Психологическое здоровье и условия его формирования
Журнал Института вертеброневрологии и мануальной медицины «Счастье быть здоровым», июнь 2016
Уже больше года медицинский центр «Здоровые поколения» Института вертеброневрологии и мануальной медицины тесно сотрудничает со школой-детским садом «Вершина Монтессори». Специалисты Института проводят семинары для родителей «Вершины», ежегодную диагностику детей. На базе школы-детского сада проходят курсы лечебной визкультуры и массажа. У наших центров единая цель: подготовить детей к жизни, научить их быть счастливыми и физически здоровыми.
Когда мы заботливо справляемся о здоровье своих близких и друзей, то чаще всего имеем в виду их физическое состояние. Понятие «здоровье» относится к физическому самочувствию лишь отчасти, оно определяется также психическим и психологическим состоянием человека.
Для психического здоровья норма – это адекватность требованиям общества, а неадекватное поведение указывает на психические отклонения, на болезнь.
Для психологического здоровья норма- это наличие у человека определенных личностных качеств, которые позволяют ему свободно адаптироваться к обществу, развиваться самому и содействовать развитию окружающих. Альтернативой норме в этом случае будет являться не болезнь, а невозможность развиваться и выполнять свою жизненную задачу: то, что человеку необходимо сделать для окружающих, используя свои способности и возможности. Исследования показывают: только выполняя свою жизненную задачу человек, чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.
Портрет психологически здорового человека в высшей степени привлекательный. Это человек свободный, творческий, жизнерадостный и разумный. Полностью принимая себя, он признает одновременно уникальность и ценность окружающих его людей. Неблагоприятные ситуации, которые встречаются в его жизни, он воспринимает как урок, расширяющий осознавание. Такая жизненная позиция дает ему высокую адаптивность и бесценное умение находиться в ситуации неопределенности, доверять тому, что будет с ним завтра. Его внутренняя гармоничность сочетается с гармонией более высокого порядка: между ним и окружающими его людьми, природой и космосом. Только находясь в этом состояние гармонии и баланса, человек может определить свою жизненную задачу.
Когда и как формируется психологическое здоровье?
Если обратиться к возрастной психологии, то становится понятно: в промежутке от рождения до 7 лет закладывается фундамент психологического здоровья.
В младенчестве (от рождения до года) наиболее значимым фактором нормального развития младенца является его общение с матерью, поэтому особое внимание необходимо уделять количеству и качеству взаимодействия с малышом.
Недостаток общения, избыток общения (сверхстимуляция), чередование сверхстимуляции с пустотой в общении, формальное общение — являются факторами риска в формировании психологического здоровья
В этот период маме очень важно адаптировать свою потребность в общении, эмоциональность, занятость другими делами и т.д. к потребностям ребенка.
Если процесс взаимодействия матери с малышом будет гармоничным, то у него образуется здоровая привязанность к другим людям и базовое доверие миру.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Малышу необходимо освободиться от поддержки, которую оказывала ему мать, отделиться от нее и ощутить себя отдельной личностью.
Для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. Факторы риска в этот период связаны с выбором расстояния, на которое необходимо отпустить ребенка и выбором темпа, в котором это необходимо делать: а) слишком резкое и быстрое отделение, б) продолжение постоянной опеки над ребенком.
Если родители грамотно организовали процесс сепарации в этот период, то в младшем школьном возрасте это отзовется достаточной уверенностью ребенка в себе и независимостью от взрослых.
Кроме того, ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери, поэтому важнейшей формой детской активности является агрессия. Если ставить абсолютный запрет на ее проявление, то агрессивность может полностью вытисниться. И тогда послушный и «удобный» для взрослых ребенок, любимец родителей и воспитателей заплатит за всеобщую любовь достаточно высокой ценой – нарушением своего психологического здоровья. Проблема с выражением гнева в будущем может проявляться разнообразным способом: в страхе взросления, в чрезмерной тучности, в резких и необоснованных вспышках агрессивности при выраженном стремлении быть «хорошим» и т.д.
Очень важно научить малыша правильно выражать свою агрессию, не канализируя ее на окружающих, и на следующем возрастном этапе ему будет легче управлять своими эмоциями и усваивать конструктивные модели разрешения конфликтов.
