Как укрепить иммунитет ребенка после антибиотиков: три шага на пути к крепкому здоровью
Опубликовано: 20 октября 2018
Всего несколько десятков лет назад инфекционные заболевания были основной причиной высокой смертности во всем мире. К счастью, с развитием фармацевтической промышленности ситуация изменилась: на помощь прогрессивному человечеству пришли антибиотики. Значимость этих препаратов сложно переоценить — это миллионы спасенных жизней, отсутствие смертоносных эпидемий, спокойствие и уверенность в том, что существует оружие, способное победить большинство инфекций. Однако у каждой медали есть две стороны: лекарственные средства, эффективные в борьбе с опасными заболеваниями, негативно влияют на работу иммунной системы. Поэтому родителям следует задуматься о том, как укрепить иммунитет ребенка после антибиотиков.
Почему антибиотики небезопасны?
Главный побочный эффект антибиотиков в том, что они убивают не только вредоносные микробы, но и полезную микрофлору. Лекарства действуют системно:
- антибиотики наносят сокрушительный удар по колониям бактерий, живущих в нашем организме, уничтожая как вредные, так и полезные микроорганизмы;
- гибель «хороших» бактерий провоцирует изменение баланса микрофлоры, в том числе ведет к разрастанию патогенных микроорганизмов и развитию дисбактериоза;
- изменение бактериального состава желудочно-кишечного тракта влечет за собой проблемы с пищеварением: диарею, запоры, рвоту, плохое усвоение пищи, аллергию;
- рост «плохой» флоры в кишечнике снижает иммунитет ребенка.
В той или иной степени вышеперечисленные побочные эффекты есть у всех антибиотиков. То есть говорить, что существуют абсолютно безопасные препараты, нельзя. Ситуация усложняется еще и тем, что сегодня многие педиатры назначают маленьким пациентам сильнодействующие лекарства при первых же признаках болезни — для подстраховки. При этом далеко не все специалисты дают родителям рекомендации по поводу того, как укрепить иммунитет ребенка после препаратов.
Что поможет укрепить иммунитет?
Как вновь активизировать иммунитет у ребенка после антибиотиков? К сожалению, волшебной таблетки, позволяющей достичь результата мгновенно, не существует. Чтобы восстановить и укрепить естественную защиту организма, нужно приложить немало усилий. Работу следует вести по трем основным направлениям, включающим:
- своевременное выведение токсинов из организма,
- восстановление микрофлоры кишечника,
- поддержку иммунной системы.
В первую очередь, необходимо обеспечить ребенку обильное питье. Потребляемая жидкость способствует увеличению количества мочи и пота, с которыми продукты распада быстрее покидают организм. Родителям следует предлагать малышу любые напитки: морсы, компоты, соки, слабо заваренный чай, простую воду. Чем больше жидкости выпьет ребенок, тем лучше будет себя чувствовать.
С первых дней приема антибиотиков следует позаботиться о кишечнике. Чтобы восстановить микрофлору, необходимо ввести в детский рацион различные кисломолочные продукты — кефир, творог, йогурт, сметану. Они являются источниками не только полезных микроорганизмов, но и важного строительного материала — белка. Если ребенок не любит молочные продукты, можно заменить их на аптечные пробиотики. Назначить подходящее средство должен врач. Детям старшего возраста нужно предлагать растительную пищу, содержащую клетчатку: капусту, морковь, свеклу. Такая еда улучшит передвижение пищевых масс по кишечнику и ускорит его освобождение от токсинов.
Укрепить иммунную систему помогут современные иммуномодулирующие препараты. Врачи часто назначают капли Деринат. Препарат усиливает гуморальную и клеточную формы иммунитета, активируя противовирусный, противомикробный и противогрибковый иммунный ответ. Его можно использовать не только в профилактических целях, но и в качестве средства первой помощи при ОРВИ. Повышение иммунитета и профилактика простудных заболеваний позволят надолго забыть о коварных болезнях.
