VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ
Каждый человек трудную жизненную ситуацию рассматривает по своему, чтобы понять, что же такое «трудная жизненная ситуация» необходимо обратиться к научной литературе и нормативно-правовой базе.
Рассмотрим нормативно-правовые акты. Так понятие «трудная жизненная ситуация» как категория социальной работы раскрывается в следующих нормативно-правовых актах:
В Федеральном Законе «О государственной социальной помощи», принятом Государственной Думой 25 июня 1999 года (с последними изменениями от 23.11.2015 № 178-ФЗ). В данном нормативно-правовом акте (ФЗ — «О государственной социальной помощи) дается следующее определение: «трудная жизненная ситуация — обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина, и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно». [1]
Еще одно определение «трудной жизненной ситуации» предоставляется в Национальном стандарте Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст. «Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина по причинам инвалидности, неспособности к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом или болезнью, безработицы, сиротства, одиночества, безнадзорности, малообеспеченности, конфликтов и жестокого обращения в семье, нарушения законных прав и интересов, отсутствия определенного места жительства и т.д., которую он не может преодолеть самостоятельно». [2]
Категории граждан, нуждающиеся в социальном обслуживании, предоставляются в Федеральном Законе от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ»Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21 июля 2014 года). [3]
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
Н.Г. Осухова считает, что трудные ситуации можно различать по уровню или степенью их сложности «…если провести условную прямую линию и на одном полюсе этого континуума поместить ситуации обыденной жизни, на другом – окажутся экстремальные ситуации, т. е. ситуации предельной для человека степени сложности» [4]
В глоссарии социальной работы Холостовой Е.И понятие «трудная жизненная ситуация» определяется так : «Трудная жизненная ситуация- ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может самостоятельно преодолеть». [5]
На основе анализа литературы можно сделать вывод, что трудная жизненная ситуация делится на:
Экстремальные ситуации по критерию происхождения делятся на природные, техногенные, и психологические. Максимальная степень каждой из них определяется последствиями для индивида. Человек, находясь в центре каждой из трех типов ситуаций, всегда сталкивается с угрозой жизни или благополучию.
В экстремальных ситуациях природного происхождения в большей степени играют роль естественные процессы. Землетрясения, цунами и другие природные явления выступают именно теми опасностями, которые сопровождают человечество на протяжении всей его истории и остаются неподвластными управлению. Усиление прогресса, с другой стороны, способствует тому, что человек пытается овладеть силами природы и, в свою очередь, может спровоцировать нарушение естественных процессов.
Экстремальные ситуации техногенного характера в большей степени определяются активностью, либо наоборот, пассивностью человека. Научно-технический прогресс способствует постоянному усложнению машин, как новой реальности, которые сам человек и создает. Увеличение количества машин повышает вероятность аварий с их участием, усложнение технических средств повышает возможности их поломки. Наоборот, пассивность человека способствует накоплению огромного количества изношенных технических средств, что, в свою очередь может явиться причиной техногенной экстремальной ситуации.
Трудная жизненная ситуация социального характера возникает в социуме, а причиной этой ситуации является только человек. Он сам порождает эти ситуации, переживает их и получает определенный результат.
В настоящее время понятие «трудная жизненная ситуация» используют редко, заменяя на понятие «нуждающиеся».
Нуждаемость является общим и универсальным понятием, для основания получения социального обеспечения, чем трудная жизненная ситуация. Любой гражданин может обратиться к государству, если почувствует нужду в социальной сфере, будь то жилищный или финансовый вопрос. Трудная жизненная ситуация — более широкое определение, это ситуация, которая нарушает привычный для человека образ жизни, которую человек не может преодолеть самостоятельно.
Одной из самых важных и социально значимых задач в настоящее время состоит в том, чтобы найти пути решения снижения количества трудных жизненных ситуаций, в которые попадают люди. Необходимость решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране достаточно сложная социальная обстановка, но прежде всего тем, что люди, находясь в социальной психологическо-экстремальной ситуации, очень часто не могут самостоятельно определить решение проблемы.
Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 . N 178-ФЗ г. Москва «О государственной социальной помощи».
Национальный стандарт Российской Федерации «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 532-ст.
Федеральный Закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. для вузов. – 2-е изд. – М.: «Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 200с.
