Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)
статья по теме
В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факторы риска, внешние и внутренние угрозы образовательной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psih_zdorove.docx | 49.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)
Педагог-психолог МБДОУ №85 «Радуга»
г. Симферополь РК
Хохоля Александра Николаевна
Стратегическим курсом модернизации образования в современных условиях является его гуманизация, которая предполагает обновление содержания образовательного процесса на основе идей признания самоценности человека, его права на свободное самоопределение, наиболее полную реализацию способностей и удовлетворение образовательных потребностей . Ни для кого не секрет, что для свободного проявления своих индивидуальных особенностей человек должен чувствовать себя в безопасности .
Потребность в безопасности и защите считается первичной по шкале потребностей, разработанной А. Маслоу, известным американским психологом.
Проблема безопасности образовательной среды имеет различные аспекты:
— безопасности физического здоровья детей (санитарно-гигиенические условия, медицинское сопровождение, двигательная активность и т. д.,
Остановимся на психологическом здоровье детей , так как оно является показателем психологической безопасности образовательной среды .
В современной педагогической психологии условия, в которых осуществляется обучение и воспитание, определяются как образовательная среда.
Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно–предметном окружении.
Образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных.
Т.о. образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования и специально организованных психолого–педагогических условий для формирования и развития личности.
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества от внутренних и внешних угроз.
Психологическая безопасность — это состояние психологической защищённости, а также способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой.
Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье — условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни.
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза».
Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;
Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;
Угроза – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества.
Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию.
По данным социологических исследований, достаточно большой процент родителей — до 75% — озабочены проблемами безопасности ребенка в образовательной среде. Родителей волнует, что не всегда в детском саду или в школе обеспечена защита прав и достоинств ребенка, их волнует проблема конфликтности отношений детей между собой и школьников с педагогами. Родителей беспокоит, чувствует ли ребенок себя в образовательной среде понятым, принятым, позитивно оцененным, уважаемым вне зависимости от его академических успехов. Еще в большей мере родителей волнует возможность деструктивных влияний на психику ребенка со стороны сверстников и старших детей.
Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья.
Могут быть в образовательной среде следующие факторы риска : низкая активность педагогов и учащихся, недостаточное обеспечение материально-технической базы школы, а также кадрового состава, несформированность практических и социальных навыков, опыта и умений, уровень культуры и воспитания, особенности личности участников образовательного процесса, недостаточность профилактики физического и психического нездоровья. Объединяя все это, можно выделить такие факторы риска .
1. Фактор учебной нагрузки (он представляет собой информационную сторону организация обучения: объем заданий, уроков. распределение учебной нагрузки во время учебного года, четверти, недели, учебного дня);
2. Фактор условий обучения (сюда входят реальные условия учебного процесса: размеры учебной мебели, освещение, полиграфические параметры учебников, вентиляция учебных помещений и т. д. — все, что подлежит нормированию в аспекте гигиены);
3. Фактор взаимоотношений (он обобщает стили взаимоотношений учащегося и педагога, включая оценку результатов педагогом учебной деятельности ученика, а также взаимоотношения школьника с родителями). Нарушения в системе этих взаимоотношений будут отражаться на психическом состоянии учеников.
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Образовательная среда школы и ее участники могут подвергаться как внешним, так и внутренним угрозам . На уровне личности к основным внутренним угрозам относят: внутренний дисбаланс и психологическое напряжение личности, психологическое неблагополучие, нестабильность и нарушение психического развития и здоровья, к внешним — неудовлетворенность психологическими характеристиками среды и неустойчивость к воздействиям со стороны людей и групп.
На уровне образовательной среды к основным внутренним угрозам относят: негативное отношение к образовательной среде ее участников, нарушение спокойствия и порядка в образовательном учреждении, трудности в общении участников среды, к внешним — чрезвычайные ситуации в социальной, технической и экологической сферах, криминализация общественных отношений.