Помните, что перед выбором лекарственных препаратов для детей нужно проконсультироваться с врачом. Не рискуйте здоровьем любимого чада, обязательно покажите его специалисту. Будьте здоровы!
Источник
Детские витамины для иммунитета
Иммунитет представляет собой способность организма человека поддерживать постоянство своей внутренней среды за счет борьбы с чужеродными веществами и клетками. В медицине чужеродные вещества называют антигенами. В роли антигенов могут выступать вирусы, бактерии, паразиты, аллергены и многие другие.
Виды иммунитета
Иммунитет включает в себя гуморальный и клеточный иммунитет. Остановимся более подробно на каждом из них. Гуморальный обеспечивается нахождением в крови антител (вещества, которые связываются с антигенами). Клеточный обеспечивается клетками иммунной системы. Иммунитет бывает врожденный и приобретенный. В свою очередь, приобретенный может быть активным и пассивным. Активный развивается после перенесенных заболеваний, например, ОРВИ. Также он формируется после вакцинации. Пассивный формируется при переливании в организм уже готовых антител в виде сыворотки. Также он развивается при передаче антител с молоком матери новорожденному ребенку. По сути, естественный иммунитет включает в себя врожденный, приобретенный после перенесенного заболевания, а также пассивный иммунитет при передаче антител от мамы к малышу. Искусственным называют иммунитет после введения вакцины или сыворотки с антителами.
Органы иммунитета
После того, как мы разобрали понятие иммунитет, основные его виды, необходимо уделить внимание и органам, которые его обеспечивают.
Выделяют центральные и периферические органы иммунной системы.
К центральным относятся:
- Красный костный мозг. Находится в костях. Служит источником образования всех клеток крови, в том числе клеток иммунной системы.
- Тимус. В нем происходит дальнейшее созревание некоторых клеток иммунной системы, поступающих из красного костного мозга.
Периферические органы:
- Лимфоузлы.
- Селезенка.
- Скопления лимфоидных клеток в коже, органах дыхания, кишечнике.
Особенности формирования иммунитета у детей
Формирование иммунитета у детей имеет свои особенности в зависимости от возраста.
Особенностью формирования иммунной системы у детей является наличие так называемых « критических » периодов:
- Первымкритическим периодом после рождения малыша является период новорожденности. В это время малыш встречается с огромным количеством болезнетворных микроорганизмов. Иммунная система в этот период подвержена сильным иммунноснижающим действиям. Для этого периода характерна низкая устойчивость по отношению ко многим инфекциям. Отмечается склонность к развитию распространенных инфекций.
- Второйпериод приходится на возраст 3-6 месяцев. Характеризуется ослаблением иммунных реакций в связи с разрушением антител, которые передались от мамы.
- Третий период развивается на втором году жизни. В этот период значительно увеличивается контакт малютки с внешним миром. В этом возрасте проявляются многие аномалии иммунной системы, а также аутоиммунные (направленные против собственного организма) заболевания. Дети склонны к повторным острым респираторным заболеваниям.
- Четвертый период приходится на 4-6-й годы жизни. Этот период характеризуется высокой распространенностью аллергических и паразитарных заболеваний. В этот период формируются многие хронические заболевания.
- Пятый период приходится на подростковый возраст. У девочек это соответствует 12-13 годам, у мальчиков – с 14-15 лет. Большой скачок роста сопровождается уменьшением массы лимфоидных (иммунных) органов. Увеличение образования мужских половых гормонов ведет к снижению клеточного звена иммунитета. В связи с этим многие аллергические заболевания ослабевают. Усиливается влияние внешней среды на развитие иммунитета. В это время отмечается новый подъем заболеваемости хроническими воспалительными, аутоиммунными, вирусными заболеваниями.
Процессы формирования иммунной системы у детей могут замедляться под действием различных внешних факторов:
- Ксенобиотики (химические вещества).
- Внутриутробные инфекции
- Частые ОРВИ и инфекции пищеварительного тракта.
