Витамины и пищевые добавки для лечения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
Задумывались ли Вы когда-либо над тем, могут ли витамины и пищевые добавки помочь в лечении симптомов синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?
За последние десятилетия альтернативная и комплиментарная медицина приобрела большую популярность. В результате этого на данный момент существует большое количество нетрадиционных подходов к сохранению здоровья и к лечению. Эти средства иногда используются вместо стандартных медицинских решений. Хотя зачастую они используются в качестве дополнения к принятым методам лечения. Некоторые альтернативные терапии безопасны, относительно доступны и легко осуществимы. А некоторые могут дать Вам реальную возможность принять активное участие в принятии ключевых решений, касающихся Вашего здоровья.
С другой стороны существуют природные или альтернативные средства, применение которых не является безопасным. Поэтому очень важно знать, что действительно «срабатывает», а что нет, особенно если речь идёт о применении этих методов для лечения таких заболеваний как СДВГ. Факт заверений, что витамины или пищевые добавки имеют естественное происхождение, ещё не является гарантией безопасности их использования. Очень важно обсудить подобные способы с Вашим лечащим врачом, прежде чем пробовать их на деле.
Эта статья может разъяснить для Вас, какие витамины и натуральные добавки являются безопасными и эффективными для лечения симптомов СДВГ.
Цинк и симптомы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
По результатам некоторых исследований было сделано предположение, что у детей с СДВГ уровень содержания цинка в организме ниже нормы. Некоторые учёные также утверждают, что у детей с СДВГ, которым давали цинк наряду с традиционными препаратами против СДВГ, наблюдалось ослабление симптомов заболевания.
Некоторые исследования показали снижение гиперактивности и импульсивности во время дополнительного приема цинка. Но по результатам тех же исследований видно, что не наблюдалось никаких изменений в проявлении невнимательности, которая также является одним из основных симптомов СДВГ. Хотя исследование, проведённое журналом Journal of Child and Adolescent Psychopharmacology, показало корреляцию между уровнем цинка и невнимательностью ребёнка по отношению к учителям и родителям.
Среди продуктов, содержащих высокий процент цинка, можно назвать устриц и другие морепродукты, красное мясо, птицу, молочные продукты, бобовые, орехи, целые зерна и злаковые.
Рыбий жир и синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Есть некоторые свидетельства, что употребление рыбьего жира может ослабить проявление симптомов СДВГ. Рыбий жир содержит омега-3 жирные кислоты. Некоторые исследования дали гипотезу, что у детей с СДВГ в возрасте от 8 до 12 употребление рыбьего жира может улучшить умственную активность. Например, результатом употребления может быть улучшенная способность ребёнка организовывать свою деятельность.
В одном исследовании применялась особая комбинация рыбьего жира и масла энотеры. В результате исследования улучшились показатели гиперактивности, невнимательности, способности чётко мыслить, а также наблюдалось улучшение поведения у детей с СДВГ в возрасте от 7 до 12, которые участвовали в этом исследовании.
К видам рыбы, богатой на омега-3 жирные кислоты, относятся лосось, длиннопёрый тунец, сельдь, скумбрия, форель и сардины.
St. John’s wort («Вытяжка St. John’s»): никакой пользы в лечении синдрома дефицита внимания с гиперактивностью
«Вытяжка St.John’s” – это общепринятая травяная добавка. Её используют для лечения депрессии, беспокойности и расстройств сна. Это травяное средство влияет на химические вещества в мозгу, включая серотонин, допамин и норэпинефрин.
Недавние научные исследования не поддержали использование «Вытяжки St.John’s» для лечения СДВГ. Больше того, результаты этих исследований свидетельствуют о том, что этот препарат не оказывает вообще никакого влияния на симптомы СДВГ.
Одно из исследований проводилось с задействованием группы детей и подростков с СДВГ в возрасте от 6 до 17 лет. В ходе исследования каждому из участников давали либо плацебо, либо «Вытяжку St.John’s” по три раза в день на протяжении 8 недель. Затем сравнивали показатели гиперактивности и невнимательности этих пациентов. В результате оказалось, что разницы у пациентов из разных групп не возникло.
