Меню

Ведущая педагогическая идея зож

Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной форме «Оздоровительно-игровой час»

Валентина Шеина
Формирование основ ЗОЖ детей раннего возраста в инновационной форме «Оздоровительно-игровой час»

Здоровый малыш – это радость, счастье, благополучие не только семьи, но и всего общества.

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Специфика нашей группы в том, что каждый год она комплектуется из детей, впервые пришедших в детский сад. Они начинают болеть. Мы начали искать такие формы работы, которые способствовали бы укреплению здоровья малышей. Для детей первой младшей группы (2-3 лет) с учетом нормативных показателей нами разработан двигательно – оздоровительный режим, в котором представлена система развития движений и оздоровления детей раннего возраста.

«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Актуальность моего педагогического опыта определяется следующими противоречиями:

с одной стороны, существует объективная необходимость в организации эффективной оздоровительной работы, внедрения оздоровительных мероприятий,а именно: организации закаливания, сна, воспитания у детей раннего возраста привычек здорового образа жизни,

с другой — требования современной педагогики побуждают педагогов современного дошкольного учреждения к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы. В настоящее время не разработано методическое сопровождение инновационных и оздоровительных технологий улучшения здоровья детей раннего возраста. Тем, временем, как внедрение оздоровительно-игрового часа в режим дня детей раннего дошкольного возраста, эмоционально насыщенная и разнообразная деятельность во время него, способствует развитию двигательной активности, формирует культуру движений, повышает эмоциональный тонус и укрепляет здоровье ребенка.

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Для теоретического обоснования проблемы физического развития и формирования основ культуры здоровья на основе анализа психолого-педагогической литературы, мы определили, что организация и методика физического воспитания детей раннего возраста в нашей стране осуществляется на основе многочисленных фундаментальных исследований М. А. Минкевич, Ю. Ф. Змановского, Р. Г. Сорочек, З. С. Уваровой, К. Д. Губерт, М. Г. Рысс.

В современных условиях развития системы дошкольного воспитания наблюдается обновление содержания, средств и методов воспитания детей раннего возраста. Особо значимыми для нас являются исследования и рекомендации К. Л. Печоры, Г. В. Пантюхиной, Л. Г. Голубевой, С. Я. Лайзане, В. Г. Алямовской, Э. Я. Степаненковой, раскрывающие особенности возрастного развития ребенка раннего возраста, четкую периодизацию и наличие сензитивных периодов развития физических качеств.

«Цель и задачи педагогической деятельности»

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей раннего возраста в процессе физического воспитания детей раннего возраста через использование в совместной деятельности инновационной формы по развитию движений и оздоровлению детей раннего возраста «Оздоровительно-игровой час».

1. Развивать двигательные способности детей как энергетической основы для роста и развития организма ребенка раннего возраста.

2. Формировать потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании

3. Обеспечивать повышение функциональных резервов организма ребенка и его устойчивости к неблагоприятному воздействию окружающей среды.

4. Формировать культурно-гигиенические навыки.

5. Развивать предпосылки здорового образа жизни с раннего возраста.

«Ведущая педагогическая идея»

Ведущая педагогическая идея опыта определяется тем, что представлена система развития движений и оздоровления детей раннего возраста «Оздоровительно-игровой час», способствующий повышению уровня физического развития и снижению детской заболеваемости.

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Весь процесс реализации поставленных задач проходил в несколько этапов,содержание представлено на слайде:

1 этап: аналитический

2 этап: практический.

3 этап: обобщающий.

Структура оздоровительно-игровогочаса включает в себя:

1. блок -«Потягунушки»

Ходьба по дорожкам здоровья

Игры малой подвижности

2 блок «Малыши — крепыши»

Гигиенические процедуры в туалетной комнате

Массаж активных точек, ходьба по мокрым дорожкам

Сухое и влажное обтирание

3 блок «Умные пальчики»

Игры с предметами

Игры в центре «песок — вода»

Хотела бы отметить, что наиболее эффективными приемами работы с детьми раннего возраста являются:

игровой сюрпризный момент

малые фольклорные формы

2 этап -практический.

В первом блоке «Мы проснулись» мы использовали следующие формы работы с детьми:

1. Гимнастика пробуждения в кроватке или «Мы проснулись», способствует поднятию мышечного и психического тонуса, созданию хорошего настроения.

