Меню

Вид реабилитации при которой происходит повышение уровня психологического здоровья

Психологическая реабилитация

Психологическая Реабилитация (ПР) – это психологическое консультирование людей, испытывающих дискомфортные психические состояния как реакцию на возникновение заболевания (травму), на лечение и на последствия перенесенного заболевания (травмы).
Цели ПР – решить конкретную проблему пациента, связанную с его реакцией на заболевание (травму) и стабилизировать психологическое здоровье пациента вне зависимости от тяжести и последствий заболевания.

ПР может разделяться на:
1. Работу с ситуацией (90% случаев, не долгосрочная работа с пациентом, 3-4 сеанса). Например: подготовка к поступлению в ВУЗ, смена работы. Работают только с этой
ситуацией и никакой другой.
2. Работу с личностью (в 10% случаев). Например, не складываются отношения на протяжении энного кол-ва лет. Разбираются в личности, чтобы понять, почему или иными словами: кто вы, раз постоянно попадаете в эту ситуацию (вопросы из детства и т.д.)

Основные принципы (обоснования) ПР
1. При заболевания необходимо лечить не только тело, но и душу (психику).
2. Заболевание (травму) можно рассматривать как кризисное (стрессовое) состояние человека, которое вызывает негативные психологические реакции и состояния. Но в некоторых случаях пациенты могут получать вторичные выгоды от заболевания (инвалидность — пособие, забота других, возможность не работать) и препятствовать активному выздоровлению и реабилитации.
3. Степень психологического дискомфорта при заболевании обусловлен в первую очередь не тяжестью и продолжительностью заболевания, а особенностями личности пациента, определяющими его реакцию на болезнь.
4. Негативные психологические переживания снижают мотивацию к выздоровлению и замедляют процесс лечения, реабилитации.
5. Позитивный настрой на выздоровление и восстановление работоспособности ускоряет процесс выздоровления и реабилитации.
6. В большинстве случаев пациент не осознает степени выраженности психологической реакции на заболевание (травму) и ее негативного влияния на выздоровление, необходимо обращать на это внимание пациента целенаправленно.

Психологический дискомфорт при заболевании может возникнуть по причине:
1) Острого, неожиданного начала заболевания с нарушением трудоспособности;
2) Неясного прогноза исхода заболевания и степени восстановления утраченных функций;
3) Неясности в вопросе продолжительности лечения и реабилитации;
4) Опасения снижения уровня профессионального, семейного, социального, материального статуса;
5) Потери уверенности в себе, в своих силах, возможностях;
6) Появления страха смерти, осознания конечности жизни;
7) Появления сомнений в «правильности» своей жизни до заболевания (травмы);
8) Понимания того, что от самого человека не все зависит в лечении, в восстановлении, в жизни в целом, что он беспомощен перед обстоятельствами жизни и зависим от других людей.
9) Как негативная реакция конкретного человека на заболевание как на любое кажущееся ему кризисным состояние, которую он выражает в соответствии со своими характерологическими (невротическими) особенностями.

Возможные признаки дискомфорта у пациента:
1. Угнетенное состояние, молчаливость, мало интересуется процессом и результатом лечения;
2. Излишне подробные, обильные жалобы на изменения самочувствия, на несправедливость жизни, несправедливость людей и т.п.;
3. Стремление ускорить процесс лечения и реабилитации сверх нормативных сроков и объективных обстоятельств;
4. Излишняя оптимистичность или пессимистичность в оценке лечения и последствий заболевания (травмы), нереалистичная – чрезмерно оптимистичная или чрезмерно пессимистичная оценка результатов лечения и прогноза.
5. Недоверие к врачу, стремление детально контролировать целесообразность, своевременность назначений, предложение своих вариантов лечения, не обусловленных его реальными знаниями и опытом;
6. Втягивание врача в длительные разговоры о жизни, о смыслах, о себе, в философские темы.
7. Иные особенности поведения пациента, негативно влияющие на процесс лечения, реабилитации и взаимоотношения с лечащими врачами, с администрацией.

Особенности процесса консультирования при ПР
1) Продолжительность консультаций не более 50 – 60 минут;
2) Число консультаций от 3 до 6 ( 2-3 – в начале, затем – по ходу лечения, реабилитации);
3) Первые 2-3 встречи с интервалом 3-4 дня, затем – по ситуации;
4) Обязательный контакт психолога с лечащим врачом для координации действий;
5) К консультированию при необходимости могут быть привлечены родственники пациента – в режиме индивидуального консультирования

Назначение ПР осуществляется:
1. Всем пациентам, проходящим курс реабилитации – 2-3 консультации, далее – по ситуации;
2. Пациентам, проходящим в клинике диагностику, лечение при появлении характерных признаков дискомфортной реакции на заболевание – назначается 1 диагностическое консультирование, далее – по ситуации – при согласии пациента;
3. При обращении в клинику пациентов с запросом на ПР. Так же возможно осуществлять ПП членам семьи. Причинами похода к психологу могут быть: болезнь родственника, потеря работы родственника и т.д. Цель – стабилизировать ситуацию в семье.

