Меню

Валеология наука здоровье брехман

Валеология

книги прошло немного времени, но именно в эти годы перестройки и гласности стало очевидным истинное состояние медицинской науки и здравоохранения в стране. Оно оказалось плохим. Причин тому много, но одна из главных в том, что первичная профилактика все еще остается темной декларацией, но не предметом планомерной практической деятельности по сохранению и укреплению здоровья всех людей. Осуществляемая профилактика направлена только против определенных заболеваний, усилия гигиены уходят главным образом на среду обитания, но не на самого человека.

Идеи, методология и средства валеологии могли бы создать научную основу первичной профилактики и мобилизовать разрозненные силы борьбы за сохранение здоровья в целенаправленную систему практической деятельности.

и учебных программ. Санология, безусловно, должна получить новое развитие как один из важных разделов валеологии (клиническая валеология).

Еще до выхода в свет первого издания книги небольшое число публикаций о валеологии подвигнуло заведующих кафедрами Ростовского и Одесского медицинских институтов Л. А. Калинкина, В. Л. Силуянова и А. К. Дю-жева разработать «Межкафедральный план преподавания валеологии (оздоровительно-профилактической основы медицины) для студентов медицинских институтов», утвержденный Главным управлением учебных заведений МЗ СССР в сентябре 1986 г. (169).

Кроме дополнения к главам первого издания для второго издания книги написаны две новые главы. Одна из них (глава 9) о природных комплексах биологически активных веществ, которые являются основой профилактических лекарств и здоровой пищи. Вторая (глава 10) включает комплекс экологических проблем, важных для здоровья человека, и обращает внимание на роль человека в возникновении и разрешении этих проблем. Данная глава, как и глава пятая «Сознание и здоровье», не может не быть социально заостренной и публицистической. Это определяется важностью момента, который переживает наша страна, когда публицистика вторгается даже в художественную литературу, что нередко подвергается критике. Но, как справедливо считает Даниил Гранин, в этом проявляется более активное вмешательство литературы в современную жизнь [97]. Науке (и не только гуманитарной) должны быть не менее присущи социальная озабоченность и социальная активность.

Борьба за здоровье всех людей планеты будет тем более успешной, чем меньшей будет опасность войны, ядерной катастрофы, чем меньше соков земли будет высасывать военно-промышленный молох.

Не может не огорчать, однако, что борьба за здоровье людей, за господство истинного и наступательного профилактического направления медицины идет, к сожа-

лению, и с представителями медицины лечебной, которые считают, что они решают все проблемы здоровья. Сопротивление первичной профилактике скорее пассивное,, однако оно настолько велико, что невольно возникает мысль: «А не боится ли лечебная медицина остаться без работы?» Очень плохо, что по проблеме здоровья, прямому пути к здоровью не проводятся конференции и симпозиумы, не издается, например, журнал «Проблемы здоровья». Все это крайне необходимо, так как есть о чем говорить, есть о чем поспорить. О том, как спорить, послушаем слова ученого и писателя-фантаста И. А. Ефремова, вложенные им в уста ученого-медика, героя романа «Лезвие бритвы»: «Мы много говорим о спорах. Надо спорить, спорное утверждение, пьеса, книга — встречается на каждом шагу. Но все как-то забывают, что спор на словах — это еще не все. Единственный серьезный и реальный спор — делом, не словами. Спорный опыт — поставьте другой, спорная книга — напишите другую, с других позиций, спорная теория — создайте другую. Причем по тем же самым вопросам и предметам, не иначе» (108, с. 82—83).

Источник

Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления

Дата публикации: 03.09.2015 2015-09-03

Статья просмотрена: 4497 раз

Библиографическое описание:

Бахтин, Ю. К. Валеология — наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления / Ю. К. Бахтин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 17 (97). — С. 36-42. — URL: https://moluch.ru/archive/97/21893/ (дата обращения: 08.06.2021).

Читайте также:  Вреден ли пенофол для здоровья человека

Статья посвящена обоснованию значения Валеологии как учения об индивидуальном здоровье человека, для более активного использования её возможностей в образовательной, научно-исследовательской и практической оздоровительной деятельности, направленной на укрепление здоровья человека, что должно служить решению задач оздоровления населения Российской Федерации, и может способствовать не только обеспечению благополучия каждого человека, но и устойчивому прогрессивному развитию нашей страны в будущем.

Ключевые слова: валеология, валеологическое образование, валеологическое сопровождение образовательного процесса; здоровье человека, здоровый образ жизни; формирование, укрепление и сохранение здоровья; общественное здоровье, демографические показатели, рождаемость и смертность населения, «Русский крест».

Валеология как идея нового направления научно-исследовательской и практической деятельности, была сформулирована и обоснована выдающимся отечественным учёным, профессором И. И. Брехманом в 1980–82 годах, в качестве учения о здоровье здоровых людей — о методах формирования, укрепления и сохранения здоровья человека [10; 11; 12].

