Меню

Витамины их роль сохранении здоровья

Роль витаминов в укреплении здоровья

Современная медицина считает, что на 85% состояние нашего здоровья зависит от питания, но не просто от употребления любой пищи, а от витаминизированной пищи.

Витамины – важный пищевой фактор, они необходимы человеку не из-за своей энергетической ценности, а из-за способности регулировать течение химических реакций в организме.

Физиологическая потребность здоровых людей в витаминах меняется в зависимости от возраста, пола, характера трудовой деятельности, традиций национальной кухни, климатических условий и т.п.

Что представляют из себя витамины, источники их происхождения и свойства

Витамины (лат. vita жизнь+амины) – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для нормальной жизнедеятельности и обладающие высокой биологической активностью.

Источниками витаминов для человека являются различные продукты питания растительного и животного происхождения. Некоторые витамины частично образуются в организме, при участии микробов, обитающих в толстой кишке.

Сегодня известно около 20 витаминов. Основные из них: В1, В2, В6, В12, РР, С, А, D, Е, К, (витамины обозначаются буквами латинского алфавита), фолиевая кислота, пантотеновая кислота, биотин и другие.

Витамины можно разделить на 3 группы.

В первую входят витамины группы В: В1, В2, В6, В12, фолиевая кислота, пантотеновая кислота, РР, биотин. Эти витамины в качестве коферментов участвуют в углеводном, энергетическом обмене.

Вторую группу формируют витамины-биоантиоксиданты, которые нейтрализуют активную форму кислорода. Это витамин С, который действует в водных фазах организма: в сыворотке, в слезной жидкости, в жидкости, выстилающей легкие. Витамин Е, находящийся в оболочке клеток, которая тоже сильно подвержена повреждающему действию кислорода. В эту же группу входят каратиноиды, в частности бета-каротин.

Третья группа – это прогормоны – витамины, из которых образуются гормоны. В их числе витамин А, D.

Деление витаминов по химической природе

По своей химической природе все витамины делятся на водорастворимые и жирорастворимые.

Водорастворимые витамины — это витамин С и витамины группы В. Они не накапливаются в организме и выводятся из него через несколько дней, поэтому их нужно применять ежедневно. Богатый источник этих витаминов — фрукты, ягоды, овощи и зелень, пивные дрожжи и проростки злаковых.

Жирорастворимые витамины — А, D, Е и К. Они накапливаются в печени и жировой ткани, поэтому сохраняются в организме в течение более длительного времени. Источник жирорастворимых витаминов — рыбий жир, масло, сливки, икра осетровых, а также некоторые овощи.

Витамины могут быть натуральными (содержащимися в пище) и синтетическими.

Натуральные витамины наиболее предпочтительны, так как продукты питания содержат еще и ферменты, волокна и другие элементы, облегчающие их усвоение.

Содержание витаминов в рационе питания неизбежно снижается в зимние и весенние месяцы. Замораживание продуктов уменьшает концентрацию витаминов в пище. Хранение на свету губительно для витаминов Е и А, контакт с кислородом не приемлем для витамина В6.

Синтетические витамины соответствуют по своему химическому составу натуральным, и могут восполнить дефицит отдельного витамина в организме, но не содержат других необходимых питательных веществ.

В периоды выздоровления, при усиленной физической нагрузке натуральных витаминов бывает недостаточно и необходимо принимать синтетические витаминные добавки. Потребность в витамине А возрастает летом, при загаре на солнце, а потребность в витаминах С, группы В, Б, Е, фолиевой кислоте, резко растет в зимнее и, особенно, в весеннее время, в период повышенной заболеваемости простудными заболеваниями.

Основные виды витаминов и их воздействие на организм

Название витамина (суточная потребность)

Функции в организме

а) жирорастворимые витамины

Нейтрализует некоторые отрицательно влияющие на наш организм окислительные реакции, которые часто приводят к возникновению опухолевых процессов.

Печень, рыбий жир, яйца, сливочное масло, молоко

Участвует в обмене кальция и фосфора в организме. Его называют «антирахитическим» для детей. Взрослых он предохраняет от переломов и размягчения костей.

Рыбий жир, яйца, печень, сливочное масло

Обеспечивает нормальное поглощение кислорода и препятствует процессам окисления в организме. Необходим для правильного усвоения организмом витаминов всех других групп.

Растительные нерафинированные масла, орехи, семечки, рыбий жир

приблизительно 70 – 140 мкг

Необходим для синтеза в печени протромбина — одного из факторов свертывания крови.

Морковь, свекла, бобовые овощи, пшеница, овес, белокачанная и цветная капуста, томаты, тыква, свиная печень

б) водорастворимые витамины

Важен для правильного функционирования нервной системы, печени, сердца. Участвует в углеводном обмене и помогает при лечении кожных заболеваний.