Другие естественные добавки и синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Существуют предварительные сведенья, что некоторые натуральные добавки могут оказать положительный эффект на людей с СДВГ. Например, в одном исследовании применялась комбинация Американского женьшеня и листьев гинкгового растения, которая оказала положительное влияние на симптомы СДВГ у детей от 3 до 17 лет. Но учёные считают, что для однозначного признания этого способа лечения необходимо провести больше научных исследований.
Некоторые исследования также показали, что естественный гормон мелатонин может пойти на пользу детям с СДВГ, принимающим стимулирующие препараты. Исследователи отметили, что благодаря этому гормону ослабились проблемы со сном у детей с СДВГ. Однако по отношению к другим симптомам СДВГ мелатонин не дал никакого эффекта. Естественные добавки, такие как GABA (гамма-аминобутировая кислота) и инозит иногда применяются в лечении СДВГ, в частности для улучшения настроения. Хотя эффективность этих препаратов в борьбе с СДВГ не была доказана, кроме того существует недостаточное количество сведений о безопасности их применения.
Могут ли питательные добавки помочь при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, заполняя недостатки в рационе?
Некоторые сторонники применения питательных добавок считают, что симптомы СДВГ начинают проявляться из-за неполноценности диеты. Соответственно они утверждают, что применение пищевых добавок может помочь восполнить пробелы в питании.
К примеру, было проведено несколько исследований касательно применения железа в качестве пищевой добавки для лечения СДВГ. Результаты этих исследований дают возможность предположить, что у детей с СДВГ наблюдается недостаток железа в организме. Следуя из чего, учёные предполагают, что восполнение баланса железа может помочь ослабить симптомы СДВГ.
Источник
Магний и пиридоксин как основы нутрициального подхода к патогенетической терапии детей с синдромом дефицита внимания c гиперактивностью
Громова О.А. 1,2 , Гусев Е.И. 2 , Баранов А.А. 3 , Шиляев Р.Р. 1 , Гришина Т.Р. 1 , Егорова Е.Ю. 1,2 , Калачева А.Г. 1,2 , Лиманова О.А. 1,2 , Новикова Е.А. 1 , Сатарина Т.Р. 1,2 , Торшин И.Ю. 2 , Федосеенко М.В. 2,3 , Федотова Л.Э. 1,2
Абстракт
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) широко распространен среди детей и подростков. Данное заболевание характеризуется сложной этиологией и, в настоящее время, патогенетического лечения СДВГ не существует. Анализ симптоматики и данные биохимических исследований позволяют предположить, что СДВГ характеризуется нарушениями нейротрансмиттерного баланса, в частности баланса дофамина, норадреналина, серотонина. При анализе этиологии СДВГ и, следовательно, при назначении терапии, часто упускается из вида фундаментальный факт – баланс нейротрансмиттеров в значительной степени зависит от состояния гомеостаза витаминов, макро- и микроэлементов. В настоящей статье представлена ретроспектива клинических исследований взаимосвязи между макро/микронутриентным статусом и клиническими проявлениями СДВГ у детей. Особое внимание уделяется роли магния в терапии СДВГ. Результаты исследований более 700 детей с СДВГ указывают на существование четкой взаимосвязи между дефицитом магния и интенсивностью проявления симптоматики заболевания. Применение препаратов органического магния с пиридоксином (МагнеВ6) способствует существенной компенсации СДВГ, особенно при использовании в комплексных программах лечение педиатрических пациентов.
Ключевые слова: дети, СДВГ, патогенетическая терапия СДВГ, Магний и пиридоксин.
Введение
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – большая социальная, педагогическая и медицинская проблема. Клиника этого неврологическо-поведенческого расстройства развития начинается в раннем возрасте (до 3 лет) и проявляется такими симптомами, как трудность концентрации внимания, гиперактивность, плохо управляемая импульсивность и, в целом, недостатком самоконтроля над поведением в ответ на конкретные требования окружающей обстановки. В различных странах мира, от 5% до 40% детей в популяции могут характеризоваться СДВГ различной интенсивности [1,2].
