Викторина «Человек и его здоровье»
методическая разработка по биологии (8 класс)
Викторина «Человек и его здоровье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_chelovek_i_ego_zdorove.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина по биологии «Человек и его здоровье»
- Какой жидкости в организме примерно 5 литров?
- Химический элемент, входящий в состав костей?
- Отдел мозга, отвечающий за координацию движений?
- Размер этого органа соответствует размеру сжатого кулака?
- Недостаток этого витамина вызывает у человека цингу
- Сколько у человека ушей?
- Самая большая железа в организме?
- Животное, на котором Павлов вырабатывал условные рефлексы?
- Конкурс «Гигиена»
История развития гигиены началась ещё в далёком прошлом, когда люди жили в гармонии с природой и соблюдали обычаи переданные предками. Во все времена неблагоприятные внешние факторы влияли на здоровье человека, и такая наука как гигиена намного снизила показатель смертности среди людей.
Наибольшее развитие гигиена получила ещё в Древней Греции и Римской империи. Знаменитый Гиппократ создал замечательный труд «О воздухе, водах и местностях» где он описал влияние окружающей среды на самочувствие человека. Именно тогда началась история развития гигиены как науки . Также в средние века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) написал трактат «Канон медицины» где он обсудил такие вопросы как гигиена жилья, одежды, пищи и так далее. В славянских городах много внимания уделялось уходу за свои телом – очень популярны были бани, которые смывали всю грязь. Возникновением гигиены как науки на Руси мы обязаны Петру Первому, который придумал Медицинскую Канцелярию и издавал указы по охране здоровья людей. Также в Великом Княжестве Литовском особое внимание уделялось санитарии.
Как наука гигиена начала формироваться в эпоху капитализма в 18 веке. Такие замечательные учёные как П. Франк, Х. Гуфеланд, М. В. Ломоносов разрабатывали экспериментальные и санитарно-статистические методы исследования такой науки как гигиена. Такие талантливые люди как М. Петтенкофер, А. П. Доброславин, Ф. Ф. Эрисман сделали гигиену точной наукой.
1.Как называется способ закаливания холодной водой, купания в проруби, хождения по снегу босиком? (Моржевание)
2.Как называется прием солнечных ванн? (Гелиотерапия)
3.Говорят, что зубы нужно чистить два раза в день: для красоты и для гигиены. В каком случае это делается для гигиены? (Вечером, перед сном)
4.Почему горячую пищу нельзя запивать холодной водой? (Трескается эмаль из-за перепада температур)
5.Пищу нужно тщательно пережевывать для ее лучшего … (переваривания)
6.Если подросток носит тесную обувь, особенно на каблуках, то у него развивается… (плоскостопие)
- Конкурс «Анатомия»
История: основоположником научной анатомии является Андреас Везалий , который не только исправил ошибки своих предшественников и значительно расширил анатомические знания, но обобщил и систематизировал их (т.е. сделал из анатомии науку). После А.Везалия профессора стали собственноручно публично препарировать трупы умерших, ставя своей целью как исследование строения человеческого тела, так и преподавание анатомии студентам.
Вскрытия, сначала редкие и в неприспособленных для этого помещениях, в XVI-XVII вв. превратились в торжественные демонстрации, которые совершались с особого разрешения властей в присутствии коллег и учеников. Для них стали сооружать специальные помещения по типу амфитеатров (в Падуе, 1594; Болонье, 1637 и т.д.)
В России начало анатомических исследований связано с эпохой Петра I (1682-1725), который проявлял большой интерес к медицине и развитию медицинского дела. Будучи в Амстердаме (в 1698 и 1717 гг.), Петр I посещал лекции и анатомический музей Ф.Рюйша, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях: «. о каждом случае вскрытия Петр I получал специальное извещение через посредничество Рюйша.