Печень, орехи, ржаной хлеб грубого помола, зеленый горошек, дрожжи, молоко, печень

Читайте также:  Вред электронной сигареты для здоровья для окружающих

Один из важнейших водорастворимых витаминов, относящихся к ростовым факторам. В большой степени определяет физическое развитие, роста и воссоздания разрушающихся тканей.

Молочные продукты, яйца, зерновые продукты, рыба

РР (никотиновая кислота, ниацин)

Повышает использование в организме растительных белков, нормализует секреторную и двигательную функции желудка, улучшает секрецию и состав сока поджелудочной железы, нормализует работу печени.

Непросеянные злаки, мясо, рыба, бобовые

Играет немаловажную роль в жировом обмене. Необходим для образования жирных кислот и холестерина.

В больших количествах в злаковых бобовых, а также в продуктах животного происхождения

Необходим для гликогенолиза (процесса анаэробного (при отсутствии кислорода) ферментативного распада гликогена в тканях).

Мясо, яйца, рыба, непросеянные злаки, молоко, творог, сыр, гречневая и овсяная крупы

200 мгг, для беременных 400 – 600 мкг

Необходим для нормального образования клеток красного роста крови (эритроцитов).

Отруби, зеленые овощи, бобовые, некоторые фрукты

Участвует в метаболизме, (совокупность всех химических и физических изменений в организме человека) жиров.

Входит в состав некоторых биологически активных соединений

Необходим для нормального образования клеток красного роста крови (эритроцитов).

Печень, сыр, яйца, молоко, мясо, рыба

Нужен для оптимального течения многих жизненно важных процессов обмена веществ в организме, обеспечивает нормальное состояние соединительной ткани, обусловливающей эластичность и прочность кровеносных сосудов, повышает устойчивость к заболеваниям, холоду и многим другим неблагоприятным факторам окружающей среды.

Ягоды, фрукты, овощи

К чему приводит недостаток витаминов

Высокая психоэмоциональная нагрузка, ухудшение экологической обстановки, повышенный радиационный фон, нарушение культуры питания, бесконтрольное применение лекарств, преобладание искусственного вскармливания детей — факторы, способствующие развитию витаминной недостаточности.

При недостаточном поступлении витаминов в организм развивается гиповитаминоз, в тяжелых случаях — авитаминоз с характерными для каждого витамина симптомами. Гиповитаминоз — это проблема современного питания

При отсутствии или недостатке необходимых витаминов возможности нашего тела выделять из пищи и использовать питательные вещества ослабевают.

Бесконтрольное применение витаминов в больших дозах может привести к интоксикации организма с развитием гипервитаминоза, вызвать аллергическую реакцию.

Последствия недостаточного потребления витаминов для здоровья

Недостаточное потребление витаминов наносит существенный ущерб здоровью , повышает детскую смертность, отрицательно сказывается на росте и развитии детей, снижает физическую и умственную работоспособность, сопративляемость различным заболеваниям, усиливает отрицательное воздействие на организм неблагоприятных экологических условий, вредных факторов производства, нервно-эмоционального напряжения и стресса, повышает профессиональный травматизм, чувствительность организма к воздействию радиации, сокращает продолжительность активной трудоспособной жизни.

Дефицит витаминов антиоксидантов: аскорбиновой кислоты (витамина С), токоферолов (витамина Е) и каратиноидов — является одним из факторов, повышающих риск сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.

Поэтому каждому человеку необходимо внимательно относиться к своему здоровью, своевременно реагировать на малейшие недуги, «подпитывать» организм необходимыми витаминами и не допускать авитаминоза.

Источник

Роль витаминов в здоровом питании

Витамины – это группа низкомолекулярных биологически активных органических соединений, разнообразной структуры и состава, которые необходимы для правильного развития и жизнедеятельности организмов, они относятся к незаменимым факторам питания.

Основное их количество витаминов поступает в организм с пищей, и только некоторые синтезируются в кишечнике обитающими в нём полезными микроорганизмами, однако в этом случае их бывает не всегда достаточно. Многие витамины быстро разрушаются и не накапливаются в организме в нужных количествах, поэтому человек нуждается в постоянном поступлении их с пищей.

Прием пищи должен состоять из смешанных продуктов, являющихся источниками белков, жиров и углеводов, витаминов и минеральных веществ. Только в этом случае удается достичь сбалансированного соотношения пищевых веществ и незаменимых факторов питания, обеспечить не только высокий уровень переваривания и всасывания пищевых веществ, но и их транспортировку к тканям и клеткам, полное их усвоение на уровне клетки.

Все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Витамины входят в состав более 100 ферментов, запускающих огромное число реакций, способствуют поддержанию защитных сил организма, повышают его устойчивость к действию различных факторов окружающей среды, помогают приспосабливаться к ухудшающейся экологической обстановке. Витамины играют важнейшую роль в поддержании иммунитета, т.е. они делают наш организм более устойчивым к болезням.