- Влияние экологических факторов внешней среды и многие другие.
Некоторые внешние факторы могут замедлять формирование иммунной системы у детей.
Указанные факторы, замедляющие процессы формирования иммунной системы у детей, приводят к функциональной незрелости иммунной системы и, соответственно, предрасполагают к развитию у них иммунодефицитных состояний (состояние сниженного иммунитета).
Витамины и их роль в иммунитете
Витамины представляют собой необходимые для нормальной жизнедеятельности вещества, образование которых в организме отсутствует или очень ограничено. В основном, источником данных веществ у детей является пища и кишечные бактерии, которые также способны их образовывать.
Они имеют свои особенности:
- Не включаются в структуру органов и тканей малыша.
- Не используются организмом в качестве источника энергии.
В зависимости от способности растворяться в воде или жирах, витамины подразделяются на две большие группы:
- Жирорастворимые. К ним относятся витамины А, Д, Е, К, а также витаминоподобные вещества – убихинон (витамин Q), эссенциальные жирные кислоты (витамин F).
- Водорастворимые. К ним относятся витамины группы В, Н, С, витаминоподобные вещества – холин, липоевая кислота, карнитин, оротовая кислота и другие.
К сожалению, существуют причины, которые могут приводить к снижению уровня данных веществ в организме. Данная проблема имеет медицинское название – гипо- и авитаминозы.
Причины гипо- и авитаминозов:
- Воздействие факторов внешней среды.
- Нерациональное питание.
- Нарушение всасывания.
- Высокая потребность (например, у недоношенных детей и в период пубертата).
- Заболевания печени.
- Усиление распада витаминов.
- Поражение микрофлоры кишечника. Более подробно с данной проблемой вы можете познакомиться в нашей статье.
Симптомы недостатка витаминов
Недостаток некоторых витаминов может привести к снижению иммунитета.
Гиповитаминозы, как правило, имеют неспецифические симптомы. К ним относятся: повышенная утомляемость, снижение защитных сил организма, слабость, вялость. Авитаминозы имеют более специфические (определенные) симптомы. Более подробно на каждом авитаминозе мы останавливаться не будем, а лишь рассмотрим витамины, недостаток которых может привести к снижению иммунитета.
К ним относятся:
- Витамин А. Его дефицит проявляется поражением глаз, кожи, а также повышенной восприимчивостью к инфекциям.
- Витамины группы В6 (пиридоксин, пиридоксаль). Недостаток указанных веществ может привести к дерматиту, лимфопении (снижение уровня клеток иммунитета), анемии, судорогам.
- Биотин. Недостаток указанного вещества может приводить к себореи, выпадению волос, ухудшению работы иммунной системы.
- Витамин С. Недостаток витамина С приводит к повышенной ломкости сосудов, быстрой утомляемости, болям в конечностях, выпадению зубов, плохому заживлению ран, повышенной восприимчивости к инфекциям.
- Витамин Д. Недостаток витамина Д приводит к развитию рахита у малыша, который также сопровождается снижением иммунитета и повышению общей заболеваемости у малыша.
Витамины, используемые для повышения иммунитета
Выбор витаминного препарата у детей зависит от многих факторов, основным из которых является возраст крохи. Ниже перечислим список основных детских витаминов для иммунитета детям разных возрастных периодов.
Выбор витаминов для детей во многом зависит возраста малыша.
Для детей от года предпочтение отдается препаратам в виде сиропа или капель:
- Капли «Мульти-Табс Беби».
- Сироп «Пиковит».
- «Алфавит Наш Малыш».
В возрасте от 3 до 5 лет уже возможно применение жевательных таблеток:
- Жевательные таблетки «Компливит Актив».
- Жевательные таблетки «Витрум Кидс Плюс».
- Пастилки «Витамишки».
У детей старше 6 лет можно использовать:
- Жевательные таблетки «Мульти-Табс».
- Таблетки «Пиковит форте».
- Таблетки «Алфавит школьник».