Читайте также:  Диспансеризация это метод наблюдения за состоянием здоровья определенных контингентов с целью тест

Источник

Показания к психореабилитации

Показания к психологической реабилитации

Психореабилитация является неотъемлемой частью при восстановлении после болезни любого человека вне зависимости от возраста. Только люди преклонного возраста нуждаются в психологической помощи особо остро. Рекомендована психореабилитация при:

боязни любых физических нагрузок при наличии в анамнезе сердечно-сосудистых патологий;

длительном пребывании в стационаре (отмечается «уход в болезнь»);

отсутствии желания бороться как с самим заболеванием, так и его последствиями;

негативном отношении к полученной инвалидности.

Если до болезни у пожилого были психические заболевания, либо они появились в результате болезни, необходима психологическая реабилитация. Также она показана при поражениях мозга, чтобы восстановить нарушенные психофункции.

Большинство пожилых считают себя обузой, поскольку не могут самообслуживать себя как раньше в результате ухудшения двигательных функций. Тяжелая болезнь лишь ухудшает ситуацию. Поэтому основными показаниями для срочной консультации является:

инсульт, инфаркт и иные внезапные тяжкие, угрожающие жизни и качеству жизни патологии;

хронические болезни, угрожающие жизни (в частности, онкология);

хронические патологии, которые грозят получением инвалидности, следовательно, ухудшением качества жизни (например, артрозы);

перенесение тяжелых операций с длительным периодом восстановления;

травмы, из-за которых произошла полная или частичная потеря трудоспособности.

Реакция на болезнь может быть неявной, поэтому близкие не обращаются к специалисту. Через полгода-год у большинства психика восстанавливается. Однако у малой доли заболевших происходит усугубление ситуации, закрепление патологической реакции, формирование неврозов.

Разновидности реакций

Реакция на болезнь бывают двух видов: адекватные и патологические. В первом случае состояние пациента и его отношение к информации врача о течение болезни соответствует норме. Он соблюдает предписанные режим и контролирует эмоции. Патологические делятся на:

фобические, когда человек боится повторного приступа, рецидива заболевания или внезапной смерти;

депрессивные, при которых настроение пациента снижается, он пессимистически смотрит в будущее, его гнетет предчувствие беды;

ипохондрические, часто встречающиеся проявления у больных преклонного возраста, проявляющиеся особой переоценкой тяжести болезни, с особым рвением следит за своим здоровьем, ищет симптомы серьезных патологий;

истерические, при них отмечается эгоцентризм, пациент демонстрирует, как же ему плохо, чтобы привлечь к себе все внимание и вызвать сочувствие, возникают истерики (характерны проявления больше для женщин, нежели мужчин);

анозогнические, когда больной отрицает наличие болезни, игнорируется предписания врача и нарушает режим (чаще появляется у мужчин).

Факторы, влияющие на психическую реабилитацию

Безусловно, наличие психических болезней, ухудшает процесс психического восстановления, поэтому личностные особенности пациента находятся в группе риска. На втором месте – личная стратегия больного совладения с болезнью. Если изначально настрой положительный, то помощь специалисты зачастую и не требуется, достаточно 2-3 консультаций.

На формирование патологической реакции на болезнь влияет и поведение мед.персонала. Стоит пресекать запугивание и грубое отношение, проверять обоснованность представленных запретов. Особенно подобное поведение проявляется в отношении престарелых, т.к. для этой категории пациентом свойственна медлительность, в некоторых случаях они теряют способность уяснять информацию с первого раза, плохо видят/слышат, что раздражает персонал. Если видите подобные «симптомы», родным следует незамедлительно пресечь подобное поведение либо перевести в другое медицинское учреждение.

Лучше, чтобы в палате находились другие пациенты со схожим диагнозом и течением болезни. Неблагоприятный прогноз у соседей негативно влияет на психологический настрой.

Акцентирование внимание больного на прогрессе лечения, стимулирует его. Например, при длительном стационарном лечении следует сообщать, что со вторника разрешится вставать с постели для прогулки, а потом уже говорить, что для этого необходимо следовать режиму.

Регулярное посещение больного членами семьи, друзьями ускоряет выздоровление, но чрезмерная опека наоборот вредит.

