Меню

Важные составляющие здоровья школьника

«Формирование здорового образа жизни школьников как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании»
статья по зож на тему

Здоровье — одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. В работе рассматриваются проблемы здоровья обучающихся и использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie.doc 51 КБ

Предварительный просмотр:

Мещерякова Любава Борисовна,

учитель начальных классов

средняя общеобразовательная школа

Омского муниципального района

«Формирование здорового образа жизни школьников

как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании »

Здоровье — одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.

В сложившихся условиях социально-экономических преобразований в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Вопрос сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает глобальный характер общегосударственной комплексной проблемы, не только медицинской, но педагогической и социальной. Не случайно задачам по сохранению и укреплению здоровья школьников уделяется внимание на самом высоком уровне. Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.

Сегодня ни для кого не секрет, что существующая система обучения не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую приводит к его нарушению. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения? На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?

В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.

Использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.

На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», под которым следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

  • оптимальный двигательный режим (культура движений);
  • закаливание организма;
  • личная гигиена;
  • рациональное питание;
  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
  • положительные эмоции.

Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня. Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек.

Физические нагрузки трудно отделить от такого важного компонента здорового образа жизни как закаливание. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника.

Личная гигиена также является одной из важной составляющей здорового образа жизни, ведь не соблюдение этого важного компонента является прямым путем к всевозможным заболеваниям. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Перед родителями и воспитателями задача привить соблюдение таких правил является крайне важным.

В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, желательно четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.

Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в сохранении здоровья. Формирование здорового образа жизни у школьников неотделимо от соблюдения правильного режима дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и любых других видов деятельности в течение суток. Его значение состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма, что способствует укреплению здоровья.
Для выбора оптимального режима дня, необходимо составить распорядок занятий таким образом, чтобы максимально эффективно чередовать работу и отдых. Режим дня школьников обычно разделяется на следующие компоненты: — учебные занятия в школе; — выполнение домашних заданий; — сон; — питание; — занятия физическими упражнениями; — отдых; — занятия в свободное время. Нахождение правильного распределения времени на эти занятия способствуют сохранению физического и психического равновесия ребенка.

Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным, хотя и очень непростым занятием. Бесчисленная недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует школьников с телеэкрана или сети Интернет, легко проникает в еще не окрепшие умы. Желательно оградить школьника от влияния такой рекламы, и наоборот – значительную часть усилий направить на пропаганду здорового образа жизни и рассказу о негативных последствиях таких вредных привычек. Самым лучшим способом для этого является личный пример родителей и воспитателей.

Говоря о положительных эмоциях, следует помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.

Для того, чтобы сформировать у школьника здоровый образ жизни, необходим комплексный подход по отношению к детям. Совместная работа родителей, учителей, социальных педагогов, психологов и медицинских работников может дать реальный положительный результат.

Необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении в нашей школе на протяжении многих лет действует кружок «Полезные привычки», который способствует формированию у обучающихся начальных классов ЗОЖ и отрицательного отношения к вредным пристрастиям.

Принципы ЗОЖ формируются и при проведении тематических классных часов-тренингов, бесед, викторин, экскурсий, спортивно-оздоровительных мероприятий и других формах внеурочной деятельности.

классные часы проводились по следующим направлениям:
— здоровье и здоровый образ жизни;
— режим дня, учебы и отдыха;
— основы правильного питания;
— личная гигиена;
— значение физкультуры и закаливания;
— вредные привычки;
— чувства и эмоции человека;
— нравственное и половое воспитание;
— безопасность в доме, на улице, на дорогах;
— детский травматизм;
— профилактика заболеваний;
— террористические акты.

Помимо классных часов развитие физического потенциала происходит в различных организованных культурных мероприятиях и самостоятельной двигательной деятельности, а закрепление и демонстрация приобретенных знаний, двигательных умений и навыков на спортивных праздниках, развлечениях, проводимых во внеурочное время.

Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках.

В классе действует уголок здоровья «Страна Здоровей-ка». Куда помещается полезная информация, работы учащихся (рефераты, сообщения по темам «Правильное питание», «Режим дня», «Рецепты здоровья»; книжки самоделки, стихи собственного сочинения). Содержание уголка постоянно меняется.

Родители являются нашими первыми помощниками. Принимают участие в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствуют успешной социальной адаптации, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов.

Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни.

В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».

Источник

Статья «Здоровье современного школьника»
статья по зож на тему

Статья «Здоровь современного школьника»

Скачать:

Вложение Размер
zdorove_sovremennogo_shkolnika.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Набережных Е.А., учитель начальных классов,

Черникова О.В., учитель начальных классов,

МБОУ «ООШ № 8» г. Старый Оскол

ЗДОРОВЬЕ СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА –

ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

Федеральные государственные образовательные стандарты НОО предъявляют большие требования к сохранению психического, нравственного, физического и духовного здоровья младших школьников.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения к своему здоровью, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

С каждым годом растет заболеваемость среди обучающихся, особенно начальных классов. Наиболее часто отмечаются случаи ухудшения зрения, изменение опорно-двигательного аппарата, позвоночника, заболеваний желудочно-кишечного тракта, нарушения со стороны центральной нервной системы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого учителя. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Отсюда возникают основные задачи, которые стоят перед учителем на первом месте:

— обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

— сохранение работоспособности на уроках;

— снижение уровня заболеваемости учащихся;

— формирование знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

— формирование системы спортивно-оздоровительной работы.

