Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов.
Тема 6. Школы здоровья
Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов.
Школа здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями – комплексная медицинская профилактическая услуга по индивидуальному и/или групповому профилактическому консультированию. Это медицинское вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, в том числе по коррекции факторов риска.
Школа здоровья создается на базе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара медицинской организации, санатория – профилактория, санатория.
Деятельность Школ здоровья отражена в приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также в приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
В настоящее время в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы для пациентов.
1. В04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой (приложение 13).
2. В04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника.
3. В04.057.003 Школа для пациентов трансплантированным органом.
4. В04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушением роста.
5. В04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе.
6. В04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией (приложение 12).
7. В04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью.
8. В04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом (приложение 14).
9. В04.001.003 Школа для беременных (приложение 11).
В ряде регионов России функционируют школы по потребности: для пациентов с заболеваниями щитовидной железы, аллергическими заболеваниями, глаукомой, остеопорозом, остеоартрозом, для будущих отцов, для родителей часто болеющего ребенка, школы будущего первоклассника. Актуальны занятия для родственников тяжелобольных, стомированных пациентов, родителей детей, страдающих сахарным диабетом и т.д.
Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить врач или фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий (обучает навыкам самоухода, измерению артериального давления, уровня глюкозы в крови, правилам пеленания грудного ребенка и т.д.). В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1-2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3 -5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара. Санатории-профилактории, санатории.
Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.
Виды методического обеспечения занятий в Школе здоровья
Успешному профилактическому консультированию способствуют доверительная атмосфера общения медицинского работника и пациента, взаимопонимание и чувство сопереживания, а также эффективная обратная связь (умение слушать, обсуждать, четко разъяснять цели обучения и пр.). Советы воспринимаются пациентами лучше и действуют более убедительно, если они проводятся с акцентом на положительные ассоциации, не содержат трудновыполнимых рекомендаций и не звучат как что-то неестественное, требующее усилий и дополнительных средств. Желательно сопровождать советы письменными рекомендациями, выдачей памяток, брошюр, рецептур рекомендуемых блюд, наглядных, хорошо иллюстрированных таблиц, схем и т.д.
Медицинская сестра должна участвовать в разработке памяток, презентаций, рабочих тетрадей пациентов (приложения 17—20). Ряд материалов уже существует, они используются в работе центров здоровья.
Рабочая тетрадь пациента, дневник пациента конкретной Школы здоровья включают доступно изложенную информацию о заболевании, его основных опасностях и симптомах. В тетради приводятся советы и рекомендации по самоуходу, профилактике осложнений, лечению, описаны действия при резком обострении заболевания.
Пациентам также предлагаются контрольные задания, правильность выполнения которых оценивает медицинская сестра.
Желательно подготовить рабочую тетрадь не сразу в форме брошюры, а на отдельных, удобных для хранения листах (плотные листы и к ним папки). На каждом занятии пациенту выдается конкретный лист, который, естественно, и остается у него. При составлении тетради нужно использовать больше таблиц, схем, рисунков. Отдельной брошюрой пациенту выдается дневник самонаблюдения.
В рабочей тетради обязательно должно быть предусмотрено место для самостоятельных записей пациента, ответов на вопросы, пометок (рис. 4.1).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие виды Школ здоровья выделены в соответствии с отраслевым классификатором сложных и комплексных услуг? Какие варианты, с вашей точки зрения, могут быть добавлены в данный перечень?
2. Охарактеризуйте цели и задачи деятельности Школ здоровья.
3. Охарактеризуйте объем информации, который может предоставляться пациенту и его родственникам на занятиях в Школе здоровья.
4. С какими проблемами психологического характера может столкнуться медицинская сестра в процессе проведения Школы здоровья?
5. Дайте определение понятия «спиральная модель» изменения поведения.
6. Перечислите виды медицинской документации, заполняемой при организации деятельности Школы здоровья.
7. Охарактеризуйте методы оценки эффективности деятельности Школы здоровья.
Тема 6. Школы здоровья
Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов.
Школа здоровья для лиц с факторами риска и пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями – комплексная медицинская профилактическая услуга по индивидуальному и/или групповому профилактическому консультированию. Это медицинское вмешательство направлено на повышение приверженности пациентов к лечению и выполнению врачебных рекомендаций, в том числе по коррекции факторов риска.
Школа здоровья создается на базе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара медицинской организации, санатория – профилактория, санатория.
Деятельность Школ здоровья отражена в приказе Минздрава России от 16.07.2001 г. № 269 «О введении в действие отраслевого стандарта «Сложные и комплексные медицинские услуги», а также в приказе Минздравсоцразвития России от 27.12.2011г. №1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг».
В настоящее время в соответствии с Номенклатурой медицинских услуг проводятся следующие школы для пациентов.
1. В04.037.003 Школа для больных с бронхиальной астмой (приложение 13).
2. В04.040.001 Школа для больных с заболеваниями суставов и позвоночника.
