Роль витаминов в укреплении здоровья
Современная медицина считает, что на 85% состояние нашего здоровья зависит от питания, но не просто от употребления любой пищи, а от витаминизированной пищи.
Витамины – важный пищевой фактор, они необходимы человеку не из-за своей энергетической ценности, а из-за способности регулировать течение химических реакций в организме.
Физиологическая потребность здоровых людей в витаминах меняется в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности, традиций национальной кухни, климатических условий и т.п.
Что представляют из себя витамины, источники их происхождения и свойства
Витамины (лат. vita жизнь+амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для нормальной жизнедеятельности и обладающие высокой биологической активностью.
Источниками витаминов для человека являются различные продукты питания растительного и животного происхождения. Некоторые витамины частично образуются в организме, при участии микробов, обитающих в толстой кишке.
Сегодня известно около 20 витаминов. Основные из них: В1, В2, В6, В12, РР, С, А, D, Е, К, (витамины обозначаются буквами латинского алфавита), фолиевая кислота, пантотеновая кислота, биотин и другие.
Витамины можно разделить на 3 группы.
В первую входят витамины группы В: В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота, пантотеновая кислота, РР, биотин. Эти витамины в качестве коферментов участвуют в углеводном, энергетическом обмене.
Вторую группу формируют витамины-биоантиоксиданты, которые нейтрализуют активную форму кислорода. Это витамин С, который действует в водных фазах организма: в сыворотке, в слезной жидкости, в жидкости, выстилающей легкие. Витамин Е, находящийся в оболочке клеток, которая тоже сильно подвержена повреждающему действию кислорода. В эту же группу входят каратиноиды, в частности бета-каротин.
Третья группа – это прогормоны – витамины, из которых образуются гормоны. В их числе витамин А, D.
Деление витаминов по химической природе
По своей химической природе все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.
Водорастворимые витамины — это витамин С и витамины группы В. Они не накапливаются в организме и выводятся из него через несколько дней, поэтому их нужно применять ежедневно. Богатый источник этих витаминов — фрукты, ягоды, овощи и зелень, пивные дрожжи и проростки злаковых.
Жирорастворимые витамины — А, D, Е и К. Они накапливаются в печени и жировой ткани, поэтому сохраняются в организме в течение более длительного времени. Источник жирорастворимых витаминов — рыбий жир, масло, сливки, икра осетровых, а также некоторые овощи.
Витамины могут быть натуральными (содержащимися в пище) и синтетическими.
Натуральные витамины наиболее предпочтительны, так как продукты питания содержат еще и ферменты, волокна и другие элементы, облегчающие их усвоение.
Содержание витаминов в рационе питания неизбежно снижается в зимние и весенние месяцы. Замораживание продуктов уменьшает концентрацию витаминов в пище. Хранение на свету губительно для витаминов Е и А, контакт с кислородом не приемлем для витамина В6.
Синтетические витамины соответствуют по своему химическому составу натуральным, и могут восполнить дефицит отдельного витамина в организме, но не содержат других необходимых питательных веществ.
В периоды выздоровления, при усиленной физической нагрузке натуральных витаминов бывает недостаточно и необходимо принимать синтетические витаминные добавки. Потребность в витамине А возрастает летом, при загаре на солнце, а потребность в витаминах С, группы В, Б, Е, фолиевой кислоте, резко растет в зимнее и, особенно, в весеннее время, в период повышенной заболеваемости простудными заболеваниями.
Основные виды витаминов и их воздействие на организм
Название витамина (суточная потребность)
Функции в организме
а) жирорастворимые витамины
Нейтрализует некоторые отрицательно влияющие на наш организм окислительные реакции, которые часто приводят к возникновению опухолевых процессов.
Печень, рыбий жир, яйца, сливочное масло, молоко
Участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Его называют «антирахитическим» для детей. Взрослых он предохраняет от переломов и размягчения костей.
Рыбий жир, яйца, печень, сливочное масло
Обеспечивает нормальное поглощение кислорода и препятствует процессам окисления в организме. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.
Растительные нерафинированные масла, орехи, семечки, рыбий жир
приблизительно 70 – 140 мкг
Необходим для синтеза в печени протромбина — одного из факторов свертывания крови.