Сохранение здоровья начинается с организации всего учебно-образовательного процесса в начальной школе.

Сохранению здоровья способствует применение игровых технологий и активных форм при проведении урока [1].

Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статистическом положении приводит к переутомлению учащихся. Полностью избежать утомления от учебных перегрузок не удастся, да и не нужно, так как только интенсивная деятельность служит залогом полноценного функционирования и развития растущего организма.

Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Его признаки: потягивание, задержка ответа, остановившийся взгляд, подпирание головы руками, частая смена позы при сидении, встряхивание руками, перекладывание предметов на столе с места на место, разговоры с соседом, увеличение ошибок при ответе.

Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Необходимо такое дозирование деятельности, при котором возникающее утомление полностью исчезает в последующий за работой период отдыха.

На практике применяются следующие средства восстановления умственной работоспособности:

  • физкультурные минутки,
  • физкультурные паузы,
  • динамические перемены,
  • дни здоровья,
  • внешкольные спортивные мероприятия [3].

Учителю необходимо использовать различные формы проведения оздоровительных мероприятий, среди которых можно выделить:

  • общеразвивающие упражнения (упражнения для разных групп мышц);
  • подвижные игры;
  • танцевальные физкультурные минутки;
  • ритмические физкультурные минутки (отличаются от танцевальных четким исполнением элементов);
  • гимнастика для глаз (специальные упражнения для укрепления мышцы век, улучшения кровообращения и расслабления мышц глаз, снятия утомления глаз);
  • физкультурно-спортивные мероприятия (традиционная гимнастика под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц);
  • двигательно-речевые упражнения (учащиеся коллективно читают небольшие веселые стихи и выполняют в соответствии с текстом движения);
  • дидактические игры с движениями;
  • развивающие игры («Запомни движение и повтори», «Испорченный телефон»);
  • гимнастика для ума (с использованием «необычного» физкультурного инвентаря: мячом можно «рисовать», на нем можно качаться, как на качелях, ходить с мячом на голове; придумать, на что похожа кегля, скакалка);
  • оригинальные движения (придумывание названия выполняемым движениям);
  • сюжетно-ролевые игры (развитие воображения, творчества, выразительности в движениях);
  • пантомимическая гимнастика.

Для создания здоровьесберегающей среды в школе проводятся нестандартные коллективные занятия, интегрированные уроки. Это снижает напряженность в классе, прямую зависимость усталости от времени проведения урока.

Педагоги устраняют перегрузку на уроке и строго дозируют домашние задания.

Большое значение в формировании культуры здоровья младших школьников имеет работа с родителями: беседы классного руководителя, медицинского работника школы; посещение семей обучающихся с целью выявления причин неблагополучия в состоянии здоровья, организации помощи [2].

На классных родительских собраниях значительное место отводится выступлениям самих родителей. Они делятся опытом медико-гигиенического воспитания детей в семье, намечают проведение в классе физкультурно-оздоровительных мероприятий совместно с родителями.

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

1. Жиренко О.Е. Здоровьесберегающее образование в современной начальной школе. – Воронеж, 2009. – С. 3-6.

2. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: методические рекомендации. – М.: Вентана Граф, 2008. – С. 5-17.

3. Феоктистова В.Ф. Образовательные здоровьесберегающие технологии: методические рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2009. – С. 4-7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема актуальна в условиях внедрения стандартов второго поколения, идеологической основой которого является духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Актуальность использования индивидуально-дифференцированного обучения связана с тем, что уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаковый. Обучающиеся по-разно.

За последние 100 — 150 лет наш рацион изменился до неузнаваемости. Готовить стало легче, а переваривать труднее. Мы пьём порошковое молоко, завариваем кипятком сухое картофельное пюре, готовим к.

Целью данной работы является исследование отношения современных школьников к чтению через изучение интересов и приоритетов ребенка.В результате исследования материалов по данной теме были .

Данная статья адресована родителям. В статье говорится об особенностях состояния здоровья школьников, о факторах отрицательно влияющих на здоровье детей.

В данной статье я рассказала о методах работы в группе проденного дня нашей прогимназии. О преемственности сада и школы и о методах работы с родителями.

Обучение чтению как восприятию и пониманию текста — одна из самых важных проблем школьного обучения. Но как научить ребенка осо­знанно и правильно читать, как сформировать навык работы с т.

Источник

Читайте также:  Бытовые приборы вред для здоровья
Adblock
detector