Меню

Виды групп здоровья ребенка

Группы здоровья детей и их характеристика

Для любого родителя здоровье ребенка является ключевым, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь и судьба. С появлением малыша на свет для него в поликлинике заводится медицинская карта, в которой описываются особенности развития и здоровья малыша. Наверняка многие обращали внимание, что при рождении и осмотре ребенка – врач присваивает ему оценку, она обозначается цифрой от 1 до 5. Что это обозначает? Какие особенности в развитии и здоровье ребенка существуют? В этой статье мы поговорим о группах здоровья наших детей, рассмотрим их характеристики и особенности присвоения той или иной группы.

Что такое группы здоровья

Групп здоровья ребенка – это условное медицинское обозначение, которое используется для анализа здоровья ребенка. Для того, чтобы поставить оценку и отнести состояние человека к одной из групп, проводится профилактический осмотр, обследование, сбор и исследование анализов.

На протяжении всего развития ребенка его группа может меняться. Это зависит от многих внешних факторов. Ребенка осматривает медицинская комиссия, состоящая из окулиста, лора, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение о присвоении той или иной группы здоровья ребенку принимает педиатр, основываясь на заключения узких специалистов.

Оценка присваивается на текущий момент времени, не учитываются острые заболевания, инфекции или иные прошлые болезни, если, конечно, они не стали носить хронический характер.

Оценка о состоянии физического здоровья детей различных возрастов необходима для определения и разделения детей для дальнейшего оказания помощи. Кто-то окажется здоров, а для кого-то потребуется, если не лечение, то наблюдение специалистов. Часто детям, которые имеют какие-либо проблемы со здоровьем, предоставляются специальные группы здоровья, где нагрузка и требования к детям менее сложные.

Как определяется группа здоровья?

Классификация критериев, на основании которых проходит определение группы здоровья, весьма разнообразная. Каждое медицинское пособие трактует все моменты по-разному. Наиболее популярное деление подразумевает 6 принципов, согласно которых и принимается решение об определении группы здоровья ребенку.

  1. Наследственность. При осмотре новорожденного врач обязан провести опрос родителей, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, какой они носят характер и насколько тяжелы последствия. Путем сдачи анализов можно определить, насколько подвержен малыш заболеванию по наследственности. В данном случае в течение беременности тоже необходимо проходить некоторые обследования, которые исключат негативные моменты. В данный критерий входят не только наследственные заболевания, но и течение беременности, ход родов и развитие малыша в первый месяц жизни.
  2. Физическое развитие малыша. В данный критерий входят основные характеристики – рост, вес, так же измеряются окружность груди, головы, размер ноги, длина рук и ног и другие параметры. С развитие ребенка отслеживается, когда он начал держать головку, когда сел, начал ползать, ходить, говорить. Педиатрам в помощь имеется таблица, в которой по месяцам отражены все требования и навыки, которые должен иметь малыш. Если есть какие-то отклонения, то нужно исследовать их характер и понять, имеют ли они тяжелые последствия за собой или они не так страшны для малыша.
  3. Развитие системы органов в организме – это и сердечная, и нервная, и кровеносная системы. В период первого года после рождения происходит становление и развитие всех органов в организме, а так же их рост. Для данного критерия часто используются дополнительные анализы и исследования – УЗИ, общие анализы и другие обследования. Повышенное внимание уделяется в данном случае сердечку, желудку, почкам и легким.
  4. Степень сопротивляемости организма к внешним факторам и инфекциям. Часто слышится такое понятие, как «болезненность ребенка, квелость и слабость иммунитета» — этим определяется данный принцип отнесения к группе здоровья. Если ребенок часто болеет, имеет слабый иммунитет, то стоит обследоваться дополнительно и выявить причину такого состояния. В соответствии с этим может так же присвоиться группа здоровья.
  5. Соотношение психологического и физического показателей здоровья. Для обследования психологического и неврологического состояний здоровья необходимо обратиться к психологу и неврологу. После осмотра и собеседования с ребенком будет выявлено, есть ли какие – то патологии или развитие протекает нормально. Показатели физического здоровья оцениваются педиатром и сравниваются с таблицами, в которых указаны стандарты.

Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет. В основном они назначаются по общему состоянию детей или по наличию хронических заболеваний. Кстати, дети с одинаковым диагнозом, вполне могут иметь разные группы здоровья. Многие родители пугаются присвоения их ребенку группы, которая не соответствует хорошему состоянию здоровья. Но следует знать, что это не окончательный диагноз, а специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, влияющие на будущее ребенка.

Виды групп здоровья, характеристики каждой группы

Всего насчитывают пять групп здоровья детей от 3 до 17 лет. Все они имеют свои характеристики и отличительные особенности. Рассмотрим все группы здоровья.

Читайте также:  Выбиты зубы какая степень тяжести вреда здоровью

Первая группа – это полностью здоровые дети, которые не имеют никаких дефектов, проблем. Их психическое и физическое здоровье соответствуют стандартным измерениям, у них не имеется никаких пороков развития, дефектов и иных нарушений в организации и деятельности органов.

Вторая группа – является самой распространенной на фоне других, здесь есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, например, нет хронических болезней, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и другое. Если ребенок зачастую болеет острыми респираторными болезнями, то у него так же 2 группа.

Третья группа – детишки, у которых есть хронические болезни, но они находятся в процессе ремиссии, иногда случаются обострения, осложненность основного заболевания отсутствует. Дети, относящиеся к такой группе, имеют нормальное физическое здоровье, но у них выявлены некоторые отклонения в массе – избыток или дефицит, маленький рост. Психологическое развитие зачастую отстает от нормальных показателей.

Четвертая группа – дети с хроническими болезнями, которые развиваются на активной стадии или стадии неустойчивой ремиссии, сопровождаются частыми обострениями. Так же сюда относятся дети, у которых болезнь находится в стадии ремиссии, но для этого необходимо поддерживающее лечение. Дети с последствиями после травм, операций или ограничениями в обучении и труде.

Пятая группа – является самой тяжелой и трудной группой, сюда относятся дети с тяжелыми хроническими болезнями с крайне редкими ремиссиями и частыми приступами. Так же в данном случае существуют значительные осложнения, для предотвращения которых используется лечение. Сюда относятся дети с физическими дефектами, нарушением функций некоторых органов, сопровождается серьезными запретами в формировании трудовой деятельности. Сюда относятся дети-инвалиды.

Распределение детей по группам здоровья

Распределение детей по группам здоровья реализуется только квалифицированным специалистом – врачом на основании критериев и признаков, описанных выше. Врач – педиатр, психолог, невролог и иные узкие специалисты используют анализы, обследования, так же изучают данные и медицинской карты по течению беременности и раннему развитию малыша.

Большое значение имеет так же личный осмотр и инструментальные исследования. Каждый врач выносит точный диагноз, на основании которого уже можно отнести ребенка к той или иной группе здоровья. Все зависит от того, какое нарушение в функциях организма существует, на какой стадии оно находится, какой из вариантов течения протекает, наличие осложнений. Большое значение имеет факт наличия других заболеваний, так называемых «сопутствующих заболеваний», если их нет, то ставится диагноз «здоров». Врач-педиатр изучает все диагнозы узких специалистов и их рекомендации, на основании чего присваивается группа здоровья, и делаются рекомендации по сохранению здоровья.

Тем детям, в отношении которых появились подозрения в заболевании или функциональных нарушениях, комплексную оценку здоровью не дают. В таком варианте необходимо провести весь комплекс анализов и исследований, чтобы определить группу верно. После того, как анализы будут получены, необходимо уточнить и поставить диагноз, тогда могут быть даны рекомендации и назначено лечение.

