Психологическое здоровье и условия его формирования
Журнал Института вертеброневрологии и мануальной медицины «Счастье быть здоровым», июнь 2016
Уже больше года медицинский центр «Здоровые поколения» Института вертеброневрологии и мануальной медицины тесно сотрудничает со школой-детским садом «Вершина Монтессори». Специалисты Института проводят семинары для родителей «Вершины», ежегодную диагностику детей. На базе школы-детского сада проходят курсы лечебной визкультуры и массажа. У наших центров единая цель: подготовить детей к жизни, научить их быть счастливыми и физически здоровыми.
Когда мы заботливо справляемся о здоровье своих близких и друзей, то чаще всего имеем в виду их физическое состояние. Понятие «здоровье» относится к физическому самочувствию лишь отчасти, оно определяется также психическим и психологическим состоянием человека.
Для психического здоровья норма – это адекватность требованиям общества, а неадекватное поведение указывает на психические отклонения, на болезнь.
Для психологического здоровья норма- это наличие у человека определенных личностных качеств, которые позволяют ему свободно адаптироваться к обществу, развиваться самому и содействовать развитию окружающих. Альтернативой норме в этом случае будет являться не болезнь, а невозможность развиваться и выполнять свою жизненную задачу: то, что человеку необходимо сделать для окружающих, используя свои способности и возможности. Исследования показывают: только выполняя свою жизненную задачу человек, чувствует себя счастливым, в противном случае – глубоко несчастным.
Портрет психологически здорового человека в высшей степени привлекательный. Это человек свободный, творческий, жизнерадостный и разумный. Полностью принимая себя, он признает одновременно уникальность и ценность окружающих его людей. Неблагоприятные ситуации, которые встречаются в его жизни, он воспринимает как урок, расширяющий осознавание. Такая жизненная позиция дает ему высокую адаптивность и бесценное умение находиться в ситуации неопределенности, доверять тому, что будет с ним завтра. Его внутренняя гармоничность сочетается с гармонией более высокого порядка: между ним и окружающими его людьми, природой и космосом. Только находясь в этом состояние гармонии и баланса, человек может определить свою жизненную задачу.
Когда и как формируется психологическое здоровье?
Если обратиться к возрастной психологии, то становится понятно: в промежутке от рождения до 7 лет закладывается фундамент психологического здоровья.
В младенчестве (от рождения до года) наиболее значимым фактором нормального развития младенца является его общение с матерью, поэтому особое внимание необходимо уделять количеству и качеству взаимодействия с малышом.
Недостаток общения, избыток общения (сверхстимуляция), чередование сверхстимуляции с пустотой в общении, формальное общение — являются факторами риска в формировании психологического здоровья
В этот период маме очень важно адаптировать свою потребность в общении, эмоциональность, занятость другими делами и т.д. к потребностям ребенка.
Если процесс взаимодействия матери с малышом будет гармоничным, то у него образуется здоровая привязанность к другим людям и базовое доверие миру.
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет) является особо значимым для формирования «Я» ребенка. Малышу необходимо освободиться от поддержки, которую оказывала ему мать, отделиться от нее и ощутить себя отдельной личностью.
Для этого матери необходимо отпустить ребенка на то расстояние, на которое он сам хочет отойти. Факторы риска в этот период связаны с выбором расстояния, на которое необходимо отпустить ребенка и выбором темпа, в котором это необходимо делать: а) слишком резкое и быстрое отделение, б) продолжение постоянной опеки над ребенком.
Если родители грамотно организовали процесс сепарации в этот период, то в младшем школьном возрасте это отзовется достаточной уверенностью ребенка в себе и независимостью от взрослых.
Кроме того, ранний возраст – это период амбивалентного отношения ребенка к матери, поэтому важнейшей формой детской активности является агрессия. Если ставить абсолютный запрет на ее проявление, то агрессивность может полностью вытисниться. И тогда послушный и «удобный» для взрослых ребенок, любимец родителей и воспитателей заплатит за всеобщую любовь достаточно высокой ценой – нарушением своего психологического здоровья. Проблема с выражением гнева в будущем может проявляться разнообразным способом: в страхе взросления, в чрезмерной тучности, в резких и необоснованных вспышках агрессивности при выраженном стремлении быть «хорошим» и т.д.
