Практика создания вариативной формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему
Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество является актуальной темой современной дошкольной педагогики. Государственная политика в отношении детей с особенностями в развитии дает право каждому ребенку на образование, развитие и возможность найти свое место в обществе. Исходя из этого важными направлениями деятельности дошкольного образования в настоящее время становится работа с детьми, не посещающими детский сад по разным причинам, а также для определения специальных образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_sozdaniya_variativnoy_formy_obucheniya_dlya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика создания вариативной формы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями, инклюзивное образование, включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общество является актуальной темой современной дошкольной педагогики. Именно поэтому в последние десятилетия в области специальной психологии и коррекционной педагогики происходят значительные изменения, обусловленные новым пониманием обществом возможностей социальной адаптации и интеграции в социум детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детей — инвалидов. Государственная политика в отношении детей с особенностями в развитии дает право каждому ребенку на образование, развитие и возможность найти свое место в обществе. Исходя из этого важными направлениями деятельности дошкольного образования в настоящее время становится работа с детьми, не посещающими детский сад по разным причинам, а также для определения специальных образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Актуальность создания Центра сопровождения ребёнка с ОВЗ и его семьи как вариативной формы организации дошкольного образования:
• Большое количество детей, желающих получить возможность на доступное дошкольное образование, ожидающих своей очереди поступления в ДОУ;
• Потребность в получении психолого-педагогической помощи детям, не посещающим ДОУ, для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу;
• Проведение профилактики различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
• Недостаточная информированность родителей в области современных игровых средств, предлагаемых на российском рынке и критериях их отбора;
• Отсутствие целенаправленного обучения родителей способам применения различных видов игровых средств и оборудования, организации на их основе развивающих игр, а также методам игрового взаимодействия с детьми.
Возникающая форма призвана помочь семьям активно способствовать развитию ребёнка и получить квалифицированную помощь специалистов в области дошкольного образования.
В рамках оказания помощи семьям, воспитывающим ребенка с особыми образовательными потребностями, в ГБДОУ детский сад №93 компенсирующего вида Фрунзенского района создан Центр сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи. Основная направленность работы нашего центра – это включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социально-коммуникативную образовательную среду и повышение грамотности родителей на пути развития особого ребенка . При осуществлении в центре деятельности выявления и оказания помощи детям с отклонениями в развитии специалисты придерживаются следующих направлений работы :
Диагностическое – комплексное изучение общего развития ребенка, выявление отклонений, определение индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей в процессе развития. Оно предполагает проведение комплексного обследования специалистами центра: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог.
Коррекционное – комплексное коррекционно-развивающее воздействие на развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, осуществляемое на основе совместной деятельности педагогов.
Коррекционно-развивающая работа предполагает:
-проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, дифференцированный подход на подгрупповых занятиях;
-проведение занятий в присутствии родителей;
-консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения ребенка (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог).
Главная цель – это оказание психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ от 3 до 7 лет, обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, осуществление социально-психолого–педагогического сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, подбор адекватных способов взаимодействия с ребёнком, его развития, коррекции отклонений в развитии. У специалистов центра есть свои коррекционно-развивающие задачи, реализация которых позволяет сделать совместный труд наиболее продуктивным и результативным.
В центре дети и родители получают квалифицированную помощь специалистов в различных вариативных формах. Для каждой семьи разрабатывается индивидуальный график образовательного и временного маршрута, который реализуется с учетом дифференцированного подхода. В работе по коррекции нарушений у ребенка с ОВЗ специалисты центра широко используют современные технологии игрового воздействия, прежде всего, направленные на повышение социально-коммуникативных компетенций у воспитанников.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста в образовательном процессе должно обеспечивается целостным процессом социализации-индивидуализации. Стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей. К числу этих требований относятся: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; готовности к совместной деятельности со сверстниками. Зачастую дети не посещающие дошкольное учреждение не владеют навыками общения и взаимодействия со сверстниками, не могут регулировать свои действия, выражать эмоции в отношении другого человека. Педагоги центра стремятся оказать необходимую помощь таким детям, через включение их в кратковременное взаимодействие с детьми групп образовательного учреждения: участие в сюжетно-ролевых играх, в режимные моменты, в непосредственно-образовательную деятельность.
Игровая деятельность фундамент для познания окружающего пространства и совершенствование игровых навыков основа развитой гармоничной личности в будущем. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья затрудняется в реализации самостоятельных игровых действий, и задача взрослого показать способы манипуляций с предметами, вызвать у ребенка интерес к взаимодействию в группе сверстников, поэтому в нашем центре практикуются формы работы единым коллективом с детьми разного возраста и разного уровня развития. Очень важен в данном вопросе мотивационный аспект и удержание интереса воспитанника на протяжении всего коррекционнно-развивающего процесса. С учетом возраста воспитанников нашего центра и их индивидуальных способностей актуальными методами вызывания и поддержания интереса становятся игровые методы, как наиболее гибкая модель активного образовательного процесса. Так же игровые методы позволяют решать поставленные задачи обучения и воспитания в различных условиях реализации программы центра сопровождения. Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, социализации и индивидуализации воспитанников с ОВЗ, объединив игру и непосредственно образовательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности детей для достижения образовательных целей. При таком подходе, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение детьми дошкольного возраста с ОВЗ адаптированной образовательной программы, к чему и стремятся все специалисты центра сопровождения ребенка.