Длительность гимнастики в постели 2–3 минуты.

2. Далее дети переходят к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.

3. Ходьба по дорожкам здоровья – действенный способ по укреплению стопы и её связок, а также является хороший профилактикой плоскостопия.

4. Игры малой подвижности, которые успокаивают нервную систему малышей.

Необходимо отметить, что в течение всего оздоровительно-игрового часа происходит воздушное закаливание. Встав с постели, ребенок получает контрастную воздушную ванну, так как температура под одеялом приблизительно +38 градусов Цельсия, температура воздуха в спальной +19-20 градусов, температура в группе + 22-24 градуса.

Читайте также:  Сыворотка с чесноком зож

II блок «Малыши — крепыши»имеет следующую структуру:

1. Гигиенические процедуры в туалетной комнате с последующим умыванием и обливанием рук теплой водой. Начинаем с воды температурой 30–32° и снижаем ее каждые 2–3 дня на 2–3°.

Уже через 10–15 дней доходим до комнатной температуры, затем до 16–18°.

2. Хождение по влажным солевым дорожкам в комбинации с босохождением по массажным коврикам, дорожкам, ребристой доске.

3. Обтирание сухими варежками, что способствуют повышению сопротивляемости инфекциям.

Третий блок мы назвали «Умные пальчики», так как известно, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.Поэтому эти игры трудно переоценить: они развивают ловкость и подвижность пальцев, а массаж активных точек положительно сказывается на самочувствии в целом и улучшает работу мозга.Для этого организовываем:

1.Игровой массаж с предметами: тактильные планшеты, панно, мех, мягкая щетка, ворсистая щетка, карандаши, игры с прищепками и т. д.

2. Игры с водой, песком и природным материалом.

Вода – первый и любимый всеми детьми объект для игр. Кроме того вода оказывает и оздоравливающий эффект. Теплая вода расслабляет мелкие мышцы рук. Во время игр с водой малыш испытывает массирующее воздействие воды, оказывающее приятное влияние на нервную систему.

Осуществление поставленных задач невозможно без поддержки родителей. Широко использовали такие направления работы,как:

1. Повышение педагогической компетенции родителей, для этого организуются.

Консультации: «Игры детей с водой дома», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья ребёнка», «Весёлая гимнастика для детей 2-3 лет», «Подвижные игры с детьми»;

Родительские собрания: «Нетрадиционные методы закаливания в семье», «Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста», «Воспитание сенсорных навыков в раннем возрасте»

2. Формирование активной родительской позиции в вопросах оздоровления. Для этого были разработаны

Буклеты: «Основные заповеди здоровой семьи», «Роль родителей в воспитании детей»,

Организовываются фотовыставки «Здоровье начинается в семье», «Закаляемся играя»,

Для наиболее эффективного проведения оздоровительных и закаливающих процедур необходима разнообразная предметно-развивающая среда.

В предметно-игровом пространстве группы значительное место мы отводим для условий физического развития детей.

15 слайд «Педагогические условия эффективного развития»

Необходимо отметить, что осуществляя организацию оздоровительно-игрового часа,соблюдаются следующие условия:

2. Продолжительность и интенсивность процедур увеличивается постепенно.

3. Учет состояния здоровья и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок должен чувствовать себя комфортно, не бояться, не плакать (во избежание негативной реакции закаливающие процедуры для детей должны проходить в форме игры) и при этом быть здоровым.

4. Учёт индивидуальных особенностей, состояния здоровья, эмоционального состояния ребенка.

«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны»

Мой инновационный педагогический опыт предусматривает, прежде всего, обогащение средств и форм игровой двигательной деятельности малышей, способствующих сбалансированному сочетанию физического развития с комплексом оздоровительных и развивающих мероприятий.

18 слайд «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты»

Таким образом, проводя работу в данном направлении, я получила

1. Снижение детской заболеваемости и повышение сопротивляемости организма ребенка.

2. Сформировалась потребность в двигательной активности

3. Обогатился двигательный опыт детей, дети овладели разнообразными видами двигательной активности.

4. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Мониторинг заболеваемости детей за 2014- 2015 учебный год позволяет сделать вывод о том, что заболеваемость в группах раннего возраста снизилась на 12 %.

