3 класс. Чтение. Уроки и переменки. О. Григорьев «Витамин роста».
3 класс. Чтение. Уроки и переменки. О. Григорьев «Витамин роста».
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
О. Григорьев «Витамин роста».
Введение
Встаньте ровно, ребятишки,
И девчонки и мальчишки!
Руки вверх все – потянулись. (3 раза).
Все друг другу улыбнулись.
Здоровья всем мы пожелаем
И работать начинаем.
Прочитайте пословицы. Определите общую тему пословиц.
Здоровье дороже золота.
Здоровья не купишь.
Ум да здоровье всего дороже.
В здоровом теле здоровый дух.
Болезнь человека не красит.
— А как вы думаете, почему сегоднязанятие начали с пословиц о здоровье? (Наверное, будем читать произведения на эту тему.)
— А как сохранить и поддержать здоровье? Что надо делать?
-О чём говорят следующие пословицы и поговорки?
Ешь правильно – и лекарство не надо.
Обед без овощей – праздник без музыки.
Зелень на столе – здоровья на сто лет.
Хлеб да капуста никого не подпустят.
(Нужно правильно питаться, есть овощи и фрукты)
— А почему надо есть овощи и фрукты? Чем они так полезны? Я вам загадаю загадку, а отгадка поможет вам ответить на мой вопрос.
В каждом возрасте полезен
От рожденья до седин.
Он сражается с болезнью
Друг надежный …(витамин).
Словарная работа.
Витамины — это вещества, необходимые для питания человека. Известно около 30 витаминов. Каждый витамин выполняет определенную задачу в организме. Их обозначают латинскими буквами.
Витамин А — защищает от болезнетворных вирусов и микробов, влияет на зрение.
Витамины группы В (В1, В2, В3, В5, В6, В12 ) обеспечивают организм энергией, нужны для работы нервной системы и кишечника.
Витамин Д – помогает сохранить здоровыми зубы и кости.
Витамин Е – защищает организм то воздействия радиации и ядовитых веществ.
Витамин С – это витамин витаминов. Он поддерживает иммунитет и повышает сопротивляемость организма простудам.
Организм человека не способен запасать витамины впрок и поэтому должен получать их регулярно в полном объёме.
Отрывок из стихотворения А. Барто.
Скоро десять лет Сереже,
Все никак не может
До Сережи дорасти.
Брату все разрешено —
Он в четвертом классе!
Может он ходить в кино,
Брать билеты в кассе.
— О чём мечтает герой?
— Как вы думаете, существует ли такой витамин?
-На этот вопрос поможет ответить человек, произведение которого мы будем читать.
— Откройте учебник на стр. 168.
— Прочитайте название произведения и фамилию автора. Знаком ли автор? Какие произведения он создал? (Стихи).
Об авторе.
Олег Григорьев — поэт с очень непростой и трагической судьбой. Особенно это видно, если читать его взрослые стихи. Но для детей Олег Григорьев — это весёлый, немного хулиганистый поэт. Его часто сравнивают с Остером и Хармсом, но Олег Григорьев — это самобытный и запоминающийся писатель, стихи которого с удовольствием цитируют и дети и взрослые.
Оле́г Евге́ньевич Григо́рьев ( 1943, Вологодская область) — российский поэт и художник.
Родился в эвакуации в Вологодской области. Отец по возвращении с фронта запил, и мать (фармацевт) с двумя детьми переехала в Ленинград. В детстве жил в центре, неподалёку от Дворцовой площади, позже жил на Васильевском острове недалеко от Смоленского кладбища.
С раннего возраста увлекался рисованием. С 1956 по 1961 г. учился в СХШ при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, в одном классе с Михаилом Шемякиным, с которым дружил. Закончил СХШ в 1961 году.
Как отмечает исследователь творчества Григорьева Михаил Яснов: «Он должен был стать художником, но, по его собственным словам, „не отстоял себя как живописца“. В начале шестидесятых Григорьева изгнали из художественной школы при Академии художеств. Изгнали за то, что рисовал не то и не так. За то, что был насмешлив и скандален. За то, что имел особый взгляд, улавливающий смешную и трагичную алогичность жизни».
