Препараты йода в коррекции когнитивного дефицита у младших школьников
В настоящее время йоддефицитные заболевания представляют собой глобальную проблему. В мире 2 млрд человек подвержено риску развития йоддефицитных заболеваний, 740 млн населения имеют эндемический зоб, 43 млн страдают умственной отсталостью вследствие йо
В настоящее время йоддефицитные заболевания представляют собой глобальную проблему.
В мире 2 млрд человек подвержено риску развития йоддефицитных заболеваний, 740 млн населения имеют эндемический зоб, 43 млн страдают умственной отсталостью вследствие йодного дефицита.
В России риску развития йоддефицитных заболеваний подвержены 98 млн человек (И. И. Дедов и соавт., 2001). Зоб диагностируется у 2% младенцев до 1 года, у 20–30% детей 7–10 лет, у 30–50% подростков и у 30–50% беременных женщин (Л. А. Щеплягина, 1999).
В настоящее время достаточно четко описан спектр йоддефицитных заболеваний.
Для внутриутробного периода могут быть следующие риски: аборты; мертворождение; повышение перинатальной смертности; повышение детской смертности; неврологический кретинизм (умственная отсталость, глухонемота, косоглазие); микседематозный кретинизм (умственная отсталость, гипотиреоз, карликовость);психомоторные нарушения; снижение слуха.
У новорожденных в результате дефицита йода может развиться неонатальный гипотиреоз, у детей и подростков — нарушения умственного и физического развития, нарушение когнитивных функций, нарушение речи, девиантные формы поведения, трудности социальной адаптации.
У взрослых вероятно развитие зоба и его осложнений, йодиндуцированного тиреотоксикоза. Независимо от возраста могут наблюдаться зоб, гипотиреоз, снижение интеллекта, повышение поглощения радиоактивного йода при ядерных катастрофах.
В структуре болезней, обусловленных недостаточным потреблением йода, выделяют умственную отсталость, которая является одним из наиболее тяжелых проявлений йодного дефицита. Умственная отсталость в районах йодного дефицита развивается вследствие поражения центральной нервной системы. Выделяют тяжелые формы умственной отсталости и пограничное снижение интеллекта (рис. 1). Тяжелые формы регистрируются у детей и взрослых со своевременно не пролеченным врожденным гипотиреозом (кретинизмом).
Кретинизм и сходные с ним неврологические нарушения являются наиболее тяжелыми проявлениями повреждения мозга на фоне йоддефицита.
Эндемический кретинизм характеризуется следующими чертами: эпидемиологической связью с выраженным дефицитом йода и эндемическим зобом, возможностью предотвращения этого тяжелого заболевания после устранения йодного дефицита. Частота встречаемости кретинизма в эндемических областях может достигать 15%. Чаще этот показатель колеблется от 5 до 8%. Различают неврологический и микседематозный кретинизм. Независимо от формы кретинизма, у всех больных наблюдаются неврологические расстройства, хотя тяжесть и преобладание отдельных симптомов, а также общая степень нарушений могут значительно варьировать. Клиника эндемического кретинизма широко представлена в специальной медицинской литературе.
Что касается пограничных форм нарушений интеллекта, то спектр их весьма разнообразен. Это чаще всего нарушения речи, снижение памяти, психологические проблемы, изменения эмоциональной сферы, трудности в сфере межличностных контактов, асоциальные формы поведения и др.
Степень повреждения мозга и степень нарушений интеллектуальной сферы зависят от того, на каком этапе онтогенеза ребенок испытывает йодный дефицит и, конечно же, от степени его тяжести.
При внутриутробном йодном дефиците в основном страдают слуховая, двигательная и другие функции головного мозга, что свидетельствует о поражении аппарата улитки, коры головного мозга и базальных ганглиев.
С точки зрения интеллектуального развития длительное время считалось, что йодный дефицит наиболее опасен во время внутриутробного периода развития (10–18-я неделя) и в первые три года жизни (завершение структурно-функционального созревания мозга).
В настоящее время доказано, что дефицит йода и тиреоидных гормонов неблагоприятно влияет на центральную нервную систему и интеллект во все возрастные периоды (Л. А. Щеплягина, Д. С. Надеждин, П. И. Храмцов, Е. Н. Сотникова, 2003–2004).
