Меню

Уязвимые категории населения по здоровью кто это

Социально незащищенные категории населения переименованы в граждан, имеющих право на получение адресной социальной помощи

AntonGrachev / Shutterstock.com

Принят закон, согласно которому от НДФЛ будут освобождаться выплаты налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории, имеющих право на получение адресной социальной помощи, оказываемой за счет бюджетных средств и внебюджетных фондов (Федеральный закон от 30 октября 2017 г. № 304-ФЗ «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Данное положение применяется с 1 января 2017 года.

Речь идет о единовременных выплатах гражданам, которые в редакции Налогового кодекса до 1 января 2017 года были поименованы как «налогоплательщики из числа малоимущих и социально незащищенных категорий» (абз. 5 п. 8 ст. 217 Налогового кодекса).

Узнать, в каких случаях выплата матпомощи освобождается от НДФЛ многократно, можно в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии си стемы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Добавим, что депутаты Московской областной думы в мае текущего года выступили с инициативой переименовать данную категорию граждан в связи с тем, что в законодательстве выражение «социально незащищенные категории граждан» не имеет официального определения и это порождает сложности в правоприменении.

Источник

Приложение. Перечни социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих

Перечень
социально значимых заболеваний
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715)

инфекции, передающиеся преимущественно половым путем

болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

психические расстройства и расстройства поведения

болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением

* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).

Информация об изменениях:

Перечень изменен с 11 февраля 2020 г. — Постановление Правительства России от 31 января 2020 г. N 66

Перечень
заболеваний, представляющих опасность для окружающих
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715)

С изменениями и дополнениями от:

31 января 2020 г.

болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)

вирусные лихорадки, передаваемые членистоногими, и вирусные геморрагические лихорадки

инфекции, передающиеся преимущественно половым путем

педикулез, акариаз и другие инфестации

сап и мелиоидоз

коронавирусная инфекция (2019-nCoV)

* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Какие категории граждан относятся к числу социально незащищённых?

К категории социально незащищенных граждан в зависимости от регулируемых правоотношений отнесены инвалиды, пенсионеры, дети из многодетных семей, дети-сироты и др.

Законодательство РФ не содержит единого определения категории «социально незащищенные граждане (группы населения)». Часто при упоминании данной категории в нормативных актах не определяется и круг относящихся к ней лиц (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ; п. 5 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2020 № 489-ФЗ; п. 3 Положения, утв. Приказом Минтруда России от 23.12.2020 № 938; ч. 2 ст. 27 Закона г. Москвы от 23.11.2005 № 60).

В отдельных нормативных актах (как на федеральном, так и на региональном уровнях, а также в международных актах, участником которых является РФ) и в правоприменительной практике группы социально незащищенных граждан указываются применительно к регулируемым правоотношениям. Традиционно это лица, которые в силу возраста, состояния здоровья, сложных жизненных обстоятельств нуждаются в социальной поддержке и защите. Для отнесения к данной категории уровень дохода (среднедушевого дохода) гражданина, как правило, не имеет значения, важен определенный социальный статус лица — пенсионер, инвалид, сирота и т.д. Для сравнения отметим, что оценка дохода (среднедушевого дохода) требуется, например, для признания одиноко проживающего гражданина малоимущим в целях получения государственной социальной помощи (преамбула Федерального закона от 05.04.2003 № 44-ФЗ; ст. 1, ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Рассмотрим некоторые категории социально незащищенных граждан. К ним отнесены, в частности, следующие лица.

1.Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа — в целях предоставления им дополнительных гарантий по социальной поддержке (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ; п. 7 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020).

Читайте также:  Как сохранить здоровье желудка

2.Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане — при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры. Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2020 № 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45).

3.Инвалиды и пенсионеры — в целях принятия дополнительных мер по их защите от мошеннических действий третьих лиц (пп. «а», «б» п. 4 Перечня поручений, утв. Президентом РФ 31.12.2020 № Пр-2243).

