Меню

Ведущие факторы формирующие здоровье населения это

Ведущие факторы формирующие здоровье населения это

На здоровье человека существенное влияние оказывают различные факторы, определяющие его состояние. Взаимодействуя между собой, факторы обусловливают качественные и количественные характеристики экономического ресурса здоровья.

По экспертной оценке Всемирной Организации Здравоохранения, состояние здоровья каждого человека зависит от 4-х факторов: заложенной в организм генной программы – на 20 %, экологии – на 20 %, медицинского сервиса – на 10 %, образа жизни – на 50 %. Согласно такому подходу, решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни.

Мы полагаем, что в современном мире количество факторов, влияющих на состояние ресурса здоровья, значительно увеличилось, и их состав существенно усложнился. В данной статье мы предлагаем классификацию факторов, определяющих экономический ресурс здоровья страны, которая основана на выделении двух групп факторов, имеющих эндогенную и экзогенную природу. Эндогенные факторы – факторы, оказывающие влияние на ресурс здоровья, являющиеся в той или иной мере зависимыми от индивида. На данную группу факторов индивид способен оказывать регулирующее воздействие. Экзогенные факторы – внешние факторы, оказывающие значительное воздействие на ресурс здоровья, однако не зависящие от деятельности отдельного человека; причины, на которые он практически не может повлиять. Такой подход к классификации использовался другими авторами и ранее, но мы расширили перечень факторов и аргументировали их присутствие в той или иной группе, опираясь на современные научные изыскания.

В группе эндогенных факторов нами выделены следующие: генетический, психологический, культурный, социально-бытовой.

Генетический фактор соотносится с одним из факторов, предложенных экспертами ВОЗ. Глобальное исследование по генетическому здоровью, проведенное в США, показывает, что в наследство от предков россиянам достался хороший, надежный генотип, а это – основа здоровья. Россия получила высокое 5-е место из 193 стран.

В мире каждый год рождается 8 млн. детей с серьезными генетическими дефектами (около 6 % всех появляющихся на свет). По заказу общественной организации March of Dimes («Марш медяков»), созданной в США еще в 30-е годы прошлого века, ученые исследовали, как распределяются эти болезни по свету. Наиболее благополучными оказались данные Франции, Австрии, Австралии и Швейцарии (от 397 до 425 новорожденных с генетическими дефектами на каждые 10 тысяч). США с показателями 478 на 10 тысяч очутились на 20-м месте, сразу после Кубы. Замыкают перечень Бенин, Саудовская Аравия и Судан (от 779 до 820 на каждые 10 тысяч новорожденных соответственно). Среди стран постсоветского пространства наихудшие показатели у Таджикистана (752), Киргизии (735) и Азербайджана (631) [8].

В исследовании учитывались лишь врожденные дефекты генетической или частично генетической природы: пороки сердца, болезни крови, синдром Дауна. Пороки внутриутробного развития, вызванные инфекционными болезнями (например, сифилисом и краснухой) или образом жизни (алкоголизмом, наркоманией), не учитывались. Полученные данные позволяют определить главные способы снижения числа генетических заболеваний. Многие из них просты, но эффективны: прививки, йодирование соли, обогащение детского питания витаминами и т.п.

Однако генная программа, заложенная в человека, дополняется другими факторами, в частности, образом жизни, который на 50 % определяет состояние здоровья. Большинство западных исследователей определяют образ жизни как «широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу».

А.М. Изуткин и Г.Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов:

– преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека,

– способы удовлетворения материальных и духовных потребностей,

– формы участия людей в общественно-политической деятельности и в управлении государством.

– познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания,

– коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья),

– медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека [4].

Предлагаются также другие составляющие образа жизни – трудовая деятельность человека, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения [3].

Ю.П. Лисицын, опираясь на классификации образов жизни И.В. Бестужева-Лады и других социологов и философов, выделяет в образе жизни четыре категории:

– экономическую – «уровень жизни»

– социологическуе – «качество жизни»,

– социально-психологическую – «стиль жизни»,

– социально-экономическую – «уклад жизни» [5].

Приняты следующие показатели уровня жизни: размер и форма доходов; структура потребления, качество жилья и обеспеченность им, условия труда и отдыха, состояние окружающей среды, образовательный и культурный уровень населения, здоровье и продолжительность жизни.

Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры, в рамках которого происходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни относится к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности. Качество жизни является оценкой качественной стороны условий жизни; это – показатель уровня комфорта, удовлетворенность работой, общением и т.п.

Психологический фактор, учитываемый нами, характеризуется образом жизни индивида, образом мыслей, ценностью здоровья, осознанием здоровья как блага, которое необходимо беречь. По определению В.Л. Абушенко, «образ жизни есть… способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, способ реализации себя в социальном» [1]. Опираясь на данное определение, мы констатируем, что от образа жизни индивида будет зависеть характер расходования ресурса здоровья, его сохранение или, наоборот, разрушение. Ю.Г. Фролова [10] выделяет такие компоненты образа жизни как распределение времени, характер труда и потребления материальных благ, активность в сфере культуры и просвещения, политическая активность, религиозная принадлежность, отношение к общественным проблемам.

Н.А. Толоконцев [9] выделяет обоснованно, как нам кажется, субъективную сторону образа жизни – образ мыслей, который является отражением в сознании людей условий их жизни и способа жизнедеятельности. Каждой общественно-экономической формации, каждой социальной общности и каждому человеку присущи определенные идеи, идеалы, нормы, ценностные ориентации, представления об отношении человека к труду, другим людям. В том числе, отношение к ресурсу здоровья как к ценности – одна из граней образа мыслей.

Культурный фактор объединяет санитарно-гигиеническую культуру, поведение по отношению к восстановлению здоровья и наличие вредных привычек. Санитарная культура определяет гигиеническое поведение и интерес к проблемам сохранения здоровья. В настоящее время данный фактор часто подменяется понятием здоровый образ жизни.

Читайте также:  Что дают для здоровья приседания

Влияние социально-бытового фактора на ресурс здоровья довольно сложно отследить и спрогнозировать. Тем не менее, очевидным является взаимосвязь питания, жилищных условий (материалы, из которых построено жилье, просторность, придомовая территория и т.п.), безопасности в быту и здоровья.

Сосредоточимся теперь на рассмотрении экзогенных факторов: экономического, социального, политического, технологического, экологического, демографического и географического.

Остановимся подробнее на демографической ситуации в России, которую ряд исследователей совершенно справедливо характеризуют как критическую. Действительно, демографические проблемы в стране достигли такого уровня, что представляют собой серьезную угрозу социально-демографической безопасности.

Одна из проблем – постарение населения России: молодым считается государство, где доля пожилых людей (>65 лет) составляет 4 %, а старым – то, где она составляет 7 %. Рост доли и численности населения старших возрастов приводит к понижению экономической активности населения следующими путями:

1. Постарение населения означает сокращение притока молодежи в экономику и, как следствие, снижение роста эффективности экономики.

2. Старение населения ведет к увеличению демографической нагрузки на работающее население.

3. Снижение уровня мобильности населения, которая становится все более важным качеством экономического роста.

4. Потребности лиц престарелого возраста выросли за эти годы. Их медицинские, социальные проблемы, необходимость расширения домов-интернатов и другие требуют больших затрат. За время трудовой деятельности человек создает блага, цена которых позволяет обеспечить его в послетрудовой период. Однако масса денежных средств в каждый конкретный момент времени строго ограничена. Положение может измениться, если эти лица будут продолжать работать. Работодатель должен вкладывать часть средств от благ, создаваемых работником, в сохранение его здоровья, строительство корпоративных пансионатов и т.п.

5. Постарение населения увеличивает показатели смертности и заболеваемости. В этой связи ставится вопрос о негативных последствиях постарения населения для экономического развития страны [2].

Другая демографическая проблема – проблема депопуляции. Депопуляция – это сложное социально-экономическое явление. Непосредственной причиной является рождаемость и смертность. Однако они определяются огромным числом факторов, связанных с социально-экономическими переменами в стране:

– изменение отношения к детям (рост «социальных сирот», увеличение числа бездетных семей, избиение детей, бродяжничество, насилие и т.д.);

– изменение роли и значения семьи в жизни людей (увеличивается число неженатых и незамужних, увеличивается число неполных семей);

– меняется духовный мир человека, его отношение к самому себе, своему окружению.