Очень важно научить малыша правильно выражать свою агрессию, не канализируя ее на окружающих, и на следующем возрастном этапе ему будет легче управлять своими эмоциями и усваивать конструктивные модели разрешения конфликтов.
Дошкольный возраст (от 3лет до 6-7 лет) особенно значим для формирования психологического здоровья ребенка, поскольку именно в это время малыш начинает воспринимать реальность другого человека: его интересы, желания, состояния и т.д. Он учится уважать потребности партнеров по игре, родителей, воспитателей и действовать с учетом их интересов.
Если взрослые создают ребенку условия, где он «кумир семьи», где его потребности превалируют над потребностями других людей, то ребенок продолжает видеть мир только с позиции собственных интересов, оставаясь эмоционально незрелым.
Чтобы ребенок легко общался со сверстниками, принимал естественные жизненные ограничения, впоследствии успешно адаптировался к школе, необходимо учить его выстраивать партнерские отношения с окружающими: с родителями, детьми, воспитателями и т.д.
Для дошкольника невероятно важна полная семья и, особенно, здоровые отношения между родителями. Для адекватной половой идентификации и девочкам, и мальчикам в этом возрасте необходим отец.
Кроме того, когда родители ладят между собой, важнейшие детские потребности в безопасности, любви, принадлежности и т.д. чаще всего удовлетворяются. Дети в таких семьях, в большинстве случаев, высоко адаптивные, дружелюбные, жизнерадостные, они гораздо меньше болеют и свободно общаются со сверстниками.
В дошкольном возрасте через родительское программирование происходит усвоение нравственной культуры, которая является предпосылкой духовности.
Малыш далеко не всегда способен действовать в соответствии с требованиями и ожиданиями взрослых, он только на пути к усвоению социальных умений и навыков. Его потребность в любви и принятии родителей чрезвычайно сильна в это время. Для сохранения любви близких, ребенок может отказываться от своих чувств, потребностей, интересов и стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать ожиданиям родителей.
Чтобы малыш приобрел способность чувствовать, проявлять открытость и интерес к миру, быть спонтанным и проживать свою собственную жизнь необходимо вместо похвалы и критики, безусловно принимать его с его неизбежными ошибками.
Можно сделать вывод: для развития психологического здоровья ребенка родителям необходимо систематически повышать свою психологическую грамотность, обращаться за помощью к специалистам в этой области, выбирать для малыша учреждения, где работают квалифицированные педагоги, где есть грамотное психологическое сопровождение. От эффективности взрослых в этом вопросе зависит будущее ребенка.
ВОРОЖБИТ Нателла Багировна,
Руководитель психологической службы частного общеобразовательного учреждения школы-детского сада «Вершина Монтессори»
Источник
Условия становления психического здоровья
г.Мурманск, ул.Свердлова д2 к4, 183031
Регистратура т.(8152) 60-34-02
+7-900-943-03-64
Приемная т.(8152) 60-24-01
+7-900-943-03-74
ФАКС (8152) 41-06-84
email mopnd@rambler.ru
Режим работы диспансерного отделения по адресу Свердлова 2/4:
Понедельник-пятница: 08.00 — 19.00
Суббота: 10:00 — 14:00
Воскресенье: выходной
Психическое здоровье – это состояние психологического и социального благополучия, при котором человек реализует свои возможности, эффективно противостоит жизненным трудностям и стрессу, осуществляет продуктивную осознанную деятельность и вносит свой вклад в развитие социума.
В первую очередь это реализуется за счет стабильного, адекватного функционирования психики, а также основных психических познавательных процессов: памяти, внимания, мышления.
