Увольняем госслужащего по медицинским показаниям
«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2015, N 8
Статьей 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (далее — Закон N 79-ФЗ) установлены ограничения, связанные с гражданской службой. В частности, на основании п. 4 ч. 1 данной статьи гражданин не может быть принят на такую службу, а гражданский служащий не может находиться на ней в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Мы рассмотрим вопросы, связанные с увольнением гражданского служащего, если его состояние здоровья не позволяет ему служить: что считать медицинским заключением, нужно ли предлагать перевод, по какому основанию прекращать служебный контракт.
Отбор на достаточно большое количество профессий проводится с учетом такого критерия, как состояние здоровья. Медицинская профпригодность имеет на сегодняшний день ничуть не меньше значения, чем интеллектуальная и иные. Медицинские критерии для отбора государственных служащих установлены документально, и отклонение от них может стать как основанием отказа в приеме на госслужбу, так и основанием для исключения из числа действующих госслужащих.
Для определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы, проводится диспансеризация, итогом которой как раз и может быть принятие работодателем решения о прекращении служебного контракта.
Отметим, что сразу несколько статей Закона N 79-ФЗ говорят о необходимости увольнения государственного служащего по состоянию здоровья:
- п. 8 ч. 1 ст. 33 — общим основанием увольнения с гражданской службы является отказ служащего от перевода на иную должность гражданской службы по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением либо отсутствие такой должности в том же государственном органе (ч. 2 и 3 ст. 28 Закона N 79-ФЗ);
- п. 1 ч. 1 ст. 37 — по инициативе представителя нанимателя служебный контракт может быть расторгнут ввиду несоответствия гражданского служащего занимаемой должности по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением;
- п. 2 ч. 2 ст. 39 — одним из обстоятельств, не зависящих от воли сторон и дающих основание для прекращения служебного контракта, является признание гражданского служащего полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- п. 2 ч. 1 ст. 40 — служебный контракт прекращается вследствие нарушения установленных Законом N 79-ФЗ обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения служащим должности гражданской службы и прохождения такой службы в случае, когда контракт заключен на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Рассмотрим эти основания подробнее.
Какой документ является медицинским заключением?
Прежде чем рассказать об увольнении госслужащего по медицинским показаниям, нужно разобраться, какой документ можно считать медзаключением. Например, справка МСЭ является таковым?
Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 984н были утверждены:
- Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими (далее — Порядок);
- Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению (далее — Перечень);
- формы заключения медицинского учреждения.
Коротко изложим Порядок диспансеризации. Это мероприятие проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в соответствии с графиком, утвержденным представителем нанимателя.
Для прохождения диспансеризации представитель нанимателя составляет поименный список гражданских служащих и направляет его за два месяца до начала диспансеризации в медицинское учреждение, которое, в свою очередь, утверждает совместно с представителем нанимателя календарный план проведения соответствующих процедур.
На гражданского служащего заполняется учетная форма 025/у-04 «Медицинская карта амбулаторного больного», утвержденная Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 255. Врачи-специалисты, принимающие участие в диспансеризации служащего, заносят результаты проведенных ими обследований в его амбулаторную карту и учетную форму 131/у-ГС «Карта учета диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего».
К сведению. После обследования гражданского служащего врач-терапевт с учетом заключений врачей-специалистов и результатов лабораторных и функциональных исследований определяет гражданину соответствующую группу состояния здоровья — от I до V.
По окончании диспансеризации врач-терапевт заполняет паспорт здоровья, указывая результаты осмотров врачей-специалистов, исследований, проведенных в процессе диспансеризации, группу состояния здоровья, заключения (рекомендации) врачей-специалистов и общее заключение врача-терапевта с рекомендациями по проведению профилактических мероприятий и лечению.
Медицинское учреждение на основании результатов диспансеризации гражданского служащего выдает ему свое заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего прохождению государственной службы (учетная форма 001-ГС/у, предусмотренная Приложением 3 к Порядку), подписываемое врачебной комиссией медицинского учреждения.
Если гражданскому служащему по результатам диспансеризации выдано заключение о наличии заболевания, препятствующего прохождению гражданской службы, медицинское учреждение, выдавшее соответствующее заключение, направляет его копию в государственный орган по месту прохождения гражданской службы в 10-дневный срок.