СДВГ обязательно характеризуется дефицитом внимания, также гипермоторикой, эмоциональной неустойчивостью, неконтролируемым поведением во время стресса. По данным Н.Н.Заваденко (1999-2002) [3], в результате комплексного неврологического и психологического обследования учащихся начальных классов общеобразовательных школ г. Москвы, частота встречаемости СДВГ в городе составила 16,5%, при этом среди мальчиков — 22% , что гораздо выше чем у девочек (10%) [3,4]. СДВГ обнаруживается у детей независимо от национальности из семей всех социальных слоев, хотя низкий уровень образования и культуры в семьях детей с СДВГ встречается заметно чаще. Дети страдающие СДВГ не могут высидеть 20 минутный урок в дошкольных учреждениях, а 45-минутное занятие в общеобразовательной школе часто является для них непреодолимым препятствием.
До начала перестройки, СДВГ не имело столь широкого распространения у российских детей как в настоящее время. После 1992 года, в России наблюдается постоянное нарастание популяции детей и подростков с СДВГ, осложненным девиантными формами поведения [3,5] такими как алкоголизм и наркомания. По словам акад. Л.В. Бадаляна, основавшего в России научную школу детской неврологии, игнорирование проблемы лечения СДВГ у детей приведет к поножовщине подростков. Действительно, постановка диагноза СДВГ в детстве соответствует девиантным формам поведения и повышенной травматизации подростков [3].
Некомпенсированный СДВГ – деструктивный тип поведения. СДВГ влечет за собой широчайший круг проблем социальной адаптации, включая наркоманию [6], токсикоманию, и преступность. СДВГ крайне отрицательно сказывается на образовании, профессиональной деятельности, браке и сексуальной активности, воспитании детей, способности распоряжаться финансами и др 9. По данным Бюро переписи населения США (аналог российского Госкомстата), менее 5% пациентов с СДВГ получили диплом какого-либо колледжа (по сравнению с 28% в среднем по США) [10].
Этиология СДВГ только начинает прояснятся, хотя за последние 5 лет выявлено множество факторов, увеличивающих риск развития данного заболевания. Существует множество гипотез (генетическая, нейробиологическая, нейроанатомическая, биохимическая, токсическая и другие), пытающихся раскрыть тайну “многоликого клинического ассорти” под рубрикой СДВГ. Выявлены характерные нарушения макро- и микроэлементного баланса, выяснены роли различных генетических полиморфизмов. Продемонстрирована весомая роль современного «искусственного» питания (содержащего значительные количества синтетических пищевых добавок и избыток поваренной соли) в формировании гиперактивности. Гиперактивность у детей поддерживается неблагоприятными экологическими факторами (формальдегид, диоксид углерода, тяжелые металлы). В анамнезе у детей с гиперактивностью, по сравнению со здоровыми сверстниками, чаще обнаруживаются токсикозы и эклампсия у матерей, алкоголизм, курение и наркомания у родителей. Асоциальный образ жизни семьи также способствует развитию СДВГ и значительно затрудняет реабилитацию ребенка [4, 11].
Существует два основных подхода к терапии СДВГ: фармакотерапевтический (включая препараты ноотропного действия, модуляторы нейротрансмиттерного баланса, нейротрофические препараты) и психотерапевтический (включает поведенческую психотерапию, работу над личностью и др.). Среди препаратов для фармакотерапии СДВГ часто используют ноотропные препараты (луцетам, пирацетам, фенотропил, гингко билоба, циннаризин) и нейротрофики (церебролизин, глицин [12]) которые характеризуются наименьшими нежелательными эффектами. В последнее время отчетливо вырисовывается концепция нутрициологической поддержки при СДВГ. Использование таких микронутриентов как омега-3 полиненасыщенные жирные кислоты (особенно в виде ДГК), йода, цинка, магния, витаминов группы В, лецитина имеет в своей основе фундаментальные механизмы воздействия этих нутриентов на биохимию мозга [13].
В то же время, модуляторы нейротрансмиттерного баланса, несмотря на отчетливое психостимулирующее действие, характеризуются значительными побочными эффектами. Например, метилфенидат, (близок по своим эффектам к амфетамину, но оказывает менее сильное возбуждающее действие) вызывает раннюю остановку роста. Кроме того, этот психостимулятор вызывает привыкание и даже может обладать фармакологическим действием, схожим с воздействием кокаина [14]. Вследствие этих и многих других нежелательных эффектов, «метилфенидат» был изъят из оборота лекарств в России.