«Общий круг». Такой подход помогает ребенку со сложными нарушениями увидеть образец подражания, потенциально «расти» за детьми старшего возраста, в свою очередь, у детей старшего возраста формируется чувство ответственности и эмпатии по отношению к партнеру по игре. При сложностях адаптации применяется и является эффективным вариантом такая форма работы как: «Специалист-ребенок-мама». При таком подходе ребенок находится в благоприятной эмоциональной обстановке, а родители учатся взаимодействию со своим ребенком, приобретают навыки преодоления поведенческих трудностей, начинают чувствовать и лучше понимать ребенка.
Семьи воспитанников центра взаимодействуют с каждым специалистом. Система «Общий круг» и «Специалист-ребенок-мама» позволяют не только индивидуализировать образовательный процесс, но и интегрировать его, что бесспорно способствует социализации воспитанников.
Структура каждого занятия-игры включает в себя развитие двигательной, речевой и познавательной сферы. Специалисты центра в процессе коррекционно-развивающей деятельности широко используют электронные образовательные ресурсы, самостоятельно создают адаптированные варианты развивающих презентаций, подбирают аудио и видео материалы в соответствии с потребностями и интересами каждого ребенка.
Во время развивающих игр с разновозрастной группой детей усилия специалистов центра объединяются, учитель-логопед работает в паре с учителем-дефектологом, а музыкальный руководитель в паре с педагогом-психологом. Такой вариант работы специалистов позволяет сохранять качество подачи учебного материала и удерживать контроль и внимание за детьми нуждающихся в постоянном сопровождении взрослого. Большое значение для ребенка с ОВЗ имеют продуктивные виды деятельности: лепка, аппликация, рисование, поэтому традиционным итогом визита в центр является продукт совместной деятельности взрослого и ребенка.
Работа с ребенком в индивидуальном альбоме еще одна особенность нашего центра. Индивидуальный альбом воспитанника — это пособие, в котором собраны значимые для ребенка моменты его личной жизни. Первые страницы альбома заполняют родители дома: вклеивают фотографии, на которых отражены родные люди ребенка, предметы и явления окружающего его социума. Специалисты центра предлагают в альбоме единую образовательную тему недели в соответствии с уровнем развития и возрастными особенностями ребенка, а у родителей появляется возможность закрепить в памяти ребенка изучаемый материал дома. С помощью такого «личного учебника» ребенок идет на занятие в центр с позитивным настроением, учится ответственности, начинает осознавать свою роль в обществе.
Специалисты в своей работе с детьми используют ресурсы тёмной сенсорной комнаты, которая способствует подавлению агрессивных реакций у детей, способствует устранению тревожности. Применение стимулирующих игровых упражнений, позволяет развивать у детей сенсорные функции: зрительное и слуховое восприятия, осязание и пространственное восприятие. Специальное оборудование тёмной сенсорной комнаты положительно влияет на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизируя речевые проявления и познавательную активность.
Деятельность центра предполагает тесное сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей. Родители детей, посещающих центр особенно нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и это связано с тем, что в большинстве случаев семья не готова к трудностям, появляющимся на пути воспитания и развития ребенка с ОВЗ. Все формы и виды взаимодействия центра с семьей направлены на установление доверительных отношений между родителями и педагогами, оказание помощи родителям в установлении контакта со своими детьми; на воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Параллельно с коррекционно-развивающей деятельностью специалисты центра проводят работу и в этом актуальном направлении — создание у семьи ребенка с ОВЗ уверенности в собственных силах, совместный поиск решений по коррекции у ребенка поведенческих нарушений, совместный поиск способов смоделировать «ситуацию успеха» и закрепить позитивную модель развития в кругу семьи.
Источник
Вариативные формы дошкольного образования для детей с возможностями здоровья
Места в детских садах для малышей – всегда актуальная и одновременно сложная тема. Что же делать тем родителям, чей ребенок не посещает детский сад на полный день? В таком случае «на помощь» приходят вариативные формы дошкольного образования. Ольга Буторина, начальник управления образования Администрации Тюменского муниципального района, в нашем небольшом интервью рассказала о том, что это такое и чем подобные формы полезны для родителей.
— Ольга Николаевна, вариативные формы дошкольного образования – что это?
