Меню

Валеологический аспект психического здоровья

Валеологический аспект психического здоровья

Психическая нагрузка имеет тесную взаимосвязь с психическим здоровьем человека. Только психологически здоровый человек может преодолевать возрастные, профессиональные, личностные трудности, адаптироваться к психическим нагрузкам.

Большинство современных ученых, изучавших проблемы здоровья человека, на основании многочисленных наблюдений выделяют следующие типические особенности личности больных:

  • повышенная эмоциональная возбудимость;
  • чрезмерные робость и стеснительность;
  • ранимость (обидчивость, повышенная чувствительность);
  • чрезмерная требовательность к себе;
  • неуверенность в себе;
  • преобладание эмоциональных стимулов в регуляции поведения и деятельности над рациональными;
  • недостаток воображения и фантазии;
  • выраженная тенденция тормозить внешние проявления эмоций и чувств и оставлять свои эмоциональные потенциалы и стремления неотреагированными, нереализованными;
  • неблагоприятное сочетание таких черт, как, с одной стороны, честолюбие, тщеславие, повышенная самооценка, и, с другой стороны, высококачественное отношение к своим обязанностям, сверхобязательность при выполнении любых, даже несущественных, второстепенных обязанностей, тревожность, мнительность. Эти лица всегда хотят значительно больше, чем реально могут.

Анализ психологических причин сердечных заболеваний привел в свое время В.П. Мясищева к выводу о том, что наиболее часто ими заболевают лица, имеющие определенный тип характера. Этот тип называется «социальнодисгармоническим». К социальнодисгармоническому типу относятся личности с характерологическими особенностями, находящееся в континууме акцентуации — психопатии (по определению П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко). В данный континиум входят: демонстративная (истерическая) личность, обсессивно-компульсивная личность, параноидная личность (К. Леонгард, 1981; А.Е. Личко,1983).

Акцентуанты и психопаты располагаются на разных полюсах личностных особенностей, уходящих в нормативность или в психическую патологию.

«Нормальным человеком» можно считать всякого, кто уживается со всеми своими недостатками, заботясь о том, чтобы они не мешали окружающим, чье поведение не всегда «адаптивно», но приемлемо для других, кто хоть и с грехом пополам, но удовлетворяет свои потребности, не превращая свои проблемы в «боль человечества», кто умеет использовать меры психологической защиты для преодоления тревоги и депрессии.

К «нормативным» (но не уравновешенным) относятся и те из нас, кто обладает необычной развитостью отдельных личностных качеств и рассматривается как «акцентуированная личность» (К. Леонгард, 1981).

Интегральным проявлениям основных составляющих психическую нагрузку является уровень активированности механизмов саморегуляции.

Поэтому в нашем подходе к психической нагрузки учитываются и изучаются в первую очередь психические механизмы саморегуляции человека в процессе его адаптации к условиям жизнедеятельности (рис.).

Саморегуляцию можно определить как механизм внутренней психической активности человека в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности. Это механизм мобилизации и актуализации возможностей человека, компенсации и регуляции психических проявлений в связи с потребностями и целями жизнедеятельности.

Рис 1. Основные механизмы психической саморегуляции

Эмоциональные параметры внутренних условий определяются отношением к жизни, своему здоровью, личностной значимостью. Волевые механизмы обеспечивают уровень самосознания и целеустремленности к деятельности. Интеллект определяет меру, логику осознания человеком своего поведения, своих действий, свое место в жизни, этапность решения по выполнению постановленных задач. Интуиция способствует эвристическому принятию решений без осознания, без логики, без доказательности в данный момент времени.

От уровня активированности этих механизмов саморегуляции и их корпоративному счетанию в большей степени зависит устойчивость, толерантность к психической нагрузке в различных сочетаниях жизнедеятельности, выраженность психического напряжения, адаптация.