В дальнейшем Григорьев работал сторожем, кочегаром, дворником. В 1961 году сочинил четверостишие «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным «детским народным» стихотворением.В 1971 году выпустил первую книжку детских стихов и рассказов под названием «Чудаки», ставшую популярной; по нескольким произведениям из неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала «Ералаш». Многие его стихи вошли в питерский городской фольклор.
В 1981 году в Москве вышла вторая его детская книга — «Витамин роста». Стихи из неё вызвали негодование у некоторых представителей официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова, и Григорьев не был принят в Союз писателей СССР.
В 1985 году Леонид Десятников написал одноактную классическую оперу для детей, для солистов и фортепиано «Витамин роста» по одноимённой поэме Олега Григорьева. В 1988 году по этой же поэме был снят одноимённый мультфильм (реж. Василий Кафанов)
Следующая книга Григорьева, «Говорящий ворон», вышла уже в перестройку, в 1989 году. В том же году он получил вторую судимость («за дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.
Умер 30 апреля 1992 года в Санкт-Петербурге.
Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями, в том числе в переводе на немецкий и на французский язык.
— Какие стихи О. Григорьева вы читали?
— В чём особенности стихов Олега Григорьева? (Они короткие, смешные, весёлые, герои в них – дети).
— Новое произведение тоже стихотворение? (Нет, стихотворема).
— Что может обозначать это слово? Как образовалось? (Стихи + творить).
-Можно предположить, кто герои стихотворемы?
(. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол
И читал лекцию о питании человека.
В связи с научными достижениями века.
— Дорасти до потолка в наше время
Относительно просто.
для этого открыт в природе
Витамин А — витамин роста.
Особенно много витамина А
Содержит в себе морковь.)
— Как вы думаете, почему это произведение включено в раздел « Уроки и переменки»?
Вопросы, на которые нужно ответить после прочтения:
- Какой витамин является витамином роста?
- Где он содержится?
- Кто главные герои стихотворемы?
Работа после чтения 1 части.
— Понравилось произведение?
-На какие вопросы вы можете дать ответы, прочитав 1 часть?
— Какое по жанру напоминает это произведение? (рассказ в стихах)
-Перечитайте 1 часть и подчеркните ключевые, главные слова, не более 8-10 словосочетаний.
— Задание на внимание. Выписаны ключевые слова, прочитайте и проверьте, всё ли верно:
Витамин В ( витамин А)
Серые крысы ( белые крысы)
Чтобы вырос с тыкву ( вырос с арбуз)
— С какой целью проводился эксперимент? (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.)
— Удался ли эксперимент?
(. Учитель, за опытом наблюдая,
Ничего не может понять.
Выросла крыса,
Которой в пище
С избытком давали витамин А,
Но так же выросла
И другая крыса,
И даже больше раза в два.
— Тут, видимо, кто-то есть, —
Решил учитель и оглядел комнату. —
Ну да, так и есть! —
Из-под стола торчали чьи-то пятки.
— Кто это тут играет в прятки?
Ах, это ты, Смирнов!
Ну да. я так и знал.
Ты как это здесь оказался?)
Итоги
Познакомились с произведением О. Григорьева «Витамин роста»; с биографией и творчеством писателя;
Источник
Урок литературного чтения «О.Григорьев «Витамин роста»». 3-й класс
Класс: 3
Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о гуманном поступке на основе изучения поведения и поступков литературных героев.
- Дать представление о понятии стихотворема;
- Раскрыть понятие “гуманный поступок”;
- Сформировать элементарные умения анализа конкретных поступков литературных героев на принадлежность к категории “гуманный”;
- Развивать умение составлять несложные монологические речевые высказывания о произведении (героях, событиях);
- Расширить словарный запас учащихся по темам “Биология” и “Витамины”;
- Развивать коммуникативные способности и познавательную активность учащихся;
- Способствовать воспитанию культуры речевого общения, сплочению детского коллектива;
- Продолжить работу по формированию умения работать в парах;
- Воспитывать интерес к учебному предмету, чтению литературных произведений;
- Формировать навык самооценки деятельности (рефлексии).
1. Самоопределение к деятельности. Введение в тему урока.
– Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок литературного чтения. Ваши ожидания? (Будет интересный урок.) Какое произведение по настроению вы хотите прочитать? (Веселое. / Грустное.) Учитель должен обращать внимание на детей, которые хотели бы прочитать грустное произведение на протяжении всего урока. На уроке мне будет нужна ваша помощь. Поднимите руки, на чью помощь я могу рассчитывать? Дети поднимают руки.
– Я пришла на урок не с пустыми руками. Отгадайте, что я принесла?
В каждом возрасте полезен
От рождения до седин.
Он сражается с болезнью –
Друг надежный – … (витамин).
Учитель показывает баночку с витаминами.
– Кто из вас употребляет витамины? (Ответы детей.)
– Какие витамины вы знаете? ( А, В, С, витамины для взрослых, витамины для детей…)
– Где они содержатся? ( В фруктах, овощах …)
– Зачем я принесла витамины на урок? ( Чтобы угостить нас витаминами. А может мы будем читать новое произведение, которое как-то связано с витаминами.)
– А для чего употребляют витамины? (Чтобы быть здоровыми. Не болеть.)
– О чем больше всего мечтают маленькие дети? (Вырасти.)
– А что нужно сделать, чтобы ускорить процесс роста? (Есть витамины, заниматься спортом.)
– А может существуют специальные витамины, витамины роста? (Нет./Да.)
– Вы, точно, знаете название витаминов, которые необходимы для роста? (Нет.)
– Вопрос был один, а мнений несколько. Что будем делать? (Можно спросить у педагога, можно обратиться к учебнику, спросить у старших ребят.)
2. Работа с текстом до чтения.
– Ответы на эти вопросы знает человек, произведение которого мы будем читать на уроке.
– Хотите узнать кто он?
– Какой секрет откроет нам?
– Откройте учебник, на странице 168 и попытайтесь извлечь как можно больше информации, прочитав имя автора, название произведения, рассмотрев иллюстрации.
– Кто автор? (Олег Григорьев)
Учитель показывает портрет поэта и на доске открывает табличку с фамилией и именем автора.
– Что вам известно о нем? (Он поэт, пишет стихи. Герои его стихов дети.)
– Что это за произведение? (Стихотворема.)
– Что такое стихотворема? ( Предположение детей.) Ответов прозвучало много и все они разные, но точного определения мы так и не имеем. Поэтому вопрос остается открытым.
На доске учитель фиксирует вопросы, которые возникли во время обсуждения, в разделе “Вопросы”, левая часть доски: 1. Что такое стихотворема? (Опорный сигнал.)
– Как называется произведение? ( “Витамин роста”.)
На доске учитель открывает табличку с названием “Витамин роста”. (Опорный сигнал.)
– По названию можно предположить, о чем будет это произведение? (О витаминах, которые помогают расти.)
– Из названия удалось ли узнать, как называется витамин роста? (Нет.)
На доске: 2. Как называется витамин роста? (Опорный сигнал.)
– Может быть, ответить на эти вопросы помогут иллюстриции?
Учащиеся рассматривают иллюстрации к произведению.
– Где находится витамин роста? (Трудно ответить.)
На доске: 3. Где находится витамин роста? (Опорный сигнал.)
– Можно предположить, где происходят действия? (Нет.)
– Почему произведение включено в раздел уроки и перемены? (Оно, наверное, связано со школой.)
– Вопросов накопилось много, а ответов нет. Что делать? (Нужно прочитать произведение.) Но прежде чем начнем знакомиться с новым произведением, давайте еще раз вспомним вопросы, на которые должны получить ответы.
На доске опорные сигналы: (файл Рисунки. docx)
- Что такое стихотворема?
- Как называется витамин роста?
- Где находится витамин роста?
3. Первичное знакомство с текстом.
– Ребята, сегодня я хочу предложить вам необычное знакомство с текстом. Сегодня мы текст будем не читать, а слушать и смотреть в обработке мультипликаторов. Хотите? (Да.) Тогда начнем.
Дети смотрят мультфильм “Витамин роста” О. Григорьева. (Продолжительность мультфильма 5 минут 50 секунд.)
– Понравился вам мультфильм? (Да.)