Дошкольный возраст (от 3лет до 6-7 лет) особенно значим для формирования психологического здоровья ребенка, поскольку именно в это время малыш начинает воспринимать реальность другого человека: его интересы, желания, состояния и т.д. Он учится уважать потребности партнеров по игре, родителей, воспитателей и действовать с учетом их интересов.
Если взрослые создают ребенку условия, где он «кумир семьи», где его потребности превалируют над потребностями других людей, то ребенок продолжает видеть мир только с позиции собственных интересов, оставаясь эмоционально незрелым.
Чтобы ребенок легко общался со сверстниками, принимал естественные жизненные ограничения, впоследствии успешно адаптировался к школе, необходимо учить его выстраивать партнерские отношения с окружающими: с родителями, детьми, воспитателями и т.д.
Для дошкольника невероятно важна полная семья и, особенно, здоровые отношения между родителями. Для адекватной половой идентификации и девочкам, и мальчикам в этом возрасте необходим отец.
Кроме того, когда родители ладят между собой, важнейшие детские потребности в безопасности, любви, принадлежности и т.д. чаще всего удовлетворяются. Дети в таких семьях, в большинстве случаев, высоко адаптивные, дружелюбные, жизнерадостные, они гораздо меньше болеют и свободно общаются со сверстниками.
В дошкольном возрасте через родительское программирование происходит усвоение нравственной культуры, которая является предпосылкой духовности.
Малыш далеко не всегда способен действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями взрослых, он только на пути к усвоению социальных умений и навыков. Его потребность в любви и принятии родителей чрезвычайно сильна в это время. Для сохранения любви близких, ребенок может отказываться от своих чувств, потребностей, интересов и стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям родителей.
Чтобы малыш приобрел способность чувствовать, проявлять открытость и интерес к миру, быть спонтанным и проживать свою собственную жизнь необходимо вместо похвалы и критики, безусловно принимать его с его неизбежными ошибками.
Можно сделать вывод: для развития психологического здоровья ребенка родителям необходимо систематически повышать свою психологическую грамотность, обращаться за помощью к специалистам в этой области, выбирать для малыша учреждения, где работают квалифицированные педагоги, где есть грамотное психологическое сопровождение. От эффективности взрослых в этом вопросе зависит будущее ребенка.
ВОРОЖБИТ Нателла Багировна,
Руководитель психологической службы частного общеобразовательного учреждения школы-детского сада «Вершина Монтессори»
Источник
Психологическое здоровье: факторы риска нарушения и оптимальные условия для его становления
Статья в рамках Сетевой ГЭП
«Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения
через создание единого здоровьесберегающего пространства округа»
Тема экспериментальной работы в ЦПМСС «Ново-Переделкино»:
«Трансдисциплинарный подход в создании
адаптивной среды в образовательном учреждении»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье: факторы риска нарушения
и оптимальные условия для его становления.
В 1979 году Всемирной Организацией Здравоохранения был введен термин “психическое здоровье”. Его можно определить как “состояние психической деятельности, которому свойственны детерминированность психических явлений, гармоническая взаимосвязь между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней, адекватность реакций организма на социальные, психологические и физические условия жизнедеятельности, благодаря способности личности контролировать свое поведение, планировать и осуществлять свой жизненный путь в микро- и макросоциальной среде». В отличие от понятия «психическое здоровье» термин «психологическое здоровье» встречается пока не часто. Появление этого термина связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований — гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.
Сегодня проблема психологического здоровья является актуальной и разрабатывается рядом исследователей (В.А.Ананьев, Б. С. Братусь, И.Н.Гурвич, Н.Г.Гаранян, А. Н. Леонтьев, В.Э. Пахальян, А.М. Степанов, А.Б.Холмогорова и др.). Проблеме психологического здоровья детей посвящены труды И.В.Дубровиной, В.В.Давыдова, О.В.Хухлаевой, Г.С.Никифорова, Д.Б.Эльконина и др.).
Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг — между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова — как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты. Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров).
В концепции модернизации системы образования важная роль отводится здоровьесберегающим технологиям, психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, сохранению и укреплению психического здоровья. Сегодня еще продолжают оставаться вне поля видения и позитивного вмешательства дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы и квалифицировать как » психически не болен, но психологически уже не здоров».
Психологическое здоровье — состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть единство жизнеспособности и человечности индивида.
