Меню

Витамин с йод реакция

Организация
исследовательской деятельности
учащихся в школе

Огромное количество неизученных проблем существует в окружающем нас мире. Какую воду мы пьем? Сколько в ней содержится железа, хлора? Какое мыло не сушит кожу, каков его рН? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, необходимо провести исследование. Исследование – это научный способ познания человеком окружающего мира. Школьники, которые занимаются исследовательской деятельностью, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно работают, могут убедительно отстаивать свою точку зрения, понять и признать свои ошибки.

Исследовательская деятельность обеспечивает высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, способствует осмысленному усвоению знаний, чем отличается от традиционного учения в школе. Но в этой работе могут возникнуть трудности как у ученика, так и у учителя.

Работа учителя в данном случае – это своеобразная метадеятельность, «надстроенная» над деятельностью учащихся. Учитель не просто ставит цели, но стремится к тому, чтобы эти цели были приняты учениками; не просто ищет способы достижения поставленных целей, но и работает над тем, чтобы эти способы были освоены учениками, т.е. объектом деятельности учителя становится поисковая активность учащихся.

Руководитель исследовательской работы должен научить учащихся следовать установленным параметрам, определяющим исследовательскую работу.

Что же должно присутствовать в исследовательской работе и в какой последовательности выполнять работу?

• Необходимо выбрать объект исследования: объектом исследования могут стать продукты питания (соки, овощи, фрукты и т.п.), предметы бытовой химии (мыло, стиральные порошки и др.), питьевая вода, почва – все, что интересно исследовать. Результаты исследования должны быть интересны людям.

• Сформулировать цель исследования, которая состоит в изучении явлений и объектов.

• Выдвинуть гипотезу (в ходе работы гипотеза может быть подтверждена или опровергнута).

• Сформулировать задачи исследования, которые предполагают определенные действия в работе по достижению цели.

• Сделать литературный обзор, в котором дается краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, объекте.

• Выбрать методы исследования и описать последовательность их использования.

• Провести исследование (по необходимости эксперимент повторяется несколько раз).

• Обработать результаты исследования, которые лучше представлять в виде таблиц, графиков, диаграмм (полученные данные необходимо сопоставить друг с другом, с данными, представленными в литературных источниках, т. е. установить и сформулировать закономерности).

• Сформулировать выводы, которые должны соответствовать целям, задачам, гипотезе исследования.

Оформить исследовательскую работу.

Составить доклад на научно-практическую конференцию (юные исследователи должны понимать, что исследовательская работа и доклад к ней – это разные виды научной деятельности).

• Подготовить компьютерную презентацию результатов исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность по теме
«Сколько витамина С в яблоках?»

Цель работы (на выбор).

1) Исследовать содержание витамина С в различных сортах яблок.

2) Сравнить содержание витамина С в яблоках в зависимости от сроков и условий хранения.

3) Сравнить содержание витамина С в свежих, запеченных и замороженных яблоках.

4) Сравнить содержание витамина С в яблоках районированных сортов, выращенных на дачных участках, и в яблоках, реализуемых через торговую сеть.

В зависимости от поставленной цели формулируется рабочая гипотеза и задачи.

Методика определения содержания
аскорбиновой кислоты

Для проведения эксперимента использована методика окисления аскорбиновой кислоты йодом (титриметрический метод анализа).

Читайте также:  Витамины от судорог для детей

Сущность метода. При окислении аскорбиновой кислоты раствором йода протекает реакция по следующей схеме:

Оборудование. Фарфоровая ступка с пестиком, пипетка (или бюретка), учебные весы.

Реактивы. Спиртовой раствор йода (0,125%-й раствор), раствор крахмала, разбавленный раствор соляной кислоты.

Приготовление раствора крахмала. 1 г крахмала развести в небольшом количестве воды и вылить в стакан кипятка, прокипятить 1 мин. Приготовленный раствор хранить в холодильнике не более 1 недели.

Приготовление спиртового раствора йода. Взять аптечный раствор йода (5%-й), разбавить в 40 раз, при этом получится 0,125%-й раствор. 1 мл данного раствора соответствует 0,875 мг аскорбиновой кислоты.

1. Взвесить взятое для исследований яблоко, занести данные в таблицу (2-й столбец).

2. Ножом из нержавеющей стали вырезать ломтик яблока. Проба яблока должна быть взята от кожуры до сердцевины.

3. Взвесить остаток яблока и вычислить массу пробы. Занести данные в таблицу (3-й столбец).

4. Ломтик яблока поместить в фарфоровую ступку с разбавленной соляной кислотой и тщательно растереть пестиком.

