Меню

Важность сохранения здоровья школьников

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников
статья по зож

Прочитав статью узнаем, что такое здоровье школьника, от каких факторов зависит сохранение здоровья ученика в школе и какова роль отводится учителю и воспитателю в сохранении и укреплении здоровья детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 15.69 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение и укрепление здоровья младших школьников

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы…»

По данным ВОЗ на состояние здоровья человека и фактическую продолжительность жизни влияют следующие факторы: Индивидуальный образ жизни – 50 %, наследственность – 20 %, климат – 20 %, услуги системы здравоохранения – 10 %.

Положительные характеристики правильного образа жизни:

  • полноценный отдых;
  • активная жизненная позиция;
  • физический и духовный комфорт;
  • сбалансированное питание;
  • высокая медицинская активность;
  • материальная независимость;
  • психофизиологическая удовлетворённость;
  • регулярная двигательная активность.

В современных условиях реализации ФГОС НОО основная ориентация воспитателя должна быть связана с усилением внимания к таким важным качествам, как формирование ценностных ориентиров , в том числе отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, так ка стрессовые социальные, экологические и психические нагрузки всё чаще приводят к отклонению нравственного и физического здоровья подрастающего поколения.

Здоровье ученика в норме, если: в физическом плане — здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость ; в социальном плане – он коммуникабелен, общителен; в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться; в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане – он признаёт основные общественные ценности.

Рассмотрим внутришкольные факторы , влияющие на здоровье учащихся:

  • организация занятий (вид учебной деятельности, технология, стиль преподавания, отметки, оценка знаний, объём домашних заданий);
  • уроки физической культуры, спортивные секции, кружки;
  • взаимоотношения с одноклассниками, учителями;
  • учебный план, выбор УМК, выбор программы;
  • режим функционирования школы(режим дня, расписание учебных занятий, питание, санитарно – гигиенические условия, режим перемен;
  • досуговая деятельность.
  • «Не навреди!»
  • Приоритет заботы о здоровье учителя и учащихся ;
  • Непрерывность и преемственность;
  • Субъект – субъективные взаимоотношения;
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся;
  • Комплексный, междисциплинарный подход;
  • Успех порождает успех;
  • Активность;
  • Ответственность за своё здоровье.

Учебный материал всех предметов в начальной школе, по любой программе, предоставляет учителю и воспитателю прямо на уроке или нвеклассном занятии формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс – это одно из самых важных и доступных условий для сохранения здоровья учащихся. Принцип «Не навреди» должен стать принципом деятельности педагога.

Источник

Сохранение здоровья школьников
статья на тему

Проблема сохранения здоровья школьников очень актуальна.

Скачать:

Вложение Размер
problema_sokhraneniya_zdorovya_detey_postoyanno_volnuet_spetsialistov_v_oblasti_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.doc 33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся.

Выступление на МО учителей начальных классов.

Проблема сохранения здоровья детей постоянно волнует специалистов в области дошкольного и начального образования. В её решении принимают непосредственное участие воспитатели, логопеды, психологи, учителя начальных классов, специалисты других профилей. В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения – гиподинамия, нарушения экологии, питания, общее состояние социальной среды.

Частую заболеваемость детей связывают с низким уровнем адаптивных реакций организма при поступлении в детский сад, при поступлении в школу, а также с негативным влиянием комплекса социальных условий воспитания и обучения.

Для физически ослабленных, часто болеющих детей поступление в школу вызывает необходимость изменение привычного поведения в связи с трансформацией режима дня, что является стрессовым фактором и может привести к срыву нервной деятельности. При этом возникают процессы дезатаптации. Такие дети нуждаются в условиях, предусматривающих увеличение двигательной активности, организацию профилактических и оздоровительных мероприятий, обеспечение индивидуального подхода к обучению и воспитанию, что в условиях массовых образовательных школ является трудноразрешимой задачей.

В последние годы отмечается стойкая тенденция к ухудшению показателей здоровья детей школьного возраста. За последние 5 лет заметно возросли показатели заболеваемости болезнями эндокринной системы и расстройствами питания, обмена веществ, болезнями органов пищеварения.

Школьники 7-9 лет имеют в среднем 2 диагноза. У детей наблюдается нарушение осанки и сколиозы, снижение зрения, патология со стороны ЛОР органов, неврологическая патология. Абсолютно здоровыми признаётся 5% обследованных.

В младшем школьном возрасте ребёнок особенно чувствителен к факторам окружающей среды. Школа является той самой средой, которая окружает ребёнка. И здесь важно всё: организация и условия учебно- воспитательного процесса, стиль деятельности (общения), знания учителем возрастных психологических особенностей этого возраста.

