Меню

Витамины для детей при зпр

Задержка психического развития у детей

Статья обновлена: 2020-01-05

Развитие психики ребенка – это очень сложный, генетически обусловленный процесс, который заключается в последовательном формировании основных психологических функций и реализуется под воздействием внешних явлений. Основные психические функции человека это:

  • гнозис, означающий восприятие и идентификацию;
  • праксис, проявляющийся в виде конкретных действий, имеющих определенную цель;
  • речь;
  • вычислительные расчеты;
  • написание текстов;
  • идентификация написанного;
  • мыслительный анализ (умение сравнивать, обобщать и т.п);
  • воля;
  • память;
  • поведение;
  • эмоциональные реакции;
  • самооценка и др.

Особенности детей с задержкой психического развития

Специалисты в области психологии выделяют следующие нарушения развития психики у детей:

  • олигофрения – не полностью развитая психика, без возможности обратимости;
  • обратимые в полной мере или в некоторой степени замедления развития психики;
  • деменция – повреждения в формировании психики, проявившееся после периода нормального психического развития;
  • нарушения, возникшие из-за проблемам со зрением, слухом, соматической патологией;
  • детский аутизм в раннем возрасте;
  • психопатии – дисгармония в формировании психики.

Задержки в формировании психики у детей и способы их корректировки – это серьезная проблема. Впервые обозначение «задержка развития психики» был введен в конце пятидесятых годов прошлого века. Замедление формирования психики – это созревание психики, идущее с замедлениями по сравнению с установленными нормами. Начало замедления психического развития (ЗПР) приходится на ранний детский возраст, без предыдущего отрезка нормального формирования. В отличие от психических расстройств ЗПР протекает стабильно, без обострений и ремиссий. О задержке в формировании психики можно говорить до того, как ребенок пойдет в школу. Если признаки отставания остаются и в школьном возрасте – уже говорят об олигофрении.

Согласно статистическим данным, как самостоятельное состояние, задержка в формировании психики у детей встречаются не более чем у 2 %, и от 8 до 10 % ЗПР — это одно из проявлений общих заболеваний психики.

Механизмы возникновения заболевания изучены мало. По мнению психиатров, главный механизм – это нарушение в формировании сложных мозговых систем, принадлежащих преимущественно к лобным отделам коры больших полушарий, отвечающих за поведение и деятельность человека. ЗПР делят на две категории: первичная и вторичная. Вторичное замедление проявляется на фоне нормального состояния мозга при сопутствующих хронических соматических заболеваниях, сопровождающихся церебральной недостаточностью, например, порок сердца.

Проявление ЗПР у детей

В раннем возрасте нервная система ребенка еще не зрелая, поэтому у детей с ЗПР могут наблюдаться отклонения в двигательных и общих психических функциях. Говорят об общем замедлении психомоторного развития ребенка с выраженными отставаниями функций психики. У детей после трех лет, вероятно проявление более заметных проявлений в отставании формирования психики: отставание в развитии речи, эмоциональное недоразвитие, неадекватное поведение в обществе, недоразвитие моторных навыков и т.п.

О показателях нормального развития ребенка (рост, вес, психомоторное развитие и т.д.) читайте в разделе Развитие ребенка

Читайте также:  Нехватка витаминов у детей сухость кожи

Недостаток интеллектуально развития в раннем возрасте маскируется неразвитостью речи. Когда дети с ЗПР идут в школу, интеллектуальная недостаточность становится более заметной и проявляется в бедном запасе сведений об окружающем мире; трудностях счета, письма, пересказа текстов; непонимания смысла преподнесенной учителем информации, незрелости поведения.

Причины ЗПР у детей

Причины ЗПР у детей могут быть разными:

  • наследственные синдромы и заболевания;
  • хромосомные заболевания (синдром Дауна)
  • митохондриальные заболевания;
  • поражения центральной нервной системы, возникшие в перинатальном периоде (гипоксия плода, инфекции, алкоголизм матери и др.);
  • эпилепсия;
  • гидроцефалия;
  • преждевременное закрытие черепных швов;
  • опухоли (кисты) в головном мозге;
  • некоторые заболевания кожи нервного происхождения ( туберозный склероз, нейрофиброматоз )
  • врожденные заболевания эндокринной системы (гипотиреоз у детей );
  • аутизм;
  • соматические болезни (пороки сердца);
  • нарушения в работе органов слуха и зрения;
  • отсутствие педагогического контроля.

