Питание нервной системы у детей и подростков
Итак, нервная система состоит из трёх глобальных частей:
В чём разница между работой мозга взрослого и ребёнка?
Самые активные зоны в мозге ребенка:
- Мозговой ствол контролирует жизненно важные центры (сердцебиение, дыхание, давление и температуру тела.
- Средний мозг отвечает за пробуждение, чувство аппетита/насыщенности, за сон.
Это то, что развито у детей. Области, регулирующие мышление, эмоции – ещё не так развиты, как у взрослых.
Самые активные зоны в мозге взрослого человека:
- Лимбическая система контролирует эмоциональные реакции.
- Кора головного мозга ответственна за конкретное мышление, самоконтроль и саму личность.
Родителям важно понимать это отличие, понимать, что работает нервная система у детей и взрослых по-разному. Через два года после рождения в мозге образуется более сложная нейронная сеть, чем у любого взрослого человека — лучший способ адаптации к неизвестному будущему.Когда ребёнок рождается, у него очень мало нейронов — их только 25% от количества у взрослого человека. И связей между ними тоже очень мало. У взрослого человека 16 млрд!! нейронов. К 6 месяцам их уже 66%, к 1 году — 90-95%, к 1,5г все 100% — как у взрослого человека.
В первые 2-3 года жизни у ребёнка каждую секунду формируется 700 новых нейронов! Представьте, какой объём питательных веществ, какое количество строительного материала нужно для того, чтобы мозг правильно строился и полностью сформировался у каждого из нас. У каждого ребёнка в детстве. И всё, что касается беременных и детей — не существует понятия «подождём», «перерастём». Упускается время. Это тот момент, когда идёт формирование, и прямо здесь, прямо сейчас в данную минуту нужно обеспечить необходимые условия и питательную среду. Это очень важный момент по детям.
Принцип «Используй или ты это потеряешь»
Стройте скоростные магистрали в голове
Развитие мозга ребенка: этапы
Если в первые годы жизни мозг ребенка не разовьется, то в дальнейшем он не разовьется никогда. Все, что может получиться из данного ребенка, определяют первые 6 лет его жизни
Особенности детского возраста:
Поэтому очень важно обеспечить и кислородом, и питательными веществами нервную систему в детском возрасте. В любом возрасте — тоже. Но именно в детском возрасте, когда идёт активное формирование нервной системы — это крайне важно.
- Значительная васкуляризация серого вещества мозга, одновременно слабый отток крови из мозговой ткани.
- Склонность к отеку и накоплению токсических в-в.
- Повышенная проницаемость ГЭБ
- Мозг ребёнка более чем в 2 раза активнее мозга взрослого: на функционирование мозга взрослого уходит около 20% кислорода; а ребёнка — до 50%
- Нервная клетка требует кислорода в 22 раза больше, чем любая соматическая клетка (клетки сердца, почек). Поэтому при многих заболеваниях легко развивается кислородное голодание.
- Мозговая ткань более богата белковыми веществами.
Подведём итог: Особенности работы нервной системы у детей
- Все реакции нервной системы детей неустойчивы и быстро истощаются. Все навыки закрепляются за счёт многократного повторения. Все нейроновые связи, которые не используются — отмирают. Если не собираетесь повторять — нет смысла начинать, навык не закрепится.
- Быстрое образование и исчезновение условных рефлексов
- Преобладание процессов возбуждения над торможением. Требовать от ребёнка усидчивости даже в первом классе не стоит. Задача детей — как можно больше узнать информации о мире. Если ребёнок будет уделять внимание на одном (чтение книги) в течение часа, он не сможет в это время получить много информации об окружающем мире. Поэтому максимальное время концентрации внимания на одном занятии в детском возрасте (до 7 лет) 6-10 минут. Родитель, воспитатель, учитель должен уметь выдать нужную информацию за 6-7 минут, пока дети могут её воспринимать. Требовать от них большего — не стоит.
- Преобладание потребности в движении над осторожностью. Шустрость и склонность к травматизму. Глаз-да-глаз 😉
- Легкая ранимость ЦНС при интоксикациях, инфекциях и нехватке кислорода.
Поведение ребенка напрямую зависит от еды. Поменяйте еду — поменяется поведение.
1. Питание является источником строительного материала (нейроны, проводящие пути, нейромедиаторы) 2. Питание является регулятором работы НС | 3. Но с другой стороны питание — источник перевозбуждения и дисбаланса |
Если Вы хотите изменить поведение Вашего ребёнка — в первую очередь поменяйте его питание. Давайте начнём с негативной стороны питания. Первое — это наличие большого количества красителей, ароматизаторов, синтетики и химии, которое перевозбуждает нервную систему детей. Если у ребёнка есть любые отклонения в работе нервной системы (например, гиперактивность) — эти продукты обязательно нужно убрать. Вторым пунктом здесь являются глутаматы и трансжиры. Мозг — это жировая субстанция. Съели трансжиры (киндеры, всякие конфетки, фастфуд, печенье). Из таких жиров будет состоять мозг и вся нервная система. Конечно же она не будет работать так, как должна, и кроме того, это источник хронического воспаления. Ещё один пункт — это сахар.