Таким образом, определяя психологическую безопасность, как состояние устойчивости психики, психологи предполагают поддержание некоторого баланса между устойчивостью человека и негативными воздействиями на него окружающей среды. Психологическая безопасность среды и личности неотделимы друг от друга, они представляют собой модель нормального функционирования и устойчивого развития человека во взаимодействии со средой.
К психологическим характеристикам образовательной среды образовательного учреждения, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят :
— высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,
— повышение родительского и общественного участия,
— поддержку учащихся в период возрастных кризисов,
— удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,
— уважительное отношение и др.
Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды образовательного учреждения должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.
Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде образовательного учреждения возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе формируется система отношений, черты характера учащихся.
Педагог может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся
— возможность выслушать с уважением друг друга,
— выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,
— узнать различные точки зрения,
— рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,
— умение справляться с чувствами.
Как уже говорилось, Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья.
Психологическое здоровье — основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я».
Здоровье ребенка можно трактовать как интегрирующую часть заказа на качественное современное образование со стороны государства, общества, и индивида. Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления.
Что может свидетельствовать о психологическом здоровье детей ? Конечно же положительное эмоциональное состояние, наличие настроения.
К критериям благоприятного состояния психики относится положительное эмоциональное состояние, наличие настроения, которое включает: эмоциональную устойчивость (самообладание); зрелость чувств, соответственно возрасту; управление негативными эмоциями (страхом, гневом, завистью и т. д.); свободное естественное проявление чувств и эмоций.
Соответственно неблагоприятное состояние психики – деструктивные эмоциональные состояния (тревога, страх, злость, отсутствие настроения.
Таким образом, можно сказать, что существует два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье человека:
Первый признак – это позитивное настроение, в котором находится человек.
Второй признак – это высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха, неудачи и других подобных состояний.
Уровень психических возможностей, с одной стороны, связан с наследственными факторами – с особенностями нервной системы человека. Так, одни люди по своей природе очень возбудимы и поэтому сильно подвержены нервным срывам, а другие, наоборот, мало волнуются и быстро выходят из негативного психического состояния.
С другой стороны, психические возможности зависят от умения человека управлять своими состояниями и поведением, несмотря на различные отрицательные воздействия. Способность управлять своей психикой является ведущим показателем психического здоровья.
Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками образовательной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии.
Источник
Психологическая безопасность образовательной среды
материал по психологии на тему
Методические материалы отражают понятие и критерии оценки психологически безопасной образовтаельной среды, дают характеристику последствий при нарушении психологичсекой безопасности ребенка, предлагают педагогу алгоритм практических действий в ситуациях психологической травмы у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методические рекомендации для педагогов «Психологическая безопасность образовательной среды» | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(методические рекомендации для педагогов)
Составила педагог-психолог – Е.В. Мишина
Психологическая безопасность образовательной среды – это процесс обеспечения сохранения и развития психических функций, личностного роста и социализации включенных в неё участников, максимальной реализации их способностей во взаимодействии и неразрывной связи с образовательной средой.
Важнейшими системообразующими факторами в системе «человек – образовательная среда» становятся такие способности субъекта деятельности, как целеполагание, саморегуляция, рефлексия. Развитие этих способностей у участников образовательных отношений имеет ключевое значение в достижении безопасности образовательной среды.
Выделяется четыре критерия психологической безопасности образовательной среды :
- защищённость от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательного среды, убежденность в том, что пребывание в такой образовательной среде безопасно;
- отношение к образовательной среде как важной, значимой; желание принадлежать к её участникам, ориентироваться в своей деятельности и поведении на коллективные цели, мнения и ценности;
- уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия участников образовательных отношений; удовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении;
- эффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.
При несоблюдении вышеперечисленных критериев возникают соответствующие риски и угрозы психологической безопасности образовательной среды.
Понятие «кризис» (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход) — переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. Кризис — состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности. Затяжной, хронический кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно-психического или психосоматического страдания. Кризисной называют ситуацию, когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств. Выделяются два типа кризисных ситуаций : обусловленные изменениями в естественном жизненном цикле или травмирующими событиями жизни.
