Меню

Витамины биология 8 класс конспект колесов

Методическая разработка урока биологии на тему «Витамины». 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8

Цель урока: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Требования к результатам обучения:

Предметные УУД: Научиться давать определение понятия витамины; различать водорастворимые и жирорастворимые витамины; характеризовать влияние витаминов на обмен веществ человека; приводить примеры авитаминозов и гипервитаминозов; знать правила применения таблетированых витаминов.

Метапредметные УУД:

Познавательные: работать с печатным текстом, схемами и иллюстрациями, выделять главное; давать определения понятий.
Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и делать выводы по результатам выполненной работы.
Коммуникативные:воспринимать информацию на слух; высказывать свою точку зрения; работать в составе творческих групп.
Личностные УУД: Формирование познавательного интереса к изучению биологии; понимания роли витаминов в обмене веществ человека; влияния недостатка или избытка витаминов на здоровье человека; необходимости составления правильного рациона питания.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация «Витамины»; раздаточный материал; иллюстрации, тексты, ватман, маркеры, тесты, карточки для рефлексии, продукты питания, таблетированые витамины.

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации, фронтальная беседа, выступления учащихся с сообщениями, работа в группах, самостоятельная работа.

I. Организационный этап

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель. Здравствуйте, ребята. Как вы думаете, почему мы приветствуем друг друга именно так? (предполагаемый ответ – желаем здоровья).
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека.
– Что помогает нам сохранить здоровье? (предполагаемый ответ – занятия спортом, отсутствие вредных привычек, правильное питание)
– Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?
– Какие питательные вещества содержатся в пище?
– Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?
– Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

– Прослушайте текст, постарайтесь понять о каких веществах в нем говорится. (Текст № 1) – предполагаемый ответ «о витаминах»

Текст № 1

Русский врач Николай Иванович Лунин проводил опыты с белыми мышами, имея перед собой цель, выяснить роль микроэлементов в питании. В своих опытах он использовал две группы мышей: одна питалась естественным молоком, другая – искусственным, приготовленным из молочного жира, молочного сахара, казеина, выделенного из натурального молока, и собственно солей – микроэлементов.
Контрольная группа белых мышей, питавшаяся натуральным молоком, была здорова и развивалась нормально. Мыши из другой группы, которую кормили искусственным молоком, чахли, теряли аппетит и, в конце концов, погибли.
Этот факт навел Лунина на мысль о том, что кроме всех, известных на тот момент питательных элементов, считавшихся жизненно важными и необходимыми, существуют еще какие-то, без которых пища теряет свою жизненную ценность. Что это за элементы, Николай Иванович, не мог дать ответа. Однако результаты опыта и свои предположения исследователь обнародовал в научных кругах.
– Существование каких веществ предположил Н.И. Лунин? (Предполагаемый ответ – витаминов).

Значит тема нашего урока – … (Предполагаемый ответ «Витамины»).
Запишите тему урока в тетрадь.

(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Предполагаемый ответ «узнать какую роль играют витамины, как они поступают в организм»)
Действительно, цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по-иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

III. Актуализация знаний

– Итак, мы выяснили, что впервые о существовании жизненно важных веществ, участвующих в обмене веществ высказал предположение в 1881 году Николай Иванович Лунин.
А вот впервые выделил витамины в 1912 году польский ученый Казимир Функ и предложил их назвать витамины (от латинского «вита» – жизнь, «амин» – содержащий азот), а болезни, вызванные их недостатками, – авитаминозами.

– Что вы слышали о витаминах? (Различные высказывания школьников).
Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.
  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
  • Витамины нужно принимать только зимой и весной.
  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

IV. Постановка проблемного вопроса:

– Правдивы ли эти высказывания? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

V. Первичное усвоение новых знаний

1. Определение витаминов, их роль в организме

Изучите текст параграфа 37 на стр. 188 и выясните: что такое витамины, как их принято называть, на какие группы их можно классифицировать, как называются состояния, возникающие при нехватке или, напротив, избытке витаминов в организме.

Фронтальная беседа по результатам работы с текстом учебника (предполагаемые ответы – Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. В отличие от ферментов, большинство витаминов не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей.
Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В1, В6, В12). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые (А, D, Е, К)
При длительном недополучении организмом, какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все-таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого-либо витамина.)

2. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека

Читайте также:  Какие витамины пропить для укрепления ресниц

– Сегодня мы остановимся на изучении витаминов А, С, D, B. Работать будем в группах. На ваших столах присутствует информативный материал об одном из изучаемых витаминов. Ваша задача, проанализировать этот материал и презентовать его классу. По ходу презентаций, в тетрадях следует заполнить таблицу о характеристике витаминов.

(Выступления представителей каждой группы с презентацией, заполнение таблицы).

Источник

Урок в 8 классе «Витамины» с презентацией
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Открытый урок для РМО биологов в МОУ Кузнецовской основной общеобразовательной школе.

