Меню

Вайнер как сохранить здоровье учеников

Дневник здоровья школьника

Невозможно приохотить ребенка к здоровому образу жизни, если не заинтересовать его и если он сам в конце концов не будет принимать участие в этом процессе. Работая с дневником здоровья, школьник сможет понять задачи, которые стоят перед ним, и станет относиться к своему здоровью совершенно осознанно

Основные показатели

Здоровье – это состояние полного благополучия организма, которое позволяет человеку жить счастливой жизнью и достигать поставленных целей, соответствующих его возможностям.
Основными показателями здоровья являются:

1. Стремление и умение поддерживать и укреплять собственное здоровье и строить свое поведение без ущерба для здоровья и благополучия других людей.

2. Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям, для чего должны нормально работать все органы и системы организма.

3. Уверенность в себе, умение контролировать и управлять своими поступками, чувствами и мыслями.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это повседневная жизнедеятельность, соответствующая наследственным особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленная на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

Основными условиями построения ЗОЖ являются:

1. Настрой на здоровый образ жизни.

2. Достаточная двигательная активность.

3. Умение регулировать свое психическое состояние.

4. Правильное питание.

5. Закаливание и тренировка иммунитета.

6. Четкий режим жизни.

8. Выполнение гигиенических требований.

9. Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

10. Отказ от вредных привычек.

11. Потребность больше узнать о своем организме, о средствах и методах поддержания и обеспечения своего здоровья.

Чтобы разработать такой образ жизни, каждому человеку надо как можно точнее определить свои индивидуально-типологические черты. Для этого следует возможно точнее заполнить приведенную ниже форму 1.
Там, где могут возникнуть затруднения, можно обратиться к учителю физкультуры, школьному психологу, родителям.

Карта индивидуального развития

Пол ________________________________________
Возраст (дата рождения)_____________________
Количество членов семьи _____________________
Жилищные условия __________________________
Перенесенные заболевания ___________________
Перенесенные травмы ________________________
Имеющийся диагноз _________________________

Физическое развитие

Для оценки состояния здоровья учитывается значительное число показателей состояния человека и его образа жизни, что позволяет определить уровень здоровья. Благодаря ему можно:
– найти в организме человека самую слабую систему, которая ограничивает его уровень здоровья, и разработать программу образа жизни, помогающую укреплению ослабленной системы;
– контролировать успешность воплощения в жизнь этой программы и в случае необходимости вносить в нее нужные изменения.

Оценку уровня здоровья проводят по показателям физического развития, физической подготовленности (по двигательным качествам – силе, быстроте, выносливости, ловкости и гибкости), по состоянию иммунитета и образу жизни в настоящее время. Все эти данные вносят в специальную таблицу (на с. 20) и каждый из показателей оценивают в баллах, что позволяет сделать вывод о сильных и слабых сторонах здоровья данного человека и наметить меры для улучшения показателей.
Для того чтобы лучше выполнить задание, можно воспользоваться следующими рекомендациями. Чтобы измерить у себя частоту сердечных сокращений, необходимо кончиками 2-, 3-го и 4-го пальцев (указательный, средний и безымянный) нащупать пульс в одном из мест, где артерии расположены прямо под кожей. Лучше всего пульс прощупывается на внутренней стороне предплечья возле запястья (ближе к большому пальцу), на височной или сонной артерии (на шее). А можно подсчитать частоту сердечных сокращений, просто приложив пальцы чуть слева от грудины (в промежутке между 4-м и 5-м ребрами), где хорошо прощупывается сердечный толчок.
Чтобы получить правильные данные, которые потом можно будет сравнить между собой, пульс всегда надо измерять в спокойном состоянии и в одной и той же позе (лежа или сидя).
Более того, желательно подсчитывать пульс в одно и то же время суток (лучше всего утром после пробуждения).
Артериальное давление. Для его измерения требуются специальное оборудование и определенные навыки, поэтому этот показатель необходимо взять в медицинском кабинете школы.
Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 сек. – это показатель, который характеризует способность кровообращения нормализоваться после физических нагрузок. Его выполняют вместе с преподавателем физкультуры.
Жизненный показатель отражает состояние дыхательной системы человека. Чтобы его определить, необходимо знать массу тела и жизненную емкость легких (ЖЕЛ). ЖЕЛ определяют в медицинском кабинете. Полученную величину ЖЕЛ (в мл) необходимо разделить на массу тела (в кг).
Динамометрию кисти (силу мышц – сгибателей пальцев) можно определить специальным динамометром в медицинском кабинете. Там же помогут уточнить и тип осанки.
Соответствие массы тела росту. Для оценки этого показателя массу тела в килограммах делят на квадрат роста в метрах.
Двигательные качества школьника (показатели: бег 30 м с ходу и на выносливость) обычно определяют на занятиях физической культурой, поэтому свои результаты можно уточнить у преподавателя физкультуры. Не страшно, если какие-либо тесты отличаются от приведенных в таблице, – важно лишь, чтобы они были неизменными в течение всего времени обучения.
Показатели, которые характеризуют эффективность работы иммунной системы организма (закаливание, количество простудных заболеваний в год), отражают устойчивость организма человека к простудным и другим заболеваниям. Количество же хронических заболеваний отражает состояние здоровья ученика.