Витамины делят на две большие группы:

1.Жирорастворимые витамины: A (антиксерофтальмический), D (антирахитический), E (витамин размножения), K (антигеморрагический)

2. Водорастворимые витамины: С (противоцинготный), В1 (антиневритный), В2 (регулятор обменных процессов), В3 (антиневритный, антидерматитный), В5 (антианемический витамин), В6 (антидерматитный), В8 (липотропное и седативное свойства), В12 (антианемический витамин), В15 (пангамовая кислота), В17 (антираковый), PP (антипеллагрический), Р (витамин проницаемости), Н (антисеборейный), N (антиоксидант)

Читайте также:  Когда проводится фестиваль здоровья

Биологическое действие витаминов в организме человека заключается в активном участии этих веществ в обменных процессах. В обмене белков, жиров и углеводов витамины принимают участие либо непосредственно, либо входя в состав сложных ферментных систем. Витамины участвуют в окислительных процессах, в результате которых из углеводов и жиров образуются многочисленные вещества, используемые организмом, как энергетический и пластический материал. Витамины способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Важную роль играют витамины в поддержании иммунных реакций организма, обеспечивающих его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это имеет существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний.

Витамины смягчают или устраняют неблагоприятное действие на организм человека многих лекарственных препаратов.

Витамины необходимы для синтеза гормонов — особых биологически активных веществ, которые регулируют самые разные функции организма.

Недостаток витаминов сказывается на состоянии отдельных органов и тканей, а также на важнейших функциях: рост, продолжение рода, интеллектуальные и физические возможности, защитные функции организма. Длительный недостаток витаминов ведет сначала к снижению трудоспособности, затем к ухудшению здоровья, а в самых крайних, тяжелых случаях это может закончиться смертью.

Получается, что витамины — это вещества, относящиеся к незаменимым факторам питания человека, и имеют огромное значение для жизнедеятельности организма. Они необходимы для гормональной системы и ферментной системы нашего организма. Также регулируют наш обмен веществ, делая организм человека здоровым, бодрым и красивым.

Источник

Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»

Олеся Тулинова
Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека»

Лэпбук «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека«.

Название лэпбука «Витамины. Роль витаминов в сохранении здоровья человека».

Цель: расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины.

Образовательные: познакомить учащихся с группой продуктов, в которых содержатся витамины, рассказать об их пользе и значении для здоровья человека.

Развивающие: развивать у детей внимание, мышление, воображение, активный и пассивный словарь;

— формирование у учащихся позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

Воспитательные: формировать у детей желание заботится о своем здоровье.

Игра 1. «Помоги выбрать полезные сладости».

Цель: закрепить знания детей о пользе и вреде сладостей.

Задачи: воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.

Материал: кармашек, картинки и изображением продуктов питания.

Ход игры: детям предлагаются карточки с изображениями сладостей (полезные и вредные) дети должны выбрать только полезные.

Игра 2. «Витаминные загадки»

Цель: научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Задачи: закрепить знания о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.

Материал: кармашек, карточки с загадками.

Ход игры: педагог читает загадки, а учащиеся их отгадывают.

Игра 3. Раскраски.

Цель: расширить знания детей о пользе витаминов для здоровья.

Задачи: закрепить знания о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.

Материал: конверт, карточки с изображением фруктов, овощей, продуктов, которые содержат необходимые витамины для жизнедеятельности человека.

Игра 4. «Будь спокойнее, береги нервы»

Цель: познакомить детей с продуктами, в которых встречаются витамины.

Задачи: закрепить знания детей о пользе продуктов благоприятно влияющих на нервную систему.

Материал: кармашек, карточки с изображениями.

Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки и знакомится с продуктами, которые благоприятно влияют на нервную систему человека.

Игра 5. «Стань умнее, береги мозг»

Цель: познакомить детей с продуктами, в которых встречаются витамины.

Задачи: закрепить знания детей о пользе продуктов, которые питают и развивают мозг.

Материал: кармашек, карточки с изображениями.

Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки и знакомится с продуктами, которые благоприятно влияют на мозг человека.

Игра 6. «Чтобы сердце не шалило»

Цель: познакомить детей с продуктами, в которых встречаются витамины.

Задачи: закрепить знания детей о пользе продуктов благоприятно влияющих на сердце.

Материал: кармашек, карточки с изображениями.

Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки и знакомится с продуктами, которые благоприятно влияют на сердце.

Игра 7. «Пирамида здоровья»

Цель: формирование заботливого отношения к своему здоровью.

Задачи: формировать представление детей о ценности здоровья; закрепить представления детей о видах витаминов и их источников.

Материал: кармашек — конверт, карточки с изображениями продуктов.