Приводятся данные о том, что коэффициент интеллекта (уровень IQ) у населения йоддефицитных регионов в среднем на 10–15%, а у детей — на 13,5% ниже, чем у лиц, проживающих на территориях с достаточным содержанием данного микроэлемента в биосфере (рис. 2).
|
Рисунок 2. Повреждение ЦНС в районах легкого и умеренного йодного дефицита (M. Escobar et al., 2002) |
В последнее время появились публикации, в которых описаны наиболее часто встречающиеся нарушения нервно-психического развития в раннем и дошкольном возрасте (табл.). Это снижение психомоторного и умственного развития, нарушение координации, нейромышечные, сенсорные нарушения, снижение зрительно-моторных реакций.
Большинство исследователей изучают показатели умственного развития с помощью вербальных методик или психологических тестов, что не позволяет дать полностью объективную, количественную характеристику основных составляющих познавательной сферы.
Создание оригинальной психофизиологической аппаратуры (тестовые компьютерные системы (ТКС) — «Ритмотест», «Мнемотест», «Бинатест» и «Психомат») позволило количественно охарактеризовать важнейшие составляющие процесса познания: восприятие, внимание, память, психомоторную деятельность, аналитико-синтетические процессы, мышление (Е. В. Матвеев, Д. С. Надеждин, 1994).
Разработанные в отделении психоневрологии НЦЗД РАМН возрастные нормативы (О. И. Маслова, В. М. Студеникин, С. В. Дзюба, Н. Д. Макулова, 2000) перечисленных показателей открыли возможность уточнить характер и структуру нарушений в познавательной сфере у детей, проживающих на йоддефицитных территориях (рис. 3).
При сравнении полученных нормативов с фактическим состоянием процессов познания у детей в эндемичных по зобу регионах было установлено, что на фоне йоддефицита отмечались существенно более низкие значения таких параметров, как внимание, восприятие, память, оперативность аналитико-синтетических процессов, мелкая моторика, мышление (см. рис. 3). Доказано, что йодный дефицит на 15–44% снижает познавательные функции (рис. 4) у дошкольников и на 9–38% — у школьников (Л. А. Щеплягина, Н. Д. Макулова, О. И. Маслова, 2002).
Поскольку познавательные способности ребенка тесно связаны с уровнем интеллекта человека в трудоспособном возрасте, перед нами встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики нарушений когнитивных функций в условиях йодного дефицита.
Существуют массовая, групповая и индивидуальная, пищевая и медикаментозная формы йодной профилактики. Под массовой профилактикой обычно подразумевают пищевую профилактику (чаще с применением йодированной соли), под групповой или индивидуальной — медикаментозную. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (2001), суточная потребность человека в йоде следующая: у детей 0–6 лет — 90 мкг/сут, у детей 6–12 лет — 120 мкг/сут, у подростков (старше 12 лет) и взрослых — 150 мкг/сут, у беременных и кормящих женщин — 200 мкг/сут.
Можно выделить такие виды важной для нормального созревания мозга йодной профилактики, как антенатальная (в период внутриутробного развития) и постнатальная (ранний возраст).
Приводятся убедительные данные о том, что антенатальная профилактика дефицита йода оптимизирует рост, психомоторное развитие и снижает заболеваемость, в том числе обусловленную перинатальным поражением центральной нервной системы. Вопрос о необходимости профилактики и коррекции дефицита йода у детей школьного возраста до последнего времени дискутировался. Работы F. Delange (2002) позволили по-новому взглянуть на эту проблему. В них были представлены аргументы в пользу проведения йодной профилактики у детей любого, в том числе школьного, возраста.
Наш опыт касается оценки эффективности применения йодида калия у младших школьников (100 человек 8–9 лет), проживающих в условиях легкой степени йоддефицита.
Всего было обследовано две группы детей. В основную группу (50 человек) вошли дети с дефицитом потребления йода (медиана йодурии для группы равнялась 58 мкг/л).
В группу сравнения были включены школьники (50 человек) с нормальной обеспеченностью йодом (медиана йодурии по группе — 105 мкг/л). Исследование высших психических функций обследованных детей предусматривало многостороннюю количественную оценку психофизиологических параметров в зависимости от приема йодида калия.
В результате тестирования было установлено, что на фоне дефицита йода в среднем 85% детей имели отклонения тех или иных показателей интеллектуально-мнестической сферы. У школьников младших классов выявлялся выраженный дефицит основных познавательных функций. Дети имели дефицит внимания (40%), восприятия (30%), проблемы в тонкой моторной сфере (30%). Темп мышления по сравнению с нормой был ниже на 20%.
Степень когнитивных нарушений оказалась тем более выражена, чем ниже у детей была йодурия.
