Меню

Важная задача всех экосистем города не вредить здоровью людей

Тест по биологии Искусственные экосистемы для 9 класса

Тест по биологии Искусственные экосистемы для 9 класса с ответами. Тест состоит из 10 заданий с выбором ответа.

1. Как называют искусственные экосистемы?

1) агроценозы
2) акваценозы
3) полиценозы

2. Отметьте, что относится к искусственным экосистемам?

1) сады, парки, огороды
2) степи
3) тайга

3. Отличаются ли пищевые цепочки в искусственных и естественных экосистемах?

1) да
2) нет
3) не знаю

4. Что входит в понятие «редуценты» в пищевой цепочке?

1) грызуны и хищники
2) сорняки
3) бактерии и грибы

5. Что входит в понятие «консументы» в пищевой цепочке?

1) насекомые и птицы
2) сорняки и культурные растения
3) грибы и бактерии

6. Что входит в понятие «продуценты» в пищевой цепочке?

1) хищники и насекомые
2) культурные растения и сорняки
3) только бактерии

7. Важное отличие природного биоценоза от искусственного.

1) плодовитость
2) устойчивость
3) внешняя привлекательность

8. Источник энергии для естественного биоценоза — это …

1) вода
2) Солнце
3) удобрения

9. Важная задача всех экосистем города.

1) кормить человека
2) украшать жизнь человека
3) не вредить здоровью людей

10. Какой % населения Земли живет в городах?

Ответы на тест по биологии Искусственные экосистемы для 9 класса
1-1
2-1
3-2
4-3
5-1
6-2
7-2
8-2
9-3
10-2

Источник

Городские экосистемы

Городские экосистемы (территории городов и их население) – это гетеротрофные антропогенные экосистемы. Однако в отличие от сельскохозяйственных экосистем в них нет элементов саморегуляции. Отнесение городов к экосистемам достаточно условно, это, скорее, «антиэкосистемы», для которых характерны три особенности:

– зависимость, т.е. необходимость постоянного поступления ресурсов и энергии;

– неравновесность, т.е. невозможность достижения экологического равновесия;

– аккумулирование твердого вещества за счет превышения его ввоза в город над вывозом (примерно 10:1). Это в прошлом приводило к повышению уровня поверхности города (формированию культурного слоя, который в старых городах достигает нескольких метров), а сегодня ведет к увеличению площади полигонов хранения бытовых и промышленных отходов.

По образному выражению Ю.Одума (1986), города являются “паразитами биосферы”, которые потребляют огромное количество кислорода, воды и других ресурсов, а продуцируют только углекислый газ и загрязнение окружающей среды. На космических снимках города с расползающимися инфраструктурами напоминают раковые опухоли.

Задачи экологически ориентированного управления городскими экосистемами в отличие от управления агроэкосистемами, которое осуществляется с использованием организмов‑посредников, – чисто технологические, связанные с совершенствованием технологий производства промышленных предприятий, экологизацией коммунального хозяйства и транспорта.

За счет совершенствования производства и транспортных средств и развития системы общественного городского транспорта (последнее особенно важно, так как автомобили дают от 50 до 90% загрязнения городской атмосферы) улучшается качество городской атмосферы и воды.

Технологически решаются и задачи уменьшения энергопотребления городов за счет рассредоточения установок по получению энергии (из углеродистых энергоносителей, солнечных коллекторов и т.д.), ее более экономного использования в коммунальном хозяйстве (замена ламп накаливания лампами холодного свечения, теплоизоляция стен, использование экономичной бытовой техники и т.д.) и на промышленных предприятиях. Аналогично инженерными являются вопросы расходования воды и соответственно очистки загрязненных стоков, уменьшения количества, хранения и переработки твердых бытовых отходов.

На каждого горожанина работает от 1 до 3 гектаров сельскохозяйственных угодий (в том числе 0,5 га пашни). Соответственно экологической является задача экономного расходования продуктов питания и недопущения их порчи.