«Психологическое здоровье» характеризует личность в целом (в отличие от «психического здоровья», которое имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам), находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья.
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни.
Другими словами «ключевым» понятием для описания психологического здоровья является «гармония». И прежде всего, это гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими людьми, природой. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Соответственно можно говорить о том, что «психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества, являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи» (О.В.Хухлаева).
При этом психологическое здоровье человека тесно связано со здоровьем физическим, т.к. само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования. Более того, в последнее время выделилось такое новое научное направление, как психология здоровья – «наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития» (В.А.Ананьев).
Следующий момент, который необходимо рассмотреть для содержательного наполнения понятия психологического здоровья, – это взаимосвязь его с духовностью. И.В.Дубровина утверждает, что следует рассмотреть психологическое здоровье с точки зрения богатства развития личности, т.е. включать в психологическое здоровье духовное начало, ориентацию на абсолютные ценности: Истину, Красоту, Добро. Таким образом, если у человека нет этической системы, то невозможно говорить о его психологическом здоровье. И с этим положением можно полностью согласиться.
Поняв, что такое психологическое здоровье, необходимо также обратить внимание на факторы риска нарушения психологического здоровья. Их можно разделить условно на две группы: объективные, или факторы среды, и субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями. Под факторами среды (для детей) понимаются семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями. В свою очередь, семейные неблагоприятные факторы можно подразделить на факторы риска, исходящие от:
- типа детско-родительских отношений (дефицит общения родителей и ребенка, сверхстимуляции ребенка, гиперопека, чередование сверхстимуляции с пустотой отношений, формальное общение и др.),
- семейной системы (взаимодействие по типу «ребенок – кумир семьи», отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними).
В младшем школьном возрасте (от 6–7 до 10 лет) взаимоотношения с родителями начинают опосредоваться школой, т.к. ребенок впервые попадает в ситуацию социально оцениваемой деятельности, получает возможность объективного сравнивания своей деятельности с деятельностью других, что может приводить к значительному снижению самооценки детей. Кроме того, если ребенок воспринимает результаты учебы как единственные критерии собственной ценности, жертвуя при этом воображением, игрой, он приобретает ограниченную идентичность, по Э. Эриксону – «я есть только то, что я могу делать». Появляется возможность формирования чувства неполноценности, которое может негативно повлиять как на актуальную ситуацию ребенка, так и на формирование его жизненного сценария.
Но если рассматривать становление психологического здоровья только с точки зрения факторов риска, возникают вопросы, почему не все дети в неблагоприятных условиях «ломаются», а, наоборот, иногда добиваются жизненных успехов, и почему мы нередко сталкиваемся с детьми, выросшими в комфортной внешней среде, но при этом нуждающимися в той или иной психологической помощи. Поэтому необходимо учитывать оптимальные условия для становления психологического здоровья человека:
- наличие в жизни ребенка трудных ситуаций, вызывающих напряжение соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. При этом задача взрослых – не помощь в преодолении трудных ситуаций, а помощь в поиске их смысла и обучающего воздействия;
- наличие у ребенка положительного фона настроения (наличие у учащегося душевного равновесия, т. е. способности в различных ситуациях приходить к состоянию внутреннего покоя, оптимизм и способность самого ребенка быть счастливым). Хорошее настроение повышает эффективность решения человеком тех или иных проблем и преодоления трудных ситуаций;
- наличие постоянной фиксации ребенка на прогрессе, положительных изменениях, которые относятся как к сфере учебной, так и внеучебной деятельности;
- наличие социального интереса (способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие).
Но важно то, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при отсутствии их – с теми или иными нарушениями психологического здоровья.
Таким образом, обобщив все сказанное выше мы получаем «портрет» психологически здорового человека. «Психологически здоровый человек – это прежде всего человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Такой человек возлагает ответственность за свою жизнь прежде всего на самого себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом, хотя он не всегда формулирует его для себя. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей. Его жизненный путь может быть не совсем легким, а иногда довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. И что важно – умеет находиться в ситуации неопределенности, доверяя тому, что будет с ним завтра» (О.В.Хухлаева).
В целом же можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы могут преломляться через внутренние, но и внутренние факторы могут модифицировать внешние воздействия. И еще раз необходимо подчеркнуть, что для психологически здоровой личности необходим опыт борьбы, увенчивающейся успехом.
Источник