Источник
Определение понятия «трудная жизненная ситуация»
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации :
- дети, оставшиеся без попечения родителей;
- дети — инвалиды;
- дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
- дети — жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- дети, находящиеся в специальных учебно — воспитательных учреждениях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
В соответствии с данными определениями трудную жизненную ситуацию ребенка могут подтвердить следующие документы:
1. Ходатайства, справки, заключения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, подтверждающие, что жизнедеятельность ребенка объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и они не могут быть преодолены самостоятельно или с помощью семьи.
2. Справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности ребенка.
3. Медицинская справка о состоянии здоровья ребенка.
4. Справка органов Федеральной миграционной службы о наличии у ребенка статуса беженца или вынужденного переселенца и/или членов его семьи.
5. Справка органов социальной защиты населения о проживании ребенка в малоимущей семье.
6. Иные документы, подтверждающие нахождение ребенка в трудной жизненной ситуации.
Источник
ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
ФЕНОМЕН ЗДОРОВЬЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Фактор здоровья является тем социобиологическим признаком, который вносит дифференциацию в групповые различия людей в обществе. «Здоровье — нездоровье» — специфическая система координат, в которой осуществляется функционирование человека в системе общественных связей и производственных отношений. Она накладывает определенные штампы на ролевое поведение субъекта, определяет в той или иной мере пределы и возможности его жизнедеятельности. В социальной работе принято рассматривать проблемы физического и психического здоровья человека в контексте проблем, связанных с возможностью осуществления его прав на равенство, гармоничное развитие и достойное существование.
Хотя представления о том, что является болезнью, а что здоровьем, не вызывают вопросов, с научной точки зрения эта проблема до конца не выяснена. Тем не менее подход к этой проблеме и ее интерпретации имеют большое значение для социального работника.
Ученые не оставляют попыток объяснить феномены здоровья и болезни, определить их критерии. При этом основным ориентиром и объектом критики обычно служит естественнонаучная позиция биомедицины. Серьезный интерес вызывают также исследования стрессов, экологические и культурно-антропологические интерпретации понятий болезни и здоровья.
Роль теоретических подходов к понятию болезнь (в его противопоставлении понятию здоровье) состоит в том, что они выступают предпосылками общественной практики. В настоящее время понятие здоровье связывается с отсутствием феномена болезни. Описанные ниже концепции предстают, с одной стороны, в качестве ориентиров для теоретических обоснований и конкретной практики. С другой стороны, они представляют собой системы, имеющие значение для определения природных и общественных феноменов, с которыми имеет дело социальный работник.
Болезни понимаются биомедиками как объективные органические структурные и функциональные изменения в организме, имеющие специфические причины. Основные положения биомедицины, сохраняющие значение и по сей день, восходят к естественнонаучным концепциям, утвердившимся в медицине XIX в. и позже вошедшим в общую теорию биомедицины. Развитие анатомии определило понимание болезни как изменения органов, тканей и клеток и соответствующую диагностику. Развитие экспериментальных основ в естественных науках шло в русле физиологических исследований, что также способствовало пониманию болезни как расстройства физических и органических функций. С открытием специфических микроорганизмов как возбудителей инфекционных болезней биомедицина получила новую ориентацию на исследование причин болезней и их лечение 33 .
Систему диагностики естественнонаучной медицины можно классифицировать следующим образом:
— болезни представляют собой морфологические изменения (на уровне органов и тканей) и физиологические функциональные расстройства, отклонения от нормы;
— болезни имеют специфические эндогенные и экзогенные причины, которым соответствуют специфические виды болезней (онтологическое понимание болезней и специфические положения);
—болезни можно рассматривать как чисто биологический феномен, что позволяет объяснять болезнь на основе физиологических и химических процессов;
— благодаря своей природной обусловленности, организм можно рассматривать как отдельный феномен. Окружающая среда имеет существенное значение в отношении экзогенных болезней.
Биомедицинские концепции развивались в рамках системы «человек — среда», подвергавшейся постоянным изменениям под воздействием различных технологических ресурсов. Основой и последствием этих изменений явились, с одной стороны, капиталистический способ производства и соответствующая ему организация общества, а с другой — аналитический метод научного познания. Медицина успешно использовала этот метод применительно к организму человека, который рассматривается как система а) тканевых структур и функций на уровне клеток; б) механических и гидравлических процессов; в) процессов энергетического обмена и изменения ткани; г) электрохимических и биохимических регуляционных процессов. Соответственно этому развивается и практическая медицина как система различных технологий, воздействия на физиологические процессы.