Если человек не может сделать городскую среду равновесной, то он должен делать все возможное, чтобы ограничить пагубное влияние городов на окружающие их естественные и сельскохозяйственные экосистемы.

Идеальным вариантом городских экосистем являются экосити – небольшие (с населением 50‑100 тыс. человек) зеленые города. Однако рост народонаселения делает возможности расселения людей в экосити весьма ограниченными (по существу, «экосити» есть в любом пригороде большого города, где в коттеджах живет наиболее процветающая часть общества). Задача экологии – управлять экосистемами крупных городов (в том числе и мегаполисами масштаба Токио или Нью‑Йорка, население которых превышает 10 млн человек) Так чтобы делать в них жизнь горожан более благоприятной и ослабить пагубное влияние этих «паразитов биосферы» на окружающую среду – прекратить процесс расползания городов и уменьшить загрязнение атмосферы, воды и почвы.

Города должны сохраняться в сложившихся границах и расти в первую очередь вверх, освобождая место для зеленых насаждений, которые являются наиболее эффективным и универсальным средством улучшения городской среды. Зеленые насаждения улучшают микроклимат, уменьшают химическое загрязнение атмосферы, снижают уровень физического загрязнения (в первую очередь шумового) и благотворно влияют на психологическое состояние горожан. По экологическим нормативам на одного горожанина должно приходиться 50 м 2 зеленых насаждений в рамках города и 300 м 2 в пригородных лесах.

Читайте также:  Государственная служба по охране здоровья безопасности граждан скорая

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные особенности городских экосистем.

2. Почему Ю. Одум назвал города «паразитами биосферы»?

3. Что такое экосити?

4. В каком направлении должны экологизироваться современные города?

Биомы

Биом это высшая единица классификации экосистем. По Ю. Одуму (1986), это крупная региональная или субконтинентальная биосистема, характеризующаяся каким‑либо основным типом растительности или другой особенностью ландшафта. Биомы наземных экосистем формируются под воздействием комплекса условий среды, в первую очередь – климата. По объему «биом» совпадает с географическим понятием «природная зона».

Наиболее важные биомы суши:

тундры (арктические и альпийские) – безлесные территории, расположенные севернее (или выше) лесного пояса;

тайга – хвойные леса умеренной зоны;

листопадные (широколиственные) леса умеренной зоны;

степи умеренной зоны (имеют две паузы в вегетации – зимой и во второй половине лета во время засухи);

тропические степи и саванны (вегетируют круглый год, но в период засухи их биологическая продукция резко снижается);

пустыни – экосистемы в условиях сильного стресса засухи при годовом количестве осадков менее 200 мм;

полувечнозеленые сезонные тропические леса («зимне‑зеленые» леса, сбрасывающие листья летом);

тропические дождевые леса (вегетируют круглый год и являются самыми продуктивными экосистемами Земли).

Биомы водных экосистем определяются в первую очередь соленостью воды, содержанием в ней элементов питания, кислорода и температурой, скоростью течения.

Так экосистемы пресных вод разделяются на биомы стоячих и проточных вод. Экосистемы стоячих вод более разнообразны, так как в этом случае шире пределы изменения условий, определяющих состав биоты и ее продукцию, – глубины водоема, химического состава воды, степени зарастания водоема. В биомах проточных вод большую роль играет скорость течения и различен состав биоты на перекатах и плесах.

Среди экосистем морских побережий различают биомы приморских скалистых побережий, достаточно бедных элементами питания, и эстуариев (лиманов) – богатых элементами питания илистых отмелей у впадения рек.

Среди пелагических экосистем океана различают биомы фотических (автотрофных) сообществ верхнего слоя вод (поверхностные пелагические сообщества) и морских глубоководных пелагических гетеротрофных сообществ.