Тщательное изучение и наблюдение за деятельностью механизмов саморегуляции позволит повысить процесс эффективного управления здоровьем человека. Прикладные экспериментальные исследования механизмов психической саморегуляции с учетом личностных особенностей человека, внешних условий жизнедеятельности, значимых ситуаций могут более целенаправленно и избирательно оказать помощь в разработке целой системы профилактических, гигиенических и лечебных мероприятий по укреплению физического и психического здоровья человека.

Здоровье — это не просто реализация, проявления биологических и социальных функций, а именно потребность в самореализации т.е. потребность развить и реализовать свои возможности. А реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек.

Ученые отмечают, что условия, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, которые не представляют ему возможности испытать чувство удовлетворения в процессе самоутверждения и саморегуляции, способствуют развитию и закреплению различных форм заболеваний.

Поэтому сохранение и укрепление здоровья во многом определяется именно активностью, устойчивостью человека противостоять воздействию отрицательных факторов психической нагрузки.

Источник

Валеологический аспект психического здоровья

Психическая нагрузка имеет тесную взаимосвязь с психическим здоровьем человека. Только психологически здоровый человек может преодолевать возрастные, профессиональные, личностные трудности, адаптироваться к психическим нагрузкам.

Большинство современных ученых, изучавших проблемы здоровья человека, на основании многочисленных наблюдений выделяют следующие типические особенности личности больных:

  • повышенная эмоциональная возбудимость;
  • чрезмерные робость и стеснительность;
  • ранимость (обидчивость, повышенная чувствительность);
  • чрезмерная требовательность к себе;
  • неуверенность в себе;
  • преобладание эмоциональных стимулов в регуляции поведения и деятельности над рациональными;
  • недостаток воображения и фантазии;
  • выраженная тенденция тормозить внешние проявления эмоций и чувств и оставлять свои эмоциональные потенциалы и стремления неотреагированными, нереализованными;
  • неблагоприятное сочетание таких черт, как, с одной стороны, честолюбие, тщеславие, повышенная самооценка, и, с другой стороны, высококачественное отношение к своим обязанностям, сверхобязательность при выполнении любых, даже несущественных, второстепенных обязанностей, тревожность, мнительность. Эти лица всегда хотят значительно больше, чем реально могут.

Анализ психологических причин сердечных заболеваний привел в свое время В.П. Мясищева к выводу о том, что наиболее часто ими заболевают лица, имеющие определенный тип характера. Этот тип называется «социальнодисгармоническим». К социальнодисгармоническому типу относятся личности с характерологическими особенностями, находящееся в континууме акцентуации — психопатии (по определению П.Б. Ганнушкина и А.Е. Личко).

Читайте также:  Сколько здоровья у актива

В данный континиум входят: демонстративная (истерическая) личность, обсессивнокомпульсивная личность, параноидная личность (К. Леонгард, 1981; А.Е. Личко, 1983).

Акцентуанты и психопаты располагаются на разных полюсах личностных особенностей, уходящих в нормативность или в психическую патологию.

«Нормальным человеком» можно считать всякого, кто уживается со всеми своими недостатками, заботясь о том, чтобы они не мешали окружающим, чье поведение не всегда «адаптивно», но приемлемо для других, кто хоть и с грехом пополам, но удовлетворяет свои потребности, не превращая свои проблемы в «боль человечества», кто умеет использовать меры психологической защиты для преодоления тревоги и депрессии.

К «нормативным» (но не уравновешенным) относятся и те из нас, кто обладает необычной развитостью отдельных личностных качеств и рассматривается как «акцентуированная личность» (К. Леонгард, 1981).

Интегральным проявлениям основных составляющих психическую нагрузку является уровень активированности механизмов саморегуляции.

Поэтому в нашем подходе к психической нагрузки учитываются и изучаются в первую очередь психические механизмы саморегуляции человека в процессе его адаптации к условиям жизнедеятельности (рис.).

Саморегуляцию можно определить как механизм внутренней психической активности человека в процессе адаптации к условиям жизнедеятельности. Это механизм мобилизации и актуализации возможностей человека, компенсации и регуляции психических проявлений в связи с потребностями и целями жизнедеятельности.

