психическое здоровье детей
статья на тему
Осложнённые варианты психического развития детей. Рекомендации по совместной деятельности родителей с детьми
от 3 до 6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihicheskoe_zdorove.docx | 17.28 КБ |
zdorove1.docx | 20.07 КБ |
test_zdorove.docx | 17.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Психическое здоровье – что это такое?
Продолжая разговор о здоровье, давайте ещё раз вспомним, что такое «Здоровье»?
По определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических недостатков».
Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу ухудшается, что отрицательно влияет на процесс усвоения школьной программы.
Сегодня мы поговорим о психическом здоровье детей.
Психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям.
Нервно – психическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень большинства населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, наши дети. Многие родители загружены работой, учёбой – вследствие этого дети часто остаются без внимания. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищённости.
В результате этого нарастает напряжённость, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы к 5-6 годам у ребёнка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции.
Осложнённые варианты психического развития детей:
невротические состояния – проявляются в эмоциональных срывах, неустойчивости поведения, агрессивности или же вялости, апатичности. Они связаны иногда с плохим самочувствием, усталостью или с конкретной эмоциогенной ситуацией (отобрали любимую игрушку, обидели). Разрешается ситуация, поправляется здоровье, и нежелательные проявления проходят. Однако дети с подобными реакциями входят в «группу риска», у них может развиться невроз;
аутизм – проявляется в замкнутости, отстранённости, в погружённости в собственный, непонятный для окружающих, мир. Эмоции стёрты, мимика невыразительна, с детьми трудно, а порой невозможно вступить в общение. Такие дети мало разговаривают, не играют со сверстниками. Им совсем не свойственны ни эмоциональное сопереживание, ни сочувствие кому-либо;
гиперактивность с нарушением внимания – носит характер синдрома, то есть целого блока специфических проблем. Дети подвижны, расторможены, импульсивны, у них недостаточно развиты процессы внимания, им трудно сосредоточиться, снижена работоспособность, повышена утомляемость, плохо развиты движения руки. Такие дети, несмотря на достаточно высокий уровень способностей, плохо учатся, постоянно конфликтуют со сверстниками, им невыносимо трудно что-либо делать совместно с другими.
Основным и ведущим способом снижения всех этих состояний в дошкольном возрасте является – игра.
Остановимся подробнее. Игра для ребёнка – это естественное состояние, играми он удовлетворяет непреодолимую потребность в движении, проявляет творческие силы, развивает свои способности, воспитывается с нравственной стороны и, наконец, массу всевозможных знаний.
Игры очень разнообразны: дети играют в одиночку и группами; игры со строительным материалом, настольные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, хороводные и музыкальные.
Все эти игры могут быть как свободными, когда дети играют во что хотят и как хотят, — эти игры дают материал для наблюдений: в них ярко выступают индивидуальные черты каждого ребёнка; так и организованными, которые тоже знакомят с детьми и не только, они служат для развития внимания, находчивости, умения управлять собой и подчиняться правилам, а главное – для развития чувства товарищества. Игры заменяют порой гимнастику, давая детям возможность воспроизводить массу разнообразных движений.
И мой призыв на сегодняшнем собрании к вам: играйте вместе с детьми – это замечательно оздоравливает взаимоотношения! Играя и смеясь вместе, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создаётся безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.
Источник
Психологическое здоровье детей
статья по теме
Цель: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».
В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:
Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.
Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Критерии психологического здоровья:
— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
— адекватное социальное поведение;
— умение понимать себя и других;
— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
— умение делать выбор и нести за него ответственность
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: | 70.5 КБ |
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым. В детстве здоровье не осознается: | 1.1 МБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова»
Психологическое здоровье, его критерии и признаки нарушения
Цель выступления: обратить внимание педагогов на необходимость создания условий сохранения психологического здоровья детей.
Единственная красота, которую я знаю — это здоровье.
Ключом к формированию здорового образа жизни является внутренняя потребность быть здоровым.
В детстве здоровье не осознается: оно как воздух, как солнце, как данность не нуждающаяся в размышлении о ней.
Взрослый человек может прийти к мысли, что здоровье – это средство необходимое для достижения профессиональных целей и решения личностных задач.
Для пожилого человека здоровье является целью которой подчинена вся его жизнь.