Как биомы рассматриваются бентосные сообщества континентального шельфа, коралловые рифы (высокопродуктивные сообщества тропических морей) и хемоавтотрофные сообщества гидротермальных оазисов.

Биологическая продукция и биомасса экосистем разных биомов значительно различается (табл. 11).

Таблица 11 Биологическая продукция и биомасса основных биомов мира (в сухом веществе, Уиттекер, 1980)

Контрольные вопросы

1. Что такое биом?

2. Перечислите основные биомы суши.

3. Какие биомы выделяются в океанах?

4. По какому принципу разделяются биомы континетальных водоемов?

Источник

Городская экосистема

Разделы: Экология

Тема: Городская экосистема.

Цель: Изучить экологические проблемы городской среды на примере своего города (Альметьевск).

Задачи:

1) Образовательная: сформировать представления об особенностях городской среды, урбанизации, основных экологических проблемах города и путях их решения.

2) Развивающая: развитие таких личностных психологических особенностей, как внимание, мышление, речь, наблюдательность, любознательность, выработка поисковых, исследовательских и творческих навыков и умений.

3) Воспитательная: ответственное отношение студентов к городской среде в процессе разнообразной педагогически организованной деятельности.

4) Самообразовательная: умение наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты, овладевать приёмами работы со справочной литературой и другими источниками знаний.

Оборудование и ТСО: Мультимедиа, оборудование для демонстрационного опыта (фарфоровая чашка, горелка).

Основные понятия и термины: Городская экосистема, урбанизация, экологические проблемы.

Методы обучения: Проблемный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: Комбинированный урок с использованием мультимедиа.

Личностная значимость: Получить больше информации по интересующей проблеме, показать своим товарищам свободное владение материалом, умение публичного выступления.

Источники информации:

1) Основные: Степановских А.С. «Экология» с. 405, с. 602; Миркин Б.М. «Экология» с. 121-127.
2) Дополнительные: экология в таблицах, периодические издания, справочная литература, Интернет.

Если город дает человеку кров, то красота города даёт человеку душу.
(О.А. Швидковский)

Ход занятия

Учитель: Я рада сегодня видеть вас снова на занятии по географии, и это одно из занятий на котором мы будем использовать мультимедиа. По мере просмотра фильма «Знаки беды» вы должны определить, какие же экологические проблемы возникают в связи с развитием городов и увеличением антропогенной нагрузки на природную экосистему.

Читайте также:  Полезно кричать для здоровья

Вы стоите на опушке леса, поют птицы, шелестят листьями деревья ласкающие взор, успокаивающие душу, вносящие умиротворение и покой в наше сердце.

Современный город — средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему как к объекту изучения постоянно возрастает.

Для современного этапа развития мирового сообщества характерен процесс урбанизации, т.е. повышение доли городского населения и усиления влияния городов на биосферу.

В современном городе экологическая среда неблагоприятна для жизни человека, что отрицательно сказывается на его здоровье. И поэтому вопросы экологии города (урбаноэкологии) – важнейший раздел прикладной экологии. Главная её задача – примирение этих заведомо неравновесных систем с биосферой в процессе «коэволюции» с ней человека, что является одним из условий построения общества устойчивого развития.

В современной экологии территория города с его населением рассматривается как гетеротрофная антропогенная экосистема.

Для городской экосистемы характерны:

— неравновесность, т. е. невозможность достижения экологического равновесия;
— постоянное накопление твёрдого вещества за счёт резкого превышения его ввоза в город над вывозом.

Города являются «паразитами биосферы», которые потребляют огромное количество кислорода, воды и других ресурсов, а продуцируют только углекислый газ и загрязнения окружающей среды.

Современная урбанизация носит «взрывной» характер, ее порождением являются гигантские агломерации городов с населением свыше 10 млн. человек – мегаполисы, которые югославский профессор Н. Царич оценил как «…самое худшее и чудовищное явление, которым в мирное время может быть угнетено население». Как протест против тенденции роста мегаполисов появилась популярная концепция – гипотеза о так называемом экосити – идеальном экологическом городе.