Указанные препараты содержат в своем составе вышеописанные витамины, поэтому являются витаминами для повышения иммунитета, которые позволяют укрепить иммунитет вашего малыша.
Как и любые другие препараты, они имеют свои показания и противопоказания. Применять их нужно только в тех случаях, когда есть недостаток данных веществ. Не занимайтесь самолечением, при возникновении у ребенка симптомов, связанных с дефицитом витаминов, обращайтесь к педиатру. Врач поможет подобрать подходящие лекарства для вашего малыша, а также назначит правильные дозировки и длительность применения выбранного препарата.
Источник
Антибиотики в педиатрии. (Необходимые знания для родителей).
Антибиотики были открыты в 20 веке. За последние десятилетия было синтезировано огромное количество антимикробных препаратов, но в практике используется ограниченное количество. Это связано с тем, что большинство синтезированных антимикробных средств не отвечают всем требованиям практической медицины.
Что же такое антибиотик? Это химиотрерапевтические средства, действующие на возбудителей заболеваний, препятствующие росту и размножению в организме. Промышленные масштабы изготовления препаратов осуществляют путем биосинтеза. Во многих случаях антибактериальные препараты детям назначаются необоснованно, главным образом при острой респираторной вирусной инфекции.
Что не делают антибиотики:
- не действуют на вирусы
- не снижают температуру тела
- не предотвращают бактериальные осложнения
Необоснованное применение антибактериальных препаратов приводит:
- к росту резистентной ( устойчивой) микрофлоры
- повышает риск развития нежелательных реакций (аллергическая, токсическая)
- приводит к нарушению нормальной микрофлоры кишечника
- ведет к увеличению затрат на лечение
Антибиотикотерапия — это серьезное и небезопасное вмешательство в биологический организм человека, соблюдение всех правил рациональной антимикробной терапии может гарантировать необходимый положительный эффект при минимизации побочных действий препаратов.
Существуют четкие принципы (правила) применения антимикробных препаратов.
До конца 70-х годов прошлого столетия к назначению детям ЛС (лекарственных средств) относились очень упрощенно, рассматривая ребенка как уменьшенную модель взрослого человека, и в зависимости от того, как мал был ребенок, снижали дозу ЛС. Так, новорожденным назначали 1/24 часть дозы взрослого, а детям — 1/8-¼ часть дозы в зависимости от возраста. Развитие науки (возрастной физиологии, молекулярной биологии, иммунохимии и генетики), бурное развитие педиатрии в последние десятилетия прошлого века позволили по-новому оценить проблему фармакотерапии в педиатрии. В настоящее время стало очевидно, что если организм взрослого представляет собой саморегулирующуюся биологическую систему со стабильной активностью большинства органов и систем, кардинальной характеристикой детского организма является постоянное изменение физиологических процессов. Более того, каждая из систем жизнеобеспечения имеет в своем постнатальном развитии несколько критических периодов, связанных или с периодом максимального роста, или со становлением функции, или и с тем, и с другим процессом одновременно. Например, критическим периодом для сердечно-сосудистой системы ребенка является возраст от 10 до 15 лет, а для эндокринной – первая неделя жизни и период от 13 до 18 лет, для дыхательной системы – первые 18 месяцев жизни. Но в целом наиболее интенсивные изменения важнейших органов и систем, обеспечивающих постоянство внутренней среды организма, приходится на период первых трех лет жизни. Они наиболее значимы в первый год жизни, подвержены наибольшим изменениям в первый месяц жизни, а в неонатальном периоде – в первые 6-суток жизни, причем каждые сутки этого периода имеют свои характеристики гомеостаза.
3. Также важным моментом считается возрастное ограничение некоторых препаратов, или некоторые препараты нельзя использовать в определенные жизненные периоды. Например тетрациклины, которые нельзя использовать во время беременности и у малышей до 8 лет, из-за пагубного влияния на зубы ребенка (тетрациклиновые зубы). 4. В обязательном порядке необходимо решить вопрос о способе введения антибиотика и с какой кратностью его необходимо вводить. На самом деле очень мало заболеваний, при которых необходимо назначать препараты для внутримышечного введения. Поэтому, чаще, препараты назначают принимать через рот.