Использование других синтетических препаратов, таких как ингибиторы пресинаптических переносчиков норадреналина, может приводить к быстрому и эффективному ослаблению симптоматики СДВГ. Однако, компании-производители, соблюдающие этический кодекс, открыто предупреждают, что при приеме этих препаратов у 1-10% пациентов наблюдаются многочисленные побочные эффекты: от раздражительности и колебаний настроения до панических атак, гипомании и развития суицидальных мыслей. Независимые компании, анализирующие
Во многом, низкая эффективность и безопасность широко используемых форм фармакотерапии СДВГ обусловлена фрагментарным пониманием этиологии данного заболевания. В настоящее время, педиатры и неврологи начинают учитывать роль элементного гомеостаза в патофизиологии СДВГ. Например, как известно, клинические признаки отравления свинцом у детей весьма схожи с проявлениями СДВГ. Загрязнение внешней среды свинцом, алюминием, наряду с нарушениями натрий-магниевого и фосфорно-магниевого баланса, могут способствовать увеличению риска развития СДВГ у детей. В настоящей статье последовательно рассматриваются этиология и результаты клинических исследований макро- и микроэлементов у детей с СДВГ. Особое внимание уделяется необходимости компенсации магниевого дефицита органическими препаратами магния.
Диагностика СДВГ
Типично, СДВГ проявляется импульсивностью, трудностью сосредоточения, быстрой истощаемостью внимания, избеганием задач, требующих умственных усилий, неумением организовать работу, забывчивостью. Гиперактивность часто не имеет определенной цели и не зависит от ситуации, проявляясь в непоседливости, частой смене места, бесцельном перемещении [3]. Импульсивность выражается в том, что ребенок часто действует, не подумав: выкрикивает ответ, не дослушав вопроса, без разрешения встает со своего места; перебивает других, бывает не в состоянии ждать своей очереди в играх и во время занятий. Дети с СДВГ мало читают, предпочитают смотреть телевизор и играть в агрессивные компъютерные игры. Ослабленный кортикальный контроль у этих детей появляется неопрятностью в одежде и рассенностью внимания: дети не застёгивают пуговицы, не зашнуровывают шнурки, постоянно пачкают одежду, часто теряют вещи, не могут сконцентрироваться. Импульсивность приводит к излишней активности в отстаивании собственных интересов, что нередко провоцирует конфликты и создает опасные ситуации.
Следует подчеркнуть, что в дошкольном и младшем школьном возрасте избыточная двигательная активность детей с СДВГ часто бесцельна и не соответствует требованиям конкретной обстановки. Наряду с гиперактивностью, в двигательной сфере у детей с СДВГ обычно обнаруживаются нарушения координации движений и тонкой моторики. Трудности, связанные с удерживанием равновесия и недостаточностью зрительно-пространственной координации, служат причинами моторной неловкости и повышенного риска травматизма [5, 15].
Поведение многих детей с СДВГ носит отчетливый деструктивный характер. Сверстники избегают детей с СДВГ, которые постоянно инициируют конфликты, нарушают правила детских игр, разрушают созданное другими детьми, портят общественное имущество. Речь детей с СДВГ обеднена, такие дети склонны к раннему использованию ненормативной лексики. Импульсивность и низкий самоконтроль у таких детей затрудняет оценить и логически предположить последствия своих действий: «игры» с огнеопасными и взрывчатыми веществами приводят к «неожиданному» ожогу и пожару; драка за собственный интерес приводит к тяжелым увечьям; вождение велосипеда, мотоцикла, мотороллера происходит без соблюдения правил дорожного движения и приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Дети с СДВГ легко поддаются гипнозу и т.н. «нейролингвистическому программированию» [16], они гораздо чаще попадают под влияние отрицательных лидеров и, как следствие, вовлекаются в преступные и террористические сообщества.