4.Дети из многодетных семей, сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, пожилые люди — в целях приоритетного развития среди них физической культуры и спорта (п. п. 2.3, 3.1, 3.2.3 Стратегии развития сотрудничества на 2021 — 2030 гг., принятой Решением Совета глав правительств СНГ 29.05.2020).

5.Дети дошкольного возраста, учащиеся, инвалиды — в целях предоставления льгот на платные услуги, оказываемые государственными учреждениями культуры (п. 4.2.6 Положения, утв. постановлением Правительства Москвы от 23.07.2013 № 484-ПП).

6.Неработающие пенсионеры организаций угольной промышленности; инвалиды, получившие инвалидность во время работы в таких организациях; бывшие работники, уволенные в связи с сокращением численности или штата и состоящие на учете в службе занятости, до их первого трудоустройства; члены семей погибших (умерших) работников — в целях распространения на них ряда положений Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности (п. 1.4 Соглашения на 2019 — 2021 гг., утв. Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности, Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности 18.01.2019).

По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2021)

Также см. следующие публикации:

• Как получить адресную социальную помощь? — Подробнее ➤

• Как пенсионеру получить государственную социальную помощь? — Подробнее ➤

• Какие меры соцподдержки предусмотрены для граждан пожилого возраста? — Подробнее ➤

• Как отказаться от набора социальных услуг и получить денежную компенсацию? — Подробнее ➤

• Предоставляются ли социальные услуги получателям ежемесячной денежной выплаты? — Подробнее ➤

• Какие организации относятся к учреждениям социальной защиты? — Подробнее ➤

• Какие виды государственной социальной помощи предусмотрены для разных категорий граждан? — Подробнее ➤

Источник

Конвенции и соглашения

Повестка дня на XXI век

Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года

Раздел I. Социальные и экономические аспекты

Глава 6. Охрана и укрепление здоровья человека

Программные области
С. Защита уязвимых групп населения

Основа для деятельности

6.18. Помимо удовлетворения основных потребностей в медицинской помощи особое внимание следует уделять защите и просвещению уязвимых групп населения, в частности детей, молодежи, женщин, коренных народов и беднейших слоев населения, что является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития. Особое внимание необходимо уделить потребностям пожилых людей и инвалидов в медицинском обслуживании.

6.19. Младенцы и дети. Приблизительно одну треть всего населения мира составляют дети в возрасте до 15 лет. По меньшей мере 15 миллионов этих детей ежегодно умирают от факторов, которые можно было бы предупредить, например родовая травма, родовая асфиксия, острые респираторные заболевания, недоедание, инфекционные заболевания и диарея. Дети в большей степени подвержены воздействию недоедания и негативных экологических факторов, чем другие группы населения; кроме того, многие дети подвергаются угрозе их использования в качестве дешевой рабочей силы или в целях проституции.

6.20. Молодежь. История развития всех стран свидетельствует о том, что из всех групп населения молодежь является наиболее уязвимой к проблемам, связанным с экономическим развитием, которое зачастую ослабляет традиционные формы социальной защиты, необходимой для здорового развития молодого поколения. Урбанизация и изменения нравов привели к увеличению числа случаев наркомании и токсикомании, незапланированной беременности и заболеваний, включая СПИД, передающихся половым путем. В настоящее время более половины населения мира — это люди в возрасте до 25 лет, причем четверо из каждых пяти проживают в развивающихся странах. В этой связи развивающимся странам важно извлечь соответствующий урок из исторического опыта развитых стран.

Читайте также:  Вебинары по здоровью детей

6.21. Женщины. В развивающихся странах состояние здоровья женщин по-прежнему остается относительно неудовлетворительным, и в 80-е годы число женщин, страдающих от нищеты, недоедания и слабого здоровья, даже увеличилось. Большинство женщин в развивающихся странах по-прежнему не имеют достаточных возможностей для получения базового образования и средств для укрепления своего здоровья, контроля репродуктивной функции и улучшения своего социально- экономического положения. Особое внимание следует уделять обеспечению надлежащего дородового ухода для обеспечения рождения здоровых детей.