Оценка психического развития детей

Оценка психического развития ребенка включает:

  • развитие речи;
  • формирование восприятия (понятия о предметах, их объеме и формах, ориентация в пространстве);
  • развитие памяти (пересказ увиденного и прочитанного, заучивание стихов);
  • формирования мыслительных процессов (понятия об окружающем пространстве – дне и ночи, сезонах, мыслительный анализ, способность сравнивать, обобщать и группировать);
  • формирование внимания (концентрация);
  • формирование игровых навыков;
  • формирование художественных навыков (лепка из пластилина и рисование);
  • формирование способностей к самообслуживанию (гигиена, приготовление пищи);
  • формирование воли и проявление эмоциональных реакций (эмоциональная уравновешенность, способность к самокритике, регулирование своего поведения);
  • развитие коммуникативных навыков (коммуникабельность и адекватные поступки при контакте с другими людьми, заинтересованность поведением взрослых, привлечение внимания старших, реакция на поведение родителей и педагогов);
  • формирование самосознания (информация о себе, как о личности – ФИО, место жительства);
  • формирование школьных навыков

При ЗПР часто присутствуют другие расстройства эмоционального и поведенческого характера, например:

  • расстройства активности и концентрации;
  • фобии (страхи);
  • нервные тики;
  • недержание мочи при отсутствии заболеваний физического характера;
  • заикание.

Для анализа психического развития детей применяются специальные тесты, например, денверовский тест, шкала Бейли и другие.

Лечение детей с задержкой психического развития

Лечение детей с задержкой психического развития должно быть комплексным, с привлечением неврологов, специалистов в области психологии и психиатрии, педиатров, логопедов. Коррекция при ЗПР требуется длительная. Используются психолого — педагогические коррекционные методы, заключающиеся в улучшении эмоционального развития и овладевания ребенком коммуникативными навыками.

Если этого оказывается недостаточно, прибегают к медикаментозному лечению. При медикаментозном лечении используют преимущественно препараты, обладающие ноотропным эффектом (noos в переводе с греческого, означает мышление; tropos переводится как направление). По мнению специалистов, ноотропные препараты оказывают стимулирующие действие на развитие центральной нервной системы, способствуют улучшению памяти, увеличивают устойчивость головного мозга к нехватке кислорода и вредным воздействиям внешних факторов, оказывают положительное влияние на способность к запоминанию, восприятию, мышлению, общению, проявлению эмоций и воли.

Для лечения ЗПР применяется целый ряд препаратов:

  • витамины группы В и витаминоподобные средства (B1, B6,B12, Нейро­мультивит, Магне В6).
  • производные пирролидона: Биотредин, Энцефабол.
  • производные пирролидона, например, пирацетам и др.
  • производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты: Фенибут, Аминалон, Пикамилон, Пантогам и др.
  • препараты, усиливающие холинергические процессы: Энцефабол, Церебролизин, Глиатилин, Цераксон и др.
  • глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин и др;
  • препараты, оказывающие биорегулирующее влияние на клетки мозга: Церебрамин, Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Семакс и др.
  • цереброваскулярные препараты: Циннаризин, Инстенон, Вазобрал и др.
  • общетонизирующие препараты (Лецитин, Когитум и др.);
  • гомеопатические препараты: Церебрум композитум H;
Читайте также:  Витамины при дефиците внимания у ребенка

Подбор лекарственного препарата осуществляется с учетом состояния ребенка и индивидуальных особенностей его организма. Главным фактором выступает степень возбудимости ЦНС. Если у ребенка повышенная степень возбудимости назначают средства не обладающие возбуждающим действием (Пикамилон, Пантогам, Глицин, Мексидол, Кортексин, Фенибут, Церебрум композитум Н, Фезам, Энцефабол) или назначают ноотропные препараты в комплексе с седативными (Магне В6, Валерианахель, Нервохель, Лецитин). В случае отсутствия эпилептиформной активность назначают ноотропные препараты. Желательно применять монотерапию.

Источник

Логомаг

Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи

  • «Душа просит слова. «
  • Проектная деятельность
  • Акции и новости интернет-лавки
  • Аттестация
  • Билингвизм. Двуязычие.
  • Вакансии
  • Взаимодействие логопеда и воспитателя
  • Взаимодействие логопеда с родителями
  • Вузы, ведущие подготовку дефектологов (логопедов)
  • Дети с врожденной патологией ЦНС и ОДА
  • Дефектология в лицах
  • Документация логопеда
  • Задержка речевого развития (ЗРР), алалия, общее недоразвитие речи (ОНР)
  • Игрушки для речевого развития
  • Издательство ЛОГОМАГ
  • Инновации в дефектологии
  • Информационный технологии в специальном образовании
  • Конкурсы
  • Конспекты занятий: черпаем идеи
  • Конспекты ответов к экзаменам, краткие курсы лекций
  • Конференции, мастер-классы, повышение квалификации
  • Коррекционно-развивающие технологии
  • Коррекция и профилактика заикания
  • Курсовые и дипломные работы по дефектологии, логопедии, специальной педагогике
  • Лекотека
  • Логопедическая газета
  • Логопедическая работа при нарушениях голоса
  • Логопедические технологии
  • Логопедический массаж
  • Логоритмика
  • Материалы для психолого-педагогического исследования
  • Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи
  • Мелкая моторика и речь
  • Мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья
  • Немного теории для практики
  • Новости ГИЛЬДИИ
  • Новости интернет-магазина «ЛОГОМАГ»
  • Новости сайта
  • Нормативно-правовая база дефектолога, логопеда
  • Обследование речевой деятельности
  • Онтогенез речевой деятельности
  • Описание занятий в центре
  • Проблемы дифференциальной диагностики
  • Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения
  • Работа с больными с афазией
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Речевая гимнастика
  • Словарь
  • Современные и популярные методики развития детей
  • Специалисты центра «Логомаг»
  • Центр «Логомаг»
  • Что наша жизнь? Игра!
  • Школа Логопеда-волшебника
  • Шпаргалка студента-дефектолога
  • Персональные
  • Админ Админович
  • Валерия Ермакова
  • Гульназ Бадертдинова
  • Данильцева Марианна
  • Марианна Лынская
  • Мария Федосеева(Аркунова)
  • надежда азарова
  • Юлия Покровская