Стресс и проблемы здоровья
Начиная с 30-х гг. XX в. понятие «стресс» получает широкое исследовательское поле.
Физиологическая теория стресса, разработанная канадским физиологом (эндокринологом) Гансом Селье в 1956 г., до сегодняшнего дня остается отправным пунктом исследований стрессов в различных дисциплинах. Вводя в научный обиход понятие «стресс» (1936 г.), Селье понимал под ним состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в особо трудных и сложных условиях. В отличие от понятия «стресс», принятого в обыденной жизни, в физиологической теории стресс означает общее состояние организма, которое характеризуется типичным биологическим образцом реакции. Стресс понимается как относительно стереотипная адаптационная реакция организма на воздействие стрессопорождающих типа: жары, холода, инфекции, инъекции адреналина и противотуберкулезной прививки, травмы и т.д., иногда сопровождающаяся расстройствами нервной системы, аффективными возбуждениями и т.д. Все эти процессы в организме в стрессовой ситуации Селье называл «всеобщим синдромом адаптации» . Если организму не удается преодолеть воздействия стресса посредством активации физиологических процессов и удержаться в состоянии повышенной мобилизации сил, происходит резкое сокращение действия мобилизирующих адаптивных механизмов и организм оказывается в стадии истощения.
В этой концепции стресс рассматривается как явление, которое имеет не только разрушительные последствия, но и способное рестабилизировать активность нейропсихологической системы. Это дает основание для нового подхода к пониманию болезни и здоровья. Здоровье понимается как общая способность организма преодолевать неординарные ситуации, а болезнь рассматривается как результат ‘чрезмерного требования физических компенсационных мощностей. Эта концепция соотносит болезнь с общим состоянием организма и его динамикой, включая взаимоотношения с окружающим миром 34 .
Однако эта концепция не ограничилась лишь физиологическим системным уровнем, включив в поле внимания сознательную работу индивида при столкновении с неблагоприятной внешней средой.
Стресс как психофизиологическое явление. Эта концепция пытается обобщить отношения между стрессовой ситуацией, подходами в восприятии и интерпретации, эмоциональными и поведенческими реакциями и физиологическими процессами. Преобладающими являются тенденции, которые в качестве критериев подчеркивают чрезмерные требования к имеющимся в распоряжении когнитивным, эмоциональным и поведенческим процессам преодоления с учетом конкретной ситуации.
Относительно дифференцированная психологическая концепция стресса возникла в результате исследований Р.Лазаруса и его сотрудников. В этой модели основная роль отводится восприятию и оценке ситуации, а также переживанию опасности. Столкновение индивидуума с окружающим характеризуется как стресс в том случае, если восприятие ситуации и ее физическая, психическая и поведенческая переработка содержат элемент опасности для индивидуума.
Эта теория стресса относится к моделям трансакции. В ней не акцентируется внимание ни на характерных чертах ситуации, ни на видах реакции, ни на индивидуальных состояниях, нет и попытки соотнести психическое восприятие стрессовой ситуации с болезнью. Основной темой этой концепции является рассмотрение болезни в качестве способа регулировать стрессовую нагрузку в процессе взаимоотношений человека с окружающим его миром наряду с другими социально позитивными или социально негативными способами этой регуляции 35 .
Социально-научный подход в теории болезни
Исследования здоровья и болезни проходят по двум направлениям. Одно из них изучает социально обусловленные предпосылки возникновения болезней, другое —психические, психосоциальные и социальные последствия болезней.
При изучении социальных предпосылок болезней часто используется методика социальной эпидемиологии. Возникновение, распространение, протекание болезни при этом подходе рассматривается в связи с социальными явлениями и ситуациями, которые могут быть совершенно различными по содержанию, уровню и степени распространения. Это могут быть, например, принадлежность к определенному слою населения, степень урбанизации, мобильность, структура семьи, социально-культурные преобразования, этническое происхождение, т.е. относительно устойчивые переменные величины, охватывающие большие слои населения; но также и специфические переменные величины, носящие скорее личностный характер, например: непостоянство статуса, неудовлетворенность профессиональной деятельностью, нарушения в структуре личности, ролевые конфликты и т.д.
Исследования показали социальную обусловленность многих болезненных явлений, таких, как высокая младенческая и материнская смертность, ранняя, физическая и душевная инвалидность, нарушения физиологических процессов, стрессовые ситуации, инфекционные болезни, психические, сердечно-сосудистые и онкологические заболевания и т.д.