Обратите внимание! Медицинское заключение, применяемое в целях принятия решения о переводе или увольнении гражданского служащего, выдается по форме 001-ГС/у.
Но единственный ли это документ? Конечно, нет. Приказом Минздравсоцразвития России от 02.05.2012 N 441н определен Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений гражданам. Согласно п. 12 данного Порядка медзаключения выдаются гражданам по результатам проведенных медицинских освидетельствований, медосмотров, диспансеризации, решений, принятых врачебной комиссией, и в иных случаях, когда законодательством РФ предусматривается наличие такого заключения.
Медицинские заключения оформляются произвольно (за исключением случаев, когда законодательством РФ установлены иной порядок выдачи либо иная форма справки или медзаключения) с проставлением штампа медицинской организации или на ее бланке, подписываются врачами-специалистами, участвующими в вынесении заключения, руководителем медицинской организации, заверяются личными печатями врачей-специалистов и печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано ее полное наименование, соответствующее наименованию, указанному в ее уставе. В случае вынесения медзаключения врачебной комиссией медицинской организации оно также подписывается членами и руководителем комиссии.
К формам медицинских заключений можно отнести:
- справку, подтверждающую установление группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности . Дополнительно к этой справке выдается индивидуальная программа реабилитации;
- справку о результатах установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах ;
- программу реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания .
Форма утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24.11.2010 N 1031н.
Форма утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 20.10.2005 N 643 «Об утверждении форм документов о результатах установления федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и рекомендаций по их заполнению».
Форма утв. Постановлением Минтруда России от 18.07.2001 N 56 «Об утверждении временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания».
Теперь, понимая, какие документы могут дать основание представителю нанимателя для принятия кадрового решения, перейдем к рассмотрению оснований увольнения.
Увольнение в связи с отказом от перевода
Если государственный служащий предъявил представителю нанимателя медицинское заключение о том, что не может исполнять должностные обязанности по замещаемой должности гражданской службы, представитель нанимателя должен предоставить такому служащему соответствующую его квалификации и не противопоказанную по состоянию здоровья иную должность гражданской службы.
Отметим, что предложение вакантных должностей или уведомление о том, что таковые отсутствуют, необходимо делать в письменном виде в двух экземплярах, один из которых с отметкой служащего о получении останется у представителя нанимателя.
Обратите внимание! При переводе, предполагающем постоянное замещение должности гражданской службы, должны соблюдаться требования ст. 22 Закона N 79-ФЗ — замещение служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса. Однако в случае перевода по медицинским показаниям оно не требует конкурсного отбора.
Если предлагаемые должности гражданского служащего не устраивают и он отказывается от них (такой отказ должен быть зафиксирован письменно) или вакантных должностей в том же государственном органе вовсе нет, то в силу ч. 3 ст. 28 Закона N 79-ФЗ служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Обязанность представителя нанимателя предоставить иную должность, не противопоказанную по состоянию здоровья, не распространяется на ситуацию, когда заболевание служащего относится к Перечню, так как указанные в нем заболевания препятствуют прохождению государственной службы и в случае их выявления гражданский служащий подлежит увольнению.
Вопрос: Должен ли представитель нанимателя предоставлять какие-либо компенсации при переводе служащего, если должность, на которую он переводится, является менее оплачиваемой?
Законом N 79-ФЗ не предусмотрены гарантии гражданским служащим, переведенным на иные должности по состоянию здоровья. Однако в силу ст. 73 Закона N 79-ФЗ применяются нормы Трудового кодекса, согласно ст. 182 которого при переводе работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в предоставлении другой работы, на другую нижеоплачиваемую работу у данного работодателя за ним сохраняется средний заработок по прежней работе в течение одного месяца со дня перевода. А при переводе в связи с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с работой, — до установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности либо до выздоровления работника. Следовательно, представитель нанимателя обязан сохранить средний заработок по прежней должности, если гражданский служащий переведен на нижеоплачиваемую должность.
Несоответствие служащего замещаемой должности по состоянию здоровья
Согласно ст. 37 Закона N 79-ФЗ представитель нанимателя может уволить служащего, если он не соответствует замещаемой должности по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. При этом увольнение допускается, если служащего невозможно перевести с его согласия на иную должность гражданской службы (ч. 2 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
В случае расторжения служебного контракта по данному основанию представитель нанимателя обязан, в частности, иметь доказательства, подтверждающие одновременное наличие трех обстоятельств :
- гражданский служащий ненадлежаще исполняет свои должностные обязанности;
- таковое происходит вследствие состояния здоровья гражданского служащего;
- состояние здоровья служащего подтверждается медицинским заключением.