Существует группа препаратов, которые не назначаются детям при обычных условиях, они используются исключительно по жизненны показаниям, когда просто не существует других вариантов. При «стандартных» заболеваниях, которые отлично лечатся в поликлиниках и даже стационарах, такие препараты не применимы. В противном случае такие препараты могут принести больше вреда, чем пользы. К ним относится «левомицитин», который до сих пор используют нерадивые мамы при поносе у ребенка. Данный антибиотик «очень тяжелый» и довольно токсичный, особенно пагубно действует на систему кроветворения. Прием курса, или даже одной таблетки, у детей раненого возраста может спровоцировать развитие опасного вида анемии – апластической. При этом заболевании происходит угнетение кроветворения. Если не вмешаться в процесс, то малыш может погибнуть. Конечно, это осложнение встречается довольно редко, но при современном уровне развития медицины не стоит подвергать малыша такому риску. Существуют препараты гораздо безопаснее и «мягче» действующие. На сегодняшний день нет такого заболевания, при котором показано использование исключительно «левомицитина» и не было бы возможности его заменить. Тем более если речь идет о поносе! К группе запрещенных антибиотиков у детей относится и тетрациклины, которые способны нарушить минерализацию зубов и спровоцировать сложное заболевание не кариозного происхождения – «тетрациклинновые зубы». При этом заболевании зубки ребенка черные, хрупкие, эмаль скалывается. Эти антибиотики запрещено принимать не только деткам, но и беременным женщинам. У детей в возрасте до 12 – 14 лет запрещены такие препараты как фторхинолоны, которые мощные, эффективные, но довольно токсичные для незрелых органов ребенка. Такие препараты запрещены к использованию, из-за недостаточности данных, но при исследовании на животных, было выявлено формирование пороков развития суставов, причиной которых является употребление данной группы антибиотиков. Исследования на малышах не проводилось, по этим причинам фторхинолоны были запрещены к использованию в широкой практике. Только в реанимациях, под строгим контролем доктора при формировании инфекции, которая устойчива к остальным антибиотикам возможно использование данных препаратов. Отдельного внимания заслуживает «Бисептол», которым лечили малышей много лет назад. Претензий к данному препарату немало: во-первых, препарат не убивает патогенные микроорганизмы, а сдерживает их рост. Препарат давно и широко известен и за это время микроорганизмы успели сформировать устойчивость. Наряду со своей практически бесполезностью, всплывают побочные эффекты – тяжелые поражения кожи и печени, угнетение продуцирования кровяных клеток.
Правила приема антибиотиков
1. При приеме антибиотиков необходимо строго соблюдать время и кратность приема препарата, дозу препарата для поддержания нужной концентрации в крови. Самая главная ошибка при назначении препарата 3 раза в день – завтрак, обед и ужин, это не так. Данная информация говорит о том, что промежутки между приемами лекарств должны составлять 8 часов. Сейчас выпускаются специальные детские формы выпуска препаратов — суспензии, сиропы, порошки, капли с удобной формой дозирования.
2. Принимают антибиотик, запивая водой, а ни в коем случае не молочными продуктами или соком.
3. Важно пройти весь курс антибиотикотерапии, обычно это 5 – 7 дней. Зачастую, мамочки считают, что не стоит пить антибиотики весь курс, зачем «травить» ребенка, при первых симптомах улучшения препарат отменяется родителями. В итоге, «не уничтоженные» микроорганизмы спустя некоторое время снова активируются, но уже с устойчивостью к ранее назначенному препарату, что существенно осложняет лечение. Разгневанные родители считают виноватыми докторов, хотя на деле виноваты сами. При приеме антибиотиков, особенно в первое время, необходимо следить за самочувствием малыша, в случае если после приема препаратов не наступает улучшение в течение нескольких дней, скорее всего препарат просто не эффективен в отношении возбудителя заболевания, и его необходимо сменить.