Всемирная организация здравоохранения заявила, что психические расстройства затрагивают около 12% всего населения земного шара – примерно 450 миллионов или каждый четвертый человек во всем мире страдает от психических заболеваний.
Показателями психического здоровья являются:
Факторы, которые разрушают психику человека:
- Вредные воздействия окружающей среды.
- Физические болезни.
- Генетически запрограммированные модели поведения.
- Различные зависимости и привыкания.
- Вредные привычки, такие как, алкоголь, курение, наркотики.
Все эти факторы способны в той или иной форме оказывать влияние на людей, вызывая тяжелые болезни.
Чем характеризуется психическое здоровье?
1. Умение выстраивать отношения с окружающими. Эти отношения в основном позитивные, доверительные. В эту же категорию относят способность любить – принимать человека таким, какой он есть.
2. Желание и способность работать. Это – не только профессиональная деятельность, но и творчество, вклад в общество. Создавать то, что ценно для самой личности, его семьи, общества.
3. Способность «играть». Игра – довольно широкое понятие в отношении взрослого человека. Что она в себя включает:
- свободное использование метафор, иносказаний, юмора – игра символами;
- танец, пение, спорт, некоторые виды иного творчества – быть не сторонним наблюдателем, а активным игроком.
4. Автономия. Здоровый человек не делает того, чего ему не хочется. Он самостоятельно делает выбор и несет за него ответственность.
5. Понимание этических норм. Осознавать смысл и необходимость следования им, однако является гибким в этом отношении – в определенных обстоятельствах он может позволить себе изменить линию поведения (в пределах разумного).
6. Эмоциональная устойчивость. Она выражается в способности вынести накал эмоций – чувствовать их, не позволяя им управлять собой. В любых обстоятельствах находиться в контакте с разумом.
7. Гибкость применения защитных механизмов. Каждый человек сталкивается с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, и, будучи носителем такого нежного конструкта, как психика, применяет средства ее защиты. Здоровая личность выбирает эффективные методы и в разных ситуациях осуществляет выбор в пользу наиболее подходящего.
8. Осознанность, или, иначе говоря, ментализация. Здоровый психически человек видит разницу между истинными чувствами и чужими навязанными установками, способен проанализировать свои реакции на слова другого.
9. Способность к рефлексии. Вовремя обратиться к самому себе, проанализировать причины тех или иных событий в собственной жизни, понять, как поступить дальше.
10. Адекватная самооценка. Реалистичная самооценка, самовосприятие себя согласно действительным чертам характера и особенностям, отношение к себе с теплом, реальное понимание слабых и сильных сторон характера.
Как сохранить свое психическое здоровье?
- Правильное питание.
- Физическая активность.
- Принимайте свои чувства.
- Управляйте своими эмоциями.
- Знайте свои слабые места.
- Развивайте свои таланты и интересы.
- Учитесь делать близким людям приятные сюрпризы.
- Научитесь улыбаться.
- Преодоление зависимостей.
- Стрессоустойчивость.
- Изменить образ мышления.
- по возможности оградить себя от негативной информации – перестать смотреть душещипательные передачи, общаться с негативно настроенными людьми и т.д;
- искать положительные стороны в окружающих обстоятельствах;
- перестать критиковать все подряд от соседей и начальства до правительства;
- не поддаваться унынию, какими бы тяжелыми не представали обстоятельства;
- не сравнивать себя с кем бы то ни было – разве что с самим собой вчера и сегодня;
- положительно воспринимать жизнь во всех ее проявлениях.
Следует помнить о том, что позитивное мышление основывается не столько на событиях окружающего мира, сколько на реакции на них, а её мы в силах изменить.
Психически здоровые люди стремятся сбалансировать и развивать различные стороны своего «я» — физическую, психическую, эмоциональную и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям.
Источник
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Целью формирования психического здоровья является гармоничная, мощная и устойчивая личность, способная к социальной адаптации. Во всем диапазоне валеологической деятельности на процесс формирования психики падает особая ответственность.
