Коррекционные школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают
Детский сад плюс начальная школа
Существуют так называемые начальные школы-детские сады компенсирующего вида, где малыши, имеющие особенности в развитии, сначала просто находятся в саду и социально адаптируются в обществе других малышей, а потом пребывание в садике плавно переходит к обучению в начальной школе. Потом, в зависимости о того, как ребенок справляется с программой, он поступает в 1-й или сразу во 2-й класс коррекционной школы.
Особенности в развитии слишком разные
Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:
ДЦП – детский церебральный паралич;
ЗПР – задержка психического развития;
ЗРР – задержка речевого развития;
ММД – минимальная мозговая дисфункция;
ОДА – опорно-двигательный аппарат;
ОНР – общее недоразвитие речи;
РДА – ранний детский аутизм;
СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
ОВЗ – ограниченные возможности здоровья.
Как видите, из всего вышеперечисленного здесь разве что ДЦП, ММД и проблемы с опорно-двигательным аппаратом являются конкретными медицинскими диагнозами. В остальном же названия детских особенностей, странностей и проблем весьма и весьма условны. Что значит «общее недоразвитие речи»? И чем оно отличается от «задержки речевого развития»? И это «задержка» относительно чего – относительно какого возраста и уровня интеллекта? Что касается «раннего детского аутизма», то этот диагноз ставят настолько непохожим в поведенческих проявлениях детям, что, похоже, наши отечественные специалисты сами не сходятся во взглядах на аутизм, поскольку еще недостаточно хорошо изучили это заболевание. А уж «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» сегодня ставят едва ли не каждому второму непоседливому ребенку! Поэтому, прежде чем согласиться с тем, что вашему чаду припишут тот или иной диагноз, покажите его не одному, а как минимум десятку специалистов и добейтесь от них внятных аргументов и четких медицинских показаний, по которым ребенку будет присвоен диагноз. Такой диагноз как слепота или глухота очевиден. А вот когда шаловливому ребенку, доставляющему воспитателям и учителям больше хлопот, чем остальные дети, спешат присвоить «диагноз», лишь бы избавиться от него, переведя в детский сад или школу для «детей с особенностями», то тут за свое чадо можно и побороться. Ведь приклеенный с детства ярлык может основательно подпортить ребенку жизнь.
Специальные (коррекционные) школы I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII видов. Каких детей в них обучают?
В специальных (коррекционных) общеобразовательных школах I вида обучаются дети-инвалиды по слуху, слабослышащие и глухие. В школах II вида учатся глухонемые дети. Школы III-IV вида предназначены для слепых и слабовидящих детей. Школы V вида принимают в свои стены учеников с нарушениями речи, в частности заикающихся детей. Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами. Школы VII вида для детей с СДВГ и ЗПР. Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций. И, наконец, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида обучают умственно отсталых детей, главная цель этих учебных учреждений – научить детей читать, считать и писать и ориентироваться в социально-бытовых условиях. При школах VIII вида имеются столярные, слесарные, швейные или переплетные мастерские, где ученики в стенах школы получают профессию, позволяющую заработать на хлеб. Путь к высшему образованию для них закрыт, по окончании школы они получаю лишь справку о том, что прослушали программу десятилетки.
Коррекционная школа: стремиться в нее или ее избегать?
Этот сложный вопрос решать вам. Как мы знаем, и ДЦП имеет столь разные и непохожие формы – от глубокой умственной отсталости, при которой врачи выносят вердикт: «необучаем» – до совершенно сохранного интеллекта. У ребенка с ДЦП может страдать опорно-двигательная система и при этом быть совершенно светлой и умной голова!
Учитывая все индивидуальные особенности ребенка, прежде чем выбрать ему школу, сто раз посоветуйтесь с врачами, дефектологами, логопедами, психиатрами и родителями особых детей, у которых больше опыта в силу того, что их дети старше.
Скажем, обязательно ли ребенку с сильным заиканием находиться в среде таких же как он? Пойдет ли ему такое окружение на пользу? Не лучше ли пойти по пути инклюзивного образования, когда дети с диагнозами погружаются в среду здоровых сверстников? Ведь в одном случае коррекционная школа может помочь, а в другом… навредить. Ведь каждый случай настолько индивидуален! Вспомните первые кадры фильма Тарковского «Зеркало». «Я могу говорить!» – произносит подросток после сеанса гипноза, навсегда освобождаясь от угнетавшего его долгие годы сильного заикания. Гениальный режиссер таким образом показывает нам: в жизни случаются чудеса. И тот, на ком педагоги и медики ставили крест, порой может удивить мир незаурядным талантом или как минимум стать социально адаптированным членом общества. Никаким не особым, а обычным человеком.
