Меню

Виды контроля за здоровьем обучающегося

Контроль за состоянием здоровья школьников

Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с ме­дицинским работником. В классном журнале на по­следней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:

Индекс здоровья— процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70-80%, фактичес­ки —17-30%).

Количество часто болеющих детей (более 3-4раз в году).

Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хрони­ческий гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертони­ческая болезнь и др.).

Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и совместно с медицинским работником и Центром Гос­санэпиднадзора составляется комплексный план по охране здоровья школьников. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявле­ние лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность оп­ределить потребность в медицинских кадрах и сети ле­чебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В сово­купности их результаты дают характеристику состоя­ния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в кон­статации заболеваний и назначении лечения, а и в оп­ределении способности каждого ребенка или подрост­ка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем до­стигнутого развития, нормальным функционировани­ем основных органов и систем, достаточной адаптаци­ей к условиям окружающей среды. Исходя из такого понимания здоровья, нельзя гру­бо делить всю детскую популяцию на «здоровых» и «больных», считая показателем здоровья только от­сутствие болезней. Широко распространенное поня­тие «практически здоров» — антинаучно с медицин­ской точки зрения и даже вредно, т. к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незна­чительных и преморбидных состояний.

Комплексная оценка состояния здоровья школь­ников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху).

Оценка состояния здоровья дается на момент об­следования. Острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалестенции (пе­риод выздоровления), вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или ус­ловиями жизни, не учитываются.

Первый критерий — наличие или отсутствие в мо­мент обследования хронических заболеваний. Опреде­ляется при врачебном осмотре с участием специалистов.

Второй критерий — уровень функционального со­стояния основных систем организма. Выявляется кли­ническими методами с использованием в необходи­мых случаях функциональных проб.

Третий критерий — степень сопротивляемости ор­ганизма неблагоприятным воздействиям — выявляет­ся по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обост­рений хронических болезней) за предыдущий год.

Четвертый критерий — уровень достигнутого раз­вития и степень его гармоничности. Для детей и подро­стков этот критерий имеет особенно большое значе­ние, так как организм их находится в процессе непре­рывного роста и развития.

Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.

Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими иссле­дованиями с использованием региональных стандар­тов физического развития. Достигнутый уровень фи­зического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с ис­пользованием оценочных таблиц (шкал регрессии).

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

Читайте также:  Как поддержать здоровье при диете

Эта группировка позволяет проводить сопостави­тельную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при ди­намическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных меро­приятий.

В соответствии с предложенной схемой дети и под­ростки, в зависимости от состояния здоровья, подраз­деляются на следующие группы:

1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нор­мальным уровнем функций.

2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и не­которые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хрониче­ским заболеваниям.

3. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии компенсации, с сохраненными функцио­нальными возможностями организма.

4. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии субкомпенсации, со сниженными функци­ональными возможностями.

5. Дети, больные хроническими заболеваниями в со­стоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями организ­ма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.

Применение данной группировки целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье раз­личных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприя­тий. Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, так как функциональные воз­можности детей и подростков, отнесенных к этой группе, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного кон­троля и адекватных лечебно-оздоровительных меро­приятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Примеры:

Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80-85 мм рт.ст., 13-16 лет — до 90-95 мм рт. ст.) —2-я группа здоровья.

Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья.

Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья.

Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья.

Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья.

Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-я группы здоровья.

Дисменоррея — 3-я группа здоровья.

Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-ал­лергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья.

Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья.

Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья.

Миопия слабой степени, астигма­тизм — 2-я группа здоровья.

Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группы здоровья.

Нарушение осан­ки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.

Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 1200 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой
статья на тему

основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой

Скачать:

Вложение Размер
основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой 16.76 КБ

Предварительный просмотр:

основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта

Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом. Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровы, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Как система методов медицинских наблюдений В. к. является разделом спортивной медицины.

Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля (или врачами-терапевтами) в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях. В Госкомспорте специальный медико-биологический отдел организует совместно с органами здравоохранения В. к. среди ведущих спортсменов страны и над группами спортивного резерва. Общее руководство В. к. при занятиях физической культурой и спортом возложено на Министерство здравоохранения

Врачебный контроль включает: 1) врачебное освидетельствование: 2) врачебно-педагогические наблюдения; 3) врачебно-спортивную консультацию; 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований; 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов; 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые. Методика обследования (краткая или углубленная) и его периодичность определяются контингентом занимающихся (их возрастом, полом, спортивной квалификацией) и характером занятий (учебная программы, оздоровительная и лечебная физкультура, спортивная тренировка).

Обследование по краткой методике проводят среди лиц, занимающихся по обязательной программе физического воспитания в учебных заведениях, в группах общей физической подготовки, в физкультурных коллективах предприятий, организаций, а также среди начинающих физкультурников и спортсменов. Обследование проводят врачи — специалисты по В. к., врачи — терапевты районных поликлиник, здравпунктов предприятий, организаций, учебных заведений, медпунктов стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений. При необходимости к обследованию могут быть привлечены врачи-специалисты различного профиля (при обследовании женщин обязателен осмотр гинеколога). Периодичность обследования — не реже 1 раза в год. При этом обследование учащихся и студентов приурочивают к началу учебного года. Повторные обследования в течение года проводят по показаниям, перед соревнованиями и при появлении жалоб. Обследование по углубленной методике проводят врачебно-физкультурные диспансеры и врачи добровольных спортивных обществ в процессе диспансерного наблюдения за высококвалифицированными спортсменами и учащимися детских и юношеских спортивных школ. Периодичность обследования 2—3 раза в год.

При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине. Обследование по краткой методике включает: сбор анамнестических данных (с учетом представляемой обследуемым выписки из амбулаторной карты поликлиники), физикальное обследование, измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой (см. Физическая работоспособность). При обследовании лиц среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физической подготовки, дополнительно проводят электрокардиографическое исследование, биохимический анализ крови. Кроме того, для определения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и выявления признаков скрытой патологии применяют функциональные пробы с дозированными нагрузками: приседания, степ-тест (подъем и спуск по двухступенчатой лестнице), бег на месте или по движущейся дорожке, применение велоэргометра. До и после физической нагрузки подсчитывают пульс, измеряют АД, снимают электрокардиограмму.

На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовкой. Им разрешены занятия по полной учебной программе, сдача норм ГТО, занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку. Они занимаются по той же программе, но с некоторым ограничением (в начальный период) и более постепенным нарастанием нагрузок; вопрос об участии в соревнованиях в каждом конкретном случае решается индивидуально. В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки. Групповые занятия для таких лиц могут проводиться только по специальной программе лечебной физической культуры, по показаниям — занятия по индивидуальной программе в поликлинике или врачебно-физкультурном диспансере: при этом учитывают характер и стадию заболевания, уровень физической подготовки обследуемого, его возраст и пол.

Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к. Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности (см. Тренировка). Результаты врачебно-педагогических наблюдений служат основой для управления тренировочным процессом (в соответствии с состоянием здоровья, функциональной подготовленностью организма спортсмена), для проведения мероприятий по восстановлению и повышению работоспособности.

Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом, проводит врач — специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта (в соответствии с состоянием здоровья, физического развития и уровнем физической подготовки). Тренеры, преподаватели и спортсмены получают консультацию по вопросам режима тренировки, объема и характера тренировочных нагрузок и др. Ответы на все вопросы могут быть получены только на основе данных врачебного освидетельствования и врачебно-педагогических наблюдений (для спортсменов).

Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий. Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера. Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации.

Гигиеническое воспитание направлено на пропаганду здорового образа жизни. Врач поликлиники или амбулатории в своей профессиональной деятельности способствует развитию физической культуры, разъясняя населению роль рационального режима дня, включающего регулярные занятия физкультурой (см. Зарядка, Бег оздоровительный) и спортом, а также элементы закаливания.

Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований (размещение участников, их питание и др.). На международных и всесоюзных соревнованиях проводят также контроль на допинг (см. Допинги), а для женщин — на половую принадлежность.

При проведении соревнований врач является заместителем главного судьи соревнований. Все распоряжения врача, касающиеся вопросов охраны здоровья участников, обязательны для судей и организаторов соревнований .

Источник

Adblock
detector