После обследования детям основной группы с пониженной экскрецией йода с мочой назначали фармакологический препарат, содержащий йодид калия по 1 таблетке (100 мкг йода) 1 раз в день в течение 6 мес.
После проведенного шестимесячного курса установлено, что прием 100 мкг йода привел к нормализации йодной обеспеченности детей основной группы (медиана составила 120 мкг/л по группе в целом). В группе сравнения показатели йодурии практически не изменились, хотя у некоторых детей было выявлено умеренное снижение экскреции йода с мочой.
У детей, получавших дотацию йода, заметно улучшились все изучаемые показатели высших психических функций. По таким параметрам, как внимание, оперативность мышления, тонкая моторика, реакция на слово, звук, дети основной группы стали существенно опережать школьников из группы сравнения.
Таким образом, в настоящее время имеются клинические наблюдения, свидетельствующие об эффективности профилактики и коррекции йодного дефицита препаратами йода у детей младшего школьного возраста.
Л. А. Щеплягина, доктор медицинских наук, профессор
НЦЗД РАМН, Москва
Источник
Йоддефицитные состояния в практике педиатра
И.Д.Быкова врач-педиатр высшей категории, Е.В.Штуль врач-педиатр высшей категории
Введение На амбулаторном приеме в детской поликлинике педиатры довольно часто сталкиваются с разнообразными жалобами со стороны родителей на состояние здоровья их детей. Утомляемость, слабость, сонливость, снижение памяти, внимания, снижение успеваемости в школе, задержка психомоторного развития на 1-м году жизни, частые простудные заболевания, склонность к отекам, сухость кожи, выпадение волос или нарушение их роста, ломкость ногтей, задержка прорезывания зубов или дефекты эмали, запоры, анемия, отставание в росте, излишняя прибавка в весе, нарушения менструального цикла у девочек, гипотермия. — грамотный педиатр при наличии хотя бы одной из таких проблем у ребенка любого возраста обязательно подумает о необходимости исключения патологии щитовидной железы, в частности о дефиците йода в организме, и проконсультируется с эндокринологом.
Среди всей патологии эндокринной системы заболевания щитовидной железы занимают ведущее место, а йоддефицитные состояния являются одними из самых распространенных неинфекционных заболеваний человека.[4] В настоящее время доказано, что помимо формирования зоба, дефицит йода оказывает и другие неблагоприятные воздействия на здоровье человека. Патология щитовидной железы — зачастую это нетоксический зоб — является самым распространённым проявлением заболевания эндокринной системы у детей.
Недостаток йода создает новые условия для работы организма и его систем, для обмена веществ:
- снижение внимания и памяти;
- отсталость в умственном и физическом развитии из-за поражения мозга на разных этапах формирования;
- замедление роста ребёнка;
- снижение интеллекта;
- быстрая утомляемость;
- снижение иммунитета и работоспособности;
- акушерские проблемы;
- увеличение частоты врожденных уродств, мертворождений, повышение перинатальной и младенческой смертности;
- поражение зрительного и слухового анализаторов;
- неврологические нарушения;
- патологии сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем;
- нарушение функций щитовидной железы, развитие зоба.
Основную группу риска развития йододефицитных заболеваний составляют беременные, кормящие женщины и дети в возрасте до 3 лет и подростки. В России вновь зарегистрировано нарастание частоты случаев кретинизма (тяжелой умственной отсталости), связанного с внутриутробным дефицитом йода идефицита йода в питании, приводящих к инвалидизации и социальной дезадаптации. Йод входит в состав гормонов щитовидной железы и отвечает за развитие и нормальное функционирование нервной системы ребёнка, участвует в формировании интеллекта, контролирует рост и физическое развитие, стимулируют обменные процессы, участвует в развитии всех органов и систем. Тиреоидные гормоны (ТГ) обладают широким диапазоном действия. Их роль важна в жизнедеятельности человека любого возраста, но особенно велика роль гормонов щитовидной железы в период внутриутробной и ранней постнатальной жизни. Наиболее важным действием ТГ в детском возрасте является анаболический эффект.
В отличие от других анаболических гормонов ТГ не только и даже не столько контролируют линейный рост, сколько регулируют процессы дифференцирования тканей. Именно под влиянием ТГ дети не только растут, но и созревают, взрослеют. В период внутриутробной жизни под контролем ТГ осуществляются процессы эмбриогенеза, дифференцируются и созревают практически все органы и системы.[5] Исключительное действие ТГ оказывают на формирование и созревание мозга. Никакие другие гормоны подобным эффектом не обладают. На ранних этапах внутриутробной жизни под влиянием тиреоидных гормонов закладываются и формируются основные функции мозга.