К тому же, в России конца XX столетия сложился уникальный режим воспроизводства населения: европейская рождаемость и афро-азиатская смертность. Фундаментальная причина снижения рождаемости – завершение к концу XX столетия демографического перехода. В отличие от большинства европейских стран в России переход от многодетности к малодетности совершался в сравнительно короткое время, насыщенное экстремальными событиями (первая мировая и гражданская войны; коллективизация и бурный рост индустрии и крупных городов, с чем сопряжен рост занятости, прежде всего, женщин; репрессии конца 30-х годов; Великая отечественная война; реформы в 90-е годы) [8].

Экономический фактор, а точнее, его негативное влияние на ресурс здоровья, выражается в низкой оценке человеческой жизни. Кроме того, в стране сложилась традиция воспринимать все расходы на поддержание и улучшение здоровья лишь как затраты. Не случайно финансирование здравоохранения осуществляется по остаточному принципу, а человек тратит на здоровье лишь незначительную часть доходов.

Как общественное, так и индивидуальное благосостояние оказывает значительное влияние на здоровье. Его воздействие бывает как прямое – через материальные условия, улучшающие биологическое выживание и здоровье, так и косвенное – через влияние на материальную сферу и контроль людей над жизненными обстоятельствами.

Социальный фактор через глубину и размеры социального неравенства, поляризацию в обществе оказывает значительное влияние на ресурс здоровья. Поляризация создает напряжение в обществе, которое вызывает нестабильность и агрессию, отчаяние и безнадежность, проявляющиеся преимущественно в различных формах социального нездоровья (алкоголизм, наркомания). Происходит маргинализация населения, формирующая бедность и нищету, бомжей и беспризорность, социальное сиротство. Эти группы в наибольшей степени охвачены болезнями социальной этиологии (туберкулез, гепатит, ВИЧ-инфекция), плохо поддающиеся стандартным технологиям лечения.

Политический фактор проявляется в законотворчестве государства относительно социальной сферы, охраны труда, охраны здоровья граждан. Забота о сбережении ресурса здоровья усиливается посредством формирования специальных концепций, государственных программ, направленных на решение демографических проблем, на развитие человеческого потенциала в государстве. Террористическая угроза, военные конфликты, забастовки также находятся в политической плоскости и определяют ресурс здоровья.

Технологический фактор связан с развертыванием научно-технического прогресса. Увеличивается число техногенных катастроф, в которых страдают люди, увеличивается травматизм, гибель в дорожно-транспортных происшествиях, часто природные катаклизмы провоцируют техногенные аварии и катастрофы. Ресурс здоровья истощается под воздействием химизации (антибиотики, комбикорма, ферментативные препараты, сельскохозяйственные удобрения и т.д.). В условиях ускорения научно-технического прогресса существенно уменьшаются физические нагрузки в труде, а увеличиваются затраты умственного труда, сопровождаемого нервно-психическим напряжением. Большая доступность и все более широкое применение лекарственных средств привели к лекарственной болезни.

Экологический фактор. Опасность химического загрязнения окружающей среды для здоровья различных групп населения, особенно в крупных городах, доказана множеством специальных исследований. Окружающая человека среда сегодня пополняется не только химически вредными веществами, но также загрязнителями физической и биологической природы. Биологическими загрязнителями являются антибиотики, грибы-продуценты, кормовые дрожжи, комбикорма, ферментативные препараты, биостимуляторы. Физическое загрязнение окружающей среды связано главным образом с шумом – производственным, транспортным, бытовым.

Целесообразно отдельно выделить географический фактор. В нашей стране существуют регионы, где природно-климатические условия, не будучи факторами экологического бедствия, негативно влияют на здоровье человека. Например, низкие температуры, длинный зимний период, полярные ночи, недостаток кислорода, изнурительная жара. Все это приводит к нарушениям обмена веществ, сердечно-сосудистой функции, кровеносной системы, патологическому изменению психофизического состояния [6].

Подводя итог вышеизложенному, мы выделяем две группы факторов, обусловливающих состояние ресурса здоровья – эндогенные и экзогенные. При этом подчеркиваем, что невозможно объяснить ухудшение ресурса здоровья одним-двумя факторами. Следует рассматривать все факторы во взаимосвязи.