Методические рекомендации для разных групп здоровья

В зависимости от того, к какой группе здоровья относится ребенок, для него выдвигаются различные требования или рекомендации дл осуществления им спортивной и социальной деятельности. Рассмотрим подробно методические рекомендации для детей разных групп здоровья.

Первая группа – любой вид деятельности – учебная, занятия трудом или спортом формируются без ограничений по общей программе воспитания ребенка. Необходимо лишь учитывать возраст и возможности человека, в остальном противопоказаний или ограничений нет. Все нормативы могут быть выполнены без вреда здоровью, а так же рекомендуются дополнительные факультативы и занятия, посещение спортивных секций и участие в олимпиадах, соревнованиях.

Вторая группа – в данном случае, как мы помним, отклонения небольшие, а значит и противопоказания имеют не радикальный масштаб. Необходимо проводить закалку организма, соблюдать рациональное питание по набору или, напротив, по сбросу веса. Так же обязательно соблюдение двигательной программы. Занятия физической культурой можно не прерывать, но дети такой группы могут сдавать нормативы с задержкой по времени. Врачи рекомендуют заниматься в спортивных секциях общей физической подготовки, необходимо совершать прогулки и игры, участвовать в эстафетах и соревнованиях. Участие в серьезных мероприятиях разрешается с позволения врача.

Третья группа – перед тем, как приступить к занятиям спортом, необходимо посетить врача, чтобы он дал некоторые рекомендации и ограничения. Особое внимание уделяется процедуре восстановления после занятий, упражнения по восстановлению дыхания нужно увеличить по сравнению с общей массой. Пульс необходимо постоянно контролировать, темп выполнения занятий должен быть низким и медленным. Занятия реализуются по специально разработанным программам при участии врачей. Участие в спортивных мероприятиях ограничивается и разрешается с согласия врача.

Читайте также:  Кратковременное расстройство здоровья по коап

Четвертая группа – режим активности ограничивается, формируется специальный режим дня, в котором отдыху отводится длительное время, а так же вместо обычных занятий спортом реализуется ЛФК (лечебная физкультура). Создаются специализированные программы для специальных учебных заведений.

Пятая группа – активность ребенка существенно ограничена, режим дня сопровождается занятиями лечебной физкультурой, а так же длительным отдыхом. Формируются лечебные процедуры, которые поддерживают здоровье ребенку. Занятия физкультурой проводятся в индивидуальном порядке, под присмотром квалифицированных специалистов, программы утверждаются лечащим врачом.

Вместо заключения

Подводя итог, отметим, что группы здоровья не окончательный диагноз для ребенка, а только лишь специальная шкала, благодаря которой можно наблюдать за состоянием здоровья ребенка, корректировать его нагрузки в школе, спортивных секциях, в зависимости от внешних факторов. Группа здоровья может изменяться, как в худшую, так и в лучшую стороны.

Источник

Группы здоровья
статья

Критерии здоровья,по которым определяют здоровья. Группы здоровья.Рекомендации группам здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
Группа здоровья. 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей раннего и дошкольного возраста используют 6ь основных показателей (критериев) здоровья.

  1. Критерии здоровья, по которым определяют группу здоровья:

1 — особенности онтогенеза (наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе);

2 — уровень физического развития и степень его гармоничности;

3 — уровень нервно–психического развития (НПР);

4 — резистентность организма;

5 — функциональное состояние органов и систем;

6 — наличие или отсутствие хронических болезней и/или врожденных пороков развития.

Первый критерий — особенности онтогенеза (индивидуального развития), которые определяют по данным генеалогического, биологического и социального анамнеза.

Генеалогический анамнез — отражает наличие заболеваний у кровных родственников ребенка, включая братьев и сестер.

Биологический анамнез — включает сведения о раннем периоде развития ребенка (течение беременности, родов, период новорожденности, тип вскармливания), нарушениях в состоянии здоровья ребенка за весь предшествующий период.