Социальное неравенство и болезнь: множество исследований указывает на повышенный уровень заболеваемости и смертности в низших слоях населения по сравнению с высшими. Жизненная ситуация в целом и условия жизнедеятельности оказывают непосредственное влияние на индивидуальные жизненные возможности, опасность возникновения заболевания, на показатели времени и причины смерти 36 .
Профессиональная деятельность и болезнь: отчасти это направление конкретизирует тему «Социальное неравенство и болезнь», так как трудовая деятельность является важным аспектом категории «слой населения»: условия работы и специфика профессии предполагают возможность появления тех или иных видов профессиональных заболеваний, а также связана с вопросами инвалидности и смертности. В связи с этим различаются объективные и субъективные компоненты профессиональной деятельности и ситуации. К первым, например, относятся безработица, статус профессии, ролевые конфликты, уровень ответственности и т.д., ко вторым — эмоциональный стресс, общая подверженность заболеваемости, психосоматические заболевания и т.д. 37 .
Психосоциальные жизненные события и болезнь. Эта концепция обосновывает взаимосвязь между тяжелой (напряженной) жизненной ситуацией и заболеваниями. Основная идея:
трудные жизненные обстоятельства и события требуют особых социальных, эмоциональных и когнитивных затрат на их преодоление и обусловливают развитие психосоциального стресса. При этом возникает повышенная опасность развития болезни. Это особенно наглядно проявляется при психических и сердечных заболеваниях. Однако в этой концепции не учитываются условия и тенденции развития, присущие обществу в целом, хотя косвенно и рассматриваются относительно вида, времени и масштаба того или иного конкретного события. Недостаточное внимание уделяется также субъективным стрессовым реакциям и формам адаптации к изменениям в жизни.
Социальный иммунитет и социальная предрасположенность к заболеванию
Исходным пунктом теории «биосоциальной резонации» явился подтвержденный многими исследованиями социальный фактор возникновения болезней. Однако тезис о том, что соответствующие факторы социального и биофизического типов вызывают специфические заболевания, автор теории Мус (Moos) признал недостаточным. Он признает важную роль общих социальных условий, но не считает их определяющими.
Вид и масштаб болезней предстает во взаимосвязи с условиями общественной системы, которые определяют ту или иную степень «социального иммунитета» либо «социальной предрасположенности к заболеванию». Общественные процессы понимаются им как постоянный информационный канал: участие в этих коммуникационных сетях, осуществляемое на уровне центральной нервной системы и нейроэндокринных процессов, имеет свой физиологический коррелят («биосоциальную резонацию»).
Концепция соотносится с результатами физиологического и психологического исследования стресса. Достоинство этой теории состоит в том, что она спроектировала социобиологическую модель, не ограничившись, рассмотрением только одной из сторон проблемы. Однако ее недостатком является то, что она рассматривает людей и социальные системы исключительно в плане усвоения информации и коммуникаций. Общественное бытие включает в себя не только обмен посредством символов, но и реальный обмен с существующим миром 38 .
Исследования различных аспектов здоровья и болезни социологическими, психологическими, психофизиологическими, медицинскими и другими научными направлениями привели к необходимости создания обобщающей теории.
Средний уровень интеграции представляют попытки систематизировать имеющийся эмпирический опыт в формальную модель на основании данных условий и воздействий. Например, модель Кагана и Леви представляет взаимосвязь социальных и социально-психических факторов с органическими заболеваниями. Основанием этой модели стало положение о социальной обусловленности болезней, как это принято при изучении эпидемий. Указанная психосоциальная предрасположенность сочетается с индивидуальными психобиологическими реакциями, специфика которых зависит от генетических и биографических моментов. Данная ситуация при определенных условиях может активизировать психические и физиологические механизмы. Каган и Леви имеют здесь в виду активации, изучаемые в ходе психологического и физиологического исследования стресса. При наличии соответствующих предпосылок могут проявиться пред стадии заболеваний, физические функциональные изменения и, наконец, органические заболевания. Психофизиологические механизмы, предстадии болезней и непосредственно сами болезни имеют постоянное обратное воздействие на общие психосоциальные условия и психобиологические реакции.
