Контроль за состоянием здоровья школьников
Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником. В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:
Индекс здоровья— процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70-80%, фактически —17-30%).
Количество часто болеющих детей (более 3-4раз в году).
Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет — увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).
Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора составляется комплексный план по охране здоровья школьников. Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров — выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения. При этом задача врача заключается не только в констатации заболеваний и назначении лечения, а и в определении способности каждого ребенка или подростка полноценно выполнять присущие ему социальные функции. Эта способность определяется уровнем достигнутого развития, нормальным функционированием основных органов и систем, достаточной адаптацией к условиям окружающей среды. Исходя из такого понимания здоровья, нельзя грубо делить всю детскую популяцию на «здоровых» и «больных», считая показателем здоровья только отсутствие болезней. Широко распространенное понятие «практически здоров» — антинаучно с медицинской точки зрения и даже вредно, т. к. не мобилизует врача на фиксацию и необходимую коррекцию незначительных и преморбидных состояний.
Комплексная оценка состояния здоровья школьников достигается использованием 4-х критериев, предложенных НИИ гигиены детей и подростков (критерии оценки здоровья по С.М.Громбаху).
Оценка состояния здоровья дается на момент обследования. Острое заболевание, прошлые болезни, если только они не приобрели хроническую форму, возможность рецидива, стадия реконвалестенции (период выздоровления), вероятность возникновения заболевания, обусловленная наследственностью или условиями жизни, не учитываются.
Первый критерий — наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний. Определяется при врачебном осмотре с участием специалистов.
Второй критерий — уровень функционального состояния основных систем организма. Выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях функциональных проб.
Третий критерий — степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям — выявляется по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год.
Четвертый критерий — уровень достигнутого развития и степень его гармоничности. Для детей и подростков этот критерий имеет особенно большое значение, так как организм их находится в процессе непрерывного роста и развития.
Уровень достигнутого психического развития обычно устанавливается детским психоневрологом, принимающим участие в осмотре.
Уровень и степень гармоничности физического развития определяется антропометрическими исследованиями с использованием региональных стандартов физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяется путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности — с использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.
В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на следующие группы:
1. Здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций.
2. Здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
3. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма.
4. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.
5. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.
Применение данной группировки целесообразно для характеристики санитарного состояния детского населения, оценки состояния здоровья детских контингентов при изучении влияния на их здоровье различных факторов (учебных, спортивных нагрузок, климата, атмосферных загрязнений и др.), а также для оценки эффективности оздоровительных мероприятий. Большое социальное значение имеет выделение второй группы здоровья, так как функциональные возможности детей и подростков, отнесенных к этой группе, чаще всего снижены. Дети этой группы чаще всего нуждаются в оздоровительных мероприятиях. При отсутствии же своевременного врачебного контроля и адекватных лечебно-оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.
Примеры:
Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80-85 мм рт.ст., 13-16 лет — до 90-95 мм рт. ст.) —2-я группа здоровья.
Вегетососудистая дистония — 3-я группа здоровья.
Гипертоническая болезнь — 4-я группа здоровья.
Врожденный порок сердца — 3-я или 4-я группа здоровья.
Кариес зубов, аномалия прикуса — 2-я или 3-я группа здоровья.
Хронический гастрит, колит — 3-я или 4-я группы здоровья.
Дисменоррея — 3-я группа здоровья.
Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) — 2-я группа здоровья.
Экзема, дерматит — 3-я или 4-я группа здоровья.
Логоневроз, энурез, тики — 3-я или 4-я группа здоровья.
Миопия слабой степени, астигматизм — 2-я группа здоровья.
Миопия средней и высокой степени — 3-я или 4-я группы здоровья.
Нарушение осанки — 2-я группа, сколиоз — 3-я или 4-я группа.
Дата добавления: 2018-06-28 ; просмотров: 1200 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой
статья на тему
основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
основные методы контроля физического состояния при занятиях физкультурой | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта
Врачебный контроль, при занятиях физической культурой и спортом. Включает комплексную программу медицинского наблюдения за лицами, занимающимися физкультурой и спортом, с целью способствовать наиболее эффективному применению средств физического воспитания для укрепления здоровы, совершенствования физического развития и физической подготовки, а также достижению высоких спортивных результатов. Как система методов медицинских наблюдений В. к. является разделом спортивной медицины.
Врачебный контроль осуществляется врачебно-физкультурными диспансерами, а также кабинетами врачебного контроля (или врачами-терапевтами) в поликлиниках, медсанчастях предприятий и организаций, вузах и других учебных заведениях, при добровольных спортивных обществах, на стадионах и других спортивных сооружениях. В Госкомспорте специальный медико-биологический отдел организует совместно с органами здравоохранения В. к. среди ведущих спортсменов страны и над группами спортивного резерва. Общее руководство В. к. при занятиях физической культурой и спортом возложено на Министерство здравоохранения
Врачебный контроль включает: 1) врачебное освидетельствование: 2) врачебно-педагогические наблюдения; 3) врачебно-спортивную консультацию; 4) санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований; 5) гигиеническое воспитание физкультурников и спортсменов; 6) медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Врачебное освидетельствование предусматривает обследование лиц, занимающихся физкультурой и спортом, а также приступающих к занятиям впервые. Методика обследования (краткая или углубленная) и его периодичность определяются контингентом занимающихся (их возрастом, полом, спортивной квалификацией) и характером занятий (учебная программы, оздоровительная и лечебная физкультура, спортивная тренировка).
