Меню

Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека

Исследовательский проект «Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека»
проект (1, 2, 3, 4 класс)

Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают. А ведь можно сэкономить драгоценное время. Например, можно отказаться от завтрака! Но родители настойчиво говорят нам: « В завтраке – сила!», « Завтрак – съешь сам, обедом – поделись с другом, ужин – отдай врагу!», « Завтрак необходим для здоровья и все тут!». Но почему? В чем же польза завтрака?

Скачать:

Вложение Размер
Исследовательский проект 39.9 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» ЭМР САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальный конкурс проектов «Хочу все знать!»

«Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека»

учащиеся 2а и 3а класса

Козлова Любовь Александровна,

Савенкова Наталья Александровна

учителя начальных классов

1.1. Актуальность темы проекта

1.2. Гипотеза проекта.

1.3. Цель и задачи проекта.

2. Организационный этап проекта.

3.Теоретический этап проекта.

  1. В завтраке – сила!»
  2. Значение слова «завтрак»
  3. Зачем нужен завтрак?
  4. Польза завтрака.
  5. Режим питания школьника.
  6. Исследование данного вопроса.
  7. Как устранить выявленные проблемы?

4. Практический этап проекта.

4.1. Исследовательская работа по теме проекта.

7. Информационно-методическое обеспечение

… Тому на пользу мой совет пойдет,

Кто ест и пьет достойно, в свой черед.

Мы, учащиеся МБОУ «СОШ№4» очень часто в школе и по телевидению слышим о том, что надо вести здоровый образ жизни. Это значит, соблюдать режим дня, правильно питаться, заниматься спортом, не иметь вредных привычек.

Утро каждого человека начинается одинаково: умыться, одеться, позавтракать. Почти все по утрам торопятся, опаздывают. А ведь можно сэкономить драгоценное время. Например, можно отказаться от завтрака! Но родители настойчиво говорят нам: « В завтраке – сила!», « Завтрак – съешь сам, обедом – поделись с другом, ужин – отдай врагу!», « Завтрак необходим для здоровья и все тут!». Но почему? В чем же польза завтрака?

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили провести собственное исследование «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?» Так была написана эта работа, цель которой: изучение влияния завтрака на здоровье человека.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

  • осуществить поиск материалов по теме исследования (справочники, энциклопедии, художественная литература, Интернет);
  • провести анкетирование одноклассников, с целью выявления количества учащихся, завтракающих дома и в нашей школьной столовой;
  • собрать и обработать данные анкетирования;
  • оформить информационный буклет «Берегите свое здоровье!»
  • оформить книжку-малышку «10 рецептов вкусной и весёлой пищи»;
  • выработать рекомендации и советы для утреннего приема пищи.
  1. Предположим, что завтрак выдумали взрослые, чтобы соблюдать этикет питания.
  2. Допустим, что завтракать нужно только тогда, когда хочется кушать, и есть на завтрак только то, что нравится.

Объект исследования: завтрак.

Предмет исследования : правильное питание учащихся начальных классов.

  • теоретическое исследование;
  • анкетирование учащихся, фото – фиксация;
  • собеседование;
  • наблюдение;
  • анализ;
  • сравнение;
  • обобщение.

Изучая данный вопрос в Интернет-сети, в энциклопедической, научно-популярной литературе, мы выяснили, что питание младшего школьника стало головной болью не только родителей, но и серьезной проблемой современной диетологии.

В ходе Всероссийской диспансеризации было выявлено, что здоровье российских школьников в последнее десятилетие значительно ухудшилось.

Было осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей до 18 лет. Результаты подтвердили тенденции в состоянии здоровья детей, сформировавшиеся за прошедший десятилетний период: снижение доли здоровых детей (с 45% до 34%).

Наиболее высокий уровень впервые выявленной патологии отмечен по классам болезней:

  • болезни органов пищеварения — 35%;
  • болезни костно-мышечной системы — 26%;

Болезни органов пищеварения, прежде всего, связаны с состоянием питания школьников.

Умственное и физическое напряжение, которое в последние годы значительно возросло в связи с усложнением школьных программ, нередко приводит к необходимости ответственного подхода к составлению режима питания детей. Пищевой рацион школьников должен соответствовать всем энергетическим потребностям, связанным с ростом организма детей.

Актуальность проблемы школьного питания очень велика, одна из её составляющих — это завтрак.

— по содержанию (исследовательский, информационный);

— по комплектности (межпредметный);

— по количеству участников (групповой);

— по продолжительности: октябрь 2017г. – ноябрь 2017г.

2. Этапы проекта и ожидаемые результаты.

• 1 этап — организационный (распределение обязанностей в группе);

• 2 этап — теоретический ;

« В завтраке – сила!»