5. Добавить раствор крахмала.

6. Титровать смесь раствором йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10–15 с. Занести данные в таблицу (4-й столбец).

7. Рассчитать количество раствора йода (в мл), необходимого для титрования целого яблока, занести данные в таблицу (5-й столбец).

8. Рассчитать массу аскорбиновой кислоты в целом яблоке, занести данные в таблицу (6-й столбец).

9. Рассчитать (в %) содержание аскорбиновой кислоты в яблоке, занести данные в таблицу (7-й столбец).

Таблица для оформления результатов эксперимента

№ п/п Масса целого яблока, г Масса пробы яблока, г Количество р-ра I2, израсходованного на титрование пробы яблока, мл Количество р-ра I2, израсходованного на титрование целого яблока, мл Масса аскорбиновой кислоты в яблоке, г Содержание аскорбиновой кислоты в яблоке, %
1 2 3 4 5 6 7
……. ……. ……. ……. ……. …….

А. Если для титрования использована бюретка.

1. Расчет объема раствора йода, необходимого для окисления аскорбиновой кислоты, содержащейся в целом яблоке:

где 125, 25 г – масса целого яблока;

10,35 г – масса пробы яблока;

0,65 мл – объем раствора йода, израсходованного на титрование пробы яблока.

2. Расчет массы аскорбиновой кислоты в целом яблоке.

где 0,875 мг – количество аскорбиновой кислоты, которому соответствует 1 мл 0,125%-го раствора йода.

3. Расчет процентного содержания аскорбиновой кислоты в целом яблоке:

Б. Если для титрования использована пипетка.

1. Расчет количества капель раствора йода в 1 мл. В 1 мл раствора йода содержится 75 капель.

2. Расчет объема одной капли раствора йода:

3. Расчет объема 5 капель раствора йода, необходимого для окисления аскорбиновой кислоты, содержащейся в пробе яблока:

y = 0,13 (мл)•5 (кап.) = 0,65 мл.

4. Далее см. расчеты в пп. 1–3 методики «А».

Л и т е р а т у р а

Андреева С.Ю., Солянкина Н.Л. Рекомендации к организации исследовательской работы учащихся. Красноярск: ККИПКР, 2000; Ольгин О. Опыты без взрывов. М.: Химия, 1995; Петровский К.С., Белоусов Д.П. и др. Витамины круглый год. М.: Россельхозиздат, 1983; Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников. Школьные технологии, 2006, № 4, с. 108–114.

Читайте также:  Рекомендуемый уровень суточный потребления витамина с

Источник

Посинение.

Мы использовали:

  • Спиртовой раствор йода 5%
  • Перекись водорода 3%
  • Аскорбиновую кислоту (витамин С)
  • крахмал
  • 2 баночки из-под детского питания и 1 рюмку

Порядок наших действий:

1. Аскорбиновую кислоту, около грамма, засыпали в рюмку и помешивая, растворили в 3-х столовых ложках теплой воды. Получился раствор №1.

2. Чайную ложку раствора №1 смешали с чайной ложкой йода, добавили 3 столовые ложки воды, пронаблюдали, как кислота буквально съедает цвет йода. Получили раствор №2.

3. Во второй банке смешали столовую ложку перекиси водорода, 1/2 чайной ложки крахмала и 3 столовых ложки воды. Это был раствор №3.

4. Приготовились к таинственному превращению и стали переливать раствор №2 в банку с раствором №3 и обратно. Опыт обещал волшебство на глазах, но ничего не происходило! После нескольких минут переливания туда-сюда, мы решили, что опыт не удался и ушли всплакнуть над неудачей. Когда через полчаса мы вернулись к лабораторному столу, нас ждал сюрприз.

Итог: Жидкость из молочно-белой стала тёмно-синей.

Объяснение: Аскорбиновая кислота обесцвечивает йод, а крахмал, вступая в реакцию с йодом окрашивается в синий цвет. Перемешивая растворы №2 и №3 мы запустили эти химические реакции одновременно. После некоторой борьбы ( в нашем случае длившейся около получаса) крахмал победил и окрасил полученную жидкость в черничный цвет.

Источник

«Витамин С в нашей жизни»

В работе дана методика по определению витамина С во фруктах и соках.

Скачать:

Вложение Размер
opredelenie_vitamina_s_vo_fruktah_i_sokah.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Определение витамина С во фруктах и соках

Основным источником витаминов является сок, тем более, что он доступен всем и может храниться длительное время.

