Меню

Витамины это жизнь доклад 8 класс

Сообщение о Витаминах

Доклад на тему «Витамины» расскажет о значении витаминов для здоровья человека. Доклад про витамины может представить на уроке химии.

Сообщение на тему «Витамины»

Витамины — органические соединения, которые необходимы для нормального функционирования организма. Витамины являются составным элементом многих ферментов.

Сейчас ученые выделяют 13 групп витаминов. Витамины обозначаются буквами латинского алфавита (вита­мины А, В, С, D, Е, К и т. д.); кроме того, они имеют и специальные названия.

Витамин А

Витамин А, иначе называют ретинолом или каротином. Он «отвечает» за наше зрение. Фрукты и овощи жёлтого и красного цвета помогут восполнить недостаток каротина. Богаты этим витамином говяжья и свиная печень, икра, молоко. Если вы заметили шелушение и зуд кожи, сухость дыхательных путей, виновник все тот же — недостаток витамина А.

Витамины группы В

Они нужны для выработки белков — главного строительного материала мышц, для укрепления нервной и эндокринной систем. Разновидностей витаминов этой группы множество:

  • В1 (тиамин), отсутствие которого вызывает цингу, ослабление памяти, слабость, бессонницу и отсутствие аппетита. Богаты этим компонентом хлеб из цельного зерна, бобовые культуры, свинина, яйца.
  • витамин В6. Если вас одолевает головокружение, заторможенность это свидетельствует о его недостатке. Достаточно съедать в день 100 г необработанного риса, бобов или гороха и эти симптомы оставят вас в покое.

Витамин Д

Если быстро устают глаза, слоятся ногти, а ночной сон не приносит желаемого отдыха — организму не хватает витамина D. Им богаты скумбрия и камбала, печень трески и куриные желтки.

Витамин С

Витамин С поможет укрепить иммунитет и бороться с простудой. Он содержится в чёрной смородине, шиповнике, болгарском перце, лимоне и квашеной капусте.

Однако не всегда есть возможность возмещать нехватку витаминов за счёт продуктов питания. Тогда можно воспользоваться «аптечными» витаминами.

Виды витаминов

По характеру всасывания и сохранности в организме витамины подразделяются на:

  • жирорастворимые — A, D, E, K,
  • водорастворимые — C и витамины группы B.

Жирорастворимые витамины могут накапливаться в организме в печени и в жировой ткани. Этот запас может сохраняться в организме от 1 до 2 лет.

Водорастворимые витамины должны поступать с пищей ежедневно, они не запасаются в организме. Они легко растворяются в воде, а попадают в кровь сразу из пищи и выводятся из организма с мочой, поэтому должны поступать в организм ежедневно.

Значение витаминов

  • Важнейшие регуляторы жизнедеятельности.
  • Влияют на рост и развитие.
  • Входят в состав ферментов.
  • Влияют на обмен веществ.

Нарушение поступления витаминов может вызвать три патологических состояния:

  • их отсутствие — авитаминоз;
  • их недостаток — гиповитаминоз;
  • их избыток — гипервитаминоз.

Гипервитаминоз — это, по сути, отравление организма при передозировке или индивидуальной непереносимости витаминов. Причем признаки этой патологии для каждого витамина различны. Чаще всего они могут быть вызваны жирорастворимыми витаминами, т.к. только они имеют способность накапливаться в организме.

Как сохранить витамины в продуктах?

Витамины содержатся в свежих овощах и фруктах в достаточном количестве. Поэтому следует ежедневно включать их в свой рацион.

Если синтетические витамины защищены от разрушения, то витамины, содержащиеся в продуктах, могут потерять свои свойства. Солнечный свет, кислород, время и высокая температура — разрушают витамины. Поэтому нужно правильно хранить овощи и фрукты, а при приготовлении пищи использовать запекание и приготовление на пару.

И если у вас нет возможности употреблять свежие овощи и фрукты, не пренебрегайте замороженными ягодами. Ведь они обрабатываются сразу после сбора и по максимуму сохраняют свое витаминное богатство.

Собственное краткое сообщение о витаминах Вы можете составить используя данную информацию.