Посетите школу лично!
Судить о способностях вашего ребенка будут прежде всего врачи. Они-то и направят его на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Посоветуйтесь с членами комиссии, какая школа вашего округа лучше других подойдет вашему ребенку, позволит раскрыться его способностям, скорректировать его проблемы и недостатки. Обратитесь в окружной ресурсный центр по развитию инклюзивного образования: может, там помогут советом? Для начала обзвоните по телефону имеющиеся в вашем округе школы. Пообщайтесь на форумах с родителями детей, которые уже учатся. Довольны ли они образованием и отношением учителей? А лучше, конечно, лично познакомиться с директором школы, учителями и обязательно – с будущими одноклассниками! Вы должны знать, в каком окружении будет находиться ваш ребенок. Можно зайти на сайты школ, но там вы получите лишь минимум формальных сведений: в интернете можно изобразить красивую картинку, но будет ли она соответствовать действительности? Истинное представление о школе даст только ее посещение. Переступив порог здания, вы сразу поймете, есть ли здесь чистота, порядок, дисциплина, а главное – трепетное отношение педагогов к особым детям. Все это вы почувствуете прямо при входе!
Надомное обучение – как вариант
Некоторым детям врачи предлагают надомное обучение. Но этот вариант годится опять же не для всех. Некоторые психологи вообще категорически против надомного обучения, потому что для детей с особенностями в развитии нет ничего ужаснее изоляции от общества. А надомное обучение – это и есть изоляция от сверстников. Тогда как общение с ними может благотворно сказаться на умственном и эмоциональном развитии ребенка. Даже в обычных школах педагоги говорят о великой силе коллектива!
Обратите внимание на то, что школ, например, VIII вида в каждом округе существует несколько, и даже есть выбор, а вот школы для слепых или глухих детей есть не в каждом округе. Что ж, придется далеко ездить, возить или… снимать квартиру там, где есть нужная вашему ребенку школа. Многие иногородние приезжают в Москву исключительно ради обучения и реабилитации своих особых детей, потому что в провинции коррекционное образование по большому счету попросту отсутствует. Так вот приезжим безразлично, в каком округе снимать жилье, поэтому сначала они находят подходящую для ребенка школу, а потом уже снимают квартиру поблизости. Может быть также поступить и вам в интересах собственного ребенка?
Согласно Конституции РФ все равны
Знайте, что согласно Конституции РФ и закону об образовании каждый имеет право на обучение, независимо от диагноза. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (статьи 7 и 43 Конституции РФ). Положения Конституции РФ разъясняются в Федеральном законе от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании», в соответствии с п.3 ст.2 которого одним из принципов государственной политики в области образования является общедоступность образования, а также адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Просят предъявить справку из психиатрического диспансера? Не имеют права!
В приказе Департамента образования города Москвы от 28.01.2004 г. № 30 «О порядке приема детей в первые классы общеобразовательных учреждений в городе Москве» прямо запрещается директорам школ проведение вступительных экзаменов или конкурсных испытаний. Максимум того, что они могут, это провести собеседование или психологическое тестирование для выбора программы обучения и формирования классов. Итак, для зачисления ребенка в первый класс Вы должны представить в общеобразовательное учреждение заявление о приеме, свидетельство о рождении, медицинскую карту по форме 0-26/У-2000, утвержденную приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2000 № 241, справку о регистрации ребенка (форма № 9). У родителей есть право не сообщать диагноз ребенка при приеме его в образовательное учреждение (ст. 5 закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. N 3185-I), а администрация школы не имеет права получать эту информацию ни от кого, кроме родителя (законного представителя) ребенка.
И если вы считаете, что права вашего ребенка ущемляют, приписывая ему ложный диагноз (ведь неугодных во все времена упрятывали в психиатрические клиники), смело вступайте в борьбу! Закон на вашей стороне. Помните, кроме вас защитить права вашего ребенка некому.
Источник
Дети с ОВЗ VII вида
статья
виды, рекомендации по коррекции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_i_rekomendatsii_po_korrektsii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_2.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и рекомендации по коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья (VII вида)
Если в семье были дети с ОВЗ (VII вида), то и ваш ребёнок может родиться с этим отклонением. Т.е. на развитие этого вида задержки влияет наследственность. Эти дети не выглядят на свой возраст, как по уму, так и по конституции. Они более хрупкие и мелкие чем их сверстники. Именно поэтому этот вид и называется конституциональным – от слова конституция. Над такими детьми сверстники издеваются, так как они внешне выглядят маленькими и беспомощными. Это приводит к тому, что такие дети перестаёт общаться с детьми своего возраста и в последствие нарушается нормальное развитие ребёнка.