Читайте также:  Календарь здоровья 2021 зараева

Источник

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

Содержание

Раздел 1. Здоровье населения…………………………………………. 7

1.1. Здоровье населения и факторы его формирования………………7

1.2. Заболеваемость населения………………………………………. .13

1.3. Болезнь как социально-гигиенические проблемы……………….25

1.4. Физическое развитие населения………………………. 29

Раздел 2 . ПМСП – приоритетное направление развития российской

Раздел 3. Организация и структура системы первичной

медико-санитарной помощи……………………….………………. 40

Раздел 4. Организация амбулаторно-поликлинической помощи……..84

Раздел 5. Диспансеризация ……………..……………………………..105

5.1. Диспансеризация в работе медицинской сестры……………….105

5.2. Этапы развития диспансеризации……………………………….106

5.3. Общие цели и задачи …………………………………………….107

5.4. Этапы диспансеризации………………………………………….110

5.5. Документация при диспансеризации……………………………116

5.6. Диспансеризация детского населения…………………………..117

5.7. Положение о кабинете централизованного учёта ежегодной

диспансеризации всего населения………………………………124

5.8. Примерная должностная инструкция м/с кабинета

централизованного учёта ежегодной диспансеризации

Раздел 6. Что такое центры здоровья………………………………..127

Раздел 7. Национальный проект «Здоровье»………………………..129

Раздел 8. Профилактика неинфекционных заболеваний………..….152

Раздел 9.Профилактика инфекционных заболеваний……………. 167

Раздел 10. Особенности охраны труда в организациях ПМСП .

Участие медицинской сестры в экспертизе трудоспособности ……..188

Раздел 11. Медицинское страхование…………………………….…..196

Введение

Человеческая жизнь очень хрупка. В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате средств для существования. К таким обстоятельствам относятся: болезни, травмы, инвалидность и пр

Они прямо влияют на социальную стабильность общества, поэтому государство принимает на себя определенную долю ответственности за их наступление и создает систему здравоохранения, направленную на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Особое место в системе охраны здоровья граждан занимает оказание первичной медико-санитарной помощи, являющейся наиболее распространенным и одним из основных видов медицинского обслуживания населения.

Первичная медико-санитарная помощь, как один из видов медицинского обслуживания, является непосредственным источником правоотношений, которые регулируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

Принятие множества федеральных законов, главным образом законов, разграничивающих и устанавливающих полномочия органов государственной власти и местного самоуправления, привело к необходимости переосмысления структуры медицинских организаций, их принадлежности к определенному уровню власти, источников и механизмов финансирования и, как следствие, к изменению порядка их функционирования, в том числе и в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам. Это привело к необходимости изменений правового регулирования в сфере оказания первичной медико-санитарной помощи для обеспечения корректного функционирования данной компонента системы здравоохранения. Таким образом, совершенствование законов, регулирующих оказание первичной медико-санитарной помощи гражданам, стало одной из задач современного медицинского права.

Раздел 1. ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИЕ

По определению ВОЗ здоровье — это состояние полного социаль­но-биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с приро­дой и социальной средой и отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты.

Здоровье — гармоничное единение биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологи­ческими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение это­го единства, этой гармонии).

Здоровье индивидуума — это состояние, оцениваемое по персо­нальному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, тру­доспособности, физическому состоянию и развитию, личным ощу­щениям бытия, радости жизни и другим критериям и признакам.

В разном контексте и различных ситуациях каждый человек может оценивать или характеризовать свое здоровье как

— состояние, которое определяется объективно и субъективно;

— цель, к которой надо стремиться;

— умение заботиться о себе;

— состояние целостности личности с оптимальным функциони­рованием организма, ума, речи;

— совокупность функций органов и систем, которые позволяют справляться со стрессами, вызванными болезнью, смертью близких и другими жизненными проблемами путем адапта­ции;

— процессы роста и становления организма;

— динамическую гармонию личности с окружающей средой, до­стигнутой путем адаптации.

Широко известно и повсеместно используется следующее опре­деление Всемирной организации здравоохранения: здоровье — это со­стояние полного социально-биологического и психического благо­получия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с природой и социальной средой и отсутствуют какие-либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты.

Здоровье населения — это комплексное понятие, оцениваемое с помощью медико-демографических показателей, показателей забо­леваемости и распространенности болезней (болезненности) 1 (сре­ди которых часто выделяют показатели инвалидности и травматиз­ма), показатели физического развития населения.

Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисцип­лина изучает состояние здоровья населения и влияющие на него биологические и социально-гигиенические факторы

Методы изучения здоровья:

1. Статистический метод — представляет собой единую систему учета и отчетности в здравоохранении.

