорода. Это витамин С, который действует в водных фазах организма: в сыворотке, в слезной жидкости, в жидкости, выстилающей легкие. Витамин Е, находящийся в оболочке клеток, которая тоже сильно подвержена повреждающему действию кислорода. В эту же группу входят каратиноиды, в частности бета-каротин.
Третья группа – это прогормоны – витамины, из которых образуются гормоны. В их числе витамин А, D.
Деление витаминов по химической природе
По своей химической природе все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.
Водорастворимые витамины — это витамин С и витамины группы В. Они не накапливаются в организме и выводятся из него через несколько дней, поэтому их нужно применять ежедневно. Богатый источник этих витаминов — фрукты, ягоды, овощи и зелень, пивные дрожжи и проростки злаковых.
Жирорастворимые витамины — А, D, Е и К. Они накапливаются в печени и жировой ткани, поэтому сохраняются в организме в течение более длительного времени. Источник жирорастворимых витаминов -рыбий жир, масло, сливки, икра осетровых, а также некоторые овощи.
Витамины могут быть натуральными (содержащимися в пище) и синтетическими.
Натуральные витамины наиболее предпочтительны, так как продукты питания содержат еще и ферменты, волокна и другие элементы, облегчающие их усвоение.
Содержание витаминов в рационе питания неизбежно снижается в зимние и весенние месяцы. Замораживание продуктов уменьшает концентрацию витаминов в пище. Хранение на свету губительно для витаминов Е и А, контакт с кислородом не приемлем для витамина В6.
Синтетические витамины соответствуют по своему химическому составу натуральным, и могут восполнить дефицит отдельного витамина в организме, но не содержат других необходимых питательных веществ.
В периоды выздоровления, при усиленной физической нагрузке натуральных витаминов бывает недостаточно и необходимо принимать синтетические витаминные добавки. Потребность в витамине А возрастает летом, при загаре на солнце, а потребность в витаминах С, группы В, Б, Е, фолиевой кислоте, резко растет в зимнее и, особенно, в весеннее время, в период повышенной заболеваемости простудными заболеваниями.
Основные виды витаминов и их воздействие на организм
Источник
Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»
Ольга Дейнекина
Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»
«Лэпбук. «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья»
Цель: дать больше информации о витаминах, их классификации и значении для здоровья человека.
-сформировать общее представление об истории открытия витаминов;
— познакомить обучающихся с важнейшими представителями витаминов и их квалификацией;
— показать значение витаминов для здоровья человека;
— сравнить природные и искусственные витамины;
— раскрыть значимость продуктов питания по содержанию витаминов.
Витамины полезны, это знает каждый. Но в том какие должны быть ежедневные дозы, как правильно принимать витамины, на сколько полезны натуральные продукты и витаминные препараты у многих нет точной информации. Так какие же выбрать? Думать, что натуральные лучше чем синтетические, это неправильно. Специалисты утверждают, что нужны и те и другие. А что же выбирают наши обучающиеся?
Каждому человеку для поддержании здоровья необходимы витамины. Существует огромное количество витаминов. И каждый витамин отвечает за определенную функцию в системе нашего организма.
— витамины имеют большое значение для организма человека, особенно для растущего, защищают организм от инфекционных заболеваний, регулируют обмен веществ и помогают правильному росту и развитию молодого организма;
— чтобы в организм попадало достаточное количество витаминов — пища должна быть разнообразной;
— поливитаминные препараты необходимо принимать в период роста, во время и после болезни, при большой физической и умственной нагрузке;
чество витаминов должно соответствовать возрасту. Их недостаток или переизбыток уменьшает устойчивость к простудным заболеваниям, способствует развитию серьезных болезней, снижает физическую и умственную работоспособность.
1. Классификация витаминов.
2. Виды витаминов.
3. Витамины круглый год.
6. Интересные факты.
1. Значение витаминов в питании школьников.
2. Виды каш, описание содержания витаминов, значимость каждой каши для организма человека.
3. Правильное питание детей.
1. Стихи о витаминах.
2. Игры. Викторины.
3. Игра «Собери картинку».
Вот вам морковка
И огурчик крепкий,
На рядах капусты
Кочаны жмутся густо
В листьях лохматых,
Вот горошек сладкий,
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народ
Населил наш огород!