Для постановки диагноза синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), соответствующего коду F90 по классификации МКБ-10, используются диагностические критерии психических расстройств общеизвестного руководства DSM-IV, разработанного Американской психиатрической ассоциаци в 1994 (Табл. 1). Согласно этим критериям, для постановки диагноза СДВГ необходимо выявление симптоматики невнимательности, гиперактивности и импульсивности строго при наличии достаточного количества симптомов, приведенных в соответствующих таблицах DSM-IV. Так, у больного ребенка для диагностирования признака «дефицит внимания» необходимо наличие шести или более из симптомов невнимательности, которые сохранялись на протяжении минимум 6 месяцев и выражены настолько, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нормальным возрастным характеристикам нервно-психического развития.
Таблица 1.
Симптоматика невнимательности у детей, как диагностического критерия психических расстройств DSM-IV для СДВГ [1994]
№ | Признак – «Внимание» |
1 | Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности и легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности. |
2 | Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий и во время игр. |
3 | Часто создается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь. |
4 | Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с уроками, домашней работой и обязанностями на рабочем месте (что никак не связано с негативным или вызывающим поведением и неспособностью понять задание). |
5 | Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности. |
6 | Обычно избегает или выражает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, требующих длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных или домашних заданий). |
7 | Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, книги, школьные принадлежности и рабочие инструменты). |
8 | Легко отвлекается на посторонние стимулы. |
9 | Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях. |
Итого (сумма признаков) |
№ | Признак — «Гиперактивность» |
1 | Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится и вертится. |
2 | Часто встает с места в классе во время урока и в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. |
3 | Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, вертится, пытается куда-то залезть, причем в ситуациях, когда это неприемлемо. |
4 | Обычно не может тихо, спокойно играть и чем-то заниматься на досуге. |
5 | Часто находится в постоянном движении, ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор». |
6 | Часто болтлив. |
№ | Признак — «Импульсивность» |
1 | Часто отвечает на вопросы, не задумываясь и не выслушав их до конца. |
2 | В различных ситуациях обычно с трудом дожидается своей очереди. |
3 | Часто мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в беседы или игры). |
Этиология СДВГ
В настоящее время выделяют многие факторы, увеличивающих риск СДВГ. Этиология СДВГ у конкретного пациента включает определенную комбинацию этих факторов, таких как перинатальная и постнатальная патология, психосоциальные факторы (негативное окружение ребенка в школе и дома, алкоголизм, курение, наркомания у родителей), варианты генов, экологические и биохимические факторы, питание и экология.
Перинатальная патология. СДВГ — один из вариантов минимальных мозговых дисфункций (ММД), являющихся последствиями ранних локальных повреждений головного мозга [3, 17]. СДВГ относится к наиболее легким исходам перинатальной энцефалопатии, четко ассоциированным с перинатальной гипоксией и формирующимся в перинатальный период ([5, 11, 18-20]). Доля СДВГ среди нозологий, являющихся последствием легких перинатальных поражений нервной системы, достигает 60% [21]. В результате перенесенной внутриутробной инфекции, у плода происходит нарушение функционирования ГЭБ. В период родов незрелый мозг плода, находящийся в состоянии гипоксии-ишемии, адаптационно несостоятелен, что может приводить к локальным поражениям мозга и предрасполагать к СДВГ. Гестозы при беременности, которые часто приводят к ишемии головного мозга плода, часто сопровождаются глубоким дефицитом магния [21].
Известно, что у детей с СДВГ наблюдаются нейроанатомические особенности строения мозга. Современные теории в качестве области анатомического дефекта при ММД рассматривают лобную долю и прежде всего орбифронтальную кору, через которую осуществляется регуляция функционального состояния коры. Размеры лобных долей правого полушария у детей с СДВГ по данным магнитно-резонансной томографии достоверно меньше, чем у здоровых сверстников [22]. Известно, что правое полушарие доминирует в процессах, обеспечивающих внимание.
Генетика. Генетические ассоциативные исследования показывают, что риск СДВГ может увеличиваться при наличии полиморфизмов в генах транспорта и метаболизма катехоламинов: альфа-2A адренергических рецепторов, дофамин транспортера, дофаминовых рецепторов D2/D3/D4 [23], дофамина бета-гидроксилазы моноаминоксидазы, катехоламин-метил-трансферазы, транспортера серотонина, 5-гидрокситриптамин 2А рецепторов (5-НТ2А), 5 — гидрокситриптамин 1B рецепторов [24] гидроксилазы дофамина бета [25] и др. Широкий спектр генов показывает, что СДВГ должно рассматриваться как результат сложного взаимодействия между генетическими и экологическими факторами.
