Меню

Витамин понятие 5 класс

Конспект занятия «О витаминах» (5 класс)
план-конспект занятия по биологии (5 класс)

Конспект занятия «О витаминах» (5 класс)

Скачать:

Вложение Размер
dokument_microsoft_word.docx 21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

специальная (коррекционная) школа-интернат № 1 Купинского района Новосибирской области

(МБОУ Купинская школа-интернат № 1)

Учитель биологии Нестерова Г.

Конспект занятия в 5 классе.

Тема : О витаминах.

Цели: — дать понятие «витамины»

-познакомить со значением витаминов для организма человека;

— обучение выбору самых полезных продуктов для здорового, рационального питания;

— повторить принципы правильного питания;

— формирование мотивации здорового образа жизни;

— развивать операции логического мышления: анализ, синтез, сравнение,

— воспитание привычки следить за своим здоровьем.

Громко прозвенел звонок,

Помни всюду и всегда:

Для нашего здоровья

(записать на доску как девиз урока)

  1. АОЗ. Проверка домашнего задания.

— Ребята, в нашу школу пришло очень странное письмо. Я хочу вам его прочитать.

Здравствуйте, друзья! Своё письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье: болит голова, в глазах звёздочки, всё тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное, я скоро буду здоров. Ваш Карлсон.

— А вы верите, что Карлсон будет здоров?

— Почему? (составил неправильное меню)

— Расскажите, какие вещества необходимы организму для роста и развития?

(белки, жиры, углеводы)

— Для чего нужны организму белки?

Белки — вещества, идущие на постройку клеток организма и дающие ему силу.

— Какие продукты богаты белками?

(молочные прод, рыба, мясо)

-Для чего нужны организму углеводы?

Углеводы — вещества, быстро дающие организму силу и жизненную энергию.

— Какие продукты богаты углеводами?

( хлеб, виноград, злаки)

-Для чего нужны организму жиры?

Жиры дают нам энергию и защищают нас от холода, образуя тонкий слой жира под кожей.

— Какие продукты богаты жирами?

(мясо, масло, колбаса)

III. Сообщение темы и целей урока

— А что ещё нужно организму, кроме питательных веществ, вы узнаете, отгадав загадку

Мы столько радости несём

От болезни и простуды

Всех детей мы бережём.

— Так о чём мы будем говорить на уроке (о витаминах)

— Что вы знаете о витаминах?

-Верно. Обратимся к словарю (Ане было дано задание найти в словаре Ожегова, что обозначает слово витамины.)

— Витамины- это органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.

Витамины оказывают большое влияние на самочувствие человека. Недаром слово витамины происходит от латинского слова «ВИТА», что означает «ЖИЗНЬ».

И обозначаются буквами латинского алфавита.

Витамины бывают разными. Всего их 13.

Но самые распространённые – 4. Это витамины А, В, С, Д.

Каждый витамин имеет свои особенности

  1. Изучение нового материала

1) Сейчас мы познакомимся подробнее с особенностями этих витаминов.

— Работать вы будете в группах. Каждая группа работает со своим витамином.

— Вы работаете с витамином А……(расставить карточки)

-Откройте учебники на с.48, рассмотрите рисунки и расскажите

в каких продуктах содержатся витамины А, В,С, Д

и почему эти продукты полезны человеку, а так же у вас на столах лежит карточка-помощница, на которой вы тоже найдёте информацию о витаминах.

(отвечают по слайдам)

— В каких продуктах содержится витамин А?

(морковь, свекла, баклажан, сыр, )

— Посмотрите, в каких ещё?

-Почему полезен? (улучшает зрение)

— В каких продуктах содержится витамин В ?

— Посмотрите, в каких ещё?

-Почему полезен? (укрепляет организм, даёт запас энергии)

— В каких продуктах содержится витамин С?

(яблоки, арбуз, капуста, груши, виноград, сливы, вишни)

— Посмотрите, в каких ещё? Назовите на слайде северные ягоды? Оказывается наши северные леса богаты ягодами в которых содержится витамин С.

-Почему полезен? (закаляет организм, помогает бороться с болезнями)

— В каких продуктах содержится витамин Д?

(рыба, растительное масло, сливочное масло, рыбий жир )

— Посмотрите, в каких ещё?

— Почему полезен? (укрепляет костную систему, предупреждает заболевание рахитом)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз.

2) – Теперь я хочу проверить, как вы запомнили в каких продуктах содержатся какие витамины.

Сыграем в игру «Узнай витамин»

Дети достают из мешочка продукт, называют его и вспоминают, какой витамин в нём есть и чем полезен этот витамин для организма.

В это время учитель вывешивает на доску опорную схему.

— А теперь скажите, какая группа витаминов самая важная?