Воспитанник научной школы Военно-медицинской академии, военно-морской врач, фармаколог, полковник медицинской службы, доктор медицинских наук, профессор И. И. Брехман впервые обратил внимание на то, что здоровье человека, как самостоятельный предмет изучения, — оказалось вне поля деятельности медицины и системы здравоохранения. Последние, на самом деле, больше заняты борьбой с болезнями и их последствиями, решением задач по снижению заболеваемости населения, чем изысканием возможностей укрепления здоровья человека.

Перу Израиля Исаевича (Ицковича) Брехмана принадлежат и первые монографии по валеологии, и первые сборники научных трудов по теории и практике формирования и укрепления здоровья человека, подготовленные при его непосредственном участии [13–16; 22;23]. Эти работы были встречены с большим интересом представителями различных направлений научно-практической деятельности, в частности, медиками -клиницистами, гигиенистами, организаторами здравоохранения, а также социологами, физиологами, психологами, педагогами, курортологами, диетологами, специалистами по физической культуре и спорту. Отмечая большое значение возникновения валеологии в качестве нового и перспективного междисциплинарного научного направления, академик В. П. Казначеев назвал это новое направление прорывом российского интеллекта в науках о человеке [26;27].

Становление и развитие учения об индивидуальном здоровье человека с самого начала было отмечено высокой активностью большого числа энергичных энтузиастов — учёных и практиков, выдвигавших в новом направлении оригинальные идеи и предлагавших разнообразные пути их реализации. С начала 90-х годов был подготовлен целый ряд обстоятельных монографий и учебных пособий по валеологии [3;13;14;17–18;21;24–28;32;38–41;44]. При этом, наряду с исследованием медико-биологических основ учения о здоровье, стали особенно интенсивно разрабатываться психолого-педагогические аспекты решения проблем формирования и укрепления здоровья человека — как посредством воспитания приверженности ценностям здоровья и принципам здорового образа жизни, так и путём оздоровления самой системы обучения учащейся молодёжи в образовательных учреждениях.

У истоков становления учения о здоровье стояли такие известные учёные, как Н. М. Амосов, Б. Г. Ананьев, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко, А. И. Субетто, Ф. Г. Углов и ряд других исследователей. Значительный вклад в развитие валеологической науки и практики внесли такие видные деятели образования, общественного здравоохранения, гигиены, медицины и физического воспитания, как Р. И. Айзман, В. А. Ананьев, Г. Л. Апанасенко, Р. М. Баевский, Э. Н. Вайнер, В. Ю. Волков, П. П. Горбенко, Д. Н. Давиденко, Г. К. Зайцев, Э. М. Казин, Б. Ф. Кваша, В. В. Колбанов, Г. А. Кураев, Е. А. Овчаров, В. П. Соломин, Л. Г. Татарникова, С. Б. Тихвинский, З. И. Тюмасева, и многие другие.

Читайте также:  Цели по сфере здоровье

Уже в начале 90-х годов в различных регионах страны стали систематически проводиться научно-практические валеологические конференции, с опубликованием оригинальных и содержательных сборников работ их участников. С этого же времени начали подготавливаться кандидатские и докторские диссертации по различным аспектам валеологии, которые успешно проходили процедуру защиты. Эти работы оформлялись по смежным с валеологией научным направлениям, поскольку валеологии ещё не был предоставлен статус самостоятельного научного направления.

В 1996 году по инициативе профессора Г. А. Кураева и при участии руководимых им сотрудников Южного федерального университета, в Ростове-на-Дону был основан, и до настоящего времени продолжает выпускаться, единственный в Российской Федерации специализированный научно-практический журнал «Валеология». В начале 90-х годов были образованы кафедры и лаборатории валеологии в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также и в вузах суверенных государств, образовавшихся на постсоветском пространстве. На базе кафедры валеологии Липецкого государственного педагогического университета был организован Межвузовский научно-методический центр валеологии, который возглавил профессор Э. Н. Вайнер — автор известного фундаментального вузовского учебника «Валеология», выдержавшего за период с 2001 года до 2011 года уже 9 изданий.

С 1996 года валеология была официально утверждена как учебная дисциплина и включена в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Были утверждены специальности «Врач-валеолог» и «Педагог-валеолог», и целый ряд вузов вскоре получили лицензию на подготовку специалиста — валеолога. Таким самым, открывались хорошие перспективы для плодотворной работы по реализации новых возможностей на пути укрепления здоровья населения и, прежде всего, — для решения задач по оздоровлению молодого поколения. Однако отношение к валеологии в обществе, — заинтересованное и поддерживающее её в самом начале, — сменилось к концу 90-х годов на критическое, отрицательное отношение к ней, что было принято связывать с наплывом недостаточно обоснованных рекомендаций различного рода «целителей», выдававших себя за профессионалов — валеологов и практиковавших свои особенные, собственные «методы исцеления». Несомненно, могли сыграть свою негативную роль и некоторые методические недоработки, в частности, — недостаточная разработанность вопросов теории и методики полового воспитания учащейся молодёжи, что в дальнейшем потребовало внесения определённых изменений в практику учебно-воспитательной работы по данному направлению. Но это никак не могло послужить основанием для отказа от такой работы в принципе и, тем более, — при явно возрастающей актуальности данной проблемы [29].