В результате по сумме баллов можно сделать вывод:

Уровень здоровья ________________ баллов.
Самая слабая система__________________баллов.
Что надо изменить в своем образе жизни ______________ _____________________________

Читайте также:  Пожелать хорошего здоровья подруге

Теперь появляется возможность получить свою собственную оздоровительную программу, но разрабатывать ее следует только вместе с валеологом, учителем физкультуры, врачом и другими специалистами. Желательно, чтобы в разработке оздоровительной программы принимали участие и родители – ведь они самые заинтересованные в здоровье ребенка люди, и от них во многом зависит создание здоровой среды и ЗОЖ в семье.
Спустя некоторое время (например, через полгода) при повторном обследовании можно установить, есть ли результат от предпринятых усилий. Если ответ положительный, то следует продолжать выполнять разработанную программу образа жизни; если нет, то в эту программу необходимо внести определенные изменения (разумеется, после консультации у специалиста). И так шаг за шагом можно добиться, что слабое звено в организме, как и уровень здоровья в целом, будет постепенно укрепляться.

Экспресс-оценка уровня здоровья школьников
в возрасте 7–16 лет (абсолютные данные и баллы)

Источник

Авторская программа по физическому воспитанию (Э. Н. Вайнер)

Тема 1. Что такое здоровый образ жизни (2часа).

1. Ознакомиться с основными понятиями.

2. Провести анализ отношения учащихся к проблемам здоровья.

3. Сформировать ориентацию на здоровый образ жизни.

1. Что такое здоровье

2. Здоровый образ жизни

Анкета «Отношение учащегося к здоровью и здоровому образу жизни»

Заполни анкету, проведи анализ ответов и сделай вывод:

какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься?

1. Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания____________________________________________________

2. Сколько дней ты болел? __________________________________

3. Что было причиной твоих болезней? ________________________

4. У тебя есть постоянный режим дня?_________________________

5. Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку?_______________

6.Ты ежедневно 1,5–2часа проводишь на свежем воздухе?________

7.Ты 2–3 раза в день употребляешь фрукты и овощи?____________

8.Ты уважаешь окружающих людей и не споришь по пустякам?___

9. Ты регулярно закаляешься?_______________________________

10.Ты всегда одеваешься по погоде?__________________________

11.Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)?_________________________________

12. У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни?__

Выбери и отметь ответы, которые больше всего соответствуют вопросу «Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких?»

