Витамины для мед студентов
Одной из основных задач в комплексе мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у населения является рационализация питания. В последние годы в ряде исследований указывается, что ведущим по степени неблагоприятного воздействия на организм человека являются нарушения потребления нутриентов и микронутриентов. В связи с этим особое место занимает проблема оптимизации качественного и количественного состава продуктов, особенно, социально-значимых [1, 2, 3].
В первую очередь следует отметить важность содержания в продуктах питания витаминов. Концентрация витаминов в тканях организма человека и суточная потребность в них невелики, но при недостаточном поступлении витаминов в организме наступают характерные и опасные патологические изменения. Большинство витаминов не синтезируются в организме человека, поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. Важно отметить, что витамины, содержащиеся в продуктах питания способны быстро разрушаться под воздействием ряда факторов: температуры, кислорода, солнечного света, кислот, щелочей, ферментов, ионов металла и т.д. Одним из методов восполнения потерь витаминов в продуктах питания, а как следствие и в рационе питания человека, является витаминизация. Под витаминизацией понимают обогащение витаминами пищевых продуктов и (или) готовой пищи для повышения их биологической ценности [1, 4].
Возможности витаминопрофилактики недостаточно изучены у студентов. А у этой категории молодежи в силу высокой учебной нагрузки, подготовкой к экзаменам, психоэмоциональному напряжению, создаются неблагоприятные воздействия на организм, что проявляется снижением устойчивости иммунных сил организма, в том числе и к ОРВИ. В то же время представляет интерес выявление возможного влияния применения витаминных препаратов на показатели умственной работоспособности [1, 2, 5, 6].
Цель исследования – изучение осведомленности студентов о витаминопрофилактике и её эффективности.
Материалы и методы. Работа начата с изучения теории по витаминам и витаминотерапии. После ознакомления с литературой проведён опрос и анкетирование студентов ПГМУ, двух факультетов: медико-профилактический и педиатрический – опрошено 87 человек. В анкетировании принимали участие студенты в возрасте от 18 до 21 года, из которых 76% были женского пола, а 24% мужского.
Результаты. На основе проведённого исследования в ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера, выяснено, что студенты принимают различные витаминные препараты. (Рис. 1). Среди них, самые известные, это: «Компливит» — 25%, «Витрум» – 9%, витамин С – 6%, «Доппель Герц» — 4%, «Магний В6» — 4%, «Супрадин» и «Пиковит» по 3%. Другие препараты, которые отмечали студенты — витамины группы В, витамины А, D, Е, В12, аевит, триавит, алфавит, лавита, нейромультивит, фемибион II, ундевит, дуовит, миковит, виташарм. Во время опроса было замечено, что некоторые студенты затруднялись ответить на данный вопрос. Это ещё раз доказывает о необходимости изучения данного вопроса среди студентов медицинского вуза.
Рис. 1. Диаграмма «Витаминные препараты, популярные среди студентов».
Проанализировав состав этих препаратов, можно сказать, что 60% от числа опрошенных выбирают препараты, содержащие наибольшее количество витаминов (диаграмма на рисунке 2). 37% студентов, выбирая витаминные препараты, руководствуются содержанием микро- и макроэлементов, а 3% опрошенных при покупке следят за содержанием пищевых добавок в составе витаминов (Рис.2).
Исследование по содержанию в витаминных препаратах микро- и макроэлементов показало, что 41% студентов выбирают препараты с повышенным содержанием кальция, 32% — йода, 16% — фтора, 11% — селена. Таким образом, студенты делают акцент на кальций и йод.
Рассмотрим вопрос о времени приема витаминных препаратов: из числа опрошенных — 48% принимают витамины месячными курсами, 33% — эпизодически, 13% студентов принимают витамины постоянно, 5% — недельными курсами.
Выяснилось, что 54% опрошенных студентов сами решают, принимать им витамины или нет, 25% — советуют врачи, а 24% склоняются к мнению родителей. Интересен тот факт, что ни один из респондентов не отметил в качестве советчиков своих друзей.
Рисунок 2. Диаграмма «Предпочтение студентов составу витаминных препаратов».
Существует мнение, что витаминные препараты необходимо принимать осенью или весной, когда у человека развивается гиповитаминоз. Проведено исследование и на эту тему. Получены следующие данные:
1. Ответ «Осенне-зимний период» — 43% опрошенных;
3. «Круглый год» — 17%;
Из этого следует, что время принятия препаратов зависит от времен года.
Ребята в анкетах подчёркивают, что выбирая витаминные препараты, они руководствуются составом (52% от числа опрошенных), следуют рекомендациям врача (37%), 11% подчеркнули, что при выборе витаминных препаратов, главный акцент делают на стоимость препарата.
Мы получили интересные данные, что 9% студентов отдали предпочтение дешевым препаратам (стоимость до 100 рублей), витамины стоимостью до 500 рублей и дороже выбрали, соответственно, 52 и 17% респондентов.
Было проведено исследование влияния витаминных препаратов на здоровье студентов.