Сроки дифференцирования мозга четко ограничены во времени. Дефицит ТГ на любом из этих этапов приводит к тому, что мозг останавливается в развитии, подвергается дегенеративным изменениям. В большинстве регионов России в природной окружающей среде содержится недостаточное количество йода. В то же время известно, что йод является необходимым компонентом для синтеза гормонов щитовидной железы. Следовательно, дефицит йода в окружающей природной среде приводит к снижению синтеза тиреоидных гормонов (ТГ), т. е. является причиной снижения функциональной активности щитовидной железы Наиболее частым проявлением дефицита йода в окружающей среде является наличие зобной эндемии. Зоб в условиях дефицита йода формируется у человека в любом возрасте, наиболее часто — в пубертатном. При этом постепенно нарастают проявления гипотиреоза, хотя в детском и подростковом возрасте клинически выраженные формы заболевания встречаются крайне редко.
В то же время при гормональном обследовании более чем у половины детей и подростков с увеличенной щитовидной железой выявляются признаки так называемого субклинического гипотиреоза: наблюдается тенденция к снижению или низкий уровень Т4, нормальное или несколько повышенные значения Т3 и повышение уровня ТТГ. Дети с зобом имеют худшие показатели физического и полового развития, хуже обучаются в школе, состояние их здоровья по многим показателям хуже: они чаще и тяжелее болеют, чаще имеют хронические заболевания, изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, показателей крови и др. Специфические клинические симптомы йододефицитных заболеваний часто отсутствуют. Это объясняет позднюю обращаемость к эндокринологу и запущенность патологий.
Для правильной постановки диагноза большое значение имеет УЗИ щитовидной железы и определение уровня гормонов щитовидной железы. Для определения уровня гормонов используются тест-системы с высокой функциональной чувствительностью. Своевременно проведенное обследование позволяет избежать ошибок в диагностике заболеваний щитовидной железы и назначить адекватную терапию. На 40-й сессии ООН в сентябре 2005 года Комитет по правам ребенка ООН рассмотрел регулярные отчеты стран по выполнению обязательств Конвенции о правах ребенка, в том числе отчет, предоставленный Российской Федерацией. Комитет выразил обеспокоенность по поводу расстройств, связанных с недостаточностью йода в России, и призвал активизировать профилактические меры и принять закон о повсеместном йодировании соли и обеспечить его строгое соблюдение. Заключения экспертов ООН полностью согласуются с главными темами Ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ, посвященными острой необходимости оптимизации демографической ситуации в России.
В связи с этим наиболее актуальным вопросом в настоящее время является организация профилактических мероприятий, позволяющих повысить потребление йода населением до физиологического уровня. С этой целью проводится массовая (слепая), групповая и индивидуальная йодная профилактика. Массовая йодная профилактика предусматривает продажу йодированной соли. Ежедневное употребление такой соли в привычных для пациента количествах (5-10 г) позволяет получать в сутки 150-200 мкг йода. В результате человек получает адекватное количество йода с питанием — около 150–200 мкг. Проведение популяционной профилактики йододефицитных заболеваний при помощи йодированной соли — это эффективный, апробированный и признанный во всем мире метод Под особым контролем при проведении йодной профилактики должны находиться группы населения с наибольшим риском развития ЙДЗ и наиболее тяжелыми последствиями йодного дефицита: -женщины детородного возраста, -беременные и кормящие женщины, -дети(0-3 лет) и подростки.
По рекомендации Всемирной организации Здравоохранения для удовлетворения потребности организма в йоде приняты следующие нормы его ежедневного потребления: -для детей грудного возраста (0–2 лет) — 50 мкг; -для детей младшего возраста (2–6 лет) — 90 мкг; -для детей школьного возраста (7–12 лет) — 120 мкг; -для детей старшего возраста и взрослых (от 12 лет и старше) — 150 мкг; -для беременных и кормящих женщин — 250 мкг йода. Назначение фармакологических препаратов, содержащих строго фиксированную дозировку калия йодида, позволяет эффективно восполнять возросшие потребности организма Для младенцев, находящихся на грудном вскармливании, данный вопрос решается путем коррекции питания самой матери, в котором большое значение придается регулярному приему в период лактации.