Почему мы должны минимизировать сахар в рационе наших детей?
Помощь при углеводной зависимости:
- Mg – Магний Хелат 400-600мг в день
- Cr – Хром Хелат 100-300мг в день
- Zn – 10-15мг – Защитная формула, пастилки с Zn
Но влияние сладостей есть на каждого из нас. На детей, и на взрослых. Кроме упомянутой причины, гипер-активности, сахар — это воспалительная часть — он «бомбардирует» все структуры: белки, правильные жиры, микроэлементы… Рафинированая еда — «пустая». Она не несет в себе достаточного количества питательных веществ для полноценного функционирования всего организма, и нервной системы — в частности. «Не ешь сладости, тебе нельзя» — с детьми не работает. Нужно контролировать. Не работает и со взрослыми зачастую. Что уже говорить о детях. У детей лучше всего работает запитка — сделать так, чтобы ребёнок был накормлен всем необходимым. Тогда его не будет тянуть к вредной пище. Снижает тягу к сладостям достаточное количество Магния, Цинка и достаточное количество Хрома. У взрослых — в том числе. Так что же нужно нашей нервной системе?
Питание нервной системы детей
- Витамины (гр.В, А, С, Д)
- Минералы (Са,Мg, Zn, I, Fe)
- Аминокислоты
- Эссенцеальныежиры (Омега-3, Лецитин)
Глобально — это всё есть в наборе «Здоровый ребёнок» и ещё нужно добавить Омега 3 и Пептовит. Это то, что обеспечит и нервную систему, и иммунную систему…- каждую клеточку обеспечит этот набор для детей. Наши научные сотрудники не просто так составляли эти наборы, всё уже продумано, всё предусмотрено до мелочей.
Витамины для питания нервной системы
Где взять?
Потребность в магнии составляет 350-800 мг или 10-30мг/кг в детском возрасте
- Природный нейропротектор, повышает порог возбуждения нашей нервной системы и мы более спокойно, более мягко реагируем на всё происходящее вокруг нас. Мы становимся добрее к внешнему миру.
- Тормозит процессы возбуждения в ЦНС и снижает чувствительность организма к внешним раздражителям.
- Дефицит может вызвать
- — беспокойство, нервозность, страх,
- — бессонницу и усталость,
- — снижение внимания и памяти,
- — судорожные припадки, тремор и др.
- — часто «беспричинные» головные боли.
Очень хорошо успокаивает нервную систему. Очень хорошо вести в садик «на Магнии». Когда начинается школа — всей семье хорошо запастись этим важным продуктом 😉
Кстати, насчёт Магния есть ещё один момент. Если очень тянет к шоколаду — скорее всего есть недостаток по Магнию. Добавьте в рацион Магний — и Вас меньше будет тянуть к шоколаду.
Потребность в железе: 4-18мг 3мг/кг
- Нарушению умственного развития,
- Задержке развития речи. Если есть такая задержка — сделайте общий анализ крови, чтобы проверить — нет ли у ребёнка анемии.
- Гипервозбудимости,
- Невнимательности,
- Плохой познавательной функцией
- Задержке всего психомоторного развития.
Где взять Железо?
Потребность в Цинке 5-20мг
- до 3 лет – 3–5 мг
- от 3–10 лет – 5–10 мг
- подростки – 11–15 мг
Важным компонентом является и Цинк. Если есть дефицит цинка внутриутробно, и сразу после рождения — значительно уменьшается объём мозга и количество нейронов. Это в свою очередь может приводить к снижению памяти, нарушению двигательной функции, агрессивности, депрессии и даже к галлюцинациям.
- Цинк улучшает память и успеваемость
- Улучшает поведение детей
- Снижает раздражительность, нервозность, снижает кстати — тягу к сладкому. Снижает тягу к сладостям достаточное количество Магния, Цинка и достаточное количество Хрома. У взрослых — в том числе.
- Контроль эпилептических приступов
- Регулирует все стадии нейрогенеза.