Возникшая в обществе и поддержанная средствами массовой информации волна недоверия к валеологии побудила Министерство здравоохранения и Министерство образования изменить отношение к этой учебной дисциплине: специализация по данному предмету вскоре была закрыта, а учебная дисциплина «Валеология» через некоторое время стала уже именоваться как «Здоровый образ жизни», «Основы ЗОЖ», «Культура здоровья» [8;19;28;30,31;37]. Само понятие «Валеология» с 2000-го года стало постепенно исключаться из профессионального учебно-методического и научно-методического оборота, из теории и практики образовательной, научно-исследовательской и оздоровительной деятельности. Одновременно были внесены изменения в наименование соответствующих учебных дисциплин и отдельных курсов, так же как в их программы и содержание. Были отменены и специализации: «Врач — валеолог» и «Педагог — валеолог». Такие понятия как «Валеология», «Валеологическое образование», «Валеологическая подготовка», «Валеологическое сопровождение образовательного процесса», и т. п. — были постепенно упразднены. Соответствующие изменения были внесены также и в Государственные образовательные стандарты различных уровней образования.

Конечно, такое необоснованно негативное отношение к валеологии, как к учению об индивилуальном здоровье человека, не один раз вызывало серьёзные возражения авторитетных учёных, но, к сожалению, это уже не в состоянии было изменить сложившейся к началу 2000-х годов ситуации, отличавшейся вытеснением валеологии из теории и практики оздоровительной деятельности — как по линии образования и воспитания молодого поколения, так и по линии здравоохранения, гигиены и профилактической медицины, хотя это и происходило на фоне постоянно декларируемой государственной заинтересованности в решении проблем укрепления здоровья населения [30;31;37;42].

Читайте также:  Майк адамс страж здоровья кто он

При этом не может не вызывать удивления то, как быстро, легко и просто были закрыты возможности дальнейшего развития зарождавшегося учения о здоровье человека, вместе с ограничением перспектив использования его результатов в интересах оздоровления общества. Приходится удивляться и тому, что всё это происходило в стране, незадолго до этого пережившей демографическую трагедию «Русского креста» (в период с 1987 года по 1994 год), когда за 7–8 лет показатели рождаемости и смертности населения практически поменялись местами, а с 1995 года, на протяжении 10 последующих лет, коэффициент смертности населения оставался в полтора раза более высоким, чем коэффициент рождаемости. И это обусловливало ежегодное сокращение численности населения России до 750–850 тысяч человек в год. Именно значительное преобладание смертности населения над рождаемостью и обусловливало большие ежегодные потери численности населения Российской Федерации. Становится очевидным, что в обстановке формирующейся депопуляции, создававшей в перспективе реальную угрозу национальной безопасности России, отказываться от разработки и применения теории и практики созидания и сбережения здоровья населения страны, — было совершенно нецелесообразно.

Ценой значительных материальных затрат, в результате проведения необходимых социальных реформ, к 2012 году удалось постепенно поднять показатель рождаемости до уровня стабильно высокого показателя смертности населения, чтобы затем, преодолев его, получить, впервые за много лет, хотя и незначительный, но всё же реальный — естественный, прирост численности населения России в 2013 году — (на 15 тысяч человек за год) и даже ещё несколько больший результат (прирост на 37 тысяч человек) — за 2014-й год. Однако при этом обращала на себя внимание недопустимая стабильность высокого показателя смертности населения, при явно недостаточной средней продолжительности жизни человека в нашей стране. Только решив эти проблемы, можно было рассчитывать на стабилизацию положительной динамики демографических показателей современной России и на обеспечение благополучного, прогрессивного социального развития страны в будущем. Зная причины и условия возникновения отмеченных негативных явлений (а это, в основном, нездоровый образ жизни, социальные стрессы и плохая экология), — самым доступным и наиболее эффективным путём подхода к решению демографических проблем в наших реальных условиях представляется именно обучение здоровью и здоровому образу жизни, т. е. возвращение к обучению основам валеологии, начиная с раннего детского возраста, как это рекомендовал основатель учения о здоровье, профессор И. И. Брехман. Но, как было уже указано выше, валеология изначально не была утверждена в качестве самостоятельного научного направления. Как это ни покажется странным, но валеология не утверждена официально в данном статусе и до настоящего времени — валеология как наука. И это также не может не вызывать возражений, поскольку имеется у валеологии и свой конкретныйпредмет исследования, и свой объект изучения, она располагает также свойственными ей методами исследования и имеет вполне конкретный социальный заказназревшую необходимость выработки и распространения научно обоснованных рекомендаций — как по укреплению здоровья каждого человека в отдельности, так и по оздоровлению населения страны в целом.

Именно эти позиции выделяют валеологию среди других направлений научно-практической деятельности, занимающихся исследованием путей и возможностей укрепления здоровья населения. В Таблице 1 приводится опубликованное нами ранее сопоставление валеологии с наиболее близкими к ней направлениями научно-практической деятельности (медициной и гигиеной) по некоторым основным, характеризующим их признакам [9].

Сопоставление наук о здоровье человека по основным их признакам

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источник

Adblock
detector