Скачать:

Вложение Размер
urok_vitaminy.docx 44.64 КБ
vitaminy.ppt 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кузнецовская основная общеобразовательная школа

Павлово-Посадского муниципального района

Урок биологии в 8 классе

Кубецкой Тамарой Викторовной

2013-2014 учебный год

Образовательные: сформировать знания о биологической роли витаминов в

обмене веществ и их практическом значении для здоровья

Развивающие: способствовать развитию навыков исследовательской

деятельности, умения делать выводы, выделять главное,

применять свои знания на практике.

Воспитательные: формировать социальные компетенции учащихся как

творческой личности с положительными нравственными

качествами; прививать культуру здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием проблемной

Оборудование: компьютер и мультимедийный проектор; презентация

«Витамины»; лабораторное оборудование: пробирки,

пипетки, раствор йода, крахмальный клейстер, сок свежего

лимона, горячая вода; раздаточный материал: инструктивные

карточки для проведения практической работы.

Методы и методические приемы: создание проблемной ситуации , беседа, выступления учащихся с сообщениями, объяснение материала с использованием презентации, практическая работа, самостоятельная работа.

Подготовка к уроку: за неделю до проведения урока некоторым учащимся класса (по желанию) дается задание: подготовить сообщения по заданным темам. Задача учителя состоит в координации работы: необходимо дать план сообщения, порекомендовать источники информации.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка пройденного материала.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Как хорошо, что мы приветствуем друг друга каждый день такими словами, то есть желаем здоровья. Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. На всю жизнь человеку дается только один организм. Следовательно, мы должны бережно к нему относиться, постоянно о нем заботиться, чтобы долгие годы оставаться здоровыми!

— Что помогает нам сохранить здоровье?

— Остановимся на питании. Каково значение пищи для нашего организма?

— Какие питательные вещества содержатся в пище?

— Как используются питательные вещества, попавшие в клетку?

— Расскажите об основном и общем обмене веществ. Чем объяснить, что у подростков основной обмен выше, чем у взрослых?

— Сформулируйте основные принципы составления рациона питания.

При составлении рациона питания нужно учитывать многое, в том числе и наличие таких компонентов в пище, как витамины. Сегодня на уроке мы поговорим о них.

— Что вы слышали о витаминах? ( Все высказывания детей никак не комментируются учителем, а только принимаются к сведению ).

Мы часто слышим разную информацию о витаминах:

  • Витамины есть только в овощах и фруктах.
  • Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.
  • В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.
  • Витамины нужно принимать только зимой и весной.
  • Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Постановка проблемного вопроса:

— Правда ли это? Где предрассудки, а где факты? Я думаю, что в конце урока вы сможете ответить на этот вопрос.

Поэтому цель нашего урока узнать, какую роль витамины выполняют в организме человека, в каких продуктах содержатся, какие заболевания развиваются при недостатке или отсутствии витаминов. Вооруженные новыми знаниями, вы сможете по – иному взглянуть на свой образ жизни, в частности на то, как вы питаетесь.

( Учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

  1. Изучение нового материала.
  1. Из истории открытия витаминов.

Сообщение учащегося. Приложение 1.

  1. Определение витаминов, их роль в организме.

Витамины – это органические вещества, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ Они способствуют протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, живущими в нашем кишечнике.

Витамины обозначают буквами латинского алфавита (А, В, С, D) и цифрами, определяющими порядок их открытия (В 1 , В 6 , В 12 ). Сейчас их известно около 80 видов.

Все витамины делятся на две большие группы – водорастворимые (В, С) и жирорастворимые(А, D, Е, К).

При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все — таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина.

  1. Влияние некоторых витаминов на здоровье человека.

Прослушайте сообщения учащихся о значении некоторых витаминов. По ходу выступлений заполните таблицу в тетради. (Заполнение таблицы).

Сообщение учащегося о витамине С. Приложение 2.

Сообщение учащегося о витамине D. Приложение 3.

Сообщение учащегося о витамине А.Приложение 4.

Сообщение учащегося о витаминах группы В. Приложение 5.

Проанализируйте заполненную таблицу в тетради и таблицу 4 на стр. 154 учебника. Сделайте выводы.

— Какой витамин самый важный?

— Что является источником витаминов в организме?

— Почему витамины нужно получать в определенной дозировке?

— Как восполнить недостаток витаминов в организме?

— Как часто и в каком количестве нужно употреблять готовые витаминные препараты?

Вывод: все витамины необходимы для здоровья, потребление витаминов должно соответствовать потребности человека. Их превышение вредно, как и их недостаток.

  1. Практическая работа по определению витамина С.

А теперь проведем небольшое исследование: определим наличие витамина С в лимоне.

Витамин С очень нестоек, разрушается на воздухе, при соприкосновении с металлическими предметами, при нагревании. Исследование основано на свойстве витамина С обесцвечивать йод. Работу выполняем по инструктивной карточке.

“Определение витамина С”

1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

3. Возьмите свежий лимон и выдавите 1 мл сока, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

4. Проделайте подобный опыт с рассолом квашеной капусты, яблочным соком.