Учащийся должен быть здоровым, крепким и развитым. Его питание должно быть полноценным и правильно организованным. Важную роль в решении данного вопроса занимает завтрак. Дети, недополучая витамины и минералы, хуже успевают в школе, медленнее соображают, быстрее утомляются и к окончанию средней школы приходят с целым букетом различных заболеваний. Министр здравоохранения Саратовской области считает: «Показатели здоровья школьников за последнее десятилетие ухудшились. Это очень четко, хотя и не в полном объеме, показала проведенная диспансеризация».

Значение слова «завтрак»

Изучив словарь русского языка, мы пришли к выводу, что слово «завтрак» существует во всех языках мира. Вот некоторые примеры:

• Из толкового словаря русского языка Ожегова С.И., Шведова Н.Ю. мы узнали, что ЗАВТРАК:

2. Пища, приготовленная для утренней еды.

В чувашском языке слово «завтрак» звучит как (Ирхине апат) — «утренний обед».

В переводе с японского «завтрак» (асгохан или асахан) — «утренний рис».

А с немецкого слово «завтрак» (фрюштюк)- «ранний кусок».

В буквальном переводе с английского слово «завтрак» (брекфаст)- «короткий перерыв».

Не правда ли, много общего? Значит, все люди мира утром принимают пищу! З автрак — первый дневной приём пищи , утренняя еда. Также, завтрак – это отличное время настроиться на удачный день и получить от еды и пользу, и удовольствие! Нам стало интересно, а так ли важен завтрак? Наверное, неспроста гласит старая мудрая русская пословица: «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу!»

Зачем нужен завтрак?

Работая с научной литературой, мы узнали: наш организм состоит из клеток. Когда мы ночью спим, клетки работают – восстанавливаются, рождают новые клетки.

Поэтому, при пробуждении, наш организм – голодный, усталый, вялый.

Ему требуется восстановить силы, заправиться питательными веществами – белками, жирами, углеводами и витаминами. Нужен завтрак!

Ученые пришли к выводу: дети, которые получают полноценный завтрак, лучше развиваются, более успешны в учебе, у них реже встречаются угнетенные состояния, приступы беспокойства и гиперактивность. Таким образом, завтрак влияет на работоспособность, оказываясь для детей настоящей «пищей для мозга». Это факт, научно доказанный специалистами в области питания.

Британские ученые выяснили, что люди, которые по утрам не завтракают, более подвержены таким заболеваниям, как простуда и грипп. В особенности это касается зимнего времени, когда организм ослаблен.

По статистике, люди, которые привыкли завтракать, менее подвержены стрессу. Хороший завтрак – это лучший способ улучшить работу мозга в течение дня.

Работая с интернетом, мы открыли для себя много интересных фактов о завтраке.

Режим питания школьника

Нам стало интересно, а когда и как завтракают наши сверстники и другие ученики начальных классов?

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха.

• 3 этап — практический

Исследовательская работа по теме проекта

Мы провели исследование питания детей школьного возраста. Как относятся к завтраку учащиеся начальных классов в нашей школе? С вопросами мы обратились к заведующей школьной столовой Нагибиной Юлии Николаевне.

В ходе практической деятельности, мы провели анкетирование наших одноклассников (были опрошены 60 человек), результаты которого представлены в диаграммах.

По данным анкетирования, можно сделать выводы:

  • Большинство опрошенных обучающихся (87%) хотят питаться правильно, 78% учащихся считают, что завтрак необходим.
  • 80% учащихся начальной школы завтракают дома. Дома мы едим намного охотнее, чем в школьной столовой. Родители всё-таки о нас заботятся и стараются нас накормить повкуснее.
  • Некоторые ребята не всегда завтракают по разным причинам: спешат в школу, не желают завтракать.
  • 53% учащихся имеют совместный семейный завтрак.
  • У 50% опрошенных завтрак состоит из бутерброда и горячего напитка. И только 27% учащихся имеют полноценный горячий завтрак.
  • Хотя в школе у нас вкусное и полезное питание, ребята зачастую отказываются от предложенных блюд. Половине ребят, участвующих в анкетировании, не нравится школьный завтрак.
  • Больше всего учащимся 2-3 классов нравятся бутерброды, их отметили 77%, а меньше всего каши – 35%.
  • 43% учащихся едят 3 раза в день, хотя в нашем возрасте должно быть 4-5 приемов пищи.
  • Из беседы с классным руководителем и школьным медработником мы узнали, что дети, которые не завтракают дома, приходят в школу с плохим настроением, хуже работают на уроках, у них теряется внимание, снижается работоспособность, они часто жалуются на головную боль, на боль в животе.

Нерегулярное питание, отказ от пищи, еда всухомятку – все это приводит к заболеванию желудочно-кишечного тракта.