Обеспечение безопасности образовательной среды в кризисных ситуациях включает три основных типа мероприятий :
- профилактические меры;
- непосредственное действие в чрезвычайной ситуации;
- послекризисные меры
Действия в ситуации кризиса включают:
- — подготовку учителей, и персонала, согласование с планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) различного уровня;
- — вовлечение других служб: полиции, представителей служб системы РСЧС [1] , медицинских работников, службы социальной поддержки,
- — определение регулярности встреч антикризисных бригад, действующих в образовательных организациях, и местного (территориального) антикризисного подразделения;
- — выявление и обсуждение потенциально опасных ситуаций, а также учащихся с эмоциональными и поведенческими проблемами.
Антикризисный план должен включать в себя следующие блоки:
— организационный (кто будет отвечать за планирование и порядок действий в ЧС),
— методический (выявляются критерии для оценки эффективности работы),
— ресурсный (материально-технические и кадровые вопросы).
Вторым направлением антикризисной работы выступает деятельность антикризисной команды . Акцент делается на позитивном опыте, который учащиеся могут получить в межличностном и учебном взаимодействии в школе. Принятие и уважение, межличностная и академическая успешность обеспечивают позитивное восприятие школы и себя в ней.
Следующее направление антикризисной работы в школе это реализация программы по созданию доброжелательного климата в школе. Доброжелательный климат в школе формируется как на уровне социальной, так и физической среды. Социальная среда включает общепринятые нормы и правила, выработанные в ученическом, родительском и педагогическом; коллективах. Физическая, среда предполагает организацию материально-технического пространства и сложившийся режим работы.
Создание безопасной школы предполагает работу с учащимися группы риска , которые могут проявлять агрессивное поведение, склонность к суицидальному поведению, химическую зависимость. Большая роль в выявлении и поддержке подростков группы риска принадлежит школьному психологу, имеющему возможность своевременной диагностики и консультирования, к которому родители могут обратиться за консультацией.
Необходимо обращать особое внимание на ранние, предостерегающие признаки академических и поведенческих трудностей ребенка . Низкая школьная успеваемость, отсутствие академических интересов, чрезмерная изоляция, одиночество, выраженная агрессивность в рисунках и сочинениях неконтролируемые вспышки гнева, дисциплинарные проблемы, нетерпимость к различиям, употребление наркотиков и алкоголя, связи с бандами, угрозы насилия — эти и другие особенности поведения учащегося могут быть знаком того, что требуется помощь выхода из сложной ситуации.
Для преодоления трудной жизненной ситуации, в которую попал ребенок, школа разрабатывает схему вмешательства . Незамедлительное вмешательство необходимо при следующих обстоятельствах: обучающийся представляет подробный план (время, место, способ) нанесения повреждений себе или другим, особенно в случае уже имеющейся истории агрессивного поведения или попыток осуществления угроз в прошлом; у обучающегося есть оружие, и он угрожает применить его.
Родителям и опекунам в случае риска следует обратиться за помощью в соответствующие службы (полицию, скорую медицинскую помощь, муниципальный или региональный центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации).
Кроме того, еще необходимо знать, как действовать в этих ситуациях, с кем поделиться своими наблюдениями и где искать помощи.
В школе создаются специальные группы поддержки учащихся , в план работы которых входят индивидуальная поддержка и кризисное вмешательство.
Одним из видов трудной жизненной ситуации является суицидальное поведение детей и подростков. Суицидальное поведение у подростков и молодежи должно быть понято только как многофакторное явление, в котором необходимо учитывать индивидуальный, семейный, социальный, экономический и культурный контексты.
Первичные меры . Профилактика суицидального поведения может решать различные задачи: контроль и ограничение доступа к различным средствам аутоагрессии, контроль факторов и групп риска, оказание медико-психологической помощи конкретной личности. Психологическая превенция суицида (предотвращение суицидального поведения) осуществляется преимущественно в форме обучения распознаванию суицидальных проявлений и оказанию своевременной помощи близким людям.