Задача учителей начальной школы сделать процесс перехода из детского сада в школу успешным для ребёнка, т.е. таким образом организовать условия этой деятельности, чтобы ребёнок сумел со всеми проблемами, используя свои знания и умения.

Физиологические особенности 7-10 летних детей таковы, что большую часть для них правильнее, а значит лучше для здоровья активно двигаться. В школе же они в основном сидят, склонившись над книгой или тетрадью. Поэтому важно обращать внимание на подбор мебели, на правильную посадку при выполнении работы на рабочем месте. А также использовать такой приём как смена динамических поз.

Мелкие мышцы кисти ещё недостаточно развиты. В сочетании с неполным окостенением костей запястья это создаёт трудности во время обучения детей письму. У детей быстро устают пальцы, появляется напряжение в мышцах кисти, предплечья, что отражается на почерке. Поэтому наряду с проведением на уроках пальчиковой гимнастики рекомендуется на уроках физкультуры использовать упражнения и игры с использованием спортивного инвентаря( мячей, лент, обручей). Их преимущество по сравнению с такими видами деятельности, как рисование, лепка, заключается в одновременной тренировке обоих рук.

У ребёнка 7 возраста недостаточно развиты глазодвигательные мышцы, участвующие в движениях глазным яблоком. Такие проблемы у младших школьников как перескакивание с одной строки на другую, через буквы, слоги, слова часто связаны с тем, что движения глазных яблок у этих детей отмечаются в 10 раз чаще, чем у старших.

Для профилактики зрительного утомления и близорукости рекомендуется правильное рассаживание детей в классе и проведение упражнений по Аветисову. Упражнения проводятся в середине урока в течение 2-3 минут.

И.п. – сидя, руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза. Открыть глаза. Повторить 4 раза.

Для снятия статического напряжения необходимо проводить на уроке физминутки. При этом важно приучать ребёнка к самостоятельному установлению частоты ритма выполнения того или иного упражнения в зависимости от индивидуальных особенностей. Однако использование физкультурных пауз не снимает необходимости проведения тщательных и хорошо продуманных физкультминуток с соблюдением всех правил. Занимательные упражнения следует использовать не чаще чем за 2-3 раза за учебный день. Практика показывает, что оптимально на уроке использовать 2 физминутки и одну физкультурную паузу. Но на уроках, требующих значительной сосредоточенности внимания и деловой атмосферы, целесообразно отказаться от занимательных упражнений.

Хороши для профилактики умственного и физического напряжения, формирования правильной осанки, следующие упражнения: ходьба, потягивания. Потягивания помогают снять напряжение, усталость, гораздо быстрее приободриться. При этом они не требуют большой частоты повторений. Потягивания, как и все виды растяжек, благоприятно влияют на позвоночник в целом, стимулируют процессы роста.

Ходьба – прекрасный способ снять мышечное утомление ног, возникающее при длительном сидении, нормализовать кровообращение в нижних конечностях и малом тазу, улучшить кровообращение головного мозга, восстанавливая тем самым интеллектуальную работоспособность, отрегулировать деятельность кишечника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. Решить проблему здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса может созданная система физкуль.

Как показал современный педагогический опыт, организация работы школы полного дня позволяет объединить учебную и внеучебную сферы деятельности детей в условиях учебного сообщества, сформировать .

Материал содержит системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. Педсовет сопровождается презентацией.

Проблема сохранения здоровья школьников сейчас, как никогда актуальна.

Выступление на заседании психолого-педагогической службы.

Аннотация «Одной из современных задач начального образования является сохр.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ОТДЫХА И СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД КАНИКУЛ.

Источник

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы
статья на тему

Статья посвящена проблеме сохранения и укрепления здоровья современного школьника.

Скачать:

Вложение Размер
sokhranenie_zdorovya_uchashchikhsya_-_osnovnaya_zadacha_shkoly.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение здоровья учащихся — основная задача школы

Проблема сохранения здоровья детей в условиях современной школы уверенно лидирует среди других актуальнейших проблем в образовании.

Каковы же причины, негативно влияющие на здоровье учащихся? Что должен делать учитель, чтобы сохранить здоровье детей, укрепить его, а не ухудшить на протяжении всех лет обучения в школе?

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время,

нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного

процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних

заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи

информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика,

характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится

приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

Успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок

пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности. От того насколько органичен образовательный процесс, насколько педагоги учитывают

специфику возможностей ребенка того или иного возраста, насколько полно учитываются

все отрицательно влияющие на здоровье ребенка факторы обучения, напрямую зависит, сумеем ли мы сохранить здоровье современного школьника.

Задумываясь о здоровье школьников, нужно признать, что традиционная классно-урочная система организации учебного процесса устарела, она неблагоприятно влияет на здоровье детей. Особенно отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье детей следующие факторы:

  • интенсификация учебного процесса;
  • нерациональная организация процесса обучения;
  • несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников.