Основные направления в практике формирования психического здоровья в принципе такие же, как и в области физического здоровья. Это:
— формирование оптимальной (в пределах природных данных) психической конституции за счет максимального раскрытия психического потенциала ребенка;
— своевременная правильная психическая адаптация к социуму;
— своевременная профилактика психоэмоциональных стрессов, психокомплексов, неврозов.
Первые два аспекта осуществляются воспитателями и педагогами. Роль валеолога при этом — консультативная. Третий, профилактический аспект целиком в ведении валеолога.
Формирование психического здоровья начинается еще во внутриутробный период. Как свидетельствуют исследования в области глубинной психологии, плод в своем подсознании (осознаваемая часть психики формируется только после рождения) способен фиксировать все впечатления. Основной канал поступления информации при этом — кинестетический (ощущения), дополнительный — слуховой. Впечатления плода обусловлены прежде всего ощущением комфорта (либо дискомфорта) в связи со средой обитания, безопасности за свое физическое существование. Плод находится в психическом резонансе с матерью, ощущая ее психическое напряжение, отношение к себе. Этот факт, привнесенный в науку в основном чешскими и американскими исследователями, был известен в древности, и поэтому в психогигиену беременной женщины вводились такие положительные моменты, как психическое спокойствие, радостное настроение, любовь к будущему ребенку, общение с природой, занятие искусствами и др.
Из всех жизненных потрясений самый сильный след в психике человека оставляет стресс, связанный с процессом рождения. Роды — это первый жизненный тренинг, охватывающий основные формы реагирования живой системы на изменения внешних условий в связи с переходом в новую среду. Это тренинг терпения (связан с периодом схваток), борьба за существование (во время потуг) и встреча с новым, выход в новую среду и принятие ее (выход из родовых путей). Все это отражено в описании II—IV перинатальных
матриц С.Грофа, патологическая фиксация которых в подсознании является источником психокомплексов, оказывающих существенное влияние на психическую конституцию. Ребенок, родившийся путем кесарева сечения, не имеет этого І первого жизненного опыта, и поэтому менее адаптируем к ; среде. Данный недостаток должен восполняться путем последующего воспитания.
Уменьшить «стресс рождения» можно ослаблением перепада средовых параметров при выходе ребенка из родовых путей. Интересным подходом в этом направлении являются роды в воду. Жрицы рожали в воде, тем самым осуществлялись мягкая физиологическая адаптация новорожденного к новой среде и профилактика перинатальных комплексов. Данный исторический материал, переоткрытый и научно подтвержденный в настоящее время, предстоит осмыслить официальной медицине.
Чрезвычайно важным для дальнейшего состояния психики человека является правильное ведение послеродового периода. Первые 1—1,5 ч после рождения новорожденный находится в особой эмпатической связи с матерью, ему необходим постоянный сенсорный контакт с ней. Являясь незрело-рождающимся, человек после появления на свет нуждается в мягком, согревающем, защищающем и кормящем материнском начале.
Чрезвычайно важно для гармоничного психического становления ребенка наличие в семье матери и отца (или, в других вариантах, старших женского и мужского начал). Любовь матери и отца к ребенку различна. Любовь матери более инстинктивная, биологически защищающая, и ребенок остро нуждается в ней примерно до 6—7-летнего возраста. Ребенок воспринимает ее как свою собственность, борется за нее, может ревновать к другим детям. Счастлив тот, в ком эти уникальные отношения на всю жизнь сформировали ощу-
щение «тыла», наличия первичной биологической и психологической опоры, понимающего, отдающего и принимающего тебя таким, какой ты есть, материнского начала. Часто у взрослых людей встречаются жалобы на дефицит родительской любви, особенно материнской («мама меня не любила», «любила, но не так, как бы мне хотелось»), который мучает их всю жизнь.
Любовь отца к детям более рациональна, оценочна, ее нужно заслужить. Особенно велика роль отца в критические периоды жизни ребенка, связанные с социализацией, —это возраст 7 и 13—14 лет. По отношению к сыну и дочери роль отца и матери в семье различна. Отец является учителем, наставником для сына (информация легче передается от подобного к подобному), но воспитателем дочери. Мать — наоборот: учитель дочери и воспитатель по отношению к сыну.