- Стабилизирует ГЭБ при интоксикации тяжелыми металлами
Где взять Цинк? Супер Комплекс 7,5мг, Перфект Айз 7,5мг, СмартМил 5,25мг Пастилки с цинком 5мг, Защитная формула 5мг, Остео+ 3,75мг
Потребность в Йоде 50-150мкг
- До 1г 50мкг
- 1-6 лет 90мкг
- 7-12лет120мкг
- Подростки 150мкг
Йод — главный субстрат гормонов щитовидной железы. Гормоны щитовидной железы являются «батарейкой» нашего организма. Все обменные процессы, и мозговые в том числе, когда «батарейка» работает плохо — как будут работать? За-мед-лен-но. Мыслительные процессы замедленно, развитие мозга — замедленно, рост замедлен, половое созревание замедленно… Если вы заметили, что вашему ребенку тяжело даются школьные науки, он быстро утомляется, и постоянно имеет плохое настроение. Самое время подумать, а не испытывает ли ребенок дефицит йода?
- познавательной функцией,
- вниманием,
- восприятием,
- мелкой моторикой.
Если немного отклониться от темы НС, у детей гипотериоза ЩЖ сейчас очень много. Много начиная с периода новорождённости. Такие дети вялые, пластозные, ни голову не держат вовремя, ни дальнейшее развитие вовремя. У подростков недостаток по Йоду — достигает сейчас 100%. И это большое везение, если на этом фоне щитовидная железа сохраняет нормальное функционирование. Бывает, что только очень-очень наблюдательная мама заметит первые признаки еле-заметных отклонений в фeнкционировании ЩЖ. Но на УЗИ уже видны узлы. На сегодняшний день очевидного, сильно заметного эндомического зоба (когда щитовидная железа очень сильно увеличена в размерах) практически не встречается. Это связано с недостаточностью питания — когда недостаточно питательных веществ — нет возможности организму «вырастить всю фабрику, выращивается только цех» — растут узлы на ЩЖ. На сегодняшний день довольно много узлы встречаются у 4-х летних детей. Что при этом предлагает наша «классическая» медицина? Эндокринолог говорит «Я ставлю Вас на учёт, будем наблюдаться». А наблюдаться, извините, это — что? Это значит — ничего не делаем, растим узел. Когда вырастим 3 см, что нам предложат? Предложат удалить. Хирургически. И дальше что делаем? Дальше наблюдаем, ничего не делаем…
Это один из ключевых моментов, что заставил многих прийти в нутрициологию. Те люди, которые по своей натуре не могут «ничего не делать» — нутрициология для них — именно то, что нужно. 4-х летнему малышу можно дать Келп, Пептовит и Замброзу. И за пол-года у него есть все шансы на УЗИ обследовании не обнаружить ни одного узла. Что говорит в этом случае эндокринолог? «Здорово, я снимаю Вас с учёта. До свидания». А нутрициолог говорит — продолжаем всё пить, потому, что если всё бросить — все пропавшие узлы — вернутся.
Где мы можем взять органический Йод?
Его «величество» Кальций. Потребность от 500 до 1500 мг
Белок для мозга
Если Вы пьёте самые классные витамины, если Вы получаете супер-классный Кальций, Магний и другие минералы, но при этом испытываете дефицит белка — всё пройдёт транзитом. Белок — переносчик питательных веществ во всём организме. Важно контролировать его количество и восполнять недостаток.
Омега-3 — это 30% — интеллекта
Полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, но не синтезируемые им, называют незаменимыми.
- Омега–3 ПНЖК – это мембранопротекторы — защищают все нейроны головного мозга от повреждения, от интоксикации, от окислительного стресса, от воспалительных заболеваний, замедляет возрастную гибель клеток.
- ЭПК и ДГК улучшает проведение импульсов между нейронами, что улучшает скорость реакции, память, внимание, обучаемость.
- ДГК участвует в развитии мозга, интеллекта и зрения ребенка, улучшает качество сна
- Антидепрессант
- Эффективно снимает стресс и мигренозную головную боль
- Если есть бессонница, Омегу лучше пить на ночь.
По данным НИИ Питания РАМН дефицит потребления Омега–3 ПНЖК у большей части детского и взрослого населения России около 80%.
ДЕТИ, УПОТРЕБЛЯЮЩИЕ ОМЕГА-3 ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СВЕРСТНИКОВ
Когда мы хотим, чтобы дети хорошо учились, хорошо сидели на уроках, чтобы их хвалили, чтобы они хорошо развивали свои навыки, были сообразительными, интеллектуальными, сосредоточенными — дайте им Омегу.
Важно: Омега-3 это жиры, которые легко окисляются. Это нужно учитывать при выборе источника этих жиров, чтобы не навредить себе. Если есть контакт жиров с кислородом — масло что делает? Становится горьким. Если орехи — горькие на вкус, их лучше не есть. Продукты окисления повреждают наш организм, вместо пользы вы получите вред. Поэтому лучшим выбором для Омега-3 является именно капсулированная форма — когда нет контакта с кислородом, капсула растворяется внутри нас, в кишечнике.
ЛЕЦИТИН НСП – лучший способ активизировать память и аналитические функции мозга, избавиться от депрессий.
Источник