Здоровье — комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.
В уставе Всемирной организации зравоохранения (ВОЗ) предлагается понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней ли физических дефектов».
В данном аспекте важно выделить три составляющих здоровья:
Это занятие спортом, здоровое питание и здоровая экология.
Что такое психологическое здоровье?
Термин «психологическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По мнению этого ученого, большинство людей изначально, биологически нацелены на сохранение здоровья, а не на болезнь, страдания или смерть. Обычный («хороший») человек – не тот, кому просто что-то дано, а тот, у кого ничего не отнято. Его противоположность – такой, у кого заглушены и подавлены способности и одаренность.
Таким образом, психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни.
Что включает в себя понятие психологического здоровья?
Психологическое здоровье является необходимым условием функционирования и развития человека в процессе жизнедеятельности; представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной задачи. С одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Что значит быть психологически здоровым человеком?
Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:
— уверенность в себе;
— потребность в знаниях
— потребность в самоактуализации (самоактуализация – процесс, включающий в себя здоровое развитие способностей людей, чтобы они могли стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно).
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье:
- Позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как:
- Полное спокойствие
- Уверенность в своих силах
- Вдохновение
- Высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций связанных с переживанием тревоги, страха.
Для того чтобы быть здоровым необходимо НАУЧИТЬСЯ поддерживать психическое благополучие своего организма
Критерии психологического здоровья:
— состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
— адекватное социальное поведение;
— умение понимать себя и других;
— более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
— умение делать выбор и нести за него ответственность
. Психологическое здоровье = психическое здоровье + личностное здоровье
Причины нарушения психического здоровья
К отклонениям в состоянии психического здоровья детей и подростков приводит сочетание неблагоприятных внешних факторов (семейные, школьные, взаимоотношения со сверстниками) с индивидуальной предрасположенностью
- Соматическое заболевания (дефекты психического развития).
2. Неблагоприятные факторы , стрессы, воздействующие на психику.
Психологически здоровый школьник- это школьник, у которого наблюдается сбалансированность внутренних (познавательных, эмоциональных, физиологических) и внешних (требования социального окружения) особенностей развития его личности. Но когда школьник испытывает продолжительные нервные перегрузки: стресс, обиду, не справляется с учебными заданиями, происходит истощение возможностей и могут возникать различного рода нервно-психические расстройства (невроз).
Наиболее типичный невроз у детей школьного возраста – это неврастения.
Признаками неврастении являются:
- Повышенная раздражительность
- Быстрая утомляемость
- Расстройство сна
- Сонливость
- Неустойчивое настроение
- Ухудшение аппетита
При возникновении утомления (временного снижения работоспособности) необходим отдых. Иначе это может привести к переутомлению.
Переутомление проявляется в
- головных болях,
- слабости,
- снижении аппетита,
- нарушении сна,
- ухудшении памяти,
- рассеянности
Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям
Что нужно сделать, чтобы личностный рост был гармоничным?
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
- доверие к ребенку;
- уважительное отношение к детям;
- в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
- педагоги должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
- детей нельзя обманывать — делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
- меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
- чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
- похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
- помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.
Современное общество становится все более информированным, технически грамотным и интеллектуально развитым. И, как обратная, дуальная сторона этого процесса — общество становится все более психологически нездоровым.
Современное общество живет в ситуациях, отнюдь не способствующих развитию гармонии и уравновешенности, стабильности личностного развития человека. Природные катаклизмы, резкие смены социальных норм, политическая нестабильность, урбанизация, отрыв от природы с ее извечными нормами гармонии действительно делают понятие «психологическое здоровье» наиболее актуальным на современном этапе развития человечества.
На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. «Психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье ребенка включает в себя разные компоненты жизнедеятельности:
· состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
· адекватное социальное поведение;
· умение понимать себя и других;
· более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
· умение делать выбор и нести за него ответственность.
2. Образовательная среда является определяющей в состоянии и динамике психологического здоровья ребенка.
3. Образование, обеспечивающее здоровую экологию детства, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, формирующее нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) и наиболее общей формой заботы о психологическом здоровье детей.
4. Профессиональная забота взрослых и специально организованная здоровьесберегающая среда развивают природные возможности и сохраняют здоровье детей.
Источник