Справка Пермского краевого суда от 21.10.2008 «По результатам обобщения судебной практики по применению федеральных законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации», «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Таким образом, как только представителю нанимателя стало известно из медицинского заключения о том, что выполнение обязанностей по замещаемой должности служащему противопоказано или опасно для гражданских служащих или граждан, с которыми он связан по службе, можно инициировать увольнение и предложить вакантные должности. Отметим, что есть судебная практика, согласно которой при рассмотрении вопросов о восстановлении служащих, уволенных по пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ, суды даже не исследовали исполнение представителем нанимателя обязанности по предложению другой должности государственной службы и отказывали служащим в удовлетворении требований (Апелляционные определения Костромского областного суда от 13.06.2012 по делу N 33-793, Иркутского областного суда от 10.05.2012 по делу N 33-3922/2012).
Если служащий не согласен на предложенные вакантные должности государственной службы, служебный контракт прекращается по пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ. А вот если таковых не имеется, полагаем, что увольнение необходимо осуществлять не по пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37, а по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Обратите внимание! Гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания в отпуске и в период отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью менее четырех месяцев, а также в период временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода (ч. 3 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).
Полная нетрудоспособность
Если гражданский служащий признан медицинским заключением полностью неспособным к трудовой деятельности, в таком случае в силу п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы.
То есть по данному основанию служащий увольняется только в том случае, когда ему вовсе противопоказана трудовая деятельность, а не просто запрещено занимать какие-либо должности государственной службы или обнаружено заболевание из Перечня, препятствующее прохождению службы.
Обычно основание для увольнения по п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона N 79-ФЗ дают справка МСЭ и программа реабилитации инвалида, в которых установлена либо невозможность выполнения элементарной трудовой деятельности, либо способность к ее выполнению, но со значительной помощью других лиц (обычно это I группа инвалидности, в некоторых случаях — II).
Приказ Минтруда России от 29.09.2014 N 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Нарушение правил заключения служебного контракта
Ну и последнее основание увольнения по медицинским показаниям предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 40 Закона N 79-ФЗ. В частности, служебный контракт прекращается вследствие нарушения установленных Законом N 79-ФЗ или другими федеральными законами обязательных правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения замещения служащим должности гражданской службы и ее прохождения в случае заключения служебного контракта на исполнение должностных обязанностей, противопоказанных лицу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением.
Обратите внимание! В случае выявления нарушений правил заключения служебного контракта основанием увольнения будет п. 11 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Между тем мы полагаем, что вероятность увольнения по данному основанию стремится к нулю. Почему? Во-первых, для участия в конкурсе на замещение должности государственной гражданской службы претендент обязан представить документ об отсутствии у него заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению. Соответственно, к таким госслужащим это основание вообще не применимо. Во-вторых, если конкурс на должность государственной службы не проводился, то претендент на нее не обязан представлять сведения о своем здоровье (ч. 2 ст. 26 Закона N 79-ФЗ не предусматривает представление такого документа для заключения служебного контракта). То есть наличие противопоказаний по состоянию здоровья для занятия должности гражданской службы может выявиться только в процессе ее прохождения. А в этом случае при расторжении служебного контракта по данному основанию должны применяться п. 8 ч. 1 ст. 33 либо пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона N 79-ФЗ.
Вместе с тем при увольнении по п. 11 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ предусмотрены определенные гарантии для увольняемого: ему полагается месячное денежное содержание, если нарушение правил заключения служебного контракта допущено не по вине этого гражданского служащего.
Подведем итог
Иногда представитель нанимателя при выявлении медицинских противопоказаний для государственной службы увольняет гражданского служащего по п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ — несоблюдение ограничений и невыполнение обязательств, установленных Законом N 79-ФЗ и другими федеральными законами. Суды, отказывая в исках о восстановлении таких работников, ничего не имеют против данного основания увольнения, обосновывая его п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ, которым установлен запрет нахождения на гражданской службе лиц, имеющих заболевания, препятствующие поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденные заключением медицинского учреждения (Апелляционное определение Московского городского суда от 30.11.2012 по делу N 11-25770/2012).
Источник