Для детей, не получающих материнское молоко с рождения либо после третьего—шестого месяца жизни, единственными продуктами детского питания, которые могут обеспечить их необходимым количеством йода, остаются обогащенные микроэлементом искусственные молочные смеси (заменители женского молока) и каши на их основе. женского молока, Во втором полугодии жизни необходимо дополнительное назначение йода в составе фармакологических таблетированных препаратов и (или) продуктов прикорма (каши, натуральные продукты). Если мать кормит грудью, а йодную профилактику по каким-либо причинам не получает, ребенок нуждается в ежедневном приеме не менее 90 мкг. Дети в возрасте от 1 года до 3 лет Уровень содержания йода в соли при проведении массовых профилактических мероприятий соответствует потребностям взрослого человека, получающего от 4 до 10 г поваренной соли в сутки. У детей, особенно не достигших трехлетнего возраста, потребность в натрии в несколько раз ниже, а потребность в йоде лишь не намного меньше, чем у взрослых, и составляет 90 мкг в сутки.
Поэтому количество йода, получаемого ребенком с поваренной солью, не может быть достаточным. Для восполнения дефицита этого микроэлемента в данной возрастной группе в обязательном порядке должны использоваться физиологические дозы йода в составе таблетированных препаратов йодида калия. Пубертатный период В период полового созревания функция щитовидной железы претерпевает определенные изменения, связанные с адаптацией к быстрому темпу роста и развития. Рекомендуются такие же дозы йода, как и взрослым, — 150 мкг в сутки. Предпочтительным методом профилактики эндемического зоба у подростков можно считать назначение препаратов калия йодида.
Для лечения эутиреоидного эндемического зоба у детей и подростков, как правило, достаточно назначение препаратов йода в физиологической дозе 150–200 мкг в день. Нормализация размеров щитовидной железы происходит обычно в течение полугода. При отсутствии эффекта через 6 месяцев лечения препаратами йода назначают терапию препаратами тироксина. В этом случае после нормализации размеров щитовидной железы тиреоидные гормоны отменяют и назначают пожизненный прием йода в «поддерживающей» дозе 100– 150 мкг в сутки. Однако в каждом конкретном случае лечение проводится индивидуально. Цель работы. Оценить эффективность применения препаратов йода у беременных, кормящих матерей, детей первого года жизни целью профилактики йоддефицитных состояний Материалы и методы Проведено на базе КГБУЗ городской поликлинике № 15 в педиатрическом отделении. Проведен анализ ведения дородовых патронажей женщин состоящих на учете по беременности, своевременность постановки их на учет по беременность, сроков назначения и регулярности приема йодсодержащих препаратов, анализа амбулаторных карт детей первого года жизни, приема кормящими матерями йодсодержащих препаратов, рациональный выбор адаптированных смесей у детей , находящихся на искусственном вскармливании, приема йодсодержащих препаратов в течении первого года жизни на данных участках за 2010-2014 годы.
Проанализировано 486 дородовых патронажей, 1493 амбулаторных карт. Результаты и обсуждение В качестве препарата для профилактики был выбран йодомарин. Использование данного препарата в практике педиатрической на участках имеет применение более 10 лет. В связи с недостаточной информированностью матерей по проблеме йоддефицитных состояний и их последствий в течении последних пяти лет усилена работа с беременными, матерями детей первого года жизни с целью предотвращения йоддефицитных состояний. Профилактики рождения детей с ВПР, неврологическими заболеваниями, особенно предотвращения случаев кретинизма, профилактики анемии, нарушений физического развития, интеллектуальных нарушений. В результате работы надо отметить повышения процента беременных принимающих йодомарин во время беременность, В 2010г 87% применяли йодомарин во время беременности. В 2011г процент вырос до 90%., 2012г до 90.5%, 2013г до 92.5% . К 2014 процент беременных принимавших йодомарин во время беременности достиг 96.5%.
В качестве профилактики йоддефицитных состояний на первом году жизни рекомендовано употребление кормящими матерями йодомарина в дозе 200 мкг\сутки и использование у детей на искусственном вскармливании только адаптированных смесей. У детей старше года применялся йодомарин в дозе 100 мкг\сутки. В результате за последние 5 лет в поликлинике не было случаев рождения детей с врожденным гипотиреозом. Количество детей рожденных с транзиторными нарушениями щитовидной железы от 25 случаев в 2010 году, до 17 случаев в 2014 году. В результате за последние 5 лет отмечается снижение количества детей с формированием пороков развития, анемии, неврологическими расстройствами, задержкой физического развития на первом году жизни.
Источник