«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника»

Свой педагогический опыт я представила на локальном уровне

— участием в педагогических советах, мастер-классах, педагогических мастерских, смотрах-конкурсах в рамках методической работы в ДОУ

— участием в родительских конференциях «Пусть ребенок растет здоровым», «Вопросы семейного воспитания»

На общероссийском уровне

Принимала участие и победила в муниципальном конкурсе на лучшую работу по здоровьесбережению «Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья через использование инновационной формы по развитию движений и оздоровлению детей раннего возраста в совместной деятельности «Оздоровительно-игровой час».

20 слайд «Литература»

Используемая литература представлена на слайде.

Источник

Ведущая педагогическая идея зож

№ 4662 Педагогический проект по формированию здорового образа жизни у дошкольников «Остров здоровья»

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 дошкольный блок.

Начальник РУО Директор МКОУ СОШ №4

Урванского района ——————— Тлежукова Р.К.

Педагогический проект по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста:

«Остров Здоровья».

Авторы: Кашукоева М.Б.

воспитатель

Боллоева А.Х.

инструктор по физвоспитанию

г.п. Нарткала, 2014г.

Автоы проекта : воспитатель Кашукоева М.Б., инстр. по физвоспитанию Боллоева А.Х.

Читайте также:  Темы общешкольных родительских собраний по зож

Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)

ради которой действительно стоит не только не жалеть

времени, сил, трудов и всяческих благ,

но и пожертвовать ради него частицей самой жизни,

поскольку жизнь без него становится нестерпимой и

унизительной. М. Монтень.

Тема проекта: «Остров здоровья».

Вид проекта: познавательно-практический

Возраст : старшая группа

Сроки реализации: среднесрочный (2 месяца)

Объект проектной деятельности: процесс приобщения детей к здоровому образу жизни.

Участники: дети, родители, воспитатели

Проблема: можно ли стать сильным и крепким, если вести здоровый образ жизни. Почему люди болеют? Что такое микробы?

Актуальность: на современном этапе проблема охраны здоровья детей в детском саду стоит очень остро. Формирование здоровья ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени зависит от того какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Валеологическое образование невозможно без изучения строения человеческого организма. Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования, имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше, понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранить и приумножать свое здоровье. Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Гипотеза: Процесс ознакомления детей со строением своего организма, функциями отдельных органов, а также процесс приобщения детей к здоровому образу жизни будет более эффективным и продуктивным если реализация идеи проекта будет производится с помощью средств ТСО; художественно-иллюстрированного материала, бесед, наблюдений, экскурсий, продуктивной деятельности.

Ведущая педагогическая идея: Реализация системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приемы.

Цели проекта: Создание единого здоровьесберегающего пространства и формирование навыков здорового образа жизни детей. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью так и здоровью окружающих, сохранение и укрепление здоровья детей, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни. Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью. Повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели, формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей.

Задачи проекта:

Образовательные:

— Способствовать развитию у детей познавательного интереса к своему организму и его возможностям.Дать знания об основах безопасности жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления; о гигиене здоровья.

— Научить элементарным приемам сохранения здоровья

Воспитательные:

— Воспитывать бережное и заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, совершенствовать практические навыки здорового образа жизни.

— Формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста .

— Воспитать желание у детей заботиться о своем здоровье.

— Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Развивающие:

— Развивать у ребенка готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением своего здоровья.

— Развивать у детей потребность в активной деятельности.

— Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнении и игр на занятиях и в повседневной жизни

Условия реализации проекта:

1. Интеграция и дифференциация здоровьесберегающего материала с содержанием базовой программы под редакцией Н.Е.Вераксы «От рождения до школы».

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагогов.

Читайте также:  Рисунки по зож для начальной школы раскраски

3. Накопление, систематизация материалов по здоровьесбережению и создание здоровьесберегающей среды в условиях группы.

4. Активное сотрудничество с семьей .

Рабочий план реализации проекта.

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Содержание I этапа:

— Анализ научно-методической литературы, определение проблемы, цели и задач проекта;

— Создание материально-технических, организационных, условий;

— Подбор диагностического инструментария

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведён мониторинг.