1. Стараюсь их не огорчать

2. Даю советы, как себя вести

3. Помогаю по дому

4. Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям

5. Никак не забочусь

6. Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью

Необходимо постоянно обращать внимание на ответственность каждого человека за свое здоровье, потому что сам человек определяет, какой образ жизни ему вести. Анкетирование позволит самим школьникам более осознанно отнестись к тому образу жизни, который они ведут в настоящее время.

Читайте также:  Стишок про здоровье мамы

Тема 2. Как измерить свое здоровье (3 часа)

1. Рассмотреть физиологические показатели деятельности организма и их значение в качестве критериев здоровья.

2. Научить измерять некоторые физиологические показатели.

Показатель «Уровень здоровья».

1. Как измерить свой пульс.

2. Оценка уровня здоровья по Э.Н. Вайнеру

3.Определение нормальной массы тела детей и подростков

Рекомендации к практической работе:

Метод Э. Н. Вайнера позволяет выявить наиболее слабое звено в организме или образе жизни человека. В дальнейшем целенаправленным воздействием можно добиться повышения эффективности функционирования данной системы, а отсюда – и всего организма в целом. Исследования показывают, что чаще всего ключевым звеном, определяющим уровень здоровья, является третья группа факторов, отражающих образ жизни человека. То есть за счет изменения образа жизни можно добиться наиболее эффективного повышения уровня здоровья.

После определения уровня здоровья по Э.Н.Вайнеру следует обязательно обратить внимание каждого ученика на наиболее слабое звено в его организме, подсказать пути оздоровления и отметить, что тестирование уровня здоровья будет повторяться регулярно 2 раза в год, чтобы учащиеся могли проверить, успешно ли они организуют свой образ жизни.

Тема 3. Учимся учиться (5 часов)

1.Рассмотреть основные положения, обеспечивающие высокую эффективность учебной деятельности школьника.

2.Освоить приемы оценки своей умственной работоспособности.

3.Освоить средства активного отдыха.

4.Рассмотреть основные требования к рабочему месту ученика.

5.Освоить приемы рациональной организации рабочего места ученика.

1. Особенности учебной деятельности школьника. Учебная деятельность занимает значительное место в жизнедеятельности школьника и составляет основу его развития как личности.

2. Учеба и активный отдых

3. Гигиена рабочего места ученика

4. Обучение и осанка школьника

1. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Подсчет пульса.

Исходное положение (и.п.) – основная стойка. Руки через стороны вверх – потягивание, опустить руки. Выполнять без счета, произвольно 4–5 раз.

И.п. то же. Вращение головой вправо (4 раза) – влево. Повторить 4–6 раз.

И.п. руки к плечам. Вращение руками вперед (6 раз) – назад. Повторить 4–6 раз.

И.п. ноги на ширине плеч. Повороты туловища вправо-влево с захлестыванием руками. Повторить 12–16 раз в каждую сторону.

И.п. руки на поясе, ноги на ширине стопы. Приседания – руки вперед. Повторить 12–16 раз.

Мальчики: отжимания в упоре лежа. Начинать с количества повторений не до полного утомления; каждые 3–4 дня прибавлять по 1 разу. Девочки: переход из положения лежа на спине с закрепленными ногами в положение сидя. Условия выполнения как у мальчиков.

И.п. стоя правым боком и держась за стену махи левой ногой вперед-назад. Затем то же, стоя к стене левым боком, махи правой ногой. Повторить 12–16 раз каждой ногой.

Прыжки со скакалкой. Начинать с небольшого количества прыжков (до легкой одышки) и каждый день прибавлять хотя бы еще по одному.

Спокойная ходьба. Подсчет пульса. Теплый душ, заканчивающийся холодным обливанием.

2. «Фотография» твоего обычного дня.

3. Составление режима дня подростка.

4. Упражнения для физкультминутки

Для улучшения мозгового кровообращения:

Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1–2 – плавно наклонить голову назад, 3–4 – наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4–6 раз.

И.п. – сидя на стуле, руки на поясе. 1 – медленный поворот головы вправо, 2 – и.п., 3 – влево, 4 – и.п. Повторить 6–8 раз.