Человек сам создаёт сложные урбанистические системы, преследуя благую цель – улучшить условия жизни, создав для себя новую искусственную среду, повышающую комфортность жизни. (Слайды 1-5, Приложение)

В наши дни урбанизация стала одним из основных факторов изменения окружающей среды. Именно с нею связано ¾ общего объёма загрязнения. Это и не удивительно. Если учесть, что города занимают 2-3% площади земной суши, но и в них концентрируются почти половина населения мира и основная часть производства. Особенно сильное воздействие на окружающую среду оказывают большие города и агломерации, которые выступают едва ли не в роли главного источника загрязнения.

В настоящее время в городах проживает уже 60% населения планеты (в России – 67%), ожидается, что в ближайшие десятилетия эта доля возрастет до 80%.

Вопрос: Какие основные экологические проблемы возникают в связи с ростом городов? (Слайд 6)

1. Загрязнение атмосферы.
2. Загрязнение выхлопными газами автомобилей.
3. Шумовое загрязнение.
4. Проблема бытового мусора и бытовых стоков.

Познакомимся с небольшими исследованиями по каждому виду загрязнений, и по ходу рассказа вы должны заполнить таблицу:

С загрязнением атмосферы городской среды как главного фактора пагубного влияния на здоровье человека познакомит выступление ученика с сообщением.

Почему нельзя сжигать твёрдый мусор? Чтобы ответить на этот вопрос посмотрите следующий опыт.

Демонстрационный опыт «Загрязнение воздуха»

Материалы и оборудование: Свеча, спички, фарфоровая чашка.

Ход опыта: Зажечь свечу и спросить учащихся о том, что они видят (пламя и потоки горячего воздуха, иногда дымок). Подержать над пламенем около минуты чистую фарфоровую чашку (расстояние между кончиком пламени и дном чашки 2-3 см). На дне чашки появится копоть. После остывания предложить рассмотреть и потрогать ее. Копоть – вещества, образующиеся в результате сгорания топлива (в данном случае – парафина и стеарина, из которых сделана свеча), именно они оседают на поверхности зданий, листьях растений, попадают в лёгкие человека.

Вопрос: Вы познакомились с одной из главных проблем, каковы же причины её возникновения и пути решения?

О том, какой вред приносят автомобили, выделяя выхлопные газы в окружающую среду города, нам расскажет ученик.

Вопрос по таблице.

Одним из главных факторов дискомфорта в городе является шумовое загрязнение. (Слайды 7, 8)

Наиболее чувствительны к действию шума лица старших возрастов; так, в возрасте до 27-ми лет на шум реагируют — 46% людей, в возрасте 28-37-ми лет – 57%, в возрасте 38-57-ми лет – 62%, а в возрасте 58-ми лет и старше – 72%. Данное обстоятельство должны учитывать молодые люди, когда слушают дома популярную музыку, смотрят телепередачи, видеофильмы и т.д.

Читайте также:  Информация причиняющая вред здоровью детей комментарии

Важнейшим аспектом городской экологии является решение проблемы бытового мусора.

«Если город даёт человеку кров, то красота города даёт человеку душу» (О.А. Швидковскийй)

(Слайд 9)

Изучая город или его районы, в первую очередь говорят о его выразительности и индивидуальности. Когда мы думаем о запоминаемости архитектурного облика, то, естественно, прежде всего, обращаемся к тем особенным чертам, которые отличают данный город от других. Своеобразие города зависит от индивидуальных черт стиля жизни населения, его обычаев, празднеств и т.д. (Слайды 10, 11)

Но процесс урбанизации ведёт к тому, что видеосреда многих наших городов становится противоестественной: страдает не только эстетическая сторона, но и возникает угроза физиологическим механизмам зрения.