Так как общение с матерью и отцом — это первые одно-и разнополые контакты, образы родителей оказывают в дальнейшем огромное влияние на выбор партнера. Женское начало в мужчине — Анима — формируется под влиянием матери, и для его удовлетворения мужчина в дальнейшем ищет женщину, похожую на мать. У женщины — наоборот: ее мужское начало формируется под влиянием отца, и поэтому избранник часто чем-то напоминает отца. Иногда при отрицательном опыте общения с родителями выборы детей могут идти по принципу «от противного». Очень важно для социальной зрелости ребенка, для подготовки к самостоятельной семейной жизни своевременно освободить его от чрезмерной привязанности к родителям; это профилактика так называемого Эдипова комплекса (привязанность сына к матери) и комплекса Электры (привязанность дочери к отцу).
Психологическое становление ребенка тесно связано с половым созреванием и усвоением половых ролей, психологических черт мужчины и женщины. К пяти годам ребенок начинает понимать свою физическую принадлежность, и следует не допустить возникновения «чувства постыдности» своего тела. Поскольку сексуальные отношения — это прежде всего разговор телесных ласк, сохранение этого чувства у взрослого человека может стать основой супружеской дис-
гармонии. Своевременное принятие половой роли очень важно для детского сознания, оно существенно влияет на отношения с ровесниками.
В возрасте 4—5 лет ребенок оценивает плюсы и минусы своего пола. К 6—7 годам девочки, будучи не всегда удовлетворены своим полом, эмоционально настраиваются очень положительно, ибо уверены, что «девочки хорошие, а мальчики плохие». Сохранение этой уверенности у взрослой женщины может вылиться в демонстративное чувство превосходства над противоположным полом.
До 6-летнего возраста ребенок почти не понимает взрослой логики, главный принцип усвоения им информации — подражание. Это период детского творчества, и очень важно создать у ребенка ощущение, что его принимают и поощряют. Приобретенное ощущение затем остается на всю жизнь. Поэтому ограничения, налагаемые воспитанием, не должны подавлять, невротизировать.
В возрасте 6 лет ребенок начинает выходить из-под физической и психологической опеки матери, у него проявляются первые ростки социализации. В 7 лет он уже способен к усидчивой работе, его можно обучать в обычной школе, от него можно требовать ответственности за свои действия. В социальной адаптации особая роль отводится отцу.
С поступлением в школу в жизнь ребенка входит учитель как воплощение социальной оценки. Формы этой оценки требуют деликатности, ребенка нельзя оскорблять и обманывать. Непонимание, незнание логики внутреннего развития и общих принципов обучения приводит к конфликтам, психотравме и появлению комплекса «недооценки учителем».
Известно, что из трех каналов восприятия информации (зрительный, слуховой и кинестетический) первым формируется кинестетический, затем зрительный и в последнюю очередь аудиальный. Поэтому наибольшей любовью в младших классах пользуются учителя, ориентированные на мягкую манеру поведения и сенсорный контакт. Для повышения грамотности в силу позднего становления аудиального канала дети должны не писать диктанты, а списывать тек-
6. Медицинская валеология
сты. Если же ребенок — прирожденный аудиалист (это обычно генетически обусловлено), то он, наоборот, плохо усваивает материал из книг (с ним нужно беседовать), не смотрит в глаза при разговоре (так как слушает), что может порождать непонимание и конфликты.
Появление в жизни ребенка фактора социальной оценки в лице учителя способствует быстрому становлению его личности. Однако к принятию самостоятельных решений ребенок способен уже с 3—4 лет, с этого возраста он активно выбирает себе среду общения. Следует учитывать, что дети, часто контактирующие со взрослыми, развиваются быстрее. Становление активной позиции по отношению к жизни, развитие в ребенке творца и умельца следует поощрять, иначе сформируется психокомплекс «незнайки и неумейки».