3. В04.057.003 Школа для пациентов трансплантированным органом.
4. В04.058.001 Школа для эндокринологических пациентов с нарушением роста.
5. В04.025.001 Школа для пациентов, находящихся на хроническом гемодиализе.
6. В04.015.001 Школа для больных с артериальной гипертензией (приложение 12).
7. В04.015.002 Школа для больных с сердечной недостаточностью.
8. В04.012.001 Школа для пациентов с сахарным диабетом (приложение 14).
9. В04.001.003 Школа для беременных (приложение 11).
В ряде регионов России функционируют школы по потребности: для пациентов с заболеваниями щитовидной железы, аллергическими заболеваниями, глаукомой, остеопорозом, остеоартрозом, для будущих отцов, для родителей часто болеющего ребенка, школы будущего первоклассника. Актуальны занятия для родственников тяжелобольных, стомированных пациентов, родителей детей, страдающих сахарным диабетом и т.д.
Пациенты направляются на занятия в школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Занятия в школе имеют право проводить врач или фельдшер. Медицинская сестра участвует в проведении практической части занятий (обучает навыкам самоухода, измерению артериального давления, уровня глюкозы в крови, правилам пеленания грудного ребенка и т.д.). В соответствии с тематикой школы здоровья и конкретного занятия в нем могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает 5 занятий по 90 минут. Рекомендуемая частота занятий – 1-2 раза в неделю в амбулаторно-поликлиническом учреждении или 3 -5 раз в неделю в дневном стационаре, отделении стационара. Санатории-профилактории, санатории.
Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10-12 человек.
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22; просмотров: 7073
Источник
Глава 1. О Школе здоровья
Роль медицинской сестры в реализации программ Школ здоровья
В амбулаторно-поликлинических учреждениях
Исполнитель: Иконникова Анастасия
Студентка: группы: 301 МС
Руководитель: Пархоменко Татьяна Борисовна
главная медицинская сестра МБУ «ЕКДЦ»
Введение
Глава 1. О Школе здоровья
1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья
1.2 Методика проведения занятий в Школе здоровья
1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность: наиболее из перспективных направлений в профилактике и лечении неинфекционных заболеваний для достижения контроля над основными проявлениями заболеваний и предупреждения осложнений является обучение пациентов в форме Школ здоровья.
Показатели здоровья и уровня знаний населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и т.д. ), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека в большей частности определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, и полезных навыков для в жизни в целом, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности. Сохраняется высокая потребность в обучении пациентов с артериальной гипертонией, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, пациентов, желающих отказаться от курения, а также будущих родителей.
Цель: оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.
— обучение пациентов по типовым программам;
— контроль уровня полученных знаний, умений и навыков у обученных в Школе здоровья;
— оценка организации и качества обучения в Школе здоровья;
Объект: роль медицинской сестры в амбулаторно-поликлинических учреждениях
Предмет: реализация программ Школ здоровья
Глава 1. О Школе здоровья
1.1 Положение, структура, организация Школ здоровья
Школа здоровья – организационная форма группового консультирования, гигиенического обучения и воспитания, являющаяся комплексной медицинской профилактической услугой.
Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.
Школа организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения для каждого вида Школ в рамках штатного расписания. В приказе утверждается руководитель Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе, график проведения Школы на год.
Занятия в Школе имеют право проводить медицинские работники, в т.ч. врач, фельдшер, инструктор по гигиеническому воспитанию, медицинская сестра, имеющие документ о прохождении цикла тематического усовершенствования, дающего право на обучение пациентов. Периодичность обучения на цикле тематического усовершенствования – не реже 1 раза в 5 лет. Ответственность за подготовку специалистов для проведения Школ несет руководитель ЛПУ.
В Школу для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями направляются пациенты с неосложненным течением:
— бронхиальной астмой вне выраженного обострения;
— сахарным диабетом 2 типа без инсулинопотребности и в отсутствие декомпенсации заболевания.
А так же: — для психологической подготовки семьи к рождению ребенка направляются женщины во 2–3 триместре беременности.
— курящие пациенты направляются желающие бросить курить.
Рекомендуемая численность пациентов в группе – 10–12 человек. Пациенты направляются на занятия в Школе лечащим врачом, врачом центра здоровья или специалистами любого профиля. Обучение по групповой методике не проводится больным со значительной потерей зрения, слуха, с интеллектуально-мнестическими и эмоционально-психическими расстройствами.
Цикл обучения в Школе для пациентов с хроническими неинфекционными заболеваниями и в Школе психологической подготовки семьи к рождению ребенка включает в себя 5 занятий по 90 минут. В амбулаторно-поликлиническом учреждениях, рекомендуемая частота занятий – 1–2 раза в неделю.
Цикл обучения в Школе для желающих бросить курить составляет 2 занятия по 145 минут с периодичностью – 1–2 занятия в неделю и телефонное консультирование (160 минут).