1.Орган, способный воспринимать сладкое, горькое, кислое, соленое или комбинацию этих видов вкусовых раздражителей. (Язык)
2.Полый мышечный орган, разделенный внутри на четыре камеры. (Сердце)
3.Центр приема и анализа информации. (Головной мозг)
4.Самый легкий орган человека. (Легкие)
5.Часть тела, количество которой не знает ни один владелец. (Волосы)
6.Что является зеркалом души? (Глаза)
- Конкурс «Физиология»
История: Физиология возникла в глубокой древности из потребностей медицины, так как для предупреждения болезней и лечения людей необходимо было знать строение организма и функции органов. Поэтому анатомию и физиологию изучали врачи древней Греции и Рима. Физиологические познания древних ученых основывались главным образом на догадках.
1.Какой орган организма человека является «химической лабораторией»? (Печень)
2.Самый совершенный фильтр, созданный природой в организме человека. (Почки)
3.Отдел нервной системы, координирующий движение. (Мозжечок)
4.Место «работы» бактерии кишечной палочки. (Аппендикс)
5.Что задерживает пыль, обеззараживает, согревает, увлажняет воздух? (Носовая полость)
6. «Бронежилет» для сердца и легких. (Грудина)
1.Гиперфункция гипофиза в детском возрасте. (Гигантизм)
2.Уменьшение числа эритроцитов в крови или понижение в них гемоглобина. (Малокровие — анемия)
3.Тяжелая инфекционная болезнь слизистой оболочки горла, гортани с тяжелым отравлением организма. (Дифтерия)
5.Капельно-пылевая инфекция, поражающая чаще всего легкие организма. (Туберкулез)
6.Разрушение печени под воздействием алкоголя и канцерогенных веществ. (Цирроз)
- Конкурс «Фармакология»
История: История применения лекарственных средств для предупреждения и лечения заболеваний имеет такую же давность, как история всего человечества. Люди черпали из недр самой природы нужные для себя вещества, замечали благоприятное и неблагоприятное действие некоторых из них, из поколения в поколение отбирали и закрепляли лучшие средства.
Попытки систематизировать сведения о применении в народе лекарственных средств и противопоставить их заклинаниям и молитвам были предприняты в древнюю эпоху. Крупнейший врач и мыслитель Древней Греции Гиппократ (460-377 гт. до н. э.) впервые попытался привести в определенную систему разрозненные сведения о лекарственных веществах и описал 236 растений, применяемых с лечебной целью в то время.
Учение Гиппократа наиболее полно развил К. Гален (131- 201). Римский фармаколог, физиолог и анатом К. Гален впервые установил, что растения, кроме главных действующих начал, содержат балластные вещества, от которых надо избавляться путем приготовления настоев, настоек, отваров и других форм. В честь ученого эти формы сейчас называют галеновыми. Большое влияние на развитие медицины вообще и лекарствоведения в частности оказал таджикский врач Авиценна (Абу Али ибн Сина), живший в конце X и начале XI в. В его пятитомном сочинении Медицинский канон приводятся данные о 764 лекарственных средствах и обобщены теоретические основы врачебного искусства и лекарствоведения IX и X вв.
1.Лекарственное растение, в названии которого спрятаны названия напитка и атмосферного осадка. (Вино-град)
2.В горах северо-восточной Турции для лечения многих болезней используют биоэнергетический потенциал неядовитых змей путем прикладывания на больное место. Назовите змею. (Уж)
3.Древнеегипетская царица Клеопатра для улучшения сна спала на подушках, набитых лепестками растения. Какого? (Розы)
4.Лекарственное растение, называемое американскими индейцами «следом белого человека». (Подорожник)
5.Это растение в народе называют «дикий подсолнечник». Еще его одно название говорит о числе излечиваемых болезней. (Девясил – девятисил)
6.В отваре этого растения обязательно купают младенцев. Его называют: золотушная трава, козьи рожки, стрелка, а каково научное название растения? (Череда)
6 . Конкурс «В раздумьях»
1. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие — выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. Назовите это домашнее животное. (Кот. Когда Б. Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет — это и был йод.)
2 . В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке неких домашних животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились особенно оживленными и игривыми. Монах попробовал есть плоды кофе: т. к. ему приходилось, как и прочим монахам, принимать участие в ночных бдениях. И что же? Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт вышел за пределы монастыря. Какие домашние животные подсказали монахам о бодрящих свойствах кофе? (Козы.)
- 3. Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса. (Собака.)
4.Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут, когда животное заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. (Свинья.)