— Вот такой же спор случился у одной хозяйки? (Ю.Тувим)

— Как бы вы ответили на этот вопрос? (все важны, все нужны)

Вывод: так же и с витаминами: все витамины требуются нашему организму, потому что без них человек слабеет, устаёт, плохо выглядит.

— А теперь я хочу проверить, насколько вы были внимательны и запомнили, какое значение имеют витамины для организма человека (карточка) Работать вы будете по карточкам.

-Каждая группа получает карточку, на которой нарисованы продукты и написано задание.

Вы должны прочитать задание, на место пропуска вписать название витамина, о котором идёт речь, и обвести продукты, в которых этот витамин содержится.

1 гр- витамин Д –рыба, молоко

2 гр – витамин С- арбуз, малина, яблоко

3 гр – витамин А- сыр, картофель, морковь

4 гр – витамин В- мясо, яйцо, хлеб

— Так о чём мы говорили на уроке?

— С какими витаминами познакомились?

— Для чего нужны человеку витамины?

— А теперь вспомните письмо, которое я вам читала в начале урока.

Какие бы вы продукты передали Карлсону в больницу, чтобы он быстрее выздоровел?

— А почему бы вы дали ему все эти продукты? (много витаминов)

VI. Домашнее задание.

Подготовить информацию о витамине, о котором мы на уроке не говорили.

— А теперь я предлагаю вам посмотреть на карточки с витаминчиками и обвести тот, который соответствует вашему настроению на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подробный развернутый конспект урока, с подбором материала для презентации, самостоятельной и проверочной работ, а также с дополнительным материалом к уроку.

Урок посвящен теме «Витамины». В ней рассматриваются вопросы «авитаминоз», «витаминоз», «гипервитаминоз», источники витаминов, физиологическая роль витаминов.

Предложен конспект урока в 8 классе на тему «Витамины». Использована интерактивная технология Smart.

ФИ.О. автора: Налесник Ирина Юрьевна, учитель биологии, Муниципального общеобразовательного учреждения основная общеобразовательная школа № 5 города Алексеевка Белгородской области.Название рабо.

Источник

Урок технологии «Витаминная азбука» в 5-м классе

Разделы: Технология

  • формировать знания о здоровом питании;
  • научить разбираться в витаминах, их назначении и применении;
  • воспитывать навыки здорового образа жизни. /слайд 2/

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, презентация по теме: “Витаминная азбука”, выполненная в программе PowerPoint (Приложение 1).

Вступительное слово учителя:

Сегодня мы вами будем изучать витаминную азбуку. А пока послушаем стихотворение Сергея Михалкова “Про девочку, которая плохо кушала” /слайд 4/

Юля плохо кушает,
Никого не слушает.
– Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд!
Прикрывает Юля рот.
– Супчик? Нет.
– Котлетку? Нет.
Стынет Юлечкин обед
Что с тобою, Юлечка?
Ничего, мамулечка!
Мама с бабушкой в слезах –
Тает Юля на глазах.

Ребята, как вы думаете, что случилось с Юлечкой?

Юля, наверное, недавно болела.

Она мало бывает на свежем воздухе.

Юле не хватает витаминов. / слайд5/

Правильно, поэтому сегодня мы с вами поговорим о витаминах.

Вы все с детства слышали слово “витамины/слайд 6/

А кто из вас знает, что значит это слово?

А знаете ли вы, что слово “витамин” придумал американский ученый-биохимик Казимир Функ.

Он открыл, что вещество (“амин”), содержащееся в оболочке рисового зернышка, жизненно необходимо человеку.

Соединив латинское слово “vita” (жизнь) с “амин” (определенная группа химических соединений) получилось слово витамин.

И тогда возникают следующие вопросы: /слайд 7/

Для чего человеку необходимы витамины?

Как влияют витамины на здоровье человека?

А вы принимаете витамины?

Выслушиваю ответы учащихся. Обобщив ответы детей, делаю вывод: /слайд 8/

витамины – это особые вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма человека и хорошего самочувствия. Оказывается, без участия витаминов в нашем с вами организме не могут протекать процессы обмена веществ.

увеличивают работоспособность;
способствуют скорейшему выздоровлению.

И чтобы поближе познакомиться с этими, необходимыми нам веществами, давайте посмотрим устный журнал, который поведает много интересного из жизни витаминов и поможет нам с вами изучить витаминную азбуку.

А ведущими нашего журнала будут:

профессор института питания, девизом которого является изречение:

“Ешь правильно и лекарство не надобно”

и главный диетолог, который вспоминает пословицу:

“Лакомств тысяча, а здоровье одно”

Какие бывают витамины и где они живут? /слайд 11/

Профессор питания достает обычные детские кубики:

Дело в том, что в мире открыто и изучено достаточно много витаминов.

Все они обозначаются латинскими буквами. Сейчас мы познакомимся с “Витаминной азбукой” и постараемся изучить правила здорового питания.