Но, начиная с 7 лет, ребенок должен ощущать мир как то, с чем надо считаться, то, что противостоит ему, что нужно завоевать. Сопротивление среды закаляет характер, способствуя главной цели воспитания — адаптации к социальной жизни.
Становление личности требует умного, авторитетного ведения. В детстве эту роль выполняет отец, в юношестве — обычно другой человек. В Японии существует понятие «долга благодарности» к такому наставнику, его считают вторым отцом. Аналогичную роль в православной традиции должны выполнять крестные мать и отец.
Психическая конституция формируется примерно в возрасте до 12 лет. Адекватное поведение родителей и учителей, соответствующая организация жизненной среды, постоянные развивающие воздействия в этом возрасте способствуют оптимальному раскрытию психических потенций ребенка. Невыполнение этих требований ведет к появлению страхов и психокомплексов. Психокомплекс сопровождает человека всю жизнь, деформируя его характер и создавая множество проблем (комплексы «недолюбленное™ родителями», «недооценки учителями», «незнайки и неумейки»).
Можно ли сформировать личность без комплексов? Нет. Ибо любое воспитание — это адаптация человека к социальной жизни, связанная с наложением определенных запретов (и соответственно подавлением некоторых собственных желаний), с подчинением «Я» общественным интересам. Каждая социальная формация требует своего набора необходимых запретов. Однако превышение «критической вели-
чины» при этом ведет к отрицательным результатам, и именно этот аспект, наряду с коррекцией последствий психо-травмирующих ситуаций, является объектом внимания ва-леологов.
В психоэмоциональном становлении ребенка выделяют два основных критических периода: возраст 6—7 лет и период полового созревания.
Период полового созревания совпадает с психологической перестройкой, характеризующейся отходом ребенка от семьи и попытками проявить себя в обществе в качестве взрослого человека. Однако общество еще не воспринимает его в этом качестве. Потребность в самоутверждении обусловливает «трудность» этого возраста. Высокая психическая чувствительность ребенка при этом требует от воспитателя авторитетности, деликатных форм обращения, признания прав на симпатии и принятие самостоятельных решений. Особую опасность несет в себе оскорбление и разочарование ребенка в своем первом чувстве к представителю противоположного пола (так называемая травма первой любви). Впоследствии эта обида, подсознательное стремление отомстить может проявиться в деспотических тенденциях в собственной семье.
Основными принципами в практике формирования психического здоровья являются следующие:
— профилактика «стресса рождения»;
— здоровая психоэкология в семье, школе, обществе ровесников;
— наличие развивающей среды и конкретных наставников;
— профилактика психокомплексов и неврозов;
— особое внимание к психическому здоровью ребенка в критические периоды развития.
Если у ребенка, несмотря на принимаемые меры, возникает психическое напряжение, невротизация, необходимы своевременное проведение психоразгрузки, анализ и коррекция психоэкологии жизненного пространства.
При выявлении психокомплекса требуется специальная работа с врачом либо психологом, владеющим методиками регрессии возраста и «очищения» подсознания от отрицательного психического материала. Эти методики представле-,ны в соответствующих разделах валеологии. Существуют их детские модификации, которые касаются школьного возраста. Особенностью работы с детьми младшего школьного возраста является необходимость высокой степени сенсорного контакта с ребенком и легкость введения его в транс, который быстро переходит в сон.
В 1994 г. школьная программа в Украине пополнилась новым предметом — валеология, задачей которой является научить детей оставаться здоровыми и сформировать мотивацию к этому, т.е. выработать у подрастающего поколения активную позицию по отношению к своему здоровью. Данный подход, в значительной мере перемещающий ответственность за свое здоровье на плечи самого индивида при консультативной роли врача, является единственно верным в той ситуации экологической и экономической катастрофы, в которой оказалось наше общество.
Формирование здоровья является одной из самых актуальных проблем нашего общества, в решении которой должны участвовать не только врач, педагог, но и каждый отдельный человек.
Источник