Выяснилось, что 45% опрошенных студентов считают, что витаминные препараты служат как общеукрепляющее средство, 20% — для улучшения состояния кожи, 17% — для улучшения состояния волос, 9% — для улучшения зрения, 9% — как средство для профилактики в период эпидемии (Рис. 3).
Рис. 3. Цели приема витаминных препаратов.
Выяснилось, что 29% опрошенных студентов отмечают проблемы со здоровьем, такие как, слабость, снижение работоспособности, 26% — проблемы с кожей, 23% — сонливость, 18% опрошенных ребят отмечают частые простудные заболевания, 4% — сердечно-сосудистые нарушения.
Поскольку весьма часто встречается такое явление, как частые простудные заболевания. Было проведено исследование по частоте простудных заболеваний. Получены следующие результаты: 86% студентов болеют несколько раз за семестр, 7% — один раз в месяц, и 7% — болеют чаще.
Исследование проблем с кожей, которые в большинстве случаев отмечали студенты, показало, что 58% студентов отмечают шелушение кожи, 33% — акне, 9% — высыпания.
Как же студенты оценивают эффективность витаминотерапии? Постараемся ответить на этот вопрос, используя данные анкет. 35% опрошенных считают, что уменьшилась частота простудных заболеваний, 35% — заметили нормализацию состояния кожи, 20% — отмечают улучшение состояния волос, 10% — не заметили улучшения после витаминотерапии (Рис. 4).
Рис.4. Эффективность витаминотерапии.
Интересен тот факт, что среди студентов показатель неполноценного питания составляет 51%. Респонденты (46%) обращают внимание на недостаточное содержание витаминов. Считают, что их пища содержит недостаточное содержание микроэлементов 36%, недостаточное содержание белка — 18%.
В процессе работы над темой была изучено и проанализировано отношение студентов к витаминопрофилактике, ее эффективности, рассмотрено многообразие витаминов и их значение в организме человека.
Недостаточное потребление витаминов снижает физическую и умственную работоспособность, устойчивость человека к простудным заболеваниям, способствует развитию серьезных заболеваний, связанных с сердечно-сосудистой системой и. т.д.
Любое заболевание — это испытание для организма, требующее мобилизации защитных сил, повышенного расхода биологически активных веществ, в том числе витаминов. Поэтому пищевой рацион, богатый витаминами, полезен каждому больному. В то же время отдельные группы витаминов оказывают наиболее выраженный эффект при профилактике и лечении определенных заболеваний. Безусловно, прежде чем начинать прием того или иного витаминного препарата, надо посоветоваться с врачом, так как каждый случай заболевания имеет свои особенности, а использование витаминов является только частью лечения.
Витамины входят в ассортимент современных лекарственных препаратов. Все это указывает на актуальность и необходимость изучения студентами фармакологии витаминов.
Особенности трудовой деятельности, быта и питания современного человека часто не позволяют полностью удовлетворить его потребности во всех основных витаминах только за счет пищевого рациона. В связи с этим необходимо использовать в питании продукты, специально обогащенные витаминами; проводить витаминизацию организованных групп населения; принимать поливитаминные препараты профилактического назначения, такие как «Компливит», «Супрадин», «Витрум», «Доппель Герц» и другие.
Источник
Витаминотерапия. Роль витаминов для учащейся молодежи
статья по теме
Значение витаминов для человека велико, а для растущего организма особенно. У студентов во время учебы и во время сессии очень важна умственная деятельность. Важно знать продукты богатые витаминами необходимые для улучшения работы мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vitaminoterapiya_dlya_uchashcheysya_molodezhi.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
« Витаминотерапия. Роль витаминов для учащейся молодежи»
Витамины в нашем организме практически не вырабатываются и не сохраняются про запас. Поэтому, чтобы их получить, нужно питаться много и разнообразно.
В рационе должны быть белки, жиры и углеводы, микроэлементы, витамины.
Недостаток витаминов плохо сказывается на настроении, памяти, внешнем виде и может повлечь за собой определённые проблемы
Несколько выше потребность в витаминах у молодежи.
Дети, подростки, страдающие гиповитаминозом, быстрее утомляются во время учебных занятий, дольше выполняют домашние задания, чаще раздражаются, жалуются на то, что устали глаза!
Прием витаминно-минеральных комплексов особенно важен для учащейся молодежи с большими умственными и физическими нагрузками.
Изложенные выше обстоятельства определили выбор темы и актуальность данной работы. Целью нашей работы было сбор и ознакомление с материалом, о необходимых для работы мозга витаминах, а так же изучение влияния данных витаминов на процессы памяти и внимания. Кроме того, в центре нашего исследования стала проблема осведомленности студентов колледжа о витаминах для мозга и продуктах, их содержащих.
Студентам Муромского медицинского колледжа 2- 5 курса была предложена анкета, чтобы выяснить знают ли они о витаминах для мозга.
Участвовало 92 студента. Был предложен опросник, который состоял из 2 вопросов и 2 тестов . Какие продукты питания необходимо употреблять в пищу обучающимся для активной работы мозга?