Эмоциональные параметры внутренних условий определяются отношением к жизни, своему здоровью, личностной значимостью. Волевые механизмы обеспечивают уровень самосознания и целеустремленности к деятельности. Интеллект определяет меру, логику осознания человеком своего поведения, своих действий, свое место в жизни, этапность решения по выполнению постановленных задач. Интуиция способствует эвристическому принятию решений без осознания, без логики, без доказательности в данный момент времени.

От уровня активированности этих механизмов саморегуляции и их корпоративному счетанию в большей степени зависит устойчивость, толерантность к психической нагрузке в различных сочетаниях жизнедеятельности, выраженность психического напряжения, адаптация.

Тщательное изучение и наблюдение за деятельностью механизмов саморегуляции позволит повысить процесс эффективного управления здоровьем человека. Прикладные экспериментальные исследования механизмов психической саморегуляции с учетом личностных особенностей человека, внешних условий жизнедеятельности, значимых ситуаций могут более целенаправленно и избирательно оказать помощь в разработке целой системы профилактических, гигиенических и лечебных мероприятий по укреплению физического и психического здоровья человека.

Здоровье — это не просто реализация, проявления биологических и социальных функций, а именно потребность в самореализации т.е. потребность развить и реализовать свои возможности. А реализация возможностей осуществляется через достижение целей, которые ставит перед собой человек.

Рис. Основные механизмы психической саморегуляции

Ученые отмечают, что условия, которые не дают человеку возможности успешно бороться за признание собственной личности окружающими, которые не представляют ему возможности испытать чувство удовлетворения в процессе самоутверждения и саморегуляции, способствуют развитию и закреплению различных форм заболеваний.

Поэтому сохранение и укрепление здоровья во многом определяется именно активностью, устойчивостью человека противостоять воздействию отрицательных факторов психической нагрузки.

Источник

Валеологический аспект психического здоровья

5.7. валеологическое образование и психическое здоровье

Высокие темпы научно-технического развития, лавина информации, которая ежедневно обрушивается на человека, возросший уровень напряженности межличностных контактов оказывают очень мощное воздействие, особенно на его психику. Уровень психического здоровья современного человека и в особенности детей снизился, что грозит крайне неприятными последствиями нынешнему и последующим поколениям. Противопоставить этому необходимо систему мер, среди которых валеологическое образование может сыграть решающую роль.

Укрепление психического здоровья – задача всего общества и каждого отдельного человека. Решение этой задачи невозможно без глубокого знания сущности психики человека, индивидуальных особенностей ее организации, понимания ценности каждой индивидуальности, ее уникальности. Этому необходимо учить и на основе соответствующих знаний формировать навыки управления своим психическим состоянием, укрепления здоровья, раскрытия резервных возможностей человека. Речь должна идти об обучении основам психического здоровья и психотерапии (самотерапии), начиная со школьного возраста. В связи с этим валеологическое образование должно стать стержнем и специального педагогического образования. Современный педагог должен быть не только учителем, который знает многое о человеке, но и валеологом, который, используя свои знания, организует здоровьесберегающую образовательную среду в школе,способствующую гармоничному развитию человека. Необходимым условием такой среды должна стать в первую очередь гармония отношений учитель–ученик и ученик–ученик.

Огромную роль в формировании здоровой психики может и должна сыграть семья. Психика ребенка начинает закладываться в утробе матери. От психологической обстановки вокруг будущей матери, ее эмоционального состояния зависит формирование психики ребенка. И в дальнейшем, уже после рождения ребенка, от того, как относятся к нему в семье, чувствует ли он себя комфортно, защищенно, зависят не только индивидуальные особенности ребенка, но и то, насколько полно он сможет самореализоваться в процессе своего развития, насколько разовьются заложенные в нем природой генетические предпосылки. Генотип каждого человека по-своему уникален. От того, насколько окружающая среда, воспитание адекватны природным особенностям человека, во многом зависит его будущее, его психическое здоровье.