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Содержание II этапа:

— Повышение компетентности родителей в сфере здоровья (консультации, папки-передвижки, выставки книг, круглые столы);

— Разработка моделей обновления комплекса мероприятий по оздоровлению детей;

— Подбор художественной литературы для детей, изготовление дидактических пособий, карточек, игр, материала для опытов , изготовление панно «Полезное — вредное», создание в группе физкультурно-оздоровительного центра, составление паспорта здоровья группы.

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Содержание III этапа:

— Занятия с детьми с введением здоровьесберегающих технологий;

— Заучивание поговорок, пословиц о здоровье, загадывание загадок, рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровом образе жизни.

Цель: Совершенствование результатов проекта.

Содержание IV этапа:

— Отчёт о проделанной работе;

— Выпуск методических рекомендаций.

Овладение выпускниками детского сада знаниями о здоровом образе жизни, осознание ими ответственности ими за своё здоровье.

Содержание работы

содержание

срок

задачи

1-ый этап – накопление знаний

Ознакомительная консультация с родителями о проекте «Остров здоровья»

3 неделя января

Познакомить родителей с проектом.

Консультация для родителей «Как сохранить здоровье дошкольников»

4 неделя января

Знакомить родителей с новыми технологиями и методиками, помогающими сохранить здоровье детей

Анкетирование родителей «О здоровье детей»

4 неделя января

Выяснить, какими знаниями обладают родители о ЗОЖ

Памятка для родителей «Хотите иметь здорового ребёнка?»

4 неделя января

Познакомить родителей с некоторыми здоровьесберегающими технологиями

2-ой этап — практический

Досуг « Мы юные туристы»

1 неделя февраля

Формировать положительное отношение к физкультуре и спорту

Фото выставка «Я расту здоровым»

1 неделя февраля

Привлечь родителей воспитанников к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей

Экспериментальная деятельность: «Путешествие пирожка»

1 неделя февраля

Познакомить детей с внутренней кухней человека

Д/и «Сердце бывает слабым», «Много ли в легких воздуха», с/р «Семья на прогулке», игры с эстафетами, п/и «Стенка, стенка, потолок…», Самомассаж « Строим дом», гимн. после сна «Потягушка потянись…»

2 неделя февраля

Закрепление полученных знаний о здоровье.

Коллективная работа вместе с родителями «Изготовление детских накидок с внутренними органами»

2 неделя февраля

прививать любовь к ЗОЖ.

Развлечение «Любим овощи и фрукты – витаминные продукты»

2 неделя февраля

Познакомить детей с витаминами

НОД познавательного цикла:

«Где прячутся микробы»;

«Мои друзья витамины»;

С 3 недели по февраль

Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой

Рисование «Я здоровье сберегу»;

Лепка «Дружу со спортом»;

Аппликация «Дерево полезных продуктов».

2 неделя февраля

воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, доставлять радость от участия в коллективной работе

Открытый просмотр «Мир Здоровья»

Закрепить имеющиеся представления о здоровом образе жизни, воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, вызвать положительный эмоциональный настрой

3-ий этап – презентация проекта

Создание медиа — коллекции электронной презентации по темам: «Спорт», «ОБЖ», «ЗОЖ» для дальнейшего использования в образовательном процессе.

Закрепить полученные в процессе реализации проекта знания, развивать творческое воображение, композиционные и технические умения

8. Прогнозируемые результаты.

Дети должны знать

Здоровье и здоровый образ жизни

— Сущность понятия “здоровье”.

— Факторы, оказывающие влияние на не только жизнь и здоровье человека, но и всего живого на Земле.

— О роли правильного питания .

— Значение гигиенических процедур для здоровья.

— Распознавать факторы риска во внешней и внутренней среде организма.

— Соблюдать правила питания

— Выполнять гигиенические процедуры

Спорт – это жизнь

— О роли двигательной активности в повышении работоспособности.

— Правила закаливания организма.

— Выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики и для разминок на занятиях.

— Выполнять доступные виды закаливания.

— Полезные и вредные привычки.

— Привычки укрепления здоровья.

— О вредном влиянии курения, алкоголя, наркотиков на здоровье.

— Критически относиться к употреблению табака, алкоголя, наркотических веществ.

9. Дальнейшее развитие проекта.

Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления

Источник

Adblock
detector