– Кто из героев вам понравился и запомнился? ( Смирнов. Учитель. А мне понравились крысы, они такие хорошенькие!)
– Что интересного было для вас? (Понравился весь мультфильм. А мне было интересно чем закончится эксперимент.)
– Нашли ли ответы на наши вопросы? (Да.)
– Может у вас возникли новые вопросы? (Почему эксперимент проводили на крысах, а не на других животных. А почему в нашей школе нет живого уголка, а в той школе есть?) Что-то было не понятно? (Да.)
– Предлагаю перечитать текст вместе. В тексте встретится много слов, значения которых могут быть непонятны. Поэтому прежде чем начнем читать я прошу своих учеников-помощников заполнить нам содержание “Словаря нужных слов”.
Ученики-помощники на доске в разделе “Словарь нужных слов” вывешивают домашние заготовки, опорные сигналы с кратким толкованием лексических значений слов или рисунки к данным словам (дома один ученик работал с одним словом): (файл Рисунки. docx).
– биология – альбинос – глазное яблоко – тритон (карточку готовил учитель) – питон (карточку готовил учитель) | – клуха – авитаминоз – эксперимент | – эффект – стерильная пища – гуманные соображения – Ребята, прочитайте значение слов, которые ребята нашли дома. Обратите внимание на рисунки, они вам помогут понять значение слова. 4. Перечитывание текста и беседа по содержанию. Текст отдельными частями читают хорошо читающие дети и учитель. Олег Григорьев Мир был, как глобус, синь и кругл. Учитель биологии ходил по классу из угла в угол. И читал лекцию о питании человека. В связи с научными достижениями века. – Итак, мы в школе на уроке биологии. Что такое биология? Ответ можно найти на доске в разделе “Словарь нужных слов”. (Этот предмет, изучающий живых существ – человека, животных, растения.) Тема этого урока – “Питание человека”. – Дорасти до потолка в наше время относительно просто. Для этого открыт в природе витамин А – витамин роста. – Мы ответили на один из вопросов? ( Да. Витамин роста – витамин А.) Особенно много витамина А содержит в себе морковь. – Кто такие альбиносы? (Животные белого цвета.) Интересно, зачем они понадобились? Да смотри не задерживайся у попугаев и не задавай им никаких вопросов – Похоже, Смирнов – ученик любознательный. Интересно, почему именно его попросили сходить в живой уголок? (Смирнов всегда помогает в живом уголке, любит животных, заботливый, исполнительный .) Заодно поймай на окне самую толстую муху И накорми в террариуме тритона. – Кто такой тритон? (Ящерица.) Тритон – небольшой по размеру 13–14 см в длину, неуклюж и некрасив. Тритоны плохо видят, так что ловля пищи для них сложна. Проворных насекомых им поймать трудно, поэтому они голодают. Будь осторожен – не спугни с яиц клуху. – Ребята, понять кто такая клуха вам поможет рисунок, который находится в “Словаре нужных слов”. И опасайся питона. – Необычный в этой школе живой уголок: здесь и крысы, и ящерица, и курица яйца высиживает, и змея есть – питон… Кто такой питон? (Большая змея.) Питон – гиганская змея. Достигает размеров от 6 и более метров. Чтобы завладеть добычей, змея обвивается вокруг своей жертвы, душит ее, а потом заглатывает. Жертвой питона может быть животное гораздо большее самого питона. А Смирнов, похоже, свой человек в живом уголке, и животных, кажется, любит и не боится. А пока Смирнов ходит вниз, расскажу я вам немного про крыс. Вы знаете, какие это вредные и нахальные животные. – А тема урока какая?( Питание человека.) Интересно, при чем здесь крысы? (На крысах будет учитель проводить эксперимент.) Особенно крысы опасны, когда бывают голодные. – К отряду грызунов, – сказал Иванов. Только прекрати грызть яблоко. А ты, Мехнов, отвернись от окна И поверни ко мне хотя бы одно глазное яблоко. – Вы заметили как О. Григорьев играет словами? ( Слова яблоки используются в этой игре.) В каком значении? Рисунки – помощники на доске помогут ответить на этот вопрос. (Яблоко и глазное яблоко похожи по форме.)