6.22. Коренные народы и их общины. Коренные народы и их общины составляют существенную долю населения мира. Всех их постигла приблизительно одинаковая участь: основы их взаимоотношений с традиционной средой обитания подверглись радикальному изменению. Доля коренного населения непропорционально велика среди тех, кто не может найти работу или жилье, проживает в нищете или страдает от слабого здоровья. Во многих странах численность коренного населения растет гораздо быстрее, чем население страны в целом. В этой связи важно направить инициативы в области здравоохранения на коренных жителей.

Цели

6.23. Общая цель защиты уязвимых групп населения заключается в том, чтобы каждый представитель такой группы имел возможность полностью развить свои возможности (включая здоровое физическое, умственное и духовное развитие); обеспечить, чтобы молодежь могла вести здоровый образ жизни; позволить женщинам играть ключевую роль в обществе и оказывать поддержку коренным народам, предоставив им возможности в области образования и экономического и технического развития.

6.24. Конкретные основные цели в области обеспечения выживания, развития и защиты детей были определены на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей и остаются актуальными также и для Повестки дня на ХХI век. Вспомогательные и секторальные цели охватывают такие вопросы, как здоровье и образование женщин, питание, здоровье детей, водоснабжение и санитария, получение базового образования и положение детей, находящихся в неблагоприятных условиях.

6.25. Правительствам следует в срочном порядке и с учетом существующих в конкретных странах особых условий и правовых систем принять энергичные меры, обеспечивающие равное право мужчин и женщин свободно и со всей ответственностью принимать решения по вопросам деторождения, иметь, по мере необходимости, доступ к информации, образованию и средствам, позволяющим им осуществлять это право в условиях уважения их свободы, достоинства и разделяемых ими ценностей с учетом этических и культурных соображений.

6.26. Правительствам следует принимать активные меры по осуществлению программ, направленных на создание и укрепление учреждений, занимающихся профилактикой и лечением заболеваний, которые были бы ориентированы на женщин, управлялись женщинами, предоставляли бы безопасные и эффективные и, по мере возможности, недорогие и доступные услуги в области охраны репродуктивного здоровья, обеспечивая ответственный подход к планированию размеров семьи, деятельность которых осуществлялась бы в условиях уважения свободы, достоинства и личных ценностей и с учетом этических и культурных соображений. Необходимо, чтобы программы были ориентированы на предоставление комплексного медицинского обслуживания, включая дородовое обслуживание, просвещение и информирование по вопросам здравоохранения и ответственного отношения к выполнению родительских обязанностей, а также на предоставление всем женщинам возможности для грудного вскармливания по крайней мере в течение первых четырех месяцев после рождения ребенка. Необходимо, чтобы эти программы были ориентированы на оказание полной поддержки производительной и репродуктивной роли женщин и содействие их благосостоянию, причем особое внимание следует уделять необходимости предоставления такого же или более совершенного медицинского обслуживания всем детям, а также снижению риска материнской и детской смертности и заболеваемости.

Деятельность

6.27. Национальным правительствам в сотрудничестве с местными и неправительственными организациями следует осуществлять или укреплять программы в следующих областях:

i) укрепление служб по оказанию основной медико-санитарной помощи детям в рамках предоставления первичной медико-санитарной помощи, включая программы в области дородового ухода, грудного вскармливания, иммунизации и питания;

ii) проведение широких мероприятий в области обучения взрослого населения методам применения пероральной регидратационной терапии для лечения диареи, лечения респираторных инфекций и профилактики инфекционных заболеваний;