5. Нагрейте яблочный сок над спиртовкой, соблюдая правила техники безопасности. Проделайте предыдущий опыт с остывшим соком.

6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  • витамин С содержится в свежем лимоне, в квашеной капусте, яблочном соке;
  • витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.
  1. Сохранение витаминов в продуктах питания.

Самостоятельно прочитайте текст параграфа 38 стр.155-156 и ответьте на вопрос.

— Как сохранить витамины при приготовлении пищи?

Вывод: таким образом, неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

— А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин — разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В 12 , сильно снижают уровень кальция.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

  1. Проанализируйте следующий эпизод из книги Ю. Никулина «Почти серьезно». Он произошел с автором во время блокады Ленинграда.

«Как только наступали сумерки, многие слепли и смутно, с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

3.А теперь проверим свои знания.Тест№1.Работа и проверка в парах.

4.Игровой момент. Вам раздала упаковки с витаминами, порекомендуйте их больным людям.Кому?

(Организую этап самооценки и выясняю мнение учащихся об уроке).

— Понравился ли тебе урок?

— Что тебе показалось самым удачным, интересным, а что можно было бы сделать иначе?

— Считаешь ли ты, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

— Оцени, пожалуйста, свой вклад в работу класса.

изучить параграф 38 «Витамины», используя дополнительную литературу, подготовить сообщения о витаминах В 6 , В 12 , РР, F, Н.

Из истории открытия витаминов

В 1881 году русский врач Николай Иванович Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно были те же, правильность и точность опыта подтвердились.

Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей?

Н.И. Лунин решил, что в пище есть еще какое – то незаменимое вещество, необходимое для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами от латинского вита – жизнь и амин – содержащий азот. Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамин С – Аскорбиновая кислота. Содержится цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С. Выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в Экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747 г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Потребность в витамине С возрастает зимой и весной.

Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Особенно важное значение витамин D имеет для детей. В раннем детском возрасте при необеспеченности организма ребенка этим витамином развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка.

Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов.

При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.

Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А. Каротин лучше растворяется в жирах, поэтому морковку лучше тереть и есть со сметаной или маслом.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез.

При избытке витамина А происходят изменения кожного покрова, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли, малокровие.

Различают несколько видов данной группы: В 1, В 2, В 6, В 12. Содержатся витамины группы В в печени, мясе, молоке, хлебобулочных изделиях, овощах, яйцах, проросшей пшенице.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании парализуется деятельность конечностей, расстраивается походка. У больных, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери (оковы).

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Он заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявились признаки болезни бери-бери. Многие из них в конце концов гибли. Куры же, которые свободно разгуливали по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Что находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал, однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

В настоящее время установлено, что причиной данного заболевания является недостаток витамина В 1 . Витамин В 1 (тиамин) влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной жизнедеятельности тех органов, где наиболее интенсивен этот обмен.

Отсутствие витамина В 2 ведет к заболеваниям глаз, языка, полости рта.

Витамин В 12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В 6 вызывает дерматиты – заболевания кожи.

Избыток витаминов группы В приводит к аллергии.

  1. Антипова Н.В. Витамины как источник здоровья. Газета «Первое сентября» Биология №8, 2010.
  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Методика для учителя. 8 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Щербакова Ю.В., Козлова И.С. Занимательная биология на уроках. 6-9 классы. – М.: Глобус, 2011.

Тест по теме «Витамины». ФИО__________________________________ класс.

а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Авитаминоз – это…

а) переизбыток витамина;

б) недостаток витамина;

в) нормальное содержание витамина

3. В цитрусовых большом количестве содержится:

4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?

5. Переизбыток витаминов вызывает:

6. Витамины были открыты:

7. Источниками витамина D являются:

а) Жирная рыба, масло, солнечный загар;

б) свежие овощи, фрукты, молоко;

в) водоросли, мясо, яйца.

8. У мальчика понизилась острота зрения при слабом освещении, что может быть причиной?

а) недостаток витамина В; б) недостаток витамина А; в) недостаток витамина Е

9. Недостаток витамина С приводит к заболеванию:

а) Цинга; б) Пеллагра; в) Рахит.

Тест по теме «Витамины»

1.Являются ли витамины источником энергии?

а) да б) нет в) только некоторые

2.Являются ли витамины материалом для биосинтеза?

а) да б) нет в) только некоторые

3.Отвар шиповника, зеленый лук, смородину рекомендуют при недостатке витамина:

4.Недостаток витамина А приводит:

а) к болезни глаз б) к рахиту в) к цинге

5. Биологически активные вещества, поступающие в организм вместе с пищей, называются________________

6. Куриная слепота возникает при недостатке________________

7. Под влиянием ультрафиолетовых лучей образуется__________, отсутствие которого вызывает у детей_________.

8. Бобовые, печень содержат группу витаминов _______, регулирующих деятельность нервной и кровеносной систем.

9. При длительном хранении витамин А ___________.

10.Овощи лучше варить в _________ посуде, т.к. в другой разрушаются ______.

Источник

Adblock
detector