А в чем провинился ученик Мехнов? (Он отвлекался на уроке, смотрел в окно.) Если с крысами не бороться и дать им свободно плодиться, – Как по-другому сказать? (Опыт.) Вот этому крысенку мы повесим бирку со знаком “плюс” – То есть какую? (Совсем без витаминов.) А для чего? (Чтобы доказать, что пища богатая витаминами полезна, а пища без витаминов приводит к тому, что живой организм плохо развивается.) Чтобы вызвать у него авитаминоз. – Что такое авитаминоз можно прочитать в “Словаре нужных слов”. ( Нехватка витаминов в организме.) И примерно через месяц мы увидим, – По-другому как можно сказать? ( Результат.) Конечно, в том случае, если крыса с “плюсом” – То есть, если здорова. Вы поняли, какого результата надо ожидать?( Да.) Проходит неделя, проходит другая, – Почему? Что случилось? (Обе крысы выросли, не видно никаких изменений в их развитие.) Выросла крыса, которой в пище – Вы догадались почему? Какое предположение возникает?( Крыс кормили пищей богатой витаминами.) Однажды, перед тем как начать урок, – Откуда взялась морковка, вы догадались? (Морковку принес Смирнов.) Учитель хотел морковку отнять, но крыса огрызалась – Тут, видимо, кто-то есть, – – Кого он увидел? (Смирнова.) Решил учитель и оглядел комнату. – – Что значит поступок “из гуманных соображений”? Я предлагаю разные варианты ответов выберите подходящий вариант(учитель на доске вывешивает опорные сигналы):
(Поступок “из гуманных соображений” – это добрый поступок, бескорыстный поступок, поступок ради других, поступок от чистого сердца, полезный поступок.) Ответы детей учитель фиксирует на доске. Смирнов опустил глаза и сквозь слезы сказал: – Ну не плачь, опыт ты не сорвал, – Чему же повредил Смирнов? (Крыса с биркой “минус” выросла больше, чем с биркой “плюс”, потому что Смирнов лучше ее кормил.) И чтобы не возникли у кого-нибудь сомненья и придирки, – Как вы думаете, для Смирнова это строгое наказание? Почему учитель поступил так? (Нет для Смирнова это не наказание и учитель знает об этом. Смирнов очень любит животных и готов для них сделать все что угодно. Тем более по мультфильму он попросит помощи у родителей.) 5. Работа с текстом после прочтения. – Мы прочитали произведение Олега Григорьева “Витамин роста”. Думаю, мы теперь можем вернуться к вопросам, которые у нас возникли в начале урока, чтобы дать на них верные ответы. Ответы детей учитель фиксирует на доске в разделе “Я знаю” (правая сторона доски), он переносит вопрос с левой части доски к ответам. (файл Рисунки.docx) – Может быть, у вас возникли новые версии того, почему произведение названо “стихотворема”? Для этого еще раз ответим на вопрос, с какой целью проводился эксперимент. (Чтобы доказать, что витамин А – действительно витамин роста, одна из крыс должна была вырасти.) На доске опорные сигналы : (файл Рисунки.docx) стихотворение + теорема + поэма = стихотворема, т.е. стихотворный рассказ с доказательством теоремы. – Это наше предположение. Может быть, Олег Григорьев и согласился бы с нашими рассуждениями. Дети работают в парах. – Кто готов свои работы может вывесить на доске. Дети вывешивают свои работы. – Что скажете о своих работах? (Смирнов на рисунках меняется. Сначала мы нарисовали его маленьким, а затем он становился все больше и больше.) Учитель угощает учеников витаминками. – В начале урока ваши знания о пользе витаминов были какими? Выберите картинку на вашей парте, которая соответствует вашему ответу. Дети выбирают одну из картинок: (файл Рисунки.docx)
– А теперь оцените ваши знания. Выберите соответствующую картинку. Дети выбирают одну из картинок. – Покажите ваши картинки. Выросли ваши знания? (Да, выросли. Мы стали знать больше.) – Что нового для себя узнали из стихотворемы? Какие знания вынесли с урока биологии? А узнали .что-то новое о самих себе? (Ответы детей.) 8. Домашнее задание по выбору: Источник ➤ Adblockdetector |