Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ.
методическая разработка на тему
Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника . Соответственно, одной из основных задач дошкольного учреждения ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_zozh.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование различных видов и форм работы с детьми при формировании элементарных представлений о ЗОЖ.
Самая большая ценность, которую человек получает от природы, — это здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому человеку всё здорово!».
В последнее десятилетие во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода ‒ это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника. В связи с этим особенно актуальной становится проблема воспитания заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Соответственно, одной из основных задач дошкольного учреждения ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
На занятиях детям сообщают основные сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия могут строиться как интегрированны е. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни ; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.
Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения общеобразовательных и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного материала могут быть использованы предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображение этих предметов.
Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражении их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.
На музыкальных занятиях у детей формируют представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностях человека.
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.
Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяют активизировать выбор детьми решений, способствующих ЗОЖ, своевременно реагировать на проявление негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий создают игровые ситуации «Белые перчатки», «Чистые ладошки скрипят – спасибо говорят» и др. При этом обращают внимание детей на качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.
В сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья, ограничении времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать выставку детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни. Внимание детей обращают на разнообразие книг, их красочное оформление; представляют детям новые книги.
Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и практические методы.
Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плаката.
Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.
Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.
Словесные методы включают в себя рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.
Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей.
Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства – мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т.д.)
Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».
Педагогическая технология формирования представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста предполагает:
— Системную разработку проблемы в разных направлениях: работу с педагогами и родителями, формирование здоровьесберегающего пространства, работу с детьми;
— применение разнообразных форм и методов работы;
— использование разных видов деятельности, детей, а также совместной деятельности детей и взрослых;
— последовательное формирование у ребенка представлений о ЗОЖ;
— открывает возможности для мониторинга представлений детей о ЗОЖ на любом этапе работы.
В рамках реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут использовать следующие формы воспитательно -образовательной работы : занятия, беседы, прогулки, опыты, досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжную выставку, выставку плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие мероприятия.
Все эти мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Свой доклад я бы хотела закончить словами В. Сухомлинского:
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»
Источник
Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни
Олеся Логвинова
Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни
Логвинова Олеся Юрьевна
инструктор по физической культуре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 «Журавлик» Старооскольского городского округа
Белгородская область, город Старый Оскол
Logvinova Olesya Yurievna
physical education instructor
Municipal budget preschool educational institution kindergarten №31 «Crane» Stary Oskol urban district Belgorod region, Stary Oskol city
Аннотация: формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
Abstract: the formation of a healthy lifestyle is carried out in the process of classes, regime moments, walks, in the game, in the workplace.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» — считал В. А. Сухомлинский. Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка. Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».
Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети. Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления. Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу: утренняя гимнастика; корригирующая гимнастика после сна; спортивные игры; спортивные досуги, праздники; подвижные игры на прогулке. Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы: дыхательная гимнастика; корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка). Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей: игровые; сюжетные; прогулка-поход; эстафеты-соревнования.
Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность. Используются следующие методические приёмы: рассказы и беседы воспитателя; заучивание стихотворений; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно-ролевые игры; дидактические игры; игры—тренинги; подвижные игры; пальчиковая и дыхательная гимнастика; самомассаж; физкультминутки. В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:
Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;
Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;
Изготовление нестандартного физкультурного -оборудования, зимних построек на участке детского сада. Выпуски семейных газет «Путь к здоровью»
Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;
Совместные походы и туристические прогулки на природу; Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;
Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания. При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение.Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня,правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми. Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ. Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
1. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. ТЦ. Сфера, 2007 г.
2. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
3. Н. И. Крылов. Здоровье — сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
4. О. Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 г.
5. Е. И. Подольская. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 5–7 лет. Волгоград. Учитель, 2010 г.
6. К. К. Утробина. Занимательная физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003 г. Т. 7. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.
Формы работы с родителями по формированию здорового образа жизни Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.
Формы и методы работы в воспитании у дошкольников понятий и ценностей здорового образа жизни Сегодня в дошкольном образовании особую роль играет формирование культуры здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение.
Перспективный план работы по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников на 2018–2019 учебный год Сентябрь. «Добрый доктор». 1. Сюжетно-ролевая игра: «Осмотр у доктора». Цель: Учить различать и называть основные части тела человека (голова,.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни Младшая группа Сентябрь Тема: Ребёнок и здоровье 1. Игра — занятие «Помоги Зайке сберечь здоровье» Цель: Формировать у детей первоначальные.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 1 часть Для детей. • Формировать предпосылки здорового образа жизни. • Продолжать развивать и совершенствовать культурно-гигиенические навыки. •.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 2 часть Полезные продукты. Задачи. Уточнить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов и овощей для здоровья человека. Закрепить.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 3 часть Чтобы зубки не болели. Задачи. Дать элементарные знания о строении зубов и о профилактике их заболеваний. Научить детей заботиться о своих.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во второй младшей группе. 4 часть Вот, Я какой. Задачи. Различать и называть части тела. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу. Дидактические.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни во 2 младшей группе. 5 часть Здоровье в движении. Задачи. Расширять представление детей о том, что здоровье человека зависит от его движений. Поддерживать интерес к.
Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни (вторая младшая группа) Перспективный план работы по формированию основ здорового образа жизни. Второй младшей группы № 3. Месяц Тема Содержание и формы работы.
Источник