— Сегодня в учреждениях работают и активно открываются разные виды групп кратковременного пребывания детей, гибкий режим которых (от 2 до 5 раз в неделю, от 3 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) и содержание работы привлекают родителей. Видовое разнообразие групп позволяет им выбирать именно те образовательные маршруты для своих детей, которые им больше подходят и нравятся. На сегодняшний день вариативными формами охвачены около четырех тысяч детей района.
Вариативные формы дошкольного образования предусматривают разный режим пребывания детей как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Такие формы создаются с целью увеличения охвата детей дошкольным образованием и создания для всех ребят равных стартовых возможностей при их поступлении в школу.
— Какие существуют виды вариативных форм дошкольного образования?
— В образовательных организациях ТМР организованы: интегрированное кратковременное пребывание, группа кратковременного пребывания, адаптационная группа и консультативно-методический пункт.
Такие вариативные формы дошкольного образования реализуются во всех образовательных организациях района, реализующих программы дошкольного образования.
Группы кратковременного пребывания (ГКП) — для детей от 3 до 7 лет, посещающих детский сад каждый день в течение 3-х часов. По желанию родителей ребенок может посещать группу в первой (с 8.00 до 11.00), или во второй половине дня (с 15.00 до 18.00). Воспитатели групп кратковременного пребывания развивают ребенка в игровой, речевой, конструкторской, изобразительной, музыкальной деятельности, а также формируют экологическую культуру, приобщают к здоровому образу жизни, формируют элементарные математические представления, обогащают сенсорный опыт и коммуникативные навыки общения.
Интегрированное кратковременное пребывание (ИКП) – для детей в возрасте от 3 до 7 лет, которые посещают детский сад по гибкому режиму без организации питания. По желанию родителей они могут посещать детский сад так же, как и в ГКП – в первой или во второй половине дня. Деятельность воспитанников организуется в соответствии с их возрастом, индивидуальными особенностями, содержанием основной общеобразовательной программы учреждения. Организация образовательного процесса регламентируется циклограммой образовательной деятельности. Осуществляют воспитательно-образовательную работу в группах ИКП воспитатели и специалисты детского сада.
Адаптационная группа кратковременного пребывания для детей (от одного до двух часов) предназначена для детей в возрасте от 1 года и до 3 лет, не посещающих образовательную организацию. Таким образом малышей готовят к поступлению в детский сад. Дети приходят в адаптационную группу в первой половине дня вместе с родителями, которые совместно с воспитателями и специалистами принимают участие в игровой, музыкальной и изобразительной деятельности, они знакомятся с режимными моментами в рамках распорядка дня для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. То есть дети начинают привыкать к тому, что их будет ждать в детском саду в режиме полного дня.
И последняя форма – это консультативно — методический пункт (КМП), предназначенный для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи: создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказания психолого-педагогической помощи родителям, поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих детский сад. Работа с родителями, воспитывающими детей дошкольного возраста на дому, в консультативном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых и индивидуальных – это может быть посещение семьи или предоставление услуги в детском саду (группа, музыкальный и спортивный залы, логопункт), дети и их родители приглашаются для участия в конкурсах, праздниках. При этом методические материалы рассылаются по почте лично родителям.
— Разве такие формы подходят для ребенка? Не упускает ли он какую-то часть образовательного процесса, которым охвачены дети, находящиеся в детском саду полный день?
— Нет, ни в коем случае. Это отличный вариант для начала посещения детского сада, когда семья находится в ожидании основного места в учреждении дошкольного образования. Плюс, это своеобразный адаптационный процесс ребенка в новом месте и с новыми людьми.
Сокращенное по времени пребывание в детском саду и обучение в форме игры позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку, дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, что решает многие проблемы коммуникативного характера.
Единственное отличие от режима основных групп – отсутствие сончаса и питания, так как ребенок вовлечен в образовательную деятельность от трех до пяти часов в день.
— А как насчет родителей? Могут ли они получить консультацию специалиста при такой форме обучения?
— Для родителей в таком случае также только одни плюсы. Они имеют возможность ежедневно общаться с воспитателями по волнующим вопросам. Для них также проводятся групповые консультации, которые позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания ребенка наиболее эффективно.
— С детьми занимаются специалисты?
— Конечно, специалисты! Педагоги вариативных форм дошкольного образования — это квалифицированные профессионалы своего дела. В группах обязательно находится воспитатель, который и ведет основную образовательную деятельность. При необходимости к работе подключаются музыкальные педагоги и инструкторы физической культуры.
— Сколько будет стоить для родителя такая форма образовательного процесса дошкольника?
— Нисколько. Посещение любой вариативной формы дошкольного образования совершенно бесплатно для родителя.
— Как устроить ребенка в группу кратковременного пребывания?
— Родителям следует обратиться с заявлением к руководителю образовательного учреждения в своей территории. В Тюменском районе вариативные формы дошкольного образования реализуются в каждой образовательной организации.
Источник