Психика человека – необычайно пластичное явление. Зная индивидуальные особенности психики данного человека, можно так построить образовательный и воспитательный процессы, чтобы не только обеспечить высокий уровень психического здоровья, но и дать возможность человеку осуществлять здоровый и целенаправленно организованный контроль над своей психикой, развивать ее в нужном, наиболее интересном направлении, добиваться на этой основе выдающихся достижений. Однако использование тех или иных средств и методов тренировки и организации психики должны строиться исключительно на основе индивидуального подхода, всестороннего и глубокого изучения всех психологических и социально-психологических особенностей человека. Вот почему обучение ребенка в образовательном учреждении и воспитание в семье должны включать в себя познание этих особенностей, их возрастной динамики, половых особенностей, доминирующих врожденных и приобретенных потребностей. Только на этой основе можно организовать соответствующую образовательную среду, сформировать по настоящему здоровый образ жизни. Несомненно, что это поможет и самому человеку лучше познать себя и оптимальным образом организовать свой образ жизни, базирующийся на прочной психологической установке.

Читайте также:  Фтора для здоровья человека микроэлементы

Установка – это фиксированное в неосознаваемом отношение к предстоящей деятельности, факту, событию. Установками являются и ценности (зачастую неосознаваемые), которыми руководствуется человек, и иерархия их важности. Установка может возникнуть внезапно, а может формироваться в течении длительного времени. Быстро она возникает в крайне неприятной, например, стрессовой ситуации, в результате чего человек может в дальнейшем избегать похожей ситуации, чувствовать себя в ней дискомфортно, напряженно. С другой стороны, можно в течение длительного времени внушать человеку, как это часто бывает в семье, что он слабый, больной. Постепенно ощущение того, что он слаб и болен, может стать вторым «я» человека, несмотря на то что формально он совершенно здоров. Сформировавшаяся психологическая установка оказывает мощное влияние на здоровье, и человек начинает болеть. Легче всего такого рода установку сформировать у человека со слабой нервной системой, интровертированного и с высоким уровнем тревожности. И наоборот, можно внушать человеку веру в безграничность своих возможностей, но вместе с тем и необходимость постоянной работы для их реализации. В этом случае даже слабые, неуверенные в себе люди становятся сильнее, увереннее, и человек начинает осознавать свою власть над собой. Роль родителей и педагогов в этом случае заключается в том, чтобы помочь воспитуемым, особенно детям, увидеть, почувствовать эти позитивные изменения, сформулировать новые положительные психологические установки, закрепить их эмоциональной поддержкой, помочь им двигаться дальше по пути самоусовершенствования.

Чем младше ребенок, тем более важную роль в формировании установки играет внушение, обращение к бессознательному. Поэтому очень важны образовательная среда и наличие положительных примеров для подражания, в противном случае само подражание может быть обращено на отрицательные примеры с вероятностью формирования соответствующей установки. У детей старших возрастных групп, у взрослых более важную роль играет сознание, понимание важности, необходимости валеологических мероприятий. Вот почему низкому уровню мотивации к здоровому образу жизни (особенно у здоровых в клиническом смысле слова) необходимо противопоставить формирование мотиваций к самоусовершенствованию. Последние, в зависимости от возраста и пола, уровня культуры и социальной принадлежности, наличия собственных приоритетных установок и т.д., могут быть ориентированы на физическое и психическое совершенствование, улучшение коммуникативных возможностей, желания овладеть той или иной профессией, достижения определенного социального статуса и др.

Возможности психики таковы, что, изменяя образ жизни, используя весь арсенал психотехнических методик, можно помочь человеку любого возраста решить практически любую задачу, которую ставит перед ним жизнь.

Нет сомнения, что психическое здоровье человека в современных условиях – очень важное, во многом решающее звено в системе охраны здоровья. Психика человека обеспечивает динамическое равновесие организма с окружающей природой и социальной средой, поэтому нарушение психики закономерно извращает это равновесие. Знание особенностей психики человека, условий ее благополучного становления, развития и реализации позволяет разработать рекомендации по развитию психических возможностей человека, научить его пользоваться этими рекомендациями. Практически это будет означать реализацию основных задач, содержащихся в ВОЗовском определении психического здоровья:

у человека не должно быть выраженных психических расстройств;

каждый человек должен обладать определенным резервом сил, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах;

человек может гармонично существовать сам с собой, с обществом, быть хозяином своей судьбы.