Наше мероприятие подошло к концу. Спасибо всем, кто принял участие в предметной недели, а также в викторине. Всего доброго!
Источник
Викторина «Человек и его здоровье»
специалист в области арт-терапии
Игра- викторина на тему: «Человек и его здоровье».
Цель: Дать представление о том, что такое здоровье человека и здоровый образ жизни; пропагандировать здоровый образ жизни.
-Расширить и обобщить знания учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; обсудить различные варианты отношения к своему здоровью и возможные пути его сохранения;
-Коррекция познавательной, речевой деятельности, памяти, внимания,
— Воспитывать у детей чувство личной ответственности за собственное здоровье.
Оборудование: презентация, цветик- семицветик, буквы на магнитах, листочки с режимными моментами, конверты с пословицами.
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Ведь занятие нам начинать пора.
При встрече люди обычно говорят это волшебное слово, желая друг другу здоровья.
Что дороже всего на свете?
— Правильно, здоровье – это самая большая на свете ценность.
— А кто знает, что же такое здоровье?
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни.
Сегодня мы с вами обобщим наши знания о здоровье, поговорим о том , как мы сами должны о своем здоровье заботиться и поиграем. И тема нашей викторины «Человек и его здоровье».
В нашей викторине будут участвовать 2 команды:
— Мы чистюли чище всех,
Сегодня к нам придет успех.
И здоровью помогайте.
— Сейчас мы в игру поиграем и что-нибудь новое узнаем. У меня есть волшебный цветок (показывает). Кто знает, как этот цветок называется? ( цветик- семицветик)
Лепесточек отрываем и задание получаем.
Каждая команда должна из букв собрать слово « здоровье» , «гигиена».
Что же такое — гигиена? (высказывания детей)
Личная гигиена — совокупность гигиенических правил поведения человека на производстве и в быту. Выполнение правил личной гигиены способствует сохранению и укреплению здоровья человека.
Правила личной гигиены включают режим дня, работы и отдыха, рациональное питание, закаливание, физическую культуру, уход за кожей, гигиену одежды, обуви и жилища.
2 задание.
Она является залогом здоровья (чистота).
Лепесток отрываем и задание получаем. «Загадки – помощники гигиены».
Соблюдение здорового образа жизни неразрывно связано с правилами гигиены. А в соблюдении правил гигиены нашими помощниками могут быть, кто вы узнаете, отгадав загадки и выбрав отгадки.
1.Гладко, душисто, моет чисто
Нужно, чтоб у каждого было
Что, ребята? (мыло)
2.Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (расчёска)
Всегда под рукою,
Что это такое? (полотенце)
4.Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулю,
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос.
5.На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру
И колени оттираю —
Ничего не забываю. (Мочалка.)
6.Чтобы волосы блестели
И красивый вид имели,
Чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка.)
8Глаза я крепко закрываю,
В голову его втираю,
А потом водой смываю.
Это средство для волос,
Может быть даже без слез. ( Шампунь)
3 задание. « Оранжевый лепесток».
Давайте вспомним, что такое режим дня? (ответы детей).
Режим дня – это определённый ритм жизни, когда чередуются различные виды вашей деятельности: учёба, отдых труд, питание, сон. Он помогает школьнику становиться дисциплинированным, волевым.
Игра « Режим дня».
Режим, ребята, много значит:
Поможет он решить задачи,
Когда ложиться и вставать,
Когда тетрадку открывать,
Чтобы садиться за уроки,
Когда гулять идти, когда…
Ответ получишь ты тогда,
Когда изучишь ты режим , и станет он тебе родным.
Сейчас, ребята, мы поиграем в игру, которая поможет вам запомнить режим дня, по которому должны жить младшие школьники. Играющим раздаются вразброс карточки с пунктами режима дня, ваша задача распределить карточки по порядку: «Подъем», «Зарядка», «Завтрак», «Дорога в школу», «Уроки», «Обед», «Прогулка», «Ужин», «Свободное время», «Сон».
4 задание. «Желтый лепесток».