2. Метод экспертных оценок предусматривает получение заклю­чений от экспертов.

3. Социологический метод — проведение опросов и анкетирова­ния населения.

4. Медико-географический метод — с его помощью изучают природно-очаговые и эндемические заболевания.

5. Хронометраж, позволяющий измерять время, затрачиваемое на различные виды медицинской деятельности.

6. Организационно-экспериментальный метод, основанный на создании экспериментальных моделей отдельных видов деятельно­сти (например, организации системы скорой помощи при острых сосудистых поражениях головного мозга) или учреждений здраво­охранения.

7. Экономический анализ затрат и эффективности использова­ния средств при различных видах деятельности в здравоохранении.

8. Исторический метод, обеспечивающий изучение явления с учетом времени, места, исторических условий.

9. Системный подход, предполагающий изучение любых про­цессов, явлений, организационных структур как систем, состоящих из подсистем и одновременно являющихся подсистемами более крупных систем; так, больница состоит из подсистем — отделений, служб, палат, кабинетов и пр., и в то же время является частью системы здравоохранения определенной территории.

Основные показатели здоровья населения:

1. Медико-демографические показатели:

а) показатели естественного движения населения:

— смертность общая и повозрастная;

— средняя продолжительность предстоящей жизни;

— естественный прирост населения;

— возрастно-половая структура населения.

б) показатели механического движения населения:

— миграция населения — иммиграция; эмиграция; маятникообразная — на работу, с работы, на отдых на юг и обратно; внутри страны — отток населения с территорий Восточной Сибири в связи с ухудшением экономического положения и условий жизни.

2. Показатели заболеваемости (общая, по отдельным нозологи­ческим формам болезней) и распространенности болезней (болез­ненность).

Читайте также:  Проверочная работа по окружающему миру 4 класс здоровье человека

3. Показатели инвалидности (общая, от отдельных заболеваний и их групп).

4. Показатели физического развития населения:

5. Показатели травматизма:

— в различных социальных группах населения. Источники изучения здоровья:

учетно-отчетная документация ЛПУ;

— результаты социологических исследований различных групп населения;

— научно-исследовательские работы, касающиеся интересую­щей исследователя области;

— различные монографии, посвященные изучению состояния здоровья населения.

Основные факторы, формирующие здоровье населения:

1. Социально-экономические факторы (условия труда, быта и др.).

2. Социально-биологические, психологические факторы (возраст родителей, течение родов, наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности).

3. Природно-климатические факторы (солнечная радиация, сред­негодовая температура на территории проживания).

4. Медицинские факторы (состояние служб и кадров здравоох­ранения, организация медицинской помощи, медицинская актив­ность населения).

Разделение данных факторов на группы весьма условно, т.к. обычно человек испытывает комплексное воздействие взаимосвя­занных и взаимообусловливающих факторов.

Перечень некоторых факторов, влияющих на здоровье человека:

а) во внутриутробном периоде развития:

— заболевания матери: гинекологические, экстрагенитальные;

— образ жизни матери: питание, режим дня, условия труда и быта;

— медицинская активность: своевременность обращения в жен­скую консультацию по поводу беременности, дальнейшее наблюдение и др.

б) в процессе родов:

— условия, в которых происходит родоразрешение, течение родов (наличие, отсутствие осложнений);

— профессионализм медицинского персонала и др.

в) в период до года жизни: жилищно-бытовые условия, степень обученности матери мероприятиям по уходу за ребенком, частота и периодичность наблюдения за ребенком со стороны медицинского персонала, профессионализм медицинских работников, осуществ­ляющих наблюдение за ребенком, и др.

г) в дошкольном возрасте: жилищно-бытовые условия, микрокли­мат в семье, условия в детском дошкольном учреждении (ДДУ), уход за ребенком и особенности его воспитания родителями и со­трудниками ДДУ, частота и периодичность наблюдения за ребен­ком медицинским персоналом (участковый педиатр, медицинская сестра детской поликлиники, медицинский персонал ДДУ), про­фессионализм медицинских работников и др.

д) в школьном возрасте: процесс адаптации к школьной среде, учебная нагрузка, микроклимат в школе, рациональное сочетание труда и отдыха, взаимоотношения между ребенком и родителями, ребенком и педагогическим коллективом школы, ребенком и его сверстниками, частота и периодичность наблюдения за ребенком медицинским персоналом, профессионализм медицинских работ­ников и др.