Для того, чтобы извлечь полезную информацию из имеющихся генетических ассоциативных исследований по СДВГ, требуется проведение полноценного систематического анализа генетических полиморфизмов и сходных моногенных заболеваний с использованием новейших методов мета— и орто–анализа [26, 27]. Результаты такого анализа, проводимого в настоящее время кафедрой, позволят получить более полную картину этиологии заболевания, указать на перспективные подходы к фармакотерапии (в т.ч. препаратами магния) и на обширные возможности персонализированного ведения пациентов.
Экологические и биохимические факторы. Исследования показали, что курение и употребление алкоголя матерью во время беременности увеличивает риск СДВГ у потомства [28]. Дети дошкольного возраста, подвергшиеся воздействию высоких уровней свинца (краски, старые водопроводные трубы, курение родителей, сверстников и т.д.), что также соответствует повышенному риску СДВГ [29]. Здесь следует отметить, что магний является природным антагонистом свинца, алюминия, кадмия и способствует быстрой элиминации из организма этих и других нейротоксичных микроэлементов.
Судя по публикациям, у большинства западных исследователей установилось мнение, что именно нарушения дофамина являются «важнейшей причиной» СДВГ. Столь упрощенный взгляд на этиологию СДВГ напоминает другую ситуацию из области неврологии – когда при ишемии головного мозга только глутамат считают «причиной всех бед». Односторонняя концепция «эксайтотоксичности» в настоящее время пересматривается, что во многом обусловлено новыми данными о нейротрофных эффектах глутамата [30] и многочисленными неудачами клинических испытаний практически всех синтезированных ингибиторов НМДА-рецепторов [31]. Поэтому, требуется взвешенный и многосторонний подход к анализу биохимических причин СДВГ на основе проведения систематического анализа биохимических маркеров связанных с СДВГ. Результаты такого анализа позволят получить наиболее полную, к настоящему времени, картину этиологии СДВГ, описать молекулярные механизмы и дать основу для рациональной и высокоэффективной терапии данного заболевания.
Пищевые добавки. Недавнее английское исследование указывает на отчетливую связь между гиперактивностью у детей и потреблением некоторых пищевых добавок, искусственных красителей и консервантов. В Саутгемптонском исследовании детей 3..4 и 8..9 лет была установлена четкая корреляция между определенными пищевыми добавками и гиперактивностью [32]. Это особенно актуально для детей, которым нутрициально неграмотные родители позволяют есть пересоленные или искусственно окрашенные пищевые продукты, содержащие большое количество этих добавок.
Значительное повышение риска гиперактивного поведения у детей было установлено для консерванта бензоата натрия и искусственных пищевых красителей «закат желтый» FCF (E110), «хинолин желтый» (E104), «кармоизин» (E122), «красный очаровательный» (E129), «тартразин» (E102) и «понсо 4R» (E124). Следует отметить, что даже консервативное английское правительство в лице агентства по пищевым стандартам, после опубликования статьи [32] предложило производителям продуктов питания Великобритании добровольно отказаться от использования большинства искусственных пищевых красителей к концу 2009 года. После такого рода информации британского правительства, Европейская комиссия по питанию постановила, что любые пищевые продукты, содержащие эти красители, должны иметь предупредительные надписи на упаковке к 2010 году. В США, стране производящей подавляющее большинство таких противоестественных продуктов и характеризующейся наиболее высоким уровнем детей с СДВГ, мало что было сделано по пресечению коррупции в пищевой промышленности, которая по-прежнему производит огромные количества «пищевых» продуктов с названными выше добавками.
Нарушения иммунитета. У 120 детей 3..8 лет с СДВГ наблюдались отклонения и в иммунном статусе [33] – они чаще других болеют респираторными заболеваниями. Основными отличительными чертами часто болеющих детей были снижение содержания Т- и В-лимфоцитов, повышение CD16+ EK и активация нейтрофилов, что соответствовало ухудшению показателей иммунного статуса у обследованных детей.