на 2 курсе был опрошен 31 студент.
Из которых вообще не назвали продуктов – 17 человек- 55%
2 продукта-10 чел.- 32%
4 продукта-4 студента- 13%
на 3 курсе было опрошено -15 студентов
Из которых нет ответили на вопрос 8 человек- 53%
3 продукта- 6 чел.-40%
5 продуктов назвал только один человек.- 7%
4 курс- 31 человек
3 продукта-8 человек-26%
6 продуктов — 23 человека-74%
на 5 курсе в анкете приняли участие 15 студентов.
3 продукта — 3 чел.- 20%
4 продукта – 2 чел.-13%
5 продуктов -10 чел.-67%
Общие данные по студентам
Вообще не назвали продуктов — 25 человек
Максимальное количество продуктов 6 которые нужны нашему мозгу для лучшей памяти и внимания назвали 23 студента это студенты 4 курса
( с ними был проведен классный час на 2 курсе « Как правильно готовиться и сдавать экзамены?» и одним из вопросов был о питании); остальные затруднялись в ответах.
На вопрос второй «Какие витамины нужны для улучшения памяти, концентрации внимания, снижения забывчивости ?»
Ответили верно только 21% из 100% опрошенных.
Имеющиеся данные показали, что студенты не знают о витаминах для мозга, поэтому членными кружка была проделана большая работа
Были изучены все витамины – жирорастворимые и водорастворимые по следующей схеме:
- полное название витамина
- латинское обозначение
- значение витамина для организма
- в каких продуктах содержится
- изменения в организма при недостатке.
Было выяснено, что самой главной группой витаминов для мозга является группа витаминов В.
Все витамины этой группы в той или иной степени отвечают за работу памяти, внимание и способность к обучению. Группа витаминов В комплексно поддерживает психику и работу центральной нервной системы, поэтому прием этой группы витаминов уже через несколько дней заметно улучшит ваше самочувствие, и вы заметите улучшение памяти , отступит хроническая усталость и депрессия .
Витамины группы В – прекрасные антиоксиданты. Прием этих витаминов защищает мозг от перегрузки и стрессов, защищает клетки мозга от преждевременного старения.
Каждый витамин группы В был изучен по схеме:
- название
- изменения в организме при недостатке
- продукты питания богатые этим витамином
Недостаток витамина B1 тиамин : высокая психическая и физическая утомляемость; раздражительность; внутреннее беспокойство и плаксивость; бессонница; ухудшение памяти; депрессия.
Продукты богатые витамином В1: гречневая и овсяная крупы, горохе, орехах, яйцах, рыба , мясо (говядина, свинина).
Витамин B2 (рибофлавин)
Недостаток витамина В2 : сонливость; головокружение; слабость; заторможенная умственная реакция.
Продукты богатые витамином В2: Молочные продукты
Витамин В3 никотиновая кислота
Признаком недостатка витамина В3 являются: хроническая усталость невозможность сосредоточится; быстрая утомляемость; проблемы с памятью.
Продукты богатые витамином В3: печень, орехи, яичный желток, молоко, рыба, курица, мясо, бобовые, гречка, неочищенное зерно, зеленые овощи
Витамин B5 пантотеновая кислота
Признаком недостатка витамина в организме являются: снижение долгосрочной памяти; хроническая усталость; нарушение сна; депрессия.
Продукты богатые витамином В5: молоко яйца печень капуста горох фундук гречневая крупа икра рыб.
Витамин B6 (пиридоксин)
Симптомами дефицита витамина В6 являются: немотивированная тревога; повышенная раздражительность; бессонница; заторможенность реакций и мышления; депрессия.
Продукты богатые витамином В6: в зерновых, капусте, грецких орехах, картофеле, бананах, рисе и бобовых культурах, молоке, печени, яйцах
Витамин Bс фолиевая кислота
Признаком недостатка витамина Вс в организме являются: проблемы с памятью; утомляемость; бессонница; немотивированные страхи .
Продукты богатые витамином Вс: орехах, грибах, сыре и молоке, тыкве и абрикосах, говядине и баранине, крупах, бобовых. Лучше всего подходят сырые овощи и фрукты (морковь, финики, бананы, капуста, апельсины).
Витамин B12 цианокобаламин
Недостаток в витамине В12 может привести к крайне негативным последствиям, среди которых: спутанность мышления; звон в ушах; сонливость; головокружение; раздражительность; хроническая усталость; расстройство зрения; потеря памяти.
Продукты богатые витамином В12 : морская капуста, сельдь, говядина, молоко и сыр, устрицы, мясо птиц.
Тест «хватает ли питания вашему мозгу?»
Максимальное количество 40 студентов набрали 3 ответа «нет» и 38 студентов- 5 отрицательных ответов. Это говорит о нехватке холина, главной составляющей части защитного слоя клеток мозга и нервов и, что мозг недостаточно защищен от свободных радикалов.
Источник