Вторичные меры : что делать, когда учащийся угрожает кончить жизнь самоубийством. Главная цель — предотвратить суицид. Оценка риска самоубийства: крайняя (учащийся имеет средство совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий). Поведенческие настораживающие признаки: депрессивное настроение, изменение аппетита, поведения, школьной успеваемости, безнадежность, беспомощность, инертность, потеря интереса к тому, что раньше увлекало, изоляция.
Третичные превентивные меры : после угрозы, попытки или совершения самоубийства. Это — травматическое, кризисное событие для очевидцев и свидетелей происшествия. Необходимо адекватные и своевременные действия для снижения последствий и уменьшения вероятности дальнейших случаев. Сюда входит оповещение, возможность проконсультироваться с психологом, внимание к эмоциональному климату в школе и его изменению.
Важными превентивными средствами выступают – Телефоны экстренной психологической помощи, или телефон доверия, и Кризисное консультирование
ДЕЙСТВИЯ В СИТУАЦИЯХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ У ДЕТЕЙ
Детям дошкольного возраста особенно тяжело справиться с изменением и утратой. К тому же у них еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события могут наблюдаться регрессия на более ранние поведенческие стадии, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии. К другим типичным для этого возраста реакциям относятся страх сепарации (утраты) с родителями, беспричинный плач, неподвижность и/или гиперкинез.
В возрасте от 5 до 11 лет можно наблюдать сходные типы реакций. В дополнение могут проявиться страх школы, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями — комплекс школьных и поведенческих проблем. Могут также появляться и обостряться жалобы на плохое самочувствие и боли.
В подростковом возрасте повышается риск обращения к неадаптивным формам совладания со стрессовой ситуацией — алкоголю, наркотикам. Переживания беспомощности и нестабильности мира могут быть очень болезненны в этом возрасте: эмоциональное оцепенение, проблемы в общении со сверстниками, депрессия, антисоциальное поведение, проблемы в обучении, суицидальные мысли, избегание каких либо напоминаний о травматическом событии.
Что делать? Как реагировать на подобные проявления ребенка? Уважайте потребность побыть одному в случае, если ребенок уединяется и не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться (хотя бы пошлите за мелом); когда ребенок не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте ребенку возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
Создание как можно более безопасной атмосферы, работа с переживаниями, помощь в выражении эмоций, понимании, что все чувства имеют права на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют, и одиночество, и страх; прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события; пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой событии, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с ситуацией, особенно когда ребенок видит, как можно выразить страх, горе и переключиться на продуктивную деятельность на примере взрослого. Обсуждение не то же самое, что событие. Дети часто полагают, что, думая о чем-то, говоря о чем-то, можно вызвать само это событие. Да и взрослые, иногда рассказывая о катастрофе, переживают ее заново, чувствуют ее свершающейся снова и снова, даже понимая умом, что это не так.
Спрашивайте, что больше всего беспокоит ребенка, отслеживайте изменения в его поведении и эмоциональном состоянии, не бойтесь сказать ребенку, что вы не знаете, что будет дальше. Говорите о неопределенности и непонятности, но также и о силе страны и ее народа, используйте исторические примеры. Используйте релаксационные техники, техники аутотренинга. Следует помнить об эффективности активного слушания: пытайтесь в первую очередь понять, а не быть понятыми. Часто важнее ваше слушание ребенка, эмпатическое и терпеливое, ваше участие. Бывает, что ребенок не решается начать разговор. Если это так, можно попытаться спросить его, как он думает, чувствует, что думают другие ребята о происшедшем. Ребенку может оказаться легче сначала рассказать, что произошло, что он слышал, видел, ощущал, прежде чем поведать о своих чувствах. Иногда ребенок будет пытаться рассказать эту историю снова и снова. Помните, что пересказ —- часть процесса исцеления.
[1] РСЧС – единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Источник