Обзор препаратов, применяемых в лечении ЗРР и алалии → Медикаментозная поддержка детей с нарушениями речи

По материалам статьи А. П. Скоромец И. А. Крюкова И. Л. Семичова М. В. Шумилина Т. В. Фомина
Задержки психического развития у детей и принципы их коррекции (обзор)

Как часто я слышу от родителей вопрос: «Пить ли нам. (тут в основном называется какой-либо ноотроп)». Рассуждая на эту тему, нужно отметить несколько принципиальных положений: 1) логопед не назначает и не отменяет медикаментозную терапию; 2) логопед может порекомендовать обратиться к неврологу для назначения медикаментозной поддержки коррекционного процесса; 3) эффективность медикаментозной поддержки зависит во многом от параллелизации с логопедическими занятиями, таким образом, эффект будет наилучшим от одновременного приема препаратов и занятий; 4) к сожалению, существуют стандартные схемы лечения детей с F.80, зачастую не имеющие ничего общего с конкретным случаем, в связи с этим стоит рассматривать различные варианты гомеопатического, натуропатического лечения.

Однако, бояться принимать ноотропы все же не стоит. В большинстве случаев при сочетании с логопедическими занятиями они все же влияют на положительную динамику. Чтобы не бояться, нужно знать. Давайте рассмотрим, какие препараты чаще всего назначаются неговорящим детям, и каково их действие.

В большинстве случаев, препаратами выбора становятся средства с ноотропным действием (от греч. noos — мышление, разум, интеллект; tropos — поворот, направление). По определению ВОЗ, ноотропные препараты — это средства, оказывающие прямое активирующее действие на ЦНС, улучшающие память и умственную деятельность, а также повышающие устойчивость мозга к гипоксии (кислородному голоданию — наиболее частая причина отсутствия речи) и токсическим воздействиям. Их общее свойство — действие на высшие интегративные и когнитивные функции головного мозга — память, восприятие, внимание, мышление, речь, эмоционально-волевые функции. При использовании вазопротектеров ноотропный эффект развивается вторично, вследствие позитивного влияния на мозговой кровоток.

В настоящее время для неговорящих детей используются следующие нейротропные средства:

1) производные пирролидона: пирацетам и др.;

2) производные пиридоксина: Биотре­дин, Энцефабол;

3) производные и аналоги гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК): Аминалон, Пикамилон, Фенибут, Пантогам;

4) препараты, усиливающие холи­нер­ги­ческие процессы: Глиатилин, Цераксон, Энцефабол, Церебролизин;

5) глутаматергические препараты: Глицин, Акатинол Мемантин;

6) нейропептиды и их аналоги: Церебролизин, Актовегин, Кортексин, Церебрамин, Семакс;

7) цереброваскулярные средства (винпоцетин, циннаризин, Инстенон, Гинкго Билоба, Вазобрал и др.);

8) гомеопатические средства (Церебрум композитум H и др.);

9) витаминоподобные средства (Идебе­нон, Магне В6 и др.);

10) антигипоксанты и антиоксиданты (Мексидол, Цитофлавин, Энцефабол);

11) общетонизирующие средства (Когитум, Элькар, Лецитин и др.);

12) витамины группы В (Нейро­мультивит и др.).

При повышенной возбудимости ЦНС предпочтение отдается препаратам без возбуждающего эффекта (Пантогам, Пикамилон, Глицин, Фенибут, Кортексин, Церебрум композитум, Мексидол, Энцефабол, Фезам) или сочетание ноотропа с седативным средством (Нервохель, Валерианахель, Лецитин, Магне В6 и др.). В случаях, когда электроэнцефалография не выявляет у пациента эпилептиформной активности, выбирается препарат из группы ноотропов.

В любом случае, необходимость и возможность приема тех или иных препаратов определяет невролог, НЕ логопед.

Источник

Adblock
detector