Мы взяли интервью у нашего школьного медработника Зверевой Ольги Альбертовны по данной проблеме.

• 4 этап — итоговый

Возвращаясь к выдвинутым гипотезам, на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что первая гипотеза не подтвердилась. Она рассыпалась, не дойдя до финала нашего исследования. Согласитесь, мы ни разу не произнесли «этикет питания». Важность завтрака раскрылась не только с точки зрения учёных, врачей, но и с практической стороны. Как видно из проведённого анкетирования, большинство учащихся начальной школы понимает значение горячего завтрака и старается поддерживать его полноценность.

Вторую гипотезу мы бы отнесли к режиму питания. Воспитывать это нужно еще в раннем детстве. Даже дошкольники знают о том, что в течение дня бывает завтрак, обед, полдник и ужин. Отдельная тема — выбор правильных, здоровых продуктов. Конечно, ни один ребенок не откажется от шоколадного батончика в пользу овсяной каши. Но ведь культуру здоровой еды можно и нужно воспитывать!

Значит, не зря наши родители заставляют нас кушать по утрам. Мы поняли, что завтрак — это молодость, энергия, малый риск заболеваний, здоровые зубы, успеваемость! Теперь ни одно утро у нас не обходится без завтрака.

Итоги нашего проекта:

  • Обратили внимание родителей и учащихся на рацион питания детей.
  • Рекомендовали детям два завтрака. Познакомили родителей и учащихся с информационным буклетом.
  • Провели для учащихся начальных классов беседу «Важен ли завтрак для сохранения здоровья человека?».
  • Рекомендовали школьным поварам и родителям познакомиться с книжкой – малышкой «10 РЕЦЕПТОВ ВКУСНОЙ И ВЕСЕЛОЙ ПИЩИ».
  • Цель нашего проекта достигнута.

Ребята! Не подвергайте свой организм проверкам на выносливость! Начните завтракать уже завтра! Лучше «завтрак съесть самому и не отдавать врагу!»

В результате нашего исследования, сотрудничая в группах, мы достигли поставленной цели и пришли к такому выводу: если мы научимся с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то наше поколение будет более здоровым. Школьный завтрак необходим, так как от него зависит состояние нашего здоровья, успеваемость, настроение.

Мы затронули пока только эту проблему «Важен ли завтрак для сохранения здоровья?» А кто из вас знает, насколько важны первые блюда?! Надо ли есть в одно и то же время? Над этим тоже можно поразмыслить! И возможно, это станет темой нашего следующего исследования.

Вашему вниманию предлагаем познакомиться с информационным буклетом для учащихся «Берегите свое здоровье!»

Выпустили стенгазеты «Правильное питание- залог здоровья», «Быть здоровым – это здорово!»

А чтобы ребята с удовольствием завтракали – предлагаем книжку-малышку «10 РЕЦЕПТОВ ВКУСНОЙ И ВЕСЕЛОЙ ПИЩИ», которая поможет родителям, поварам и нам самим приготовить завтрак и получить не только удовольствие, но и пользу!

  1. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым», М.: Физкультура и спорт, 1992.
  2. Бердышев С.Н. «Здоровье на «отлично»! Самоучитель по укреплению здоровья для детей. М: «ФИПОЛ КЛАССИК», 2002.
  3. Змановский Ю. Ф. «Воспитаем детей здоровыми», М.: «Медицина», 1989.
  4. Каневская Л.Я. «Питание школьника», М: «Медицина», 1989.
  5. Могильный Н.П., Ковалёв В.М. Этюды о питании. Скатерть – самобранка – М.: Книга, 1991.
  6. Скурихин И. М., Шатерникова В. А. «Основы рационального питания. Как правильно питаться», М.: «Медицина», 1986.
  7. Секреты кухни Дональда Дакка. 20 рецептов вкусной и веселой пищи.
  8. Журнал « Здорово, здорово» № 3, 2009г.
  9. Журнал « Как правильно питаться» М: Медицина,1986г.

Источник

Польза завтрака, или почему нужно кушать утром

Обычный человеческий восьмичасовой сон – это достаточно продолжительный период времени. Все это время организм обходится без воды и пищи. Совершенно нормально, просыпаясь утром от длительного сна, испытывать чувство голода. А вот отсутствие голода поутру может говорит о нарушении оптимального режима питания и обмена веществ.

А может и не говорить об этом. Далеко не весь научный мир едино склоняется к идее безоговорочной пользы завтрака и его особенной необходимости. Например, Аарон Кэррол, профессор педиатрии из Индианы, большую часть жизни не принимает пищу по утрам и вполне доволен своим самочувствием. Не ест он по той лишь причине, что чувство голода у него появляется только ближе к обеду, и он считает, что это нормально – зачем есть, если не хочешь?