Профессор института питания:

“И первой буквой как и в нашем алфавите стоит буква А – это главный витамин, потому что он обеспечивает нормальное состояние кожи и слизистых оболочек, улучшает зрение, помогает сопротивляться заболеваниям, а также помогает расти и развиваться нашему организму”

Врач диетолог замечает: /слайд13/

“Витамин А – содержится в животных продуктах, имеющих в своем составе жир: в масле, сыре, молоке, в рыбе, печени. Кроме того, морковь, плоды шиповника, салат, сладкий перец в большом количестве содержит провитамин А (ретинол), который в организме в сочетании с жиром превращается в витамин А.

Поэтому морковь рекомендуется употреблять с ложечкой сметаны, а если вы съели морковку прямо с грядки, то пользы от нее будет мало. /слайд 14/

Витамин В 1. /слайд 15/

У вас часто портится настроение? Вы плохо запомнили домашнее задание и, поэтому у вас куда-то пропал аппетит? Все ясно! Вам срочно необходим Витамин B1, который укрепит вашу нервную систему, освежит память, улучшит пищеварение. /слайд16/

Где искать витамин В 1? /слайд 17/

Немедленно налегайте на печеночные котлетки, куриные крылышки с рисовой кашкой и большим куском хлеба. Именно в этих продуктах находится витамин В1

Витамин В 2. /слайд 18/

У вас выпадают волосы и слоятся ногти, ваша энергия на нуле и вы не носитесь на перемене по коридорам? Значит вам не хватает витамина В2.

Продукты, которые содержат витамин В 2. /слайд 19/

Если его недостаточно в организме – это беда, вы просто прекратите расти, поэтому ешьте больше творога, сыра, яиц, не забывайте про фасоль и горох и с вашим ростом будет полный порядок!

Если не хватает в организме витамина В6, то у вас плохо растут волосы, а хуже всего – понижается гемоглобин в крови.

Продукты, содержащие витамин В 6. /слайд 21/

Вам это не грозит, если вы каждый день пьете молоко и едите хоть раз в неделю фасолевый супчик.

Витамин номер два по важности это витамин С.

Если вы часто простываете, быстро утомляетесь и у вас кровоточат десны, бегите срочно в аптеку за витамином С, потому что это один из важнейших витаминов, необходимых для укрепления здоровья!

Этот витамин находится в следующих продуктах:

Но зачем же в аптеку. Этот витамин содержится практически во всех фруктах и овощах, ягодах, зелени, в шиповнике, сладком перце, черной смородине, облепихе, капусте, особенно цветной, цитрусовых, луке, петрушке, укропе.

Так что – приятного вам аппетита! /слайд 23/

Витамин D – обеспечивает нормальное отложение кальция в костях.

Правда большая часть витамина D вырабатывается самим организмом человека – в коже, когда она подвергается действию солнечных лучей.

Где же содержится этот витамин?

Быстренько приготовьте салатик из яиц с печенью трески или съешьте бутерброд с красной икрой и тогда, ваши зубы будут блестеть белой эмалью, а кости будут крепкими и вас никогда не догонит такое страшное заболевание, как рахит!

Витамин Е очень важен для нас – девушек, потому что от него зависит наша кожа, на которую очень скоро будет накладываться макияж… Мальчикам он тоже полезен, потому что он необходим для укрепления мышц, чтобы им можно было весь день гонять в футбол и драться.

Что необходимо съесть? /слайд 27/

А найдете вы его в зерновых продуктах, орехах и растительных маслах.

Страшная история про печень белого медведя!

Первым полярным исследователям очень понравилась печень белого медведя. Пообедав этим деликатесом, многие из них отравились и вскоре умерли. Они ведь не знали, что в этом блюде содержится огромное количество витамина А. Взрослому человеку достаточно съесть всего 50 г этой печени, чтобы вызвать острое отравление.

Помни: всякий излишек противен природе! /слайд 29/

А кто из вас увлекается аптечными витаминами в красивой упаковке?

Помните: избыток любого витамина в организме опасен для вашего здоровья.

А для того, чтобы купить в аптеке какие-нибудь витамины, необходимо обязательно посоветоваться с врачом.

Есть ли витамины в банке с вареньем? /слайд30/

Что же разрушает витамины? Детям дается возможность одному съесть варенье, а другому – яблоко. Ведущий говорит:

“Катя ест варенье из яблок, а Алина ест яблоко. В чей организм попало больше витаминов?

Дело в том, что при тепловой обработке большая часть витаминов улетучивается, особенно нестойкий витамин С. Он может разрушиться при варке, резке и измельчении овощей и фруктов, более того в сырых продуктах содержание этого витамина со временем уменьшается. Так что ешьте овощи и фрукты свежими.

Фантастический репортаж с вполне реалистическими советами.
“Просим хранить нас правильно!”