Сосудистая патология. Гиперактивность у детей часто связана с церебральной ангиодистонией (ЦА) – группой сосудистых заболеваний, обусловленных нарушением нервной регуляции и вазомоторными расстройствами. В исследовании 200 детей с ЦА, у 55 детей (27%) с церебральной ангиодистонией отмечался синдром дефицита внимания с гиперактивностью [34]. Следует отметить, что самым распространенным патогенезом ЦА является гиперконстрикторный механизм, в основе которого лежит нарушение вегетативного регулирования вследствие дисбаланса адренергической регуляции [34]. Дефицит магния ухудшает передачу сигнала от адренергических рецепторов и ослабляет деградацию катехоламинов, тем самым способствуя усилению гиперконстрикторных реакций [35].
Клинические исследования микронутриентного статуса детей с СДВГ
В мировой практике, изучение микронутриентного статуса у детей с СДВГ и использование микронутриентной коррекции является практически неразработанным направлением исследований. Даже в недавнем обзоре, опубликованном в одном из западных журналов в 2009 году, высказываются всего лишь робкие предположения о «возможной пользе использования витаминов и биоэлементов» для коррекции СДВГ [36]. Данная ситуация обусловлена, вероятно, чрезвычайно высокой популярностью синтетических химических препаратов, агрессивно пропагандируемых некоторыми западными фармацевтическими компаниями с низкими этическими стандартами.
Следует отметить, что российским исследователям во многом принадлежит пальма первенства по систематическому исследованию нарушений макро- и микроэлементного статуса у детей с СДВГ [13, 17, 33, 34, 35, 37, 39, 41, 42, 40, 44, 45, 47-49, ]. Особое внимание следует уделить работам, проводимым в Ивановской Государственной Медицинской Академии начиная с 90х годов прошлого века. Исследования, проводимые на кафедрах клинической фармакологии, неврологии и педиатрии ИвГМА, включили более 700 детей (Иваново и Ивановская область, Владимир и Владимирская область, Нижний Новгород и Нижегородская область, г. Москва) и показали значительные отклонения в содержании целого ряда биоэлементов и витаминов. Определение спектра микронутриентов позволило применить высокоэффективный персонализированный подход к микронутриентной коррекции у детей с СДВГ. Направленная микронутриентная коррекция у детей с СДВГ приводила к значительному улучшению состояния педиатрических пациентов.
В соответствии с рекомендациями Заваденко Н.Н. (2003) [5], у всех детей был проведен дифференциальный диагноз СДВГ с индивидуальными особенностями характера (не выходящими за границы возрастной нормы); тревожными расстройствами; психосоматическими расстройствами (остаточные последствия ЧМТ, нейроинфекции, интоксикации, астенический синдром), расстройствами развития школьных навыков (дислексией, дисграфией, дискалькулией), психическими расстройствами такими, как эпилепсия (включая побочные эффекты противоэпилептической терапии, приводящей к дефицитам пиридоксина и магния); умственной отсталостью, аутизмом и шизофренией.
В цитируемых ниже работах Андреева А.В., Бурцева Е.М., Гришиной Т.Р. Громовой О.А, Егоровой Е.Ю., Калачевой А.Г., Лимановой О.А., Новиковой Е.А., Сатариной Т.А., Федотовой Л.Э., с соавторами элементный статус изучался у детей 3-8 лет с диагнозом ММД, у детей 8-12 лет и подростков старше 12 лет которым был поставлен диагноз СДВГ. Содержание 68 элементов оценивалось в различных биосубстратах пациентов: волосах, ногтях и в цельной крови. Элементный анализ волос достоверно отражает дефицит в организме таких макро- и микроэлементов, как Mg, Zn, P, Ca, Se, Zn, As, B, Cu, Fe и фиксирует избыток Pb, As, Al, Cd, Sr, Ca, Mg, P, Se, B, Cu, Fe. Нормальный диапазон концентраций элементов в волосах определялся на основе проведения репрезентативных выборок (не менее 2000 анализов в каждой возрастной группе) по данным Скального А.В. [38].