е) в подростковом возрасте: характер взаимоотношений подрост­ка с родителями, сверстниками, степень осведомленности о прави­лах и необходимости соблюдения личной гигиены, рациональное сочетание труда и отдыха, частота и периодичность наблюдения за подростком медицинским персоналом, жилищно-бытовые условия, значительные изменения в течении физиологических и психологи­ческих процессов в связи с переходным периодом и др.

На здоровье женщин детородного возраста влияют следующие факторы: условия труда и быта, медицинская активность (своевре­менное посещение различных специалистов), микроклимат в семье и на работе и др.

На здоровье мужчин трудоспособного возраста оказывают влия­ние условия труда и быта, образ жизни (вредные привычки), меди­цинская активность, осознание и удовлетворенность степенью са­мореализации в обществе и др.

На здоровье пожилых людей оказывают влияние микроклимат в семье, образ жизни, эндокринная перестройка организма, наличие различных заболеваний, удовлетворенность своим положением в семье и обществе и др.

На здоровье работников промышленных предприятий оказывают влияние: температура и влажность воздуха в рабочей зоне, воздей­ствие на организм профессионально вредных факторов (шум, виб­рация, наличие вредных веществ во вдыхаемом воздухе), уровень физической нагрузки и др.; на работников сельского хозяйства: уро­вень физической нагрузки, сезонность различных видов работ, ме­дицинская активность работников здравоохранения и доступность медицинской помощи, профессиональные вредности; на работни­ков коммерческих структур: незаинтересованность в наблюдении за своим здоровьем, медицинская активность, уровень физической и эмоциональной нагрузки, условия труда; на медицинских работников: уровень физической и психологической нагрузки, профессио­нальные вредности (работа с кровью, рентгеновское облучение и т.п.), условия труда; на работников умственного труда: условия тру­да (гиподинамия, монотонность), умственное напряжение, нера­циональное сочетание труда и отдыха.

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Международная классификация болезней (МКБ) — это система груп­пировки болезней и патологических состояний, отражающая современный этап развития медицинской науки.

Всего МКБ пересматривалась 10 раз. По рекомендации ВОЗ МКБ-Х вступила в силу с 1 января 1993 года, однако в нашей стране до сих пор используется и МКБ-1Х.

Целью МКБ является создание условий для систематизирован­ной регистрации, анализа, интерпретации и сравнения данных о смертности и заболеваемости, полученных как в различных странах или регионах, так и в разное время. МКБ используется для преобра­зования словесной формулировки диагнозов болезней и других про­блем, связанных со здоровьем, в буквенно-цифровые коды, которые обеспечивают удобство хранения, извлечения и анализа данных.

В МКБ-1Х 17 классов (например, 1 класс — инфекционные и па­разитарные болезни, 2 — новообразования и т.д.) и 999 рубрик — на­званий болезней. МКБ-IX состоит из двух томов: первый том — сама классификация болезней, второй — названия болезней по алфавиту.

МКБ-Х состоит из 21 класса и трех томов: первый том — сама классификация болезней, второй — инструкция по ее применению, третий — алфавитный указатель болезней.

На основе МКБ осуществляется группировка заболеваний по клинико-статистическим группам (КСГ) с учетом характера патоло­гии, стандарта и качества медицинских услуг, необходимости ана­лиза по однородным группам. Сроки лечения, технология, объем медицинского обслуживания включаются в КСГ. Система КСГ мо­жет быть использована как «прейскурант» медицинских услуг, с ее помощью возможна объективная оценка результативности медицин­ского обслуживания. Стандарт же необходимых затрат труда на диагностику и лечение отдельных заболеваний, выраженный в эко­номических параметрах (в денежной форме) называется медико-эко­номическим стандартом (МЭС).

Заболеваемость представляет собой сложную систему взаимосвя­занных понятий:

1. Собственно заболеваемость (общая, первичная заболеваемость) — частота всех острых и впервые выявленных в данном календар­ном году хронических заболеваний среди населения.

2. Распространенность (болезненность, накопленная заболевае­мость) — частота всех имеющихся среди населения острых и хронических (как впервые выявленных в данном году, так и зарегистрированных ранее) заболеваний, по поводу которых больной получал медицинскую помощь в данном году.

Сведения об общей заболеваемости населения формируются из нескольких источников информации (табл. 1).

Источник

Adblock
detector