Ключевые слова: психика, эмоции, высшая нервная деятельность, темперамент, сон, память.

1. Понятие о психике.

2. Психика и центральная нервная система.

3. Понятие о функциональной системе.

4. Эмоции, их виды и механизмы осуществления.

5. Понятие о стрессе как адаптивной реакции и роль движения в его реализации.

6. Особенности возникновения и реализации стресса у современного человека.

7. Эволюционные предпосылки становления психики человека.

8. Понятие о психогенетике.

9. Психика и образ жизни современного человека.

10. Психика, культура и здоровье человека.

11. Типы высшей нервной деятельности и их учет в организации образа жизни.

12. Понятие о функциональной асимметрии мозга.

13. Психологическая классификация личности.

14. Половые особенности психофизиологических качеств.

15. Возрастные психофизиологические особенности человека.

16. Понятие о психическом здоровье и его критериях.

17. Образ жизни как определяющий фактор психических нарушений у человека.

18. Методы и приемы оценки психического здоровья.

19. Принципы тренировки психических возможностей человека.

20. Средства и методы психорегуляции и психотренинга.

Читайте также:  Всемирный день здоровья конспект классного часа

21. Физиологическая сущность сна и сновидений и их значение в обеспечении здоровья.

22. Память, ее виды, средства и методы тренировки.

23. Роль валеологического образования в обеспечении психического здоровья.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М., 1991.

Блум Ф., Лейзерсон А. Мозг, разум и поведение. М., 1988.

Борбели А. Тайна сна. М., 1989.

Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998.

Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. СПб, 1995.

Государев Н.А. Треугольный человек. М., 1991.

Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988.

Гримак Л.М. Резервы человеческой психики. М., 1989.

Громбах С.М. (ред.). Школа и психическое здоровье учащихся. М.,1988.

Данилова Н. Н. Психофизиология.М., 1998.

Киколов А. И. Обучение и здоровье. М., 1985.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

Равиг И. В. с соавт. Психогенетика. М., 1999.

Ротенберг B.C., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. М.,1989.

Рухманов А.А. Познать себя. М., 1981.

Соколов П.П., Герасимов Ю.Н. Помоги себе сам. М., 1991.

Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989.