И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом занести левую руку через правое плечо, голову повернуть налево; 2 – и.п., 3 – то же правой рукой, 4 – и.п.

Для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

И.п. сидя или стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – сменить положение рук. Повторить 3–4 раза, после чего руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями.

И.п. – стоя, кисти тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед; 3–4 – локти назад – прогнуться. Повторить 6–8 раз, затем руки вниз и расслабленно потрясти.

Читайте также:  У каких икон просить здоровья ребенка

И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать. Повторить 6–8 раз, затем расслабленно потрясти внизу кистями.

Для снятия утомления с туловища:

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1 – резко повернуть таз вправо, плечевой пояс неподвижен; 2 – то же влево. Повторить 6–8 раз.

И.п. – то же. 1–4 – круговые вращения тазом в одну сторону, 5–8 – в другую сторону. Повторить 4–6 раз.

И.п. – стойка ноги врозь. 1–2 – наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, – вдоль тела вверх; 3–4 – и.п., 5–6 – то же в другую сторону, 7–8 – и.п. Повторить 6–8 раз.

Для предупреждения нарушений зрения:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, сосчитав до пяти. Повторить 4–5 раз.

Найти на стекле окна точку и задержать на ней взгляд на 15–20 секунд. Затем перевести взгляд на дерево или дом, которые расположены далеко от школы, задержать взгляд на 10 секунд. Повторить это упражнение 2–3 раза.

Крепко зажмурить глаза (сосчитать до трех), открыть глаза и посмотреть вдаль (сосчитать до пяти). Повторить 4–5 раз.

4–6 раз зажмурить глаза изо всех сил, сделать ими 10 круговых движений налево – вверх – направо – вниз и обратно.

Вытянуть руку вперед, следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взгляд вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз. В среднем темпе проделать 3–4 круговых вращения глазами в правую сторону, столько же – в левую. Расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Сосредоточить взгляд (не мигая как можно дольше) на кончике носа, на какой-нибудь дальней точке и задержать его в течение 1 минуты.

5. Упражнения для формирования правильной осанки

Закрепление навыка правильной осанки:

– встать спиной к стене, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены; затылок, лопатки, ягодицы, икры и пятки касаются стены (пять точек касания);

– прислониться к стене так, чтобы расстояние между стеной и поясницей было не больше толщины пальца; втянуть живот и чуть-чуть приподнять плечи;

– запомнить положение правильной осанки и выполнять это упражнение как можно чаще; при возможности удерживать такое положение тела у стены в течение минуты без утомления; можно, сохраняя ту же осанку, идти вперед.

– опираясь на лопатки, локти и пятки – прогнуться;

– ноги согнуть с опорой на пятки – прогнуться;

– руки согнуты, опираясь на кисти у плеч, выпрямить руки, прогнуться, не отрывая таза от пола;

– «я на солнышке лежу».

Стоя на четвереньках:

– «злая и добрая кошка»;

– «пролезь под забором».

Следующая группа упражнений с резиновым бинтом, закрепленным на неподвижной опоре.

Стоя лицом к опоре:

– вращение руками назад;

– разведение прямых рук в стороны;

– руки согнуть к груди.

Стоя спиной к опоре:

– из положения руки в стороны – свести руки вперед;

– из положения руки вверху – опустить руки вперед до горизонтали;

– из положения согнутые у груди руки – руки выпрямить.

Упражнения для активного отдыха лучше вводить постепенно, каждый из этих комплексов разучивать после повторения освоенных ранее. Желательно, чтобы вначале его показывал и пояснял учитель, а при повторении – класс воспроизводил под руководством своего соученика. Необходимо постоянно обращаться к учащимся с предложением вспомнить, соответствуют ли требования к рабочему месту организации их рабочего места дома; посоветовать привести это место, если есть такая возможность, в порядок.

Источник

Adblock
detector