5. Часто антибиотики назначают с антигистаминными препаратами. Этого делать не надо. Антигистаминные препараты назначают пациентам по показаниям.
После антибиотиков
Во время лечения антибиотиками доктора нередко назначают препараты — пробиотики, которые будут способствовать восстановлению нормальной микрофлоры кишечника. Зачастую, антибиотики могут нанести урон ее составу. Сам пробиотик, длительность и кратность его приема назначает врач. В некоторых случаях его назначение не нужно. Также докторами рекомендовано соблюдение диеты с исключением жаренного, жирного, копченостей и консервантов. В рационе питания ребенка должно быть как можно больше свежих овощей, фруктов, богатых клетчаткой и витаминами.
Естественно, на взрослых и детей лекарства могут действовать по-разному: у детей раннего возраста снижена скорость обмена веществ, гематоэнцефалический барьер головного мозга более проницаем, особенно у младенцев, печень и почки находятся в стадии развития, вследствие чего лекарства из организма выводятся быстрее. Некоторые составляющие ЛС могут иметь токсическое влияние – чем меньше ребенок, тем больше вероятность возникновения побочных эффектов. Нежелательные реакции у детей могут проявляться не сразу, а на более поздних стадиях роста и созревания. Неблагоприятное влияние ЛС в детском возрасте может быть связано с их биологическим действием на развитие органов и систем. Широкомасштабные исследования эффективности и безопасности ЛС проводятся и после регистрации ЛС с внесением ограничений на их использование и даже отзывом с фармацевтического рынка. Так, были получены данные о том, что ацетилсалициловая кислота («Аспирин») при вирусных инфекциях у детей может сопровождаться развитием токсической энцефалопатии и жировой дегенерацией печени и головного мозга (синдром Рея); применение нимесулида («Найз») в качестве жаропонижающего — развитием токсического гепатита; применение эритромицина и азитромицина может сопровождаться прокинетическим действием (развитием пилоростеноза у новорожденных); появились сообщения о гепатотоксичности азитромицина и фторхинолонов. В наше время невозможно избежать назначения лекарственных препаратов. Применение же любых лекарственных средств сопряжено с риском побочных эффектов. Известный афоризм гласит, что «есть больные, которым нельзя помочь, но нет таких больных, которым нельзя навредить». Поэтому необходимо всегда взвешивать целесообразность назначения препаратов и риск нежелательных лекарственных реакций, соблюдая основную врачебную заповедь: «Не навреди!».
Можно ли заменить антибиотики?
Заменять антибиотики любыми антибактериальными препаратами не обосновано.
Во-первых, нет точных клинических исследований, которые бы подтверждали эффективность этих препаратов. И в погоне за мнимой выгодой, «зачем травить ребенка антибиотиками» можно только нанести вред здоровью малыша. Замена антибиотиков слишком заботливыми родителями в большинстве случаев запускает механизм осложнений, заболевание легко перетекает в сложные формы.
Во-вторых, назначение антибиотиков строго регламентировано специальными протоколами, на каждое заболевание. Данными стандартами пользуются все специалисты детской практики.
В-третьих, назначение антибиотиков – целая наука, и если организм ребенка способен справиться самостоятельно без назначения сильнодействующих препаратов, антибиотики не назначаются.
Родители должны понимать, что организм ребенка сложный механизм, в котором все связано и для понимания его работы и соответственно лечения необходимо иметь медицинское образование. Стоит помнить, что на кону стоит здоровье ребенка, и замена препаратов, или несоблюдение рекомендаций может «аукнуться» серьезными проблемами, пусть даже не сразу!
При заболевании, важно своевременно обратиться к врачу, получить квалифицированную помощь и советы по уходу за вашим ребенком.
Записаться на прием к специалистам
педиатрического отделения КБ № 122
можно по телефону: +7(812) 558-99-76
Источник