Диагностика

Во время первой консультации специалисту необходимо выяснить:

предшествующее заболеванию состояние психики и динамику ее изменения после заболевания;

какие личностные изменения отмечались на всем периоде течения болезни, от появления первых симптомов до курса лечения;

факторы, затрудняющие реабилитацию.

Популярный способ – клиническая шкала, применяемые при определении состояния психики пациента при ишемическом заболевании сердца. Широко используется и при других болезнях. Критерии:

0 – психических отклонений нет;

1 – непостоянны, можно выявить в случае досконального расспроса;

2 – психические отклонения постоянные, фиксируется изменение поведения в соответствии с определенным видом патологического вида реакций;

Читайте также:  Рса вред здоровью заявление

3 – нарушения начинают преобладать в клинической картине, что отражается на трудоспособности.

Тест проводится всего 1 минуту.

Используются и другие психологические тесты, шкалы (Спилбергера, Гамильтона и Бека и др.), многофакторный опросник, метод под названием «Качество жизни пациента», компьютерные средства и прочие.

Этапы психологической реабилитации

Мы уделили много внимания психореабилитации в период лечения, но помощь психолога нужна и в другие этапы. Психологическое восстановление предполагает использование различных методов, но основывается на доверительных беседах. Начинается в первые дни диагностики или возникновения болезни. Специалист успокаивает больного, подбадривает и уверяет в благополучном исходе болезни. Далее ведется работа над мотивацией к лечению и быстрейшему выздоровлению. Человек не должен зацикливаться над возможным ухудшением его трудоспособности, смерти.

Не стоит пренебрегать помощью психолога перед серьезной операцией, болезненным диагностическим методов, сложного курса терапии (в частности, химиотерапии). Это помогает смягчить отношение больного к своей болезни, уменьшить риск развития психологических отклонений.

Нужен психолог и перед выпиской. Он обсуждает с пациентом, с чем он может столкнуться дома, поможет преодолеть тревогу, вызванную прекращением постоянного присутствия под наблюдением врачей, проработает важность соблюдения рекомендаций по продолжению лечения и реабилитации после возвращения в родной дом.

Если пенсионер продолжает работать, требуется психологическая помощь перед возвращением к рабочему процессу.

Члены семьи, особенно супруги, должны также посетить психолога, чтобы у них сформировалось адекватное представление о заболевании родственника, порядке его лечения и возможных последствиях. Посещать нужно того же врача, что и ведет больного, чтобы установки были идентичными.

Источник

Карта технологии

Одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В ее решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности. В таких обстоятельствах субъекту необходимо не только привыкнуть, адаптироваться к новым условиям существования, но и вернуть утраченные социальные позиции, восстановить физические, эмоциональные и психологические ресурсы, а также важные и значимые для субъекта социальные связи и отношения. Иначе говоря, необходимым условием успешной и эффективной социальной поддержки человека или группы являются восстановление их социально и личностно значимых качеств и характеристик и преодоление ситуации социальной и личностной недостаточности.

Эта задача может и должна быть успешно решена в процессе организации и проведения социальной реабилитации субъекта

Ресоциализация с восстановлением социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе, достижение самостоятельности и материальной независимости

Группы людей, отдельные категории населения, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации; несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды; люди пожилого возраста; подростки с девиантным поведением; бездомные; беженцы; мигранты; женщины и дети, подвергшиеся насилию; несовершеннолетние матери и т.д.

Специалисты организаций социального обслуживания населения: социальные педагоги, реабилитологи, психологи. В рамках межведомственного взаимодействия привлекаются учреждения и организации системы профилактики: КДНиЗП, ОДН МВД, органы опеки и попечительства, учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и др.

Социальная реабилитация – это система форм, методов и средств восстановления индивидом утраченных или не приобретенных в процессе социализации функций, отношений и ролей социального функционирования.

Виды социальной реабилитации:

  1. Социально-медицинская – включает в себя восстановительную и реконструктивную терапию, восстановление или формирование у человека новых навыков полноценной жизни и помощь по организации быта и ведению домашнего хозяйства.
  2. Социально-психологическая – предназначена для повышения уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявления потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.
  3. Социально-педагогическая – направлена на решение таких задач, как преодоление состояния «педагогической запущенности» (дополнительные или индивидуальные занятия, организация специализированных классов), организация и осуществление педагогической помощи при различных нарушениях способности человека к получению образования (организация образовательного процесса в больницах и местах заключения, обучение инвалидов и детей с нестандартными интеллектуальными способностями и т.п.). При этом предполагается определенная работа по созданию адекватных условий, форм и методов обучения, а также соответствующих методик и программ.
  4. Профессиональная и трудовая – позволяет формировать новые или восстанавливать утраченные человеком трудовые и профессиональные навыки и впоследствии трудоустроить его, приспособив режим и условия труда к новым нуждам и возможностям.
  5. Социально-средовая – направлена на восстановление у человека чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Этот вид реабилитации включает в себя знакомство человека с основными характеристиками среды, в которой он оказался, помощь в организации новой среды жизнедеятельности и восстановление привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни

Механизм реализации (формы и методы)

Процесс реабилитации включает в себя пять взаимосвязанных этапов:

  1. Диагностико-прогностический (определение исходного реабилитационного потенциала, диагностика состояния, составление индивидуальной комплексной программы реабилитации).
  2. Этап выбора (разработки) оптимальных технологий, форм и методов работы.
  3. Этап непосредственной подготовки к реализации выбранных способов реабилитационной работы.
  4. Реализационный (реализация комплексных проблем реабилитации, коррекции, научно-методического контроля).
  5. Экспертно-оценочный (систематизация, обобщение и контроль результатов реабилитации).

Способы реабилитационного воздействия:

  1. Привитие или восстановление утраченных навыков – включает организацию жизни и быта реабилитационной группы, четкое выполнение распорядка дня, целенаправленную организацию досуга и продуктивной деятельности, культурно-массовых мероприятий. В основе лежит привитие и закрепление социально значимых навыков, умений, форм поведения, формирование нравственных основ личности, эстетическое воспитание.
  2. Терапия средой. Воздействие на человека всей совокупности условий его существования (в семье, лечебном учреждении, учреждении образования, на улице), в которые он вынужден включаться для реализации целей реабилитации. Терапия средой может выступить в форме организации направленного образа жизни, целью которого является формирование санитарно-гигиенических и хозяйственно-бытовых навыков, вовлечение получателей социальных услуг в общественно полезную деятельность, активация их деятельности, интересов, побуждений и потребностей. Смысл терапии средой заключается в том, чтобы она стимулировала социальные связи, позволяя воспроизводить реальные межличностные отношения в среде получателей социальных услуг, способствовала частичному восстановлению и частичной активации коммуникативных способностей.
  3. Терапия занятостью – метод восстановления утраченных функций при помощи разнообразных видов деятельности не обязательно профессионального характера, при которых реализуются индивидуальные интересы и склонности получателя социальных услуг.
  4. Специфика данного направления терапии состоит не в конкретных видах деятельности, а в том, чтобы независимо от видов деятельности получатель социальных услуг был бы им занят непрерывно – каждый данный момент времени, чтобы и он сам, и его семья имели бы четкий план действия по возможности на более длительный срок. В настоящее время выделяют следующие типы занятости: трудовая, общественная, досуговая, общение и самообслуживание.
  5. Психологическое приспособление к новым условиям жизни. Психотерапия осуществляется в трех основных формах: индивидуальное консультирование и индивидуальная психотерапия; групповая психотерапия и семейное консультирование и семейная психотерапия.

Формы и методы:

групповая форма: конкурсы, выставки, мастер-классы, клубные занятия, кружковая деятельность, экскурсии, беседы, тренинги, развивающие и психопрофилактические занятия и т.д.;

индивидуальная форма: консультирование, диагностика, психотерапевтические мероприятия, развивающие занятия и т.д.

Результативность (критерии и показатели)

Показатели эффективности реабилитационных мероприятий:

  1. Приобретение навыков самообслуживания.
  2. Расширение круга социальных интересов.
  3. Восстановление коммуникативных способностей, родственных контактов.
  4. Восстановление способности к труду и приобретение профессиональных знаний.
  5. Восстановление дееспособности лиц, проживающих в интернате.
  6. Восстановление профессиональной деятельности (у детей – способности к обучению).

Критерии эффективности социально-реабилитационной работы:

  1. Критерий результативности (характеризуется высокой заинтересованностью получателей социальных услуг в социально-реабилитационной работе).
  2. Критерий оптимальности (характеризуется максимальной эффективностью при наименьших физических, умственных и временных затратах со стороны получателей социальных услуг).
  3. Критерий мотивационной значимости (характеризуется созданием условий для повышения активности получателей социальных услуг).
  4. Критерий управляемости (характеризуется предрасположенностью получателей социальных услуг к различным видам социально-реабилитационной работы).
  5. Критерий системности (характеризуется системным использованием каждого из направлений социально-реабилитационной работы)

Восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Достижение субъектом определенного уровня социальной, материальной и духовной независимости. Повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности

Источник

Про здоровье и витамины © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector
Название технологии Социальная реабилитация
  • содействие социально-бытовой адаптации получателя социальных услуг с последующим включением его в окружающую жизнь;
  • оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения;
  • развитие коммуникативных навыков