Причина этих нежелательных процессов – увеличение доли так называемых гомогенных (голые стены, монолитное стекло, глухие заборы, асфальтовые покрытия, гладкие крыши домов и т.п.) и агрессивных полей (большое число одинаковых и равномерно размещённых на поверхности элементов – окна на стене дома, плитки на тротуаре или стене и др.) (Слайды 12, 13)

Отрицательное воздействие гомогенных полей заключается в том, что на голой стене глазу не за что «зацепиться» и в головной мозг поступает недостаточно информации, при встрече с агрессивным полем происходит подобный процесс, но с избытком информации – глаз «не уверен», какой элемент на агрессивном поле он фиксирует. В этом можно видеть проявление общеэкологического принципа Либиха — Шелфорда, когда как избыток, так и недостаток какого-либо ресурса (в данном случае – информации) выступает в качестве фактора ограничивающего развитие популяции. Всё это отрицательно сказывается на работе центральной нервной системы и в конечном итоге – на общем самочувствии человека. (Слайды 14, 15)

По представлениям академика Филина В.А., то, что раньше называлось «архитектурным излишеством», на самом деле было положительным фактором, который делал декор зданий более разнообразным и уменьшал «видеозагрязнение». (Слайды 16–18)

Вопрос: Что понимается под «видеозагрязнением»?

Под «видеозагрязнением» понимается насыщение городской архитектуры элементами строений, которые служат причиной появления у человека раздражительности и даже агрессивности.

Вопрос: Из-за чего возникла проблема «видеозагрязнения»?

1) Острый недостаток жилья.
2) Нехватка ресурсов.
3) Продолжающийся монополизм однотипного строительства.
4) Строительство частных домов достаточно пышное и разнообразное, но также без учёта общей видеосреды.

Вопрос: Что должно учитывать новое строительство для формирования видеосреды города?

1) Разнообразить поверхности используемых железобетонных конструкций.
2) Привлекать архитектуру малых форм.
3) Избегать однотипности в жилой и промышленной застройке.
4) Красить в разные цвета стены домов.
5) Широко использовать озеленение, которое играет важную роль в повышении комфортности городской среды. (Слайды 19, 20)

Практическое задание: Из предложенного перечня видов деревьев и кустарников выберите те, которые наиболее подходят для озеленения нашего города.

Итог: включить в план строительства.

А какие экологические проблемы волнуют больше всего наших жителей города. (Определение рейтинга экологических проблем.)

Выступление представителя департамента экологии города Альметьевск и Альметьевского района

Задачей городской экологии является, с одной стороны, создание относительно комфортных условий для жизни человека внутри этой экосистемы, а с другой – защита от городских экосистем, окружающих их естественных и сельскохозяйственных экосистем, а также ограничение «расползания» городов, когда эти «раковые опухоли» охватывают все новые и новые живые ткани биосферы.

Как протест против тенденции роста мегаполисов появилась популярная концепция — гипотеза о так называемом экосити – идеальном экологическом городе. «Экосити» — это город, который находится в равновесии с окружающей средой и выражает девиз авторов концепции: «Назад к природе». В таком городе все здания невысокие, много зелени, транспорт экологичен, энергия расходуется экономно. Значительная часть сооружений переносится под землю, что высвобождает место для дополнительных гектаров зелёных насаждений. (С.141. Миркин)

Вопрос: Возможно ли строительство такого экосити?

Что нового, интересного и полезного мы сегодня изучили на занятии? В чём заключается задача городской экологии?

Составить синквейн «Городская среда».

Домашнее задание (Слайд 21)

1) Попробуйте спроектировать город будущего – экологичный город.
2) Дайте подробную характеристику вашему району как одному из компонентов урбосистемы нашего города.
3) Если бы вас сейчас назначили главой администрации нашего города, то что бы вы хотели изменить в первую очередь?
4) Найти информацию о развитии промышленности нашего города.

Источник

Adblock
detector