Ход игры: на 16 карточках – треугольниках изображены половинки рисунков. Если играют 2 ученика, то треугольники раздают поровну. У кого «вершина» (мед) тот ходит первым, если игроков трое – «вершину» выкладывают на середину стола, остальные треугольники раздают поровну между игроками. Один из участников подставляет к «вершине» свой треугольник так, чтобы половинки рисунка совпали. Если подходящей карточки нет, то ход переходит к следующему игроку. Игроки ходят поочередно, по часовой стрелке. В результате должна получиться пирамида. Выигрывает тот, у кого вперед закончатся треугольники.

Читайте также:  Кому обратиться по поводу ущерба здоровью

Игра 8. «Где живут витамины

Цель: формировать у детей понятие о здоровом образе жизни, о правильном питании.

Задачи: расширять и систематизировать знания детей о правильном питании, о полезных продуктах.

Материал: кармашек — конверт, карточки с изображениями продуктов.

Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки, на которых изображены продукты питания. Участникам игры необходимо рассказать об их полезных свойствах каждого из продуктов.

Игра 9. Кроссворд «Витамины»

Цели: расширить и закрепить знания о влиянии витаминов.

Задачи: закрепить знания о витаминах, содержащихся в овощах и фруктах.

Игра 10. «Выбери полезные продукты»

Цели: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, а какая вредна для организма.

Задачи: расширить знания детей о правильном питании, о полезных продуктах.

Материал: пластиковый кармашек с кнопкой, карточки с изображением продуктов.

Ход игры: учащийся достает из кармашка карточки, на которых изображены продукты питания. Он должен выбрать из картинок изображения только с полезными продуктами.

Стихотворение. «Про девочку, которая плохо кушала». С. Михалков

Цель: формировать у учащихся основы рационального питания, представления о необходимости заботы о своем здоровье, о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья, воспитывать у детей культуру здоровья.

Задачи: способствовать формированию у детей интереса и готовности к соблюдению правил рационального питания;

— закреплять знания правил здорового образа жизни;

— воспитывать основы культуры питания и здоровья;

-способствовать развитию творческих способностей и логического мышления.

Материал: кармашек – конверт со стихотворением.

Ход: учащийся достает из кармашка стихотворение, читает и обсуждает его вместе с учителем.

Стихотворение: «Однажды хозяйка с базара пришла». Ю. Тувим

Цель: создание условий для развития речи детей по средствам прочтения стихотворения;

— формирование здорового образа жизни.

— закреплять знания детей об овощах, где они растут, их цвете и форме;

— воспитывать основы культуры питания и здоровья,

— развивать речь детей, обогащать словарный запас,

— развивать слуховое и зрительное внимание, память.

Материал: кармашек – конверт со стихотворением.

Ход: учащийся достает из кармашка стихотворение, читает и обсуждает его вместе с учителем.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Фотоотчет о проекте «Витамины в жизни человека» В поисках витаминов и их роли в жизни человека, дети старшего возраста и их родители проделали огромную работу! Витамины нашли, и укрепили.

Фотоотчёт «День витаминов» в рамках недели здоровья в средней группе Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста потребности к здоровому образу жизни через употребление полезных продуктов. Задачи:.

Фотоотчёт о детских рисунках старших дошкольников по теме «Полезные продукты для человека. Витамины» Цель:Формирование умений изображать фрукты в вазе по памяти. Задачи:Расширять знания о пользе фруктов для организма человека. Закреплять.

Лэпбук «Здоровые зубы — залог здоровья» Лепбук » ЗДОРОВЫЕ ЗУБЫ- ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ»Цель:убедить детей в необходимости беречь зубы. Задачи:углубить знания воспитанников о строении зуба.

Лэпбук «Город Здоровья» Сейчас стало модным делать многофункциональное пособие под названием лэпбук. Я решила не отставать от коллег и попробовала сделать свой.

Лэпбук «Вода». Знакомим детей с круговоротом воды в природе, тремя состояниями и значением ее для человека и природы Лэпбук «Вода»Изготовила воспитатель Белышева Екатерина Сергеевна. Лэпбук в игровой форме познакомит детей с круговоротом воды в природе,.

Лэпбук «Витамины» Лэпбук «Витамины» Задачи: — Помочь детям систематизировать информацию по теме «Витамины» — Дать конкретный пример оформления игр, ребусов,.

Методическая мастерская «Использование элементов фитнес-технологий в сохранении и укреплении здоровья детей» (фотоотчет) В апреле 2018 года на базе МБДОУ № 50 прошло заседание методической мастерской по направлению «Физическое развитие дошкольников в условиях.

Проект «Витамины в жизни человека» Проект «Витамины в жизни человека» Тип проекта: познавательно – творческий Продолжительность проекта: Краткосрочный 2 недели Участники.

Источник

Adblock
detector