Крепла чтоб мускулатура,
Ребята, вы знаете, по мнению ученых ежедневные занятия физкультурой замедляют старение организма и прибавляют в среднем 6- 9 лет жизни. Однажды ученые поставили эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой группе было предложено неподвижно лежать 20 дней . И что получилось? У тех , кто лежал неподвижно , появилось головокружение, они долго не могли ходить, им было тяжело дышать, у них пропал аппетит, они стали плохо спать, у них снизилась работоспособность. Таким образом, спорт, зарядка, физические упражнения приносят огромную пользу растущему организму.
Сейчас мы поиграем в игру « Изобрази вид спорта».
Здоровый образ жизни связан с занятиями спортом. И сейчас нам понадобится по 1 представителю от каждой команды.
В этом конкурсе вы должны будете изобразить жестами тот вид спорта, который написан на листочках, которые вы вытянете. Задача всех остальных угадать.
( футбол, бокс, тяжелая атлетика, фигурное катание , плавание , пулевая стрельба , борьба).
Лепесток срываю, заданье открываю. Зачем человек ест? (ответы детей)
Без еды человек не может долго прожить, еда необходима человеку в течение всей жизни.
И как известно есть полезные продукты питания, а есть вредные. Вот мы сейчас поиграем в игру.
Игра « Вредные – полезные».
Я называю продукты, а вы — хлопаете, если продукты полезные и молчите, если вредные.
Рыба , чипсы , жевательная резинка , «Кола» , геркулес, морковь, лук, шоколадные конфеты, яблоки, капуста, гречка.
мясо, колбаса, газировка, шоколадка, помидоры, чеснок, молоко, кефир, «Чупа-чупс» , горох, торт.
— А теперь ответьте мне на такие вопросы:
1. Как называются эти продукты? Какой из этих продуктов предпочтительнее употреблять в пищу? (сосиски, мясо , колбаса, сардельки)
2. Какой молочный продукт благоприятно действует на пищеварительный процесс? (сыр, кефир, мороженное, масло)
3. Какой из этих фруктов богат железом?. Его очень полезно употреблять при анемии. (апельсин, яблоко, груша, мандарин)
4. Какой фрукт полезно употреблять во время простуды ? (слива, яблоко, лимон, банан)
5. В каком из этих овощей много фермента роста- каротина? (лук, огурец, картофель, морковь )
6. Как называются эти продукты? Какой из этих продуктов богат кальцием и полезен для укрепления костей, зубов? (масло, сметана, сыр, творог)
Лепесток срываю, задание открываю.
Послушайте вопрос и дайте мне ответ:
Какие фрукты, овощи и растения используют для понижения температуры и для лечения от простуды? (Малина, лимон, липа).
Кто такие «моржи»? (Люди, купающиеся зимой в проруби).
Почему нельзя грызть ногти? (Это некрасиво и под ногтями – микробы, можно заболеть).
Листья, какого растения используют при ушибе и кровотечении? (Лопух, подорожник).
Перечислите продукты, которые укрепляют кости (Молочные продукты, рыба).
Можно ли в жаркий день пить ледяную воду?
Составить из рассыпанных слов-карточек пословицы.
Двигайся больше – проживешь дольше.
Чистота – лучшая красота.
Ходи больше, жить будешь дольше.
Здоровье дороже богатства.
Как называлась наша викторина?
Давайте еще раз вспомним, что же мы можем сделать для того, чтобы быть здоровыми?
-Соблюдать режим дня.
-Заниматься физкультурой и спортом.
— Соблюдать правила гигиены.
— Должны сказать «нет» вредным привычкам!
Подведение итогов викторины.
А закончить наше мероприятие мне хочется следующими словами:
Крошка сын к отцу пришёл.
И спросила кроха:
«Что такое ХОРОШО
И что такое плохо?»
Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат,
Если любишь шоколадку –
То найдёшь здоровья клад.
Если мыть не хочешь уши,
И в бассейн не ходишь ты,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровья не найти.
Нужно. Нужно, очень нужно
По утрам и вечерам
Спортом смело заниматься.
Быть здоровым постараться.
Это нужно только вам!
З д о р о в ь е а
«Подъем» «Зарядка» «Завтрак» «Дорога в школу»
«Свободное время» «Сон»
Двигайся больше – проживешь дольше.
Источник
➤ Adblockdetector