Общественное здоровье в контексте проблем инвалидизма
Западные исследователи используют термин « инвалидизм» для обозначения общественного концепта дискриминации человека с ограниченными на основе фактора здоровья возможностями. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) к состоянию ограниченных возможностей относит:
• недуг — любую утрату или аномалию психологической, физиологической либо анатомической структуры или функции;
• ограниченные возможности — любое ограничение или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность так же или в пределах того, что считается нормой для человека;
• недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченных возможностей конкретного человека, препятствующее выполнению им какой-либо нормативной роли (исходя из возрастных, половых и социокультурных факторов) 39 .
В социальной работе существуют два подхода к проблемам ограниченных возможностей — медицинский и социальный. Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические изъяны должен приспособиться к окружающей среде. Для этого он должен пройти процесс медицинской реабилитации, чтобы соответствовать нормам, существующим в обществе. Медицинский подход отделяет людей с ограниченными возможностями от других групп, поддерживает общественные стереотипы о невозможности самостоятельного существования данной группы людей вне поддержки профессионалов и добровольных помощников, влияет на законодательство и социальный сервис. Социальный, или интерактивный, подход базируется на интересах людей с ограниченными возможностями. Согласно данному подходу, социальная интеграция должна осуществляться не на условиях людей, обладающих здоровьем, а на условиях людей с ограниченными возможностями. Под воздействием таких гуманных установок будет изменяться не только человек, но и все общество, когда-то выработавшее негуманные нормы 40 .
Клиенты и проблемы здоровья
Согласно зарубежным исследованиям, основные проблемы клиентов медицинской социальной службы связаны с проблемами здоровья, уходом за детьми, с проблемами наркомании и алкоголизма, последствиями посттравматических стрессов, несчастных случаев и т.п. Типичными являются следующие виды помощи: информирование клиента по проблемам заболеваний его родных и близких, помощь в госпитализации больных СПИДом и алкоголизмом, рекомендации молодым родителям по уходу за ребенком и т.п. 41
В связи с тем, что социальные работники осуществляют свою деятельность в учреждениях здравоохранения, они имеют дело с клиентами, которые проходят различные курсы лечения в условиях стационарного обслуживания. Они сталкиваются со специфическими реакциями клиентов, вызванными различными фобиями (страхами). Общеизвестны фобии, связанные со страхами, вызванными закрытыми помещениями (клаустрофобия), боязнью больших площадей (агорафобия). В повседневной практике социальный работник встречается и с такими видами страхов, как ипохондрия и канцерофобия. Ипохондрия — это страхи, вызванные предположением у себя неизлечимых болезней; иногда ипохондрия может возникнуть после сильного потрясения, соматических заболеваний, при депрессиях различной этиологии. Канцерофобия — одна из разновидностей ипохондрии — страдающие ею боятся опухолей мозга, рака желудка, прямой кишки и т.п. Поводом для страхов могут выступать неопределенные соматические реакции, впечатления от болезни близкого человека, воспоминания и т.п. 42
Клиент и проблемы психического здоровья
Под психическим здоровьем понимают отсутствие психических расстройств, что подразумевает личностное и социальное благополучие человека, внутреннее равновесие и адекватное поведение. Психосоциальное здоровье клиента связано с определенными биопсихосоциальными опасностями, обусловленными возможными хроническими болезнями, психотравмирующими ситуациями, эпидемиями. Согласно исследованиям ВОЗ, сегодня можно наблюдать, что две трети населения имеют одну-две хронические болезни. Например, пожилые люди наиболее уязвимы со стороны циркуляционных нарушений, артритов, ревматизмов, диабетов и т.п., которые могут присутствовать как по отдельности, так и в совокупности.
Значительную группу среди клиентов, нуждающихся в помощи социальных работников, представляют люди с такими психическими болезнями, как аутизм, олигофрения, а также больные с гестациозными и метаболическими нарушениями, черепно-мозговыми травмами и т.д.
Особый класс пациентов представляют лица, неврозы которых вызваны психотравмирующими ситуациями. В условиях лечебных учреждений могут возникнуть, особенно у мнительных пациентов, ятрогении и эгогении. Ятрогения — это психогенные расстройства, возникающие в результате негативных слов или действий медицинского персонала. Эгогении — отрицательные самовнушения больного, связанные с сомнениями в правильности своего диагноза и опасности своей болезни. Отечественные исследователи выделили среди основных семейно-бытовых и производственных психотравмируюших ситуаций представленное в таблице 28 соотношение в % на 1000 пациентов 43 :
Источник