Перенесенные детьми заболевания, которые затрагивают мозг ребенка, могут повлиять на развитие этого вида.
В школе дети данного вида испытывают серьезные трудности в адаптации. Они скучают по домашней обстановке и часто плачут вспоминая маму. Они не проявляют инициативы, пассивны и бездеятельны. Если на них постоянно оказывать руководящего воздействия, то эти дети будут более организованны и будут казаться не беспомощными.
Этот вид развивается в процессе жизни. Рождаются абсолютно здоровыми детьми, но гиперопека или строгость в воспитании, а может, и полное его отсутствие приводит к плохой адаптации в коллективе. Такие дети тревожны, вялы и не проявляют инициативы. Многие не умеют подчиняться общепринятым нормам. Эти дети, как правило, не успевают в школе по многим предметам. Они необъективны, агрессивны или, наоборот, чрезмерно покорны.
Этот вид развивается в следствии повреждение головного мозга, которое может произойти, как в утробе матери, так и на раннем этапе развития.
Рекомендации по коррекции детей с ОВЗ (VII вида)
При корректировке ЗПР в первую очередь нужно обращать на внимание ребенка. Постоянно напоминайте ему, что он должен быть внимателен. Играйте с ребенком в различные игры на внимание. Покупайте ему различные раскраски. При раскрашивании постоянно контролируйте ребёнка, чтоб он сосредоточился и старался в силу своих возможностей не заходить за контур и выбирал правильные цвета. Рисуйте с ребёнком, в процессе развивается не только внимание, но и образная память потому, что ребенку нужно держать в уме образ того, что он хочет нарисовать. Так же развеваются психомоторика, восприятие и т д. А если при занятии обсудить с ребенком что он хочет нарисовать, что изображено на рисунке, каким образом еще можно изобразить то же самое, то развивается ещё мышление и речь.
Так же у таких детей часто страдает память. При коррекции памяти нужно с ребенком учить стихи, начиная с самых простых, состоящих из двух строк. Смотреть с ним различные мультфильмы, а потом заставляйте его пересказывать сюжет или читайте ему сами и просите тоже пересказать. Если ребёнку трудно справиться, то задавайте ему наводящие вопросы. Не забывайте объяснять ему новые и непонятные для него слова при чтении. Это расширит его словарный запас. Обыграйте самый интересный сюжет из произведения, которое вы с ребёнком прочитали. В игре ребенок подключает все свои психические процессы: мышление, воображение, восприятие и др. Чтобы попытаться передать настроение того или иного героя, его характер, когда разыгрывается определенный сюжет ребенку приходится прилагать немалые усилия. Можно нарисовать того или иного персонажа книги — это способствует развитию воображения, внимания и памяти. Обсудите литературное произведение — это способствует развитию речи и повышает коммуникативную компетентность ребенка.
Больше разговаривайте со своим чадом. Берите его на кухню, как самого главного помощника и учите его готовить, пусть даже ему 7 лет. Объясняйте для чего и почему надо сделать так, а не по – другому, повторяя по нескольку раз. Постепенно он начнёт сам задавать интересующие его вопросы, не забывайте на них отвечать. Этим вы разовьете у него жажду познания, которой и не хватает таким детям.
Возьмите на заметку, что проявление эмоций своего ребенка тоже нужно корректировать. Одёргивайте его, когда он бурно реагирует на естественные вещи. Если его отругали, он не должен обижаться, а должен понимать, почему это сделали. А вы должны, ему снова объяснить по какой причине вам не понравился его поступок. Это поможет ребёнку осознать его действия. Нужно учить таких детей самоконтролю, ведь именно его, как правило, и не хватает таким детям.
Правильно подойдите к коррекции своего ребёнка. Помогите своему родному и самому любимому человечку в развитии. Станьте педагогом для своего ребёнка. Ведь большую часть времени ваш ребёнок находится дома. А значит и развивается он дома. Ведь диагноз детей с ОВЗ (VII вида) надо не лечить, а корректировать, чтобы он пошёл в сторону исчезновения.
Знайте, если у вас в семье есть ребёнок с ОВЗ (VII вида), то неотъемлемой частью семейного воспитания должна стать коррекция недостатков развития такого ребёнка.
Источник