Беспокойные дети и применение препаратов растительного происхождения
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная
Детским неврологам и педиатрам особенно часто приходится выслушивать жалобы на то, что ребенок возбудим, раздражителен, плохо засыпает, быстро утомляется; поведение вызывает непонимание и опасения родителей. Хотя далеко не всегда описанная симптоматика означает наличие у ребенка истинной патологии или расстройств нервной системы, родители ожидают от врача конкретной помощи.
Зачастую имеет смысл, не прибегая к аллопатическим лекарственным средствам, использовать препараты растительного происхождения, обладающие мягким седативным действием. Сами родители в большей степени склонны отдавать предпочтение так называемым натуральным (растительным) лекарственным средствам, считая их более безопасными и полезными. Так, в недалеком прошлом в нашей стране колоссальную и порой необъяснимую популярность приобрело использование в грудном и раннем возрасте так называемой микстуры с цитралем (в ее состав, в зависимости от используемой прописи, могут входить экстракт/вытяжка корня валерианы, настойка пустырника, бромид натрия, сульфат магния, а также раствор глюкозы или дистиллированная вода и т. д.).
Арсенал препаратов на основе лечебных растений постоянно пополняется. В настоящее время он довольно широк, что позволяет подобрать соответствующие лечебные средства или их сочетание для каждого конкретного пациента. Поскольку многие лечебные растения относятся к пищевым, применение препаратов на их основе вполне можно рассматривать в качестве одного из компонентов нейродиетологии — нового направления нейронауки, основанного на использовании нутриентов для модулирования состояния и функций нервной системы [4]. A. Richardson et al. (2006) подчеркивают возможность влияния питания не только на психомоторное развитие детей, состояние центральной нервной системы (ЦНС) и когнитивные функции, но и на их эмоции и настроение.
Cледует отметить: когда речь заходит о назначении седативных препаратов в детском возрасте, необходимо помнить о своего рода «исключении из правил». Это значительная часть детей раннего возраста (второй-третий годы жизни), среди которых нередко наблюдаются случаи выраженного беспокойства и активно негативное поведение, зачастую не подлежащие иной коррекции, кроме педагогической. Описываемое поведение является, в сущности, «болезнью роста» и сопряжено с особенностями адаптации детей к условиям окружения при относительной незрелости психоэмоциональной сферы и ограниченной способности к вербальному общению. Пол ребенка при этом не имеет определяющего значения, так как состояния, подпадающие под рубрики Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), — R45.0 («нервозность»), R45.1 («беспокойство и возбуждение»), R45.4 («раздражительность и озлобление») и т. д. — в равной степени типичны как для мальчиков, так и для девочек данной возрастной группы. Ранее в МКБ-9 указанным рубрикам соответствовало понятие «невропатия», которое в настоящее время вышло из употребления и теперь не используется. При необходимости (невротизация, тикозные расстройства и т. д.) седативные препараты растительного происхождения могут применяться и в описываемых клинических ситуациях — с умеренным или ограниченным эффектом.
Обратите внимание, что речь не идет о детях с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); данный диагноз устанавливается по достижении не менее чем 5-летнего возраста, а для лечения этого состояния в России в настоящее время зарегистрирован и применяется конкретный препарат — атомоксетин (а также средства ноотропного действия и витамины).
Важно подчеркнуть, что использование препаратов растительного происхождения ни в коей мере не является эквивалентом гомеопатии, хотя представители указанной медицинской дисциплины также нередко пользуются препаратами фитотерапии при назначении лечения детям и взрослым.
Ниже мы рассмотрим некоторые растения, которые традиционно используются для изготовления седативных препаратов.
Валериана лекарственная (Valeriana officinalis L.). Растение является представителем семейства валериановых (Valerianaceae), а также одним из наиболее широко употребляемых в медицине растительных средств из числа седативных.
Корневища и корни валерианы содержат от 0,5 до 2% эфирного масла, состоящего из борнеола (сложного эфира) и изовалериановой киcлоты, камфена, пинена и других терпенов борнеола. Более всего богаты эфирным маслом корни валерианы; кроме того, в них содержатся свободная валериановая кислота, алкалоиды валерин и хатинин, летучие основания, дубильные вещества, органические кислоты и сахара. Препараты валерианы уменьшают возбудимость ЦНС и обладают спазмолитическими свойствами.