С негативным влиянием данных факторов специалисты связывают до 40 % детской

патологии. Рациональная организация учебного процесса необходима для предотвращения перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения

школьников, сохранения их здоровья. Сохранить и укрепить здоровье школьников

помогает умение применять здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – совокупность всех

используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только

сберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов

образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры

здоровья. Применение этих технологий способствует созданию специальных условий, обеспечивающих развитие сильных, знающих о своем здоровье, умеющих его беречь и подготовленных для жизни личностей.

Таким образом, одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для

учащихся путем внедрения научно-эффективных технологий, способствующих адаптации

и созданию педагогических условий для саморазвития и творческой реализации детей и

. Цель здоровьесберегающего сопровождения — создание безопасного для здоровья образовательного пространства на уроках, а также создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития и самореализации индивидуальных способностей ребёнка, сохранения и укрепления его здоровья.

Требования к учителю просты и естественны: не допускать переутомления учащихся на уроках и перегрузки их домашними заданиями. Одним из факторов, содействующих утомлению детей, являются однообразные организационные формы обучения. Пусть даже передовые формы, но если они повторяются из урока в урок, из месяца в месяц, то они, безусловно, «приедаются», детям становится неинтересно, а это верный путь к повышенной утомляемости. Домашняя подготовка к одному уроку не должна занимать в среднем более 20 минут, т.е. более половины времени урока. Этого можно добиться, если полностью и эффективно использовать для обучения всё время урока.

Исследованиями гигиенистов установлено, что построение учебного дня без учета

возрастных особенностей детей даже при внедрении всех форм физкультурно-

оздоровительной работы приводит к выраженному утомлению учащихся в течение дня, недели, года. Это, в свою очередь, вызывает неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем и в конечном итоге ведет к ухудшению здоровья учащихся в конце учебного года.

Рациональный режим, прежде всего, предусматривает четкое чередование

различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток и строгую регламентацию

разных видов деятельности. Подавляющее число функциональных отклонений в

организме учащегося за время обучения в школе связано с увеличением учебной нагрузки, условиями протекания учебно-воспитательного процесса, особенностями построения уроков.

Каждый учитель должен видеть главную свою задачу в том, чтобы инициировать,

продвигать вперёд и контролировать учебный процесс так, чтобы учащиеся учились

искусству учёбы. Успешная учебная деятельность и состояние здоровья детей не могут сегодня рассматриваться изолированно друг от друга. Они взаимосвязаны и требуют к себе пристального внимания взрослых, учителей-практиков и родителей. Хорошее здоровье только благоприятным образом способствует полноценному развитию детей, способствует безболезненной адаптации к новой для школьника учебной деятельности, связанной с напряженной умственной нагрузкой.

Сбережение и укрепление здоровья тесно связано с применением в школе информационно-коммуникативных технологий обучения, при которых дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Однако внедрение компьютерных технологий в нашу жизнь неминуемо сказывается на здоровье. Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером? В первую очередь, создать соответствующие условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель, следовать санитарным нормам и правилам.

Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность

учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Работа за компьютером во

время выполнения практических заданий и тестирования дает возможность укрепить

здоровье учащихся, так как в этот момент в работу включаются различные группы мышц,

происходит развитие мелкой моторики рук, пальцев.

На уроках нужно учить строить взаимоотношения с компьютером грамотно и технологично, чтобы максимально уменьшить риск для здоровья, развивать интерес к занятиям и мотивацию учения, ведь они привлекают внимание ребят к учебным занятиям, делают их желанными, комфортными, приятными, привлекательными, исключают угнетение, стрессы, различные негативные реакции, плохо влияющие на психику подростков. А все это помогает сберечь и укрепить здоровье подрастающего поколения.

Основной путь к здоровью — воспитание культуры здоровья, формирование убежденности ребенка в том, что нет другого правильного образа жизни, кроме здорового. Задача системы образования — добиться, чтобы здоровый образ жизни стал основой нового мировоззрения нового времени.

«Забота о человеческом здоровье — тем более о здоровье ребенка, — это не только комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» — говорил Сухомлинский.

1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М., Просвещение,1987.

2. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. — Сергиев Посад, 1995.

3.Макарова В. И., Дегтева Г. Н., Афанасенкова Н. В. и др. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса // Российский педиатрический журнал. 2000. № 3. С. 60—62.

4.Юсупова Н. П., Плетнева Е. Ю. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования // Сибирский учитель. Научно-методический журнал. 2005. № 4 (40).

Источник

Читайте также:  Занятия по окружающему миру во второй младшей группе здоровье
Adblock
detector