Морковь, свекла, бобовые овощи, пшеница, овес, белокачанная и цветная капуста, томаты, тыква, свиная печень
б) водорастворимые витамины
Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене и помогает при лечении кожных заболеваний.
Печень, орехи, ржаной хлеб грубого помола, зеленый горошек, дрожжи, молоко, печень
Один из важнейших водорастворимых витаминов, относящихся к ростовым факторам. В большой степени определяет физическое развитие, роста и воссоздания разрушающихся тканей.
Молочные продукты, яйца, зерновые продукты, рыба
РР (никотиновая кислота, ниацин)
Повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы, нормализует работу печени.
Непросеянные злаки, мясо, рыба, бобовые
Играет немаловажную роль в жировом обмене. Необходим для образования жирных кислот и холестерина.
В больших количествах в злаковых бобовых, а также в продуктах животного происхождения
Необходим для гликогенолиза (процесса анаэробного (при отсутствии кислорода) ферментативного распада гликогена в тканях).
Мясо, яйца, рыба, непросеянные злаки, молоко, творог, сыр, гречневая и овсяная крупы
200 мгг, для беременных 400 – 600 мкг
Необходим для нормального образования клеток красного роста крови (эритроцитов).
Отруби, зеленые овощи, бобовые, некоторые фрукты
Участвует в метаболизме, (совокупность всех химических и физических изменений в организме человека) жиров.
Входит в состав некоторых биологически активных соединений
Необходим для нормального образования клеток красного роста крови (эритроцитов).
Печень, сыр, яйца, молоко, мясо, рыба
Нужен для оптимального течения многих жизненно важных процессов обмена веществ в организме, обеспечивает нормальное состояние соединительной ткани, обусловливающей эластичность и прочность кровеносных сосудов, повышает устойчивость к заболеваниям, холоду и многим другим неблагоприятным факторам окружающей среды.
Ягоды, фрукты, овощи
К чему приводит недостаток витаминов
Высокая психоэмоциональная нагрузка, ухудшение экологической обстановки, повышенный радиационный фон, нарушение культуры питания, бесконтрольное применение лекарств, преобладание искусственного вскармливания детей — факторы, способствующие развитию витаминной недостаточности.
При недостаточном поступлении витаминов в организм развивается гиповитаминоз, в тяжелых случаях — авитаминоз с характерными для каждого витамина симптомами. Гиповитаминоз — это проблема современного питания
При отсутствии или недостатке необходимых витаминов возможности нашего тела выделять из пищи и использовать питательные вещества ослабевают.
Бесконтрольное применение витаминов в больших дозах может привести к интоксикации организма с развитием гипервитаминоза, вызвать аллергическую реакцию.
Последствия недостаточного потребления витаминов для здоровья
Недостаточное потребление витаминов наносит существенный ущерб здоровью , повышает детскую смертность, отрицательно сказывается на росте и развитии детей, снижает физическую и умственную работоспособность, сопративляемость различным заболеваниям, усиливает отрицательное воздействие на организм неблагоприятных экологических условий, вредных факторов производства, нервно-эмоционального напряжения и стресса, повышает профессиональный травматизм, чувствительность организма к воздействию радиации, сокращает продолжительность активной трудоспособной жизни.
Дефицит витаминов антиоксидантов: аскорбиновой кислоты (витамина С), токоферолов (витамина Е) и каратиноидов — является одним из факторов, повышающих риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Поэтому каждому человеку необходимо внимательно относиться к своему здоровью, своевременно реагировать на малейшие недуги, «подпитывать» организм необходимыми витаминами и не допускать авитаминоза.
Источник
Роль витаминов в здоровом питании
Витамины – это группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания.
Основное их количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике обитающими в нём полезными микроорганизмами, однако в этом случае их бывает не всегда достаточно. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей.
Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.
Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Витамины входят в состав более 100 ферментов, запускающих огромное число реакций, способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают наш организм более устойчивым к болезням.