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Зреют дружно — молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
«Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут».
Буду делать я салат…
Буду делать я салат,
Накрошу в большую миску
Огурцы, порей, шпинат,
Помидоры и редиску.
Мелко порублю укроп,
И заправлю все сметаной.
Витаминами я впрок
Запасаться не устану.
Стала тыква нас просить:
Жарко! Дайте нам попит!
Мы достали быстро лейку
И полили всю семейку:
Чтобы крепли молодцы —
Кабачки и огурцы,
— Вот спасибо вам, друзья!
Напилась моя семья!
Словно в заячьей столовой
На полянке- пень сосновый,
На пеньке стоит обед
И чего там только нет
И капуста,и картошка,
Горка свежего горошка.
И петрушечки немножко.
Травка сладкая горой,
По морковочки одной.
Ведь морковка с грядки
В огороде много гряд
Есть и репа, и салат.
Тут и свекла, и горох
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород
Нас прокормит целый год!
Летом огород- что город!
В нём –сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем
«Спасибо, осень!» скажем.
Как хорош он, летний сад,
Фруктами всегда богат.
Вишен стройных целый ряд —
Рубином ягоды горят.
Рядом здесь растёт и слива,
Плодами сочными красива.
Груш и яблок аромат,
Съесть одно бы каждый рад.
Ваза с фруктами
Высокая ваза стоит на столе.
Играют лучи в голубом хрустале.
Положим мы в вазу душистый банан
Подарок далеких тропических стран.
Добавим лимон, апельсин, мандарин.
И после обеда мы фрукты съедим!
В огороде нашем
Нет редиски краше.
Как сочна, красна, кругла,
Не смотрите, что мала.
Репка тоже удалась,
Желтым солнышком зажглась.
Ну а разве плох лучок,
В ста одежках старичок?
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.
Материал: настоящие фрукты и овощи, мешочек.
Игровые правила: В мешочек положить фрукты и овощи, перемешать.
Ход игры. Желающий ребенок подходит к мешочку, опускает руку и нащупывает там какой-либо объект (фрукт или овощ). Далее, не вынимая этот предмет пытается догадаться, что именно он нащупал, используя при этом только тактильные ощущения.
Игра «Подбери одежку»
Цель: формировать у детей представления об овощах и фруктах (форма, цвет, развивать речь, мышление, восприятие.
Материалы: разноцветные карточки, соответствующие тем или иным цветам фруктов и овощей, трафареты фруктов и овощей.
Ребенку дают трафарет (фрукт или овощ, спрашивают, на что похоже это контурное изображение и предлагают найти для него «одежку», т. е. представить этот фрукт (овощ) в реальности и подобрать характерный для него цвет. Приложить трафарет к выбранной карточке, показать результаты и озвучить свой выбор.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Задачи. • Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, пространственновременные, логические связи.
• Развивать зрительное восприятие.
• Развивать монологическую и диалогическую речь.
Материалы: карточки с изображением четырех объектов, один из которых не подходит под общую классификацию.
Задание детям: найти и назвать лишний предмет, объяснить, почему лишний.
Игра «Отгадай по вкусу, запаху»
Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, развивать сенсорные навыки, вкусовые ориентиры, развивать образное мышление,речь Материалы: вымытые фрукты и овощи, разложенные на подносе, нож, салфетки
Игровые правила: дети сидят полукругом возле подноса с овощами и фруктами. Ведущий предлагает детям узнать по запаху или вкусу тот или иной овощ или фрукт. Вызывается желающий, ему завязывают глаза. Ведущий при всех отрезает кусочек от чего-либо, лежащего на подносе. Ребенку дают сначала понюхать этот кусочек. Если по запаху узнать фрукт (овощ) не удается, то дают попробовать. Ребенок должен назвать то, что это было.
1. Какой овощ называют вторым хлебом? (Картофель).
2. Что такое меню? (Список блюд)
3. При помощи чего мы ощущаем разный вкус? (Языка).
4. Что надо есть перед трудным уроком – шоколад или колбасу? (Шоколад).
5. Какие ягоды созревают под снегом? (Клюква).
6. Какую кашу можно сварить из пшена? (Пшённую).
7. Прибор для резки хлеба? (Нож)
8. Как называется сушёный виноград? (Изюм).