О пользе фруктовых и овощных соков, натуральных и особенно свежевыжатых, знают все. Они так же полезны и питательны, как сами плоды. Фруктово-ягодные соки очень богаты углеводами, органическими кислотами, сахарами (фруктозой, глюкозой), различными витаминами (С, В, Р, РР И ДР.), красящими и ароматическими веществами, минеральными солями. Они приятны на вкус, хорошо утоляют жажду и способствуют лучшему усвоению пищи.

Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком мы задаем себе вопрос: “Какой же сок, купить? Какой сок лучше?” Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. Весной организм человека испытывает недостаток в витаминах. Чтобы бороться хоть как-то с авитаминозом неизменным спутником весны, можно заменить обычный чай и газировку на натуральный сок. Сок – это жидкий продукт, полученный путем механических процессов из фруктов или овощей, консервированный физическим или химическим способом.

Цели и задачи исследовательской работы

1. Расширить представления о значении витамина С в нашей жизни, определить наличие витамина С во фруктах и соках.

2. Определить в каком фрукте, в каком соке известных марок содержится больше витамина С.

3. Выяснить уменьшается ли количество витамина С со временем.

4. Почему я искала во фруктах и в соках витамин С? Он является самым известным и наиболее изученным витамином.

5. И наконец, сделать вывод, какой сок из известных марок лучше всего обеспечивает наибольшее поступление этого витамина.

Витамин С можно выявить с помощью йода., крахмального клейстера. Витамин С – интенсивный восстановитель, и поэтому он будет восстанавливать катион йода – бесцветный. Потому добавление веществ, содержащих витамин С, приведёт к обязательному обесцвечиванию йода. Если обесцвечивание не произойдет, мы можем утверждать, что витамина С в пробе нет. Если же йод будет обесцвечиваться, то значит витамин С в пробе присутствует.

  1. Спиртовой раствор йода разведем водой до цвета крепкого чая.
  2. Добавим в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.
  3. Возьмем по 1 мл сока различных фруктов и по 1 мл. апельсинового сока исследуемых марок и к пробам по каплям будем добавлять клейстер, подсчитывая количество капель.
  4. Наблюдаем за окраской. Если раствор йода обесцветился быстро, то витамина С в пробе много, если обесцветился медленно – витамина мало. Если не обесцветился совсем, то витамин С отсутствует.
  5. Проведем этот же опыт нагревая пробы сока.
  6. Сделаем вывод.

Опыт на фруктах

Этап 1 : я взяла четыре различных фрукта: лимон, апельсин, мандарин, яблоко и подготовила пробы соков.

1 пробирка: сок лимона

2 пробирка: сок апельсина

3 пробирка: сок мандарина

4 пробирка: сок яблока

Этап 2 : в четыре пробирки с выжитым соком из фруктов я добавила две капли реактива. Понаблюдала за окраской. В первой пробирке сок лимона моментально обесцветил реактив, во второй и в третьей реакция была несколько замедлена. А вот в четвёртой (проба яблочного сока) реактив не обесцветился вовсе.

Этап 3 : затем я решила продолжить эксперимент. Также в эти же четыре пробирки добавила ещё две капли реактива. Практически никаких изменений не произошло, но в третьей пробирке реакция проходила медленней, чем во второй. Следовательно, исходя из этого, я составила рейтинг фруктов по содержанию в них витамина С:

Вывод: В первых трех пробирках реакция была, значит, в этих соках присутствует витамин С. В четвёртой реакции не было, получается, что яблочный сок не содержит витамина С. Так как лучше всех реактив обесцветил сок лимона, мы хотели взять линию лимонных соков, но таких соков на прилавках магазина нет. И я решила взять и поэкспериментировать с апельсиновыми соками.

Я взяла три вида апельсинового сока различных марок, самые известные из которых: “Добрый”, “Моя семья”, “Фруктовый сад”, и решила определить:

  1. вкус, цвет соков;
  2. наличие витамина С в соках;

1 пробирка: «Добрый»

2 пробирка: «Фруктовый сад»

3 пробирка: «Моя семья»

Соки бывают мутными и прозрачными. Первые содержат не только сок, но и мякоть плодов и фруктов с целым набором полезных нерастворимых веществ – клетчатки, пектина, жирорастворимых витаминов (А, Е). Как правило, содержание натурального сока в них 45%, качество 100%.Соки без мякоти бывают осветлёнными и неосветлёнными. Первые осветляются с помощью фильтра. Вторые более ценные по питательным свойствам, хотя и имеют неприглядный внешний вид – мутные, с осадком.

Этап 1. Определение вкуса, цвета соков. Вкус и цвет соков схожи, но все же имеются незначительные отличия. (Таб.2. приложение.)

Таблица 2. Сравнительная характеристика цвета, вкуса, консистенции соков

Источник

Adblock
detector