Витамины делят на две большие группы:
1.Жирорастворимые витамины: A (антиксерофтальмический), D (антирахитический), E (витамин размножения), K (антигеморрагический)
2. Водорастворимые витамины: С (противоцинготный), В1 (антиневритный), В2 (регулятор обменных процессов), В3 (антиневритный, антидерматитный), В5 (антианемический витамин), В6 (антидерматитный), В8 (липотропное и седативное свойства), В12 (антианемический витамин), В15 (пангамовая кислота), В17 (антираковый), PP (антипеллагрический), Р (витамин проницаемости), Н (антисеборейный), N (антиоксидант)
Биологическое действие витаминов в организме человека заключается в активном участии этих веществ в обменных процессах. В обмене белков, жиров и углеводов витамины принимают участие либо непосредственно, либо входя в состав сложных ферментных систем. Витамины участвуют в окислительных процессах, в результате которых из углеводов и жиров образуются многочисленные вещества, используемые организмом, как энергетический и пластический материал. Витамины способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Важную роль играют витамины в поддержании иммунных реакций организма, обеспечивающих его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это имеет существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний.
Витамины смягчают или устраняют неблагоприятное действие на организм человека многих лекарственных препаратов.
Витамины необходимы для синтеза гормонов — особых биологически активных веществ, которые регулируют самые разные функции организма.
Недостаток витаминов сказывается на состоянии отдельных органов и тканей, а также на важнейших функциях: рост, продолжение рода, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма. Длительный недостаток витаминов ведет сначала к снижению трудоспособности, затем к ухудшению здоровья, а в самых крайних, тяжелых случаях это может закончиться смертью.
Получается, что витамины — это вещества, относящиеся к незаменимым факторам питания человека, и имеют огромное значение для жизнедеятельности организма. Они необходимы для гормональной системы и ферментной системы нашего организма. Также регулируют наш обмен веществ, делая организм человека здоровым, бодрым и красивым.
Источник
Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»
Олеся Тулинова
Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»
Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека«.
Название лэпбука «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека».
Цель: расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.
Образовательные: познакомить учащихся с группой продуктов, в которых содержатся витамины, рассказать об их пользе и значении для здоровья человека.
Развивающие: развивать у детей внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;
— формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.
Воспитательные: формировать у детей желание заботится о своем здоровье.
Игра 1. «Помоги выбрать полезные сладости».
Цель: закрепить знания детей о пользе и вреде сладостей.
Задачи: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Материал: кармашек, картинки и изображением продуктов питания.
Ход игры: детям предлагаются карточки с изображениями сладостей (полезные и вредные) дети должны выбрать только полезные.
Игра 2. «Витаминные загадки»
Цель: научить ребёнка заботиться о своём здоровье.
Задачи: закрепить знания о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.
Материал: кармашек, карточки с загадками.
Ход игры: педагог читает загадки, а учащиеся их отгадывают.
Игра 3. Раскраски.
Цель: расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья.
Задачи: закрепить знания о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.
Материал: конверт, карточки с изображением фруктов, овощей, продуктов, которые содержат необходимые витамины для жизнедеятельности человека.
Игра 4. «Будь спокойнее, береги нервы»
Цель: познакомить детей с продуктами, в которых встречаются витамины.
Задачи: закрепить знания детей о пользе продуктов благоприятно влияющих на нервную систему.
Материал: кармашек, карточки с изображениями.
Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки и знакомится с продуктами, которые благоприятно влияют на нервную систему человека.
Игра 5. «Стань умнее, береги мозг»
Цель: познакомить детей с продуктами, в которых встречаются витамины.
Задачи: закрепить знания детей о пользе продуктов, которые питают и развивают мозг.
Материал: кармашек, карточки с изображениями.
Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки и знакомится с продуктами, которые благоприятно влияют на мозг человека.
Игра 6. «Чтобы сердце не шалило»
Цель: познакомить детей с продуктами, в которых встречаются витамины.
Задачи: закрепить знания детей о пользе продуктов благоприятно влияющих на сердце.
Материал: кармашек, карточки с изображениями.
Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки и знакомится с продуктами, которые благоприятно влияют на сердце.
Игра 7. «Пирамида здоровья»
Цель: формирование заботливого отношения к своему здоровью.
Задачи: формировать представление детей о ценности здоровья; закрепить представления детей о видах витаминов и их источников.