Анализ элементного состава волос у обследованных детей с СДВГ дал информацию, представляющую значительный научный и практический интерес. Так, у всех обследованных детей были выявлены отклонения от нормы в элементных составах волос, ногтей, крови. Элементный профиль СДВГ имеет ряд характерных особенностей (Рис. 1).
Рис. 1. Дисбаланс макро- и микроэлементов среди детей с СДВГ (содержание в волосах) в подгруппе из 258 детей [17]. Столбики направленные вверх обозначают %пациентов имевших концентрации элементов превышающие верхнюю границу нормы данного элемента. Столбики направленные вниз соответствуют содержанию элементов за нижней границы нормы.
В исследованных биосубстратах детей с СДВГ не выявлено ни одного случая монодефицита или моноизбытка любого из изучаемых элементов (Рис.). Установлено, что структура отклонений элементного спектра у детей с СДВГ имеет характерные особенности. Большая часть отклонений приходится на долю дефицитов (до 70% случаев), избыточное накопление элементов в волосах наблюдалось в 11% случаев [17].
Наиболее ярким фактом, имеющим колоссальное фундаментальное и практическое значение, являлось установление широчайшего преобладание дефицита магния у детей с СДВГ. Дефицит магния являлся наиболее ярко выраженным среди дефицитов прочих элементов и наблюдался более чем у 70% пациентов. Выявленные по анализам волос дефициты элементов у детей с СДВГ образуют следующий ряд: Mg (72%) > Zn (67%) > Cu (60%) > Ca (53%) > Mn (43%) > Co(35%) > Fe (13%) > Se (10%) = Si (10%)> Cr (9%). Очевидно, что ядро дефицитов составляют 6 металлов Mg, Zn, Cu, Ca, Mn и Co (р + -АТФазы.
Клинические исследования, проводимые нами на кафедре фармакологии ИвГМА, показали высокую эффективность препаратов органического магния при ведении пациентов с СДВГ. Препаратом выбора для коррекции магниевого дефицита у детей с СДВГ был элементсодержащий препарат Магне В6 (пр-во Санофи-Авентис, Франция), содержащий Mg в терапевтической дозе (470 мг лактата магния) и пиридоксин (5 мг). Пиридоксин необходим для синтеза кофакторов ферментов дофаминового метаболизма и также способствует эффективному транспорту магния внутрь клетки. Коррекция уровня магния препаратом Магне В6 проводилась в соответствии с возрастом. Дети 3-6 лет получали раствор Магне В6 в ампульной форме из расчета 15 мг солей магния/кг/сут, курс длительностью 4 месяца. Дети с 6-12 лет и подростки 12-18 лет получали Магне В6 в таблетированной форме также в дозе 15 мг/кг/сут в течение 4 месяцев.
Эффективность лечения оценивалась по клиническим и лабораторным показателям. Магне В6 хорошо переносился всеми детьми, и мы не отметили аллергических реакций на применение препарата. 3-х детей исключили из исследования, т.к. они не закончили курс лечения по причине острых респираторных заболеваний. В результате лечения Магне В6 у детей получавших в течение 2-х месяцев корректирующую терапию магнием отмечалась положительная клиническая динамика: уменьшение двигательной гиперреактивности и эмоциональной лабильности. Параллельно с клиническим улучшением, у детей с СДВГ после окончания курса Магне В6 в значительной мере нормализовался уровень магния в крови и в волосах. Прием препарата Магне В6 под контролем ультразвуковой транскраниальной допплерографии приводил к достоверному уменьшению выраженности гиперконстрикторных реакций и оптимизации цереброваскулярной реактивности у детей с СДВГ. (необходимо добавить статистику достоверности результатов)
В исследовании 56 детей с СДВГ и дефицитом магния [17] проводился курс лечения препаратом Магне В6 в течение 2-х месяцев. После проведения курса коррекции магниевого гомеостаза с помощью препарата Магне В6 головные боли сохранялись у 30 (56%) детей — до лечения у 49 (87%), головокружения у 16 (30%) — до лечения у 30 (53%), обморочные состояния у 8 (15%) – исходно у 16 (28%) детей с СДВГ.
Источник