9. Что такое эскимо? (Мороженое на палочке).
10. Когда лучше есть жирную пищу – зимой или летом? (Зимой)
11. Какие овощи надо есть, чтобы не простудиться? (Чеснок, лук).
12. А что ещё необходимо человеку кроме пищи? (Вода).
13. Какую воду лучше пить? (Кипячёную, очищенную).
14. Сколько жидкости в день должен выпивать человек? (2 литра).
15. Какую кашу можно сварить из гречки? (Гречневую).
16. Арбуз – это ягода или фрукт? (Ягода).
17. Как называется утренний приём пищи? (Завтрак).
18. Что называют лесным мясом? (Грибы).
19. На чём растут финики? (На пальме
1 конкурс «Овощи с грядки»
Овощи – это очень полезные продукты, которые необходимы каждому человеку для защиты иммунитета и хорошего здоровья, особенно они важны для растущего детского организма.
1. Какой овощ очень полезен для зрения?
2. Какой овощ называют вторым хлебом?
3. В каком овоще больше всего витамина С?
• В сладком красном перце
4. Какое название ещё имеет помидор?
5. Этот овощ в зеленых стручках, любимое детское лакомство на дачной грядке
6. Один из самых крупных овощей
2конкурс «Витаминная семейка»
Витамины «оживляют» белки, жиры и углеводы, обеспечивают их функции. Они помогают организму расти и развиваться. Без них белки, жиры и углеводы балласт.
1. Какой витамин получает человек, загорая на солнышке?
• Витамин Д
• Витамин С
• Витамин А
2. В каких продуктах содержится витамин С?
• Шиповник, лимон, капуста
• Огурец, горох, картофель
• Яблоко, груша, ананас
3. Какой витамин называется «витамином роста»?
• Витамин С
• Витамин Е
• Витамин А
4. При нехватке какого витамина шелушится кожа?
• Витамин Д
• Витамин В
• Витамин А
5. Основной источник витаминов – это…
6. В каких продуктах содержится витамин Е?
• Яйца, орехи, молочные продукты, растительные масла
3 конкурс «Каша – радость наша»
Каши – это очень полезные, питательные, вкусные и необходимые продуты питания, которые дети должны употреблять каждый день на завтрак. Доказано, что все каши полезны для детей.Каждая из круп содержит уникальный комплекс необходимых веществ: растительные белки и углеводы, минеральные вещества, витамины группы В.
1. Кашу не испортишь.
2. Как называется каша, сваренная из смеси нескольких круп?
3. Какую кашу называют кашей красоты?
4. Какая каша улучшает состояние зубов и дёсен?
5. Какую кашу называют «жемчужной»?
6. Какая каша самая калорийная? Также в этой каше присутствуют витамины В1, В2, минерал калий.
«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.
Фотоотчет о проекте «Витамины в жизни человека» В поисках витаминов и их роли в жизни человека, дети старшего возраста и их родители проделали огромную работу! Витамины нашли, и укрепили.
Фотоотчёт «День витаминов» в рамках недели здоровья в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни через употребление полезных продуктов. Задачи:.
Фотоотчёт о детских рисунках старших дошкольников по теме «Полезные продукты для человека. Витамины» Цель:Формирование умений изображать фрукты в вазе по памяти. Задачи:Расширять знания о пользе фруктов для организма человека. Закреплять.
Лэпбук «Здоровые зубы — залог здоровья» Лепбук » ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ- ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»Цель:убедить детей в необходимости беречь зубы. Задачи:углубить знания воспитанников о строении зуба.
Лэпбук «Город Здоровья» Сейчас стало модным делать многофункциональное пособие под названием лэпбук. Я решила не отставать от коллег и попробовала сделать свой.
Лэпбук «Вода». Знакомим детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями и значением ее для человека и природы Лэпбук «Вода»Изготовила воспитатель Белышева Екатерина Сергеевна. Лэпбук в игровой форме познакомит детей с круговоротом воды в природе,.
Лэпбук «Витамины» Лэпбук «Витамины» Задачи: — Помочь детям систематизировать информацию по теме «Витамины» — Дать конкретный пример оформления игр, ребусов,.
Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.
Проект «Витамины в жизни человека» Проект «Витамины в жизни человека» Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта: Краткосрочный 2 недели Участники.
Источник