Читайте также:  Что такое бады сибирского здоровья

iii) содействие мерам по разработке, изменению и обеспечению осуществления правовой основы защиты детей от эксплуатации в сексуальных целях и эксплуатации детского труда;

iv) защита детей от воздействия токсичных соединений, содержащихся в окружающей и производственной среде;

i) укрепление служб, занимающихся вопросами молодежи в секторах здравоохранения и образования и в социальном секторе, с целью предоставления более надежной информации, образования, консультативных услуг и лечения конкретных заболеваний, включая злоупотребление наркотиками;

i) вовлечение женских групп в процесс принятия решений на национальном и общинном уровнях в целях выявления рисков для здоровья и включения вопросов здравоохранения в национальные программы действий, касающиеся женщин и развития;

ii) создание конкретных стимулов для поощрения и обеспечения обучения женщин всех возрастов в школах и на курсах подготовки взрослого населения, в том числе по вопросам здравоохранения и оказания первичной медико-санитарной помощи, помощи на дому и ухода за беременными женщинами;

iii) проведение базовых исследований и изучение знаний, подходов и практики в области здравоохранения и питания женщин в различные периоды их жизни, особенно в том, что касается воздействия ухудшения состояния окружающей среды и предоставления соответствующих ресурсов;

d) коренные народы и их общины:

i) укрепление лечебных и профилактических медицинских служб путем предоставления ресурсов и обеспечения самоуправления;

ii) учет в системах здравоохранения традиционных знаний и опыта.

Средства осуществления

а) Финансирование и оценка расходов

6.28. По оценкам секретариата Конференции, средняя общая сумма ежегодных расходов (1993–2000 годы) на осуществление мероприятий в рамках этой программы составит около 3,7 млрд. долл. США, в том числе около 400 млн. долл. США, предоставляемых международным сообществом на безвозмездных или льготных условиях. Эта смета расходов носит лишь ориентировочный и приближенный характер и еще не рассматривалась правительствами. Фактические расходы и условия финансирования, в том числе любые нельготные условия, будут зависеть, помимо прочего, от конкретных стратегий и программ, решение об осуществлении которых будет принято правительствами.

b) Научно-технические средства

6.29. Следует принять меры по укреплению учреждений, занимающихся вопросами образования, здравоохранения и проведения научных исследований, в целях оказания помощи в деле укрепления здоровья людей, относящихся к уязвимым группам. Следует расширить социальные исследования по конкретным проблемам, с которыми сталкиваются эти группы, и изучить методы, обеспечивающие их гибкое и прагматическое решение, уделяя при этом особое внимание профилактическим мерам. Правительствам, учреждениям и неправительственным организациям, представляющим молодежь, женщин и коренные народы, следует оказывать техническую помощь по вопросам здравоохранения.

с) Развитие людских ресурсов

6.30. Мероприятия по подготовке кадров для служб, занимающихся вопросами охраны здоровья детей, молодежи и женщин, должны предусматривать меры по укреплению учебных заведений, обеспечению применения интерактивных методов обучения по вопросам здравоохранения и расширению использования средств массовой информации для распространения информации среди целевых групп. Это требует подготовки большего числа общинных медицинских работников, медсестер, акушерок, терапевтов, социологов и преподавателей, а также проведения просветительской деятельности среди матерей, семей и общин и укрепления министерств по вопросам образования, здравоохранения населения и т.д.

d) Создание потенциала

6.31. Правительствам следует, по мере необходимости, содействовать:

i) организации национальных межстрановых и межрегиональных симпозиумов и других совещаний в целях обмена информацией между учреждениями и группами, занимающимися вопросами охраны здоровья детей, молодежи, женщин и коренных народов, и

ii) женским организациям, молодежным группам, организациям коренных народов в секторе здравоохранения и оказывать им консультативные услуги по вопросам разработки, изменения и обеспечения осуществления правовой основы в целях создания здоровых условий жизни для детей, молодежи, женщин и коренных народов.

Источник

Adblock
detector