Конечно, имеются различные исследования на тему связи утреннего приема пищи с общим состоянием здоровья и частотой заболеваемости различными недугами. Но большинство из них это обсервационные исследования (наблюдение без вмешательства), и, по мнению Кэррола, их результаты можно трактовать различно. Так же, вызывают сомнения результаты заказных исследований от крупных компаний, производителей сухих завтраков. Впрочем, вред завтрака так же доказан не был.

Чем полезен завтрак

С утра весь организм чувствует себя отдохнувшим, и пищеварительная система функционирует с максимальной эффективностью. Именно утром можно позволить себе некоторые пищевые вольности, если вы сидите на диете. Вся пища, что вы употребите утром, будет расщеплена и превращена в энергию.

Исследования диетологов показали, что когда человек не ест с утра, но съедает то же количество калорий в течение дня, набор лишнего веса происходит быстрее на 50%! Завтрак полезен для человека тем, что стимулирует синтез гастроинтестинальных гормонов, которые участвую в интенсивности аппетита. К этому привели наблюдения, что человек, который регулярно плотно питается поутру, более длительное время испытывает чувство сытости и есть в течение дня меньше.

Правильный завтрак и его особенности

Вред от отсутствия завтрака

После длительного сна значительно падает содержание сахара в крови. Необходимо, как можно раньше пополнить запас углеводов, иначе это может негативно сказаться на интеллектуальной деятельности и испортить этим весь день. Отсутствие регулярного завтрака вызывает у детей проблемы с переключаемостью внимания, кратковременной памятью и принятием решений. Ребенок ведет себя заторможено и испытывает трудности в учебе.

Ученые из Гарварда считают, что отказ от утренней еды может вызвать серьезные проблемы со здоровьем — риск сердечнососудистых заболеваний возрастает на 27%. Если наедятся перед сном, то риск сердечных недугов возрастает на целых 55%. И по итогу, отказ от питания по утру и переедание на ночь в 82% случаев приводит к серьезным проблемам со здоровьем.

Как приучиться завтракать

Как приучить себя есть каждое утро?

  • Для начала необходимо приучить себя к стабильному графику сна. Хронический недосып может свести на нет всю пользу от любого сбалансированного питания.

Научитесь вставать хотя бы за полтора часа до учебы или работы, что бы иметь возможность не спеша сделать все свои утренние дела.

  • Стакан воды, контрастный дух и легкая зарядка окончательно разбудят ваш организм, и вызовут аппетит.
  • Приготовьте еду еще накануне вечером, и с утра вам не придется тратить на это время.
  • Составьте себе список блюд и старайтесь его придерживаться. Заметная польза от правильного режима питания будет только при сбалансированном подборе продуктов питания.
  • Если утром совсем нет аппетита, то постарайтесь перенести свой ужин на более ранее время, пейте больше воды и разделите утреннюю трапезу на несколько небольших приемов пищи. За месяц организм должен привыкнуть и перестроиться под новый режим питания.
  • Среди продуктов, которые считаются полезными, выберите те, которые кажутся вам самыми вкусными, и не заставляйте себя есть то, что вам не нравятся. В таком случае, необходимость позавтракать не будет вызывать у вас психического дискомфорта.

Чем завтракать

Если не придерживаться определенной диеты, то вот несколько универсальных вариантов для вкусного и полезного завтрака:

  • Бездрожживой хлеб – дрожи весьма сомнительный продукт пищевой химической промышленности, и их употребление может нанести вред здоровью.
  • Творог – содержит кальций и фосфор, необходимые для здоровых волос, ногтей и крепкого скелета.
  • Омлет – яйца содержат витамин D и витамин А.
  • Овощи.
  • Фрукты – являются хорошим источником, как витаминов, так и быстрых углеводов.
  • Каши – овсяная, пшеничная, гречневая, ячневая. Лучше всего готовить каши на молоке, но можно и на воде. Для вкуса добавьте фруктов и ягод.
  • Кукурузные и мультизерновые хлопья, но обязательно без сахара. Сахар заменяется медом. Хлопья можно употреблять с молоком или йогуртом.
  • Бутерброды с вареной куриной грудкой и вареной говядиной восполнят содержание железа и витаминов группы В.

Советы

Что ещё можно посоветовать, что бы подытожить нашу статью?

  • На завтрак должно приходиться 20-25% от всего суточного количества потребляемых калорий.
  • Идеальное время для завтрака это первый час после пробуждения.
  • Основную калорийность следует набирать углеводами, а потребление белков замедлит усвоение углеводов и продлит чувство сытости.

Источник

Читайте также:  Все виды групп здоровья
Adblock
detector