Содержание

Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: 1. валеология — учение 0 здоровье и здоровом образе жизни
Читать: 1.1. основные понятия валеологии
Читать: 1.2. предпосылки возникновения валеологии
Читать: 1.3. место валеологии в системе наук
Читать: 1.4. классификация валеологии
Читать: 1.5. социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни
Читать: 2. валеологический анализ факторов здоровья
Читать: 2.1. генетические факторы
Читать: 2.2. состояние окружающей среды
Читать: 2.3. медицинское обеспечение
Читать: 2.4. условия и образ жизни
Читать: 3. валеологический анализ здоровья и здорового образа жизни
Читать: 3.1. биологическое и социальное в человеке
Читать: 3.1.1. человек как результат биологической эволюции
Читать: 3.1.2. биологическое и социальное в природе человека – единство и противоречие
Читать: 3.2. валеологический анализ здоровья и болезни
Читать: 3.3. индивидуальные особенности человека
Читать: 3.3.1. генотипические аспекты
Читать: 3.3.2. половые аспекты
Читать: 3.3.3. возрастные аспекты
Читать: 4. двигательная активность и здоровье
Читать: 4.1. эволюционные предпосылки двигательной активности
Читать: 4.2. методологические предпосылки физической культуры
Читать: 4.3. физиологические основы физической культуры
Читать: 4.3.1. двигательные навыки и двигательные качества
Читать: 4.3.2. характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой
Читать: 4.4. организация, содержание и методика физической тренировки в здравотворческои работе
Читать: 4.4.1. общие эффекты физической тренировки
Читать: 4.4.2. принципы физической тренировки
Читать: 4.4.3. понятие о нагрузке
Читать: 4.4.4. учет текущего состояния организма в организации оздоровительной физкультуры
Читать: 4.5. место двигательной активности в жизнедеятельности человека
Читать: 4.5.1. возрастные особенности двигательной активности
Читать: 4.5.2. место физической культуры в поддержании и укреплении уровня здоровья взрослых
Читать: 5. психологические основы здоровья
Читать: 5.1. психика и ее компоненты
Читать: 5.2. физиологические основы психики
Читать: 5.2.1. психика и центральная нервная система
Читать: 5.2.2. эмоции и эмоциональный стресс
Читать: 5.3. эволюция становления психики человека
Читать: 5.3.1. эволюционные предпосылки формирования психики человека
Читать: 5.3.2. основы психогенетики
Читать: 5.3.3. психика и современные условия жизни
Читать: 5.4. индивидуальные психофизиологические особенности человека
Читать: 5.4.1. типология индивидуальных психических особенностей
Читать: 5.4.2. половые различия психофизиологических качеств
Читать: 5.4.3. возрастные психофизиологические особенности
Читать: 5.5. психическое здоровье. основные понятия
Читать: 5.5.1. понятие о психическом здоровье
Читать: 5.5.2. методы и приемы оценки психического здоровья
Читать: 5.6. регулирование психического состояния
Читать: 5.6.1. принципы тренировки психических возможностей
Читать: 5.6.2. средства психотренинга
Читать: 5.6.3. сон и сновидения
Читать: 5.6.4. память и ее тренировка
Читать: 5.7. валеологическое образование и психическое здоровье
Читать: 6. основы рационального питания
Читать: 6.1. значение питания в обеспечении жизнедеятельности
Читать: 6.2. эволюционные предпосылки рационального питания
Читать: 6.2.1. роль натурального питания
Читать: 6.2.2. влияние на организм термически обработанной пищи
Читать: 6.2.3. влияние на организм очищенных пищевых веществ
Читать: 6.2.4. влияние на организм пищи со специями и искусственными добавками
Читать: 6.2.5. влияние на организм неправильного сочетания пищевых веществ
Читать: 6.3. валеологические предпосылки рационального питания
Читать: 6.3.1. учет анатомо-физиологических особенностей пищеварительной системы человека
Читать: 6.3.2. учет состояния организма
Читать: 6.3.3. питание как потребность
Читать: 6.3.4. валеологическая оценка некоторых блюд и пищевых веществ
Читать: 6.4. рациональное питание современного человека
Читать: 7. иммунитет и здоровье
Читать: 7.1. понятие об иммунитете
Читать: 7.2. классификация защитных механизмов
Читать: 7.2.1. специфические защитные механизмы
Читать: 7.3. физиология иммунитета
Читать: 7.4. кооперация иммунокомпетентных клеток
Читать: 7.5. неспецифические защитные механизмы
Читать: 7.6. факторы риска иммунитета
Читать: 8. терморегуляция и здоровье
Читать: 8.1. механизмы терморегуляции человека
Читать: 8.2. терморегуляция и условия жизни современного человека
Читать: 8.3. валеологические основы закаливания
Читать: 8.4. валеологический анализ простудных заболеваний
Читать: 8.4.1. факторы, провоцирующие простудные заболевания
Читать: 8.4.2. понятие о простудно-инфекционных заболеваниях
Читать: 8.4.3. валеологические основы предупреждения простудных и простудно-инфекционных заболеваний
Читать: 8.4.4. валеологические основы поведения при простудных и простудно-инфекционных заболеваниях
Читать: 9. рациональная организация жизнедеятельности
Читать: 9.1. методологические основы рациональной организации жизнедеятельности
Читать: 9.2. факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
Читать: 9.3. планирование и организация рациональной жизнедеятельности
Читать: 9.4. рациональная организация жизнедеятельности школьника и студента

Источник

Adblock
detector