Лечебное действие валерианы обусловлено комплексом содержащихся в ней действующих веществ, прежде всего эфирным маслом и алкалоидами. Применение препаратов валерианы способствует уменьшению рефлекторной возбудимости, усилению тормозных процессов в нейронах корковых и подкорковых структур ЦНС, поэтому их принято использовать в качестве седативных средств при нервном возбуждении, при нарушениях сна и подобных состояниях.
Настой корня валерианы — традиционное средство в лечении детей грудного, раннего, дошкольного и школьного возрастов.
Мята перечная (Mentha piperita L.). Один из наиболее известных представителей семейства губоцветных (Labiatae). Спектр показаний к применению мяты перечной с лечебной целью довольно широк, а вытяжки из растения используются в связи с имеющимся спазмолитическим и успокаивающим эффектами, а также рефлекторным коронарорасширяющим действием.
Лекарственным сырьем служит надземная часть мяты перечной. Зелень мяты содержит эфирное масло (состоящее из ментола и эфиров изовалериановой и уксусной кислот), медь, марганец и другие микроэлементы, а также каротин, бетаин, флавоноиды, гесперидин, дубильные и прочие вещества.
Препараты мяты оказывают успокаивающее и болеутоляющее действие, расслабляют гладкую мускулатуру. Эти эффекты обусловлены ментолом, который рефлекторно расширяет сосуды сердца и головного мозга. Мяту используют при неврозах, бессоннице и повышенной возбудимости.
Имеются сведения, что мята перечная (в виде эфирного масла) способствует устранению нервного напряжения, оказывает общетонизирующее, антистрессовое, а также антидепрессивное действие.
Желчегонный и болеутоляющий эффекты мяты перечной — ценное дополнение к фармакологическим свойствам растения, используемым в соматоневрологии.
Мелисса лекарственная, или мята лимонная (Melissa оfficinalis). Еще одно эфирномасличное растение из семейства губоцветных (Labiatae). Обладает фармакологическими эффектами, сходными с таковыми мяты перечной, описанными выше. Характеризуется седативным, спазмолитическим и даже противосудорожным действием.
Основные действующие вещества мяты лимонной:
- компоненты эфирного масла (от 0,06 до 1%);
- гераниол;
- линалоол;
- нераль;
- кариофиллен;
- терпеноиды;
- глюкозиды эвгенола;
- бензиловый спирт;
- фенолкарбоновые кислоты и др.
Благотворное действие на функции нервной системы наряду с эфирным маслом оказывают витамины B1 (тиамин), B2 (рибофлавин), C (аскорбиновая кислота) и комплекс микроэлементов, включая калий.
В связи с наличием целого комплекса биологически активных веществ препараты на основе мелиссы обеспечивают выраженный антигипоксический эффект, который определяет нейропротекторные свойства растения.
Из приведенных выше данных видно, что роль лекарственных растений в коррекции нарушений эмоционально-поведенческих нарушений у детей не следует игнорировать. Вполне естественно, что список седативных препаратов растительного происхождения вполне может быть продолжен, но мы сочли необходимым сфокусировать внимание именно на перечисленных лекарственных растениях как наиболее широкоупотребительных.
Иногда лекарственные растения входят в состав биологически активных добавок и продуктов функционального питания, что не позволяет официально рассматривать их в качестве лекарственных средств. В этой связи, к сожалению, далеко не все препараты растительного происхождения представлены в таких базовых справочно-фармакологических изданиях, как «Регистр лекарственных средств» (2007), «Справочник Видаль» (2007) и «Федеральное руководство по использованию лекарственных средств / формулярная система» (2007).
Даже врачи, не имеющие особого опыта в области применения фитотерапии, нередко склонны прибегать к назначению детям тех или иных препаратов растительного происхождения, прочно вошедших в арсенал лекарственных средств в повседневной практике. Так, среди препаратов растительного происхождения, успешно используемых в коррекции поведения детей с эмоциональным и двигательным беспокойством, особого внимания заслуживает Персен (таблетки и капсулы).