Краткое сообщение о витаминах

Витамины — это органические соединения, необходимые человеку в качестве питательных веществ в небольших количества[&

Поскольку большая часть витаминов не может быть произведена человеком, они должны поступать с пищей. Органическое соединение считается витамином, если его недостаток в рационе вызывает явные симптомы дефицита.

Витамины важны для организма, так например:

  • Витамин D в молоке помогает вашим костям и зубам.
  • Витамин А в моркови полезен для зрения, он помогает видеть ночью.
  • Витамин Е защищает ваши клетки и ткани от повреждений.
  • Витамин С в апельсинах помогает бороться с простудными заболеваниями
  • Витамины группы В в цельнозерновых продуктах помогают организму получать энергию из пищи.

Витамины подразделяются на водорастворимые и жирорастворимые. Всего выделяют 13 витаминов:

  • 4 жирорастворимых (A, D, E и K)
  • 9 водорастворимых (8 витаминов группы B и витамин C).

В то время как жирорастворимые витамины хранятся в жировой ткани организма, водорастворимые витамины должны сразу же использоваться организмом. Любые оставшиеся водорастворимые витамины покидают организм с мочой. Витамин B12 — единственный водорастворимый витамин, который может храниться в печени в течение многих лет.

Витамины необходимы для жизни и здорового образа жизни. Неспособность получить необходимое количество определенных витаминов может вызвать состояния дефицита, которые являются нездоровыми и даже опасными. Таким образом, достаточное потребление витаминов имеет огромное значение для предотвращения развития заболеваний. Кроме того, некоторые витамины обладают значительным потенциалом для укрепления здоровья и лечения болезней.

Ваше тело может получать необходимые витамины из продуктов, которые вы едите, потому что разные продукты содержат разные витамины. Главное — есть разные продукты, чтобы получить разные витамины.

Источник

Урок по биологии на тему «Витамины — это жизнь» (8 класс)

УРОК «Витамины» (8 класс)

Тема урока: «Витамины».

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о витаминах и их роли в организме человека.

— показать значимость витаминов

— научить формировать умение устанавливать взаимосвязь между витаминами и их влиянием на организм человека

Читайте также:  Коллаген с витамином с iherb гиалуроновой кислотой

— содействовать созданию положительной мотивации к обучению биологии, формированию коммуникативных навыков, чувства ответственности за свое здоровье

— предметные: знание характерных особенностей витаминов

— метапредметные: умение работать с текстом учебника, с раздаточным материалом, умение наблюдать, сравнивать, анализировать

— личностные: развитие любознательности, формирование интереса к изучению природы, воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих, соблюдение личной гигиены.

Оборудование и материалы: Компьютер, мультимедийная презентация, учебник, стенд «Витамины», лабораторное оборудование, раздаточный материал: инструктивные карточки для проведения практической работы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: Витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз, моновитамины, поливитамины, жирорастворимые, водорастворимые, цинга, бери-бери, рахит, куриная слепота.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются с присутствующими: «Здравствуйте! Желаем всем здоровья!».

Учитель: Такими словами, приветствуя друг друга, мы желаем здоровья. А здоровы ли вы, дорогие ребята? Хорошее ли у вас сегодня настроение? Я очень рада, что у вас всё отлично! В народе говорят: «Здоровому всё здорово!». Здоровый человек красив и приятен в общении, легко преодолевает трудности, умеет по-настоящему работать и отдыхать.

II. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

— Что помогает нам сохранить здоровье?

— Каково значение пищи для нашего организма?

— Какие питательные вещества содержатся в пище?

— Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

— Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?

— Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

Анкетирование (детям раздаю бланки с вопросами)

Попробуйте узнать о себе больше.

1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?

А) всегда, круглый год – 5 баллов

Б) иногда, когда заставляют – 2 балла

В) никогда – 0 баллов.

2. Сколько раз в день вы едите?

А) 4-6 раз – 5 баллов

Б) 3 раза – 3 балла

В) 2 раза – 0 баллов

Г) 8-7 раз, сколько захочу – 0 баллов.

3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?

А) ежедневно, несколько раз – 5 баллов

Б) 2-3 раза в неделю – 3 балла

В) очень редко – 1 балл

Г) никогда – 0 баллов.

4. Когда и что вы едите на ночь?