Показателями социального анамнеза являются полнота семьи, возраст родителей, их образование и профессия, психологический микроклимат в семье, отношение к ребенку, наличие вредных привычек у родителей, жилищно-бытовые условия и материальная обеспеченность семьи, санитарно-гигиенические условия воспитания ребенка.

Второй критерий — уровень физического развития и степень его гармоничности.

Их устанавливают с помощью антропометрических исследований, опираясь на стандарты физического развития.

Третий критерий — уровень нервно-психического развития ребенка (НПР).

Он зависит от состояния центральной нервной системы ребенка и его опорно-двигательного аппарата, а также в значительной мере, от воздействия окружающей среды. Часто нарушения НПР бывают обусловлены недостаточностью и неадекватностью педагогического воздействия на ребенка. Контроль за НПР осуществляется воспитателем при ежедневном наблюдении за детьми, а также при плановых осмотрах в установленные сроки. Сведения об уровне и динамике НПР ребенка анализирует педагог и передает врачу ДОУ.

Четвертый критерий — уровень сопротивляемости (резистентности) организма.

О нем судят по количеству острых заболеваний (в том числе обострений хронических болезней) за предыдущий год. В соответствии с этим критерием дети подразделяются на две группы:

1) имеющие хорошую сопротивляемость (не болевшие в течение года или болевшие один—три раза);

2) часто болеющие, с пониженной сопротивляемостью (четыре острых заболеваний в год и более).

Пятый критерий — уровень функционального состояния организма.

Этот критерий оценивается по результатам лабораторных и инструментальных обследований ребенка (частота пульса, дыхание, содержание гемоглобина в крови и др.), анализа поведения и характеристики адаптационных возможностей ребенка.

Сведения о поведении воспитатель получает в процессе ежедневного наблюдения и контакта с ребенком. Оценивают его эмоциональное состояние, настроение, сон, бодрствование, аппетит, характер взаимоотношений с детьми и взрослыми, для более старшего возраста — умение сосредотачив аться, внимание, утомляемость. При этом важно учитывать наличие индивидуальных особенностей поведения.

Шестой критерий — наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков развития.

На основании этих показателей получают комплексную оценку состояния здоровья и определяют группу здоровья ребенка. Термин «Группа здоровья» во многом условный и отражает состояние здоровья ребенка по совокупности данных. Он используется для ориентировочной оценки здоровья ребенка. Группы здоровья присваиваются детям от 3 до 17 лет.

В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к одной из 5 групп здоровья.

I группа здоровья — здоровые дети, с нормальным физическим и нервно-психическим развитием, редко болеющие (1-3 раза в год), а также имеющие единичные морфологические отклонения (деформация ушной раковины, аномалии ногтей и др.), не влияющие на состояние здоровья и не требующие коррекции.

II группа здоровья — здоровые дети, но имеющие некоторые функциональные отклонения; а также часто (4 и более раз в год) болеющие, но без симптомов хронических заболеваний. Сюда же следует относить только что переболевших детей и детей с общей задержкой физического развития.

К этой группе относятся дети, имеющие следующие нарушения в здоровье:

  • рахит;
  • гипотрофия I степени;
  • дефицит или избыток массы тела;
  • аллергическая предрасположенность;
  • дефекты осанки, уплощение стоп;
  • аденоиды или миндалины, повторные заболевания бронхитами и пневмониями
  • угроза анемии (пониженное содержание гемоглобина);
  • функциональные изменения сердечно-сосудистой системы: шумы в сердце, тенденция к понижению или повышению давления;
  • отдельные невротические реакции, патологические привычки, отставание НПР;
  • дисфункциия желудочно-кишечного тракта — периодические боли в области живота, тошнота, рвота, нарушение аппетита и др.
  • миопия слабой степени, дальнозоркость, косоглазие (без амблиопии) и др.

III группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, т.е с редкими и нетяжелыми обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния, самочувствия и поведения, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями.

IV группа здоровья — дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, с частыми обострениями, со сниженными функциональными возможностями не только больного органа или системы, но и других систем, с нарушениями общего состояния и самочувствия, с затяжным восстановительным периодом после обострения.