Персен (таблетки) включает в свой состав растительные компоненты, свойства которых рассмотрены выше: (сухие) экстракты валерианы (50 мг), мяты перечной (25 мг) и мелиссы (25 мг). Персен (таблетки) применяется в лечении детей, достигших 3-летнего возраста. Персен форте в форме капсул, в которых содержание экстракта валерианы достигает 125 мг, предназначен только для детей старше 12 лет.
Сочетание описанных растительных компонентов препарата позволяет рассчитывать на седативный и спазмолитический эффекты, а в числе показаний к применению Персена фигурируют повышенная нервная возбудимость, раздражительность и бессонница.
Принадлежность Персена к «чистым» фитопрепаратам, отсутствие в нем веществ, являющихся продуктами химического синтеза, а также этанола, определяют основные преимущества препарата при его использовании в детском возрасте.
Проблема беспокойного ребенка может быть следствием как социальной депривации, так и гиперопеки. В ряде случаев ее можно решить, используя режимные мероприятия (контроль продолжительности сна, прогулки на свежем воздухе, рациональное питание и др.), щадящее закаливание, лечебные ванны (со сборами трав), педагогические приемы (воспитание), адекватный психоэмоциональный климат в семье и т. д.. Посещение детьми по достижении соответствующего возраста организованных дошкольных учреждений (ясли, детские сады, центры эстетического воспитания) в подавляющем большинстве случаев позволяет обеспечить социально-педагогическую составляющую коррекции проблем поведенческой сферы.
В свою очередь, медикаментозная коррекция эмоционально-поведенческих и/или двигательных нарушений с использованием седативных средств растительного происхождения представляется немаловажным компонентом комплексной коррекции лечения нарушений психоэмоциональной сферы у детей различного возраста. Применение фитотерапевтических средств в ряде случаев позволяет избежать нежелательных «антитерапевтических» действий таких аллопатических средств, как, например, транквилизаторы/анксиолитики, использование которых в детском возрасте может индуцировать излишнюю седацию, снижение когнитивных функций и патологическое угнетение физической и эмоциональной активности.
В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор
С. В. Балканская, кандидат медицинских наук
В. И. Шелковский, кандидат медицинских наук, заслуженный врач РФ
НЦЗД РАМН, Москва
Источник
Витамины для школьника: как понять, что ребенку нужны пищевые добавки? Ответ врача-педиатра
Автор: Алена Парецкая, врач-педиатр
В современном мире есть биодобавки для всего — от витаминов для улучшения памяти до тех, которые поднимут здоровье сердца. Но как определить, какие витамины нужны ребенку? Должны ли дети принимать витамины курсами? Есть ли особенности состава витаминно-минеральных комплексов для школьников?
Я собрала несколько важных фактов о витаминах, чтобы вы могли быть уверены, что выбрали лучшие добавки для укрепления здоровья ребенка.
Какие витамины нужны ребенку?
Дети ежедневно получают витамины и минералы из продуктов. В одних блюдах содержится больше полезных веществ, в других — совсем мало. Витамины делятся на две категории: жирорастворимые и водорастворимые. Жирорастворимые витамины — A, D, E и K — растворяются в жирах и могут сохраняться организмом. Водорастворимые витамины — витамины С и группа В (такие как витамины В6, В12, ниацин, рибофлавин и фолат) — должны раствориться в воде, прежде чем ваш организм сможет их усвоить. В связи с этим организм не может сохранить эти витамины. Витамин С или витамины группы В, которые поступают в организм малыша, не задерживаются там, и выводятся с мочой. Таким образом, школьнику нужно обеспечить поступление этих витаминов каждый день. Уважаемые родители, не торопитесь бежать в аптеку!
Важно обсудить этот вопрос с лечащим врачом!
Несмотря на то, что витамины продаются в любой аптеке без рецепта, не покупайте их без предварительной консультации с врачом. Минералы и витамины очень важны для здоровья детей, давать поливитаминные комплексы, особенно с жирорастворимыми витаминами опасно – витамины А и Д могут накапливаться в теле, провоцируя токсический эффект.