Материал: кармашек — конверт, карточки с изображениями продуктов.
Ход игры: на 16 карточках – треугольниках изображены половинки рисунков. Если играют 2 ученика, то треугольники раздают поровну. У кого «вершина» (мед) тот ходит первым, если игроков трое – «вершину» выкладывают на середину стола, остальные треугольники раздают поровну между игроками. Один из участников подставляет к «вершине» свой треугольник так, чтобы половинки рисунка совпали. Если подходящей карточки нет, то ход переходит к следующему игроку. Игроки ходят поочередно, по часовой стрелке. В результате должна получиться пирамида. Выигрывает тот, у кого вперед закончатся треугольники.
Игра 8. «Где живут витамины?»
Цель: формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании.
Задачи: расширять и систематизировать знания детей о правильном питании, о полезных продуктах.
Материал: кармашек — конверт, карточки с изображениями продуктов.
Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки, на которых изображены продукты питания. Участникам игры необходимо рассказать об их полезных свойствах каждого из продуктов.
Игра 9. Кроссворд «Витамины»
Цели: расширить и закрепить знания о влиянии витаминов.
Задачи: закрепить знания о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.
Игра 10. «Выбери полезные продукты»
Цели: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, а какая вредна для организма.
Задачи: расширить знания детей о правильном питании, о полезных продуктах.
Материал: пластиковый кармашек с кнопкой, карточки с изображением продуктов.
Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки, на которых изображены продукты питания. Он должен выбрать из картинок изображения только с полезными продуктами.
Стихотворение. «Про девочку, которая плохо кушала». С. Михалков
Цель: формировать у учащихся основы рационального питания, представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, воспитывать у детей культуру здоровья.
Задачи: способствовать формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания;
— закреплять знания правил здорового образа жизни;
— воспитывать основы культуры питания и здоровья;
-способствовать развитию творческих способностей и логического мышления.
Материал: кармашек – конверт со стихотворением.
Ход: учащийся достает из кармашка стихотворение, читает и обсуждает его вместе с учителем.
Стихотворение: «Однажды хозяйка с базара пришла». Ю. Тувим
Цель: создание условий для развития речи детей по средствам прочтения стихотворения;
— формирование здорового образа жизни.
— закреплять знания детей об овощах, где они растут, их цвете и форме;
— воспитывать основы культуры питания и здоровья,
— развивать речь детей, обогащать словарный запас,
— развивать слуховое и зрительное внимание, память.
Материал: кармашек – конверт со стихотворением.
Ход: учащийся достает из кармашка стихотворение, читает и обсуждает его вместе с учителем.
«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.
Фотоотчет о проекте «Витамины в жизни человека» В поисках витаминов и их роли в жизни человека, дети старшего возраста и их родители проделали огромную работу! Витамины нашли, и укрепили.
Фотоотчёт «День витаминов» в рамках недели здоровья в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни через употребление полезных продуктов. Задачи:.
Фотоотчёт о детских рисунках старших дошкольников по теме «Полезные продукты для человека. Витамины» Цель:Формирование умений изображать фрукты в вазе по памяти. Задачи:Расширять знания о пользе фруктов для организма человека. Закреплять.
Лэпбук «Здоровые зубы — залог здоровья» Лепбук » ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ- ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»Цель:убедить детей в необходимости беречь зубы. Задачи:углубить знания воспитанников о строении зуба.
Лэпбук «Город Здоровья» Сейчас стало модным делать многофункциональное пособие под названием лэпбук. Я решила не отставать от коллег и попробовала сделать свой.
Лэпбук «Вода». Знакомим детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями и значением ее для человека и природы Лэпбук «Вода»Изготовила воспитатель Белышева Екатерина Сергеевна. Лэпбук в игровой форме познакомит детей с круговоротом воды в природе,.
Лэпбук «Витамины» Лэпбук «Витамины» Задачи: — Помочь детям систематизировать информацию по теме «Витамины» — Дать конкретный пример оформления игр, ребусов,.
Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.
Проект «Витамины в жизни человека» Проект «Витамины в жизни человека» Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта: Краткосрочный 2 недели Участники.
Источник