V группа здоровья — дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, тяжелыми пороками развития в состоянии декомпенсации, т.е с непрерывно рецидивирующим течением, со значительно сниженными функциональными возможностями организма, требующими постоянной терапии (т. е. относящиеся к категории инвалидности).

Распределение детей на группы служит важным критерием для организации наблюдения за ними, оздоровления, рекомендаций по режиму, питанию, физическому воспитанию, массажу, закаливанию, и лечению.

Большинство детей, посещающих ДОУ, составляют дети I и II групп здоровья, при этом основная масса — это дети, относящиеся ко II группе — группе риска, требующие к себе внимания медицинского и педагогического персонала, индивидуального подхода при назначении и выполнении оздоровительных и воспитательных воздействий. Дети, отнесенные к этой группе, как правило, нуждаются в оздоровительных мероприятиях, так как функциональные возможности их снижены. При отсутствии своевременного врачебного контроля и адекватных оздоровительных мероприятий функциональные отклонения могут перейти в болезнь.

Присвоенная ребенку группа это не окончательный диагноз, а лишь специальная градация, которая позволяет корректировать состояние здоровья, учитывать различные факторы, которые могут повлиять на здоровье ребенка, вносить коррективы в нагрузки , питание и так далее.

Рекомендации группам здоровья

Рекомендации первой группе

Могут заниматься любым видом физической и умственной деятельности. Учеба, спортивные занятия, физический труд — по общей программе воспитания, без ограничений. В целом никаких ограничений или противопоказаний не предусмотрено.

Рекомендации второй группе

Следует обратить особое внимание на закаливание организма, в большей мере следить за рационом питания, чем в первой группе.

Необходимо соблюдать и выполнять двигательную программу, но следует учесть, что дети из этой группы могут с некоторой задержкой сдавать плановые нормативы.

Рекомендации третьей группе

Дети с третьей группой здоровья имеют ограничения в зависимости от особенностей хронического заболевания.

Следует уделять внимание восстановительным процедурам, проводить занятия по восстановлению сил, выполнять восстановительные упражнения. Занятия проводятся обычно по специально разработанным программам.

Рекомендации четвертой группе

Активность детей значительно снижена, ограничивается определенными временными рамками, для детей разрабатывается специальный режим дня, при котором превалирует отдых и сон, которым отводится довольно продолжительное время.

В этой группе вместо обычных занятий физическим трудом или спортом, в большей мере реализована программа лечебной физкультуры (ЛФК). Для этой группы специально создаются программы, которые целенаправленно разработаны для таких групп здоровья.

Рекомендации пятой группе

Пятая группа здоровья предусматривает собой существенное снижение активности детей, режим дня в большинстве своем спокойный с продолжительными периодами отдыхом и сопровождается занятиями лечебной физкультуры.

Для пятой группы назначаются лечебные процедуры, которые должны поддерживать здоровье ребенку. Занятия физическим трудом или физкультурой если и проводятся, то только в индивидуальном порядке и под непосредственным присмотром врачей или квалифицированных специалистов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Ответ волнует как педагогов, так и родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здо.

Сценарий спортивного развлечения с родителями в подготовительной группе«Здоровые дети – в здоровой семье»Цель. Пропаганда здорового образа жизни среди детей и родителей. Создать праздничное настроение.

Цель: формировать представление о здоровом образе жизни, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила культурно-гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о значении .

Конспект интегрированного занятия (образовательная область «Здоровье») для детей средней группы Цель: сформировать культуру здорового образа жизни.ü Формировать начальные представления у де.

В мире нет рецепта лучшеБудь со спортом неразлучен,Проживёшь сто лет-Вот и весь секрет.

День здоровья в старшей группе.

ЧТО ОЗНАЧАЮТ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ У ДЕТЕЙ ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ, И КАКАЯ ГРУППА ЗДОРОВЬЯ У ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Источник

Adblock
detector