Обследование по краткой методике проводят среди лиц, занимающихся по обязательной программе физического воспитания в учебных заведениях, в группах общей физической подготовки, в физкультурных коллективах предприятий, организаций, а также среди начинающих физкультурников и спортсменов. Обследование проводят врачи — специалисты по В. к., врачи — терапевты районных поликлиник, здравпунктов предприятий, организаций, учебных заведений, медпунктов стадионов, бассейнов и других спортивных сооружений. При необходимости к обследованию могут быть привлечены врачи-специалисты различного профиля (при обследовании женщин обязателен осмотр гинеколога). Периодичность обследования — не реже 1 раза в год. При этом обследование учащихся и студентов приурочивают к началу учебного года. Повторные обследования в течение года проводят по показаниям, перед соревнованиями и при появлении жалоб. Обследование по углубленной методике проводят врачебно-физкультурные диспансеры и врачи добровольных спортивных обществ в процессе диспансерного наблюдения за высококвалифицированными спортсменами и учащимися детских и юношеских спортивных школ. Периодичность обследования 2—3 раза в год.
При врачебном освидетельствовании физкультурников и спортсменов используют методы клинического обследования и функциональной диагностики, а также специальные приемы и пробы, разработанные в спортивной медицине. Обследование по краткой методике включает: сбор анамнестических данных (с учетом представляемой обследуемым выписки из амбулаторной карты поликлиники), физикальное обследование, измерения роста, окружности грудной клетки, определение массы тела, жизненной емкости легких, мышечной силы, клинические анализы крови и мочи, функциональные пробы с физической нагрузкой (см. Физическая работоспособность). При обследовании лиц среднего и пожилого возраста, в частности перед зачислением в группы общей физической подготовки, дополнительно проводят электрокардиографическое исследование, биохимический анализ крови. Кроме того, для определения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и выявления признаков скрытой патологии применяют функциональные пробы с дозированными нагрузками: приседания, степ-тест (подъем и спуск по двухступенчатой лестнице), бег на месте или по движущейся дорожке, применение велоэргометра. До и после физической нагрузки подсчитывают пульс, измеряют АД, снимают электрокардиограмму.
На основании данных врачебного освидетельствования обследуемых, занимающихся по программе физического воспитания, распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. В основную медицинскую группу зачисляют лиц, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, с достаточной физической подготовкой. Им разрешены занятия по полной учебной программе, сдача норм ГТО, занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. В подготовительную медицинскую группу включают лиц, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья и недостаточную физическую подготовку. Они занимаются по той же программе, но с некоторым ограничением (в начальный период) и более постепенным нарастанием нагрузок; вопрос об участии в соревнованиях в каждом конкретном случае решается индивидуально. В специальную медицинскую группу входят лица с существенными отклонениями в состоянии здоровья или очень низким уровнем физической подготовки. Групповые занятия для таких лиц могут проводиться только по специальной программе лечебной физической культуры, по показаниям — занятия по индивидуальной программе в поликлинике или врачебно-физкультурном диспансере: при этом учитывают характер и стадию заболевания, уровень физической подготовки обследуемого, его возраст и пол.
Врачебно-педагогические наблюдения, проводимые спортивным врачом совместно с тренером или преподавателем непосредственно в процессе тренировки и соревнований являются важным звеном В. к. Врачебно-педагогические наблюдения позволяют изучить специфическое воздействие тренировки на состояние здоровья и физическую подготовку спортсмена, проследить динамику физической подготовленности, адаптационных изменений организма в процессе регулярных занятий спортом, определить степень тренированности (см. Тренировка). Результаты врачебно-педагогических наблюдений служат основой для управления тренировочным процессом (в соответствии с состоянием здоровья, функциональной подготовленностью организма спортсмена), для проведения мероприятий по восстановлению и повышению работоспособности.
Врачебно-спортивную консультацию по вопросам, связанным с занятиями физкультурой и спортом, проводит врач — специалист по В. к. Начинающим врачебно-спортивная консультация помогает сделать правильный выбор физических упражнений или вида спорта (в соответствии с состоянием здоровья, физического развития и уровнем физической подготовки). Тренеры, преподаватели и спортсмены получают консультацию по вопросам режима тренировки, объема и характера тренировочных нагрузок и др. Ответы на все вопросы могут быть получены только на основе данных врачебного освидетельствования и врачебно-педагогических наблюдений (для спортсменов).
Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения занятий физкультурой и спортом, а также соревнований включает предупредительный надзор при проектировании и строительстве спортивных сооружений или выделении специальных помещений для занятий, а также текущий надзор за выполнением установленных санитарных правил содержания мест занятий. Предупредительный надзор проводят представитель районной СЭС совместно с врачом врачебно-физкультурного диспансера. Текущий надзор осуществляет врач соответствующей спортивной организации.
Гигиеническое воспитание направлено на пропаганду здорового образа жизни. Врач поликлиники или амбулатории в своей профессиональной деятельности способствует развитию физической культуры, разъясняя населению роль рационального режима дня, включающего регулярные занятия физкультурой (см. Зарядка, Бег оздоровительный) и спортом, а также элементы закаливания.
Медико-санитарное обеспечение спортивных соревнований и массовых форм оздоровительно-физкультурной работы организуют врачебно-физкультурные диспансеры или территориальные учреждения здравоохранения. Оно включает: проверку медицинской документации о допуске к участию в соревнованиях; оказание первой помощи при травмах или заболеваниях и при необходимости госпитализацию пострадавших; проверку санитарно-гигиенического состояния места и соблюдения санитарно-гигиенических нормативов и правил проведения соревнований (размещение участников, их питание и др.). На международных и всесоюзных соревнованиях проводят также контроль на допинг (см. Допинги), а для женщин — на половую принадлежность.
При проведении соревнований врач является заместителем главного судьи соревнований. Все распоряжения врача, касающиеся вопросов охраны здоровья участников, обязательны для судей и организаторов соревнований .
Источник