Врач (на основании анализов) определит конкретный курс витаминов, который подойдет вашему ребенку. Избыточный прием поливитаминов вызывает токсический эффект: тошноту, рвоту, сыпь и головные боли, а иногда и более серьезные побочные эффекты. В среднем, курс витаминов длится две недели, затем делается перерыв на месяц, и повторяется двухнедельный прием. Принимать препараты лучше в период каникул, чтобы поддержать организм ученика перед нагрузками.
Оцените состояние: нужны ли витамины?
Если вы думаете начать прием витаминов, оцените физическое состояние ребенка. Большинство здоровых детей не нуждаются в поливитаминах. Комплексы будут полезны, если у малыша особая диета, проблемы с ростом, пищевая аллергия или хронические заболевания.
Если ребенок занимается спортом, его потребности в питании могут немного отличаться от менее активных детей. Детям-спортсменам важно включить в рацион важные минералы и витамины — это кальций, железо и витамин D. Железо помогает организму доставлять кислород, витамин D крайне важен для здоровья костей и помогает усвоению кальция.
Возраст и пол имеют решающее значение в выборе витаминов для ребенка и их правильной дозировке.
К примеру, ученикам начальной школы требуется 25 мг витамина С каждый день, 3000 МЕ витамина А и 400 МЕ витамина D. Кроме того, малышам нужны и все витамины группы В. Причем, мальчикам нужно чуть больше витаминов, чем девочкам. Но в период полового созревания, который у девочек наступает раньше, соотношение становится противоположным.
Витамин D: нужен ли он школьникам?
Исследование 2016 года, опубликованное в журнале «Эпидемиология»,[i] выявило, что дети, в рационе которых не было коровьего молока, могут страдать от нехватки витамина D. Поэтому с октября по апрель им показаны профилактические курсы этой добавки. Можно использовать комплексные БАДы с омега-3 и витамином D, капсулы с рыбьим жиром или капли (водный или масляный раствор).
В летнее время ребенку не нужен прием этого витамина. Важно, чтобы малыш как можно больше бывал на свежем воздухе и получал необходимый ему витамин. Но не стоит длительно находиться под палящими лучами солнца – возможны ожоги. Витамин Д можно получить даже в тени.
Когда добавки необходимы?
Многие родители задаются вопросом: должны ли дети принимать витаминные или минеральные добавки?
Если меню вашего ребенка богато правильными и разнообразными продуктами, включает блюда из цельного зерна, свежие фрукты и овощи, молочные продукты, орехи, семена, яйца и мясо, тогда, возможно, витаминные комплексы не нужны.
Если ребенок пропускает приемы пищи, соблюдает диету или родители обеспокоены тем, что он не ест какие-то конкретные блюда, к примеру, овощи или молочные продукты, тогда рекомендуется не пренебрегать курсами витаминов.
Витамины и минералы стимулируют иммунную систему, поддерживают нормальный рост и развитие и помогают клеткам и органам выполнять свою работу. Если у школьника возникают проблемы со зрением, он быстро устает, часто болеет, шелушится кожа, трескаются губы – ему нужен курс витаминов, подобранных совместно с врачом.
Помочь организму справляться с нагрузками в период быстрого роста (в 8-9 лет), в период полового созревания помогут витаминно-минеральные комплексы.
Наряду со всеми вышеупомянутыми витаминами, в эти периоды нужен кальций и железо, йод, цинк и селен. А в периоды повышенных умственных нагрузок важно достаточное поступление йода, меди, магния и витамина В6.
Курс витаминов хотя бы дважды в год (в межсезонье) нужен детям, склонным к полноте, любителям фастфуда и сладкой газировки.
Если же дети придерживаются вегетарианской диеты, им нужно дополнительно принимать витамины группы В, особенно фолат (В9) и цианокобаламин (В12).
Будьте здоровы!
Источники:
[i] journals.lww.com/epidem/Fulltext/2016/07000/Goat_s_Milk,_Plant_based_Milk,_Cow_s_Milk,_and.26
Введите e-mail, чтобы подписаться на нашу рассылку
Источник