А) мясо с гарниром в 9 часов – 1 балл

Б) кашу молочную в 9 часов – 2 балла

В) стакан кефира или молока в 9 часов – 5 баллов

Г) ем, когда захочу и что захочу, до 11 часов – 0 баллов.

5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

А) иногда петрушку и укроп в супе, салате – 1 балл

Б) лук и чеснок не ем никогда – 0 баллов

В) все это употребляю ежедневно в небольшом количестве – 5 баллов

Г) ем иногда, или когда заставляют – 2 балла.

Подсчитывается количество баллов.

Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.

Если вы набрали 9 – 12 баллов, то это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботиться кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.

0 – 9 баллов. Вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.

Учитель: Теперь вы узнали о себе немного больше, и я уверена, что вы сделаете правильные выводы о своём питании.

Дополнить схему «Питательные вещества, необходимые организму».

Питательные вещества необходимые организму

Предлагаю учащимся проверить, что получилось.

Питательные вещества необходимые организму

При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

Учитель: Что вы слышали о витаминах? (Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению).

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

● Витамины есть только в овощах и фруктах.

● Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

● В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

● Витамины нужно принимать только зимой и весной.

● Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Учитель: Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

На нашем уроке узнаем, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

III. Изучение нового материала.

1. Из истории открытия витаминов. (Сообщение учащегося)

В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое-то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Читайте также:  Конспекты занятий по лепке витамины вторая младшая группа

2. Определение витаминов, их роль в организме.

Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

Классификация витаминов основана на растворимости их в воде и жирах.

Используя текст учебника, дополните схему:

(Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К))

При длительном недополучении организмом какого-либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все-таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

3. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).

Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится в цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах. Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной. В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной. Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Сообщение учащегося о витамине D.

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей. Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка. Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D. У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов. При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Сообщение учащегося о витамине А.

Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом. Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи, на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез. При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Сообщение учащегося о витаминах группы В.

Различают несколько видов данной группы: В1, В2, В6, В12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице. В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы). Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями. В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В1. Витамин В1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен. Отсутствие витамина В2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта. Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи. Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

Читайте также:  Дозировка витамина в12 при беременности

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради. Сделайте выводы.

— Какой витамин самый важный?

— Что является источником витаминов в организме?

— Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

— Как восполнить недостаток витаминов в организме?

— Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

Учитель: Пришло время немного отдохнуть и провести физкультминутку :

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

(одна рука вверх, другая вниз,

рывками менять руки).

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели,

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот.

Ноги до конца сгибаем,

Верх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

(дети садятся на свои места)

При кулинарной обработке пищи часто разрушаются находящиеся в ней витамины. Как же сохранить в ней больше этих необходимых веществ?

4. Сохранность витаминов в пище (доклад учащихся).

В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения. Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке.

Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, и продукты растительного происхождения – около 1/5 витамина группы В.
Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать перед самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой кастрюле. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

Учитель: А теперь проведем небольшое исследование. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

“Определение витамина С в некоторых продуктах”.

Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

Проделайте опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком.

Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

— Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.

— Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

Учитель: В заключении я еще раз хочу подчеркнуть роль витаминов в жизнедеятельности нашего организма, повышении сопротивляемости его к инфекционным заболеваниям.

Что мешает усвоению витаминов:

Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний.

Никотин – Разрушает витамины А, С, Е, селен.

Кофеин –Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка.

Аспирин –Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Учитель: Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.

Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D).

— Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).

— Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).

— Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).

— Витамин роста (А).

— Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

— Шиповник – это кладовая витамина (С).

— Витамин, который содержится исключительно в продуктах животного происхождения (D).

— Витамин, отсутствие которого вызвало смерть многих полярных исследователей (С).

— Этого витамина содержится много в рыбьем жире и печени трески (D).

— В моркови содержится очень много витамина (А).

— Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с йодом и крахмалом (С).

— Качественной реакцией на данный витамин является взаимодействие с хлоридом железа (III) (А).

— Витамин, разрушающийся при взаимодействии с воздухом и металлом (С).

— Витамин, образующийся в коже при взаимодействии солнечных лучей (D).

Учитель: Надеемся, что разные болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!

— Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

— Что делали для этого?

— На все ли вопросы получили ответы?

— Для чего вам нужны полученные сегодня знания?

Источник

Adblock
detector