Организационные модели Школы здоровья могут включать две схемы:
– обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист;
–обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.
Анализ деятельности и контроль качества обучения пациентов в Школе осуществляется руководителем Школы. Отчет о работе Школы ежегодно предоставляется в период сдачи годового статистического отчета ЛПУ в форме № 30 «Сведения о лечебно-профилактическом учреждении» и в форме «Сведения о деятельности ЛПУ по медицинской профилактике», утвержденной приказом Министерства здравоохранения Свердловской области № 856-п от 17.09.2007 г.
Обязательное оборудование Школы:
— помещение для занятий площадью 4 м2 на 1 место, не менее 24 м2 ;
— столы и стулья в количестве 15 штук;
— доска, мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;
— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и др.).
Дополнительное (желательное) оборудование Школы:
— проектор (мультимедиа), компьютер, экран;
— принтер, ксерокс, программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;
— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;
Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:
— Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).
— Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.
— Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.
— Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.
— Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокелайзер, загубники картонные одноразовые.
1.2 Методика проведения занятий в Школах здоровья
1. Для пациентов с артериальной гипертонией:
Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:
04 – медицинские услуги по профилактике;
01 – Школа для больных с АГ.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.
Занятие 1. Что надо знать об артериальной гипертонии?
Занятие 2. Здоровое питание. Что надо знать пациенту о питании при артериальной гипертонии?
Занятие 3. Физическая активность и здоровье.
Занятие 4. Стресс и здоровье.
Занятие 5. Медикаментозное лечение артериальной гипертонии.
2. Для пациентов с бронхиальной астмой:
Обучение пациентов с бронхиальной астмой (БА) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.037.03:
04 – медицинские услуги по профилактике;
03 – Школа для больных бронхиальной астмой
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля бронхиальной астмы.
Занятие 1. Что такое бронхиальная астма?
Занятие 2. Причины развития бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия.
Занятие 3. Лечение бронхиальной астмы.
Занятие 4. Обострение бронхиальной астмы. Как контролировать болезнь?
Занятие 5. Контроль полученных знаний, навыков и умений.
3. Для пациентов с сахарным диабетом 2 типа:
Обучение пациентов с сахарным диабетом 2 типа (СД) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.012.01:
04 – медицинские услуги по профилактике;
01 – Школа для больных с сахарным диабетом.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля сахарного диабета 2 типа.
Занятие 1. Что надо знать о сахарном диабете 2 типа?
Занятие 2. Самоконтроль при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 3. Питание при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 4. Физическая активность при сахарном диабете. Медикаментозная терапия при сахарном диабете 2 типа.
Занятие 5. Осложнения сахарного диабета.
4. Для психологической подготовки семьи к рождению ребенка:
Обучение беременных женщин и их семей в «Школах здоровья» является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.001.03:
04 – медицинские услуги по профилактике;
001 – акушерство и гинекология;
03 – Школа для беременных.
Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященным основным наиболее важным вопросам периода беременности и родов.
Занятие 1. Изменения в организме женщины, связанные с беременностью.
Занятие 2. Психологические особенности женщины в период беременности и родов. Послеродовые психологические кризисы.
Занятие 3. Роды. Возникновение и подавление боли в родах.
Занятие 4. Грудное вскармливание. Питание женщины во время беременности и кормления грудью.
Занятие 5. Ребенок первого года жизни.
5. Для желающих бросить курить:
Полный цикл включает 2 занятия по 145 минут, телефонное и индивидуальное консультирование (160 минут).
Занятие 1. Курение и здоровье.
Занятие 2. Как отказаться от табачной зависимости.
1.3 Местоположение Школ Здоровья город Екатеринбург
Заключение
Здоровье человека — одна из первостепенных тем человечества. К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим пациента, беречь и укреплять свое здоровье, если мы не будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то мы не вправе надеяться, что будущее будет более здорово и развито.
Школы здоровья – это реальный шанс научиться приносить пользу своему здоровью. Здесь подробно расскажут о факторах риска неинфекционных заболеваний, а также научат практической профилактике, с радостью ответят на любые вопросы, касающиеся здоровья, причем не только физического, но и психологического. Здесь можно не только получить исключительно полезные знания о своем здоровье, даются индивидуальные заключения и рекомендации. но и пообщаться с новыми интересными людьми. Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения пациентом систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.
С помощью определения цели, задач и тематик школы здоровья, работа должна быть организована таким образом, чтобы все пациенты имели возможность проходить в ней обучение. С этой целью необходимо учитывать ряд показателей. В частности, показатель охвата обучением, показатель способности к самоконтролю. Из данной проделанной работы следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Список литературы
1. Приказ МЗ Свердловской области 250-п от 19 марта 2012г «Об организации школ здоровья в ЛПУ Свердловской области»
2. Приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»
3. Приказ МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г. «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ»
4. ФЗ -323 от 21.11.2011г. «Об охране здоровья граждан в РФ»
Источник