Выходит ученик с фотоаппаратом и говорит:

“Я – корреспондент газеты “Здоровая пища”. Только что мне совершенно случайно удалось побывать на производственном совещании… продуктов! Да, да, тех самых продуктов, в которых содержатся вот эти полезные витамины – пока содержатся. Оказывается продукты обеспокоены тем, что многие из вас не умеют их хранить правильно даже в холодильнике”.

Храните нас правильно! /слайд32/

Редис с возмущением сказал: “Попрошу запомнить: меня необходимо вымыть, обрезать ботву, сложить влажным в целлофановый пакет и поместить на нижнюю полку холодильника!”

Перец промолвил: “Да, да – на нижнюю полку, меня можно и без целлофана”.

Помидоры, огурцы, кабачки согласились с этой просьбой, а вот цветная капуста прошептала: “А я – большая неженка, меня нужно хранить в темноте, иначе я быстро потемнею”.

Петрушка, укроп и шпинат хором попросили, чтобы их в холодильник не помещали, они там мерзнут. Лучше их хранить как букет в банке с водой.

Овощи и фрукты – музыка питания. /слайд 33/

Изучив, где находятся витамины, мы с уверенностью можем сказать, что больше всего их содержится в ягодах, фруктах и овощах. Ведь недаром в народе создано столько пословиц и поговорок об этих продуктах:

  • Зелень на столе – здоровье на сто лет.
  • Обед без овощей – праздник без музыки.
  • Овощи и фрукты – музыка питания.

А вы знаете, что вам необходимо съедать в день 500–600 г овощей и фруктов.

Овощи и фрукты – полезные продукты.

Чем же они полезны?

Давайте узнаем. Слышите, какой шум стоит?

Сейчас мы послушаем спор самих овощей и заодно узнаем, сколько витаминов находится в них.

Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!

В одной морковке содержится 9 мг провитамина А (ретинола).

Тут надулся помидор
И промолвил строго.
– Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный!

И действительно, по содержанию витамина С, помидоры могут сравниться с лимонами и апельсинами.

В одном помидоре содержится 20 мг витамина С.

От обиды покраснев,
свекла вдруг сказала:
дай сказать хоть слово
мне, выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
и для винегрета.
Кушай сам и угощай,
Лучше свеклы нету!

В 100 гр. Свеклы содержится 10 мг витамина С

Ты уж, свекла, помолчи,
Из капусты варят щи.
А какие вкусные
Пироги капустные!

Капусту, правда, полезнее употреблять в сыром виде, потому что в ней находиться большое количество витамина С, (50 мг. в 100 гр. продукта), который начинает распадаться даже при нарезке, а уж при варке его совсем мало остается.

Кто ж из нас, овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто при всех болезнях
Будет вам полезней?
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все, без исключенья,
В этом нет сомнения!

Назовите полезные и вредные продукты?

чипсы, пепси, фанта, торты, сникерсы, жирное мясо, шоколадные конфеты.

рыба, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, ягоды, орехи.

Недаром в народе говорят:

От сладкой еды жди беды.
От умеренной еды – сила, а от обильной – могила!

Итак, мы сегодня познакомились с очень полезными для нашего организма веществами – витаминами. Чтобы быть здоровыми, нужно знать витаминную азбуку и правильно питаться.

Ешьте больше салатов, а не чипсов и шоколада.

А когда будете готовить себе витаминный салат, бросьте в него немного любви, чуть-чуть добра, капельку радости, кусочек нежности.

Эти витамины придадут необыкновенный вкус любому блюду и принесут вам здоровье.

И помните народную мудрость:

Какова еда и питье – таково и житье.

Будьте здоровы и приятного вам аппетита!

Ученицы раздают тарелки с нарезанными фруктами и стаканчики с соками.

  1. Воробьева Л.И. Вкусные рецепты для большой компании. – М.: АСТ-Пресс книга. 2005 г.
  2. Верховень В.М. Это что? – © Пегас, 2007 г. (Иллюстрации и стихи для презентации использованы из этой книги).
  3. Кудашева А.В. Чудесная диета, или как стать стройными. – Москва “Просвещение”, 1991 г.
  4. Лапардина Т.П. Вкусные рецепты. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004 г.
  5. Михайлов В.С. Семейная кухня. – Москва “Советский спорт”. 1991 г.
  6. С. Михалков стихотворение “Про девочку, которая плохо кушала”

Список цифровых методических ресурсов:

  1. Орлов Е.Ю., Орлова Л.Е. Ваш персональный диетолог “Счетчик калорий и пищевых веществ”. – ООО “ИД “Равновесие”. 2006 г.
  2. Кулинарная энциклопедия “Знания обо всем” – Медиа Энциклопедии, 2008 г.

Источник

Читайте также:  Витамин с что делает с сосудами
Adblock
detector